Научная статья на тему 'Игровая деятельность как технология формирования субъектной позиции будущего учителя на занятиях по физической культуре в вузе'

Игровая деятельность как технология формирования субъектной позиции будущего учителя на занятиях по физической культуре в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДВИЖНАЯ ИГРА / ТЕХНОЛОГИЯ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / STUDENT THE FUTURE TEACHER / GAME / GAME ACTIVITY / ACTIVE GAME / TECHNOLOGY / SUBJECT POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залевская Е.Н.

В статье обосновывается актуальность формирования субъектной позиции средствами игровой деятельности студента будущего учителя в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» во время обучения в педагогическом вузе. Игровая деятельность представлена как особая педагогическая технология применения подвижных игр в учебном процессе. В статье представлены определения понятий «игра», «игровая деятельность», «подвижная игра», дан их сопоставительный анализ. Определено содержание субъектной позиции студента через призму включения в игровую деятельность как проявление отношения личности к окружающей действительности. При рассмотрении педагогических возможностей подвижной игры как основы игровой деятельности выделены результаты педагогической деятельности, которые могут быть достигнуты при ее использовании от включения в саму деятельность до развития когнитивных, коммуникативных, организаторских, рефлексивных способностей будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME ACTIVITIES AS A TECHNOLOGY OF THE FUTURE TEACHER’S SUBJECT POSITION DEVELOPMENT IN PT CLASSES AT THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article explains the urgency of developing a subject position by means of game activity implemented by students future teachers in classes on the discipline «Physical Training» at a pedagogical university. Games are presented as a special pedagogical technology of employing active games in the educational process. The article defines the notions «game», «game activity», «active game» and gives their comparative analysis.the author highlights what a subject position includes by involving a student in game activities to provide manifestation of the person’s attitude to the factual world. The paper also considers the pedagogical potential of active games as the foundation of game activities and gives the results of educational activity that can be achieved by both being involved in this activity and developing cognitive, communicative, managerial, reflexive abilities of the future teacher.

Текст научной работы на тему «Игровая деятельность как технология формирования субъектной позиции будущего учителя на занятиях по физической культуре в вузе»

УДК 159.9:37

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

GAME ACTIVITIES AS A TECHNOLOGY OF THE FUTURE TEACHER'S SUBJECT POSITION DEVELOPMENT IN PT CLASSES AT THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

© 2016

Е.Н. Залевская

Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

Ye.N. Zalevskaya Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В статье обосновывается актуальность формирования субъектной позиции средствами игровой деятельности студента - будущего учителя в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» во время обучения в педагогическом вузе. Игровая деятельность представлена как особая педагогическая технология применения подвижных игр в учебном процессе. В статье представлены определения понятий «игра», «игровая деятельность», «подвижная игра», дан их сопоставительный анализ. Определено содержание субъектной позиции студента через призму включения в игровую деятельность как проявление отношения личности к окружающей действительности. При рассмотрении педагогических возможностей подвижной игры как основы игровой деятельности выделены результаты педагогической деятельности, которые могут быть достигнуты при ее использовании от включения в саму деятельность до развития когнитивных, коммуникативных, организаторских, рефлексивных способностей будущего учителя.

The article explains the urgency of developing a subject position by means of game activity implemented by students - future teachers in classes on the discipline «Physical Training» at a pedagogical university. Games are presented as a special pedagogical technology of employing active games in the educational process. The article defines the notions «game», «game activity», «active game» and gives their comparative analysis.the author highlights what a subject position includes by involving a student in game activities to provide manifestation of the person's attitude to the factual world. The paper also considers the pedagogical potential of active games as the foundation of game activities and gives the results of educational activity that can be achieved by both being involved in this activity and developing cognitive, communicative, managerial, reflexive abilities of the future teacher.

Ключевые слова: студент - будущий учитель; игра; игровая деятельность; подвижная игра; технология; субъектная позиция.

Keywords: student - the future teacher; game; game activity; active game; technology; subject position.

Среди многих вопросов, представляющих теоретический и практический интерес, педагогика изучает проблему формирования субъектной позиции будущего учителя. Достижение данной цели (формирования субъектной позиции), представление о которой базируется на теоретических положениях о содержании понятия «субъектная позиция учителя», связано с деятельностью преподавателя педагогического университета. Формирование субъектной позиции будущего учителя представляет собой предполагаемый результат, который надо достичь с помощью адекватных средств, способов, технологий.

Достижение цели, которая «обращается в задачу, решать которую приходится индивиду ситуативно» [1, с. 65], требует от преподавателя педагогического вуза опираться на предшествующий опыт, осмысление которого выводит его на конструирование новых технологий формирования субъектной позиции будущего учителя.

Конструирование преподавателем технологий формирования субъектной позиции будущего учителя зависит от того, какую учебную дисциплину он преподает в педвузе. Содержание образования на уровне учебной дисциплины «Физическая культура» предопределяет отбор и кон-

струирование технологий, обеспечивающих планируемый педагогический результат. Среди многообразия технологий, адекватных учебной дисциплине «Физическая культура» выделяется игровая деятельность (на примере подвижных игр) и технологии ее организации. Физическая направленность игровой деятельности предопределена содержательными и процессуальными аспектами как собственно данной учебной дисциплины, так и спецификой самой игровой деятельности. Игровая деятельность основывается на закономерной потребности человека в действии, движении, удовольствии (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин).

В целях целостного изучения игровой деятельности мы обратились к рассмотрению самого понятия «игра». Игра, как показывает анализ научной литературы, - это

- то, «чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи для того служащие» [2, с. 197];

- «вид непродуктивной деятельности, мотив которой не в ее результатах, а в самом процессе <...> Имеет особое значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство подготовки к будущим жизненным ситуациям» [3, с. 475];

- «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах существования предметных действий, предметах науки и культуры» [4, с. 127];

- «область деятельности и жизни, противопоставленная серьезной, неигровой действительности, имеет специфическую символическую условность, позволяющую человеку в пределах игры быть свободным» [5, с. 302].

Акцентируя внимание на специфике понятий «игра» и «игровая деятельность», мы обнаружили, что зачастую они определяются как синонимы. Так, С.Л. Рубинштейн в своей книге «Основы общей психологии» проблемы психологии игры рассматривает в главе, посвященной анализу деятельности. Основные положения его воззрений связаны с разработкой проблем психологии игры как особого типа деятельности. Рубинштейн указывал, что, прежде всего, игра, поскольку речь идет об

играх человека и ребенка, - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. «Игра - это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности» [6, с. 588]. Игре чужда корыстная казуистика опосредований, заключает С.Л. Рубинштейн.

По отношению к студентам, рассматривая игровую деятельность как проявление отношения личности к окружающей действительности, мы можем предположить, что и степень включения в этот вид деятельности определяет их отношения, образующие содержание субъектной позиции будущих учителей.

Игровая деятельность основывается на игре. «Естественная игра - деятельность, но специфическая деятельность с целью внутри себя самой» [6, с. 487]. Это отличительная особенность игровой деятельности. Другая ее отличительная особенность - наличие своеобразной (виртуальной, созданной человеком) реальности: «Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже в действенном плане выявить другие. В игре не реально только то, что для нее не существенно, в ней нет реального воздействия на предметы, и на этот счет играющий не питает обычно никаких иллюзий; но все, что в ней существенно - подлинно, реально: реальны, подлинны чувства, желания, замыслы, которые в ней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются» [6, с. 489].

В «Письмах об эстетическом воспитании человека» Ф. Шиллер писал: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова - человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» [7, с. 10].

Свое понимание причин возникновения игры и ее сущности излагал В. Вундт. Он считал источником игры труд и наслаждение, указывая, что игра - это дитя труда. Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени, и по самому суще-

ству. Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в нем он постепенно научается ценить деятельность своих сил как источник наслаждения». «Игра, - продолжает Вундт, - устраняет при этом полезную цель труда и, следовательно, делает целью этот самый приятный результат, сопровождающий труд» [Цит. по: 7, с. 181].

В классической русской педагогике вопросу игры значительное место уделял К.Д. Ушинский. Он считал, что воспитание в игре необходимо вести так, чтобы ребенок не пресыщался ею и умел переходить к занятиям. Кроме этого, К.Д. Ушинский отмечал, что «не надобно никогда забывать, что игра теряет всякое свое значение, если она перестает быть деятельностью, и притом свободной деятельностью дитяти» [8]. Это положение определяет не только важную особенность игры как деятельности, но и показывает сущность игровой деятельности как средства личностного развития человека.

Роль игры во всестороннем развитии ребенка, в воспитании его интересов, наклонностей показал и П.Ф. Каптерев [9].

Игровая деятельность как условие формирования субъектной позиции личности рассматривается в контексте исследования ее психолого-педагогических возможностей. В советской науке впервые с новых позиций определил проблему психологии игры М.Я. Басов. Характеризуя в самом общем виде свою постановку вопроса, М.Я. Басов указывал, что своеобразие игрового процесса основано на особенностях взаимоотношений индивидуума со средой, на почве которых он возникает [10, с. 340].

Это положение имеет значение в том, что позволяет перенести акцент проблемы с личности на объективные условия ее существования, на процесс взаимодействия, на пространство отношений, возникающих в игровой деятельности.

По мнению М.Я. Басова, для игры характерна свобода во взаимоотношениях со средой, что приводит к особому виду поведения, главной движущей силой и особенностью которого является процессуаль-ность. «Есть ли какое-нибудь содержание

и целенаправленность в игре или нет - все равно главным фактором данной деятельности является не содержание и не цель, а процессуальность, содержание и целенаправленность составляют лишь внешнюю форму игрового процесса, но не его внутреннее существо» [10, с. 344].

Дидактическое значение игры, ее роль в приобретении и формировании определенных навыков и умений, формирование определенных представлений и мотивов в игре исследовались Д.Б. Элько-ниным. Он разработал теорию детской игры как целевой деятельности. Ученый выделял мнимую ситуацию, которая определяет двойной план сознания играющего. Данная идея была положена в основу теории Д.Б. Эльконина, в которой игра понимается как «такая деятельность, в которой создаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [7, с. 34]. Здесь автор обращает особое внимание на взаимодействие в игре ее участников.

Игру с точки зрения возрастной психологии изучал Л.С. Выготский, который высказал интересную мысль о том, что «...в игре ребенок всегда выше своего среднего роста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше себя» [11]. Такое понимание Л.С. Выготским игры означает, что игра есть средство личностного развития, в том числе целостного формирования субъектной позиции.

В конце XIX в. вопросами игры занялась медицина. Детский врач Е.А. Покровский организовал сбор игр, в основном русских, и выпустил в свет сборник игр с изложением истории и теории игры. Е.А. Покровский обратился к народным играм как лучшему источнику наиболее естественных и понятных для детей игр. Ученый подчеркивал, что игры и другие физические упражнения содействуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ума [12].

Известный отечественный педагог А.С. Макаренко считал, что игры значительно богаче по содержанию, чем другие средства физического воспитания. Игровая деятельность, по А.С. Макаренко, - это

упражнения в поведении, накоплении «социального опыта», навыков, привычек, традиций [13, с. 278].

Научно обоснованную систему физического воспитания во второй половине XIX в. создал П.Ф. Лесгафт. Игры он рассматривал как одно из действенных средств физического образования и воспитания. В его системе физического образования подвижные игры заняли видное место [14]. Позже большая работа по изучению теории игры была проделана специалистами в области физического воспитания Л.В. Былеевой, Н.И. Пономаревым, А.В. Серебряковым, В.Г. Яковлевым и др. Так, В.Г. Яковлев описывает историю возникновения и развития игры, начиная с первобытнообщинного строя, определяя игру главным средством физического воспитания. Автор предлагает большое количество подвижных игр и методик их применения в условиях школы.

Глубокий анализ теории игры и спорта в США и других странах Запада дают А.В. Серебряков и Н.Н. Пономарев [15]. Разнообразные русские игры с правилами и методикой их применения в современных условиях описаны Л.В. Былеевой в книге «Русские народные игры» [16]. Основное внимание авторы уделили теории и практике подвижных игр и спорта, что имеет непосредственное отношение к нашему исследованию.

Игровая деятельность как средство формирования субъектной позиции студентов обеспечивает ее участникам возможность «быть самими собой», т.е. позволяет определиться, утвердиться в собственных глазах, «быть самими собой» -это есть гуманистический принцип развития будущим учителем своих возможностей до зрелого состояния, одним из которых является субъектная позиция.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений в их содержании и структуре, причем эти действия мотивированы сюжетом игры и направляются на решение различных двигательных задач, на пути достижения цели игры (В.Г. Яковлев), что и определяет ее название. Подвижная игра всегда связана с

инициативным элементом решения двигательных задач. Это, пожалуй, наиболее существенный фактор, который придает подвижным играм особую притягательную силу. В связи с этим, уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у человека положительные эмоции, которые проявляются независимо от предполагаемых результатов игровой деятельности [17, с. 87].

Важнейшее значение в подвижных играх имеет не только общий характер, формы соревновательной борьбы, взаимного сотрудничества, но и особенности выполнения многих игровых действий, интенсивность и общие размеры усилий, острота некоторых переживаний и др. (Х.Ф. Анаркулов, Л.В. Былеева, И.М. Ко-ротков, В.Г. Яковлев).

Для общего развития организма человека существенно, что подвижные игры оказывают суммарное, общее воздействие на мускулатуру всех скелетных мышц, в значительной степени усиливая деятельность внутренних органов и обмен веществ в организме. Эффективность и целесообразность применения подвижных игр в физическом развитии человека подтверждается современной спортивной практикой и имеет научно-теоретическое обоснование (Е.К. Аганяц, В.А. Пономарчук).

Игра в целом и подвижная игра в частности предоставляет человеку возможность интенсивно обогащать свою эмоциональную сферу. Такое обогащение, в силу «информационного закона чувств», объясняющее природу эмоций, обосновал П.В. Симонов. Согласно ученому, наличие достаточной информации придает эмоциям положительную окраску, и человек проявляет готовность к действию, положительным эмоциям, эта его потребность выливается в игровую деятельность. Игра продолжает оставаться желанным спутником человека, его спортивной подготовки, что вполне объяснимо, если учесть психофизическую природу этого вида деятельности.

Подвижные игры - это состязание не только в ловкости и скорости, но и в проявлении умственных способностей, хладнокровии и осторожности (С.С. Коровин, И.М. Коротков). Подвижные игры позволяют создать двигательную основу для

перспективного совершенствования координационных способностей человека. В то же время подвижные игры выступают как комплексное упражнение, способствующее активной работе мысли, что, безусловно, оказывает непосредственное влияние на овладение тактикой. Подвижные игры способны оказывать влияние на активизацию мыслительной деятельности. При возникновении астенических эмоций эффективность овладения знаниями, умениями, навыками значительно падает. Подвижные игры способствуют созданию у занимающихся стенических (положительных) эмоций (С.С. Коровин, И.М. Корот-ков). Как справедливо указывал И.П. Павлов, эмоции вызываются внешними воздействиями. С другой стороны, эмоции влияют на образование и протекание условно-рефлекторных реакций на быстроту течения ассоциаций. При подавленном настроении ход ассоциаций замедляется, при повышенном, бодром самочувствии ассоциации возникают быстро.

Следует также отметить, что под влиянием подвижных игр как эмоциональных раздражителей кора больших полушарий получает такую же необходимую тренировку, как и другие органы. В результате занятий подвижными играми участники привыкают предельно мобилизовать силы, не теряться в скоротечно меняющихся условиях.

Подвижные игры позволяют нам судить о содержании субъектной позиции будущего учителя, являются способом приобретения студентами опыта отношений на занятиях физической культурой. Наиболее существенной особенностью подвижных игр необходимо считать отражение в них, наряду со многими явлениями окружающей действительности, двух характерных и важных видов взаимоотношений между людьми: соревновательная борьба и сотрудничество во взаимодействии.

Элементы соревновательной борьбы фактически присущи всем подвижным играм, и она занимает ведущее место в практическом содержании всех основных игровых действий (Х.В. Анаркулов, Л.В. Быле-ева, С.С. Коровин, И.М. Коротков). В то же время изучение реального педагогического опыта показывает, что сотрудничество между играющими в подвижных играх организуется далеко не всегда. Оно,

как правило, обусловлено сиюминутными конкретными условиями, задачами развертывающейся в них соревновательной борьбы. В подвижных играх, в которых отсутствует целенаправленное сотрудничество, необходимые действия выполняются в условиях совместной деятельности определенной группы, коллектива играющих. Между тем как участнику игры приходится входить в контакт с другими играющими, взаимодействовать с ними.

Педагогическое объяснение сущности подвижных игр во многом связано с проблемами воспитания и образования. В теории воспитания такие игры рассматриваются как средство достижения цели, лежащей вне игры, в теории образования подвижная игра определяется как процесс, имеющий ценность сам по себе как таковой. Недостаточно констатировать этот бесспорный факт - важно увидеть необходимость разведения двух аспектов педагогической культуры - культуру обучения и культуру образования. Первая нацелена на освоение технологий и определенного количества информации, вторая - на творчество в процессе освоения богатств культуры [18, с. 22].

Таким образом, формируя субъектную позицию студентов средствами игровой деятельности на примере подвижных игр, важно синтезировать установки и подходы культуры обучения и культуры образования. Это положение помогает раскрыть педагогическую сущность подвижных игр - движения как основы развития человека, формирования активности действия (тела, духа, разума), обеспечения становления личностных качеств, развития способности к целеполаганию и рефлексии, к выбору ролей, оценке себя и другого.

Рассматривая педагогические возможности подвижной игры как основы игровой деятельности, мы выделяем результаты педагогической деятельности, которые могут быть достигнуты при использовании игры. Каждая педагогическая технология, или средство, способ, отражая, раскрывая тот или иной вид деятельности обучающихся, имеет потенциалы двух уровней. Первый уровень - достижение состо-

яния включенности в деятельность, второй - развития (саморазвития) в данном виде деятельности (Б.В. Куприянов, М.И. Рожков) [19, с. 35].

Основные возможности первого уровня могут быть определены как достижение будущим учителем устойчивого личностного состояния включенности в игровую деятельность. Эта включенность предполагает установку быть субъектом в

игровой деятельности, интериоризацию игровой цели; направленность на освоение игровых ролей, активность как способ самореализации и самопрезентации в подвижной игре, включение во взаимодействие. Второй уровень - развитие когнитивных, коммуникативных, организаторских, рефлексивных способностей будущего учителя.

•к к к

1. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М. : РОССПЭН, 1997. 440 с.

2. Даль В. Толковый словарь живого русского языка. Т. II. М. : Терра, 1955. С. 197.

3. Советский Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 5-е. М. : Сов. энциклопедия, 2001. 1600 с.

4. Психолого-педагогический словарь. Ростов-н./Д. : Феникс, 1998. 350 с.

5. Розин В.М. «Новая философская энциклопедия». М., 2001. 724 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Литер, 1999. 770 с.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. : Владос, 1998. 358 с.

8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. V. М. : Педагогика, 1990. С. 461468.

9. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. В 5 т. Т. V. М. : Педагогика, 1982. С. 109-196.

10. Басов М.Я. Общие основы педагогики. Изд. 2-е., М. ; Л., 1931. 650 с.

11. Выготский Л.С. Игра и ее значение в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. 1996. №6. С. 26-38.

12. Покровский Е.А. Физическое воспитание у разных народов преимущественно России. М., 1884. С. 213-215.

13. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. I. М. : Педагогика, 1978. 400 с.

14. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. Т. IV. М. : Физкультура и спорт, 1953. 369 с.

15. Серебряков А.В., Пономарев Н.И. Социология спорта США на службе капитализма. М. : Физкультура и спорт, 1987. 222 с.

16. Былеева Л.В. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пос. для студ. вузов. М. : СпортАкадемПресс, 2002. 279 с.

17. Яковлев В.Г. Ратников В.П. Подвижные игры : Учеб. пос. для студ. фак. физ. восп. пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1977. 143 с.

18. Анаркулов Х.Ф. Кыргызские народные подвижные игры, физические упражнения и современность : Автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04. Бишкек, 1998. 38с.

19. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей : Уч.-метод. пос. М. : ВЛАДОС, 2001. 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.