Научная статья на тему 'Железнодорожный туризм: зарубежный опыт'

Железнодорожный туризм: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3155
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТУРИЗМ / ЛЬГОТНЫЕ ТАРИФЫ / МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартышенко Н. С., Локша А. В.

В статье отмечается, что железнодорожный туризм является одним из перспективных направлений внутреннего туризма в России. Для нашей страны актуальным является повышение социальной направленности железнодорожных перевозок. Рассмотрен опыт организации железнодорожного туризма в зарубежных странах через призму его социальной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Железнодорожный туризм: зарубежный опыт»

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ

УДК 338.48

железнодорожный туризм: зарубежный опыт

н. с. мартышенКО,

кандидат экономических наук, профессор кафедры маркетинга и коммерции E-mail: [email protected]

А. В. локша,

кандидат филологических наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции E-mail: [email protected] Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

В статье отмечается, что железнодорожный туризм является одним из перспективных направлений внутреннего туризма в России. Для нашей страны актуальным является повышение социальной направленности железнодорожных перевозок. Рассмотрен опыт организации железнодорожного туризма в зарубежных странах через призму его социальной направленности.

Ключевые слова: железные дороги, железнодорожный туризм, льготные тарифы, молодежный туризм, социальный туризм.

В настоящее время большинство туристских предпринимательских структур России не проявляют интереса к развитию железнодорожного туризма. Между тем в недалеком прошлом он был весьма популярен в нашей стране. Уже к 1983 г. в СССР существовало более 1 600 туристских рейсов, которые обслуживали около 650 тыс. чел. в год. При этом продолжительность путешествий варьировалась от 1 до 32 дней [4].

Современные исследования подтверждают интерес российских туристов к этому виду туризма. Опросы, проведенные специалистами МИИТа,

показали, что около 74 % российских граждан положительно относятся к развитию железнодорожного туризма в нашей стране и только 6 % отрицательно

[3].

В последние годы руководство Российских железных дорог (РЖД) предпринимает некоторые попытки к возрождению железнодорожного туризма, но преобладание ведомственных интересов не способствует привлечению широких туристских бизнес-структур в этот вид туризма [18].

Следует отметить, что в железнодорожном ведомстве страны накопилось достаточно проблем. Но, вместо того, чтобы решать их, идя навстречу потребителю и повышая эффективность своей деятельности, там пока не видят иных способов, как переложить их на плечи потребителей. Последние годы объемы пассажирских перевозок на поездах дальнего следования постоянно снижаются. А если брать более длительный период, то объемы перевозок сократились в разы. И все-таки железнодорожный транспорт все еще преобладает в перемещении пассажиров на дальние расстояния. Поездами дальнего следования перевозится внутри России 120 млн пассажиров (авиатранспортом - 30-40 млн).

Поэтому и вызывает интерес зарубежный опыт. Ведь в западных странах пассажирские перевозки осуществляются в интересах населения, железнодорожный туризм расширяется и находит своего потребителя. Более того, железнодорожный транспорт в последние годы в мире даже начинает теснить рынок авиаперевозок. Эта тенденция наметилась в связи с расширением сети высокоскоростного железнодорожного движения. Такое движение уже сейчас позволяет поездам составить жесткую конкуренцию самолетам на расстояниях до 1 000 км.

Преимущества скоростного поезда заключаются как во времени, так и в удобстве. Самолет, имеющий скорость выше, на сравнительно небольших расстояниях (до 1 000 км) теряет конкурентные преимущества: значительное время занимают формальности в аэропортах, сами аэропорты, как правило, расположены за городом, а вокзалы - в центре городов. В итоге общее время на поездку становится сопоставимым. Кроме того, не надо сбрасывать со счетов, что многие пассажиры просто боятся летать самолетами и вынужденно преодолевают свой страх. Опрос среди пользователей Рунета показал, что страх перед перелетом испытывает почти треть респондентов - 31 %. Не в пример этому поездка по железной дороге в определенной степени может сама доставлять удовольствие и оставлять положительное впечатление.

Известен ряд разновидностей железнодорожного туризма. Путешествия могут быть организованы специальными туристскими поездами. Чартерные поезда следуют по популярным направлениям по установленным датам. Поездки бывают однодневными, непродолжительными (2-3 суток) и многодневными (от 5 суток и более). При многодневных и непродолжительных поездках на специализированных поездах ночевки могут быть как в самом поезде, так и в заранее забронированных гостиницах на промежуточных остановках. Туристские поезда различаются по классу. В последнее время в мире стали появляться туристские поезда повышенной комфортности. на них совершаются железнодорожные круизы. Отдельные поезда по комфортабельности и внутреннему дизайну соперничают со стационарными гостиницами. Стоимость поездки в таких поездах может быть очень высока. В последнем случае сам поезд представляет собой главный туристский объект.

В международной туристской практике активно разрабатываются нетрадиционные формы размещения туристов [10].

Но авторов больше интересуют массовые виды железнодорожного туризма, которые используют поезда, следующие по расписанию. Более того, самым массовым можно считать самостоятельный туризм на поезде.

Что касается большинства туристов нашей страны, то их часто ограничивает стоимость турпоездок. Как правило, основную часть стоимости тура составляют именно транспортные расходы. Поэтому использование железнодорожного транспорта может быть вызвано стремлением сэкономить на транспортных расходах [7]. Многие эксперты сходятся во мнении, что развитие железнодорожного туризма (как организованного, так и самостоятельного) в нашей стране сдерживает негибкая ценовая политика РЖД.

Таким образом, становится понятной основная проблема, через призму которой целесообразно рассматривать железнодорожный туризм в зарубежных странах. То есть в первую очередь представляет интерес железнодорожный туризм экономического класса. В таком виде туризма заинтересованы и молодые люди, и граждане пожилого возраста. Эти категории туристов часто располагают большими временными рамками на совершение турпоездок, т. е. время поездки у них не является определяющим фактором [13, 15].

Прежде чем перейти к рассмотрению условий, которые предоставляют железнодорожные компании различных стран для туристов, проанализируем основные показатели ведущих железнодорожных держав мира. Самой большой по протяженности дорог является железнодорожная сеть США (рис. 1).

Страны Европейского союза незначительно уступают США по протяженности железных дорог, но превосходят их в качестве и приспособленности для пассажирских перевозок. Плотность железных дорог в странах ЕС выше, чем во многих странах мира. Безусловным лидером по густоте сети железных дорог и уровню их оснащения является Япония. Китай и Россия близки по протяженности своих железнодорожных сетей. Но КНР быстрыми темпами двигается по пути модернизации своих железных дорог. индия по густоте железнодорожной сети превосходит и Россию, и Китай (рис. 2).

многие железнодорожные компании стран мира стараются привлечь пассажиров всеми способами, предлагая широкий комплекс качественных услуг, в том числе туристских.

Европа. Европейские железные дороги отличаются особенным разнообразием льготных тарифов.

Кшай

Россия

США

Индия

Япошн

ЕС

О 50 100 150 200

Рис. 1. Протяженность сети железных дорог, тыс. км [17]

250

Китай

Россия

США

Индия

Япония

О 20 40 60

Рис. 2. Плотность сети железных дорог, погонные км/млн км2 [5]

Здесь разработана целая система льгот, предполагающая применение скидок:

- при путешествии в международном сообщении между 30 странами Европы и Африки (система скидок Inter Rail);

- при поездке в скоростных и суперскоростных экспрессах по территории европейских государств (Euronight);

- при путешествии по Европе группой в количестве 2 человек и более (Euroilpass);

- при поездках по территории одной страны, входящей в сферу InterRail (Freedom Pass).

Самый популярный в ЕС универсальный проездной InterRail Global Pass. Он действует на территории всей Европы. Стоимость проездного билета этой категории приведена в табл. 1.

Но в отдельных странах Европы могут быть еще более выгодные собственные тарифы InterRail One Country Pass, действующие только в пределах одного государства.

Для жителей Европы (в том числе и стран СНГ) есть туристский билет EuroDomino, позволяющий путешествовать по конкретной стране в течение 3 - 8 дней в течение месяца, а также дающий скидку на проезд до этой страны. Например, трехдневный проездной по Голландии стоит 50 евро плюс 14 евро за каждый дополнительный день.

Как правило, в странах бывшего соцлагеря (Польша, Румыния) студенческие проездные действительны только для студентов вузов этого же государства. В более развитых странах (Франция, Бельгия, Германия) студенческие льготы распространяются на всех студентов по предъявлении международной студенческой карты.

Молодежные льготы более универсальны. Они всегда международные, поскольку легче проверяются (по паспорту, часто даже не требуется предъявление молодежной карточки). В некоторых европейских странах студенческие и молодежные льготы распространяются также на супругов и детей, независимо от их возраста.

Таблица 1

Стоимость проездного билета InterRail Global Pass (вагон второго класса), евро

Срок Взрослый Молодежный Детский Пенсионный

действия (26-60 лет) (12-25 лет) (4-11 лет) (60 и более лет)

5 дней в течение 10 дней 276 181 138 249

10 дней в течение 22 дней 393 265 197 354

15 дней 435 307 218 392

22 дня 509 339 255 459

1 мес. 658 435 329 593

Билеты для молодежи и студентов продаются в кассах при предъявлении международных молодежных и студенческих карт ISIC, GO-25, EURO<26. Процент скидки от взрослого тарифа значительно выше, если покупаешь билет в оба конца. Он колеблется в среднем от 15 до 30 %, но иногда достигает и половины стоимости. Например, стандартный тариф из Варшавы в Женеву и обратно составляет 409 долл., а с молодежной скидкой - лишь 225 долл. [19].

Наиболее развитая система льготных тарифов действует в сети железных дорог Германии. Перечень льготных тарифов включает десять наименований: Wochenende Ticket, Guten-Aben-Hcke, Bayern-Nicke, Baden-Wiirttemberg-ltcke, Rail and Fl, Sparpreis, ICE-Familien-Sparpries, Europa-Sparpries, Bahn-Card, InterRail. Описание указанных тарифов можно найти на русскоязычном сайте [16]. Такой подход делает железнодорожный туризм в Германии весьма популярным. Более 45 % населения этой страны путешествуют по железной дороге.

Опыт немецких предпринимателей важен для России еще и с точки зрения технологий управления стандартами качества туристских услуг, оказывающих огромное влияние на качество и популярность турпродукта в Германии.

Важно отметить, что в Европе можно и нужно приобретать билеты заранее. Причем этот срок гораздо больше, чем в нашей стране (обычно уже месяца за три до поездки). При этом можно сэкономить до 85-90 % стоимости билета. Такая покупка очень поощряется (например, в Германии), и билет может стоить в пять раз дешевле. Однако число таких билетов ограничено.

Большой популярностью за рубежом пользуются туристские, экскурсионные и чартерные поезда.

Опытные путешественники советуют вначале добраться на чем-либо до любой европейской страны, а там уже формировать самостоятельный тур на условиях европейских железнодорожных перевозчиков. То есть сейчас потребителям невыгодно иметь дело с российскими перевозчиками по железным дорогам. Почему сложилась такая ситуация на РЖД, пусть думают сами российские железнодорожники.

Далее рассмотрим некоторые особенности организации железнодорожных перевозок пассажиров в странах Северо-Восточной Азии, которые расположены вблизи наших дальневосточных границ

и в настоящее время лидируют в мире по темпам развития как внутреннего, так и международного туризма [8, 11, 12, 14].

Китай. КНР - единственная страна в мире, в которой имеет место существенное увеличение плотности железных дорог. Причина заключается в относительно небольшой, но интенсивно используемой сети. По уровню грузовых и пассажирских перевозок, вместе взятых, китайские железные дороги в настоящее время являются самой загруженной системой в мире.

Железные дороги являются основным транспортом для перемещения огромных внутренних потоков туристов и туристов из других стран. В последнее десятилетие китай произвел скачок в развитии своих железных дорог.

Эта страна настойчиво осваивает новые виды железнодорожного транспорта. По протяженности высокоскоростных магистралей (ВСМ или highspeed rail) Китай уже опередил развитые страны мира. По данным международного союза железных дорог (2012 г.), протяженность ВМС к 2015 г. там существенно вырастет (табл. 2) [20]. Только в 2010-2012 гг. китайское правительство и госбанки направили на развитие железных дорог около 355 млрд долл., значительная часть из которых пошла на

Таблица 2

Протяженность линий ВСМ в мире, км

Страна Протяженность ВСМ в эксплуатации Протяженность ВСМ в стадии строительства Протяженность ВСМ к 2015 г.

Китай 6 403 4 235 13 593

Испания 2 144 1 679 5 525

Япония 2 664 424 3 625

Франция 2 036 757 5 200

Германия 1 334 428 2 320

Италия 923 - 1 318

Турция 447 758 2 424

Южная Корея 412 186 647

Саудовская Аравия — 550 550

Марокко - 200 680

США 362 - 1 262

Тайвань 345 - 345

Бельгия 209 - 209

Россия 180 - 2 274

Нидерланды 120 - 120

Великобритания 113 - 307

Швейцария 35 72 107

расширение сети скоростных магистралей. В 2013 г. Китай инвестирует в железные дороги еще 104 млрд долл. К началу 2013 г. китайцы построили и модернизировали более 8 500 км железнодорожных путей для скоростных и высокоскоростных поездов. В декабре 2012 г. в КНР была открыта самая длинная в мире и одна из самых «быстрых» железнодорожных линий из Пекина в Гуанчжоу. По ней поезда преодолевают расстояние почти в 2 300 км всего за восемь часов, разгоняясь до 350 км/час.

Первой очередью новой железной дороги между Пекином и гуанчжоу стала высокоскоростная трасса Пекин-Шанхай протяженностью 1 318 км. Она была запущена в эксплуатацию летом 2011 г., связав две крупнейшие экономические зоны Китая: Бохайский залив и дельту реки Янцзы. 135 тыс. рабочих в рекордно короткие сроки - всего за 3 года проложили параллельно старой линии Пекин-Шанхай новую трассу с двусторонним движением - самую скоростную в мире. Ежедневный пассажиропоток на линии превышает 220 тыс. чел. В часы пик отправление поездов происходит каждые три минуты. Между Пекином и Шанхаем было сооружено 244 железнодорожных моста, пробито 22 туннеля общей протяженностью более 16 км, построен самый длинный в мире 164-километровый мост-виадук, 9 км которого проходят над водной гладью озера Тайху. Виадук занесен в Книгу рекордов Гиннесса [9].

Путешествовать по железной дороге Китая безопасно. Люди в поездах относятся к европейцам вполне доброжелательно. Для удобства иностранцев, путешествующих по Китаю, на вокзалах предусмотрены У1Р-залы и У1Р-кассы. На льготы на проезд в КНР лучше не рассчитывать - там и так железнодорожные билеты намного дешевле, чем в России (при равных условиях). Билеты не всегда есть на нужный поезд и класс. Но в китайских поездах по ходу поездки можно повысить класс.

Трудности чаще всего возникают из-за того, что все процессы по посадке и высадке пассажиров там происходят очень быстро. Есть свои правила, как вести себя в поездах и на вокзалах: когда и как выходить на перрон, садиться в вагон и пр. Поэтому путешественнику, осуществляющему поездку самостоятельно, желательно заранее разведать все маршруты передвижения по вокзалу.

Южная Корея. Когда слышишь мнение, что «южнокорейский транспорт - самый лучший в мире», то сразу можешь не поверить. И только

когда сам побываешь в Южной корее, начинаешь придерживаться такой же позиции. Даже новичку легко ориентироваться в транспортной системе этой страны. Там все продумано до мелочей. Уровень безопасности, наверное, самый высокий в мире. Люди очень отзывчивые. Если что-нибудь спрашиваешь, то корейцы будут тебе объяснять до тех пор, пока не поймут, что ты их понял. Молодое поколение в городах, как правило, владеет английским языком. В общем, в незнакомом крупном городе в России заблудиться гораздо проще, чем в Южной корее. компьютер при путешествии по этой стране - тоже очень полезная вещь - это и надежная связь, и информация.

Хотя страна не такая уж и большая, но обладает достаточно развитой современной транспортной сетью. На вокзалах нет такой суеты, как в китае. Билеты всегда в наличии.

В республике разработан специальный проездной KR Pass для иностранцев, который позволяет без ограничений путешествовать по стране на всех видах поездов в течение 1, 3, 5, 7 или 10 дней. Проездной можно приобрести на сайте, обменяв электронный ваучер затем на железнодорожном вокзале в корее, или у распространителей, а также у представителей турагентств.

Проездные подразделяются на три вида:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- normal - стандартный билет для взрослых;

- saver - экономичный вариант для групп от 2 до 5 чел.;

- youth - молодежный проездной для лиц от 13 до 25 лет, а также для тех, кто имеет карту «ISIC».

Детям в возрасте до 4 лет - проезд бесплатный. Дети в возрасте от 4 до 12 лет - скидка 50 %.

Стоимость стандартного билета по отношению к молодежному проездному, в вонах (денежная единица Южной кореи):

- на 1 день - 58 200/46 600;

- на 3 дня - 84 600/67 700;

- на 5 дней - 127 000/101 600;

- на 7 дней - 160 400/128 300;

- на 10 дней - 185 100/148 100.

курс составляет примерно 1 120 вон за 1 долл.

Япония. Железнодорожный транспорт в Японии является основным средством перевозки пассажиров как между большими городами, так и на пригородных линиях. По российским меркам, разовые поездки по железной дороге недешевы. Эд-нако уже с двух-трех поездок становится выгодно приобретать проездные билеты.

Туристам, желающим путешествовать в Японии по железным дорогам страны, предоставляются несколько видов проездных билетов. Проездной Japan Rail Pass обеспечивает неограниченное пользование японскими железными дорогами, Japan Railways (JR) предназначен для иностранных гостей. Проездной по Японии JR Pass рекомендуется любому, кто планирует посетить больше, чем одну область страны (табл. 3). Этот проездной может быть использован почти на всех поездах JR (Japan Railways), включая городские линии поездов и синкансен-пассажирский экспресс (сверхскоростные пассажирские экспрессы), автобусные линии и паромы Miyajima той же компании JR (Japan Railways). В случае использования поездов других частных компаний нужно будет доплачивать на месте стоимость проезда.

Поезда в Японии настолько комфортные, что разницы между классами неискушенный турист может и не уловить. Туристы, желающие путешествовать только по определенным регионам страны, могут по оптимальным ценам приобрести региональные проездные билеты. Для японских граждан существуют свои разновидности льготных проездных билетов.

США. В Соединенных Штатах очень развит воздушный транспорт. На более короткие поездки американцы предпочитают пользоваться личным автомобилем. То есть железнодорожный транспорт не так популярен, но тоже имеет своих пассажиров.

Самой мощной является американская железнодорожная сеть Amtrak, которая охватывает почти всю страну. Она настолько обширна (более 500 станций в 46 штатах, протяженность более 25 000 км), что по ней можно попасть практически во все крупные города США.

Для свободного перемещения по железной дороге целесообразно приобрести проездной билет USA Rail Pass, позволяющий на определенное время (1, 3, 5, 10, 15, 30 дней и др.) путешествовать на поезде по всей стране или определенному региону (например, Californi Rail Pass) без ограничений. Стоимость проездного USA Rail Pass:

Таблица 3 Стоимость проездного билета Japan Rail Pass, иен

Срок действия, дней Экономкласс Зеленый (первый класс)

7 28 300 37 800

14 45 100 61 200

21 57 700 79 600

- 15 дней - 429 долл.;

- 30 дней - 649 долл.;

- 45 дней - 829 долл.

Имея проездной, можно выйти на любой станции, остановиться на день-два, а потом продолжить путешествие на другом поезде.

Заключение. Существующий зарубежный опыт свидетельствует о том, что железнодорожные компании за рубежом активно участвуют в развитии туризма и успешно ведут туристскую деятельность.

Железнодорожный транспорт и туризм по железным дорогам должны иметь более высокую социальную направленность [1, 2].

На пути железнодорожных путешествий в России стоит ряд проблем, которые не дают развиваться этому виду туризма. Представителей рынка особенно волнует вопрос ценообразования. Эксперты полагают, что железнодорожные туристские проекты могут реализовываться только при скидке до 30 % от действующих сейчас тарифов на проезд в купейном вагоне.

По мнению участников рынка, развивать железнодорожный туризм невозможно без объединения усилий туроператоров, железнодорожных перевозчиков и региональных властей.

Чтобы сделать путешествия по железной дороге востребованным продуктом, придется преодолеть:

- проблемы сервиса;

- недостатки инфраструктуры;

- ряд стереотипов как в потребительской, так и в туроператорской среде [6].

В железнодорожном туризме заложен мультипликативный эффект, который способен стимулировать развитие внутреннего туризма в стране. Развитая сеть железных дорог открывает для этого бизнеса безграничные возможности. А если будет предложение, то возникнет и спрос.

В настоящее время в России недостаточно специ-ализированого подвижного состава для путешествий по железным дорогам. Поэтому железнодорожный туризм некомфортабелен и экономически не эффективен, что в свою очередь сдерживает его развитие. Для обеспечения высококачественного обслуживания туристов и пассажиров в пути следования требуются модернизация и создание нового специализированного подвижного состава для дальнего и пригородного сообщения (с улучшенным обзором, стилизованного в традициях разных эпох и культур).

Подразделения предприятий железнодорожного транспорта, занимающиеся туристским и сервисным обслуживанием, используя результаты маркетинговых исследований, должны:

- участвовать в формировании политики технического развития железнодорожных станций, вокзалов и их инфраструктуры;

- вносить предложения по изменению технологии их работы, схем формирования расписания движения пассажирских поездов;

- постоянно изучать структуру обслуживаемых пассажиропотоков и их потребности;

- гибко реагировать на изменяющиеся потребности населения в перевозках;

- разрабатывать новые современные комплексные туристские продукты и услуги, совершенствуя стиль и формы обслуживания пассажиров.

Список литературы

1. АлександроваЕ. Н., Стадник Т. А. Современные тенденции международного туризма: вопросы конкурентоспособности // Экономика и предпринимательство. 2013. № 1.

2. Борзенец Н. Н. Инновационные возможности повышения качества обслуживания населения: развитие самодеятельного туроперейтинга // Экономика и предпринимательство. 2013. № 1.

3. Глазков В. Н. Аргументы внутреннего железнодорожного туризма // Мир транспорта. 2011. № 1.

4. Глазков В. Н. Железнодорожные туристические перевозки на современном этапе // Железнодорожный транспорт. 2007. № 5.

5. Густота железных дорог. URL: http://ru. worldstat. info/World/List_of_countries_by_Density_ of_railways.

6. Егорова Н. Е., Цыганков Д. А. Методы и инновации в планировании развития внутреннего туризма в регионе // Экономика и предпринимательство. 2013. № 5.

7. Каменева В. В., Антонова А. Н. Транспортная составляющая инфраструктуры туризма // Регио-

нальная экономика: теория и практика. 2011. № 8.

8. Катриченко Е. Е., Мартышенко Н. С. Условия и тенденции развития международного туризма в Южной Корее // Практический маркетинг 2012. № 12.

9. Китай набирает скорость. URL: http://www. rg. ru/2013/01/31/transport. html.

10. Локша А. В., Мартышенко Н. С. Анализ концепций нестандартных средств размещения в мировой туристской практике // Вестник национальной академии туризма. 2013. № 1.

11. Мартышенко Н. С. Исследование структуры потребления туристских услуг по турам Владивосток-Китай // Практический маркетинг. 2010. № 5.

12. Мартышенко Н. С. Конкурентное позиционирование предложения территориального туристского продукта Приморского края в СевероВосточной Азии // Экономика и предпринимательство. 2011. № 5.

13. Мартышенко Н. С. Проблемы международного молодежного и студенческого туризма в Приморском крае // Новый университет. 2011. № 10.

14. Мартышенко Н. С. Условия и тенденции развития международного туризма во Вьетнаме // Альманах современной науки и образования. 2012. № 3.

15. Мартышенко Н. С., Мартышенко С. Н. Современные тенденции изменения структуры времяпрепровождения студентов // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 1.

16. Обслуживание пассажиров на зарубежных железных дорогах URL: http://www. turbooks. ru/ libro/tranporobsluzh/g21.html.

17. Список стран по длине сети железных дорог. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/.

18. Ставцева С. Как «РЖД Тур» проваливает развитие железнодорожного туризма. URL: http:// www. ratanews. ru/news/news_24062013_1.stm.

19. Транспорт - на чем ехать за границу. URL: http://x-student. ru/articles-travel01.html.

20. UIC or International Union of Railways. URL: http://www. uic. org/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.