УДК 372.881.116.11
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (из опыта работы)
Статья посвящена описанию опыта применения заданий с аудиовизуальным сопровождением на занятиях по русскому языку как иностранному. Целевой аудиторией данного методического эксперимента являются слушатели подготовительного отделения (полиэтническая группа). Приводятся варианты упражнений, которые может использовать преподаватель, работая по учебнику Антоновой В. Е., Нахабиной М. М., Толстых А. А. «Дорога в Россию» (элементарного, базового и первого уровней) и желая сделать процесс обучения более эффективным и интересным.
Ключевые слова: методика обучения русскому языку, русский язык как иностранный, аудиовизуальные средства, средства обучения, виды речевой деятельности, аудирование, говорение, принцип коммуникативной направленности.
№. №. AumBUHeHHO Yu. Yu. Litvinenko
METHODICAL POTENTIAL OF AUDIOVISUAL AIDS AT THE LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (based on working experience)
The article describes the experience of using tasks with audiovisuals at the lessons of Russian as a foreign language. The target group of this methodical experiment is students of the preparatory course (a multi-ethnic group). A variety of exercises that can be offered by the teachers who use V.E. Antonova, M.M. Nakhabina and A.A. Tolstyh's textbook "The Way to Russia" (elementary, basic and the first level) and want to make the process of leaning more effective and interesting is given.
Keywords: Russian language teaching methods, Russian as a foreign language, audiovisual aids, training resources, language activities, listening, speaking, principle of communicative approach.
Цель настоящей работы - описание опыта использования различных аудиовизуальных средств на занятиях по русскому языку как иностранному. В качестве исследуемой группы выступили слушатели подготовительного отделения, обучающиеся в течение двух лет по пособию Антоновой В. Е., Нахабиной М. М., Толстых А. А. «Дорога в Россию» (элементарного, базового и первого уровней).
Для начала раскроем ряд методических вопросов. Дидактическое понятие «средства обучения» определяется как «комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком» [1, с. 42]. Многие современные обучающие комплексы по русскому языку как иностранному включают в себя следующие компоненты:
- пособие для учащихся (учебник, рабочая тетрадь, справочник и пр.),
- пособие для учителя (методические указания, сборник дидактических материалов и пр.),
- аудиоприложение (компакт-диск с записями фонетических упражнений, диалогов, тестовых заданий, музыки и т. д.).
Остановимся на значимости последнего компонента. При этом заметим, что, с одной стороны, наличие готового аудиоприложения облегчает преподавателю поиск необходимых материалов, подготовку фрагментов для прослушивания, предоставляет возможность выбора заданий и варьирования плана урока. С другой стороны, отсутствие данного компонента в учебном комплексе не означает невозможность применения аудио- и видеосредств для сопровождения урока, для решения тех или иных задач. При желании преподаватель всегда сможет найти задания, позволяющие использовать новую форму работы. Мы покажем такие возможности на ряде примеров.
Аудиовизуальные средства занимают особое место в методике обучения русскому языку как иностранному, поскольку позволяют интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс, разнообразить занятие благодаря введению актуального и занимательного для учеников материала. Отбор тех или иных слуховых, зрительных, зрительно-слуховых средств определяется преподавателем, в первую очередь, в соответствии с программой, планом занятия, уровнем языковой подготовки учеников, а также с учетом различных экстралингвистических факторов (таких, как удовлетворение интересов учащихся, введение страноведческого аспекта, решение различных воспитательных задач и пр.).
Залогом успеха использования отобранного материала является его основательная подготовка. Как известно, методика работы с текстами, предъявляемыми для аудирования или чтения, включает три этапа: предварительная работа с текстом, собственно предъявление текста (его слуховое и/или зрительное восприятие), послетекстовая работа. На первом этапе необходимо ввести учеников в тему текста, подготовить их к его восприятию, снять возможные лексические трудности, способствовать развитию языковой догадки. Для второго этапа значимым является способ преподнесения материала (весь текст дается полностью или частями, каково количество повторов и пр.). Послетекстовая работа заключается в проверке понимания услышанного и/или увиденного, а также в подготовке к продуктивным видам речевой деятельности (говорению и письму) на основе предложенного материала [2, с. 157-164].
Приведем примеры использования различных аудиовизуальных средств из собственного опыта обучения слушателей подготовительного отделения. Группа характеризуется полиэтническим составом (студенты из Китая, Вьетнама, Конго,
Гуманитарные исследования • 2016 • № 4 (13)
81
Америки, Туркменистана), базовым уровнем владения русским языком. Как уже было отмечено выше, в течение двух лет обучение данных слушателей ведется по комплексу «Дорога в Россию» (элементарный, базовый, первый уровни) с использованием не только готового аудиоприложения (с записями диалогов, микротекстов и т. д.), но и специально подобранных преподавателем аудио- и видеофрагментов, позволяющих сделать учебный процесс интереснее и эффективнее. Остановимся на некоторых вариантах данной работы.
Многие упражнения и тексты в учебнике предрасположены к тому, чтобы получить музыкальное сопровождение. Так, на элементарном уровне нередки задания типа «Спросите у преподавателя, кто эти люди? Скажите, как их зовут? Где они сейчас?», предложенные к фотографиям популярных певцов, например Алсу и Николая Баскова (урок № 5, упражнение 23), Аллы Пугачевой (урок № 6, упражнение 4). Вполне естественно, что знакомство с этими артистами не ограничивается фотографией в учебнике, а расширяется за счет просмотра видеоклипов на их самые популярные песни. Цель подобной работы - дать представление о российской эстраде, поговорить о музыке на уровне «нравится - не нравится», попытаться представить общую идею той или иной песни, естественно, без подробного анализа ее содержания.
В качестве иллюстративного материала к заданию на тему «Винительный падеж: конструкция кто похож на кого» (базовый уровень, урок № 2, упражнение 10) был привлечен видеоклип с участием Олега и Родиона Газманова, чьи фотографии даны в упражнении, и фрагмент выступления близнецов - сестер Толмачевых - на конкурсе «Евровидение-2014». Цель работы - сделать беседу о том, почему можно сказать, что люди похожи друг на друга, более живой, свободной и интересной. А любимая нашими африканскими студентами песня Леонида Агутина «Парень чернокожий», в которой четко различимы на слух словосочетания «не похожий на тебя, не похожий на меня», была использована для закрепления изучаемой грамматической конструкции. Помимо этого, в качестве дополнительных устных заданий и письменной работы по изучаемой теме группе был предложен просмотр мультипликационного фильма «Что на что похоже» (1974 г.).
Во многих случаях музыкальное сопровождение позволяет углубить понимание смысла прочитанного в учебнике текста. С этой целью, к примеру, был использован видеоклип на песню Игоря Талькова «Чистые пруды», который учащиеся посмотрели после изучения текста об этой старой московской улице (базовый уровень, урок № 1, упражнение 4). Беседа о содержании песни, ее настроении помогла ребятам точнее ответить на вопрос о том, почему людям бывают дороги какие-то места. Для большей визуализации содержания и текста, и песни на уроке демонстрировались и обсуждались слайды с современными видами Чистых прудов.
Помимо эстрадных мелодий на уроках используются и классические произведения. Так, мы посчитали необходимым сопроводить микротекст о биографии композитора Д. Д. Шостаковича (первый уровень, урок № 1, упражнение 2) аудиозаписью фрагмента его Седьмой симфонии и презентацией о блокаде Ленинграда. Цель работы - углубить представление иностранцев о Великой отечественной войне, о роли искусства в борьбе за мир, о патриотизме отдельного человека и всего народа.
Упоминание об опере «Князь Игорь» А. П. Бородина (первый уровень, урок № 1, упражнение 11) было дополнено прослушиванием одной из самых популярных ее частей - песни «Улетай на крыльях ветра» (в классическом варианте и современных обработках). Познакомившись с текстом песни сначала путем аудирования, а затем чтения учащиеся высказали свое мнение о значении родины в жизни человека. Через несколько дней с целью проверки, насколько закрепился в памяти новый материал, ребятам был предложен видеофрагмент церемонии открытия Олимпийских игр-2014, где звучит упомянутая выше песня. К нашей радости, иностранцы узнали мелодию, вспомнили название песни, оперы и фамилию ее автора. Помимо этого, состоялась продуктивная беседа о значении данной песни в рамках открытия Олимпиады и о том, какими символами была представлена здесь Россия.
Стоит отметить, что обращение к видеозаписи церемонии открытия Олимпиады-2014 может быть неоднократным и приспособленным для решения многообразных учебных задач. К примеру, начальный эпизод церемонии открытия -«Русский алфавит», в котором названы не только символизирующие Россию понятия, но и имена многих значимых для страны людей (например, Н. Жуковского, К. Циолковского), хорошо вписался в план занятия, посвященного выдающимся изобретателям и ученым (первый уровень, урок № 1, упражнение 20). Данный аудиовизуальный материал позволил не только решить частные задачи изучения одной лек-сико-грамматической темы, но и расширить общие страноведческие представления иностранцев о России.
В статье описаны лишь некоторые отдельные примеры использования аудиовизуальных средств при обучении русскому языку как иностранному. В нашей методической копилке имеется довольно большой запас сюжетов из телепередач (например, из «Доброго утра» на «Первом канале»), различные интервью с популярными людьми (например, с Сергеем Бодровым), короткометражные фильмы (в первую очередь, из журнала «Ералаш») и многое другое. На наш взгляд, заинтересованный в результате педагог должен находить яркие, познавательные обучающие материалы и делать урок информационно и эмоционально насыщенным.
В заключение отметим, что использование аудиовизуальных средств способствует реализации ведущего дидактического принципа в методике обучения русскому языку как иностранному - принципа коммуникативной направленности, а также частных принципов, определяющих содержание и методы обучения: принципов функциональности, наглядности, ситуативности, активности, сознательности, прочности, последовательности, страноведческой направленности.
1. Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов / под ред. А. Н. Щукина. М.: Рус. яз., 1990. 231 с.
2. Капитонова Т. И., Московкин Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб.: Златоуст, 2006. 272 с.
© Литвиненко Ю. Ю., 2016
82
Гуманитарные исследования • 2016 • № 4 (13)