ПОТЕНЦИАЛ РОСТА ТРАНСПОРТНОЙ МОБИЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Е.В. Мисаева, магистрант
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-4-2-26-29
Аннотация. Распространение новой коронавирусной инфекции в 2020 году и связанный с ней режим самоизоляции привели к резкому снижению объемов перевозок и повышению затрат железнодорожных пассажирских перевозчиков. Однако несмотря на отрицательные последствия пандемии, продолжительное закрытие границ многих иностранных государств дало толчок развитию внутреннего туризма, в том числе железнодорожного. В статье рассмотрена технология применения беспересадочных вагонов в пассажирских туристических поездах как одна из возможных мер ускорения восстановления докризисных объемов перевозок, а также повышения популярности и доступности железнодорожного туризма для жителей различных регионов России.
Ключевые слова: пассажирские перевозки, туристические поезда, беспересадочные вагоны, железнодорожный туризм, транспортная мобильность населения.
Транспортная отрасль - одна из наиболее стратегически важных в Российской Федерации. Каждый день посредством различных видов транспорта перевозятся тонны грузов и миллионы пассажиров. Поезда занимают второе место по популярности у пассажиров после самолетов. Доля железнодорожного транспорта в общем пассажирообороте в 2019 году составила 23,4%. Сам же показатель вырос на 3,1% по сравнению с 2018 годом [1]. Однако возникшая в начале 2020 года пандемия, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции, нарушила эту положительную динамику. Пассажиро-оборот на сети ОАО «РЖД» в 2020 году снизился на 41,5% [2], что заметно ударило по доходам холдинга. В первую очередь, убыточность пассажирских железнодорожных перевозок в 2020 году была вызвана отменой или сокращением периодичности движения многих поездов из-за резкого падения спроса.
Данная ситуация была обусловлена множеством факторов. Во-первых, введение ограничений на проведение мероприятий, посещение общественных мест и курортов. Отмена и перевод в онлайн-формат крупных фестивалей и форумов, например ПМЭФ-2020, ВК фест, проведение спортивных матчей без зрителей и др.,
лишили перевозчиков части пассажиропотока. Во-вторых, падение доходов населения. По данным исследовательских центров «Ромир» и Gallup International, из-за кризиса без постоянной работы остались 12% наших соотечественников, а еще 32% перестали работать временно [3]. Еще одной причиной отложить запланированную поездку на неопределенный срок стала опасность заражения. Несмотря на действующие ограничения и обязательный масочный режим, число заболевших с каждым днем продолжает расти.
Косвенным фактором снижения объема пассажирских перевозок также стало то, что из-за закрытия границ большинством иностранных государств, авиаперевозчики переключились на внутренние рейсы, снизив цены, чтобы составить конкуренцию другим авиакомпаниям, а также перевозкам других отраслей транспорта.
Для компаний, осуществляющих пассажирские железнодорожные перевозки, пандемия стала непростым испытанием: сокращение поездов, простои подвижного состава и обслуживающего персонала, большое число возвратов билетов на поезда, дополнительные затраты на дезинфекцию и средства индивидуальной защиты для работников, а также издержки, воз-
никшие из-за перевода административного персонала на удаленный режим работы.
Однако весной 2021 года ситуация стала улучшаться. Впервые с начала пандемии на сети РЖД в марте 2021 года отмечен рост перевозок пассажиров - на 4,8%, до 85,9 миллионов [4]. Несмотря на начавшуюся положительную динамику, до полного восстановления объемов перевозок и, как следствие, прибыли, требуется длительное время.
Закрытие границ, а также долгий период самоизоляции дали толчок развитию внутреннего туризма в России. По данным Ipsos (опрос 26 февраля - 2 марта 2021 г.) в поездки по России планируют отправиться 69% респондентов. Наиболее востребованными маршрутами являются Москва и Санкт-Петербург, далее следуют курорты черноморского побережья, горный Кавказ, Нижний Новгород, Уфа и Калининград [5]. Но, как известно, в нашей стране множество других уникальных мест с культурными, историческими и религиозными достопримечательностями, памятниками природы и иными особенностями, делающими их ценными для туристов.
Сегодня поездки по России на туристических поездах стали одним из популярных способов путешествий. Особенно большим успехом пользуются туры выходного дня, которые занимают от 1 до 3 суток. Краткосрочные поездки являются более бюджетными, что очень актуально в условиях кризиса.
Начало развития железнодорожного туризма в нашей стране было положено еще во времена Советского Союза. Первые путешествия на дальних туристско-экскурсионных поездах были организованы в 1960-х годах. Тогда курсировало пять туристско-экскурсионных поездов, которые обслуживали чуть более 2000 человек и были предназначены только для туристов. К 1983 г. существовало уже более 1600 туристских рейсов, услугами которых пользовались около 650 тыс. человек. При этом продолжительность путешествий варьировалась от 1 до 32 дней. Такой вид отдыха постепенно становился все более популярным, завоевывая симпатии любителей туризма и экскурсий. Но после рас-
пада СССР, в связи с развитием новых технологий, появлением более быстрых и комфортных видов транспорта, этот вид туризма утратил свой массовый характер [6].
После развала Советского Союза первые попытки возрождения железнодорожного туризма стали предприниматься только в начале 2000-х годов. Именно тогда, в 2005 году в составе холдинга РЖД была образована компания «РЖД-тур». До 2011 года компания занималась преимущественно организацией чартерных перевозок и эксклюзивных М1СЕ-мероприятий с использованием возможностей железнодорожного транспорта. Но в 2011 году было принято решение о выходе на массовый туристический рынок с целью возрождения железнодорожного туризма в России.
В настоящее время предложение туроператора составляют однодневные туры, маршруты выходного дня, а также длительные железнодорожные круизы. Наибольшей популярностью у потребителей пользуются тематические туры на ретро-поездах, а также праздничные и детские туры.
Говоря об однодневных турах, чаще всего это экскурсионные путешествия под паровозом, имеющие регулярный характер. Такие ретро-туры в настоящее время совершаются только из Москвы и Санкт-Петербурга. Это обусловлено тем, что в данных городах существует самый большой спрос на услугу, кроме того, далеко не везде есть инфраструктура для обслуживания паровозов.
Маршруты выходного дня (2-3 суток) чаще всего не имеют регулярного характера и привязаны к сезону, праздникам, масштабным событиям, или периодам школьных каникул. Например, туры в Великий Устюг чаще всего совершаются в зимний период. Также, в 2021 году был запущен ретро-поезд по маршруту Иваново - Шуя, приуроченный к фестивалю «Русское рождество», другим примером является познавательный тур Москва -Переславль Залесский, который был запущен специально школьников в период каникул.
К сожалению, в настоящее время почти все регулярные длительные туры и туры выходного дня совершаются только из Москвы, хотя в других городах России спрос на туристические поезда тоже существует. Решением данной проблемы может стать организация перевозок в вагонах беспересадочного сообщения. Пример применения данной технологии на железных дорогах России уже существует. С 2019 года в одном из самых известных в нашей стране ретро-поездов «Рускеаль-ский экспресс», следующем по маршруту Сортавала - Горный парк «Рускеала», появились вагоны беспересадочного сообщения Москва - Горный парк «Рускеала», в группу которых входит вагон-ресторан и один купейный вагон, а в периоды повышенного спроса добавляются дополнительные купейные и плацкартные вагоны. Ежедневно они оправляются с Ленинградского вокзала Москвы в составе поезда 159/160 Москва - Петрозаводск, далее на станции Сортавала присоединяются к ретро-поезду до горного парка. Данное решение нашло положительный отклик у пассажиров, а также помогло повысить популярность туристического поезда и региона в целом.
Как говорилось ранее, большинство действующих туристических поездов отправляется из Москвы. Железнодорожное сообщение регионов со столицей развито в достаточной мере, чтобы организовать перевозку в вагонах беспересадочного сообщения. Кроме того, Москва является самым крупным железнодорожным узлом в нашей стране, поэтому техническое осна-
щение и инфраструктура станций позволяет быстро и без особых трудностей проводить маневры прицепки и отцепки вагонов с одного поезда на другой. В случаях, когда временной интервал между прибытием пассажирского поезда и отправлением ту-ристичекого составляет более 3 часов, возможно организовать экскурсионное обслуживание непосредственно в Москве по желанию пассажиров, как сделано в вышеупомянутых вагонах Москва - Горный парк «Рускеала», так как стоянка в городе Сортавала составляет 4 ч. 6 мин.
Таким образом, кризис, возникший в связи с распространением новой корона-вирусной инфекцией, не только принес убытки железнодорожным пассажирским перевозчикам, но и открыл новые возможности для возрождения железнодорожного туризма как нового направления бизнеса. Закрытие границ многих иностранных государств и снижение доходов населения заставило россиян по-другому посмотреть на варианты путешествий по территории нашей страны. Кроме того, за долгий период самоизоляции пассажирские перевозчики понесли большие потери из-за резкого снижения спроса и, как следствие отмены рейсов, большого количество возвратов билетов, простоев подвижного состава и персонала. Организация курсирования вагонов беспересадочного сообщения в туристических поездах может не только поспособствовать популяризации железнодорожного туризма в разных регионах России, но и повысить эффективность использования подвижного состава и рабочей силы (поездных бригад).
Библиографический список
1. Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2019 год // Официальный сайт ОАО «РЖД». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ar2019.rzd.ru/ru (Дата обращения: 03.03.2021)
2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://1prime.ru/transport/20210111/832779634.html
3. Грань нищеты: как пандемия лишила россиян средств к существованию. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.ru/society/rabota-krizis-pandemiya/ (Дата обращения: 03.03.2021)
4. Пассажирские перевозки по РЖД впервые с начала пандемии показали рост // ТАСС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/11048301 (Дата обращения: 03.03.2021)
5. Планы путешествий в 2021 году // Ipsos. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ipsos.com/ru-ru/plany-puteshestviy-v-2021-godu (Дата обращения: 03.03.2021)
6. Рельсовый туризм // Пульт Гудок. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pultgudok.m/archive/detaiLphp?ГО=1395206 (Дата обращения: 03.03.2021)
TRANSPORT MOBILITY GROWTH POTENTIAL POPULATION IN THE CONDITIONS OF THE CRISIS
E.V. Misaeva, Graduate Student
St. Petersburg State University of Economics (UNECON) (Russia, Saint-Petersburg)
Abstract. The spread of the new coronavirus infection in 2020 and the associated self-isolation regime have led to a sharp decrease in traffic volumes and an increase in the costs of rail passenger carriers. However, despite the negative consequences of the pandemic, the prolonged closure of the borders of many foreign countries gave impetus to the development of domestic tourism, including rail. The article discusses the technology of using direct cars in passenger tourist trains as one of the possible measures to accelerate the recovery of pre-crisis traffic volumes, as well as to increase the popularity and accessibility of railway tourism for residents of various regions of Russia.
Keywords: passenger transportation, tourist trains, direct cars, rail tourism, transport mobility of the population.