Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИ ПОДГОТОВЛЕННОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИ ПОДГОТОВЛЕННОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИ ПОДГОТОВЛЕННАЯ СРЕДА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ДОШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецова Резеда Фаритовна, Серова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития самостоятельности детей дошкольного возраста через призму дидактически подготовленной среды в дошкольном учреждении. Авторы дают своё определение формулировке «дидактически подготовленная среда». В статье раскрываются роль и значение дидактических материалов в процессе развития самостоятельности детей дошкольного возраста. Авторы в данной работе рассматривают совокупные учебные материалы, разделенные по соответствующим признакам: материал для показа, оснащение для игровой деятельности детей, специальная и познавательная литература. Затрагиваются вопросы о многофункциональности дидактических средств обучения. Уделяются внимание эффективности использования наглядности в обучении. Авторы предлагают рассмотреть деятельность математического уголка в дошкольном учреждении, занятия в котором расширяют имеющиеся представления у детей. Особая значимость в работе отдается рассмотрению будущей интеграции старших дошкольников в социокультурное пространство школы. Авторы в статье приводят примеры развития самостоятельности детей дошкольного возраста математическими средствами дидактически подготовленной среды, где занятия со счетными палочками, моделями геометрических фигур, с обычным календарём помогают детям делать первые шаги в математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швецова Резеда Фаритовна, Серова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF A DIDACTICALLY PREPARED ENVIRONMENT IN THE DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE IN PRESCHOOL CHILDREN.

The article deals with the actual problems of developing the independence of preschool children through the prism of a didactically prepared environment in a preschool institution. The authors give their definition of the wording "didactically prepared environment". The article reveals the role and significance of didactic materials in the process of developing the independence of preschool children. The authors in this paper consider the total educational materials, divided according to the relevant criteria: material for display, equipment for children's play activities, special and educational literature. Questions about the multifunctionality of didactic teaching aids are raised. Attention is paid to the effectiveness of the use of visualization in teaching. The authors propose to consider the activities of a mathematical corner in a preschool institution, classes in which expand the existing ideas in children. Particular importance in the work is given to the consideration of the future integration of older preschoolers in the socio-cultural space of the school. The authors in the article give examples of the development of independence of preschool children by mathematical means of a didactically prepared environment, where classes with counting sticks, models of geometric shapes, with a regular calendar help children take their first steps in mathematics.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИ ПОДГОТОВЛЕННОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

составителями памяток, и экспертами, участвовали в импровизированном экзамене, где я был сначала учителем, а затем учеником. Оказалось, быть источником информации для учеников, быть экспертом в их работах, указывать на ошибки, помогать исправлять их - всё это было самым сложным, но в тоже время и самым интересным занятием. Это помогло мне узнать тонкости профессии учителя, увидеть профессиональную деятельность с совершенно новой стороны».

Представление о профессии меняется, когда студент примеряет на себя новые социальные роли и встаёт в разные профессиональные позиции. Посредством рефлексивно-ориентированных упражнений студентка четвёртого курса Виктория Ш. смогла сделать следующий вывод: «Благодаря упражнениям я успела побывать и в роли ученика, и в роли учителя и эксперта, оценивающего работы других студентов. Я очень рада, что побывала в обеих ролях, ведь это, лично мне, помогает более полно понять суть профессии. Когда я выслушивала критику и оценку моих одногруппников, я думала что ко мне придираются. Но, побывав в роли учителя-эксперта и посмотрев совершенно с другой точки зрения на ответы студентов, я осознала и признала мои ошибки и недочёты. Например, мне следует более конструктивно и чётко высказывать свои мысли. Я очень рада, что у нас есть такая возможность, ещё будучи студентами ставить себя на место учителя, это совершенно точно поможет нам в нашей дальнейшей педагогической деятельности».

Выводы. Сформировать профессиональную субъектность можно только в условиях вариативности, ответственности и свободы выбора в принятии решений. Поддержка разнообразия невероятно важна. Образовательная среда вуза является достаточно структурированной системой, с чёткими правилами, расписанием занятий, рейтинговой оценкой достижений, экзаменами. Находясь в позиции объекта, обучающемуся сложно проявлять самостоятельность, становиться субъектом своих действий, брать ответственность за собственный выбор. Рефлексивно-ориентированные упражнения являются значимым организационно-педагогическим условием, побуждающим студентов профессионально развиваться, многократно «проходить» через меняющиеся педагогические ситуации с целью самоизменения. Этот факт побуждает к осуществлению педагогического сопровождения, построенного на предоставлении студентам возможности выбора, на разнообразии и альтернативах, всём том, что можно назвать родовспоможением (по А.Г. Асмолову) педагогической субъектности.

Литература:

1. Деркач, А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен / А.А. Деркач // Акмеология.

- 2015. - № 2(54). - С. 8-22.

2. Бережнова, Л.Н. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития / Л.Н. Бережнова,

B.И. Богословский // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2005. -Т. 5. - № 12. - С. 109-123.

3. Бережных, Е.А. Педагогическое сопровождение как особая форма взаимодействия в реальной практике обучения в вузе / Е.А. Бережных, С.Г. Григорьева, И.И. Поташова // Педагогика и психология образования. - 2018. - № 4. - С. 83-89.

4. Емельянова, Т.В. Электронное педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов в проектной деятельности / Т.В. Емельянова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4(89). - С. 197-199.

5. Казакова, О.Н. Педагогическое сопровождение студентов первых курсов во взаимодействии субъектов образовательного процесса вуза / О.Н. Казакова // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 12(66). - С. 12-18.

6. Обутова, А.Д. Взаимодействие образовательных учреждений как условие педагогического сопровождения одаренных детей и подростков / А.Д. Обутова, Д.У. Сапалова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 8. -

C. 93-97.

7. Будникова, С.П. Учебно-профессиональная общность как пространство развития профессиональной субъектности / С.П. Будникова // Педагогика и психология образования. - 2020. - № 4. - С. 137-152.

8. Бянкина, Л.В. Роль субъектности в современном профессиональном образовании / Л.В. Бянкина // Профессионализм педагога: сущность, содержание,перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях, Москва, 16-17 марта 2017 года / Международная академия наук педагогического образования. - Москва: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2017. - С. 112-114.

9. Осмина, Е.В. Проблемы проявления субъектности личности на этапе высшего профессионального образования / Е.В. Осмина // Практическая психология: интенсивные методы и технологии в обучении и развитии личности: Сборник научных статей, Глазов, 11 апреля 2013 года. - Глазов: Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, 2013. - С. 190-198.

10. Девятова, И.Е. Роль субъектности в профессиональной идентичности педагога / И.Е. Девятова // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 3(134). - С. 154-160.

11. Левицкая, И.А. Субъектность профессионального выбора: компоненты социально-профессионального самоопределения / И.А. Левицкая // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2019.

- № 1(58). - С. 93-95.

12. Шварева, Л.В. Построение профессиональных траекторий развития педагогической субъектности в образовательной среде вуза / Л.В. Шварева, Е.Ю. Алешина, Е.А. Шибанова // Современные проблемы науки и образования.

- 2022. - № 1. - С. 24.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Швецова Резеда Фаритовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Серова Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИ ПОДГОТОВЛЕННОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы развития самостоятельности детей дошкольного возраста через призму дидактически подготовленной среды в дошкольном учреждении. Авторы дают своё определение формулировке «дидактически подготовленная среда». В статье раскрываются роль и значение дидактических материалов в процессе развития самостоятельности детей дошкольного возраста. Авторы в данной работе рассматривают совокупные учебные материалы, разделенные по соответствующим признакам: материал для показа, оснащение для игровой деятельности детей, специальная и познавательная литература. Затрагиваются вопросы о многофункциональности

дидактических средств обучения. Уделяются внимание эффективности использования наглядности в обучении. Авторы предлагают рассмотреть деятельность математического уголка в дошкольном учреждении, занятия в котором расширяют имеющиеся представления у детей. Особая значимость в работе отдается рассмотрению будущей интеграции старших дошкольников в социокультурное пространство школы. Авторы в статье приводят примеры развития самостоятельности детей дошкольного возраста математическими средствами дидактически подготовленной среды, где занятия со счетными палочками, моделями геометрических фигур, с обычным календарём помогают детям делать первые шаги в математике.

Ключевые слова: дидактически подготовленная среда, самостоятельность, развитие, дидактические средства, дошкольник.

Annotation. The article deals with the actual problems of developing the independence of preschool children through the prism of a didactically prepared environment in a preschool institution. The authors give their definition of the wording "didactically prepared environment". The article reveals the role and significance of didactic materials in the process of developing the independence of preschool children. The authors in this paper consider the total educational materials, divided according to the relevant criteria: material for display, equipment for children's play activities, special and educational literature. Questions about the multifunctionality of didactic teaching aids are raised. Attention is paid to the effectiveness of the use of visualization in teaching. The authors propose to consider the activities of a mathematical corner in a preschool institution, classes in which expand the existing ideas in children. Particular importance in the work is given to the consideration of the future integration of older preschoolers in the socio-cultural space of the school. The authors in the article give examples of the development of independence of preschool children by mathematical means of a didactically prepared environment, where classes with counting sticks, models of geometric shapes, with a regular calendar help children take their first steps in mathematics.

Key words: didactically prepared environment, independence, development, didactic means, preschooler.

Введение. Развитие самостоятельности у дошкольников является одной из актуальных проблем педагогической науки. вопрос, как происходит становление самостоятельности, какими учебными средствами будет развиваться главнейшее качество личности, остается открытым. Потому что с каждым днем нашего технологического времени появляются и новые современные средства обучения дошкольников.

На процесс развития и формирования личностных способностей, потребностей, интересов и сознания в развитии ребенка большое и конструктивное влияние оказывает среда, название которой определяется как «дидактическая». Это, по мнению, педагогов, часть социокультурного пространства, в которое будет интегрироваться воспитуемый для раскрытия своих возможностей.

Дидактически подготовленная среда - это такое предметное окружение для воспитанников, которое вмещает все учебно-воспитательные средства, используемые для его развития. Это среда, где возможно наиболее полное погружение детей в изучаемые материалы. В такой среде подобранный педагогом материал способствует развитию качеств ребенка, заложенных природой. Одним из таких основополагающих качеств является самостоятельность. Это качество личности в современной жизни именно с дошкольного возраста является особенно важным.

Самостоятельность - это умение контролировать себя, совершать поступки согласно ранее увиденным образцам. Самостоятельный ребенок действует сам, по собственному желанию, получая ожидаемый результат.

Задача данной среды состоит в том, чтобы педагогом было обеспечено создание образцов жизненного поведения. Опыт, полученный ребенком, обеспечит в дальнейшем немаловажную гарантию в закреплении навыков самостоятельности и реализации их в жизни.

Таким образом, подготовленное педагогическим материалом окружение ребенка - это своеобразный, по мнению великого итальянского педагога, М. Монтессори, жизненный «научно-обоснованный путеводитель».

Изложение основного материала статьи. Практика показывает, что учебно-воспитательная среда есть результат совместной деятельности работников дошкольного учреждения и воспитанников, побуждающая последних к когнитивному процессу. Ее наполняют специально подготовленными предметами для изучения и обучения детей [1, С. 58].

Весь комплекс подобной информации можно представить в виде совокупных учебных материалов, разделенных по соответствующим признакам: материал для показа, оснащение для игровой деятельности детей, специальная и познавательная литература.

Все средства, применяемые для учебно-воспитательного процесса, многофункциональны. С их помощью реализуется принцип зрительного восприятия, преобразующий абстрактность математики в понятную детям форму, способствующую росту самостоятельности. Функция наглядности при обучении математике очень важна. Ее роль состоит в переводе отвлеченных понятий математики в более понятную для детей форму. Благодаря ей развивается чувственный опыт ребенка и стимулируется объем самостоятельной деятельности при интенсификации процесса обучения.

Материал для показа можно разделить на материал, предназначенный для ознакомления всей группе, и материал для каждого ребенка.

Учебный материал для показа всей группе размещается на стенде из мягкого полотна с карманами для плоских изображений предметов внешнего мира. Также там можно расположить математические карточки с изображением геометрических фигур. Большим интересом пользуются у детей фланелеграфы и мольберты.

Для развития математических представлений можно использовать магнитную доску, тематические карточки и методические картинки. Дидактические игры должны проводиться с использованием специального оборудования (детские чашечные весы для игры «Покупатель в магазине», фонендоскоп для игры «В поликлинике», детский игрушечный транспорт для игры «Пассажир в автобусе»).

Индивидуальный материал включает в себя большей частью предметы на определенную тему: «Животный мир степи», «Насекомые», «Жители подводного мира», «Поведение пешеходов на дороге».

Деление материала для показа всей группе и каждому ребенку приблизительное, они взаимозаменяемы.

Для более близкого знакомства воспитанников с окружающей действительностью привлекаются изображения знакомых предметов, муляжи и игрушечные копии.

Значение игровых предметов в развитии знаний о среде, в которой он живет, очень велико. Все это служит основой для ориентации в настоящем, действительном предметном мире [2, C. 98].

При демонстрации наглядности происходит более прочное усвоение широкого спектра качеств рассматриваемого материала. Привлечение дидактического материала помогает развивать и укреплять стремление к подобного рода деятельности детей. Задача педагога состоит в правильном применении воспитанником усвоенных действий в самостоятельной работе.

Дидактически подготовленная среда призвана способствовать повышению эффективности проведенных занятий. Таким образом, мы еще раз доказываем истину: обучение и воспитание единый процесс.

Требования, предъявляемые к материалам для показа: принцип научности, выполнение воспитательной и развивающей функций, соблюдение санитарно-гигиенических норм, эстетическое оформление.

Применение данных материалов в обучении и воспитании будет эффективным при создании ситуации для её внимательного рассмотрения и обследования и при достаточном времени для зрительного восприятия.

При изучении незнакомых предметов необходимо создать условия для привлечения внимания детей на их признаки: размер, цвет, область применения.

К средствам обучения, используемым для работы с детьми, предъявляются строгие условия содержания и хранения. Необходимо обеспечить их отдельное хранение и нахождение их в папках на специально отведенных стеллажах. Игровое оснащение необходимо периодически обновлять. Для разнообразия проведения занятий используются все возможности игрового помещения, в том числе пол, стены, потолок.

Эффективное использование демонстрационного материала помогает провести обучение интересно и в доступной форме. Материал для групповых и индивидуальных занятий способствует развитию широкого круга математических знаний.

Большую роль в развитии самостоятельности дошкольника призвана играть художественная литература. Предшкольный период - это то время, когда у ребенка возникает интерес и тяга к жизни литературных героев. Проблемы изучения литературы не должны игнорироваться ни воспитателями, ни родителями. Детская литература расширяет кругозор и формирует интеллект.

В книге типа «Первая детская энциклопедия» красочно и доступно раскрывается мир природы, планеты Земля, Космоса, строения человека. Такая познавательная литература необходима для подготовки воспитанника к школьной жизни.

Для детей подготовительной группы является достаточным освоить разнообразный круг первичных математических понятий. Для развития математических данных используется интересный материал в занимательной форме для предупреждения умственной апатии и для формирования напористости и целенаправленности.

Предшкольный год ребенка является особым. Воспитанники этой возрастной категории ощущают потребность в самоутверждении и признании их возможностей. В этом случае важно положительно оценивать проявления самостоятельности, самоорганизации и самоконтроля. Поэтому воспитателю необходимо обеспечивать условия для развития этих качеств. Но не у всех детей одинаковые возможности освоения учебного материала. Задачей педагога на данном этапе - сформировать целостное восприятие окружающего мира, усовершенствование наглядно - образных представлений, а также выработать положительное эмоциональное отношение к окружающим людям [4, C. 198].

У этой возрастной категории детей вырабатывается самостоятельность и умение контролировать себя, получая желаемый результат. В уголке математики ребенок найдет много полезных сведений. Математический материал должен периодически обновляться [7, С. 105].

Занятия с предметами из математического уголка помогают усваивать особенности строения Мира и Вселенной. Одной из продуктивных вещей является изучение особенностей тел. Этому способствуют занятия с геометрическими моделями -шар, пирамида, куб. При изучении темы «Геометрические тела» воспитанникам предлагается из разрезанных бумажных плоских изображений собрать заданную фигуру. Задания такого плана развивают умение самостоятельно различать геометрические фигуры. Дети заинтересованы в результатах самостоятельной работы. Также после объяснения данной темы воспитатель может задать вопрос детям о нахождении предмета (овал, круг, квадрат, прямоугольник) в игровой комнате, похожего на изучаемый. В дальнейшем работа с данными фигурами усложняется: деление круга на 2 - 4 доли, составление целого из частей.

В развитии математических способностей важным подспорьем для освоения науки являются счетные палочки. Спектр занятий с их использованием неизмеримо велик. Их применяют для элементарного счета, различения цвета, составления плоских фигур и их конструирования. От количественного счета до создания предметов внешнего мира (дом, автобус, гараж, лестница) счетные палочки заставляют ребенка самостоятельно мыслить. При помощи счетных палочек у ребенка формируется пространственное представление «справа - слева», «вверх - вниз», «вперед- назад».

Изучение темы «Отрезки» позволяет получить навыки измерения предметов при помощи определенной меры длины. Например, воспитатель даёт задание измерить коробку при помощи эталонного измерителя. Дети, получившие разные изделия для измерения, могут выполнить эту работу самостоятельно. При объяснении темы «Состав чисел» педагог предлагает воспитанникам задание для самостоятельной работы сопоставить числа с цифрами, используя при этом не только плоскостные изображения (машинки, куклы), но и природный материал (например, камушки). Это делается для того, чтобы дети могли уметь различать и знать числа.

Дошкольникам можно предложить решить учебные задачи на предмет сравнения величин. Учебные занятия подобного рода используются для самостоятельной работы. Методикой допускается создание конкурсных математических ситуаций на подобные темы.

Настенные часы, календарь и даже песочные часы стимулируют желание детей разобраться во времени. Например, воспитатель, используя карточки или соответствующий плакат с указанием времени суток, просит воспитанников определить это время. И дошкольники самостоятельно выполняют задание, определяя не только суточное время, но и называя его характерные признаки. Также, используя соответствующий занимательный материал, дети выполняют задание на определение календарного порядка времени [6, C. 22].

Выводы. Выявлено, что инструментами обучения детей является комплекс предметов плюс грамотное слово педагога. Таким образом, можно утверждать, что дидактические средства обучения являются источниками знаний, откуда ребенок получает информацию о мире. Познавая их, ребенок вступает в мир математических отношений для решения творческих задач [3, С. 69].

Значимость данного исследования состоит в том, что в наше время, которое считается временем технологического прорыва, каждый мыслящий человек обязан перерабатывать в своей мыслительной деятельности мощный поток информации, поэтому без математики представить себе уровень развития современного общества вряд ли возможно. В связи с этим познавательная математическая деятельность вполне оправдана.

Правильно организованная дидактическая среда помогает использовать свои способности и таланты, развивать самостоятельность, инициативность и общечеловеческую универсальную способности в межличностном взаимодействии. Среда способствует дальнейшему развитию старшего дошкольника в процессе воспитания и обучения, что обеспечивает эмоциональную устойчивость и моделирует условия для будущего внимательного отношения к людям.

Литература:

1. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.Д. Новоса, А.А. Сторяр. - СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2008. - 384 с.

2. Руссова, Н.Ю. Дидактический материал: теория и практика моделирования: монография / Н.Ю. Русова. - Нижний Новгород: Издательство НГПУ, 2002. - 219 с.

3. Швецова, Р.Ф. Развитие самостоятельности младших школьников в учебной деятельности средствами свободной работы: монография / Р.Ф. Швецова. - Оренбург: ГУ «РЦРО», 2010. - 118 с.

4. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студентов / Е.И. Щербакова. -М.: Издательский Центр «Академия», 1998. - 272 с.

5. Кулагина, О.Е. Организация образовательной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими склонность к математике / О.Е. Кулагина, О.И. Аксёнова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - №5. - С. 698-700.

6. Лукьянова, О.Л. Формирование у дошкольника пространственно-временных представлений с помощью дидактических игр / О.Л. Лукьянова, А.С. Рехтина // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2020. - №6. - С. 22-26.

7. Шинкарёва, Н.А. К вопросу развития самостоятельности у мальчиков и девочек седьмого года жизни / Н.А. Шинкарёва, В.Э. Иванова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - №2. - С. 104-107.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат филологических наук, доцент Шейнова Татьяна Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В представленном теоретическом и прикладном исследовании выявлены основы и некоторые наработки по развитию речевого творчества в условиях начальных классов общеобразовательной школы. Своевременное развитие речетворчества младшего школьника существенно влияет на становление и развитие личности, социализацию и самореализацию в микросоциуме класса, развивает общую культуру и качество речевого общения. Анализ исследований речевого творчества детей в историко-педагогической и филологической ретроспективе показал активный интерес к данной теме педагогов, психологов, философов, филологов. Наряду с учеными, речетворчество детей изучали такие писатели, как Д. Родари, К. Чуковский и др. В прикладном аспекте в исследовании выявлены наиболее эффективные формы деятельности с младшими школьниками по развитию речи с использованием русских народных сказок. Это художественное чтение, рассказывание учителя, пересказывание детьми сказки, инсценирование, рисование иллюстраций, изготовление кукол для драматизации, развивающие игры с использованием сказочных сюжетов и пр. Охарактеризованы особенности содержания русской народной сказки, способствующие непосредственному развитию речевого творчества младшего школьника. Это развитие фантазийности мышления, формирование поведенческих и коммуникативных навыков, наличие положительного финала, возможность наблюдать и прогнозировать в идеальном игровом мире поведение персонажей с различным характером, содержание нравственного смысла, особый язык и стиль изложения сказки. Представлены особенности развития речевого творчества детей младшего школьного возраста в зависимости от жанра сказки. В данной связи рассмотрены жанры волшебной сказки, сказки с бытовым сюжетом, сказки о животных. Сделан вывод о необходимости развития речевого творчества детей в младшем школьном возрасте. Представлены основные направления дальнейшей разработки, поиска и развития темы.

Ключевые слова: творчество, речь, речетворчество, младший школьник, учитель, сказка, текст.

Annotation. In the presented theoretical and applied research, the basics and some developments in the development of speech creativity in the conditions of primary classes of a general education school are revealed. The timely development of speech creativity of a younger student significantly affects the formation and development of personality, socialization and self-realization in the microsociety of the class, develops a general culture and quality of speech communication. An analysis of the studies of children's speech creativity in the historical, pedagogical and philological retrospective showed an active interest in this topic of teachers, psychologists, philosophers, and philologists. Along with scientists, such writers as D. Rodari, K. Chukovsky and others studied the speech creation of children. In the applied aspect, the study revealed the most effective forms of activity with younger schoolchildren for the development of speech using Russian folk tales. These are artistic reading, teacher's storytelling, retelling of fairy tales by children, staging, drawing illustrations, making dolls for dramatization, developing games using fairy tales, etc. The features of the content of the Russian folk tale, which contribute to the direct development of the speech creativity of the younger schoolchild, are characterized. This is the development of fantasy thinking, the formation of behavioral and communication skills, the presence of a positive ending, the ability to observe and predict the behavior of characters with different characters in an ideal game world, the content of moral meaning, a special language and style of telling a fairy tale. The features of the development of speech creativity of children of primary school age, depending on the genre of the fairy tale, are presented. In this regard, the genres of fairy tales, fairy tales with everyday plot, fairy tales about animals are considered. It is concluded that it is necessary to develop the speech creativity of children at primary school age. The main directions for further development, search and development of the topic are presented.

Key words: creativity, speech, speech creation, junior schoolchild, teacher, fairy tale, text.

Введение. Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что сформированное и активно используемое речевое творчество ребенка в младшем школьном возрасте является показателем умения эффективно общаться, выражать свои мысли с учетом содержания и целей повествования. Речетворчество существенно влияет на становление и развитие личности, социализацию и самореализацию младшего школьника в микросоциуме класса, развивает общую культуру и качество речевого общения.

Речевое творчество детей исторически исследовали Д. Родари [51, К.И. Чуковский [91, Е.И. Тихеева [61 и целая плеяда ученых, философов, педагогов, филологов. Данная тема широко разрабатывается и в последние годы. Развитию речевого творчества младших школьников посредством малых фольклорных форм, устного народного творчества посвящены работы Т.Г. Зинченко (2017) [11, Е.Н. Насоновой (2021) [41, Р.М. Хасановой (2021) [71, Д.О. Чукариной (2021) [81 и др. В предыдущих работах было исследовано развитие речевого творчества в рамках коллективных видов деятельности (2020) [21, при развитии монологической речи (2021) [31, связной речи (2022) [101. Данная работа посвящена продолжению исследовательской деятельности по речевому развитию детей младшего школьного возраста, в частности, развития у них речевого творчества.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая исторические аспекты изучения речевого творчества детей, следует отметить особый интерес к данному процессу педагогов, психологов, филологов. Так, для подготовки ребенка к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.