Обзор литературы
В научной литературе изучению педагогического наследия отечественных и зарубежных авторов уделено большое внимание: идеи об образовательной роли искусства представлены в фундаментальных трудах педагогов, искусствоведов и психологов (Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, В.В. Кандинский, А.С. Макаренко, А.В. Бакушинский, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Кершенштейнер, В. Ловенфельд, Э. Линде, Ю. Лангбен, М. Вигман, Р. Лабан, К. Риччи, Ф. Кейн и др.).
Артпедагогика, как инновационная область педагогической науки, обоснована в научных трудах ученых: З. Фрейда, К.Г. Юнга, В.Г. Анисимова, Р.А. Галустова, Е.А. Медведевой, Н.Е. Есманской, Н.Ю. Сергеевой, М.Л. Князевой, А.В. Гришиной и др.
Выявлена эффективность и преимущества использования средств артпедагогики в работе со студентами, а также их влияние на различные сферы личности, такие как развитие, улучшение коммуникативных навыков, повышение мотивации и эмоционального благополучия студентов и т.д. (А.И. Смоляр, О.Н. Князьковой, Н.Ю. Сергеевой, В.А. Заенутдиновой, В.А. Халанской, Е.В. Тарановой, О.С. Булатовой, М.В. Катренко, И.В. Мищериной, С.А. Пашиной, Н.А. Михайловой, А.Н. Продиус, С.В. Ивановой, С.И. Тарасовой, Н.Н. Троценко, Ю.И. Журавлевой, И.С. Бушеневой, Н.Ю. Шумаковой, К.М. Смышнова, Е.Е. Алиева, А.А. Сасина и др.).
Сегодня потенциал артпедагогики, ее средства и методы могут быть эффективно применены для решения образовательных задач в системе высшей школы.
Методы исследования
В работе были использованы общепедагогические и специальные методы: анализ и синтез существующих теоретических положений по проблеме исследования, сравнительный, сопоставительно-типологический, системно-структурный анализ, рефлексирование педагогического опыта.
Результаты и дискуссия
Результаты исследования позволяют сделать вывод о значимости и эффективности применения средств артпедагогики в системе высшего образования. Артпедагогика способствует развитию творческого мышления, коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и самовыражения студентов.
Дискуссия заключается в некоторых проблемах, связанных с применением различных средств артпедагогики в высшем образовании. Студентам разных профилей подходят различные виды творчества: инженерных специальностей - танец, хореография, театр, музыка; спортивного факультета - литературное творчество, танцевальное искусство, музыка, изотворчество и т.д.
Основной целью высшей школы является подготовка квалифицированного специалиста, креативного, стрессоустойчивого, коммуникативного, конкуреноспособного на рынке труда [1]. Как полагают А.И. Смоляр и О.Н. Князькова «учебная деятельность студентов - один из видов деятельности, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков. Главная её функция - самоизменение, развитие способностей, т.е. приобретение новых культурных способов осуществления мышления, понимания, организации, рефлексии и развития на этой основе личностных качеств» [11, с. 25]. Достижение данной цели возможно благодаря включению студентов в различные виды творческой деятельности как средства художественно-творческого развития личности. Именно данную задачу можно решать с использованием средств и метдов артпедагогики, которая по мнению И.Ю. Кульчицкой, оперирует «средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом» [6, с. 13]. Однако артпедагогика сегодня недостаточно применяется в педагогической практике, не пользуются популярностью в образовательной среде вуза ее основные идеи.
В понимании Н.Ю. Сергеевой содержание артпедагогики заключается в «интеграции педагогики, психологии и искусства; как новое научно-практическое направление, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы применения средств искусства для решения профессиональных педагогических задач» [10, с. 76].
О педагогическом потенциале искусства рассуждали психологи К. Роджерс и А. Маслоу: «Обучение через творчество может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или к производству продуктов искусства, сколько для создания хорошего человека, если мы действительно хотим, чтобы наши дети стали более человечными, чтобы они актуализировали всё заложенное в них, то станет понятно, что единственным способом обучения, который хоть как-то пытается приблизить нас к этим целям, является обучение через творчество, оно может стать альтернативой всем другим видам обучения» [7, с. 69].
Методы артпедагогики — это специальные подходы и техники, используемые для проведения творческой работы со студентами. Эти методы (упражнения, практические занятия, интенсивы, лекции, игры и др.) объединяют в средства артпедагогики (живопись, скульптуру, танец, музыку и др.) и дают возможность самопознания, самовыражения, самоконтроля и способствую развитию других потенциалов личности. Некоторые из основных средств включают импровизацию, создание коллажей, рисование с помощью нетрадиционных материалов, использование танцевальных движений и других телесных выражений [17].
В высшей школе методы артпедагогики способствуют формированию «самоорганизации личности студента (В.А. Заенутдинова, В.А. Халанская и др.), которая изучается в педагогике и психологии в тесной связи с проблемами самоорганизации учебно-познавательной деятельности (А.Д. Ишков, Г.В. Коган, О.А. Конопкин, А.В. Смирнов и др.), профессиональной самоорганизации (В.А. Филоненко, Н.Н. Ярушкин и др.), самоуправления (Н.М. Пейсахов, М.Н. Шевцов и др.), самосознания и самосовершенствования (И.В. Вачков, В.А. Сластёнин, А.И. Смоляр и др.)» [11, с. 19].
Наиболее применяемые средства артпедагогики - изотворчество, художественное чтение, музейные формы артпедагогики, музыка, танец, театр, поэзия, кино, живопись, графика, и др., которые доступны каждому обучающемуся.
Отечественные ученые выделяют следующие эффективные средства артпедагогики, актуальные в вузе:
- А.И. Смоляр и О.Н. Князькова: «временные виды искусства (художественная литература, музыка, кино), пространственные (живопись, скульптура, графика, архитектура), пространственно-временные (театр, танец)» [11, с. 64];
- Е.В. Таранова предлагает изотворчество [12];
- О.С. Булатова указывает на драматизацию (театр), игру ролей и предлагает нестандартные педагогические формы в виде урока-спектакля, урока-концерта [2];
- М.В. Катренко исследует музыку, изоискусство, хореографию и литературу в коллаборации с уроками физической культуры [5];
- И.В. Мищерина, С.А. Пашина предлагают единство двигательно-танцевальной, музыкальной, художественной форм в коллективной и индивидуальной вариантах [8];
- Н.А. Михайлова, А.Н. Продиус, С.В. Иванова, М.В. Катренко обозначают музыку, стихотворную форму, живопись, танец в интерпретации с физическими упражнениями [3];
- С.И. Тарасова, Е.В. Таранова, Т. В. Колесникова рекомендуют литературу, музыку, изобразительное искусство, театр [13];
- Н.Н. Троценко, М.В. Катренко, Ю.И. Журавлева, И.С. Бушенева рассматривают литературное творчество, музыку, танцевальное и изобразительное искусство [9];
- Н.Ю. Шумакова, К.М. Смышнов предлагают для занятий физической культурой в высшей школе танцевальное искусство, изотворчество, музыку, литературное творчество [15];
- Е.Е. Алиев, А.А. Сасин, М.В. Катренко - музыку [4];
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
- И.Ф. Яцковская, С. Н. Бегидова рекомендуют танец в интеграции с музыкой, хореографией, театральным творчеством [16] и др.
При выборе средств и методов артпедагогики педагогу следует опираться на собственный опыт и предпочтения в использовании средств, а также учитывать специализацию студентов, их интересы, возможности, личностные предпочтения, индивидуально-гендерные особенности. Заключение
На основании анализа вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что новая отрасль педагогики, оперирующая средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающая развивающим и воспитывающим потенциалом, является инновационным средством развития и формирования квалифицированного специалиста, стрессоустойчивого, креативно мыслящего, гармонично-развитого.
Средства и методы артпедагогики способствуют формированию самоорганизации личности студента; самопознанию; самовыражению и самоактуализации; социализации; являются эффективными техниками саморегуляции.
Отечественные ученые современного периода выделяют следующие эффективные средства артпедагогики, актуальные в вузе: изотворчество, художественное чтение, музейные формы артпедагогики, музыка, танец, театр, поэзия, кино, живопись, графика, и др.,; предлагают интеграцию различных видов искусств (двигательно-танцевальной, музыкальной, художественной форм в коллективной и индивидуальной вариантах). Утверждают, что студентам разных профилей подходят различные виды творчества: инженерным специальностям - танец, хореография, театр, музыка (больше двигательная активность ввиду малоподвижного образа жизни); спортивным специальностям - литературное творчество, танцевальное искусство, музыка, изотворчество и т.д.
Все это является важным источником новых воспитательных идей, способствующих развитию отечественной педагогической науки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бегидова С.Н. Профессиональные качества личности педагога / С.Н. Бегидова, В.С. Бегидов, Е.Ю. Липилина // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях. Сборник статей: в 2-х частях. ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет», Технологический институт сервиса (филиал). 2016. С. 342-346.
2. Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании: монография. - Тюмень: ТГУ, 2004. 232 с.
3. Здоровьесберегающие технологии в практике физкультурного образования студентов / М. В. Катренко, А.Н. Продиус, С.В. Иванова [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 5. С. 65 - 68.
4. Катренко М.В. Артпедагогические средства в формировании гармонично-развитой личности студента / М.В. Катренко, Е.Е. Алиев, А.А. Сасин // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. № 4 (37). С. 99-101.
5. Катренко М.В. Артпедагогика в физическом воспитании студентов // СуЬег1ешпка. KANT.
- 2011. № 3 (3) декабрь [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/artpedagogika-v-fizicheskom-vospitanii-studentov/viewer (дата обращения: 13.11.2023).
6. Кульчицкая И.Ю. Роль артпедагогики в современном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 12-13.
7. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999.
- 432 с.
8. Мищерина И.В. Пути преодоления личностного кризиса студентами средствами арт-педагогики / И.В. Мищерина, С.А. Пашина // Проблемы современного педагогического
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
образования. 2020. С. 198-201 [Электронный ресурс].
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/puti-preodoleniya-lichnostnogo-krizisa-studentami-sredstvami-art-pedagogiki (дата обращения: 13.11.2023).
9. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов личностного развития студентов / М.В. Катренко, Н.Н. Троценко, Ю.И. Журавлева [и др.] //Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. № 2 (35). С. 177-180.
10. Сергеева Н.Ю. Арт-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя: дис. ... д-ра пед. наук / Н.Ю. Сергеева. - Чебоксары, 2010. - 432 с.
11. Смоляр А.И. Развитие культуры самоорганизации личности студента вуза средствами арт-педагогики: монография / А.И. Смоляр, О.Н. Князькова. - Издательство СГСПУ: Самара, 2018. - 182 с.
12. Таранова Е.В. Артпедагогика: основания, сущность, технология: монография / Е.В. Таранова. - М. : Илекса, 2006. -180 с.
13. Тарасова С. И. Интеграция артпедагогики как средства творческой деятельности студентов в систему высшего профессионального образования / С. И. Тарасова, Е. В. Таранова, Т. В. Колесникова // Сборник конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. 2013. № 56-1. С. 83-85.
14. Христидис Т.В. Потенциал артпедагогики в гармонизации развития личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2019. № 6 (92) ноябрь -декабрь. С. 146-152.
15. Шумакова Н. Ю. Формирование физической культуры личности студентов в современном вузе средствами артпедагогики / Н.Ю. Шумакова, К.М. Смышнов // Вестник СевероКавказского федерального университета. 2013. № 4 (37). С. 201-206.
16. Яцковская И. Ф. Средства артпедагогики как ресурсный потенциал в профилактике эмоционального выгорания обучающихся / И. Ф. Яцковская, С. Н. Бегидова // Искусство и образование. - 2023. - № 4. - С. 136-143.
17. Яцковская И.Ф. Профилактика эмоционального выгорания студентов инженерных специальностей средствами танца модерн / И. Ф. Яцковская // Педагогический научный журнал. - 2023. - № 2. - С. 81-85.
THE IMPACT OF CLASSROOM MANAGEMENT STRATEGIES ON STUDENT ENGAGEMENT AND ACADEMIC PERFORMANCE
AYNURA AMIROVA MUSA
Senior lecturer, Azerbaijan University of Languages
Annotation. This study research the relationship between classroom management strategies and their impact on student engagement and academic performance. Utilizing a mixed-methods approach, the research involved observing classroom interactions in diverse educational settings, administering surveys to teachers and students, and analyzing academic performance data. The findings indicate that effective classroom management strategies, such as positive reinforcement, clear communication of expectations, and adaptive teaching methods, significantly enhance student engagement. This increased engagement is directly correlated with improved academic performance, particularly in challenging subjects. Furthermore, the study highlights the importance of teacher training in classroom management to foster an environment conducive to learning. The results suggest that well-managed classrooms not only benefit students academically but also support their overall well-being and motivation for learning. This research contributes to the understanding of how classroom dynamics influence educational outcomes and underscores the need for schools to prioritize effective classroom management in their pedagogical practices.
Keywords: Classroom Management, Student Engagement, Academic Performance, Teaching Strategies, Educational Outcomes, Positive Reinforcement, Teacher Training, Learning Environment, Pedagogical Practices, Student Well-being
INTRODUCTION
The quality of classroom management significantly influences the educational experience, shaping the dynamics of student engagement and academic success. In an educational landscape that continuously evolves, understanding the efficacy of various classroom management strategies becomes paramount. This research aims to examine the correlation between these strategies and their impact on student engagement and academic performance. The role of a teacher extends beyond the mere transmission of knowledge; it encompasses the creation of a conducive learning environment. Effective classroom management is a cornerstone in achieving this goal. It involves not only maintaining order but also fostering an atmosphere where students feel motivated, engaged, and supported in their learning journey. The strategies employed by educators can range from the implementation of rules and procedures to the adaptation of teaching methods to meet diverse student needs.Student engagement, a critical factor in educational success, is significantly affected by how a classroom is managed. Engagement in this context refers to the degree of attention, curiosity, interest, optimism, and passion that students show when they are learning or being taught. This extends to the level of motivation they have to learn and progress in their education. Academic performance, another key indicator of educational success, is often measured through assessments and grades. However, it is also reflected in the development of skills such as critical thinking, problem-solving, and adaptability. The effectiveness of classroom management strategies plays a vital role in enhancing these aspects of academic performance. This study delves into various classroom management techniques, examining their effectiveness in promoting student engagement and improving academic performance. By analyzing data from classroom observations, surveys, and academic records, the research aims to provide insights and practical recommendations for educators seeking to optimize their teaching methods and classroom environments for the benefit of their students. The importance of this study lies in its potential to influence educational practices and policies. By understanding the impact of different classroom management strategies, educators can tailor their approaches to better meet the needs of their students, ultimately leading to a more effective and enriching educational experience.