Научная статья на тему 'Развитие координационных способностей студентов на начальном этапе обучения волейболу'

Развитие координационных способностей студентов на начальном этапе обучения волейболу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1589
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОБУЧЕНИЕ / РУХЛИВі іГРИ / КООРДИНАЦіЙНі ЗДіБНОСТі / РУХОМі Дії / НАВЧАННЯ / STUDENT / ROLLING PLAYS / COORDINATIONAL SKILS / PHYSICAL ACTIVITI / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Довбыш В. И., Баранец П. А.

Представлены результаты распределения студентов по группам согласно тестирования их физических качеств; результаты улучшения показателей координационных способностей после применения подвижных игр специальной направленности; способствующих развитию координационных способностей, необходимых волейболистам для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры задач. Показана динамика изменений показателей физического состояния студентов, благодаря применению подвижных игр специальной направленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of coordinational skils in initial stage of the education to volleyball

The presented results of the distribution of students into groups according to testing of their physical quality; the results of the improvement of the coordinational skils factors when using rolling-games of specific derection expidiating improvement of coordinational skils; necessary for volleyball players for successful decision appearing before them in process of the play problems. The presented dinamic of alternation of student's physical condition due to using of specially selected rolling plays.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностей студентов на начальном этапе обучения волейболу»

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

ОБУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛУ

Довбыш В.И., Баранец П. А.

Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина

Аннотация. Представлены результаты распределения студентовпо группам согласно тестирования их физических качеств; результаты улучшения показателей координационных способностей после применения подвижных игр специальной направленности, способствующих развитию координационных способностей, необходи мых волейболистам для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры задач. Показана динамика изменений показателей физического состояния студентов благодаря применению подвижных игр специальной направленности.

Ключевые слова: студент, подвижные игры, координационные способности, двигательные действия, обучение.

Анотація. Довбиш В. І., Баранець П. А. Розвиток координаційних здібностей студентів на початковому етапі навчання волейболу. Представлено результати розподілу студентів по групах згідно тестування їхніх фізичних якостей; результати поліпшення показників координаційних здібностей після застосування рухливих ігор спеціального напрямку, які сприяють розвитку координаційних здібностей, необхідних волейболістам для успішного рішення виникаючих перед ними у процесі гри завдань. Показано динаміку змін показників фізичного стану студентів завдяки застосуванню рухливих ігор спеціального напрямку.

Ключові слова: студент рухливі ігри, координаційні здібності, рухомі дії, навчання.

Annotation. Dovbysh V.I., Baranets P.A. Improvement of coordinational skils in initial stage of the education to volleyball. The presented results of the distribution of students into groups according to testing of their physical quality; the results of the improvement of the coordinational skils factors when using rolling-games of specific derection expidi-ating improvement of coordinational skils; necessary for volleyball players for successful decision appearing before them in process of the play problems. The presented dinamic of alternation of student’s physical condition due to using of specially selected rolling plays.

Key words: student, rolling plays, coordinational skils, physical activiti, education.

Введение

Координационные способности - это многокомпонентноепонятие; некоторые из них тождественны измерителям других физических качеств и сторон подготовленностиспортсмена [1].

Взгляды авторов на определение места и функций координационных способностей в системе подготовки спортсменов достаточно разнообразны. Так, согласно одному из них развитие координационных способностей следует интегрированно осуществлять в ходе технической подготовки Вторую точку зрения еще в 1977 году высказал Л. П. Матвеев: «Воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из....сторон подготовки (технической, физической), а составляет как бы одну из стержневых основ всего ее содержания». Наконец, многие (а их пока большинство) по старинке продолжают рассматривать место координационных способностей через призму развития ловкости в системе физической подготовки спортсмена [2].

У мение быстро, свободно и точно дифференцировать мышечные усилия в предельно короткое время -является необходимым условием для правильного выполнения приемов игры в волейбол В спортивной деятельности мышечное чувство вообще и кинестетическое пространственное различение в частности являются основой для овладения техникой специализированных действий, их текущего регулирования Подтверждается также, что развитие кинестетическогопространственного различения всегда происходит одновременно с развитием координации движений. Мышечное чувство в ходе обучения развивается «параллельно координации движений» [З].

Все движения, которые выполняются человеком можно условно разделить на произвольные и непроизвольные. Произвольные движения контролируются непосредственно всей деятельностью головного мозга. Управление непроизвольными движениями осуществляется на уровне подсознания. Согласованность в деятельности разных мышечных групп при выполнении движений называется координацией [1].

В спортивной деятельности мышечное чувство вообще и кинестетическое пространственное различение в частности являются основой для овладения техникой специализированных действий, их текущего регулирования.

Подтверждается также, что развитие кинестетического пространственного различения всегда происходит одновременно с развитием координации движений. Мышечное чувство в ходе обучения развивается «параллельно координации движений».

Имеющиеся концепции координационногосовершенствованияв спорте пригодны и для спортсменов с низким уровнем мастерства, каковыми являются студенты начального года обучения волейболу.

На этапе начальной подготовки тренировочный процесс не связан с большими нагрузками, он содержит в себе много нового и интересного, и спортсмен прогрессирует от занятия к занятию.

Тренер должен стремиться обеспечить такую организацию и содержание тренировочного процесса, которые постоянно ставили бы перед спортсменом задачи ощутимого совершенствования Так, на первом этапе многолетней подготовки должна быть обеспечена направленность на обучение и совершенствование основных двигательных навыков и умений, изучение основ видов спорта. В дальнейшем нужно постоянно ориентировать

© Довбыш В.И., Баранец П. А., 2009

спортсмена на необходимость активной работы над совершенствованием все более тонких компонентов подготовленности, преодоление постоянно возрастающих трудностей освоения все более высоких нагрузок В то же время следует следить за тем, чтобы физический и эмоциональный стресс, которому подвергается спортсмен в тренировочной и соревновательной деятельности, находился в соответствии с его физиологическими и психическими возможностями, имеющимися функциональными резервами (Кретти, 1978).

Работа выполнена в соответствии с практическими задачами кафедры физического воспитания. Формулирование целей работы

Цель исследования - достижение положительных результатов в развитии координационных способностей студентов выполняющих упражнения с элементами новизны и неожиданности, которые возникают в непредвиденных ситуациях специально подобранных (или самими придуманных) подвижных игр.

Элементарные подвижные игры не требуют от участников специальной подготовки Их правила, количество участников, размеры площадки, инвентарь варьируются в зависимости от условий проведения. Этим они выгодно отличаются от других, строго регламентированных спортивных видов движения Подвижные игры -виды игр, требующие от участников повышенной двигательной активности Важнейший результат подвижных игр - радость и эмоциональный подъем.

Для реализации цели была поставлена задача придумать интересную подвижную игру с элементами новизны и непредсказуемыхдействий игроков в часто меняющейся игровой ситуации

Исследование проводилось в условиях учебно-тренировочных занятий по специализации волейбол. В исследовании принимали участие студентыИнститута высоких технологий Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина.

Результаты исследо ваний

В начале учебного процесса проводилось тестирование студентовпо их физическим качествам, согласно специфики игры в волейбол: прыжки в длину с места; пресс; отжимание от пола; челночный бег. По результатам тестирования студенты распределялись в группы начальный уровень подготовленности средний уровень; высокий уровень.

Для каждой группы был составлен план работы с применением подвижных игр для улучшения координационных способностей.

Всякое произвольное движение направлено на решение какой либо конкретной задачи (так называемой двигательной задачи): прыгнуть как можно выше, принять мяч, подать мяч в определенную зону площадки и т. п. Эти задания могут быть различной сложности Сложность двигательной задачи определяют многими причинами, в частности, требованиями к согласованности одновременно или последовательно выполняемых движений (требованиями к координации движений). Координационная сложность двигательных действий в волейболе служит одним из мерил ловкости (второе мерило - точность движения, то есть степень его соответствия требованиям двигательной задачи). Двигательная задача выполнена, если движение соответствуетей по своим пространственным, временным и силовым характеристикам, то есть если оно достаточно точно.

Воспитание способности осваивать координационно-сложные двигательные действия и есть воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки

Уровень координационныхспособностей определяется способностью индивида (Алабин В. Г. 1993): -точно и быстро выполнять двигательные действия при лимите времени;

-дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;

-приспосабливаться к изменяющейся ситуации, к необычной постановке задачи;

-предвосхищать (предугадывать) положение движущегося объекта в нужный момент;

-ориентироваться во времени и пространстве.

Таким образом, целесообразно подбирать такие упражнения, которые по своему содержанию и характеру приближались бы к специфике игры.

Такая игра, соответствующая этим требованиям, была придумана старшим преподавателем Баранцом П. А. Некоторыми элементами она напоминает забытую игру Фастбол - «быстрый мяч», одну из самых древних разновидностей волейбола (Федоров В, 1985).

Действия участников направляются на воспроизведение в непринужденной увлекательной форме определенных технических приемов в упрощеннощ схематическом виде. Благодаря неоднократному выполнению отдельных технических приемов и их сочетаний в «облегченных» (игровых условиях), быстрее развиваются у студентовспособности наиболее экономно и целесообразно выполнять многие упражнения спортивного характера в их целостном, законченном виде.

Г лавная особенность игры заключается в том, что студенты играют поролоновым мячом (размер гандбольного). При этом необходимопроявить большое искусство и мастерство, чтобы мяч полетел в нужном направлении.

В игру играют на волейбольной площадке. Состав команды 5 человек. Двое играют сзади - защитники, двое впереди - нападающие и один в середине - разыгрывающий. По ходу игры разрешается делать перестановку игроков Продолжительность игры - по договоренности Побеждает та команда, которая в течение определенного времени сделала меньше ошибок

Игрокам одной команды разрешается касаться мяча три раза, причем один раз он даже может удариться о землю. Принимают мяч и бьют по нему любой частью тела. Игра начинается с подачи Подают по очереди,

независимо от того, выиграла подающая команда очко или проиграла. Подающему игроку разрешается располагаться в непосредственной близости от сетки, поэтому при подаче ему запрещается сильно бить по мячу - он должен плавно перелететь через сетку. Как правило, первым мяч принимает игрок задней линии и переправляет его разыгрывающему игроку. А тот уже передает мяч одному из бьющих игроков, который ударом ладони посылает мяч на сторону противника.

Ошибками считается касание сетки игроками, касание мяча пола больше одного раза.

Таким занятиям в первом семестре отводилось 50-60 % тренировочного времени.

В начале и в конце учебного года проводилось тестирование студентовдля определения интегральной оценки координационных способностей:

-челночный бег 5х6 м (от лицевой линии до линии нападения);

-передача мяча сверху двумя руками;

-передача мяча снизу двумя руками;

-передача мяча в стенку, с попаданием в определенное место;

-полоса препятствий: упражнения в быстром темпе, выполняемые один за другим Выводы

Результаты тестирования в конце года показали, что применение подвижных игр с элементами новизны, которые возникают в непредвиденных ситуациях, дало неплохие результаты Значительно улучшились координационные способности студентов Параллельно с этим игровые навыки достигли позитивного уровня Некоторые студенты среднего уровня подготовленностидаже вошли в состав факультетскойкоманды и имели возможность выступать в студенческойспартакиаде, где показали неплохие результаты

Таким образом, воспитание координационных способностей должно составлять одну из стержневых основ содержания занятия на начальном этапе обучения волейболу и, соответственно: высоких спортивных результатов можно добиться только при высоком уровне развития координационных способностей

Регулярные занятия в течение полугода позволяют даже самым неспособным студентам-новичкам вполне сносно перебивать мяч через сетку.

Дальнейшие исследования планируются провести в направлении изучения других проблем развития ведущих физических качеств.

Литература

1. Ровный А. С. Сенсорные механизмы управления точными движениями человека - Харьков. ХаГафк, 2001.

2. Пашков И. Н. Роль сенсорных систем при развитии координационных способностей //Физическое воспитание студентовтворческих специальностей, № 1, 2008, С. 39.

3. Волков Е. П., Андрющенко В. И., Клименко А. И. Харьковская государственная академия физической культуры //Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях // 3-я Международная электронная научная конференция (6 февраля 2007 года)-Харьков-Запорожье-Белгород-Красноярск С. 20.

4. Кретти Б Д. Психология в современном спорте. - М.: Физкультураи спорт, 1978. - 224 с.

5. Платонов В. Н. Общая теория подготовкиспортсменов в олимпийском спорте. - Киев «Олимпийская литература», - 1997. С. 235.

6. Федоров В. Фастбол //Юный Техник Популярный научно-технический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, № 6,июнь 1985 года, С. 51-52.

Поступила в редакцию 03.12.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.