Научная статья на тему 'Дистанционные образовательные технологии в магистратуре: опыт применения и мнение студентов'

Дистанционные образовательные технологии в магистратуре: опыт применения и мнение студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАГИСТРАТУРЕ / DISTANT EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / COMPETENCES / LEARNING EFFICIENCY / STUDYING THE MASTER'S STUDENTS' OPINIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеров А.Ю., Бабина С.И.

В статье приведены основные результаты исследования, проведенного в 2018 г. в Институте экономики и управления Кемеровского государственного университета (г. Кемерово, Россия) в целях определения условий эффективной реализации потенциала дистанционных образовательных технологий при преподавании учебных курсов в магистратуре направления подготовки «Менеджмент». Исследование предусматривало изучение мнения обучающихся в магистратуре о возможностях, ограничениях и перспективах применения дистанционных образовательных технологий, а также оценку степени понимания обучающимися специфики реализации дистанционных образовательных технологий и меры готовности к освоению учебного курса с их применением. С учетом полученных результатов была сформирована и апробирована система дистанционного преподавания курса «Компенсационный менеджмент» в магистратуре. Результаты обучения с применением дистанционных образовательных технологий в течение 17 недель показали целесообразность гибкой настройки системы дистанционного обучения на формирование профессиональных компетенций (hard skills) и гибких навыков (soft skills) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, условий их работы и быта, образа жизни и иных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестеров А.Ю., Бабина С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES FOR MASTERS: APPLICATION EXPERIENCE AND STUDENTS’ OPINIONS

The article presents the main results of a study conducted in 2018 at the Institute of Economics and Management of Kemerovo State University (Kemerovo, Russia) in order to determine the conditions for the effective realization of the potential of distance learning technologies when teaching Master’s courses of the Management major. The study envisaged studying the Master’s students’ opinions on the possibilities, limitations and prospects for the use of distance learning technologies, as well as assessing the degree of the students’ understanding of the specifics of implementing distance learning technologies and measures of readiness to master the training course with the use of them. Taking into account the results obtained, a system of distance teaching of the Compensation Management Master’s course was developed and tested. The results of 17 weeks of training using distance learning technologies for showed the feasibility of flexible adjustment of the distance learning system to the formation of professional competencies (hard skills) and flexible skills (soft skills) taking into account the individual characteristics of students, their working and living conditions, their lifestyles and other factors.

Текст научной работы на тему «Дистанционные образовательные технологии в магистратуре: опыт применения и мнение студентов»

УДК 378.147

НЕСТЕРОВ А. Ю., БАБИНА С. И. NESTEROV A. Yu., BABINA S. I.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАГИСТРАТУРЕ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ

И МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ

DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES FOR MASTERS: APPLICATION EXPERIENCE AND STUDENTS' OPINIONS

Аннотация. В статье приведены основные результаты исследования, проведенного в 2018 г. в Институте экономики и управления Кемеровского государственного университета (г. Кемерово, Россия) в целях определения условий эффективной реализации потенциала дистанционных образовательных технологий при преподавании учебных курсов в магистратуре направления подготовки «Менеджмент». Исследование предусматривало изучение мнения обучающихся в магистратуре о возможностях, ограничениях и перспективах применения дистанционных образовательных технологий, а также оценку степени понимания обучающимися специфики реализации дистанционных образовательных технологий и меры готовности к освоению учебного курса с их применением. С учетом полученных результатов была сформирована и апробирована система дистанционного преподавания курса «Компенсационный менеджмент» в магистратуре. Результаты обучения с применением дистанционных образовательных технологий в течение 17 недель показали целесообразность гибкой настройки системы дистанционного обучения на формирование профессиональных компетенций (hard skills) и гибких навыков (soft skills) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, условий их работы и быта, образа жизни и иных факторов.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, компетенции, эффективность обучения, изучение мнения обучающихся в магистратуре.

Summary. The article presents the main results of a study conducted in 2018 at the Institute of Economics and Management of Kemerovo State University (Kemerovo, Russia) in order to determine the conditions for the effective realization of the potential of distance learning technologies when teaching Master's courses of the Management major. The study envisaged studying the Master's students ' opinions on the possibilities, limitations and prospects for the use of distance learning technologies, as well as assessing the degree of the students' understanding of the specifics of implementing distance learning technologies and measures of readiness to master the training course with the use of them. Taking into account the results obtained, a system of distance teaching of the Compensation Management Master's course was developed and tested. The results of 17 weeks of training using distance learning technologies for showed the feasibility of flexible adjustment of the distance learning system to the formation of professional competencies (hard skills) and flexible skills (soft skills) taking into account the individual characteristics of students, their working and living conditions, their lifestyles and other factors.

Keywords: distant educational technologies, competences, learning efficiency, studying the Master's students' opinions.

Ускорение технологического и социального развития, качественные изменения в характере и содержании трудовой деятельности наряду с развитием информационных технологий и коммуникационных возможностей в постиндустриальном обществе предъявляют достаточно жесткие требования к трансформации как профессиональных (hard skills), так и гибких компетенций (soft skills) людей. Процесс формирования компетенций также претерпевает серьезные изменения. Фактически сохраняется наметившийся несколько десятилетий назад тренд усиления роли электронных информационных коммуникационных технологий в профессиональном образовании.

Развитие дистанционного образования является общемировой тенденцией формирования человеческого капитала. В настоящее время применение дистанционных образовательных технологий в высшей школе является вполне естественной, очевидной и распространенной практикой. Перспективы развития дистанционного образования будут в значительной степени зависеть от двух факторов: от эффективности адаптации всех стейкхолдеров к постиндустриальной среде (включая университеты, общество, бизнес, правительственные структуры и др.) посредством учета результатов исследований в области дистанционного образования, а также от успешного применения дистанционного образования с целью снижения стоимости образования при одновременном расширении доступа к возможностям обучения для всех [11]. Создание образовательной семантической сети, как следующий шаг в эволюции электронного обучения, рассматривается как вполне реалистичный и практически реализуемый ответ на современные вызовы [8]. Другим вариантом развития дистанционных технологий обучения представляется переход на расширенное смешанное обучение в высшем образовании как ответ на меняющийся цифровой ландшафт [12].

Различные вопросы обеспечения эффективного дистанционного образования поднимаются в работах как российских, так и зарубежных исследователей [3; 4; 5; 6; 7;

8; 9; 10 и др.].

Наличие большого объема научной информации по разнообразным вопросам применения в обучении дистанционных образовательных технологий позволяет повысить качество университетского образования как в части формирования у студентов профессиональных компетенций (hard skills), так и в части развития гибких навыков (soft skills) [1]. Важным является обеспечение единства методологических, институциональных, организационных и методических подходов к формированию эффективной системы преподавания учебного курса с применением дистанционных образовательных технологий в магистратуре [2].

В качестве объекта исследования выступили студенты Института экономики и управления Кемеровского государственного университета, обучающиеся в магистратуре по направлению «Менеджмент» и изучающие дисциплину «Компенсационный менеджмент» в соответствии с учебным планом.

В рамках исследования группой авторов проекта были поставлены следующие задачи:

- изучить мнение обучающихся в магистратуре о возможностях, ограничениях и перспективах применения дистанционных образовательных технологий;

- оценить степень понимания обучающимися сущности дистанционных образовательных технологий, специфики их реализации и меру готовности к освоению учебного курса с их применением;

- сформировать систему дистанционного преподавания курса «Компенсационный менеджмент» студентам магистратуры направления подготовки Менеджмент.

Основным ожидаемым результатом исследования является определение условий эффективной реализации потенциала дистанционных образовательных технологий при преподавании учебных курсов в магистратуре направления подготовки «Менеджмент». Учет выявленных в ходе исследования вызовов, проблем, противоречий, рисков, ожиданий и возможностей, значимых для обучающихся и иных стейкхолдеров формирования hard skills и soft skills, позво-

лит сформировать эффективную систему преподавания учебного курса обучающимся в магистратуре с применением дистанционных образовательных технологий на основе более точной (гибкой) настройки на фактически сложившуюся ситуацию.

Основными методами исследования являлись анонимный онлайн опрос (анкетирование) и глубинное интервью обучающихся в магистратуре, а также научно-педагогических работников, заинтересованных в применении дистанционных образовательных технологий. Результаты обучения с применением дистанционных образовательных технологий - степень сформированное™ hard skills и soft skills - оценивались методом экспертных оценок в процессе публичной защиты разработанных обучающимися коллективных проектов, а также посредством круглого стола, проведенного после завершения освоения учебного курса

В 2017-2018 гг. исследовательская группа сформулировала гипотезу, требующую проверки, в следующем виде: обучающиеся в магистратуре знают о ключевых и очевидных преимуществах дистанционных образовательных технологий, имеют техническую возможность и желают проходить обучение с их применением, но фактически не вполне готовы к новым условиям реализации образовательного процесса при наличии полноценной электронной информационно-образовательной среды.

На первом этапе исследования проводился анонимный онлайн опрос (анкетирование) обучающихся в магистратуре и изучающих дисциплину «Компенсационный менеджмент» в соответствии с учебным планом. Структура респондентов была представлена 73% девушек и 27% юношей; 80% респондентов - в возрасте 16-25 лет. Предлагаемая анкета «Дистанционное обучение в магистратуре: возможности и ограничения», реализованная в среде Google Form предусматривала как общую, так и специальные (целевые) части. Общая часть анкеты позволила составить, прежде всего, «профиль» обучающегося.

Было установлено, что все без исключения респонденты пользуются Интер-

нетом ежедневно. При этом, находясь в сети Интернет, большую часть времени они тратят на поиск информации, просмотр медиа-контента.

Для получения новых знаний, умений, навыков ответившие на вопросы анкеты пользовались интернет-библиотеками (93% респондентов), образовательными, обучающими сайтами в Интернете (60%), видео уроками или лекциями (53%). Специальными обучающими компьютерными программами на работе и обучающими приложениями (программами) для мобильных телефонов, планшетов пользовались 27% опрошенных. Вполне объяснимо, что только 7% обучающихся в магистратуре респондентов указали, что использовали образовательные, обучающие компьютерные игры или поисковые сети (Google или Yandex). Тем не менее, 73% опрошенных в целях обучения посещает поисковые системы сети Интернет как начальный этап образовательного процесса.

Вторая часть анкеты была направлена на выявление отношения обучающихся в магистратуре к дистанционным образовательным технологиям.

В целом 67% респондентов поддерживает идею внедрения дистанционных образовательных технологий. Это достаточно хороший результат с учетом того, что еще 27% респондентов относится к этой идее нейтрально.

Отвечая на вопрос: «Если бы Вы выбирали между дистанционным обучением (при помощи компьютерных программ и (или) интернета) и очным (т.е. с посещением лекций, семинаров и т.п.), то какую форму обучения Вы бы предпочли?» - 73% респондентов предпочли бы сочетание дистанционного и очного обучения.

Было установлено, что около одной трети работодателей магистрантов, принявших участие в опросе, предоставляет возможности своим сотрудникам для дистанционного обучения. При этом еще одна треть работодателей магистрантов такой возможности не предоставляет.

Наиболее приемлемой формой самостоятельной подготовки в современном об-

разовании для магистрантов является подготовка с использованием интернет-ресурсов (67%), либо подготовка в системе дистанционного обучения (33%). «Домашняя подготовка за печатными учебными материалами» и «подготовка в библиотеке» не являются распространенными формами самостоятельной подготовки.

Наиболее предпочтительными формами контроля освоения нового материала являлись письменное тестирование с предоставлением вариантов ответа (40%) и дистанционное компьютерное тестирование с использованием различных типов вопросов (33%). В настоящее время именно в этой форме, как правило, и проверяют знания и умения у респондентов: письменное тестирование с предоставлением вариантов ответа - 93%, устный опрос - 60%, письменный опрос - 53%. Дистанционное компьютерное тестирование с использованием различных типов вопросов пока практикуется не широко.

В целом опрошенные хорошо осведомлены о системах дистанционного обучения (53% опрошенных) и о российских и (или) зарубежных учебных заведениях, которые предлагают дистанционное обучение через Интернет (67%). Следует отметить, что почти половина опрошенных либо обучалась дистанционно в прошлом, либо обучается в настоящее время. При этом среди опрошенных нет разочарованных в результатах дистанционного обучения.

Выявление наиболее предпочтительных форм и технологий дистанционного обучения показало, что для респондентов таковыми являются веб-занятия (выбор 60% опрошенных), телеконференция (20%), телеприсутствие (20%) и чат-занятия (7%). Вероятно, это обусловлено тем, что формы вебинаров и видео-конференций являются наиболее знакомыми для опрошенных и (или) сформирован положительный опыт участия опрашиваемых в вебинарах и телеконференциях.

Третья часть анкеты была направлена на оценку возможностей и рисков применения дистанционных образовательных технологий, проблем и факторов, влияющих на

качество образования. Основной целью третьей части анкеты было выявление ожиданий и опасений респондентов от применения дистанционных образовательных технологий, так как опрос проводился до начала преподавания курса «Компенсационный менеджмент» и должен был послужить одним из оснований формирования эффективной системы обучения.

На открытый вопрос «В чем Вы видите преимущества дистанционного обучения?» были получены следующие ответы (по мере убывания частоты ответов):

- экономия времени (включая затраты времени на дорогу до университета и обратно);

- гибкое планирование использования времени (включая обучение в удобное для себя время по самостоятельно составляемому плану-графику, свободная занятость);

- мобильность в получении знаний, возможность быть территориально удаленным от места обучения (включая место работы, дом, транспорт и прочие удобные для обучающегося места с доступом к Интернет);

- возможность совмещать учебу с семьей, работой, хобби;

- возможность обучения в престижных вузах (в том числе зарубежных и на открытых образовательных онлайн площадках), в организациях, предоставляющих дополнительное образование и повышение квалификации.

Предоставив возможность выбора нескольких вариантов ответа на вопрос «Чем для Вас привлекательна дистанционная форма обучения?», были получены следующие результаты:

- гибкий график обучения (100%); нет необходимости в поездках

(73%);

- возможность учиться без отрыва от работы (60%>);

- существенная экономия времени

(53%).

Ответы на открытый вопрос «Какие риски для Вас имеет применение дистанционного обучения?» подтвердили предполо-

жения исследовательской группы о сдерживающих факторах, влияющих на готовность к применению дистанционных образовательных технологий. Обучающиеся в магистратуре респонденты, не имеющие личного практического опыта дистанционного обучения, либо получившие негативный опыт применения дистанционных образовательных технологий за пределами университета, отвечая на приведенный вопрос, выразили свои опасения и наиболее серьезные риски, объединенные в две группы:

1) возможное снижение качества обучения в условиях применения дистанционных образовательных технологий и ограничения частоты и продолжительности непосредственных контактов с преподавателем (например, в связи с «возможным сокращением времени консультаций», «невозможностью переспросить, уточнить, если что-то непонятно», «снижением эффективности контроля», «заменой высококвалифицированных преподавателей на менее квалифицированных» и др.);

2) необходимость высокой мотивации и воли к самостоятельному обучению, а также серьезного и ответственного отношения к самостоятельному планированию формирования компетенций, самоорганизации и самоконтроля с высоким уровнем самодисциплины.

Из представленных ответов следует, что первая группа рисков относится в некоторой степени к «мифам и домыслам» при условии формирования эффективной системы дистанционного обучения и планомерной подготовки к применению дистанционных образовательных технологий, а вторая группа рисков - к «новой реальности», в которой оказывается обучающийся при применении дистанционных образовательных технологий. Очевидно, что именно неэффективное применение дистанционных образовательных технологий объясняет невысокий процент от числа опрошенных (20%), которые выбрали бы дистанционную форму обучения в магистратуре, полностью основанную на дистанционных образовательных технологиях. При этом 47% респондентов выбрали бы заочную или очно-заочную

форму, а 27% - очную форму обучения, если бы им предложили сделать выбор формы обучения.

Сохраняется некоторое настороженное отношение к дистанционному обучению в связи с тем, что для опрошенных, по-прежнему, была бы самой главной возможность учебного заведения выдавать полноценный, признаваемый работодателями, диплом (или сертификат) (отметили 40% респондентов), а не квалификация преподавателей и стоимость обучения.

Также было отмечено, что реальные знания с наибольшей вероятностью можно получить в процессе дистанционного преподавания отдельных разделов (тем, вопросов) дисциплины, а не отдельной дисциплины и тем более не при дистанционном обучении в целом.

Аналогичное мнение опрошенные высказали относительно возможности формирования компетенций: с наибольшей вероятностью компетенции можно сформировать в процессе дистанционного преподавания отдельных разделов (тем, вопросов) дисциплины.

Оценивая вероятность повышения качества обучения в связи с применением дистанционных образовательных технологий в преподавании отдельных дисциплин, только 20% считают, что качество «безусловно, повысится», что требует особого внимания при формировании системы преподавания курса.

Вопросы четвертой части анкеты были направлены на оценку степени понимания важности условий, влияющих на качество образования, а именно электронной информационно-образовательной среды, созданной в Кемеровском государственном университете.

При формировании системы преподавания курса «Компенсационный менеджмент» предварительно были разработаны и протестированы все элементы электронной информационно-образовательной среды: авторский электронный мультимедийный учебник, индивидуальные и коллективные задания, контрольные тестовые задания, видео-лекции, презентации и иные информа-

ционные и образовательные ресурсы. Также были определены, настроены и протестированы технологические средства обеспечения реализации дистанционных образовательных технологий, включая телекоммуникационные и информационные технологии.

В Кемеровском государственном университете имеется возможность реализовать дистанционное обучение на базе открытой свободно распространяемой платформы «Moodle» и на базе Электронной информационно-образовательной среды университета «ЭИОС». Поэтому было важно определить, насколько функциональна, удобна, приемлема для обучающихся соответствующая электронная информационно-образовательная среда.

Опрос показал, что с виртуальной обучающей средой «Moodle» в разной степени знакомы 86% опрошенных и почти все хотели бы ее освоить, осознавая ее возможности и потенциал для обучения в магистратуре с применением дистанционных образовательных технологий. Сайт электронной информационно-образовательной среды университета не только хорошо знаком опрошенным, но и является постоянно посещаемым (40% респондентов посещают его несколько раз в день, еще 40% - несколько раз в месяц). Основными целями посещения сайта «ЭИОС» являются получение информации о текущем рейтинге обучающегося, о расписании занятий, экзаменов, консультаций и т.д., посещение электронной библиотеки, сдача заданий по дисциплинам и пр. Вместе с тем необходимо отметить, что функциональные возможности «ЭИОС» очень обширны и включают помимо наиболее востребованных совокупность других полезных сервисов.

Обобщая результаты проведенного опроса, можно констатировать следующее:

1) обучающиеся в магистратуре имеют определенное сформированное отношение к применению дистанционных образовательных технологий, знают и понимают основные возможности, ограничения и перспективы применения дистанционных образовательных технологий, но, тем не менее, не лишены заблуждений и оценивают

риски чрезмерно высоко, что может быть следствием недостаточного либо неудачного опыта обучения в условиях применения дистанционных образовательных технологий;

2) обучающиеся в магистратуре недооценивают масштаб и характер качественных изменений в условиях, необходимых и достаточных для реализации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и обусловленных их спецификой;

3) для успешного освоения учебного курса с применением дистанционных образовательных технологий необходимо формировать не только электронную информационно-образовательную среду, но и подготавливать самих обучающихся.

Таким образом, результаты опроса подтвердили гипотезу исследования: обучающиеся в магистратуре знают о ключевых и очевидных преимуществах дистанционных образовательных технологий, имеют техническую возможность и желают проходить обучения с их применением, но фактически не вполне готовы к новым условиям реализации образовательного процесса при наличии полноценной электронной информационно-образовательной среды.

С учетом полученных результатов была сформирована система дистанционного преподавания курса «Компенсационный менеджмент» студентам магистратуры направления подготовки «Менеджмент» в виртуальной обучающей среде «Moodle». В состав учебно-методических материалов по курсу были включены также видеозаписи вебинаров по основным темам курса, которые проводились на открытой платформе BigBlueButton в Федеральной университетской компьютерной сети России RUNNet. Видеозаписи серии вебинаров по отдельным темам учебного курса также были размещены в системе «Moodle».

Результаты обучения с применением дистанционных образовательных технологий - степень сформированности hard skills и soft skills - оценивались методом экспертных оценок в процессе публичной защиты разработанных обучающимися коллектив-

ных проектов. Качество проектов (hard skills) и их защиты (soft skills) в целом свидетельствовали о сформированности компетенций.

Во время круглого стола, проводимого по итогам изучения всего курса, как эксперты, так и обучающиеся пришли к единому мнению: при применении дистанционных образовательных технологий наиболее вероятным результатом обучения является формирование профессиональных компетенций (hard skills). Формирование же гибких коммуникативных и социальных навыков (soft skills) при дистанционном обучении происходит гораздо труднее, а в ряде случаев не представляется возможным, что связано с индивидуальными особенностями обучающихся, условиями их работы и быта, образа жизни и прочими факторами. Вместе с тем в настоящее время soft skills являются весьма значимыми в отборе работодателями кандидатов при трудоустройстве. Конечно же, для обучающихся в магистратуре острота этой проблемы меньше, чем для студентов бакалавриата, но сама проблема является, безусловно, актуальной.

Важно, чтобы система дистанционного обучения с присущей ей гибкостью и адаптивностью была как можно точнее настроена на получение образовательного результата с учетом особенностей ситуации и конкретных обучающихся.

Литература

1. Акулов А.О., Бабина С.И., Нестеров А.Ю., Халиулина В.В. Формирование компетенций по управлению командными вознаграждениями в системе дистанционного обучения // Экономика образования. 2018. - № 2(105). - С. 91-107.

2. Бабина С.И., Акулов А.О., Нестеров А.Ю., Халиулина В.В. Роль дистанционных образовательных технологий в повышении качества обучения в магистратуре// Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2018. - № 1(29). -С. 96-107.

3. Методология пилотного рейтинга «Три миссии университета» [Электронный ресурс]. - URL: https://mosiur.org/files/

pilot_methodology_17/RU-MOSIUR_Pilot_ Ranking_Methodology_ December_2017 (дата обращения: 11.09.2018).

4. Садыкова О.В., Ильбахтин Г.Г. Активизация познавательной деятельности студентов магистратуры «Педагогическое образование» в условиях дистанционного обучения по профильным предметам // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Том 8. - № 4-2. - С. 275-279 [Электронный ресурс]. - URL: http: // ej.soc-journal.ru (дата обращения: 11.09.2018).

5. Ситаров В.А., Шутенко А.И. Современные информационные технологии как основа повышения качества дистанционного обучения в вузе // Проблемы современного педагогического образования. -2017. - № 11. - С. 194-202.

6. Andrea Crampton, Angela T. Ragusa, Heather Cavanagh. Cross-discipline investigation of the relationship between academic performance and online resource access by distance education students // Research in Learning Technology. 2012/ 20: 14430, DOI: 10.3402/rlt.v20i0.14430 [Электронный ресурс]. - URL: https://journal.alt.ac.uk/index.php /rlt/article/view/1227/html (дата обращения: 10.09.2018).

7. Anny King, Andrew Honeybon. Needs before means: the dialectics of learning and technology // Research in learning technology. 1996. Vol. 4, No. 2, 4-16, DOI: https://doi. org/10.3402/rlt.v4i2.9963 [Электронный ресурс]. - URL: https://journal.alt.ac. uk/index. php/rlt/article/view/817/1068 (дата обращения: 11.09.2018).

8. Aroyo, L., Dicheva, D. The New Challenges for E-learning: The Educational Semantic Web // Educational Technology & Society. 2004. 7 (4), 59-69 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.researchgate. net/publication/220374802_The_New_Challeng es_for_E-learning_The_Educational_Semantic _Web (дата обращения: 10.09.2018).

9. Bakare Kazeem Kayode. Effect of Communication Management on Distance Learners' Cognitive Engagement in Malaysian Institutions of Higher Learning // International Review of Research in Open and Distributed

Learning. 2018. Vol. 19, No. 4 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.irrodl.org/index. php/irrodl/article/view/3672/4730 (дата обращения: 10.09.2018).

10. Cathy Gunn. Sustainability factors for e-learning initiatives // Research in Learning Technology. 2010. Vol. 18, No. 2, July 2010. 89-103 [Электронный ресурс]. - URL: https://journal. alt. ac. uk/index. php/rlt/article/vie w/879/1130 (дата обращения: 10.09.2018).

11. Farhad Saba Distance Education in the United States: Past, Present, Future // Educational technology. 2011 November-

December. 11-18 [Электронный ресурс]. -URL: http://distance-educator.com/wp-content/ uploads/ET-article-Saba-11-12-2011.pdf (дата обращения: 10.09.2018).

12. Josephine Adekola, Vicki H.M. Dale, Kerr Gardiner. Development of an institutional framework to guide transitions into enhanced blended learning in higher education // Research in Learning Technology. 2017. 25. 1973 [Электронный ресурс]. - URL: http://dx.doi.org/10.25304/rlt.v25. 1973 (дата обращения: 11.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.