СУ СОТЕНЦИАЛ АРТПЕДАГОГИКИ В ГАРМОНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
УДК 37.013
DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10619 Т. В. Христидис
Московский государственный институт культуры
В статье предпринята попытка обосновать возможности артпедагогических методик в гармонизации развития личности. Различные виды искусства активно реализуются в образовании, социально-культурной сфере, культурно-досуговой деятельности как средство художественно-творческого и эстетического развития личности. Наиболее применяемые в педагогике современные арт-методики: музыкальное искусство, изо-творчество, имаго-терапия (артимаго), библиотворчество (библиотерапия), кинези-терапия и другие. С целью гармонизации развития личности артпедагогические методы используются в синтезе. Все артпедагогические методики предоставляют личности возможность самопознания и самовыражения в творчестве, что способствует разностороннему и гармоничному личностному развитию и росту самоактуализации.
Ключевые слова: артпедагогика, артпедагогические методики, арт-терапия, развитие личности, гармонизация развития, искусство, художественно-творческая деятельность.
Tatyana V. Khristidis
Moscow State Institute of Culture, the Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE POTENTIAL OF ART PEDAGOGY
IN THE HARMONIZATION OF PERSONAL DEVELOPMENT
The article attempts to justify the possibility arcidiocesi methods in the harmonization of personal development. Various types of art are actively implemented in the system of work in the social and cultural sphere, in cultural and leisure activities as a means of artistic, creative and aesthetic development of the individual. The most used in pedagogy modern art techniques: music art, artmaking, imagotherapy (artimago), librarianship (bibliotherapy), kinesitherapy, etc. in order to harmonize the development of personality, artpedagogic methods are used in synthesis. All artpedagogic techniques provide the individual with the opportunity of self-knowledge and self-expression in creativity, which contributes to the versatile and harmonious personal development and growth of self-actualization, can be effectively applied in education.
Keyword: art pedagogy, art pedagogical techniques, art therapy, personality development, development harmonization, art, artistic and creative activity.
ХРИСТИДИС ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры
KHRISTIDIS TATYANA VITALYEVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Христидис Т. В., 2019
Для цитирования: Христидис Т. В. Потенциал артпедагогики в гармонизации развития личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 6 (92). С. 146-152. БОТ: 10.24411/1997-0803-2019-10619
Разностороннее и гармоничное развитие личности, по мнению большинства современных педагогов (В. П. Беспалько, И. А. Лернер, В. С. Леднев) [2], является основной целью воспитательно-образовательного процесса. Достижение этой цели возможно благодаря включению человека в разные виды деятельности, среди которых особое место занимает творческая, в результате чего у него формируется высокий и устойчивый уровень самооценки, развитая саморефлексия.
Педагогическая наука, определяя наиболее эффективные пути гармонизации развития личности, разрабатывая современные методики, особо выделяет артпеда-гогические, ставшие сегодня популярными в учреждениях образования и культуры.
Актуальность применения артпедаго-гических методик в гармонизации развития личности определяется проблемами, которые мы наблюдаем в современной воспитательно-образовательной среде, когда содержание воспитательно-образовательной практики не всегда обеспечивает психологически комфортное, целостное и гармоничное развитие личности из-за перегруженности учебных планов в образовательных организациях среднего, средне-специального и высшего уровня; традиционные образовательные методики и образовательная среда большинства учебных заведений не создают условия для разностороннего развития личности; в образовательных организациях не достаточно оценивается роль искусства и творческой деятельности во всестороннем и гармоничном развитии обучающихся; не всегда является приоритетной в процессе образо-
вательной деятельности забота о психическом здоровье человека.
В связи с этим совершенствование существующих и разработка новых, более эффективных средств и методов, способствующих гармоничному развитию личности детей, подростков и взрослых, для артпедагогики достаточно злободневная проблема.
Различные виды искусства активно реализуются в системе работы в социально-культурной сфере, в культурно-досу-говой деятельности как средство художественно-творческого и эстетического развития личности.
Артпедагогика опирается на научные разработки психологии и психотерапии: концепцию классического психоанализа о содержании и мотивации культурной активности З. Фрейда (творчество есть аспект сублимации); о коллективном бессознательном К. Г. Юнга; о «трансцендентной функции» и символообразовании в творческом развитии [1].
Проблемами воздействия искусства на развитие личности занимались педагоги, разработавшие концептуальные основы использования арт-методик в образовании: Ю. П. Азаров, Л. Н. Азарова, Е. А. Журавлева, Н. М. Сокольникова, Т. С. Комарова, Л. Д. Лебедева, Е. В. Ольшанская, Н. Ф. Спинжар и другие; специалисты в области психологии и различных направлений психотерапии (сказкотерапии, музы-котерапии и т.д.): И. В. Вачков, Т. Ю. Калошина, С. В. Шушарджан, В. И. Петрушин, А. И. Копытин, О. А. Карабанова, Т. Д. Зин-кевич-Евстигнеева и другие.
Наиболее применяемые в педагогике современные арт-методики: музыкальное
искусство, изотворчество, имаго-терапия (артимаго), библиотворчество (библиотерапия), кинези-терапия и другие.
Виды искусства и художественного творчества, которые лежат в основе арт-ме-тодик, используются не для развлечения людей, пришедших заполнить своё свободное время, а с целью положительного изменения сознания и деятельности человека через художественную деятельность под руководством артпедагога, также в некоторых случаях - для решения психокоррек-ционных и психотерапевтических задач.
С целью гармонизации развития личности артпедагогические методы используются в синтезе. Так, например, музыкальное и танцевальное творчество в процессе развития «тела и души» основано на движении под музыку (эвритмия).
Эмоциональное развитие человека имеет тесную взаимосвязь с мышечным тонусом, это отмечали известные физиологи И. П. Павлов, В. М. Сеченов и другие, считая, что «мышечный панцирь» тормозит импульс и свободное выражение эмоций [6]. Снятие физического напряжения в танце или в ритмических упражнениях, в сочетании с музыкой, создаёт условие для выражения положительных эмоций, чувств, мыслей человека, является мощным фактором, противодействующим нарушениям в коммуникативной сфере человека.
Система К. С. Станиславского также строится на методе психофизических действий, когда актёр может вызывать различные эмоциональные состояния, что помогает осознавать свои чувства.
Синтез музыкально-ритмических движений, или ритмическая гимнастика, - достаточно активный метод развития тела и души. Швейцарский педагог и композитор Э. Жак-Далькроз определил ритми-
ческую гимнастику как самостоятельную отрасль музыкальной педагогики. По его мнению, музыка является наилучшим регулятором поведения человека и гармонизации его чувств, а особенно - во взаимосвязи с движением.
Музыкально-ритмическая методика широко используется артпедагогами, включает в себя игровые, суггестивные, интерактивные формы работы, направленные на гармоничное развитие личности.
Зрительно-музыкальная методика, основанная на интеграции музыки и изобразительного искусства, также эффективно используется в артпедагогике. Музыкальное и зрительное восприятие гармонизирует эмоциональное состояние, регулирует поведенческие реакции человека.
Задачи использования методики «артимаго» вполне конкретны: воспитание и развитие способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, привлекая художественные образы; развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного образа; на основе избранного художественного или иного образа тренировка способности в мобилизации волевых качеств и потенциала личности в достижении поставленной цели в жизни и творчестве.
Одним из наиболее привлекательных методик в артпедагогике является изотворчество. Рисунок в этом случае рассматривается в первую очередь как символическое выражение отношения человека к окружающему миру, людям, культуре и самому себе. Изобразительное пространство, образы в рисунке становятся средством психологической защиты, выражением любви или агрессии, отражением своих положительных или отрицательных эмоций. Как вид художественного творчества рисунок - это чаще всего проекция личности в сим-
волическом выражении реального отношения окружающих или ожидаемого отношения близких людей. Важным здесь является сам процесс изотворчества, а качество рисунка, по необходимости, может выступать критерием определения творческих способностей.
В артпедагогике к основным методикам относится и художественное чтение (библиотерапия). Термин «библиотерапия», как воздействие на личностное развитие человека книжного чтения, был предложен отечественным учёным В. Н. Мясище-вым. Этот термин стал активно применяться в России и США в первой половине XX века. Литературный материал, используемый для чтения и интерпретации, обладает развивающим потенциалом, представляет собой эффективное средство решения психологических проблем через идентификацию с персонажами художественных произведений.
Разновидностью библиотворчества (библиотерапии) является сказкотворче-ство (сказкотерапия). Особая эффективность данного метода в работе с детьми объясняется тем, что период дошкольного и школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребёнка в этом возрасте, а также притягательной силой сказки, позволяющей свободно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами, в доступной форме постигать мир чувств и переживаний, является наиболее доступной формой для формирования нравственных и духовных ценностей.
Следует сказать ещё об одной современной форме артпедагогики, направленной на развитие творческих способностей, воспитание духовности, раскрытие личностных качеств, - это посещение музеев.
Представляет интерес интерактивный музей «Алисиум», название которого основано на книге Льюиса Кэррола «Алиса в Стране чудес. Это образовательный многофункциональный центр для творческого развития детей, с новыми формами и новыми проектами, связанными не только с межличностными коммуникациями «человек - человек», но и «человек - природа». Идея чёрно-белой книги с минимальным количеством иллюстраций и контекст, в котором можно придумывать, предложенные авторами проекта, оригинальны и новы. Современный писатель Е. Вервиц-кая здесь проводит уроки этикета. Инсценировки и игры чередуются с лекциями, детей обучают навыкам коммуникации, формируют нравственные ценности. Важным является то, что в работе через интерактивные и творческие формы и методы у детей развивают не только творческие способности, но и закрепляют полезные навыки, необходимые в реальной жизни.
Музейные формы артпедагогики активно используются сегодня и в работе с взрослыми людьми. Так, например, в Москве организован проект «Музейный СтарТрек», задуманный как творческая лаборатория, раскрывающая потенциал музейной работы для развития творческих способностей и поддержания социальной активности людей старшего возраста. Через использование музеями города Москвы практик «культуры участия» данная категория людей имеет возможность включаться в социокультурное пространство города, развивать творческие способности, получать новые знания.
В рамках проекта была организована научно-практическая конференция «Музеи и старшее поколение: практики соучастия в эпоху социальных вызовов» (26-27 сентября 2019 года). На арт-проекте «Выставка Клавдии Семёновны» участники «сере-
бряного» возраста осваивали новые артпе-дагогические технологии - «бегемотопись», «скобкогравюра», граффити, неоклассика под руководством современных художников и артпедагогов.
Артпедагогические методы, сочетаясь с арт-терапевтическими при организации коррекционной, обучающей и развивающей деятельности в образовательных учреждениях, дают положительный эффект в обучении детей с разными вариантами нарушений развития. Это подтверждают научные исследования, связанные с изучением взаимодействия арт-терапии и артпедагогики [3].
Артпедагогу важно видеть и понимать глубокое взаимопроникновение артпедагогики с общей и возрастной психологией при решении задач личностного и творческого развития человека. Основой для понимания этой взаимосвязи являются идеи Л. С. Выготского о формировании психики ребёнка с учётом культурно-исторического опыта. Он, рассматривая сложные психические процессы, доказал, что они являются продуктом исторического развития и имеют социальную природу.
Опираясь на положения Л. С. Выготского о зонах ближайшего развития, роли искусства в воспитании и преодолении психических отклонений личности, артпе-дагогика ведущей целью определяет процесс, а не результат творческой деятельности. Однако гармоничное развитие личности всегда будет результатом творческой деятельности, даже если не определяются критерии оценки, не оценивается конкретный творческий продукт.
Безусловно, уровень развития художественно-эстетических предпочтений, нравственно-этических норм, а также коммуникативных навыков у взрослых и у детей различен, однако средства искусства
не имеют никаких ограничений, абсолютно одинаково подходят людям разного возраста и людям с ограниченными возможностями здоровья.
Гармония определяется «богатством различного», подчёркивал отечественный педагог Ю. П. Азаров, «объединение противоположного и несоединимого - путь к гармоничному развитию личности» [1].
В работе специалистов учреждений культуры и дополнительного образования делается акцент на овладение людьми навыками в каком-либо виде творчества (музыка, изобразительное искусство, хореография и т.д.), а также на умении разработать научно-практические основы использования средств искусства в воспитательно-образовательном процессе. Безусловно, это требует разработки специальной артпедагогической системы развития личности, включающей отбор содержания психолого-педагогических и художественно-творческих методов.
Таким образом, все артпедагогические методики предоставляют личности возможность самопознания и самовыражения в творчестве, что способствует разностороннему и гармоничному личностному развитию и росту самоактуализации, эффективно могут применяться как в образовании, так и в социально-культурной сфере.
Гармонизация развития личности средствами артпедагогики обоснована синтезом различных видов художественно-творческой деятельности: музыкальной, изобразительной, речевой, театрализованной, вокальной, танцевально-хореографической и т.д. И это задача достаточно сложная, требующая большого внимания, знаний индивидуально-психологических и возрастных особенностей личности, профессиональных навыков и компетенций педагога.
Примечания
1. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться : Педагогика гармоничного развития. Москва : Политиздат,
1989. 335 с. (Библиотечка семейного чтения).
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Москва : Изд-во Института
профессионального образования МО России, 1995. 342 с.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учебник для студентов средних и
высших педагогических учебных заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. Москва : Издательский центр «Академия», 2001. 248 с.
4. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. Санкт-Петербург : Питер, 2002. 366 с., ил., табл.
(Серия «Золотой фонд психотерапии»).
5. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. Санкт-Петербург :
Речь, 2003. 256 с.
6. Мишина Е. И. Роль искусства в воспитании личности // Актуальные проблемы педагогики
и психологии : сборник статей 4-й Международной научно-практической конференции (18 февраля 2019 года, Москва). Москва : МГИК, 2019. С. 62-68.
7. Практикум по арт-терапии / под ред. А. И. Копытина. Санкт-Петербург : Питер, 2000. 443 с., ил.
8. Христидис Т. В. Артпедагогические технологии в инклюзивном образовании // Психолого-
педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики : сборник статей IV Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики», Одинцовских психолого-педагогических чтений, 21 февраля 2016 г. / [отв. ред. В. Е. Цибульникова]. Москва ; Одинцово : Перо, 2016. С. 72-76.
9. Христидис Т. В. Артпедагогика как область научно-практического знания // Вестник Московского
государственного университета культуры и искусств. 2016. № 6 (74). С. 140-145.
Referenses
1. Azarov Yu. P. Radost' uchit' i uchit'sya: Pedagogika garmonichnogo razvitiya [The joy of learning and
learning: Pedagogy of harmonious development]. Moscow, Political Literature Publishing House of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, 1989. 335 p. (In Russian)
2. Bespalko V. P. Pedagogika i progressivnye tekhnologii obucheniya [Pedagogy and progressive learning
technologies]. Moscow, Publishing House of the Institute of Professional Education, 1995. 342 p. (In Russian)
3. Medvedeva E. A., etc. Artpedagogika i artterapiya v spetsial'nom obrazovanii [Artpedagogy and art therapy
in special education]. Moscow, Publishing house "Academia", 2001. 248 p. (In Russian)
4. Kopytin A. I. Teoriya i praktika art-terapii [Theory and practice of art therapy]. St. Petersburg, PITER
Publishing House, 2002. 366 p. (In Russian)
5. Lebedeva L. D. Praktika art-terapii: podkhody, diagnostika, sistema zanyatiy [The practice of art therapy:
approaches, diagnostics, system of classes]. St. Petersburg, Publishing House "Russian Language", 2003. 256 p. (In Russian)
6. Mishina E. I. Rol' iskusstva v vospitanii lichnosti [The role of art in the education of the individual].
Aktual'nyeproblemy pedagogiki i psikhologii. Sbornik statey 4-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (18 fevralya 2019 goda, Moskva) [Actual problems of pedagogy and psychology. A collection of articles of the 4th International Scientific and Practical Conference (February 18, 2019, Moscow)]. Moscow, Publishing house of the Moscow State Institute of Culture, 2019. Pp. 62-68. (In Russian)
7. Kopytin A. I., ed. Praktikum po art-terapii [Art therapy workshop]. St. Petersburg, PITER Publishing House,
2000. 443 p. (In Russian)
8. Khristidis T. V. Artpedagogicheskie tekhnologii v inklyuzivnom obrazovanii [Art-pedagogical technologies
in inclusive education]. In: Tsibulnikova V. E., ed. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnosti
v obrazovanii: soyuz nauki i praktiki. Sbornik statey IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnosti v obrazovanii: soyuz nauki i praktiki", Odintsovskikh psikhologo-pedagogicheskikh chteniy, 21 fevralya 2016 g. [Psychological and pedagogical support of the person in education: the union of science and practice. A collection of articles of the IV International scientific and practical conference "Psychological and pedagogical support of the person in education: the union of science and practice", Odintsovo psychological and pedagogical readings, February 21, 2016]. Moscow, Odintsovo, publishing house "Pero", 2016. Pp. 72-76. (In Russian) 9. Khristidis T. V. The pedagogic as a field of scientific knowledge. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 6 (74), pp. 140-145. (In Russian)
*