Научная статья на тему 'Использование дистанционных технологий в формировании положительной мотивации учебной деятельности обучающихся'

Использование дистанционных технологий в формировании положительной мотивации учебной деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация учебной деятельности / образовательная среда / дистанционные и информационные технологии обучения / старшеклассники / дистанционное обучение / motivation of educational activity / educational environment / distance and information learning technologies / high school students / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ногерова Радима Куатлыевна

Дистанционное обучение сегодня достаточно распространенная практика. Однако в процессе накоплении практического опыта возникает ряд трудностей с подбором методических приемов и форм дистанционного обучения, формирования позитивного отношения к обучению посредством дистанционных образовательных технологий, оценки результатов деятельности обучающихся в ходе применения информационных образовательных технологий. В статье акцентировано внимание на дидактических условиях организации формирования мотивации учебной деятельности старшеклассников в формате дистанционного обучения. Представлены результаты исследования с точки зрения проблемы мотивации обучающихся, связанной с образовательными возможностями использования информационных технологий в дистанционном режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF REMOTE TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF POSITIVE MOTIVATION OF LEARNING ACTIVITIES OF STUDENTS

Distance learning is a fairly common practice today. However, in the process of accumulating practical experience, a number of difficulties arise with the selection of methodological techniques and forms of distance learning, the formation of a positive attitude towards learning through distance educational technologies, and the assessment of the results of students’ activities in the course of using information educational technologies. The article focuses on the didactic conditions for organizing the formation of motivation for the educational activities of high school students in the format of distance learning. The results of the study are presented from the point of view of the problem of motivation of students associated with educational opportunities for using information technologies in a distance mode.

Текст научной работы на тему «Использование дистанционных технологий в формировании положительной мотивации учебной деятельности обучающихся»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Использование дистанционных технологий в формировании положительной мотивации учебной деятельности обучающихся

Ногерова Радима Куатлыевна,

аспирант, кафедра педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского госуниверситета им. У.Д. Алиева E-mail: iba_baisan@bk.ru

Дистанционное обучение сегодня достаточно распространенная практика. Однако в процессе накоплении практического опыта возникает ряд трудностей с подбором методических приемов и форм дистанционного обучения, формирования позитивного отношения к обучению посредством дистанционных образовательных технологий, оценки результатов деятельности обучающихся в ходе применения информационных образовательных технологий.

В статье акцентировано внимание на дидактических условиях организации формирования мотивации учебной деятельности старшеклассников в формате дистанционного обучения. Представлены результаты исследования с точки зрения проблемы мотивации обучающихся, связанной с образовательными возможностями использования информационных технологий в дистанционном режиме.

Ключевые слова: мотивация учебной деятельности; образовательная среда; дистанционные и информационные технологии обучения; старшеклассники, дистанционное обучение.

о с

CJ

см о см I—

Актуальность проблемы

В современной системе образования важной задачей является формирование комплекса универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только развитие знаний и навыков учащихся по конкретным предметам в рамках отдельных дисциплин.

Достижение комплекса универсальных учебных действий невозможно без сформированных мотивационных установок и высокой степени самоорганизации старших школьников.

В сегодняшних условиях особую ценность представляют личности, которые могут проявлять высокую степень ответственности и самостоятельности. Желание осуществлять самообразование, нацеленность на ценностную ориентацию, личностное развитие, постоянный профессиональный рост - это те качества, которые в результате педагогических действий позволяют получить цельную, сложившуюся личность, готовую к различным обстоятельствам и видам деятельности. Воспитанию таких характеров должна способствовать мотива-ционно ориентированная образовательная среда, которую необходимо создавать в каждом учебном заведении. В решении этих проблем неоценимую помощь в последние годы оказывают дистанционные технологии обучения [3].

В нашем исследовании дистанционные технологии рассматриваются как образовательные технологии, реализуемые с применением информационно телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии педагогов и обучающихся. Естественно, возникают вопросы: как оптимизировать процесс обучения с использованием дистанционных технологий, как сформировать ответственность и самостоятельность у обучающихся, сформировать учебную мотивацию, самоконтроль, научить обучающихся самостоятельно добывать знания и др.

Уделяя основное внимание проблеме формирования учебной мотивации, в ходе исследования нами проведены диагностики по выявлению отношения обучающихся старших классов к использованию дистанционных технологий. Приведем результаты анкетирования.

Анкетирование обучающихся старших классов МКОУ «Гимназия № 1», МКОУ «Гимназия № 4», МКОУ СОШ № 8 им. Зокаева г. Нальчик КБР по выявлению их отношения к дистанционному обучению проводилось в сроки с 6.04 по 30.05.2020 г. в онлайн режиме средствами Документы Google.

Цель анкетирования - изучение отношения учащихся к дистанционному обучению; определение положительных и отрицательных сторон при использовании форм дистанционного обучения.

В анкетировании учащихся приняли участие 270 обучающихся старших классов МКОУ «Гимназия № 1», МКОУ «Гимназия № 4», МКОУ СОШ № 8 им. Зокаева г. Нальчик. Все обучающиеся используют в своей учебе дистанционный ресурс «Zoom».

Результаты анкетирования показали, что наибольшие сложности у обучающихся вызывает дистанционная форма обучения без элементов очного обучения (это отметили 78% учащихся), дистанционное обучение - 58%, очное обучение - 20%, очное обучение с элементами дистанционного -18%.

Не вызывает затруднение ни одна из форм обучения у 6% опрошенных.

Достоинствами дистанционной формы обучения обучающиеся называют:

- возможность дистанционно заниматься дома,

- индивидуальный темп обучения,

- дополнительный объём материала по предмету,

- возможность получать объективные оценки на основе тестирования.

В дистанционных технологиях 40% респондентов отмечают, что нет никаких преимуществ (многие учащиеся отметили, что очень сильно устают, появляются проблемы со здоровьем): 22% учащихся не испытывают никаких сложностей, которые бы им мешали учиться дистанционно.

31% опрошенных отмечают недостаточное качество дистанционных материалов, хотя в расшифровке данного ответа многие уточняют, что подразумевают под этим технические сбои сайта, сложности с загрузкой или отображением материалов, нехватку времени на обучение.

Трудности при дистанционном обучении, с которыми сталкиваются старшеклассники:

- отсутствие дома персонального компьютера, подключения к сети Интернет;

- невозможность работать за компьютером на уроке;

- невозможность работать за компьютером вне урока;

- недостаточное владение компьютерными технологиями;

- недостаточное качество дистанционных материалов;

- никаких трудностей не испытывают. Анализируя полученные в ходе анкетирования

результаты, пришли к вводу, что у основной массы старшеклассников дистанционная форма обучения вызывает трудности из-за невозможности работать за компьютером на уроках и отсутствия

дома персонального компьютера, отсутствия подключения к сети Интернет. Проблемы также возникли в недостаточном владении компьютерными технологиями.

Следующий вопрос, который нам был интересен, это влияние дистанционных образовательных технологий (ДОТ) на мотивацию обучающихся.

Так, 16% опрошенных считают, что обучение с применением ДОТ интереснее, чем обучение, построенное традиционным способом. 45% придерживаются противоположной точки зрения. 38% учащихся считают, что интерес к обучению не зависит от формы обучения.

47% опрошенных считают, что большую пользу принесет обучение дистанционным способом при использовании дистанционных элементов, 40% учащихся отметили, что обучение очным способом лучше.

На вопрос «Отказались бы вы от уроков в дистанционной форме?»: «да» ответили 57%, «нет» 33%.

Итак, анализ результатов анкетирования учащихся показал, что дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. Положительным результатом является то, что учащиеся понимают и принимают обучение по различным предметам в дистанционной форме.

Обучающиеся отмечают, что дистанционное обучение имеет индивидуальный гибкий график, индивидуальный темп, что позволяет им чувствовать себя уверенней при получении знаний. Старшеклассники хотели бы применять дистанционное обучение как дополнительный способ, источник приобретения знаний в рамках обычного (традиционного) обучения, пользоваться дистанционным курсом во время болезни, при подготовке к экзаменам.

К трудностям дистанционного обучения можно отнести то, что техническая сторона сопровождения курсов является несовершенной: недостаточная скорость канала сети, не владение учащимися современными компьютерными технологиями, трудность самому разобрать материал учебной дисциплины. Настораживает то, что 57% школьников отказались бы от обучения дистанционно, если бы у них был выбор.

Одной из причин таких ответов является то, что у учащихся не привиты навыки самостоятельной работы с учебным материалом, который, естественно, требует достаточно много усердия и времени.

Обобщив полученные результаты по всем методикам и признав необходимость усиления позитивного мотивирующего влияния образовательной среды, приступили к организации и проведению формирующего этапа эксперимента.

На данном этапе работа по формированию учебной мотивации строилась поэтапно и целенаправленно. Учитывали, что основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются содержание учебного материала,

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

организация учебной деятельности, использование различных методов, приемов, средств обучения и их сочетаний [1]. Усилия были направлены на формирование мотивов различных уровней:

- широких познавательных мотивов, с ориентацией на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями;

- учебно-познавательных мотивов, с ориентацией на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

- мотивов самообразования, с ориентацией на приобретение дополнительных знаний и построение специальной программы самосовершенствования, мотивов достижения успехов. Нами были использованы различные педагогические технологии, включая и дистанционные, предложены задания для проектных работ, составлены разноуровневые задания,тесты,способствующие развитию мотивации обучающихся. Дидактические средства были последовательно использованы на различных этапах обучения и при организации самостоятельной работы. На каждом этапе самостоятельной работы были применены приемы ценностно-ориентированного воздействия.

В процессе организации проектной работы в условиях дистанционного обучения последовательно подводили школьника к возможности инициировать и привести к результату собственный исследовательский проект. Известно, что для обозначенной цели школьникам необходимо было решать ряд задач:

- выбор темы с обоснованием ее новизны, сбор и переработка информации,

- систематизация уже имеющихся знаний, выдвижение гипотезы и планирование действий по ее проверке,

- получение результата и оценка его значения в системе научных знаний.

Так, реализация исследовательских проектов старшеклассников на онлайн-занятиях по литературе и русскому языку включала несколько важных этапов: выбор темы проекта; сбор и анализ информации; определение концепции проектной работы, включающая рабочую гипотезу и план действий; составление предварительного текста проекта; анализ текстов педагогом; корректировка текста проекта; подбор иллюстраций, составление презентации проекта; онлайн защита проектов в форме семинарского занятия или ролевой игры; рефлексия и организация обратной связи); анализ проделанной работы, голосование «за лучший проект», рейтинг проектов.

Например, на первом этапе реализации исследовательских проектов по теме «Маленький человек» в русской литературе XIX века» была определена тема ролевой игры, предметом которой ста-5 ла история «простого» человека в контексте рус-§ ской литературы и культуры. На этапе подготовки, ^ обучающиеся изучали художественные источники еЗ и критические статьи, посетили виртуальную вы-ав ставку Русского музея, предлагали темы и уча-

ствовали в их обсуждении, отвечали на вопросы учителя на понимание материала.

На втором этапе проектной работы старшеклассникам было предложен предварительно сформулировать тему своего, пусть небольшого исследования; затем были сформированы концепции проектов и определена форма проведения онлайн-занятия - ролевая игра. Рассмотрены и утверждены игровые цели, разработан сценарий, определен комплект ролей и функции игроков, правила игры, система оценивания ее участников. Выступления «литературных героев» и «писателей», обвинителей и защитников, мировых судей и присяжных заседателей учитывались по их содержанию: аргументированности, наглядности, системном характере предложенных к рассмотрению «суда» доказательств. Все выступления сопровождались презентацией, подготовленной старшеклассниками в ходе изучения материалов.

Самостоятельная работа и постоянное взаимодействие участников способствовали их постоянной включенности в работу, например, при использовании современных интернет-платформ (ZOOM, MOODLE и др.), делающих доступной организацию коллективного обучения или режима видеоконференции. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.

Анкетирование по итогам проделанной работы и онлайн-мероприятий, проведенное посредством Гугл-формы в интернете, показало, что абсолютное большинство десятиклассников хотели бы продолжать работу над исследовательскими и творческими проектами с использованием дистанционных технологий.

Также нами проведено повторно анкетирование обучающихся старших классов МКОУ «Гимназия № 1», МКОУ «Гимназия № 4», МКОУ СОШ № 8 им. Зокаева г. Нальчик по выявлению их отношения к дистанционному обучению.

Результаты анкетирования показали, что наибольшие сложности у обучающихся вызывает дистанционная форма обучения без элементов очного обучения 42% обучающихся (на констатирующем этапе было 78% учащихся), дистанционное обучение - 46% против 58%, очное обучение -41% (на констатирующем - 20%), очное обучение с элементами дистанционного - 32% (против 18%). Не вызывает затруднение ни одна из форм обучения у 27% опрошенных (было 6%).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что создание мотивационно ориентированной среды оказало позитивное влияние на отношение учащихся старших классов к дистанционному обучению и обучению в целом. В качестве достоинств дистанционной формы обучения старшеклассники отмечают возможность самостоятельно добывать знания, используя дистанционные технологии, индивидуальный темп обучения, дополнительный объём материала по предмету, возможность получать объективные оценки на основе тестирования,

видеть траекторию своего развития. Следовательно, можно сделать вывод о том, что позитивные изменения в учебной мотивации, наблюдающиеся у старшеклассников, направлена не только на получение новых сведений, знаний, но и на освоение способов самостоятельного добывания знаний.

Следует помнить, что работа над формированием учебной мотивации старшеклассников, требует соответствующих усилий от педагога: высокой самоорганизации его труда, четкого планирования этапов и соблюдения сроков, разъяснения целей и задач мотивирования обучающихся.

Литература

1. Апиш Ф.Н. Технологические подходы к разработке программы формирования и развития учебной мотивации обучающихся //Вестник Майкопского государственного технологического университета. Выпуск 02. 2015.

2. Ишков А.Д. Проблема самоорганизации в условиях дистанционного обучения // Материалы Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2003») - Москва, 2003. - [Электронный ресурс] - URL: http://ito.edu.ru/2003/IN/2/IN-2-2275.html (Дата обращения 20.01.2021).

3. Лобейко Ю.А. Формирование мотивации обучения на основе современных информационных технологий // Наука и современность. 2015. № 38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-motivatsii-obucheniya-na-osnove-sovremennyh-informatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 24.01.2021).

THE USE OF REMOTE TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF POSITIVE MOTIVATION OF LEARNING ACTIVITIES OF STUDENTS

Nogerova R.K.

Karachay -Cherkess State University named after W.D. Aliyev

Distance learning is a fairly common practice today. However, in the process of accumulating practical experience, a number of difficulties arise with the selection of methodological techniques and forms of distance learning, the formation of a positive attitude towards learning through distance educational technologies, and the assessment of the results of students' activities in the course of using information educational technologies.

The article focuses on the didactic conditions for organizing the formation of motivation for the educational activities of high school students in the format of distance learning. The results of the study are presented from the point of view of the problem of motivation of students associated with educational opportunities for using information technologies in a distance mode.

Keywords: motivation of educational activity; educational environment; distance and information learning technologies; high school students, distance learning.

References

1. Apish F.N. Technological approaches to developing a program for the formation and development of training motivation of students // Bulletin of the Maykop State Technological University. Issue 02. 2015.

2. Ishkov A.D. The problem of self-organization in the conditions of distance learning // Materials of the International Congress of Conferences "Information Technologies in Education" ("ITO-2003") - Moscow, 2003. - [Electronic resource] - URL: http://ito.edu.ru/2003/ III / 2 / III-2-2275.html (reference date 01/20/2021).

3. Lobayiko Yu.A. Formation of motivation of learning based on modern information technologies // Science and modernity. 2015. № 38. Url: https://cyberleninka.ru/article/ri/formirovanie-motivatsii-osnove-sovremennyh-informatsionnyh-tehnologiy (Date of handling: 01/24/2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.