Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАНИИ'

АНАЛИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
76
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИСКУССТВО / СРЕДСТВА ИСКУССТВА / АРТ-ТЕРАПИЯ / АРТ-ПЕДАГОГИКА / АРТПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неретина Т. Г.

В статье представлено описание опыта использования средств разных видов искусства в педагогической практике. Исторический обзор литературы по применению указанных средств в образовании и социальной сфере показал, что принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. Анализ соединения искусства и педагогики в диахроническом аспекте свидетельствует, что искусству отведена огромная роль в формировании личности в целом. В двадцатом веке исследователи разных областей науки и практики - педагоги, врачи, дефектологи, психологи - стали рассматривать искусство не только как средство развития и одухотворения человека, но и как сферу деятельности, которая выполняет лечебную, профилактическую, восстановительную и коррекционную функции. В конце ХХ века арт-терапия стала все активнее применяется психологами, дефектологами, педагогами в учреждениях культуры и образования. В настоящее время в научном мире постоянно исследуются и разрабатываются арт-терапевтические и артпедагогические технологии работы с обучающимися разных возрастов. Артпедагогика является педагогическим направлением арт-терапиии определяется и как раздел альтернативной педагогики, в которой особое значение отводится субъект-субъектным отношениям, и как направление игровой и социокультурной педагогики, где большую роль играет педагогическая импровизация. Особое значение в артпедагогике имеет личность учителя, способного создавать учебно-развивающееся творческое пространство. В настоящее время в артпедагогике разрабатываются различные артпедагогические технологии, которые направлены на развитие мышления, эмоционально-волевой сферы обучающихся и их активной деятельности как субъектов образовательного процесса через игру, художественное слово, картины, природные звуки, музыку, цвет, тактильные ощущения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EXPERIENCE OF MEANS OF ART USE IN EDUCATION

The article describes the experience of using different types of art in pedagogical practice. A historical review of art use in education and social sphere shows that scientists at all times were interested in principles of art impact on people. The analysis of art and pedagogy connection in the historical aspect proves that art plays a huge role in personality forming as a whole. In the twentieth century, researchers in different field of science and practice - teachers, doctors, speech pathologists, psychologists began to consider art not only as a means of developing and spiritualizing a person, but also as a field of activity that had therapeutic, preventive, restorative and correctional functions. At the end of the twentieth century art therapy was increasingly applied by psychologists, speech pathologists, teachers in cultural and educational institutions. Currently, art-therapeutic and artpedagogic technologies of dealing with uneven-aged students are constantly being researched and developed in ademic world. Art pedagogy is a pedagogical direction of art therapy and defined as a section of alternative pedagogy, in which subject-subject relations are given special importance, and as a game and socio-cultural pedagogy direction where pedagogical improvisation plays an essential role. The personality of a teacher, able to establish an educational and developing creative space, has a special meaning in art pedagogy. Nowadays various artpedagogic technologies are being working out in artpedagogics, aimed at the development of students’ thinking, emotional and volitional sphere and their vigorous activity as the educational process subjects through a game, art word, paintings, natural sounds, music, color, tactile sensations.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАНИИ»

I. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 371.3:7.071.5

DOI: 10.18503/2658-3186-2022-6-1-06-11

Т. Г. Неретина (Магнитогорск, Россия) АНАЛИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье представлено описание опыта использования средств разных видов искусства в педагогической практике. Исторический обзор литературы по применению указанных средств в образовании и социальной сфере показал, что принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. Анализ соединения искусства и педагогики в диахроническом аспекте свидетельствует, что искусству отведена огромная роль в формировании личности в целом. В двадцатом веке исследователи разных областей науки и практики - педагоги, врачи, дефектологи, психологи - стали рассматривать искусство не только как средство развития и одухотворения человека, но и как сферу деятельности, которая выполняет лечебную, профилактическую, восстановительную и коррекционную функции. В конце ХХ века арт-терапия стала все активнее применяется психологами, дефектологами, педагогами в учреждениях культуры и образования. В настоящее время в научном мире постоянно исследуются и разрабатываются арт-терапевтические и артпедагогические технологии работы с обучающимися разных возрастов. Артпедагогика является педагогическим направлением арт-терапиии определяется и как раздел альтернативной педагогики, в которой особое значение отводится субъект-субъектным отношениям, и как направление игровой и социокультурной педагогики, где большую роль играет педагогическая импровизация. Особое значение в артпедагогике имеет личность учителя, способного создавать учебно-развивающееся творческое пространство. В настоящее время в артпеда-гогике разрабатываются различные артпедагогические технологии, которые направлены на развитие мышления, эмоционально-волевой сферы обучающихся и их активной деятельности как субъектов образовательного процесса через игру, художественное слово, картины, природные звуки, музыку, цвет, тактильные ощущения.

Ключевые слова: образование, искусство, средства искусства, арт-терапия, артпедагогика, артпедаго-гические технологии.

Введение

В настоящее время в современной педагогической науке и практике ведется поиск альтернативных форм и средств обучения учащихся с разными возможностями с целью решения задач современной школы - учить каждого обучающегося с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей; раскрывать потенциальные возможности растущей личности; помогать состояться во взрослой жизни социально, личностно и профессионально. В настоящее время все большую актуальность приобретает индивидуальный подход в обучении и воспитании растущего человека. Это связано не только с развитием инклюзивного образования и активным вниманием к детям с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), но и с особой педагогической установкой на достижение оптимальных результатов по отношению к каждому обучающемуся [14].

Еще одной актуальной проблемой современного образования остается сохранение психологического здоровья педагогических кадров. Профессия педагога входит в группу риска по профессиональной деформации наряду с профессиями врачей, полицейских, военнослужащих, работников по кадрам. Несмотря на созидательный и благородный характер деятельности учителей, каждодневный педагогический труд с годами негативно сказывается на их личности, что приводит к проявлению синдромов эмоционального выгорания, хронической усталости, профессиональной депривации, психологической истощенности. Поэтому важно разрабатывать и апробировать такие приемы и формы педагогической практики, которые не только предупреждают разрушение здоровья педагогов, но более того, способствуют наращиванию психологического здоровья всех субъектов педагогического процесса. Мы считаем, что использование средств искусства в образовании благотворно и определенно положительно влияет как на всех участников образовательной деятельности, так и на образовательный процесс в целом.

1. История вопроса

Исторический обзор педагогической практики показывает, что имеется положительный опыт использования средств искусства в образовании. Принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. М. Е. Бурно пишет, что в древности жрецы, а потом врачи, педагоги, философы, использовали искусство для врачевания души и тела [3]. Считалось, что

творческий процесс смягчает страдания. На протяжении многих лет древние ученые отслеживали влияние на человеческую психику различных видов искусства: живописи, театра, музыки, танца. В Древней Греции, Египте, Китае и Индии воздействие искусства на человека применяется как способ лечения души и тела.

Данные исторического обзора педагогического применения средств искусства в образовании и социальной сфере, представленные в исследовании Н. Ю. Сергеевой, показывают, что уже в Древнем мире искусство было эффективным средством влияния на развитие, обучение, воспитание человека, источником гармонизации его душевных состояний, адаптации к изменяющимся условиям жизни. Первые записи о необходимости использования искусства в педагогике отмечаются в трудах китайских философов (VI век до нашей эры). Конфуций и его последователи считали, что искусство воспитывает растущего человека в духе морально-этических ценностей путем усовершенствования пяти врожденных добродетелей: благопристойности, долга, гуманности, верности, мудрости [17].

Зарождение в античной культуре основных всех видов искусства (музыка, танец, театр, поэзия, изобразительное искусство и др.) способствовало появлению термина «мусическое искусство», который означал соединение музыкально-поэтически-танцевального творчества. Считалось необходимым, чтобы поэзия, музыка, танец на протяжении многих лет сопровождали подрастающего гражданина. Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель также описывали возможности искусства для решения воспитательных и обучающих задач. Как отмечает М. Ф. Овсянников, древние философы верили, что искусство - это источник гармонии и порядка не только во Вселенной, но и в душе человека, поэтому именно в искусстве, по их мнению, заложен потенциал для гармонизации душевных состояний личности [15].

Использование потенциала искусства в обучении и воспитании подрастающего поколения практиковалось и в Средние века, однако обусловливалось это общим характером преобладающего в тот период религиозно-христианского воспитания. В работах Э. Жильсон отмечается, что церковь аккумулировала в себе различные виды искусства (хоровое пение, иконопись, духовную музыку, архитектурные величественные формы храмов и их «золотое» внутреннее убранство), что, несомненно, влияло на эмоциональное восприятие человеком религиозного процесса, и, в свою очередь, имело мощное воспитательное воздействие. Средства искусства применялись непосредственно с целью заворожить, очаровать, успокоить, утешить, упорядочить, ошеломить, «завладеть» душой верующего человека и тем самым подготовить к восприятию религиозных истин [5].

Анализируя педагогику эпохи Возрождения, Л. М. Брагина пишет, что в этот период на педагогическую мысль существенное влияние оказывают работы А. Филарете, Леонардо да Винчи, Дж. Вазари, в которых прослеживается идея о сложной природе искусства, законах его восприятия людьми, «человекосозидающих» возможностях искусства и отражении в нем духовной жизни человека. Эпоха Ренессанса - это период осознания многообразия проявлений прекрасного в природе и в искусстве [2].

Особый интерес для осознания роли искусства в педагогике XVII века представляют работы Я. А. Коменского, который считал, что искусством может стать любая человеческая деятельность, всякое умение, соединяющее опыт и знание, доведенное до совершенства [8]. Он писал, что искусств столько, сколько человеческих занятий. Двадцать первая глава «Великой дидактики» - «Метод искусств» - посвящена описанию методики обучения детей, формирования у них умений и навыков в разных видах деятельности, с целью погружения молодого поколения в особый вид человеческой практики - искусство [8, с. 163-173]. Уже в ХХ веке огромную роль искусства в формировании личности ребенка отмечает Л. С. Выготский, указывая на необходимость создания специальных способов, средств и условий, обеспечивающих развитие детей с ОВЗ. Л. С. Выготский и его сторонники отмечали, что через искусство происходит погружение человека в мир единства чувств и мыслей, раскрывается потенциал личности, выявляются успешные (крайне важная для нас мысль) стороны его развития 4].

Анализ в историческом аспекте соединения искусства и педагогики показывает, что искусству отводится огромная роль в формировании личности в целом. В двадцатом веке, исследователи, педагоги, врачи, дефектологи, культурологи, психологи стали рассматривать искусство не только как средство развития и одухотворения человека, но и как сферу человеческой деятельности, которая способна выполнять лечебную, профилактическую, восстановительную и коррекционную функции в становлении личности.

Первое упоминание термина «арт-терапия» в 1938 г. связано с именем А. Хилла, который опи-

сывал санаторные занятия изобразительным творчеством с туберкулезными больными. После этого термин «арт-терапия» стал применяться ко всем видам терапевтических занятий с использованием средств искусства (музыкотерапия, цветотерапия, двигательная терапия и т. п.) [13]. В конце двадцатого века арт-терапия получает широкое распространение в учреждениях образования и культуры. Начинается активное использование психологами, дефектологами, педагогами продуктов детского творчества в диагностической и коррекционной работе. Детское художественное творчество рассматривается как пространство самовыражения ребенка. Особое внимание уделяется изобразительным работам (рисункам), которые воспринимаются как отражение состояния внутреннего мира личности. Появляется большое количество научных исследований в области психологии, педагогики и медицины, направленных на изучение влияния искусства на психологическое и душевное здоровье детей и взрослых, а также на выявление диагностического потенциала содержания продуктов их творческой деятельности. В этот период активно развивается психоаналитическая арт-терапия [13].

В современной науке термин «артпедагогика»1 появляется в 1997 г. после опубликования работы Ю. С. Шевченко и Л. В. Крепицы «Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками» [18]. Более широкое распространение этот термин получает в работе Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссаровой и Т. А Добровольской [13], где рассматривается артпедагогика не только в широком плане, но и применительно к специальному образованию. Это первая в России попытка описания опыта применения искусства в качестве средства интегрированной воспитательной, развивающей, коррекционной и комплексной работы с детьми с ОВЗ. В развитии отечественной арт-терапии особое место занимает деятельность психотерапевта, психиатра А. И. Копытина. В 1999 г. опубликована его работа, посвященная основам арт-терапии и направлениям психотерапевтической практики, которая легла в основу развития самостоятельного арт-терапевтического направления практической работы с детьми и взрослыми [9].

В настоящее время в научном мире активно исследуются и разрабатываются арт-терапевтические и артпедагогические технологии работы с обучающимися разных возрастов (В. П. Анисимов, Т. П. Скворцова [1], М. Е. Бурно [3], К. В. Кириченко [6], Е. Ф. Командышко [7], О. М. Корженко [10], Л. Д. Лебедева [11], Н. А. Лыскина [12], Т. В. Сазонова [1б], Н. Ю. Сергеева [17]).

2. Артпедагогика. Научный подход

Артпедагогика является педагогическим направлением арт-терапии. Принципиальное различие данных терминов определяется, во-первых, их сущностным содержанием и, во-вторых, особенностями их применения в работе разных специалистов. Если арт-терапия предполагает использование средств искусства в работе психологов и врачей с целью лечения клиента, то артпедагогика нацелена на выстраивание с помощью средств искусства конструктивно-позитивных отношений воспитанника с самим собой, с другими людьми и с миром в целом. Артпедагогика - это, с одной стороны, направление альтернативной педагогики, в которой особое значение отводится субъект-субъектным отношениям, а обучающийся рассматривается как саморазвивающаяся личность; а с другой стороны, это направление игровой и социокультурной педагогики, где большую роль играет педагогическая импровизация, успех которой зависит от способности педагога к конструированию и прогнозированию различных педагогических ситуаций.

Особое значение в артпедагогике имеет личность педагога, способного создавать творческое учебно-развивающееся пространство. Средства искусства, с позиции артпедагогики, можно использовать при изучении любого учебного предмета. Применение элементов артпедагогики в образовательной практике требует от педагога психологической готовности к импровизации, наличия потребности в творчестве, в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии; умения отступать от привычных стереотипов поведения в соответствии с обстоятельствами каждой конкретной ситуации. Артпедагогика позволяет организовывать творческое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, что особенно ценно для взаимоотношений в триаде «учитель - ученик - родитель». Ресурсы артпедагогики достаточно универсальны, что позволяет работать как с одаренными обучающимися, так и с учащимися с нормальным развитием и детьми с ОВЗ. В методологии артпедагогики заложен потенциал перехода процессов обучения, воспитания и развития в процессы самовоспитания, самообучения и саморазвития.

'Термин употребляется и в ином орфографическом варианте - арт-педагогика и арт-педагогический (см., например, 1; 6; 12). Мы используем наиболее частотное слитное написание, соответствующее первому вводу термина в научный обиход (ср. работу Ю. С. Шевченко и Л. В. Крепицы [18]).

2. Технологии и методы артпедагогики

К основным задачам применения методов и приемов артпедагогики в образовании растущего человека относятся: во-первых, познание обучающимися себя, построение своего «образа Я», принятие себя, развитие любви к себе; во-вторых, осознание своих способностей, желаний, возможностей, стремлений, задатков, раскрытие своего потенциала и соответственно осознание своего места в жизни; в-третьих, воспитание и развитие у них личностной самодостаточности, самоидентичности, самобытности, готовности к полноценной самореализации.

В настоящее время в артпедагогике разрабатываются и обосновываются различные артпедаго-гические образовательные и коррекционные технологии, которые направлены на развитие мышления, эмоционального интеллекта, волевой сферы обучающихся; обеспечивают эффективную реализацию дидактического принципа доступности; способствуют интеграции художественного и интеллектуального восприятия ими окружающей действительности и являются инструментом развития у учащихся сенсорных систем, психических процессов, включая интуицию, что обеспечивает более успешную адаптацию растущей личности к жизни в современном мире.

В основу артпедагогических технологий положена активная деятельность субъектов образовательного процесса с опорой на игру, художественное слово, природные звуки, картины, образы, музыку, цвет, свет, тактильные ощущения и т. п. Артпедагогические технологии представляют собой синтез знаний из таких областей, как педагогика, психология, медицина, дефектология, культурология, тренинговая практика и художественно-творческая деятельность. На данный момент к ним относятся: танцетворчество, пластилинография, сказкотворчество, притч-терапия, изотворчество, манда-лотерапия, маскотерапия, клоунотерапия, бумаготворчество, мульт-терапия, музыкотерапия, фототерапия, цветотерапия, игротерапия, драмотерапия, кинезиотерапия, библиотерапия, смехотерапия.

Заключение

Анализ представленного в литературных источниках практического опыта исследователей позволяет сделать вывод о существовании многовековой педагогической практики использования средств искусства в образовании личности. При этом, как показывает исторический анализ зарождения арт-терапии, люди изначально интуитивно использовали искусство в образовательных целях. В настоящее время развитию артпедагогики как педагогического проявления арт-терапии уделяется большое внимание со стороны специалистов из области психологии, медицины, педагогики, дефектологии, культурологии, социологии и др. На современном этапе развития системы образования артпедагогика исследуется как специфическое многоплановое, интегрированное, междисциплинарное, практико-ориентированное направление педагогической науки.

Многочисленные исследования в области применения арт-терапевтических технологий в артпедагогике показывают, что искусство обладает огромным развивающим, созидательным, коррек-ционным, профилактическим потенциалом, являясь простым, понятным и доступным средством образования личности, так как опирается на такие виды творческой активности человека, как пение, пластические движения под музыку (например, танец), рисование, драматизация (как элемент обыденной жизни человека). Все эти виды активности даются ребенку в виде задатков от природы и являются своеобразными способами естественного самовыражения человека. Исходя из этого, правомерно утверждать, что в артпедагогике заложены практически неограниченные возможности эффективного развития всех обучающихся с учетом индивидуальных, психофизиологических особенностей каждого из них с целью дальнейшей успешной социальной адаптации и профессионального самоопределения, что позволяет сделать образовательный процесс более гуманным, ярким, индивидуальным, инклюзивным, деятельным и активным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов В. П., Скворцова Т. П. Арт-педагогическая профилактика негативизма детей: монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2017. 228 с.

2. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М. : Академия, 2002. 265 с.

3. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением: клиническая терапия творчеством, духовной культурой // Московский психотерапевтический журнал. 1999. № 1. С. 19-42.

4. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Искусство, 1986. 572 с.

5. Жильсон Э. История христианской философии в средние века. Избранное. Христианская философия.

/пер. с франц. и англ. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 704 с.

6. Кириченко К. В. Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 42 (176). URL: https://moluch.ru/archive/176/45994/ (дата обращения: 15.01.2022).

7. Командышко Е. Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход: монография. М. : ИХО РАО, 2011. 292 с.

8. Коменский Я. А. Великая дидактика [Электронный ресурс] Приложение к журналу «Наша начальная школа». СПб : Изд-во «Симашко», 1875. 287 с. // Портал Национальной электронной библиотеки. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_004424522?page=191&rotate=0&theme=white (дата обращения: 15.01.2022).

9. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб. : Питер, 2002. 368 с.

10 Корженко О. М., Заргарьян Е. А. Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб: Реноме, 2013. С. 95-97.

11. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб. : Речь, 2003.

256 с.

12. Лыскина Н. А. Арт-педагогика - история, проблемы, применение //ООО «Казар». Образовательная социальная сеть «Nsportal.ru» [сайт]. URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/11/28/art-pedagogika (дата обращения: 15.01.2022).

13. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттера-пия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. М. : Academia, 2001. 246 c.

14. Неретина Т. Г. К вопросу об особенностях реализации инклюзивного образования // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова. 2017. Т. 2. С. 274-277.

15. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1978. 352 с.

16. Сазонова Т. В. Искусство - средство творческого развития и коррекции личности. Тамбов. Тамбовский ИПКРО. 2006. 246 с.

17. Сергеева Н. Ю. Исторический опыт использования потенциала искусства в социально-образовательной сфере [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2008. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-opyt-ispolzovaniya-potentsiala-iskusstva-v-sotsialno-obrazovatelnoy-sfere (дата обращения: 15.01.2022).

18. Шевченко Ю. С., Крепица А. В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками : метод. пособие. Балашов : Изд-во Балашов. пед. ин-та, 1998. 53 с.

T. G. Neretina (Magnitogorsk, Russia)

ANALYSIS OF THE EXPERIENCE OF MEANS OF ART USE IN EDUCATION

Abstract. The article describes the experience of using different types of art in pedagogical practice. A historical review of art use in education and social sphere shows that scientists at all times were interested in principles of art impact on people. The analysis of art and pedagogy connection in the historical aspect proves that art plays a huge role in personality forming as a whole. In the twentieth century, researchers in different field of science and practice - teachers, doctors, speech pathologists, psychologists began to consider art not only as a means of developing and spiritualizing a person, but also as a field of activity that had therapeutic, preventive, restorative and correctional functions. At the end of the twentieth century art therapy was increasingly applied by psychologists, speech pathologists, teachers in cultural and educational institutions. Currently, art-therapeutic and artpedagogic technologies of dealing with uneven-aged students are constantly being researched and developed in ademic world. Art pedagogy is a pedagogical direction of art therapy and defined as a section of alternative pedagogy, in which subject-subject relations are given special importance, and as a game and socio-cultural pedagogy direction where pedagogical improvisation plays an essential role. The personality of a teacher, able to establish an educational and developing creative space, has a special meaning in art pedagogy. Nowadays various artpedagogic technologies are being working out in artpedagogics, aimed at the development of students' thinking, emotional and volitional sphere and their vigorous activity as the educational process subjects through a game, art word, paintings, natural sounds, music, color, tactile sensations.

Keywords: education, art, means of art, art therapy, artpedagogics, artpedagogic technologies.

REFERENCES

1. Anisimov V. P., Skvortsova T. P. Art-pedagogicheskaya profilaktika negativizma detei: monografiya, Tver, Tver. gos. un-t, 2017, 228 p.

2. Bragina L. M. Ital'yanskii gumanizm epokhi Vozrozhdeniya. Idealy i praktika kul'tury, Moscow, Akademiya, 2002, 265 p.

3. Burno M. E. Terapiya tvorcheskim samovyrazheniem: klinicheskaya terapiya tvorchestvom, dukhovnoi kul'-turoi, Moskovskii psikhoterapevticheskii zhurnal, 1999, no. 1, pp. 19-42.

4. Vygotskii L. S. Psikhologiya iskusstva, Moscow, Iskusstvo, 1986, 572 p.

5. Zhil'son E. Istoriya khristianskoi filosofii v srednie veka. Izbrannoe. Khristianskaya filosofiya. /per. s frants. i angl, Moscow, Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 2004, 704 p.

6. Kirichenko K. V. Art-pedagogicheskie tekhnologii v usloviyakh doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeni-ya [Elektronnyi resurs], Molodoi uchenyi, 2017, no. 42 (176), URL: https://moluch.ru/archive/176/45994/ (accessed 15 January 2022).

7. Komandyshko E. F. Pedagogicheskii potentsial iskusstva v tvorcheskom razvitii uchashcheisya molodezhi: in-tegrativnyi podkhod: monografiya, Moscow, IKhO RAO, 2011, 292 p.

8. Komenskii Ya. A. Velikaya didaktika [Elektronnyi resurs] Prilozhenie k zhurnalu «Nasha nachal'naya shko-la». Saint Petersburg, Izd-vo «Simashko», 1875, 287 p., Portal Natsional'noi elektronnoi biblioteki, URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_004424522?page=191&rotate=0&theme=white (accessed 15 January 2022).

9. Kopytin A. I. Teoriya i praktika art-terapii, Saint Petersburg, Piter, 2002, 368 p.

10. Korzhenko O. M., Zargar'yan E. A. Artpedagogika segodnya: tseli i perspektivy razvitiya, Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire : materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Saint Petersburg, mai 2013 g.), Saint Petersburg, Renome, 2013, pp. 95-97.

11. Lebedeva L. D. Praktika art-terapii: podkhody, diagnostika, sistema zanyatii, Saint Petersburg, Rech', 2003,

256 p.

12. Lyskina N. A. Art-pedagogika - istoriya, problemy, primenenie, OOO «Kazar». Obrazovatel'naya sotsial'na-ya set' «Nsportal.ru» [sait]. URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/11/28/art-pedagogika (accessed 15 January 2022).

13. Medvedeva E. A., Levchenko I. Yu., Komissarova L. N., Dobrovol'skaya T. A. Artpedagogika i arttera-piya v spetsial'nom obrazovanii: ucheb. dlya studentov sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenii, Moscow, Academia, 2001, 246 p.

14. Neretina T. G. K voprosu ob osobennostyakh realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya, Aktual'nye problemy sovremennoi nauki, tekhniki i obrazovaniya, Magnitogorsk, Magnitogorsk. gos. tekhn. un-t im. G. I. Nosova, 2017, t. 2, pp. 274-277.

15. Ovsyannikov M. F. Istoriya esteticheskoi mysli, Moscow, Vysshaya shkola, 1978, 352 p.

16. Sazonova T. V. Iskusstvo - sredstvo tvorcheskogo razvitiya i korrektsii lichnosti, Tambov, Tambovskii IPKRO, 2006, 246 p.

17. Sergeeva N. Yu. Istoricheskii opyt ispol'zovaniya potentsiala iskusstva v sotsial'no-obrazovatel'noi sfere [Elektronnyi resurs], Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2008, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-opyt-ispolzovaniya-potentsiala-iskusstva-v-sotsialno-obrazovatelnoy-sfere (accessed 15 January 2022).

18. Shevchenko Yu. S., Krepitsa A. V. Printsipy artterapii i artpedagogiki v rabote s det'mi i podrost-kami : metod. posobie.,Balashov, Izd-vo Balashov. ped. in-ta, 1998, 53 p.

Неретина Т. Г. Анализ опыта использования средств искусства в образовании // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 1. С. 6-11.

Neretina T. G. Analysis of the experience of Means of Art use in Education, Gumanitarno-pedagogicheskie is-sledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2022, vol. 6, no. 1, pp. 6-11.

Дата поступления статьи - 27.01.2022; 0,65 печ. л.

Сведения об авторе

Неретина Татьяна Геннадьевна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического образования и документоведения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; neretinat@mail.ru.

Author:

Tatiana G. Neretina, Associate Professor, Candidate of Pedagogy, Associate Professor at the Department of Pedagogical education and Document Science, Institute of Humanitarian Education, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; neretinat@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.