МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
включают в себя использование, анализ и интерпретацию материала, что относится к рефлексивной деятельности человека. К таким можно отнести ПК-2, ПК-6, ПК-7, [4]. Данные компетенции логично отнести к рефлексивному компоненту готовности.
Анализ компетенции как ПК-4, позволяет выделить такие характеристики личности как самостоятельность, ответственность, толерантность, организованность. Воспитание этих качеств включает в себя личностный компонент готовности к профессиональной деятельности [4]. Содержание компетенций ПК-3, ПК-8, ПК-9, ПК-10, находит свое отражение в мотивационном компоненте [4]. Именно они по мнению автора, являются существенными характеристиками понятия готовность, так как оно подразумевает заинтересованность специалиста в выполнении своей профессиональной деятельности, наличие внешних и внутренних условий, мотивов, побуждающих к деятельности. Учитывая, что сервисная деятельность является важной составляющей в деятельности бакалавра туризма, ПК-13 имеет очевидную коммуникативную направленность, поэтому коммуникативный компонент, безусловно выступает необходимым элементом готовности к профессиональной деятельности бакалавров по туризму.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что содержание профессиональных компетенций бакалавров туризма соответствует компонентам личностной готовности к профессиональной деятельности (когнитивному, рефлексивному, мотивационному, личностному и коммуникативному).
Таким образом, подготовка бакалавров по туризму к профессиональной деятельности будет зависеть от развития всех компонентов структуры готовности к профессиональной деятельности через овладение профессиональными компетенциями.
Список использованной литературы
1.Деркач А.А. Акмеология: учебное пособие. / А.А. Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2004.
2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов. / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 383с.
3.Ковалев А. Г. Психология личности. — 3-тье изд. — М., 1970-391 с.
4. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 N 1463 «Об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Режим доступа: httpV/минобрнауки.рф (Дата обращения 11.10.2016 г.)
© Лыгарева Н.Б., 2016
УДК 378
Н.А. Макарова
к.п.н., доцент кафедры химии и методики преподавания химии Омский государственный педагогический университет
г. Омск, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ К ЗДРОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
Аннотация
В статье рассмотрены возможности дистанционной поддержки обучения при подготовке будущих педагогов к здоровьесберегающей деятельности в школе. Приведены некоторые результаты педагогического эксперимента по использованию дистанционных технологий для реализации магистерской программы «Химическое образование».
Ключевые слова
здоровьесбережение, здоровьесберегающая деятельность, дистанционные образовательные
технологии, образовательный портал
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
Одним из ключевых направлений образовательной политики является оздоровление всей системы российского образования, формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью и культуры здорового образа жизни. Поэтому готовность к здоровьесберегающей деятельности является неотъемлемой частью профессиональной компетентности любого учителя, в том числе и магистров по направлению Педагогическое образование.
И.В.Пичугина [2] определяет «готовность педагога к здоровьесберегающей деятельности» как профессиональные свойства педагога, в которых выражается степень усвоения ими социального опыта в аспекте здоровьесбережения, направленного на сохранение и укрепление собственного здоровья и здоровья участников образовательного процесса и способности пользоваться этим опытом в профессиональной деятельности.
Подготовка обучающихся магистратуры требует учета ряда особенностей.
• Изменение роли преподавателя от «транслятора» учебного материала к организатору процесса обучения. Это связано с тем, что магистранты уже имеют законченное высшее профессиональное образование, определенный профессиональный опыт и навыки.
• Недостаточное количество аудиторных часов для изучения теоретического материала.
• Будущие магистры Педагогического образования - это, как правило, взрослые работающие люди, которые часто не имеют возможности вовремя посетить очные занятия.
Выход из сложившейся ситуации мы видим в использовании возможностей дистанционных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [3,статья 16].
Для дистанционного сопровождения дисциплины «Здоровьесберегающий подход в обучении химии» нами разработан комплекс средств обучения на образовательном портале ОмГПУ, включающий три обязательных компонента: информационный, тренирующий и контролирующий. Данные комплексы содержат следующие основные элементы: Лекции, Книга, Глоссарий, Рабочая тетрадь, Вики, Семинар, Упражнение, Тест, Форум и Чат, Анкетный опрос.
Для проверки эффективности использования дистанционных технологий при изучении курса «Здоровьесберегающий подход в обучении химии» был организован педагогический эксперимент. В качестве критериев готовности будущих магистров к здоровьесберегающей деятельности нами были выбраны следующие [1]: мотивационный (осознанность выбора профессии; мотивация профессиональной деятельности; ценностное отношение к здоровью); когнитивный (профессионально-педагогические знания учителя, ориентированные на здоровьесбережение детей в процессе учебно-воспитательной деятельности субъект-субъектного типа). В ходе эксперимента произошло статистически значимое повышение уровня развития мотивационного компонента с 40 до 50 баллов, рефлексивного - с 120 до 140. Также наблюдалось повышение когнитивного компонента с 64 до 76%.
Кроме того, мы проводим сбор информации среди обучающихся с целью выявления отношения к предложенным средствам и технологиям обучения, предпочтений магистрантов, для устранения возможных недостатков разработанных комплексов. Большинство респондентов (80%) положительно относятся к использованию в обучении дистанционных технологий, считают их необходимыми в современных условиях. Использование образовательного портала позволяет компенсировать малое количество аудиторных часов, получать дополнительные консультации от преподавателя, а также дает возможность магистрантам, пропустившим занятия, самостоятельно ликвидировать пробелы в подготовке.
Список использованной литературы:
1. Жуков, О Ф. Структура, содержание, методики оценки профессиональной готовности учителя к здоровьесберегающей деятельности/ О.Ф. Жуков // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - С.296-306.
2. Пичугина, И.В. Содержательное обеспечение формирования готовности студентов педколледжа к осуществлению здоровьесбережения учащихся: Дисс. ...канд.пед.наук: 13.00.08/ Пичугина Ирина Владимировна. _ Челябинск, 2000.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N° 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
© Макарова Н.А., 2016