INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Лунев Сергей Александрович
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)).
Образцова ул., д. 9, стр. 9, г. Москва, 127994, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Системы управления транспортной инфраструктурой», РУТ (МИИТ).
Тел.: +7 (495) 649-19-29.
E-mail: [email protected]
Гришечко Сергей Владимирович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматика и телемеханика», ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 44-39-01.
E-mail: [email protected]
Дремин Владимир Валентинович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Старший преподаватель кафедры «Автоматика и телемеханика», ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 44-39-01.
E-mail: [email protected]
Lunev Sergey Alexandrovich
Russian University of Transport (RUT (MIIT)).
9, Obrazcova st., Moscow, 127994, the Russian Federation.
Ph. D. in Engineering, associate professor of the department «Transport infrastructure management systems», RUT (MIIT).
Phone: +7 (495) 649-19-29.
E-mail: [email protected]
Grishechko Sergey Vladimirovich
Omsk State Transport University (OSTU).
35, Marx av., Omsk, 644046, the Russian Federation.
Ph. D. in Engineering, associate professor of the department «Automatics and Telemechanics», OSTU.
Phone: +7 (3812) 44-39-01.
E-mail: [email protected]
Dremin Vladimir Valentinovich
Omsk State Transport University (OSTU).
35, Marx av., Omsk, 644046, the Russian Federation.
Senior Lecturer of the department «Automatics and Telemechanics», OSTU.
Phone: +7 (3812) 44-39-01.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Лунев, С. А. Повышение эффективности функционирования обратной тяговой рельсовой сети / С. А. Лунев, С. В. Гришечко, В. В. Дремин. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2023. -№ 2 (54). - С. 58 - 68.
Lunev S.A., Grishechko S.V., Dremin V.V. Increasing the reverse traction rail network performance efficiency. Journal of Transsib Railway Studies, 2023, no. 2 (54), pp. 58-68 (In Russian).
УДК 656.212.5:519.872.8
Н. Ю. Гончарова, Р. С. Большаков, Н. В. Давыдова
Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС), г. Иркутск, Российская Федерация
ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК СМЕШАННОГО ТИПА.
МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ
Аннотация. В качестве предмета исследования выбраны железнодорожные пассажирские перевозки по туристическим маршрутам Восточно-Сибирской железной дороги. Оцениваются варианты смешанных пассажирских перевозок туристического типа на примере экскурсионных маршрутов Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). Обработка пассажиропотока, следующего для отправки по туристическому маршруту КБЖД, из-за удаленности пункта отправления имеет некоторые сложности. Предлагается альтернативный вариант осуществления пассажирской перевозки, представляющий собой доставку пассажиров в конечный пункт туристического маршрута, что подразумевает реализацию крупного проекта по строительству моста в устье реки Ангара либо увеличение числа паромов и оборудование удобной паромной переправы с местами отдыха и питания для пассажиров.
Целью проведения исследований является анализ перспективных направлений развития туристических пассажирских перевозок с учетом их смешанной составляющей, зависящей от наличия различных видов
используемого транспорта. Оценка состояния туристических железнодорожных перевозок производится на основе комплексных представлений о системе пассажирских перевозок с учетом использования дополнительных видов транспорта. Проведенные исследования показывают, что целесообразность формирования устойчивых железнодорожных туристических маршрутов заключается в повышении их привлекательности вследствие улучшения условий для пассажиров путем использования альтернативных вариантов реализации этих маршрутов, что инициирует приток дополнительного числа пассажиров. Полученные результаты могут быть применены в процессе формирования смешанных туристических перевозок и при оценке масштабных инфраструктурных проектов, направленных на улучшение условий пребывания пассажиров в регионе.
Смешанные туристические перевозки являются перспективным направлением развития железнодорожного транспорта совместно с другими видами транспорта, что позволяет увеличить пассажиропоток. Оценивается возможность использования понятия «Мультимодальные туристические перевозки».
Ключевые слова: железнодорожные пассажирские перевозки, мультимодальность, смешанные перевозки, туристический пассажиропоток.
Natalya Yu. Goncharova, Roman S. Bolshakov, Nadezhda V. Davidova
Irkutsk State Transport University (ISTU), Irkutsk, the Russian Federation
ORGANIZATION OF PASSENGER TRAFFICS OF MIXED TYPE. MULTIMODAL TURISTIC TRAFFICS
Abstract. The subject of the research is passenger rail transportation along the tourist routes of the East Siberian Railway. Variants of mixed passenger transportation of tourist type are evaluated on the example of excursion routes of the Circum-Baikal Railway (CBR). Due to the remoteness of the point of departure, the processing ofpassenger traffic following to be sent along the tourist route of the Circum-Baikal Railway has some difficulties. An alternative option for the implementation of passenger transportation is proposed, which is the delivery of passengers to the final destination of the tourist route, which implies the implementation of a major project to build a bridge at the mouth of the Angara River or an increase in the number offerries and the equipment of a convenient ferry crossing with places of rest and food for passengers.
The purpose of the research is to analyze promising directions for the development of tourist passenger traffic, taking into account their mixed component, which depends on the availability of various types of transport used. The assessment of the state of tourist rail transportation is based on systemic ideas about the system of passenger transportation, taking into account the use of additional modes of transport. The results of the research show the feasibility offorming sustainable railway tourist routes due to the influx of an additional number of passengers. The results obtained can be applied in the process offormation of mixed tourist traffic and in the evaluation of large-scale infrastructure projects aimed at improving the conditions for passengers in the region. Mixed tourist transportation is a promising direction for the development of railway transport together with other modes of transport, which allows increasing passenger traffic. The possibility of using the concept of «Multimodal tourist transportation» is evaluated.
Keywords: railway passenger transportation, multimodality, multimodal transportation, tourist passenger traffic.
Развитие холдинга ОАО «РЖД» ориентировано на достижение масштабных долгосрочных целей, связанных с улучшением эффективности взаимодействия элементов транспортного пространства и повышения качества предоставляемых транспортно-логистических услуг, что актуализирует решение задач, к основным из которых можно отнести совершенствование инфраструктуры перевозочных процессов, повышение конкурентоспособности в сфере грузовых перевозок, увеличение прибыли от их реализации, формирование новых услуг в сфере транспортного обслуживания как грузовых, так и пассажирских перевозок [1, 2]. В частности, необходимо отметить, что в процессах изменения пассажирских перевозок наблюдается некоторая стагнация, связанная с тенденциями снижения скоростей из-за инфраструктурных ограничений, уменьшения размеров государственной поддержки, направленной на увеличение мобильности граждан и др.
Наличие этих факторов делает одним из перспективных направлений развития пассажирской сферы услуг смешанные перевозки, развитие которых способно повысить качество современных транспортных услуг, направленных на увеличение скоростей и повышение мультимодальности перевозок, а также качество привычных сервисных услуг, что должно благоприятно сказаться на притоке дополнительного пассажиропотока [3 - 6]. Решение задач, способствующих развитию мультимодальных пассажирских перевозок,
№
непосредственно связано с реализацией государственных программ, направленных на создание комфортных условий перемещения граждан различных категорий и общественно значимых перевозок, что позволяет поддерживать достаточный уровень конкуренции с другими видами транспорта. Однако с точки зрения мультимодальности включение других видов транспорта, к примеру, в туристические маршруты увеличивает их привлекательность для широкого круга пассажиров.
В контексте повышения привлекательности пассажирских перевозок в туристическом сегменте локальные региональные маршруты могут привлечь своей новизной, которая, в свою очередь, должна быть подкреплена соответствующим транспортным обеспечением предлагаемых вариантов и сервисным обслуживанием достаточного уровня, что необходимо для формирования устойчивого пассажиропотока [7 - 10]. Если иметь в виду железнодорожные экскурсионные маршруты повышенной комфортности, то возникает вопрос организации доставки пассажиров до мест отправления, что связано с некоторыми сложностями, обусловленными, в частности, отсутствием необходимой туристической инфраструктуры и понятийных основ, обозначающих мультимодальную туристическую составляющую таких перевозок.
В предлагаемой статье рассматривается реализация региональных смешанных туристических перевозок при различных вариантах маршрутов с учетом мультимодальной составляющей.
В организации мультимодальных грузовых и пассажирских потоков много сходства и различий. Основное различие состоит в том, что пассажир одновременно является не только объектом перемещения, но и потребителем транспортных услуг. Пассажир играет активную роль в осуществлении перевозки: он сам выбирает маршрут и может изменить его уже в ходе поездки. У каждой группы пассажиров имеются свои предпочтения, основываясь на которых они выбирают маршрут, время поездки, вид транспорта, место пересадки, способ оплаты. В отдельную группу можно выделить туристов, желающих путешествовать по России поездом. В последние годы компания ОАО «РЖД» развивает железнодорожный туризм [9, 10], который должен обеспечивать полный комплекс услуг для организации железнодорожных путешествий на специализированном подвижном составе.
Однако железнодорожный туризм можно рассматривать как особый вид туристской деятельности, в котором железнодорожный транспорт и его инфраструктура выступают не только в роли транспортной составляющей турпродукта, а становятся объектом интереса туристов. Железная дорога в данном случае становится самостоятельным объектом для мотивации поездки. Интерес или мотив, побуждающий туриста к поездке, заключается как в осуществлении поездок, во время которых создается неповторимая атмосфера «путешествие под стук колес», так и в культурно-исторической ценности объектов железнодорожного транспорта и его инфраструктуры.
Примером того является Кругобайкальская железная дорога ВСЖД, которая привлекает туристов своими уникальными промышленными сооружениями и объектами, сохранившимися в первозданном виде с момента постройки.
Тенденция экологизации и устойчивости развития, а также ориентации на туризм, отразилась в инициации Международным союзом железнодорожного транспорта в 2016 г. проекта TopRail2, направленного на формирование единой логики управления туристическим сегментом пассажирского транспорта. Данный проект выступает информационной базой о железнодорожном транспорте стран-участников, о его возможностях в туризме и участии в функционировании и специализации национального туристического продукта. Изучение опыта железнодорожного туризма позволяет определить потенциальные опции участия железнодорожных перевозок, в частности и железнодорожной транспортной системы в целом в формировании национального туристского продукта. В таблице 1 выделены функции, которые выполняет железнодорожный транспорт в туризме.
Таблица 1 - Функции железнодорожного транспорта в туризме
Функция Описание функции
Способ доставки туристов к месту назначения Использование железнодорожного транспорта в качестве способа доставки экскурсантов к отдельным объектам показа без экскурсионного сопровождения в пути или с экскурсионным сопровождением и показом объектов по ходу движения электропоезда
Экскурсионный транспорт Железнодорожный транспорт выступает основной туристической услугой и экскурсионным сопровождением
Основа железнодорожного продукта Железнодорожный транспорт становится еще местом проживания и обслуживания туриста, более того, сам маршрут становится отдельной аттракцией. Туристический поезд (реже используется термин «круизный поезд») — специальный комфортабельный поезд высокого класса, который перевозит туристов по заранее запланированному маршруту. Топ-25 лучших туристических поездов мира определяется Ассоциацией международных железнодорожных путешественников (АМЖП) по специальному рейтингу
Часть историко-культурного потенциала Объекты транспортной инфраструктуры выступают отдельными аттракциями, формирующими туристский интерес и побуждающими туристов отправиться в путешествие. Живописные маршруты, красивые вокзалы, необычные мосты и виадуки, заброшенные станции и железнодорожные ветки - все это особым образом формирует ресурсную базу туризма в регионе или стране. Каждый из таких объектов имеет определенную историко-культурную ценность
Способ обеспечения функционир ования туристской дестинации Железнодорожный транспорт выступает основой для формирования туристических продуктов как способ доставки туристов к дестинации и обратно (например, в пляжных или экскурсионных турах) и как центральный ресурс так называемых круизных железнодорожных туров
Следует отметить, железнодорожный транспорт как часть историко-культурных ресурсов в мировой и российской практике туристических железнодорожных перевозок рассматривается в различных аспектах, представленных на рисунке 1.
Особое место в туристических аттракциях занимают железные дороги, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Они отражают развитие инженерной мысли человечества, сохраняют оригинальный внешний вид как подвижного состава, так и инфраструктуры и являются важнейшими туристическими достопримечательностями. Всего несколько железных дорог мира имеют статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рисунок 1 - Железнодорожный транспорт как часть историко-культурных ресурсов
Анализируя современное состояние железнодорожного туризма в России, можно выделить несколько способов отправиться в путешествие по железной дороге, одним из которых может выступать самостоятельное передвижение туристов на поезде. Ежегодно в летний сезон добавляются сотни стандартных нефирменных маршрутов, следующих по направлению курортов Краснодарского края, Крыма, Северного Кавказа, Москвы и Санкт-Петербурга, из самых разных регионов России. Каждый сезон количество поездов возрастает в три раза благодаря именно таким сезонным маршрутам. Стандартные купейные и плацкартные вагоны, как правило, старого образца и без удобств. Существуют также множество круглогодичных маршрутов, включая фирменные (комфортабельные поезда с новыми вагонами и увеличенным набором услуг, преимущественно связывающие Москву и Санкт-Петербург друг с другом и другими крупными городами России), следующие в пределах России, стран СНГ и Прибалтики; туристические поезда. ОАО «РЖД» в настоящее время активно занимается развитием железнодорожного туризма. Эти поезда следуют по уже определенным туристическим маршрутам и располагают всеми стандартами качества. Следует отметить, что эти поезда рассчитаны на более состоятельную целевую аудиторию, поскольку имеют в своем составе преимущественно вагоны класса СВ и VIP. В число основных направлений железнодорожного туризма на поездах РЖД входит также Кругобайкальская железная дорога, обладающая рядом перспективных факторов для развития: туристские ресурсы, степень развитости туристской инфраструктуры, наличие необходимого уровня знаний у потенциальных туристов о туристском объекте, его имидже, который также формируют туристскую привлекательность. Туристская ценность КБЖД состоит еще и в том, что она позволяет турфирмам показывать своим клиентам Байкал в любое время года.
Анализ пассажиропотока Кругобайкальской железной дороги. Объектом исследования для привлечения пассажиропотока в сфере туристического бизнеса является участок Кругобайкальской железной дороги ВСЖД протяженностью 94 км с пятью станциями. В настоящее время Кругобайкальская железная дорога относится к малоинтенсивным железнодорожным линиям и эксплуатируется только как туристическая железная дорога, проезд по ней включен во все туристические маршруты по Транссибу, организуемые АО «Федеральная пассажирская компания» - филиалом ОАО «РЖД» (АО «ФПК»). С учетом реализации инвестиционного проекта по развитию туристко-рекреационного кластера «Ворота Байкала» увеличится поток туристов на КБЖД преимущественно со стороны поселка Листвянка, что в свою очередь приведет к необходимости увеличения количества поездов на КБЖД. Для большей заинтересованности туристов в посещении Байкала актуализируется потребность в разработке новых маршрутов, например, с посещением поселка Листвянка. При разработке расписания движения туристического поезда необходимо избегать порожних пробегов и излишних простоев состава. Кроме того, следует учитывать удобство расписания туристических поездов для гостей.
Так как участок Култук - Байкал однопутный, оборудован двухсторонней полуавтоматической блокировкой, не электрифицирован, при увеличении поездопотока возникнут проблемы с пропуском поездов, поэтому существует необходимость увеличения пропускной способности. Рассматриваемый участок Кругобайкальской железной дороги ВСЖД в качестве объекта исследования для привлечения пассажиропотока в сфере туристического бизнеса имеет ограничения в плане технической модернизации, поскольку включен в состав особо охраняемых объектов. В связи с этим в границы туристско-рекреационного кластера (ТРК) «Ворота Байкала» включена особая экономическая зона туристско-рекреационного типа с одноименным названием. Учитывая изложенное выше, необходима разработка технологии развития туристического железнодорожного маршрута по КБЖД без реконструкции существующей инфраструктуры объектов КБЖД.
Для оценки пассажиропотока необходимо рассчитать среднее количество туристов, прибывающих за сутки для дальнейшего составления композиции и схемы состава. Для примера расчета среднесуточного потока туристов взяты данные за 2021 г. По данным Департамента туризма Иркутской области за 2021 г. Иркутскую область посетило 186,2 тыс. туристов: 70 % в летнее время (130,34 тыс. чел.), это с мая по октябрь, 30 % в зимний период (55,86 тыс. чел.). Летом в день 709 туристов прибывают в область, а зимой 309. Примерно 25 % туристов в день посещают КБЖД: летом - 178 чел., зимой - 77 чел. 4 % (29) туристов в летний период и 8 % (25) в зимний от общего числа гостей, прибывших в область за сутки, которые сначала отправились в Байкальск, а потом на КБЖД. Таким образом, необходимо сформировать состав так, чтобы его вместимость была не меньше числа гостей, посещающих КБЖД за сутки. В летнее время это число составит 207 чел., а в зимнее 102. В состав поезда включаются вагоны и обычные купейные вагоны, вагон-ресторан и штабной вагон. Схемы и композиции поездов на летний и зимний периоды представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Композиции состава туристического поезда
Летом Зимой
№ вагона категория ваг. * число мест № вагона категория ваг. * число мест
1 СВ 16 1 СВ 16
2 СВ 16 2 ВР -
3 ВР - 3 ШВ -
4 ШВ - 4 К 36
5 К 36 5 К 36
6 К 36 6 К 36
7 К 36
8 К 36
9 К 36
Итого 7/9 212 4/6 124
Примечание.* - К - жесткий купейный вагон с местами для лежания; СВ - мягкий с местами для лежания; ВР - вагон-ресторан; ШВ - штабной вагон.
На основании разработанной схемы состава туристического поезда и пассажиропотока на данном участке рассчитаны показатели пассажирского движения.
Для анализа работы железнодорожного транспорта в области пассажирских перевозок применяется система показателей пассажирских перевозок, которая включает в себя количественные, качественные и экономические показатели. Полученные значения показателей представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Значения показателей
№ п/п Наименование показателя Значение
1 2 3
Количественные показатели
1 Количество перевезенных (отправленных) пассажиров . 414
2 Пассажирооборот X Л1 = 2 • (Л1Ь1 + Л2 Ь2 + ... + ЛпЬп), пас.-км 83914,4
3 ^ X Л! Средняя дальность поездки ! = ^ , км ср X Лот 202,7
4 Поездокилометры: X N1 = 2( N111 + N 212 +... + N п1п), поездо.-км 440,8
5 Вагонокилометры X тБ = 2(N1 т111 + N2т2!2 + ... + Nnmnln), ваг.-км 3967,2
6 Пассажиро-место-километры X Л!пр = + а^212 +... + аг^п!п), пас.-место-км 93449,6
7 X Средний состав поезда тср = ^ , вагонов ср X N1 9
8 г X А! пр Средняя густота пассажиропотоков аср = , пас. 212
Окончание таблицы 3
1 2 3
Качественные показатели
9 Потребный парк составов у пс = У Пстур, составов 1
10 Потребный парк вагонов у п в = m У П с, ваг 9
11 У И! Среднесуточный пробег состава £с = у ^ , км 440,8
12 У mS Среднесуточный пробег вагона Sв = „ , км У Пв 440,8
13 У А! Средняя населенность состава ас ==—, пас. с УИ! 191
14 У А! Коэффициент использования вместимости состава Рм = „ У А!пр 0,9
15 ск У И!ск Средняя маршрутная скорость поездов Кмск = у д^кг, км/ч 20,8
Анализ графика движения и расписания поездов на КБЖД показывает, что ввод дополнительной нитки возможен и вполне оправдан в условиях увеличения спроса на туристические перевозки. Однако еще большее увеличение количества прокладываемых поездов повлечет за собой проблемы с их пропуском. В связи с этим возникает необходимость увеличения пропускной способности рассматриваемого участка, в том числе с использованием альтернативных вариантов доставки пассажиров до туристического маршрута через поселок Листвянка. Показатели пассажирских перевозок при измененном варианте графика движения не рассчитывались из-за небольших отклонений от приведенных в таблице 3. Исследования в данном направлении при изменении параметров выходят за рамки представленной научной статьи и будут рассмотрены отдельно в детализированном виде.
Имитационное моделирование пассажиропотока на участке поселок Листвянка -Порт Байкал. Применительно к КБЖД, учитывая ограничения, связанные с нахождением объекта в границах особо охраняемых территорий и необходимость разработки технологий, способствующих увеличению туристических перевозок, наиболее предпочтительной для решения задачи с точки зрения функциональных возможностей выглядит среда моделирования AnyLogic.
Перемещение пассажирского потока на туристическом маршруте КБЖД происходит при взаимодействии автомобильного, железнодорожного и речного транспорта. Схема маршрута представлена на рисунке 2.
Иркутск.
В воскресенье: пиэзд «Слюдянка-2» - «Иркутск-Сортировочный»
байкальский тракт
В субботу: поезд «Иркутск-Сортировочный» -
«Слюдянка-2» ✓
Слкэдянка
АНГ5
V ™«т«
* • • I
Листвянка
Рисунок 2 - Схема туристического маршрута КБЖД
Для исследуемого объекта КБЖД «узким местом» является участок станция Порт Байкал - поселок Листвянка. Пропускная способность данного участка при движении пассажиропотока ограничивается возможностями парома, обслуживаемого ВосточноСибирским речным пароходством. Расписание парома сезонное и зависит от времени года. Перевозки осуществляются паромом «Байкальские воды». Вместимость - 30 человек и четыре автомобиля. Максимальное количество, которое может перевезти паром в высокий сезон (июнь - сентябрь), - 240 чел. Однако следует учитывать, что значительная часть из числа пассажиров - это дачники и жители близлежащих населенных пунктов станции Порт Байкал. Доля таких пассажиров приходится преимущественно на утренние и вечерние рейсы.
Следует отметить неудобства для пассажиров, возникающие при стыковании маршрутов поездов КБЖД и рейсов парома. Так, прибывающим на дневных рейсах парома пассажирам нет возможности отправиться поездом в ближайшее время при существующем расписании поездов КБЖД. Строительство и ввод в эксплуатацию моста через реку Ангара в перспективе реализации проекта «Ворота Байкала» позволит увеличить пропускную способность участка поселок Листвянка - Порт Байкал независимо от сезона и времени суток. В этой связи возрастет необходимость ввода дополнительных оптимальных маршрутов поездов, курсирующих на КБЖД.
Разработка имитационной модели движения пассажирского потока на данном участке проводилась с целью определения временных и количественных характеристик процесса перевозки туристов железнодорожным и автомобильным транспортом, что позволит сформировать рациональные варианты организации перевозочного процесса в заданных условиях.
Разработка модели в среде AnyLogic осуществлялась на основе агентного, дискретно-событийного и системного подходов. На первом этапе моделирования пассажирского потока на участке поселок Листвянка - станция Байкал были реализованы простые рефлексные агенты, поведение которых зависит от взаимодействия агентов между собой и внешней средой. Было выделено три типа агентов: агент-поезд, агент-пассажир, агент-автобус из пешеходной, автомобильной и железнодорожной библиотеки. В таблице 4 представлены агенты и их описания для разрабатываемой модели.
Таблица 4 - Агенты модели и их характеристики
Агент Характеристика агента Тип агента в AnyLogic
Пассажир Пассажир туристического маршрута. Поведение агента включает в себя следующее: перемещение автомобильным транспортом до поселка Листвянка, переправа на пароме, посадка в туристический поезд. Все перемещения пассажира осуществляются в соответствии с расписанием движения туристического поезда, паромной переправы Ped Source
Поезд Туристический поезд, состав которого - локомотив и пассажирские вагоны (количество вагонов определяется в зависимости от числа туристов-пассажиров) Train Source
Автобус Автобус, осуществляющий перевозку пассажиров из Иркутска в поселок Листвянка Car Source
Агент-пассажир является динамическим элементом моделируемого процесса перевозки туристов по заданному участку. Появление агентов-пассажиров в модели возможно при наступлении следующих событий: прибытие автобуса, в этом случае количество пассажиров определяется количеством мест данного транспортного средства (рисунок 3); прибытие поезда на станцию Байкал, при этом количество пассажиров определяется количеством мест в вагонах поезда (рисунок 4); случайные туристы, прибывшие в поселок Листвянка на собственном транспорте, а также местные жители и проживающие на территории населенного пункта гости.
Прибытие на автобусе на остановку Порт Байкал
Перемещение к платформе ст. Байкал
Рисунок 3 - Схема поведения агентов-пассажиров, прибывших автобусом
Прибытие поездом
Рисунок 4 - Схема поведения агентов-пассажиров, прибывших поездом
Поведение агентов-пассажиров последнего варианта (случайные туристы) следующее: появляются на станции Байкал и отправляются на поезде по маршруту КБЖД.
Агент-автобус является статичным в моделируемой системе, появляется согласно расписанию рейсов, прибывает из Иркутска к остановке Порт Байкал, высаживает пассажиров, ожидает времени следующего рейса, осуществляет посадку пассажиров и отправляется со станции Порт Байкал обратно в Иркутск. Количество рейсовых автобусов определено расписанием.
Агент-поезд также является в разрабатываемой системе статичным элементом, прибывает на станцию Байкал согласно расписанию, осуществляет посадку и отправляется по маршруту КБЖД. Количество поездов определяется расписанием. Однако состав поезда (количество вагонов) зависит от прибывших на остановку Порт Байкал туристов.
Разработанная в графическом редакторе среды AnyLogic логическая схема модели содержит области задания внешних данных, переменных, параметров и агентов; участок схемы, реализующий нанесение условных обозначений на карту. Динамические объекты, проходя по элементам структурной схемы, реализуют заданные алгоритмом действия: появление пассажиров в модели (одним из рассмотренных ранее случаев), перемещение к местам посадки на железнодорожный или автомобильный транспорт, отправление поездом или автобусом. На основании разработанной имитационной модели могут быть получены численные значения перевезенных пассажиров поездом, количество требуемых вагонов в составе, а также может производиться корректировка параметров рассматриваемой системы.
Таким образом, анализ существующих тенденций в сфере туристических перевозок показывает, что достижение стратегических целей холдинга ОАО «РЖД», связанных с улучшением качества обслуживания пассажиров, может быть ускорено за счет внимания к развитию внутренних туристических маршрутов с преобладанием железнодорожного транспорта, популярность которых возросла в связи с нестабильной международной ситуацией. Кругобайкальская железная дорога как туристический объект имеет положительную перспективу на будущее, которая может быть реализована в рамках туристско-рекреационного кластера «Ворота Байкала» с планируемым приростом количества туристских прибытий в границах кластера к 2025 г. порядка 775 тыс. человек. Рассмотрена возможность добавления новых оптимальных маршрутов поездов для перевозки туристов на участке Слюдянка - ст. Байкал с учетом значительного прироста пассажирского потока при возможном вводе в эксплуатацию моста через реку Ангара. Для оценки рассматриваемых вариантов разработана имитационная модель пассажиропотока с использованием пакета прикладных программ AnyLogic, позволяющая изменять параметры системы при оценке пассажиропотока различной интенсивности.
Список литературы
1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р. - Текст : электронный. - URL: https://company.rzd.ru/ru/9353/page/105104?id=155 (дата обращения: 05.05.2023).
2. Лапидус, Б. М. О создании Интеллектуальной мультимодальной транспортной системы России и проекта «Интеллектуальный контейнерный конвейер» / Б. М. Лапидус. - Текст : непосредственный // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. - 2020. - Т. 79. - № 5. - С. 276-281. - DOI 10.21780/2223-9731-2020-79-5-276-281.
3. Пазойский, Ю. О. Закономерность распределения пассажиропотока в пассажирских поездах дальнего следования / Ю. О. Пазойский, М. Ю. Савельев, Е. А. Середов. - Текст : непосредственный // Экономика железных дорог. - 2022. - № 7. - С. 29-39.
4. Организация пассажирских перевозок : учебник / А. Г. Котенко, Е. А. Макарова, И. Н. Шутов, Ю. О. Пазойский [и др.]. - Москва : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2017. - 136 с. - Текст : непосредственный.
5. Волкова, Е. М. Мультимодальные пассажирские перевозки как инструмент повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта / Е. М. Волкова. - Текст : непосредственный // Транспорт Российской Федерации. - 2022. - № 1-2 (98-99). - С. 27-30.
6. Вакуленко, С. П. Мультимодальные пассажирские перевозки в условиях развития скоростного железнодорожного транспорта / С. П. Вакуленко, А. К. Головнич. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы и перспективы развития транспортного и строительного комплексов : материалы IV международной научно-практической конференции: в 2-х частях, Гомель, 11-12 октября 2018 года / Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Белорусская железная дорога, Белорусский государственный университет транспорта; под общей редакцией Ю. И. Кулаженко. - Гомель : Белорусский государственный университет транспорта, 2018. - Часть 2. - С. 276-277.
7. Дунаев, О. Н. Рынок пассажирских перевозок: пути организации мультимодальных перевозок / О. Н. Дунаев, А. В. Гуц. - Текст : непосредственный // Транспорт Российской Федерации. - 2019. - № 1 (80). - С. 23-27.
8. Родионова, Н. А. Основные тенденции развития туристического обслуживания труднодоступных регионов / Н. А. Родионова, Ю. И. Куприянова. - Текст : непосредственный // Федор Петрович Кочнев - выдающийся организатор транспортного образования и науки в России : труды международной научно-практической конференции, Москва, 22-23 апреля 2021 года / отв. редактор А. Ф. Бородин, сост. Р. А. Ефимов. - Москва : Российский университет транспорта, 2021. - С. 345-348.
9. Наумова, Д. В. Новая эра железнодорожного туризма / Д. В. Наумова. - Текст : непосредственный // Автоматика, связь, информатика. - 2022. - № 7. - С. 39-40.
10. ОАО «РЖД» и внутренний туризм в России // Железнодорожный транспорт. -2021. - № 11. - С. 2.
References
1. Strategy for the development of railway transport in the Russian Federation until 2030. Approved by the order of the Government of the Russian Federation dated June 17, 2008. Published on November 30, 2011. Available at: https://company.rzd.ru/ru/9353/page/105104?id=155 (accessed 05.05.2023).
2. Lapidus B.M. On the creation of the Intelligent Multimodal Transport System of Russia and the project «Intelligent Container Conveyor». Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo instituta zheleznodorozhnogo transporta - Russian Railway Science Journal, 2020, vol. 79, no. 5, pp. 276281, DOI 10.21780/2223-9731-2020-79-5-276-281 (In Russian).
3. Pazoiski Yu.O. The regularity of the distribution of passenger traffic in long-distance passenger trains. Ekonomika zheleznykh dorog - Journal of Railway Economics, 2022, no. 7, pp. 29-39 (In Russian).
4. Kotenko A.G, Makarova E.A., Shutov I.N., Pazoiski Yu.O. and others. Organizatsiia passazhirskikh perevozok: uchebnik [Organization of passenger transportation: tutorial]. Moscow, Educational and Methodological Center for Education in Railway Transport Publ., 2017, 136 p. (In Russian).
5. Volkova E.M. Multimodal passenger transportation as a tool for increasing the competitiveness of railway transport. Transport Rossiiskoi Federatsii - The Transport of Russian Federation, 2022, no 1-2 (98-99), pp.27-30 (In Russian).
6. Vakulenko S.P., Golovnich A.K. Multimodal passenger transportation in the context of the development of high-speed railway transport. Actual issues and prospects for the development of transport and construction complexes: materials of the IV international scientific and practical conference. Gomel, Part 2, 2018, pp. 276-277 (In Russian).
7. Dunaev O.N., Guts A.V. Passenger transportation market: ways of organizing multimodal transportation. Transport Rossiiskoi Federatsii - The Transport of Russian Federation, 2019, no. 1 (80), pp. 23-27 (In Russian).
8. Rodionova N.A., Kupriianova Yu.I. Main trends in the development of tourism services in remote regions. Fedor Petrovich Kochnev - an outstanding organizer of transport education and science in Russia: proceedings of the international scientific and practical conference. Moscow, 2021, pp. 345-348 (In Russian).
9. Naumova D.V. New era of railway tourism. Avtomatika, svyaz', informatika - Automation, communications, informatics, 2022, no. 7, pp. 39-40 (In Russian).
10. The Company «Russian Railways» and domestic tourism in Russia. Zheleznodorozhnyi transport - Journal of Railway Transport, 2021, no. 11, p. 2 (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Гончарова Наталья Юрьевна
Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС).
Чернышевского ул., д. 15, г. Иркутск, 664074, Российская Федерация.
Кандидат педагогических наук, декан факультета «Управление на транспорте и информационные технологии», ИрГУПС.
Тел.: +7 (3952) 638-376.
E-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Goncharova Natalya Yurievna
Irkutsk State Transport University (ISTU).
35, Chernishevskiy str., Irkutsk, 664074, the Russian Federation.
Ph. D. in Pedagogical, dean of the faculty «Transport management and information technology», ISTU.
Phone: +7 (3952) 638-376. E-mail: [email protected]
Большаков Роман Сергеевич
Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС).
Чернышевского ул., д. 15, г. Иркутск, 664074, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой», ИрГУПС.
Тел.: +7 (908) 661-42-63.
E-mail: [email protected]
Bolshakov Roman Sergeevich
Irkutsk State Transport University (ISTU).
35, Chernishevskiy str., Irkutsk, 664074, the Russian Federation.
Ph. D. in Engineering, associate professor, associate professor of the department «Control of operational work», ISTU.
Phone: +7 (908) 661-42-63. E-mail: [email protected]
Давыдова Надежда Викторовна
Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС).
Чернышевского ул., д. 15, г. Иркутск, 664074, Российская Федерация.
Старший преподаватель кафедры «Управление эксплуатационной работой», ИрГУПС. Тел.: +7 (902) 510-03-79. E-mail: [email protected]
Davydova Nadezhda Viktorovna
Irkutsk State Transport University (ISTU).
35, Chernishevskiy str., Irkutsk, 664074, the Russian Federation.
Senior Lecturer of the department «Control of operational work», ISTU.
Phone: +7 (902) 510-03-79. E-mail: nadia.nadegda379@yan dex.ru
Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Гончарова, Н. Ю. Организация пассажирских перевозок смешанного типа. Мультимодальные туристические перевозки / Н. Ю. Гончарова, Р. С. Большаков, Н. В. Давыдова. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2023. - № 2 (54). - С. 68 - 79.
УДК 625.143.5(045)
Goncharova N.Yu., Bolshakov RS., Davydova N.V. Organization of passenger traffics of mixed type. Multimodal turistic traffics. Journal of Transsib Railway Studies, 2023, no. 2 (54), pp. 68-79 (In Russian).
В. С. Коссов, О. Г. Краснов, Г. С. Ноздрачев, О. К. Богданов
Акционерное общество «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»), г. Коломна, Российская Федерация
ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК СКРЕПЛЕНИЙ НА ПОДУКЛОНКУ РЕЛЬСОВ
Аннотация. В статье приведены результаты исследования усилий прижатия подошвы рельса к шпале на выборке из 30 новых клемм ЦП369.102. Установлено, что усилия прижатия подошвы рельса к шпале при одинаковых моментах затяжки шурупа ЦП54 имеют существенные различия: при Мзат = 250 Нм максимальный разброс достигал 385 кгс. Среднее значение усилия прижатия подошвы рельса к шпале при Мзат = 250 Нм для шурупа ЦП54 в среднем составляет 900 кгс, что ниже нормированного значения 1000 кгс. Лишь у 20 % измеренных клемм усилие прижатия было близко к нормативному значению. Устойчивые нормативные значения усилия прижатия 1000 кгс были достигнуты при Мзат = 300 Нм.
В статье приведены результаты исследования изменения квазистатической и динамической подуклонки рельсов в кривых малого радиуса на подкладочных скреплениях ЖБР65-ПШМ. Установлено, что изменение квазистатической подуклонки под наружным и внутренним рельсами в кривых участках пути определяется доминирующими уровнями непогашенных ускорений. Изменение квазистатической и динамической подуклонки рельсов определяет изменение параметров взаимодействия колес и рельсов, что влияет на изменение площади пятна контакта, нормальных и касательных напряжений в зоне контакта и увеличивает интенсивность износа поверхности рельсов и скорость образования контактно-усталостных дефектов. Для стабилизации параметров подуклонки рельсов, обеспечения достаточного сопротивления продольному перемещению рельса предлагается проработать вопрос увеличения усилий прижатия клеммой подошвы рельса путем повышения момента затяжки путевых шурупов и применения подрельсовых прокладок повышенной жесткости (196... 294 кН/мм) с одновременным использованием подшпальных подкладок для сохранения способности гашения высокочастотных вибраций от взаимодействия колес с рельсами.
Ключевые слова: промежуточное рельсовое скрепление, усилие прижатия, подрельсовая прокладка, жесткость, поездная нагрузка, квазистатическая и динамическая подуклонка рельсов.
Valeriy S. Kossov, Oleg G. Krasnov, Gennady S. Nozdrachev, Oleg K. Bogdanov
Scientific-Research and Design-Technology Institute of Rolling Stock (VNIKTI), Kolomna, the Russian Federation
THE INFLUENCE OF FASTENING CHARACTERISTICS ON RAIL INCLINATION
Abstract. The article provides the results of studying the force of the rail base clamping to the sleeper on a sample of 30 new clips TsP369.102. It has been established that the force of rail base clamping to the sleeper at the same tightening torques of screw TsP54 has significant differences. At Mtight = 250 Nm the maximum range reaches 385 kgf. The average value of the force of the rail base clamping to the sleeper at Mtight = 250 Nm is 900 kgf, which is lower than the normalized value of1000 kgf. Only 20% of measured clips have the clamping force close to the standard value. Stable standard values of clamping force 1000 kgf are achieved at Mtight = 300 Nm.
The article provides the results of studying the changes in the quasi-static and dynamic rail inclination in sharp curves on plate fastenings ZhBR65-PShM. It has been established that the change in the quasi-static inclination under high and low rails in track curves is determined by dominant levels of unbalanced accelerations. The change in the quasi-static and dynamic rail inclination determines the variance of the wheel- rail interaction parameters, which affects the change in the contact patch area, normal and tangential stresses in the contact zone and increases the wear rate of the rail surface and the rate of contact fatigue defects. In order to stabilize parameters of the rail inclination and provide