Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ И ЗВУКОЗРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ И ЗВУКОЗРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интенсификация / специфические потребности / аудиовизуальные и звукозрительные материалы / коммуникативный принцип обучения. / intensification / specific needs / audiovisual and sound visual materials / communicative principle of teaching.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Юсупова Р.К.

Данная статья посвящена эффективному изучению русского языка при помощи аудиовизуальных и звукозрительных материалов для аудитории с иноязычным направлением. В статье даётся понятие, на сколько большое влияние в развитии речи оказывают технические средства обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF AUDIOVISUAL AND AUDITORY MATERIALS WHEN STUDYING THE RUSSIAN LANGUAGE

This article is devoted to the effective study of the Russian language with the help of audiovisual and sound-visual materials for an audience with a foreign language orientation. The article gives an idea of how much influence technical teaching aids have on speech development.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ И ЗВУКОЗРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Юсупова Р.К. старший преподаватель кафедра языкового и литературного направления

Университет UBS

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ И ЗВУКОЗРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Данная статья посвящена эффективному изучению русского языка при помощи аудиовизуальных и звукозрительных материалов для аудитории с иноязычным направлением. В статье даётся понятие, на сколько большое влияние в развитии речи оказывают технические средства обучения.

Ключевые слова: интенсификация, специфические потребности, аудиовизуальные и звукозрительные материалы, коммуникативный принцип обучения.

Yusupova R.K. senior lecturer Department of Language and Literature

UBS University

USE OF AUDIOVISUAL AND AUDITORY MATERIALS WHEN STUDYING THE RUSSIAN LANGUAGE

Abstract. This article is devoted to the effective study of the Russian language with the help of audiovisual and sound-visual materials for an audience with a foreign language orientation. The article gives an idea of how much influence technical teaching aids have on speech development.

Keywords:intensification, specific needs, audiovisual and sound visual materials,communicative principle of teaching.

На протяжении последних лет учителя, обучающие языку (каким бы он ни был) ищут наиболее эффективные приёмы интенсификации процесса обучения русскому языку и овладения им. Решить эту проблему по мнению большинства из преподавателей, можно путём созданияучебных комплексов по русскому языку для каждого этапа обучения 175, в которых «удовлетворялись бы специфические потребности в использовании языка» 176 для целей общения и познания. В любом учебном комплексе

176 Бойцова А.Ф. О принципах построения единых учебных комплексов для обучения русскому языку... 176 Вятютнев М.Н. Зависимость техники обучения от стратегии усвоения- «Русский язык за рубежом»

учебник является основным и главным компонентом. В нём раскрывается весь программный материал и определяется система и целесообразная последовательность его предъявления учащимся. Все остальные компоненты учебного комплекса строятся на том же лексико-грамматическом материале и преследуют цели, которых трудно достигнуть, пользуясь только учебником.

С помощью одного учебника трудно привить учащимся навыки активного владения языком: он не может научить говорить, не даёт образца произношения и интонирования, не обеспечивает обратной связи.

Состав компонентов учебного комплекса зависит прежде всего от тех задач, которые решаются на том или ином этапе обучения.

При подготовке учебника к изданию и усовершенствованию целесообразно учитывать наличие аудиовизуальных пособий. Это позволило бы сократить объём учебника, улучшить в нём систему заданий и упражнений, организовать методический аппарат, осуществляя органическую связь учебника с остальными частями комплекса. Структура частей аудиовизуальных материалов должна быть построена на основе учёта диалектической связи между всеми видами речевой деятельности.

При создании учебных комплексов, когда уже имеется учебник, прежде всего необходимо тщательно его проанализировать с тем, чтобы выявить, какие из аспектов языка, разделов и тем программы нуждаются в подкреплении, что наиболее удобно развернуть в аудиовизуальных пособиях, а что-в таблицах, схемах и раздаточном дидактическом материале.

Необходимо изучить состояние знания умений и навыков учащихся, обучающихся по данному учебнику, выявить наиболее трудный для них

материал. Каждый компонент единого учебного комплекса, как и весь комплекс в целом, должен подвергнуться тщательной экспериментальной проверке.

Для начала важно определить, какая организация в подаче языкового материала сохраняет устойчивое внимание всего класса, повышает интерес учащихся к изучаемому и вызывает у них желание активно участвовать в учебной работе. Выявляются и оптимальные средства обучения, уточняются какие из них развивают наблюдательность учащихся, какие -вызывают желание сравнивать новое с уже известным, с ранее изученным на родном или русском языке.

Эффективность использования единых учебных комплексов зависит не только от качества их разработки и полного единства всех его компонентов, но и от того, насколько подготовлен учитель к применению аудиовизуальных средств с помощью компьютера, электронной доски, телевизора в комплексе с учебником.

Для оказания помощи учителю к каждому компоненту единого учебного комплекса разрабатываются краткие методические указания.

Кроме того, создаются книги для учителей, в которой даются методические указания ко всему учебному комплексу. В ней указывается, в каких целях и когда следует включать процесс обучения тот или иной компонент комплекса, как он должен увязываться с учебником и другими пособиями учебного комплекса.

Аудиовизуальные пособия, применяемые на уроках русского языка с помощью электронной доски, компьютера и т.п. прежде всего должны способствовать развитию речевой способности учащихся и коррекции их речевого поведения.

На разных этапах обучения языку аудиовизуальные пособия используются и как средство, облегчающее понимание и восприятие материала, и как стимул к порождению высказывания, и как средство, помогающее корректировке различных аспектов речи (произношение, интонирование, грамматика, стилистика).

Учитывая, что источники информации, воспринимаемые на слух (речь учителя, речь окружающих) при практическом овладении языком занимают большое место, нужно с первых занятий развивать у детей способность воспринимать русскую речь, произносимую разными голосами и в разной произносительной манере.

Пониманию речи на слух нужно обучать детей постоянно, начиная с простого материала и постепенно усложняя его как по содержанию, так и по объёму.

Аудиовизуальные пособия позволяют на уроке и на внеурочных занятиях воссоздать отсутствующую языковую среду. Их применение активизирует учащихся, они постоянно участвуют в речевой деятельности и своевременно получают подтверждение об эффективности своей деятельности, поэтому у учащихся, изучающих русский язык появляется чувство уверенности в своих силах, а вместе с тем растёт и интерес к русскому языку. Материал аудиовизуальных пособий и система его презентации побуждает детей к активной речевой деятельности на всех этапах обучения.

Одной из главных задач при создании аудиовизуальных пособий является рациональная реализация в них языковой системы с учётом подготовленности учащихся к восприятию отобранного материала, а также с учётом фонетической и грамматической систем родного языка детей. Это позволяет использовать положительный перенос навыков родного языка на второй языки предотвратить возможную интерференцию.

При создании аудиовизуальных пособий нужно иметь в виду общее развитие детей, их знания и умения по родному языку, психологические особенности возраста учащихся, а также то обстоятельство, что обучение русскому языку происходит в условиях билингвизма.

Аудиовизуальные материалы, должны строится так, чтобы они на любом этапе обучения помогали учащимся овладевать языковой системой

и побуждали детей к активным речевым действиям. Каждое новое явление языка включается в систему ранее полученных учащимися знаний и способствуют их углублению и расширению. Это интенсифицирует выработку речевых умений и навыков.

Для определения содержания обучения и системы презентации отобранного материала, а также для определения характера аудиовизуальных пособий и выбора технических средств требуется учитывать и тот факт, что учащиеся национальных школ овладевают русским языком как вторым родным языком; наряду с родным языком и как средством общения, и как средством познания. В этом случае очень правильно решить вопрос о последовательности презентации языкового и речевого материала на разных этапах обучения. В создаваемых аудиовизуальных пособиях при определении последовательности ввода языкового материала в активную речь учащихся авторы должны исходить не только из его места в системе языка, но прежде всего из того, настолько отобранные лексические единицы, грамматические формы и конструкции предложений нужны для целей общения, для целей понимания учебного материала, предусмотренного программой.

Аудиовизуальные материалы, позволяют на разных этапах обучения осуществлять функционально-системный подход при отборе и презентации языкового материала, эффективно развивать способности учащихся ко всем видам речевой деятельности. Особое внимание поэтому следует обращать на отбор таких речевых моделей, которые бы позволили осуществлять коммуникативный принцип обучения. Во все компоненты учебного комплекса необходимо включать больше упражнений, которые вызывали бы у учащихся их собственные потребности в использовании русского языка как средство общения и познания.

Так в последнее время при разработке новой школьной программы разрабатываются и звуковые приложения к учебникам, которые строятся на том же лексико-грамматическом материале в учебнике и в них большое внимание уделяется упражнениям, которые заставляют учащихся активно действовать: отвечать на вопросы диктора, проверять свой ответ, сверяя его с ответом диктора, участвовать в диалоге с говорящим, кратко пересказывать прослушанное, сравнивать его с образцом пересказа, который даётся в записи. Для обучения языку важно научить дифференцировать звуки на слух; правильно их произносить. Во всех звуковых приложениях к учебникам большое внимание должно уделяться упражнениям на восприятие и произношение, на развитие языкового чутья, языковой догадки.

Для записи аудиоматериала из учебника должны отбираться тексты интересные в познавательном и воспитательном отношении, которые при прослушивании должны вызывать у учащихся сопереживание, активное действие. Важно и то, чтобы каждый аудио текст, прослушанный

учащимися, оставлял глубокий след в душе учащегося, и чтобы у них появлялось желание подражать положительным героям рассказа и осуждать поступки отрицательных героев, таким образом у учащихся мы развиваем и чувство патриотизма. (чего не хватает у современной молодёжи).

Текст познавательного и воспитательного характера должен вызывать у детей желание узнать о том или ином явлении больше, чем дано в аудио материале, а также он должен способствовать, хорошо запомнить текст и мотивировать их к дальнейшему поиску, изучаемого материала.

Как известно, хорошее понимание законов языка, правильное осознание различных грамматических явлений, ускоряет темп активного овладения языком. Поэтому в аудио приложениях к учебникам русского языка должно уделяться внимание и грамматическому анализу текстов, слов, словосочетаний и оно должно быть дано до того, как учащиеся уяснят содержание текста.

Каждый вид речевой деятельности требует своего особого подхода, своей системы упражнений. Речевые навыки у учащихся формируются тем быстрее, чем больше видов наглядности используются в процессе обучения русскому языку, для этого кроме звуковых пособий необходимо широко использовать и зрительные пособия такие как картины, рисунки, схемы, таблицы и т.д.

Звуковые и зрительные пособия используемые в процессе обучения одновременно, облегчают усвоение более сложного речевого материала. При этом очень важно правильно решить вопросы соотношения на уроке предметной, изобразительной и звуковой наглядности. И опыт показывает, что навык восприятия речи на слух появляется значительно быстрее, если звуковое предъявление материала подкрепляется зрительным и поэтому мы считаем, что на начальных этапах обучения предпочтение отдаётся звуко -зрительным и аудиовизуальным пособиям.

Использованные источники:

1.Бойцова А.Ф. О принципах построения единых учебных комплексов для обучения русскому языку в национальных школах. - Русский язык в национальной школе 1988г. №3.

2. Вятютнев М.Н. Зависимость техники обучения от стратегии усвоения-«Русский язык за рубежом»1992г. №2. Стр.48

3. Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока. - Волгоград: учитель, 2010.

4. Безрукова В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения. - Москва: Сентябрь,2004.

5.Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе //Педагогика.-2003.-№9.

6.Шарун Е.В. Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы/ Е.В. Шарун.- Текст://Проблемы и

перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. Научн. Конф.(г. Краснодар: Новация, 2016.-С 78-82- URL:

7.Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. — 2010. — N 12. — С. 53-63.

8.Ажгибкова Т. Н. Технология применения аудиовизуальных средств обучения в вузах // Инновации в образовании. — 2004. — № 2. — С. 111— 123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.