7. Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. - М.; СПб.; Нью-Йорк. - 2006. - С. 181182.
8. Доклад о глобальной повестке образования. URL: https://edu2035.org/pdf/GEF.Agenda_ru.pdf (дата обращения: 14.07.2017)
9. Ильин, И. В., Розанов А. С. Глобальный мир: взгляд из России // Век глобализации. - 2013. - №2. - С. 180-185.
10. Ильин, И. В., Розанов А. С. Глобальные исследования: новые подходы // Век глобализации. - 2014. -№1. - С. 170-181
11. Капица С.П. Экономика знаний: контекст российских проблем // Россия в глобальном контексте: цикл публичных дискуссий. - Вып. 15. URL: www.nikitskyclub.ru
12. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта. Монография. - М.: Луч., 2016. - 640 с.
13. Межевич, Н. М., Жабреев, А. А., Жук, Н. П. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. - 2011. -№1(37) URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3497 (дата обращения: 14.07.2017)
14. Сериков, В.В. К построению целостного образа педагогической реальности / В.В. Сериков // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - Том 2, №1. - С. 201-215
15. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://www.zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 14.07.2017)
16. Чешко М.А., Глобальное видение и новая наука. - М.: 1998. - С. 41.
17. Avgusmanova Tatyana V., Dzyatkovskaya Elena N. Self-Education Skills As A Means Of Education Sustainable Development: Multidisciplinary Studies // 2017 International Conference «Education Environment for the Information Age» (EEIA-2017), Moscow, Russia, June 7-8, 2017. doi: dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.14
Педагогика
УДК 796,2
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта Агаев Натиг Фарман оглы
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Лукина Елена Вячеславовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Разорёнов Василий Александрович
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ
Аннотация. Рассмотрены вопросы использования игровой деятельности, в частности подвижных игр на занятиях по физической культуре. Авторы обращаются к истории подвижных игр. Указывается принципы, которыми должен руководствоваться преподаватель с целью эффективного использования подвижных игр в на занятиях по физической культуре. Рассмотрены особенности игровой деятельности и подвижных игр. Авторы обращают внимание на содержательную направленность подвижных игр в зависимости от тех качеств, которые необходимо развить.
Ключевые слова: игра, игровая деятельность, подвижные игры, занятия по физической культуре, принципы обучения, качества быстроты, ловкости, выносливости, волевые качества.
Annotation. The questions of optimizing the training process by using the game activity, in particular, mobile games in the classroom are considered. The authors refer to the history of mobile games. It specifies the principles that should guide the coach with the goal of effectively using mobile games in the training process. Features of game activity and mobile games are considered. The authors pay attention to the content orientation of mobile games, depending on those qualities that need to be developed.
Keywords: game, game activity, outdoor games, training process, principles of training, quality of speed, dexterity, endurance, strong-willed qualities.
Введение. Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Является средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания, средством спорта. Игра как сознательная деятельность направлена на достижение условно поставленной цели, формирует мировоззрение личности, отношение его к коллективу.
Игровая деятельность характеризуется доступностью, активностью, прогрессивностью, состязательностью, эмоциональностью, адаптивностью, импровизированностью, добровольностью, креативностью, удовольствием.
Формулировка цели статьи. Эффективность использования подвижных игр на занятиях по общей физической подготовке не вызывает сомнения. Актуально применение в данных условиях игрового метода, достоинство которого состоит в доступности изучения технически сложных упражнений и обеспечении комплексного совершенствования двигательной деятельности, в результате чего происходит развитие физических качеств наравне с двигательными навыками [2].
Ценность подвижных игр состоит в приобретении умений, качеств, навыков, повторяющихся и совершенствующихся в условиях смены обстановки игры. Содержание игровой деятельности способствует обогащению представления, активизации наблюдательности, мышления и внимания, развитию памяти, сообразительности и воображения. Связь игровой деятельности с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий
способствует укреплению силы воли, воспитанию выдержки, решительности, настойчивости в достижении цели, веры в свои силы.
Изложение основного материала статьи. С термином «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность». В жизни человека игровая деятельность занимает основное место. Выделяют функции игры: развлекательную, социокультурную, диагностическую, воспитательную, коррекционную, социализирующую, познавательную, игротератевтическую [3].
Самой природой человека обусловлены потребности, к которым относится и игровая деятельность: потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получения внешней информации. Согласно теории избытка энергии, возникновение игровой деятельности происходит в результате того, что в организме накапливается избыточная, неизрасходованная энергия, требующая удаления. Это возможно достичь в игре.
Широкую популярность подвижные игры приобрели благодаря простоте правил, их вариативности, несложности и естественности физических упражнений, из которых состоят игровые действия, возможности проявления инициативы, воли, воображения. История подвижных игр уходит в глубокое прошлое. Физическая подготовка воинов в Древнем Риме, Спарте и Афинах обязательно включала в себя подвижные игры. Проводились игры в специально построенных помещениях и на стадионах. Содержание народных подвижных игр послужило в дальнейшем основой программы Олимпийских игр, начало проведения которых относится к 776 г. До нашей эры (именно с этого года отмечено начало записи победителей в состязаниях) в Древней Греции.
На Руси подвижные игры являлись средством физического совершенствования. Пётр I во времена своего правления применял в физической подготовке молодых людей игры в городки и лапту как средство физического воспитания, о чём свидетельствуют исторические документы. Придавая огромную роль физическим упражнениям, А.В.Суворов, выдающийся русский полководец, отмечал в том числе и полезность и подвижных игр. А.И.Герцен, В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт пропагандировали и использовали в физическом воспитании молодёжи подвижные игры [1].
Для повышения эффективности использования подвижных игр на занятиях по физической культуре преподаватель при решении образовательных, воспитательных и оздоровительных задач должен руководствоваться ведущими принципами обучения:
принцип сознательности и активности - при проведении игры преподаватель обязан объяснить играющим её содержание, задачи и правила проведения. Сознательное поведение играющих способствует совершенствованию и творческому обогащению игры, в результате чего значительно возрастает заинтересованность игроков и, как следствие, повышается воспитательное воздействие игры;
принцип наглядности - при обучении подвижным играм возможно использование не только показа, но и наглядных пособий: инвентаря, рисунков, схем, показывающих размещение играющих, разметку игровой площадки, фотографии различных моментов игры;
принцип последовательности - последовательность проведения игр должна быть спланирована. В соответствии с чем следует учесть задачи физического воспитания в соответствии с возрастом, физическую подготовленность игроков и последовательность приобретения навыков и знаний. Игры для занятий по общей физической подготовке планируются в соответствии с программой физического воспитания;
принцип доступности - игры должны соответствовать подготовленности игроков. Степень трудности игры подразумевает возможность преодоления препятствий на пути к достижению цели;
принцип систематичности - приобретаемые в процессе игровой деятельности навыки и знания требуют систематического закрепления. При повторении игр вновь образованные рефлекторные связи становятся устойчивее, новые приемы движений легче и быстрее усваиваются. В результате изучения игры совершенствуются навыки, что способствует развитию интереса;
принцип от простого к сложному - при разучивании новых следует ориентироваться на уже знакомые игры: в незнакомые игры, сходные с изученными, необходимо вводить новые правила и условия, последовательно повышать требования в овладении навыками и умениями. Сходство действий способствует более лёгкому переходу к новым, немного усложненным действиям.
Включение в добровольную игровую деятельность элементов соревновательности в сочетании с возможностью самореализации делает её важным средством овладения различными жизненными ситуациями. Это связано с тем, что в процессе игры происходит реализация и стимуляция способностей личности, активизируется сознание, раскрепощается подсознание [5].
Методическая особенность подвижных игр характеризуется: образностью, избирательностью действий, творческой активностью, изменением ролей, изменчивостью ситуаций, элементами соревновательности, разрешением игровых конфликтов, произвольностью затрачиваемых усилий. Благодаря этим особенностям преподавателю предоставляется возможность для решения самых разнообразных задач в учебно-тренировочном процессе [7].
Игровая деятельность способствует улучшению здоровья, развивая и укрепляя основные группы мышц. Движения, которыми сопровождаются подвижные игры, отмечены простотой содержания и формы, естественны, понятны и доступны для восприятия и выполнения. В процессе игры происходит совершенствование навыков в ходьбы, бега, прыжков, метания, овладение навыками основных движений. Отмечаются улучшения общей координации движений, играющие развивают способности целенаправленного владения своим телом в зависимости от задач и правил игры. Необходимыми предпосылками дальнейшей спортивной деятельности является полученный опыт движения и хорошая физическая подготовка.
Развитие и совершенствование физических качеств, занимающихся является одной из главных задач физического воспитания. Следовательно, необходимо оценивать используемые на занятиях по физической культуре игры с позиции двигательной активности участников, интенсивности их игровой деятельности.
Характерная особенность подвижных игр состоит в добровольности и эмоциональности игроков, относительной свободе, самостоятельности действий в игре при обязанности соблюдения ряда условных требований, в сочетании в них элементов соревновательной борьбы и сотрудничества.
Основную роль в практическом содержании всех основных игровых действий играют элементы соревновательной борьбы, характерные для всех подвижных игр. Сотрудничество между игроками обусловлено конкретными условиями и задачами развертывающейся в них соревновательной борьбы и
осуществляется в большинстве подвижных игр, в которых все необходимые действия выполняются в условиях совместной деятельности определенного состава играющих. При этом каждый игрок вступает в контакт и взаимодействует с другими играющими.
Особенность подвижных игр состоит в изменчивости игровых ситуаций, что вызывает у игроков необходимость в постоянной и осмысленной ориентировке, обусловливая проявление наблюдательности, умения анализировать и оценивать сложившуюся ситуацию.
В процессе подбора игры необходимо учитывать подготовленность группы и задачи, решаемые во время игры; состав группы, место проведения и наличие инвентаря. Каждая игра начинается с организации участников - размещения игроков, назначения капитанов. При проведении командных игр, являющихся более эффективным средством закрепления навыков, надо следить за равновесием сил в командах. Объяснение правил игры должно быть логичным и образными и строиться по схеме: название игры, роль игроков, ход игры, цель и правила. Продолжительность игры зависит от количества занимающихся (чем меньше игроков, тем короче игра) и характера игры.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов и определение результатов, так как победитель игры в состоянии реально оценить свои физические и морально-волевые качества и способности.
Рассматривая содержательную направленность игры на занятиях по физической культуре, следует отметить: если на занятии стоит задача развития силы, следовательно, в него следует включать вспомогательные и подводящие игры, в которых присутствуют непродолжительные скоростно-силовые напряжения и различные формы преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Содержательные компоненты таких игр включают в себя: разнообразные притягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики, армрестлинга и т.д. Эффективными в данной ситуации являются движения с доступными играющим отягощениями, наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки.
Если стоит задача развития качества быстроты, то следует подбирать игры, требующие быстроты ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Следует включать физические упражнения с периодическими ускорениями, с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, непродолжительный бег и другие двигательные акты, направленные на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Ловкость развивается в играх, требующих проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с игроками по команде, владения определенной физической сноровкой.
Выносливость развивается в играх, которые требуют определённой затраты сил и энергии в сочетании с короткими двигательными операциями, а также в непрерывной игровой деятельности в соответствии с правилами используемой игры.
Проявление, воспитание, закрепление волевых качеств происходит, если в известные подвижные игры вводятся новые элементы, изменяются правила, время, условия игры, количество мячей, учёт результатов поединка капитанов команд в общекомандный результат, используется метод буллитов и одной попытки при определении победителя [7].
Воля - это сознательное регулирование человеком собственного поведения (деятельности и общения), которое связано с преодолением внутренних и внешних препятствий, это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им собственного поведения и явлений психики [4].
Волевые качества личности спортсменов являются самыми существенными. Значительную роль волевые качества играли у самых выдающихся спортсменов [6].
Подвижные игры способствуют оживлению занятий по физической культуре. Эмоциональное переключение на игровую деятельность сопровождается эффектом активного отдыха, что способствует восстановлению силы в процессе занятия и способствует овладению изучаемым материалом. При занятиях физическими упражнениями и подвижными играми успокаивается и укрепляется нервная система, снимается напряжение, создаётся бодрое и жизнерадостное настроение, содействующее повышению работоспособности и успеваемости студентов.
Достоинством игровой деятельности является возможность её использования на различных этапах занятия и практически в любых условиях. Применение игровой методики на занятиях по физической культуре с помощью использования подвижных игр, которые отражают часто встречающиеся спортивных играх ситуации, способствует оптимизации занятий по физической культуре.
Выводы. Подвижные игры воспитывают основные физические и жизненно важные качества будущего специалиста. Роль подвижных игр на занятиях по физической культуре трудно переоценить. Так как использование игрового метода делает доступным изучение технически сложных упражнений, обеспечивает комплексное совершенствование двигательной деятельности, развитию физических качеств [2].
Литература:
1. Агаев Н.Ф. Подвижные игры в физическом воспитании студентов. «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире». XI Международная заочная научно-практическая конференция. 20 ноября. Краснодар. 2012. С. 24-26.
2. Демчишин А.А., Мухин В.Н., Мозола Р.С. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. - К.: Здоров,я, 1989. - 167 с.
3. Ильин Е.Н. Психология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 288 с.
4. Попов А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для физкультурных вузов. М.: МПСИ, Флинта, 1998. - 152 с.
5. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. - М.: 1997. - 416 с.
6. Федотова Е.В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта. М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 244 с.
7. Червона С.Ф., Пащенко Н.А. Подвижные игры - как средство воспитания волевых качеств личности спортсменов. Физическое воспитание студентов. 2011. № 1.- С. 136-138.
Педагогика
УДК: 378.2
аспирант кафедры управления и экономики образования Акимова Татьяна Николаевна
ГБУ ДПО Санкт - Петербургская академия
постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург), директор
ГБОУ СОШ №79 (г. Санкт-Петербург);
аспирант кафедры управления и экономики образования Лисицинская Александра Викторовна
ГБУ ДПО Санкт - Петербургская академия
постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург),
заместитель директора
ГБОУ СОШ № 463 (г. Санкт-Петербург)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к проблеме профессиональной компетентности учителя, влияния системных изменений на профессиональное развитие учителя. Определены и проанализированы сходство и различие понятий «профессиональной компетентности и компетенции» в широком смысле.
Ключевые слова: компетенция, образование, управление профессиональным ростом учителя, профессиональная компетентность.
Annotation. The article presents approaches to the problem of the teacher's professional competence, the impact of system-defined changes on the professional teacher's development. The similarity and difference between the concepts of "professional competence" and "competency" in the broad sense are defined and analysed.
Keywords: competence, education, professional teacher's development, professional competence.
Введение. При рассмотрении особенностей влияния современных изменений в сфере образования на качество преподавания, на профессиональную компетентность педагога, необходимо остановиться на понятии «компетентность».
Мы разводим понятия компетенция и компетентность. Они широко используются в контексте оценки деятельности педагога или составления его профессиональной характеристики, вместе с тем значение данных терминов в науке трактуется неоднозначно.
Системно-структурные изменения, протекающие в российской образовательной системе, предъявляют новые требования к профессиональной компетентности педагогических работников, к управлению профессиональным образованием.
В последнее время проблема профессиональной компетентности педагогических работников находится в центре внимания исследователей. Этот факт является признанием того, что профессиональная компетентность играет ведущую роль в педагогической деятельности.
Вопросами педагогической компетентности занимались такие исследователи как В.Н.Волков, С.Г.Вершловский, И.В.Гришина, Н.В.Кузьмина, А.В.Марков, Л.М.Митина, В.В.Сериков, А.В.Хуторской, О.Н.Ярыгин и др. В исследованиях и публикациях этих и других ученых рассматривается решение нашей проблемы.
Изложение основного материала статьи. Проблема при рассмотрении понятий компетентность и компетенции заключается в их множественных характеристиках и различиях общепринятого толкования. Рассмотрим различные формулировки, которые были высказаны исследователями, анализируя их с точки зрения отожествления и дифференциации.
Изначально термины «компетентность и компетенция» встречались в педагогике, в основном, при изучении иностранных языков, основ правильного произношения. Словарь толкования иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий «компетенцией» - кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Competent (франц.) -компетентный, правомочный. Competens (лат.) - соответствующий, способный. Compelere — требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) - способность.
О.Н. Ярыгин, сравнивая эти два понятия, говорит о проблемах, возникающих при переводе с других языков тех или иных толкований терминов. «Источниками неоднозначности таких переводов служат не только технические ошибки и различие в нюансах толкования и использования этих слов в американском и британском английском языке, например, различие в трактовке компетентностного подхода в американской и европейской психологии и педагогике». В английском языке речь идет о нюансах понимания слов -competency - competence, а в русском языке слова «компетентность» и «компетенция» [8, С. 33].
Изначально термин «компетенция» применил в научной дитературе преподаватель Массачусетского университета (США) Н.Хомский в 1965 году. Он сравнивал «знание языка», отличая его от «правильности произнесения». Под употреблением языка он понимал способность формулировать и выражать свои мысли средствами иностранного языка и считал, что компетенция далеко не всегда совпадает со способностью личности использовать имеющиеся знания в практике иноязычного общения.
По мнению многих психологов, занимающихся вопросами профессиональной пригодности, основы профкомпетентности закладываются при рождении ребенка и формируются на протяжении всей его жизни.
Исследователи Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев рассматривают педагогический профессионализм как усвоение определенного объема знаний и формирование личностного поведения, свойственного представителям данной профессии, мотивация к дальнейшему развитию профессионализма. Интересны взгляды западных психологов на вопросы профессиональной компетентности, например Ф. Парсон, один из основоположников дифференциально-диагностического направления в психологии, считает «каждого человека по своим профессиональным способностям пригодным к выполнению только одной профессии» [5, С. 158].
Попробуем различить понятия «компетентность и компетенция», сравним определения.
«Компетентность»: