ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Галиев Ильхам Исламович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Доктор технических наук, профессор, советник при ректорате ОмГУПСа, заслуженный деятель науки и техники РФ, профессор кафедры «Теоретическая и прикладная механика».
Тел.: +7 (3812) 31-16-09.
E-mail: [email protected]
Минжасаров Марат Хайргельдаевич
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая и прикладная механика», ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 31-06-55.
E-mail: [email protected]
Липунов Дмитрий Владимирович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Аспирант кафедры «Теоретическая и прикладная механика», ОмГУПС.
Тел.: +7 (908) 319-03-68.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Галиев, И. И. Анализ причин неисправностей кожуха зубчатой передачи локомотива 2ЭС6 «Синара»/ И. И. Галиев, М. Х. Минжасаров, Д. В. Липунов. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2023. - № 3 (55). - С. 33 - 44.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Galiev Ilkham Islamovich
Omsk State Transport University (OSTU).
35, Marx av., Omsk, 644046, the Russian Federation.
Doctor of Sciences in Engineering, professor, advisor to the rector's office of OSTU, honored scientist of RF, professor of the department «Theoretical and applied mechanics».
Phone: +7 (3812) 31-16-09.
E-mail: [email protected]
Minzhasarov Marat Khajergeldajevich
Omsk State Transport University (OSTU).
35, Marx av., Omsk, 644046, the Russian Federation.
Ph. D. in Engineering, associate professor of the department «Theoretical and applied mechanics», OSTU.
Phone: +7 (3812) 31-06-55.
E-mail: [email protected]
Lipunov Dmitry Vladimirovich
Omsk State Transport University (OSTU).
35, Marx av., Omsk, 644046, the Russian Federation.
Postgraduate student of the department «Theoretical and applied mechanics», OSTU.
Phone: +7 (908) 319-03-68.
E-mail: [email protected]
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Galiev I.I., Minzhasarov M.Kh., Lipunov D.V. The locomotive 2ES6 «Sinara» gear housing malfunctions causes analysis. Journal of Transsib Railway Studies, 2023, no. 3 (55), pp. 33-44 (In Russian).
УДК 004.658.2
П. А. Красильников, М. Ю. Соколов, Д. Ю. Роменский
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), г. Москва, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ СТАНДАРТА OPENSTREETMAP ДЛЯ ЗАДАЧ, СВЯЗАННЫХ С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Аннотация. Общая информация о железнодорожной инфраструктуре в России относится к информации ограниченного доступа в соответствии с федеральным законодательством и внутренними регламентами владельцев железнодорожной инфраструктуры. Сведения о путевом развитии, техническом оснащении и принципах работы отдельных железнодорожных линий и железнодорожного транспорта в целом могут быть получены для исследовательских, коммерческих или социальных целей только непосредственно от владельца железнодорожной инфраструктуры при его желании. В статье рассматривается проблематика использования открытых геоинформационных данных для нужд цифровизации железнодорожного транспорта и рассматриваются возможности создания экосистемы использования геоданных на железнодорожном
транспорте. В качестве базы для построения этой экосистемы предлагается использовать опыт, накопленный при использовании ГИС Openstreetmap - системы с открытыми правами для использования, активно используемой для картографирования по всему миру. На примере нескольких объектов Московского транспортного узла показано, что даже нанесение общедоступных сведений на карту ГИС дает широкие возможности для публичного и проприетарного использования на железнодорожном транспорте. С помощью этих данных может быть в кратчайшие сроки сформирован полноценный «цифровой двойник» любого объекта железнодорожной инфраструктуры, что чрезвычайно актуально для малых владельцев инфраструктуры. Использование таких моделей открывает возможности их применения в процессах управления перевозочным процессом, управления жизненным циклом объектов инфраструктуры, при проведении маркетинговых исследований, а также на всех этапах проектирования и строительства инфраструктурных объектов.
Объектом исследования был полигон Центрального (Московского) транспортного узла, предметом -топографические характеристики железнодорожной инфраструктуры, имеющие значение для эксплуатации железнодорожных линий.
Ключевые слова: геоинформационные системы, транспорт, проектирование, железная дорога, карта, информация, открытые данные, железнодорожная станция, перегон.
Pavel A. Krasilnikov, Michail Y. Sokolov, Dmitriy Y. Romenskiy
Russian University of Transport (RUT (MIIT)), Moscow, the Russian Federation
USING OPENSTREETMAP DATA FOR RAIL TRANSPORT
Abstract. General information about the railway infrastructure in Russia refers to information of limited access in accordance with federal legislation and internal regulations of the owners of the railway infrastructure. Information about the track development, technical equipment and operating principles for the each railway line and railway transport in general can be obtained for research, commercial or social purposes only directly from the owner of the railway infrastructure, if he so desires. The article deals with the problems of using open geoinformation data for the needs of digitalization of railway transport and considers the possibilities of creating an ecosystem for using geodata in railway transport. As a basis for building this ecosystem, it is proposed to use the experience gained with the use of the OpenStreetMap - a system with open rights for use, actively used for mapping around the world. On the example of several objects of the Moscow transport hub, it is shown that even the application ofpublicly available information to a GIS map provides ample opportunities for public and proprietary use in railway transport. With the help of these data, a full-fledged «digital twin» of any railway infrastructure facility can be formed in the shortest possible time, which is extremely important for small infrastructure owners. The use of such models opens up the possibility of their use in the processes of managing the transportation process, managing the life cycle of infrastructure facilities, when conducting marketing research, as well as at all stages of designing and building infrastructure facilities. The object of the study was the Central (Moscow) transport hub, the subject - the topographic characteristics of the railway infrastructure, which are important for the operation of railway lines.
Keywords: geographic information systems, transport, design, railway, map, information, open data, railway station, hauling.
Общая информация о железнодорожной инфраструктуре в России относится к информации ограниченного доступа в соответствии с федеральным законодательством и внутренними регламентами владельцев железнодорожной инфраструктуры. Сведения о путевом развитии, техническом оснащении и принципах работы отдельных железнодорожных линий и железнодорожного транспорта в целом могут быть получены для исследовательских, коммерческих или социальных целей только непосредственно от владельца железнодорожной инфраструктуры при его желании. С одной стороны, это обеспечивает некоторый уровень сохранности информации, составляющей государственную и коммерческую тайну, но с другой стороны, в условиях свободного обмена информацией и увеличивающейся точности спутниковых систем военного и гражданского назначения ограничение на общение с базовыми сведениями о техническом оснащении железнодорожного транспорта начинает становиться препятствием в процессе цифровизации железнодорожного транспорта в целом. На железнодорожном транспорте только крупные компании, с учетом масштаба бизнеса, могут позволить себе разработку собственных IT-решений и создание технических решений по внедрению «умной железной дороги», а другие участники перевозочного процесса и представители смежных отраслей ограничены в использовании возможностей цифровизации
на транспорте из-за монополизма на информацию. Проблематика использования открытых геоинформационных данных и повышение степени использования возможностей, которые дает использование современных ГИС (геоинформационных систем) для нужд цифровизации железнодорожного транспорта, доказывают свою актуальность в свете успешности использования подобных данных в урбанистике, градостроительстве и транспортном планировании в городах.
Актуальность свободного обмена топографическими данными на транспорте. В хозяйственной деятельности владельцев железнодорожной инфраструктуры, например, в хозяйстве управления движением, необходимая для работы административно-управленческих сотрудников топографическая информация о эксплуатации железной дороги берется из ряда разрозненных источников: технико-распорядительных актов станций (ТРА), схем путевого развития станций (в том числе в электронном виде, например, в корпоративных ГИС), схем крупных станций и узлов в парках путей, схематические графы железнодорожных полигонов, например, в программах «ГИД-Урал» и «Эльбрус» и в коммерческих ГИС, таких как Яндекс-карты и Google Maps.
Данные решения не в полной мере удовлетворяют концепции «Цифровой железной дороги», все более распространенной в мире благодаря тем безграничным возможностям совершенствования бизнес-процессов и своей результативности [1]. Цифровая железная дорога - это комплекс практик и решений, направленных на повышение эффективности процессов эксплуатации и управления железной дорогой за счет инновационных цифровых инструментов [2], среди которых можно выделить: ERTMS, BIM-технологии в строительстве [3], ГИС для управления железнодорожным транспортом (ArcGIS Rail и др.), PLM-системы (системы управления жизненным циклом продукта) и иные виды «цифровых двойников» стационарных объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта [4, 5].
Цель внедрения практик «умной железной дороги» заключается в создании комплексной универсальной модели железнодорожной инфраструктуры - «цифрового двойника» на основе ГИС, подходящего для решения самых разнообразных задач, в том числе автоматизации некоторых процессов эксплуатации, планирования, строительства и исследования. Для внедрения таких решений необходимо выполнить следующие базовые задачи.
1. Выбрать тип и платформу размещения данных (открытая/закрытая, облачная/локальная и т. д.).
2. Определить, какие данные необходимо внести в модель для работы с ней и способы работы с этими данными.
3. Определить методы и средства анализа, моделирования, визуализации данных, включая перспективные, для последующей разработки модулей, работающих в формируемой «экосистеме» обмена информацией.
Объектом исследования данной статьи является полигон Центрального (Московского) транспортного узла, предметом - топографические характеристики железнодорожной инфраструктуры, имеющие значение для эксплуатации железнодорожных линий.
Использование принципов открытых ГИС на железнодорожном транспорте. ГИС OpenStreetMap (OSM) [6] - популярный некоммерческий картографический проект, полностью открытый для любого использования, обработки и внесения данных любым пользователем. Основные плюсы сервиса - полностью открытый исходный код и абсолютная независимость от каких-либо стран или корпораций, а также возможность не только просматривать, но и добавлять, изменять информацию любым зарегистрированным пользователям. Совокупность данных факторов делает OSM наиболее удобным и надежным инструментом для использования во многих прикладных задачах социального, научного и коммерческого плана.
Любой объект на OSM имеет два типа информации: непосредственно географическую информацию об объектах и атрибуты объектов. Географическая информация дает понимание о типологии объекта (точка, линия, замкнутый контур) и географические данные о
3(55)
координатах вершин, составляющих фигуру объекта на поверхности земли. Атрибуты объекта включают в себя его тип (автомобильная дорога, здание, река, лавочка и многие другие) и большое количество второстепенной информации о нанесенном на карту объекте. Второстепенная информация варьируется в зависимости от типа объекта и может содержать в себе самые разные признаки: разрешенную скорость движения по автомобильной дороге, наличие светофора, материал покрытия и многое другое, в зависимости от того, с каким именно объектом производятся операции [7].
Для упрощения работы с геоданными, включая автоматизацию, все объекты и атрибуты записываются в виде коротких двусложных ключей на основе англоязычной лексики, где первое слово обозначает параметр или категорию, а второе - его значение (в виде ключ=значение). Так, железнодорожный путь обычной колеи будет записан как railway=rail (где railway - это рельсовая инфраструктура вообще, а rail - значение ключа для обычной железной дороги); ширина колеи записывается тегом gauge=1520 (где gauge - колея, 1520 -ширина в миллиметрах) и т. д.
Железнодорожная инфраструктура в редакторе OSM представлена широким спектром как объектов (железнодорожные линии, стрелки, светофоры, железнодорожные переезды, раздельные пункты и их парки), так и их атрибутов. Так, железнодорожные линии (railway=) могут иметь такие типы [8]:
1) abandoned - заброшенные и частично/полностью разобранные;
2) construction - строящиеся;
3) disused - неиспользуемые, но в отличие от abandoned сохранившиеся физически и многие другие.
Помимо типологии железнодорожный путь может иметь также несколько атрибутов, описывающих следующее:
1) тип железнодорожной линии (usage=) - магистральная (main), подвозящая или малодеятельная (branch), промышленная (industrial) и т. д.;
2) тип пути (servise=) - приемоотправочный (siding), сортировочный или деповский (yard), подъездной путь (spur), диспетчерский съезд (crossover);
3) тип электрификации, напряжение и частоту тока;
4) номер пути;
5) нижнее строение пути и искусственные сооружения, по которым он проходит: насыпь, выемка, тоннель, мост и т. д.
Тот же принцип используется и для прочих элементов железнодорожной инфраструктуры: стрелочных переводов, железнодорожных переездов, путевых упоров, пикетных столбиков, станций и их парков.
Методология внесения данных. Авторами была проведена работа по актуализации схем путевого развития станций в границах Центрального транспортного узла, очерченных по следующим раздельным пунктам: Малоярославец, Можайск, Шаховская, Клин, Вербилки, Пост 81 км, Орехово-Зуево, Черусти, Голутвин, Ожерелье, Серпухов. На участках железнодорожных линий, находящихся ближе к Москве от указанных выше станций, апробированы следующие виды работы.
1. Актуализация путевого развития станций и раздельных пунктов: нанесение корректной схемы путевого развития, нумерации путей, их специализации. Нанесение данных о стрелочных переводах и их номерах, железнодорожных переездах в границах станций, тупиковых упорах.
2. Нанесение данных о скоростном режиме: максимальная разрешенная скорость на главных и приемоотправочных путях, соединительных ветвях.
3. Уточнение данных о железнодорожной автоматики и телемеханике: нанесение светофоров, типа сигнализации и связи на линии. Данная работа была проделана только на некоторых перегонах Московского центрального кольца.
Основной используемый редактор данных - ID (встроенный редактор OSM), для внесения правок использовался также JOSM (Java OpenStreetMap Editor [9], редактор OSM на основе языка программирования Java). По сравнению с ID JOSM дает возможность автоматизировать процесс внесения однотипных правок, таких как наделение атрибутами путей на крупных станциях, нумерация стрелочных переводов и т. д.
Практическое применение геоинформационной модели Центрального транспортного узла. В результате картографирования был создан пример геоинформационной модели железнодорожных линий Центрального транспортного узла. Применение полученной модели предполагается при решении следующих задач: а) анализ существующей железнодорожной инфраструктуры; б) моделирование различных процессов участка, линии, полигона; в) визуализация коммерческих данных, востребованных грузоотправителями и пассажирами.
Первая цель достигается без применения специальных инструментов исключительно при помощи веб-сервисов. Одним из основных картографических сервисов на базе OSM является веб-портал OpenRailwayMap - открытая железнодорожная карта. Данный сервис позволяет за несколько секунд получить масштабные схемы полигона, железнодорожной линии, участка или даже отдельной станции на основе данных, внесенных в OSM. Пример изображения из данного сервиса приведен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Масштабная схема путевого развития станции Москва-Пассажирская из сервиса OpenRailwayMap.
Номера путей нанесены в соответствии с обозначением на пассажирских платформах
Как видно из рисунка 1, на карте обозначены границы путей общего и необщего пользования, указаны конфигурация и назначение главных и станционных путей, их нумерация и название линий, к которым они относятся.
Помимо режима отображения инфраструктуры у сервиса имеется еще несколько режимов, на которых показываются скоростной режим, сигнализация (работает на сети Deutsche Bahn (Германия) и VR Group (Финляндия)), электрификация и ширина колеи. Стоит отметить достаточно высокую детализацию внесенных данных по инфраструктуре европейских и североамериканских железнодорожных инфраструктур, добавленных на OSM силами энтузиастов. Примеры изображений, получаемых в каждом из режимов работы в OSM, приведены на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2 - Схема скоростного режима главных путей станции Воскресенск из сервиса OpenRailwayMap.
Л
Рисунок 3 - Схема электрификации путей станции Воскресенск из сервиса OpenRailwayMap
Как видно из рисунка 2, максимальная скорость безостановочного проследования станции Воскресенск составляет 80 км/ч по пути «от Москвы» и 100 км/ч по пути «на Москву». Пример на рисунке 3 дает информацию о том, что станция Воскресенск электрифицирована постоянным током напряжением 3 кВ, при этом больше половины парка не имеет контактной сети.
Помимо сервиса OpenRailwayMap в прикладных задачах также возможно использование сервиса Railway Routing [10]. Данный портал работает аналогично автомобильному навигатору, но для расчета перемещений по железной дороге. На карте можно выставить две точки, и программа подберет оптимальный маршрут между ними по железнодорожным путям с учетом скоростного режима, ширины колеи, типа линии (можно исключить высокоскоростные) и электрификации. Помимо самой конфигурации маршрута утилита также выполняет калькуляцию времени в пути исходя из максимально разрешенной скорости и пройденного расстояния. Образец расчета маршрута представлен на рисунке 4.
Проприетарное использование и дальнейшие перспективы. Перечисленные выше сервисы при качественном наполнении данными сервиса OSM могут быть применены для глубокого и наглядного анализа любой железнодорожной инфраструктуры: укрупненного
подсчета пропускной способности участков, поиска путей оптимизации технологических процессов на станциях и участках линий, поиска возможностей по увеличению маршрутной скорости и многих других исследовательских задач. Важно отметить, что данным инструментом можно пользоваться всем желающим, а не только на коммерческих основаниях, что стимулирует появление независимых проектов цифровизации на транспорте, новых исследований и обоснованных должным образом предложений по развитию пассажирской и грузовой железнодорожной инфраструктуры.
Рисунок 4 - Расчет маршрута с приемоотправочного пути станции Виноградово в транзитный парк станции Воскресенск в сервисе Railway Route
Цифровые модели и сервисы, описанные выше, были применены авторами статьи в ряде теоретических и практических исследований. Так, при расчете потребного количества мест для ремонта и обслуживания подвижного состава в депо Центрального транспортного узла с целью определения пробега подвижного состава, в том числе по планирующимся новым маршрутам, был использован сервис Railway Route, автоматически показывающий километраж маршрута. Сервис OpenRailwayMap использовался авторами при необходимости быстрой визуализации мероприятий по развитию инфраструктуры: как отображение существующего положения, так и подоснова для отображения планируемых мероприятий по электрификации существующих, строительству новых станционных путей.
В настоящее время авторами выполняется разработка дополненного сведениями ограниченного доступа цифрового двойника Центрального транспортного узла. Геоинформационная модель размещена на локальном сервере и помимо общедоступных сведений содержит информацию о нумерации станционных путей, их назначении, наличии секционирования, ожидаемом сроке ввода в эксплуатацию (для планирующейся и строящейся инфраструктуры). Модель предполагается к использованию для быстрого анализа существующей на заданный срок инфраструктуры, в основном - для движения пригородных поездов (пути отстоя, оборота подвижного состава, тракционных путей моторвагонных депо и т. д.). Основное средство для просмотра и внесения изменений в модель на текущий момент - программа QGIS (Quantum GIS), но планируется перенесение просмотра и визуализации данных в html-среду на основе стандартных решений для визуализации, например, FlexGIS.
Помимо имеющихся и находящихся в разработке сервисов открытых и закрытых для общего пользования имеется и ряд перспектив для дальнейшей разработки.
Весьма перспективным представляется выгрузка данных из OSM в корпоративные ГИС с целью дальнейшего анализа с полной или частичной автоматизацией. Наиболее перспективным технологическим решением здесь видится связка функционала широко используемой программы QGIS (Quantum GIS) и выгруженных из OSM данных, которые затем можно анализировать и обрабатывать практически неограниченным набором способов, например:
1) добавлять проприетарную информацию, защищенную коммерческой тайной, в локальную копию выгрузки из OSM;
2) анализировать количество и специализацию станционных путей, зависимость фактической вместимости станции от грузовой работы, определение целесообразности размещения пригородных поездов на отстой и многое другое.
Модель, дополненная коммерческой защищенной информацией, будет иметь значительно расширенный по сравнению с открытой функционал, позволяющий производить практически любой анализ, связанный с эксплуатацией железнодорожной инфраструктуры: выявление лимитирующих объектов, ограничивающих пропускную способность в масштабах полигона или узла, поиск и распределение мест отстоя и оборота пригородных поездов, анализ норм веса и длины грузовых поездов и т. д.
В перспективе насыщенную атрибутами модель некоторого железнодорожного полигона можно сделать ядром целой экосистемы использования топографических данных в режиме реального времени, например:
процесс управления перевозочным процессом с отображением текущей поездной обстановки на масштабной карте [11, 12];
управление жизненным циклом отдельных объектов инфраструктуры путем учета каждого передвижения подвижного состава по ним [13];
проведение всех видов маркетинговых исследований в грузовых и пассажирских перевозках [14, 15];
управление проектированием и строительством объектов железнодорожной инфраструктуры [16 - 18].
В результате выполнения работы по сбору и внесению открытых данных в ГИС OSM был создан пример возможной модели железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла (так называемый «цифровой двойник»), а также разработаны варианты ее использования, в том числе с добавлением локальной информации непубличного характера. Определены перспективы образования единой ГИС железнодорожного транспорта для создания на ее базе эксплуатационной модели полигона либо его произвольного фрагмента.
Список литературы
1. Цифровые цепи поставок и технологии на базе блокчейн в совместной экономике / В. П. Куприяновский, С. А. Синягов, А. А. Климов [и др.]. - Текст : непосредственный // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - Т. 5. - № 8. - С. 80-95.
2. BIM на железных дорогах мира - развитие, примеры, стандарты / В. П. Куприяновский, О. Н. Покусаев, А. А. Климов [и др.]. - Текст : непосредственный // International Journal of Open Information Technologies. - 2020. - Т. 8. - № 5. - С. 57-80.
3. Цифровая железная дорога - ERTMS, BIM, GIS, PLM и цифровые двойники / В. П. Куприяновский, В. В. Аленьков, А. А. Климов [и др.]. - Текст : непосредственный // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2017 - Т. 13. - № 3. - С. 129-166.
4. Технологии цифровых близнецов в транспортных коридорах для морских и водных путей в России / В. П. Куприяновский, А. А. Климов, И. Г. Гоц [и др.]. - Текст : непосредственный // International Journal of Open Information Technologies. - 2020. - Т. 8. -№ 12. - С. 113-132.
5. Цифровые двойники на базе развития технологий BIM, связанные онтологиями, 5G, IoT и смешанной реальностью для использования в инфраструктурных проектах и IFRABIM /
B. П. Куприяновский, А. А. Климов, Ю. Н. Воропаев [и др.]. - Текст : непосредственный // International Journal of Open Information Technologies. - 2020. - Т. 8. - № 3. - С. 55-74.
6. Веб-картографический проект OpenStreetMap // openstreetmap.org : сайт. - Текст : электронный. - URL: https://www.openstreetmap.org (дата обращения: 10.11.2022).
7. База знаний OpenStreetMap. // wiki.openstreetmap.org : сайт. - Текст : электронный. -URL: https://wiki.openstreetmap.org/wiki/Main_Page (дата обращения: 10.11.2022).
8. Веб-картографический сервис железных дорог // openrailwaymap.org : сайт. - Текст : электронный. - URL: https://openrailwaymap.org (дата обращения: 10.11.2022).
9. Редактор Java OpenStreetMap // josm.ru : сайт. - Текст : электронный. - URL: https://josm.ru (дата обращения: 10.11.2022).
10. Веб-сервис построения маршрутов по железным дорогам // signal.eu.org : сайт. - Текст : электронный. - URL: https://signal.eu.org/osm (дата обращения: 10.11.2022).
11. О необходимости выбора параметров грузовых поездов, пропускаемых по головным участкам крупных транспортных узлов, в условиях высокой интенсивности движения пригородных и пригородно-городских электропоездов / С. П. Вакуленко, А. В. Колин, А. А. Бакин [и др.]. - Текст : непосредственный // Вестник транспорта Поволжья. - 2021. -№ 5 (89). - С. 31-36.
12. Колин, А. В. Подходы к повышению пропускной способности тупиковых пассажирских станций / А. В. Колин, А. А. Бакин. - Текст : непосредственный // Транспорт Урала. - 2021. - № 3 (70). - С. 28-32. - DOI 10.20291/1815-9400-2021-3-28-32.
13. Дулин, С. К. Анализ требований к открытой системе генерализации железнодорожных карт / С. К. Дулин, Н. Г. Дулина. - Текст : непосредственный // Наука и технологии железных дорог. - 2022. - Т. 6. - № 1 (21). - С. 34-41.
14. Московский транспортный узел: перспективы развития / С. П. Вакуленко, А. В. Колин, Д. Ю. Роменский [и др.]. - Москва : Российский университет транспорта (МИИТ) ; ВИНИТИ РАН, 2017. - 96 с. - Текст : непосредственный.
15. Санкт-Петербургский транспортный узел: перспективы развития / С. П. Вакуленко, А. В. Колин, Д. Ю. Роменский [и др.] Москва : Российский университет транспорта (МИИТ) ; ВИНИТИ РАН, 2020. - 192 с. - Текст : непосредственный.
16. Вакуленко, С. П. Основы проектирования трехмерных динамических моделей железнодорожных станций / С. П. Вакуленко, А. К. Головнич. - Москва : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2022. - 384 с. -Текст : непосредственный.
17. Вакуленко, С. П. Реконструкция станций с применением геоинформационных технологий / С. П. Вакуленко, П. В. Голубев, М. Ю. Телятинская. - Текст : непосредственный // Цифровая трансформация транспорта: проблемы и перспективы : материалы Национальной научно-практической конференции, посвященной 125-летию РУТа (МИИТа), Москва, 29 сентября 2021 г. - Москва : Российский университет транспорта, 2021. - С. 115-120.
18. Козлов, П. А. Методы исследования проектов развития объектов транспортной инфраструктуры / П. А. Козлов, С. П. Вакуленко, Н. Ю. Евреенова. - Текст : непосредственный // Академик Владимир Николаевич Образцов - основоположник транспортной науки : труды международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию университета, Москва, 22 октября 2021 г. - Москва : Российский университет транспорта, 2021. -
C. 174-181. - DOI 10.47581/2022/Obrazcov.25.
References
1. Kupriyanovsky V.P., Sinyagov S.A., Klimov A.A. et al. Digital supply chains and blockchain-based technologies in a joint economy. International Journal of Open Information Technologies, 2017, vol. 5, no. 8, pp. 80-95 (In Russian).
2. Kupriyanovsky V.P., Pokusaev O.N., Klimov A.A. et al. BIM on the railways of the world - development, examples, standards. International Journal of Open Information Technologies, 2020, vol. 8, no. 5, pp. 57-80 (In Russian).
3. Kupriyanovsky V.P., Alenkov V.V., Klimov A.A., Sokolov I.A., Zazhigalkin A.V. Digital railway - ERTMS, BIM, GIS, PLM and digital twins. Sovremennye informatsionnye tekhnologii i IT-obrazovanie - Modern Information Technologies and IT-Education, 2017, vol. 13, no. 3, pp. 129166 (In Russian).
4. Kupriyanovsky V.P., Klimov A.A., Gots I.G. et al. Digital twin technologies in transport corridors for sea and waterways in Russia. International Journal of Open Information Technologies, 2020, vol. 8, no. 12, pp. 113-132 (In Russian).
5. Kupriyanovsky V.P., Klimov A.A., Voropaev Yu.N. et al. Digital twins based on the development of BIM technologies, connected by ontologies, 5G, IoT and mixed reality for use in infrastructure projects and IFRABIM. International Journal of Open Information Technologies, 2020, vol. 8, no. 3, pp. 55-74 (In Russian).
6. Veb-kartograficheskii proekt OpenStreetMap [Web-mapping project OpenStreetMap]. Available at: https://www.openstreetmap.org (accessed 10.11.2022).
7. Baza znanii OpenStreetMap [Knowledge Base OpenStreetMap]. Available at: https://wiki.openstreetmap.org/wiki/ Main_Page (accessed 10.11.2022).
8. Veb-kartograficheskii servis zheleznykh dorog [Web-cartographic service of railways]. Available at: https://openrailwaymap.org (accessed 10.11.2022).
9. Redaktor Java OpenStreetMap [Java editor OpenStreetMap]. Available at: https://josm.ru (accessed 10.11.2022).
10. Veb-servis postroeniia marshrutov po zheleznym dorogam [Web service for constructing routes for railways]. Available at: https://signal.eu.org/osm (accessed 10.11.2022).
11. Vakulenko S.P., Kolin A.V., Bakin A.A. et al. On the need to select the parameters of freight trains passing through the head sections of large transport hubs in conditions of high traffic intensity of suburban and suburban-urban electric trains. Vestnik transporta Povolzh'ia -Bulletin of transport of the Volga region, 2021, no. 5 (89), pp. 31-36 (In Russian).
12. Kolin A.V., Bakin A.A. Approaches to increasing the capacity of dead-end passenger stations. Transport Urala - Transport of the Urals, 2021, no. 3 (70), pp. 28-32, DOI 10.20291/18159400-2021-3-28-32 (In Russian).
13. Dulin S.K., Dulina N.G. Analysis of the requirements for an open system of generalization of railway maps. Nauka i tekhnologii zheleznykh dorog - Science and technology of railways, 2022, vol. 6, no. 1 (21), pp. 34-41 (In Russian).
14. Vakulenko S.P., Kolin A.V., Romensky D.Yu. et al. Moskovskii transportnyi uzel: perspektivy razvitiia [Moscow transport hub: development prospects]. Moscow: Russian University of Transport (MIIT); All-Russian Institute of Scientific and Technical Information of the Russian Academy of Sciences, 2017, 96 p. (In Russian).
15. Vakulenko S.P., Kolin A.V., Romensky D.Yu. et al. Sankt-Peterburgskii transportnyi uzel: perspektivy razvitiia [St. Petersburg transport hub: development prospects]. Moscow: Russian University of Transport (MIIT); All-Russian Institute of Scientific and Technical Information of the Russian Academy of Sciences, 2020, 192 p. (In Russian).
16. Vakulenko S.P., Golovnich A.K. Osnovy proektirovaniia trekhmernykh dinamicheskikh modelei zheleznodorozhnykh stantsii [Basics of designing three-dimensional dynamic models of railway stations]. Moscow: Training and Methodological Center for Education in Railway Transport Publ., 2022, 384 p. (In Russian).
17. Vakulenko S.P., Golubev P.V., Telyatinskaya M.Yu. Reconstruction of stations using geoinformation technologies. Tsifrovaia transformatsiia transporta: problemy i perspektivy : materialy natsional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Digital transformation of transport: problems and prospects: materials of the national scientific and practical conference]. Moscow, 2021, pp. 115-120 (In Russian).
18. Kozlov P.A., Vakulenko S.P., Evreenova N.Yu. Methods for researching projects for the development of transport infrastructure facilities. Akademik Vladimir Nikolaevich Obraztsov -osnovopolozhnik transportnoi nauki: trudy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Academician Vladimir Nikolaevich Obraztsov - the founder of transport science: Proceedings of the International scientific and practical conference]. Moscow, 2021, pp. 174-181, DOI 10.47581/2022/Obrazcov.25. (In Russian).
N
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Красильников Павел Андреевич
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)).
Образцова ул., д. 9, с. 9, г. Москва, 127994, Российская Федерация.
Ассистент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы», РУТ (МИИТ).
Тел.: +7 (495) 684-21-49.
E-mail: [email protected]
Соколов Михаил Юрьевич
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)).
Образцова ул., д. 9, с. 9, г. Москва, 127994, Российская Федерация.
Ассистент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы», РУТ (МИИТ).
Тел.: +7 (495) 684-21-49.
E-mail: misha.u. sokol [email protected]
Роменский Дмитрий Юрьевич
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)).
Образцова ул., д. 9, с. 9, г. Москва, 127994, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы», РУТ (МИИТ).
Тел.: +7 (495) 684-21-49.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Красильников, П. А. Использование данных стандарта OpenStreetMap для задач, связанных с эксплуатацией железнодорожного транспорта / П. А. Красильников, М. Ю. Соколов, Д. Ю. Роменский. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2023. - № 3 (55). - С. 44 - 54.
УДК 656.222.4
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Krasilnikov Pavel Anrdeevich
Russian University of Transport (RUT (MIIT)).
9/9, Obraztsova st., Moscow, 127994, the Russian Federation.
Assistant of the department «Transport business management and intelligent systems», RUT (MIIT).
Phone: +7 (495) 684-21-49.
E-mail: [email protected]
Sokolov Mikhail Yurievich
Russian University of Transport (RUT (MIIT)).
9/9, Obraztsova st., Moscow, 127994, the Russian Federation.
Assistant of the department «Transport business management and intelligent systems», RUT (MIIT).
Phone: +7 (495) 684-21-49.
E-mail: [email protected]
Romenskiy Dmitriy Yurievich
Russian University of Transport (RUT (MIIT)).
9/9, Obraztsova st., Moscow, 127994, the Russian Federation.
Ph. D. in Engineering, associate professor of the department «Transport business management and intelligent systems», RUT (MIIT).
Phone: +7 (495) 684-21-49.
E-mail: [email protected]
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Krasilnokov P.A., Sokolov M.Y., Romenskiy D.Y. Using OpenStreetMap data for rail transport. Journal of Transsib Railway Studies, 2023, no. 3 (55), pp. 44-54 (In Russian).
О. В. Шугаев
Сибирский государственный индустриальный университет (СибГИУ), г. Новокузнецк, Российская Федерация
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ ВЕЛИЧИНЫ УСТАНОВЛЕННОГО ТЕМПА ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА УЧАСТКЕ ПУТИ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ХАРАКТЕРА ВЕДЕНИЯ ПОЕЗДА
Аннотация. Представленная публикация посвящена вопросам, связанным с закономерностью распределения отклонений скоростных характеристик от теоретической кривой движения. Работа