Региональная экономика и управление:
^ А электронный научный журнал ИЭНЕЕЕЗ
Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта как основы туристического продукта в России
i-region.ru/article/7620/
Авторы
Ползикова Е.В.
кандидат педагогических наук, доцент
Россия, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма [email protected] Заднепровская Е.Л. кандидат экономических наук, доцент
Россия, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма [email protected]
В статье представлена позиция железнодорожного транспорта в доле всех туристических перевозок, а также показана динамика его использования в рамках внутренних железнодорожных перевозок в нашей стране. Рассмотрены перспективы развития железнодорожного транспорта как основы железнодорожного продукта (туристического продукта). Обобщены действующие и новые железнодорожные маршруты, реализуемые компанией
«Российские железные дороги» в консенсусе с органам и государственной власти регионов. Описаны основные аттрактивные преимущества самых популярных железнодорожных маршрутов. Также выявлены основные проблемы развития железнодорожного туризма, а также пути их решения. В результате исследования выявлена высокая перспектива позитивного развития железнодорожных маршрутов, а также повышение их популярности на внутреннем рынке, и возможность внедрения специальных туристических поездов с точки зрения высокой динамики пассажиропотока в 2020-2023 гг.
Ключевые слова
железнодорожный туризм, железнодорожная инфраструктура, круизные поезда, железнодорожный маршрут, ОАО «РЖД», устойчивое развитие региона.
Рекомендуемая ссылка
Ползикова Е.В. , Заднепровская Е.Л.
Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта как основы туристического продукта в России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Номер статьи: 7620. Дата публикации: 20.11.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7620/
Authors
Polzikova E.V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Russia, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism
Zadneprovskaya E.L.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Russia, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism
Abstract
The article presents the position of railway transport in the share of all tourist traffic, and also shows the dynamics of its use in the framework of domestic rail transport in our country. The prospects for the development of railway transport as the basis of a railway product (tourist product) are considered. The existing and new railway routes implemented by the company are summarized «Russian Railways» in consensus with the state authorities of the regions. The main attractive advantages of the most popular railway routes are described. The main problems of the development of railway tourism, as well as ways to solve them, are also identified. The study revealed a high prospect of positive development of railway routes, as well as an increase in their popularity in the domestic market, and the possibility of introducing special tourist trains from the point of view of high dynamics of passenger traffic in 2020-2023.
Keywords
railway tourism, railway infrastructure, cruise trains, railway route, «Russian Railways», sustainable development of the region.
Suggested Citation
Polzikova E.V. , Zadneprovskaya E.L.
Problems and prospects of development of railway transport as the basis of a tourist product in Russia// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4,(76).. Art. #7620. Date issued: 20.11.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7620/
Введение
Активное развитие воздушного и автомобильного транспорта началось после того, как в середине 20 века железная дорога стала основным средством передвижения для путешествующих людей. Благодаря усилению технического прогресса, автомобильный и воздушный виды транспорта постепенно заняли центральное место в системе перевозок. Возрождение железнодорожной инфраструктуры в Европе и Восточной Азии, включая строительство и введение в эксплуатацию скоростных железнодорожных магистралей, привело к восстановлению прежней значимости и конкурентоспособности этого вида транспорта [7]. Удобнее всего путешествовать между столицами и основными туристскими центрами главных европейских стран — Великобритании, Франции, Испании, Италии, Германии — на поезде, а не на автобусе или самолете. В таблице 1 представлены страны, имеющие самые протяженные железные дороги в мире.
Таблица 1 - Рейтинг стран, имеющих самые протяженные железные дороги в мире [2]
Страна Протяженность железных дорог в тыс. км
Соединенные Штаты Америки 250,000
Китай 131,000
Россия 85,000
Индия 68,000
Канада 46,000
Австралия 39,000
Бразилия 29,000
Испания 15,000
Основным показателем качества обслуживания пассажиров является возможность осуществления массовых перемещений на большие расстояния, что делает железнодорожный транспорт важнейшим элементом транспортной системы любого государства. Железнодорожный транспорт занимает ведущую историческую роль, поскольку он обеспечивает возможность преодоления огромных пространств территории страны. Возможность гарантированной поездки населения в любое время обеспечивается соблюдением расписания и регулярностью движения пассажиров. Рельсовый пассажирский транспорт обладает заметными преимуществами в экономическом, экологическом аспекте, а также в области безопасности [7,13].
Туристические поезда стали популярным средством передвижения для путешественников, будь то индивидуальные туристы или группы. Туристы выбирают из различных вариантов транспортировки, которые наиболее подходят их потребностям. Путешествие на поезде предоставляет много преимуществ для пассажиров. Они могут наслаждаться не только удобным размещением, но и возможностью перемещаться в любую погоду, а также быть независимыми от трансферов. Кроме того, туристы могут проходить таможенный досмотр прямо в своем купе при пересечении границы. В России в последнее время количество перевозок железнодорожным транспортом увеличилось еще засчет уменьшения количества предложений на рынке воздушных перевозок, о чем свидетельствуют данные, представленные в таблице 2.
Таблица 2 - Статистика перевозки пассажиров железнодорожным транспортом по России [18]
период
2020
2021
2022
20231)
Всего, тыс. из них в чел.
январь
январь-февраль
89693,9 177582,7
пригородном чел сообщении, тыс. чел.
Всего, тыс. из них в
пригородном
80599,2 161388,4
66100,4 136604,4
сообщении, тыс. чел.
60147,8
125476,6
Всего, тыс. чел.
76784,1 149373,7
из них в пригородном чел сообщении, тыс. чел.
Всего, тыс. из них в
пригородном
69318,2 136737,4
83996,0 171114,0
сообщении, тыс чел.
75004,2
154809,6
январь- 259783,3 237140,8 март
январь- 287804,4 263488,9 апрель
январь- 322321,5 296057,0 май
январь- 382517,3 349617,4 июнь
январь- 458595,2 421981,5 июль
январь- 553140,5 507092 август
январь- 648567,9 595631,3 сентябрь
январь- 730973,4 672432,6 октябрь
январь- 801740,0 738729,2 ноябрь
январь- 875839,0 807898,3 декабрь
223932,4 206300,7
312168.7 288000,2
409436.8 376785,3 507134,7 464728,3 603167,7 549664,1
699961.0 634786,6
788434.1 715359,3 889456,0 809261,9 969819,6 883644,7 1059262,7 966486,9
240227,9 220731,0
332518,1 305345,0
430269,6 393831,9
537438,1 490005,8
643587,6 582379,8
755526,3 680366,7
855907,1 771049,2
954467,91) 861255,41)
1047510,01) 945928,11)
1142502,41) 1032536,01)
268573.1 244124,9 365779,8 332562,1
467978.2 424832,4 574522,5 519384,5
681636.0 611783,8
791439.1 706930,5
1) Без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской
и Херсонской областям.
Таблица составлена по данным Росстата.
Ограничения в развитии железнодорожного туризма в разных странах мира связаны с недостатком подвижного железнодорожного состава для комфортных длительных поездок. Однако, практически во всех железнодорожных сетях мира есть доступ к множеству географически и исторически интересным районам с точки зрения туризма [5,8].
Результаты исследований
Железнодорожный транспорт в туризме выступает:
• способом доставки туристов к месту назначения;
• как экскурсионный транспорт;
• как основа железнодорожного продукта;
• как часть историко-культурного потенциала;
• как способ обеспечения функционирования туристской дестинации [2,4].
Мы в своем исследовании будем рассматривать перспективы развития железнодорожного транспорта как основы железнодорожного продукта. Для доставки туристов к дестинации и обратно, а также в пляжных или экскурсионных турах используется железнодорожный транспорт. Также он выступает главным ресурсом круизных железнодорожных туров. Во-первых, основной элемент туристического путешествия - это железнодорожный транспорт, который выполняет роль основной туристической услуги, наряду с проживанием и питанием в отеле и экскурсионным сопровождением. Во втором случае, сам маршрут превращается в отдельную аттракцию, когда железнодорожный транспорт становится местом проживания и обслуживания туриста.
Чаще всего к таким туристским продуктам применятся термин «туристический поезд». Туристический поезд (реже используется термин «круизный поезд») - специальный комфортабельный железнодорожный состав высокого класса, который перевозит туристов по заранее запланированному маршруту [3, 12].
Россия — страна, известная своей сложной и многочисленной железнодорожной сетью. Благодаря этой сети, возможно создание разнообразных маршрутов для путешествий на поезде. Маршруты могут варьироваться по форме, содержанию и географическому положению. Продолжительность путешествий может продолжаться несколько часов или один, два, три дня или даже несколько дней.
Российские железные дороги с 2020 года стали восстанавливать практику железнодорожных туристических маршрутов. «Круизные поезда» были популярны в советское время [1]. Критически важным моментом при формировании программ в сфере железнодорожного туризма является наличие в регионах посещения развитой туристической инфраструктуры [2]. ОАО «РЖД» совместно с туристическими операторами, региональными органами власти реализует десятки туристических маршрутов, которые пользуются популярностью и становятся определенным сегментом роста доходности как перевозчика, так и компаний — представителей туристической отрасли [6]. Железнодорожная туристическая поездка является значительно более сложной задачей в
сравнении с обычной железнодорожной перевозкой пассажира из одного пункта в другой. В частности, перед организатором тура стоят задачи регулярного питания, потребности мытья в душе, предоставления дополнительных услуг в поезде пассажирам. Туристам должно быть предоставлено высокое качество обслуживания как в рамках железнодорожной перевозки, так и при посещении туристических объектов на местах. Возникает определенный синергетический эффект, который достигается путем впечатления от поездки и потребления туристических услуг.
В туристических программах ОАО «РЖД» задействовано 40 российских регионов. В 2022 году пассажиры-туристы могли приобретать туры в рамках портфеля из 31 сформированного межрегионального туристического маршрута. Новые туристические маршруты в сфере железнодорожного туризма в 2023 году представлены в таблице 3 [17].
Таблица 3 - Новые туристические железнодорожные маршруты в 2023 году [17]
Наименование туристско-экскурсионного поезда
«К северному сиянию»
«К горам и термам»
«По Золотому кольцу»
«Выходные в Домбае»
«Сочи». В Абхазию!
«Серебряный маршрут»
«Переславский экспресс»
«В Карелию»
«Белорусский вояж»
«В Сибирь»
«Зимняя Сказка»
«Новогодняя ночь» в Розе Хутор! «Рускеальский экспресс» «Уральский экспресс» «Владивостокские истории» «Лыжная стрела». В Холдоми
Маршрут
Москва - Петрозаводск - Мурманск - Вологда - Москва Ростов-на-Дону - Краснодар - Туапсе - Хаджох - Краснодар - Ростов-на-Дону Москва - Ярославль - Иваново - Владимир / Муром - Москва Ростов-на-Дону - Краснодар - Черкесск - Краснодар - Ростов-на-Дону Туапсе - Сочи - Гагра
Москва - Великий Новгород - Псков - Москва
Москва - Сергиев Посад - Александров - Берендеево - Переславль-Залесский Москва - Петрозаводск - Сортавала (Карельская) - Выборг - Москва Москва - Брест / Гродно - Минск - Москва Москва - Тюмень - Тобольск - Пермь - Москва
Москва / Санкт-Петербург - Великий Устюг - Кострома / Вологда - Москва / Санкт-Петербург
Сочи - Роза Хутор - Сочи Сортавала - Рускеала
Екатеринбург - Музей техники «УГМК», Верхняя Пышма Хабаровск - Владивосток - Хабаровск
Хабаровск / Владивосток - Комсомольск-на-Амуре - «Холдоми» - Комсомольск-На-Амуре - Хабаровск / Владивосток
Турист может купить билет и самостоятельно сформировать себе тур программу, а может приобрести целиком турпакет, включающий выбранную категорию вагона, питание, экскурсии, транспорт и посещение достопримечательностей. Есть также возможность купить экскурсии непосредственно в поезде у проводника. Ряд маршрутов оформлен в ретростиле, некоторые ходят на паровозной тяге, есть составы с тематическими вагонами, специальным меню, разработанным под маршрут и т. д.
В 2005 году была основана компания «РЖД Тур», которая специализируется на организации путешествий по железной дороге в рамках холдинга [9]. Она выполняет функции как туроператора, так и перевозчика. Сначала она занималась чартерными перевозками, организацией различных мероприятий, но с 2011 года начала развивать туристическое направление. Компания активно привлекала иностранных туристов до 2020 года. Особенно популярными были паровозные туры из Москвы и Санкт-Петербурга, а также железнодорожные круизы по Транссибирской магистрали и северу России на поезде «Императорская Россия». С приходом пандемии коронавируса ее деятельность была переориентирована на внутренний рынок. Большой интерес у туристов вызвал запущенный в 2020 году первый круизный железнодорожный маршрут «Величие Севера», развиваемый компанией «РЖД Тур». В рамках этого маршрута предлагаются экскурсионные туры на паровозной тяге, а также железнодорожные туры выходного дня. Осуществление путешествий выходного дня на туристических поездах и создание туристических программ на их основе было начато ОАО РЖД в 2022 году. В рамках 340 туристических групп, организованных «РЖД Тур», более 15 тысяч человек из 77 регионов России отправились в путешествие по железной дороге. Показатель роста составил 60% в сравнении с 2021 годом. «Рускеальский экспресс» - самый популярный туристический поезд в ОАО «РЖД», который отправляется по маршруту Сортавала- Рускеала. Этот ретропоезд на паровозной тяге оснащен купейными вагонами, вагоном класса «Люкс», стилизованным вагоном-рестораном и фотокупе. Он был отправлен в свой первый рейс в июне 2019 года. Интерьеры поезда отличаются стилем «Николаевского экспресса», с воссозданием атмосферы старинных вагонов в декоре, освещении, обоях и мебели. Проводники носят стилизованную форму. Средняя скорость «Рускеальского экспресса» составляет 40-60 км/час, и время в пути занимает один час.
Второй по популярности туристический круиз на поезде «В Карелию» (путь из Москвы через Петрозаводск, Сортавалу в Карелии до Выборга) стал курсировать в ноябре 2022 года. Маршрут предлагает четырёхдневное путешествие, чья определяющая тематика обновляется с изменением сезона. Среди наиболее частых выборов туристов находится и круиз «Жемчужина Кавказа», где путь охватывает маршрут из Москвы через Майкоп, Владикавказ, Грозный, Дербент и Нальчик, и заканчивается вновь в Москве. Для питания и отдыха предусмотрены различные вагоны в виде ресторанов и баров, где в меню имеются блюда местной кухни. В частности, один из вагонов-ресторанов уникален своим оформлением - верхняя часть его украшена изображениями природы Кавказа.
В 2023 году были открыты новые путешествия: пятидневные туры «К виноградникам у моря» и «В долину лотосов». Первый маршрут предлагает путешественникам познакомиться с виноградниками и винодельческими хозяйствами Тамани и Новороссийска после отправления из Москвы.
Второй круиз, также длиной в пять дней, проводит своих гостей по железнодорожному маршруту из Москвы в Астрахань, с остановкой в Верхнем Баскунчаке. В рамках этого путешествия туристы могут насладиться видами соленого озера Баскунчак, а также дегустацией местных овощных изделий.
Не осталась без внимания и Липецкая область - новая программа «Вкус эпохи» приглашает гостей из Москвы в Елец, Лебедянь, места, где жил Лев Толстой, и в сам Липецк. Экскурсия, рассчитанная на три дня, предназначена для тех, кто обожает живописные пейзажи лесостепей России, дворянские имения и уникальную архитектуру небольших провинциальных городов. В дополнение к этому, начал курсировать поезд-круиз «Русский Север», который отправляется из Москвы и проходит через Великий Устюг, Архангельск, Кемь, а также предусматривает экскурсионные поездки в Петрозаводск, Сортавалу, Рускеалу и Выборг.
Путешествия на специализированных туристических поездах набирают популярность, предлагая любителям всевозможных мероприятий уникальную возможность посетить разнообразные дестинации. Они включают круизы до Грушинского фестиваля бардовской песни и Ruskeala Symphony, поездки в Волгоград на День Победы и уникальные новогодние мероприятия в Великом Устюге.
В честь Воронежского биосферного заповедника имени В.М. Пескова, осуществляется особый маршрут под названием «Бобрёнок». Во время школьных каникул, дети имеют возможность отправиться на встречу со Снегурочкой в Кострому или отправиться в Вятскую область к жильцам лесной мифологии, таким как Кикимора.
Недавно в 2022 году были запущены четырехдневные круизные туры «Белорусский вояж» из Москвы, предлагающие посетить Брест, Гродно и Минск на одном маршруте, цена которых начинается с 42 тыс. рублей. Эти туры включают в себя путь до Брестской крепости, национального парка «Беловежская пуща», а также посещение местных музеев, усадеб и замков.
После проведения масштабной программы «Россия - страна возможностей» с 2021 года у его участников появилась возможность воспользоваться программой железнодорожного проекта «Больше, чем путешествие». Порядка 600 победителей олимпиад и различных конкурсов решили отправиться в путешествие по железной дороге. В 2022 году были организованы несколько рейсов различных поездов. Сначала состоялись три рейса поезда «Русский Север», за которыми последовали три круиза под названием «Волжский вояж». Затем прошло два рейса по «Серебряному маршруту». В октябре были организованы два рейса поезда «Жемчужина Кавказа». И, наконец, к концу 2022 года состоялись четыре круиза к Деду Морозу в Великий Устюг. В подмосковную Коломну был организован однодневный паровозный тур в январе. Работая с железнодорожными турами, «РЖД Тур» осуществляет не только стандартные, но и индивидуальные предложения для различных типов клиентов. Компания специализируется на обслуживании как «лакшери», так и VIP-сегмента. Перевозки могут быть организованы в индивидуальных вагонах с уникальными маршрутами, а также в личном вагоне по рейсовому маршруту в составе поезда. В 2023 году ожидается перевозка около 385 тысяч пассажиров на туристических поездах, что говорит о том, что прошлогоднее значение увеличено на 10%.
Важным является развитие перевозки в таком виде в среднебюджетном и массовом сегментах, так как его экономический потенциал, согласно мнениям экспертов, является достаточно высоким. Для обеспечения этой возможности необходимо внести финансовые вложения в инфраструктуру и замену и увеличение подвижного состава. Аналогично отелям, ОАО «РЖД» может быть предоставлено преимущество, которое позволит осуществить эту задачу. Часто ожидания не оправдывают состояние инфраструктуры региона, поэтому требуются дополнительные инвестиции.
Однако, важно отметить тот факт, что старт программы лояльности пассажиров туристических поездов был дан в начале 2023 года, предлагая уникальные преимущества для путешествующих туристов. «Клуб путешественников» - название, которое дано данной программе. Обменивая свои баллы и туристические медали, участники данной программы получают возможность отправиться в увлекательные путешествия или приобрести интересные специализированные сувениры. Для туристов с возможностью накопления определенного числа баллов предоставляется шанс на бесплатное совершение каждой четвертой поездки. Для принятия участия в данной программе лояльности «Клуба путешественников», необходимо зарегистрироваться в данной программе «РЖД Бонус» и совершить первую поездку на специализированном туристическом поезде. Когда турист отправится в свое первое путешествие, он получит электронный паспорт путешественника. С каждым путешествием он будет накапливать туристические баллы. Он также будет награжден электронными медалями туриста, которые могут быть преобразованы в деньги: 1 туристический балл равен 2,5 рублям, а 1 медаль туриста равна 1 000 рублям. Одной из привилегий, которую предлагает перевозчик после путешествия на туристическом поезде, заключается в возможности заработать сувенирный «Значок туриста», после совершения четырех поездок. На сайте «РЖД Бонус» в разделе «Паспорт путешественника» туристу необходимо оформить заявку в личном кабинете [17].
Высокий экономический потенциал имеют туристические поезда, по словам Дмитрия Горина, вице-президента Российского союза туриндустрии (РСТ). Сезоны не влияют на железную дорогу (как в случае с речными круизами), поэтому ее туры доступны в любое время года и предлагают неограниченные возможности для участия, что делает их разнообразными и уникальными. Длительность путешествий также может варьироваться в зависимости от выбранного маршрута. Во всех городах имеется железнодорожная инфраструктура, различающаяся своим разнообразием. Также важно отметить, что часто поезда останавливаются прямо вблизи достопримечательностей и исторических мест. Организовав собственный тур, путешественник может выбрать класс обслуживания, от плацкарты до СВ и частного вагона. Также Горин говорит, что сейчас популярность железнодорожного туризма достигла своего пика, и спрос на него стремительно растет, в результате чего сеть маршрутов расширяется, однако если путешествие длительное, то в обслуживание должно входить питание и хороший тип размещения, что обуславливает высокую стоимость поездки. Иностранные туристы, среди которых были популярны поездки по Транссибирской магистрали стоимостью 10-12 тыс. евро, могли бы принести компании дополнительную прибыль, однако зарубежные туристы могут вернуться в этот сегмент благодаря введению электронной визы. Развивать железнодорожные круизы следует как в классическом массовом, так и в среднебюджетном сегменте, согласно высказыванию Дмитрия Горина. Для достижения этой цели необходимы вложения в инфраструктуру и приобретение дополнительных вагонов. Также важно заботиться о формировании составов исторических поездов, чтобы в них был присутствовал антиквариат, что поможет сохранить аутентичность и романтику путешествий, а также позволит пассажирам полностью погрузиться в определенную историческую эпоху. Введение льготной ставки кредитования, подобной той, которая предоставляется гостиницам, является одним из необходимых шагов для выделения отдельных преференций.
Нужно отметить тот факт, что в работе железной дороги существует множество недостатков, помимо объективных причин, которые приводят к снижению ее доли при перевозках в туристических поездах:
1. Невозможность стабилизации цен на билеты в высокий сезон. Зачастую сидячие вагоны стоят дороже авиаперелета в том же направлении.
2. Снижение количества доступной для большинства путешествующих формы перевозки из-за замены подвижного состава на более дорогой сегмент. Например, смена плацкартных вагонов на двухэтажные вагоны, в составе которых только купе. В свою очередь это ведет к повышению цены на перевозку.
3. Неудобное формирование расписания пассажирских поездов. Можно отметить тот факт, что у большинства подвижных составов расписание неизменно в течении десятилетий. Это влияет на выбор данного вида транспорта туристами, так как прибытие ночью или ранним утром не всегда их устраивает.
Вопреки положительному прогрессу, который был достигнут в последние годы в сфере пассажирской железнодорожной перевозки, остаются нерешенные проблемы, которые препятствуют дальнейшему развитию этой отрасли. В частности, существует дефицит железнодорожных перевозок во время пикового сезона, цены на билеты завышены, а процесс их приобретения является сложным и неудобным. Развитие внутреннего туризма играет важную роль в решении проблем, связанных с ростом популярности железнодорожных путешествий в рамках общеевропейской тенденции и экологичностью железнодорожного транспорта. Поездка по Кругобайкальской железной дороге стала популярным выбором для зарубежных туроператоров, которые заказывают путешествия по «Транссибирской магистрали». Они предпочитают завершить свои путешествия во Владивостоке или продолжить через Монголию до Пекина. Огромные просторы России вызывают у иностранцев удивление и восхищение. На этом маршруте движутся не только обычные регулярные или специальные чартерные поезда, но и экспресс «Золотой Орел». Рост интереса иностранцев к российскому железнодорожному туризму будет обусловлен успешной разработкой и внедрением новых маршрутов, а также их эффективным позиционированием и продвижением. Это связано с тем, что пассажиры, перемещаясь по железной дороге, получают не только высокий уровень безопасности, но и комфортное путешествие. Например, они могут наслаждаться видами из окон поезда, расслабиться в своем купе в любое время, прогуляться по вагону и так далее [6,9].
Развитие железнодорожного туризма является одним из новых видов деятельности, которые были внедрены в результате проведения реформы на железнодорожном транспорте в последние годы. Ввиду этого, разработка перспективных и доступных туристических продуктов является первоочередной задачей [7,14,16].
Развитие железнодорожного туризма зависит от сотрудничества между перевозчиками, туроператорами и региональными властями. Регулярные туристические обмены между регионами - это результат взаимного сотрудничества, которое предоставит возможность оптимизировать цены специально под турпоезда. Не все администрации субъектов РФ, к сожалению, могут принять такое сотрудничество. Среди потенциальных туристов необходимо активно продвигать и популяризировать данное направление. На данный момент не все внутренние путешественники знают, что конкретно предлагается в этом сегменте железнодорожных перевозок [11, 12].
Для обеспечения устойчивого развития регионов, железнодорожный туризм имеет огромное значение. Развитие экономики регионов будет осуществляться через модернизацию и расширение дорожной инфраструктуры, которая будет формироваться вместе с созданием туристического маршрута. Важное значение для создания рабочих мест имеет инфраструктура обслуживания туристов на маршруте, такие как средства размещения, точки питания и развлекательные заведения. Развитие регионов и привлечение туристов к совершению железнодорожных путешествий в течение всего года обеспечивается созданием логистически правильного и сезонного событийного календаря. Особенно это касается восточной части России, с ее климатическими особенностями, что создает затруднения для эксплуатации автомобильного и водного транспорта. Однако, железнодорожный туризм, позиционируемый как всесезонный и всепогодный, получает огромное преимущество перед другими видами туристского транспорта.
Выводы
Железнодорожный туризм в России в настоящее время проходит через свой второй этап возрождения, и это несомненно подтверждается. В первую очередь, это обусловлено тем, что новые дестинации стали находиться в центре внимания туроператоров из-за расширения географии туров. В настоящее время появляются новые туры, посвященные разной тематике и разные по длительности, что привлекает не только иностранных туристов, но и внутренних. Путешествия из Москвы и Санкт-Петербурга на выходные дни, а также более долгие железнодорожные экскурсии по Центральной России, Северо-Западу и Европейскому Северу стали очень популярными. Особенно востребованы туры по известной Кругобайкальской железной дороге.
Внутренний и железнодорожный туризм в России находятся в тяжелом положении из-за пандемии и ухудшения платежеспособности граждан. К сожалению, эти отрасли страдают в настоящее время. Однако не взирая на это, на внутреннем и международном туристском рынках, железнодорожный туризм может обрести свою экономическую нишу и найти своего потребителя. Возникающие сложные экономические условия требуют полной переработки деятельности пассажирского комплекса:
1. Для обеспечения комфорта различных групп туристов необходимо не только учитывать количество предоставляемых мест, но и предоставлять соответствующие услуги. Специальные вагоны, поезда здоровья и туристские поезда могут быть комплектованы в зависимости от спроса;
2. На железнодорожных турах необходимо гарантировать обучение и переквалификацию сотрудников, которые непосредственно взаимодействуют с туристами [4];
3. Связать маршрут следования туристов с посещением экологически и культурно-познавательно значимых мест, создавая логистику для железнодорожных туров;
4. Развить и модернизировать мобильные приложения, путеводители и экскурсии для обеспечения современной информационной службы на маршруте и актуального информирования туристов;
5. На длительных маршрутах необходимо создать службу питания и развлечений;
6. Для деловых туристов необходимо предусмотреть все необходимые условия, включая возможность легкого доступа к высокоскоростной сети Интернет;
7. Во время остановок состава, необходимо обеспечить безопасность туристов как на самом маршруте, так и во время посещения достопримечательных мест.
С целью продвижения железнодорожного туризма в России и увеличения его популярности среди населения, рекомендуется провести масштабную маркетинговую кампанию, основанную на информировании о доступных туристических возможностях и преимуществах данного вида отдыха. Внедрение системы скидок и привилегий имеет важное значение для контроля ценовой политики. Без содействия заинтересованных регионов, дальнейшее продвижение железнодорожного туризма будет невозможно.
Список литературы
1. Афанасьев, О.Е., Афанасьева, А.В. Туристские легенды как составляющая экономики впечатлений и процесса формирования опыта путешествий // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. №2. С. 7-20. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10201.
2. Афанасьева, А.В., Гончарова, О.В., Лагусев, Ю.М., Семенова Л.В., Юдина Е.В. Железнодорожные перевозки как составляющая туристского ресурсного потенциала: мировой и российский контекст // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. №1. С. 43-61. DOI: 10.24411/1995- 042Х-2020-10105.
3. Вуколов, В.Н. Практика использования железнодорожного транспорта в туристских путешествиях // Вестник университета ТУРАН. 2016. №1(69). С. 149-154.
4. Задимидько, И.В. Обучение сервисной деятельности: проблемы качества и эффективности (на примере специалистов сферы услуг железнодорожного транспорта): Монография. Екатеринбург: Уральский гос. ун-т путей сообщения, 2012. 117 с.
5. Колупаев, А.А., Семина, Е.С. Особенности транспортной инфраструктуры туризма в России // Актуальные проблемы развития туристской инфраструктуры: Мат. Междунар. науч. конф. 2018. С. 97-109.
6. Куликова, Е.Б., Яцкевич, К.О. Железнодорожные туры в России: проблемы и перспективы развития // Транспортное дело России. 2018. №4. С.3-5.
7. Мартышенко, Н.С., Локша, А.В. Железнодорожный туризм: зарубежный опыт // Региональная экономика: теория и практика. 2013. №43. С. 49-55.
8. Николашин, В., Налоя, Л. Тенденции развития железнодорожного туризма на основе кластерного подхода // Проблемы и перспективы развития транспортного обеспечения в туризме. 2015. №3. С.69-78.
9. Пахомова, Т.Г Новые тенденции в развитии железнодорожного транспорта: совершенствование сервисных услуг //Проблемы и перспективы развития транспортного обеспечения в туризме. №3. 2015. С.85-91
10. Рубаник, А.Н., Ситников, В.А., Бутко, И.И. Железнодорожные туры в России и в мире: Монография. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. 329 с.
11. Транспортное обеспечение в туризме: Монография / Под ред. С.Г. Загурской. М.: Московский гос. ун-т путей сообщения Императора Николая II, 2014. 291 с.
12. Сербин, А.А. Влияние железнодорожного транспорта на развитие индивидуального туризма // Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2014. №3(44). С.100-110.
13. Семенко, И.Е. Железнодорожный и автомобильный транспорт как условие развития железнодорожного туризма // Инновационный транспорт. 2013. №3(9). С. 20-24.
14. Betz, C.J., Bergstrom, J. C., Bowker, J.M. A contingent trip model for estimating rail-trail demand // Journal of Environmental Planning and Management. 2003. Vol.46. №1. Pp. 79-96.
15. Reis, A.C., Jellum, C. Rail trail development: A conceptual model for sustainable tourism // Tourism Planning & Development. 2012. Vol.9. №2. Pp. 133-147.
16. VanBlarcom, B., Janmaat, J. Comparing the costs and health benefits of a proposed rail trail //Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. 2013. Vol.5. №2. Pp. 187-206.
17. Туристические поезда - официальный сайт - Режим доступа: https://www.rzd.ru/ru/104197ysclidHobwjed9ha963632601 (дата обращения 28.10.2023)
18. Федеральная служба государственной статистики - официальный сайт - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13229 (дата обращения 28.10.2023)
References
1. Afanasyev, O.E., Afanasyeva, A.V. Tourist legends as a component of the economy of impressions and the process of forming travel experience [Turistskiye legendy kak sostavlyayushchaya ekonomiki vpechatleniy i protsessa formirovaniya opyta puteshestviy]// Modern problems of service and tourism. 2019. No. 2. pp. 7-20. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10201.
2. Afanasyeva, A.V., Goncharova, O.V., Lagusev, Yu.M., Semenova L.V., Yudina E.V. Railway transportation as a component of tourism resource potential: global and Russian context [Zheleznodorozhnyye perevozki kak sostavlyayushchaya turistskogo resursnogo potentsiala: mirovoy i rossiyskiy kontekst]// Service in Russia and abroad. 2020. T.14. No. 1. pp. 43-61. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10105.
3. Vukolov, V.N. Practice of using railway transport in tourist travel [Praktika ispol'zovaniya zheleznodorozhnogo transporta v turistskikh puteshestviyakh]// Bulletin of the University of TURAN. 2016. No. 1(69). pp. 149-154.
4. Zadimidko, I.V. Training in service activities: problems of quality and efficiency (using the example of specialists in the sphere of railway transport services): Monograph [Obucheniye servisnoy deyatel'nosti: problemy kachestva i effektivnosti (na primere spetsialistov sfery uslug zheleznodorozhnogo transporta): Monografiya]. Ekaterinburg: Ural State. University of Transport, 2012. 117 p.
5. Kolupaev, A.A., Semina, E.S. Features of the transport infrastructure of tourism in Russia [Osobennosti transportnoy infrastruktury turizma v Rossii]// Current problems of development of tourism infrastructure: Mat. Intl. scientific conf. 2018. pp. 97-109.
6. Kulikova, E.B., Yatskevich, K.O. Railway tours in Russia: problems and development prospects [Zheleznodorozhnyye tury v Rossii: problemy i perspektivy razvitiya]// Transport business of Russia. 2018. No. 4. P.3-5.
7. Martyshenko, N.S., Loksha, A.V. Railway tourism: foreign experience [Zheleznodorozhnyy turizm: zarubezhnyy opyt]// Regional economics: theory and practice. 2013. No. 43. pp. 49-55.
8. Nikolashin, V., Naloya, L. Trends in the development of railway tourism based on the cluster approach [Tendentsii razvitiya zheleznodorozhnogo turizma na osnove klasternogo podkhoda]// Problems and prospects for the development of transport support in tourism. 2015. No. 3. P.69-78.
9. Pakhomova, T.G. New trends in the development of railway transport: improvement of services [Novyye tendentsii v razvitii zheleznodorozhnogo transporta: sovershenstvovaniye servisnykh uslug]// Problems and prospects for the development of transport support in tourism. No. 3. 2015. P.85-91
10. Rubanik, A.N., Sitnikov, V.A., Butko, I.I. Railway tours in Russia and in the world: Monograph [Zheleznodorozhnyye tury v Rossii i v mire: Monografiya]. M.: Federal State Budgetary Educational Institution «Training and Methodological Center for Education in Railway Transport», 2011. 329 p.
11. Transport support in tourism: Monograph [Transportnoye obespecheniye v turizme: Monografiya]/ Ed. S.G. Zagurskoy. M.: Moscow State. University of Transport of Emperor Nicholas II, 2014. 291 p.
12. Serbin, A.A. The influence of railway transport on the development of individual tourism [Vliyaniye zheleznodorozhnogo transporta na razvitiye individual'nogo turizma]// Politics. Social Science. Art. Sociology. Culture. 2014. No. 3(44). P.100-110.
13. Semenko, I.E. Railway and road transport as a condition for the development of railway tourism [Zheleznodorozhnyy i avtomobil'nyy transport kak usloviye razvitiya zheleznodorozhnogo turizma]// Innovative transport. 2013. No. 3(9). pp. 20-24.
14. Betz, C. J., Bergstrom, J. C., & Bowker, J. M. (2003). A contingent trip model for estimating rail-trail demand. Journal of Environmental Planning and Management, 46(1), 79-96.
15. Reis, A. C., & Jellum, C. (2012). Rail trail development: A conceptual model for sustainable tourism. Tourism Planning & Development, 9(2), 133-147.
16. VanBlarcom, B., & Janmaat, J. (2013). Comparing the costs and health benefits of a proposed rail trail. Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events, 5(2), 187-206.
17. Tourist Trains - Official website - Access mode:- URL: https://www.rzd.ru/ru/104197ysclidHobwjed9ha963632601 (date of application 28.10.2023)
18. Federal State Statistics Service - official website - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13229 (date of application 28.10.2023)