УДК 378.1
DOI 10.51980/2686-939X_2021_3_87
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
THE USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING FIRETRAINING IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Васильева Татьяна Борисовна,
преподаватель кафедры огневой подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)
vasilevatatyana1511@gmail.com
Ключевые слова:
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, основные виды учебной деятельности, информационные образовательные ресурсы, схемы дистанционного обучения, программно-аппаратная инфраструктура, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, образовательный процесс.
В статье рассматривается практическое применение и
внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Приведены мнения различных исследователей, а также опыт использования дистанционных образовательных технологий в системе МВД России при освоении практических дисциплин, в частности дисциплины «Огневая подготовка».
Keywords:
distance learning technologies, e-leaming, main types of educational activity, information educational resources, scheme of remote training, hardware-software infrastructure, professional training, professional activity, educational process.
The article discusses the practical application and implementation of distance educational technologies in the process of teaching cadets in educational organizations of the Interior Ministry of Russia. The opinions of various researchers as well as the experience of using distance educational technologies in particular discipline «Fire training».
Под дистанционными образовательными технологиями согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
По мнению старшего преподавателя Михайловской военной артиллерийской академии С.А. Орлова, зачастую «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» воспринимаются как синонимичные и взаимозаменяемые категории. Однако, с точки зрения закона об образовании, электронное обучение подразумевает использование информации, содержащейся в базах данных, а также применение информационных технологий и сетей для ее обработки и передачи между обучающимися и преподавателями. В реализации же дистанционных образовательных технологий ключевую роль играют компьютер и сетевая инфраструктура, но в первом случае - это инструменты личного (непосредственного) взаимодействия преподавателя и обучающегося, а во втором - удаленного [7].
Проблема совершенствования процесса освоения дисциплины «Огневая подготовка» с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях системы МВД России рассматривается с различных точек зрения. В качестве проблем, затрагивающих организацию самостоятельной работы обучающихся, выделяются: отсутствие непосредственного «живого» общения с преподавателем, отсутствие возможности самостоятельно (вне тира) осваивать умения и навыки по прикладным дисциплинам, в частности по дисциплине «Огневая подготовка» [5].
В современных условиях развития системы образования повышение информационной компетентности может осуществляться при помощи дистанционных образовательных технологий:
- проведение семинарских занятий онлайн, когда у обучающегося есть возможность задать вопросы преподавателю здесь и сейчас и сразу же получить ответ, а у преподавателя, в свою очередь, есть возможность, пусть и через экран монитора, но все-таки наглядно показать технику выполнения тех или иных элементов техники стрельбы, нормативов, разобрать возможные ошибки;
- проведение семинарских занятий оффлайн, во время которых у обучающегося есть возможность не только изучить лекционный материал по теме, но и посмотреть презентации, видеосюжеты, проверить свои знания, решив тест, а также представить преподавателю письменные ответы на задания [4].
Как указывают сотрудники Восточно-Сибирского института МВД России А.В. Желтобрюх, В.М. Дакуева, А.А. Сошин и Д.В. Ковалев, система дистанционных образовательных технологий «Moodle» отводит значительное количе-
ство академических часов именно на выполнение самостоятельной работы, в связи с чем необходимо предусматривать получение допуска к промежуточной и итоговой аттестации всеми обучающимися автоматически, а также учитывать правильное прохождение учебных дисциплин согласно графику последовательности [3].
Кроме того, вышеуказанные исследователи определяют следующие недостатки при реализации системы дистанционного обучения:
- невозможность изменения содержания методических материалов при использовании инструмента «файл»;
- положением о нормировании не предусмотрена и, как следствие, не учитывается при подсчете нагрузки работа, связанная с наполнением «Moodle» учебно-методическими материалами;
- приобретение практических навыков по прикладным дисциплинам, таким как «Огневая подготовка», «Физическая подготовка», «Тактико-специальная подготовка», невозможно за то количество часов, которое отведено программой для изучения при помощи дистанционных образовательных технологий [3].
В своей статье заместитель начальника кафедры Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Л.Я. Смирнова и старший преподаватель Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиала) Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации А.М. Шамаев указывают на то, что по дисциплинам «Огневая подготовка», «Физическая подготовка», «Тактико-специальная подготовка» при помощи дистанционных образовательных технологий невозможно реализовать занятия, целью которых является отработка действий сотрудников в составе группы или подразделения, невозможно провести учения и отработать выполнение оперативно-боевых задач в особых условиях, не говоря уже об отсутствии оружия и боеприпасов [9].
По мнению доктора педагогических наук, профессора Тюменского института повышения квалификации МВД России Н.В. Астафьева, система программ «MyTestXPro» может быть использована как дистанционная образовательная технология с целью тестирования и проверки знаний обучающихся. Достоинствами данной программы являются: возможность использования различных форматов (тест, задание, изображение, звук) в одном файле и форматирование файлов, не выходя из программы [1].
Как указывает профессор кафедры организации огневой и физической подготовки Академии управления МВД России кандидат педагогических наук, доцент Т.С. Купавцев, достоинствами применения дистанционных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе высшей школы являются возможность проходить обучение и осваивать программы в удобное для об-
учающегося время, с любого устройства (персональный компьютер, планшет, мобильный телефон) и в той последовательности, которая необходима, интересна и понятно конкретному обучающемуся [6].
Нельзя не отметить, что достоинства дистанционного обучения далеко не всегда актуальны и применимы при освоении практических дисциплин, к которым и относится огневая подготовка. Необходимость развития двигательных умений и навыков, а также специфических физических качеств является первостепенной задачей в обучении безопасному и эффективному обращению с боевым ручным стрелковым оружием. Интерактивные методики и мультимедийные технологии в практических дисциплинах могут служить лишь дополнением к теоретической подготовке [8].
В.С. Дунин, Е.А. Клейменов, Е.В. Чепиков указывают на то, что в Дальневосточном юридическом институте МВД России по результатам опроса профессорско-преподавательского состава института, а также курсантов и слушателей института выделены следующие недостатки дистанционного обучения:
- трудности педагогического и методического плана, в частности невозможность дистанционного освоения дисциплин, связанных с формированием двигательного навыка, например таких, как огневая подготовка, физическая подготовка, результатом чего является снижение качества обучения;
- сложности организационно-технического характера (отсутствие четких формализованных методик разработки учебного материала, критериев (границ) оценок за тесты; рост временных затрат преподавателя на подготовку и оформление занятий [2].
В Сибирском юридическом институте МВД России успешно функционируют электронная информационно-образовательная среда (далее - ЭИОС) и система автоматизации учебного процесса «Апекс-ВУЗ» (далее - «Апекс-ВУЗ»). Для ЭИОС разработаны два сайта (отдельно для курсантов и для слушателей факультета профессиональной подготовки). Поскольку и преподаватели, и обучающиеся уже не первый год используют для работы и обучения указанные платформы, взаимодействие является привычным, продуктивным, а переход с очного обучения на дистанционный формат и обратно осуществляется в рабочем порядке.
Электронная библиотека Сибирского юридического института МВД России позволяет эффективно использовать электронные учебные и методические издания. В настоящее время учебно-методические материалы сразу разрабатываются не только в печатном варианте для очного обучения, но и в форматах, позволяющих быстро выгрузить их в сеть ЭИОС. Кроме того, преподаватели успешно применяют различные формы дистанционных образовательных технологий: тестирование, опИпе-семинары, видеоконференции, просмотр видео-
сюжетов и выполнение заданий по ним. Также рассматривается вопрос о внедрении автоматизированных обучающихся комплексов и тренажерных систем (по определению средней точки попадания по нескольким пробоинам, порядку приведения оружия к нормальному бою, изучению работы частей и механизмов оружия и др.).
На наш взгляд, имеет смысл разрабатывать электронные учебные пособия, которые позволят быстро искать необходимую информацию в тексте. Представляется, что текст будет оснащен гиперссылками, взаимными ссылками на различные главы пособия, а также интерактивными мультимедийными иллюстрациями, что позволит удержать внимание обучающихся и повысить их успеваемость.
Использование электронных учебных пособий позволит в скором времени сформировать положительные результаты обучения - знания и умения по дисциплине. Для формирования навыков и опыта обучающихся в стрельбе в качестве альтернативы возможно использование компьютерного тира или полигона, что является вопросом материально-технической оснащенности конкретных образовательных организаций. Вероятно, что использование обучающих тренажеров, установленных на персональных компьютерах, могло бы частично решить педагогические задачи на современном этапе.
Библиографический список
1. Астафьев, Н.В. Самостоятельная подготовка сотрудников органов внутренних дел по теоретическому разделу огневой подготовки с использованием специальных компьютерных программ / Н.В. Астафьев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2016. - № 1(36). - С. 111-115.
2. Дунин, В.С. Обучение в образовательной организации МВД России с использованием дистанционных технологий в условиях распространения новой коро-навирусной инфекции (С0УШ-19) / В.С. Дунин, Е.А. Клейменов, Е.В. Чепиков // Человек. Общество. Инклюзия. - 2020. - № 2(42). - С. 28-40.
3. Использование в учебном процессе системы дистанционного обучения «Moodle» при реализации программ профессионального обучения / А.В. Желтобрюх [и др.] // Педагогика. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2017. - № 3(7). - С. 39-41.
4. Каньшин, А.Е. Сетевые формы реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий / А.Е. Каньшин // Наука и социум : материалы XVI Всероссийской научно-практической кон-
ференции (2021). - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/setevye-formy-realizatsii-obrazovatelnyh-programm-s-ispolzovaniem-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy (дата обращения: 09.08.2021).
5. Коник, А.А. Анализ эффективности обучения с применением дистанционных образовательных технологий / А. А. Коник, В.Е. Дыбов, В.Ю. Муханов [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2021. - № 4. - С. 34-41. - DOI 10.24412/2305-8404-2021-4-34-41.
6. Купавцев, Т.С. Актуальные проблемы реализации дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания «Огневой подготовки» в Барнаульском юридическом институте МВД России / Т.С. Купавцев // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. - 2010. -№ 15. - С. 21-23.
7. Орлов, С.А. Дистанционное обучение методическое обеспечение занятий в условиях новых вызовов / С.А. Орлов // Вестник военного образования. - 2021. -№ 2(29). - С. 83-87.
8. Планкин, К.В. Сложности и перспективы реализации дистанционной формы обучения в образовательных организациях МВД России в условиях пандемии COVID-19 / К.В. Планкин // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2020. - Т. 5. - № 2(10). - С. 211-215.
9. Смирнова, Л.Я. Дистанционная форма профессиональной подготовки (обучения) слушателей, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел / Л.Я. Смирнова, А.М. Шамаев // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-2. - С. 214-217.