Научная статья
УДК 378:37.013 ББК 74.480 Я 93
DOI: 10.53598/2410-3004-2021-3-283-69-75
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНЖЕНЕРНЫХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
(Рецензирована) Яцковская Ирина Федоровна
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия, showplus@mail.ru*
Аннотация. В процессе обучения в вузе под воздействием больших умственных, физических, психических нагрузок обучающиеся испытывают эмоциональное истощение, снижение интереса к учебе, а также ухудшение состояния здоровья. Статистические данные показывают, что примерно 50% обучающихся вузов подвержены эмоциональному выгоранию. Обучающиеся инженерных специальностей не являются исключением, большие умственные нагрузки, выполнение проектных работ, требующих интеллектуального и психического напряжения, приводят к эмоциональному выгоранию, снижению интереса к учебе, депрессии, ухудшению общего здоровья. Данная проблема потребовала своего разрешения. Для профилактики эмоционального выгорания у обучающихся инженерных специальностей были использованы средства артпедагогики: музыка, хореография, танец. Наиболее востребованным и интересным для обучающихся стал танец модерн как, по мнению многих исследователей, наиболее эффективное, современное и интересное направление современной хореографии. Для оценки эффективности экспериментальной работы по профилактике эмоционального выгорания у обучающихся инженерных специальностей были определены критерии, представленные физическими, эмоциональными, интеллектуальными и социальными показателями. Полученные в начале педагогического эксперимента результаты показали, что у обучающихся имеются начальные признаки эмоционального выгорания по изучаемым показателям. Обучающиеся были разделены на контрольную и экспериментальную группы. Педагогический эксперимент проходил в течение учебного года, включая и каникулярное время: частота занятий - 3 раза в неделю. В конце педагогического эксперимента было проведено повторное исследование эмоционального состояния испытуемых по выделенным критериям. Показатели обучающихся ЭГ значительно улучшились по всем изучаемым показателям: повысилась физическая работоспособность, социальная активность, появилось желание учиться, повысился интерес к учебной деятельности.
Результаты проведенного педагогического эксперимента доказали необходимость целенаправленной работы с обучающимися инженерных специальностей по профилактике эмоционального выгорания. Наиболее эффективным средством для данной профилактики является включение обучающихся в
творческую деятельность с ярко выраженной эмоциональной направленностью, к которой и относится танец модерн.
Ключевые слова: педагогическая профилактика, эмоциональное выгорание, обучающиеся инженерных специальностей, танец модерн
Для цитирования: Яцковская И.Ф. Результаты педагогического эксперимента по профилактикеэмоционального выгорания у обучающихся инженерных специальностей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2021. Вып. 3 (283). С. 69-75. DOI: 10.53598/2410-3004-2021-3-283-69-75.
Original Research Paper
RESULTS OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON EMOTIONAL BURNOUT PREVENTION IN STUDENTS OF ENGINEERING SPECIALTIES
Irina F. Yatskovskaya
Adyghe State University, Maykop, Russia,
showplus@mail.ru*
Abstract. In the process of studying at a university, under the influence of large mental, physical, and psychic loads, students experience emotional exhaustion, a decrease in interest in studying, as well as a deterioration in their health. Statistics show that approximately 50% of university students are exposed to emotional burnout. Students of engineering specialties are no exception, large mental loads, design work performance that requires intellectual and mental tension lead to emotional burnout, reduced interest in study, depression, and deterioration of general health. This problem has required resolution. To prevent emotional burnout in students of engineering specialties, the means of artpedagogy were used: music, choreography, and dance. The most popular and interesting for students was the Art Nouveau dance as, according to many researchers, the most effective, modern and interesting direction of modern choreography. To assess the effectiveness of experimental work on the prevention of emotional burnout, the criteria presented by physical, emotional, intellectual and social indicators were determined in students in engineering specialties. The results obtained at the beginning of the pedagogical experiment showed that students had initial signs of emotional burnout according to the indicators studied. The students were subdivided into control and experimental groups. The pedagogical experiment took place during the school year, including vacation time: the frequency of classes - 3 times a week. At the end of the pedagogical experiment, a repeated study of the emotional state of the students according to the selected criteria was carried out. The indicators of students from the experimental group improved significantly in all the indicators studied: physical performance and social activity increased, there was a desire to study, interest in educational activities increased. The results of the pedagogical experiment proved the need for targeted work with students of engineering specialties in the prevention of emotional burnout. The most effective tool for this prevention is the inclusion of students in creative activities with a pronounced emotional orientation, to which Art Nouveau dance belongs.
Keywords: pedagogical prevention, emotional burnout, students of engineering specialties, Art Nouveau dance
For citation: Yatskovskaya I.F. Results of pedagogical experiment on emotional burnout prevention in students of engineering specialties // Bulletin of Adyghe
State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2021. Issue 3 (283). P. 69-75. DOI: 10.53598/2410-3004-2021-3-283-69-75.
Исследуя роль эмоционального выгорания как социально-педагогической проблемы, ученые всего мира утверждают, что диагностика и профилактика данного явления крайне важна и необходима; данный феномен является проблемой общенационального значения, поскольку оказывает влияние на научный, технический прогресс, а также на все сферы бытия в целом. Сегодня в условиях прогрессивного развития цивилизации и всевозможных техногенных и инновационных ресурсов общество с максимальной интенсивностью ступило на новый этап эволюционирования. Компьютеризация, постоянное умственное информирование, а также нескончаемо проведенное время в онлайн-пространстве являются факторами, содействующими истощению, усталости и эмоциональному выгоранию молодого поколения, в особенности студентов. Данное состояние следует охарактеризовать как эмоциональное и физическое истощение индивида, характеризующееся стрессом, тревожностью, депрессией, усталостью, апатией, умственным, физическим недомоганием и т.д., что впоследствии приводит к различного рода поведенческим, физиологическим, соматическим изменениям (к серьезным проблемам со здоровьем) [1]. Все это характерно для студентов инженерных специальностей высших учебных заведений, будущих инженеров. Данная специальность получила широкую популярность ввиду активного развития постиндустрии, строительства различных широкомасштабных культурных, спортивных проектов, застройки отдельных городов и поселков (жилого назначения), культурно-развлекательных объектов, по существу, жизненно важных компонентов современности. Именно поэтому естественным является выбор
у молодежи инженерной специальности как своей будущей профессии.
Исследованием проблемы эмоционального выгорания занимались Б.Г. Ананьев, В.В. Бойко, П. Брилл, Г. Селье, Л.А. Китаев-Смык, H. Frendenberger, C. Maslac, M. Leiter, S. Marguis, М. Долинова, Т.В. Форманюк, Н.Е. Водопьянова, Е.В. Ермакова, А.Н. Коноваль-чук, М.М. Шперлинг, В. Степанова, В.Я. Сазонов, Н.В. Гришина, О.В. Крапивина, В.Е. Орел и др. Проведенные исследования в России, Корее, Италии, Румынии, Турции, Иране, Украине, Мехико, Кипре (Бойко В.В., Ионова Ю.В., Иванова С.П., Макаров С.Ю., Серебренникова О.А., Tümkaya, S, Ramazan Erturguta, Ak9amete, G., Bailey, R.D., Ergin C., Izgar, Luciano Romano, Kang, So-Young, Hüseyin Yaratan, H., Dr. Kobus, Zeinab Rahmati, Ana-Maria Cazan, Laura Elena Nästasä, Chan, D. W., F Gonzalez-Salazar и мн.др.) показали, что более 35% студентов-медиков, студентов-педагогов, студентов-фармацевтов, студентов туристской специальности имеют выраженный синдром эмоционального выгорания.
По исследованию 4287 студентов-медиков 7 медицинских вузов США (Liselotte N. Dyrbye, MD; Matthew R. Thomas, MD; F. Stanford Massie, MD; David V Power, MD; Anne Eack-er, MD; William Harper, MD; Steven Durning, MD; Christine Moutier, MD; Daniel W. Szydlo, BA; Paul J. Novot-ny, MS; Jeff A. Sloan, PhD; and Tait D. Shanafelt, MD) выяснилось, что примерно 50% студентов испытывают выгорание, 10% имеют суицидальные мысли во время обучения. Имеющиеся статистические данные говорят о выраженности данной проблемы, которая требует своего разрешения. Данных по обучающимся инженерных специальностей нами обнаружены не были,
несмотря на то, что и для данной категории обучающихся характерны высокие умственные и эмоциональные нагрузки.
В связи с этим считаем существенно важной задачей осуществление своевременной диагностики и профилактических действий по предупреждению эмоционального выгорания у обучающихся на ранних этапах. Для решения данной задачи на базе Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова было проведено исследование (в качестве испытуемых были выбраны по желанию 96 студентов 2-х курсов инженерных специальностей), направленное на выявление уровня эмоционального выгорания обучающихся инженерных специальностей. Диагностический инструментарий: адаптированный опросник эмоционального выгорания К. Maslach и S. Dzhekson, адаптированный тест П.И. Сидорова. А также обучающимся было предложено ответить на вопросы анкеты (опросник эмоционального выгорания по методике К. Maslach и S. Dzhekson). Оценивались следующие показатели: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция персональных достижений. Все испытуемые были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную группу вошли студенты, желающие принять участие в педагогическом
эксперименте, в контрольную группу - все остальные студенты 2-х курсов.
Полученные результаты показали, что у студентов как экспериментальной, так и контрольной групп имеются признаки эмоционального выгорания по изучаемым показателям. Результаты представлены в таблице 1.
Полученные данные позволяют говорить о том, что у доминирующего числа студентов 2-х курсов инженерных специальностей был выявлен средний уровень проявления эмоционального выгорания. Результаты экспериментальной и контрольной групп статистически значимо не различаются (Р>0,05). Сравнение результатов проводилось с использованием методов математической статистики [2].
Для проведения педагогического эксперимента, направленного на профилактику эмоционального выгорания у студентов инженерных специальностей, в экспериментальной группе были организованы занятия по обучению танцу модерн. Данный танец был выбран исходя из интересов студентов, так как это современное танцевальное направление, не требующее специальной подготовки, но обладающее мощным эмоциональным и интеллектуальным потенциалом, креативностью и технической доступностью, что привлекает к занятию этим видом хореографического искусства [3].
Таблица 1 - Показатели эмоционального выгорания (%) Table 1 - Indicators of emotional burnout (%)
Уровни проявления Показатели эмоционального выгорания (%)
эмоциональное истощение деперсонализация редукция персональных достижений
ЭК КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
высокий 5,4 4,2 4,2 2,1 25,0 27,1
средний 71,3 69 72,5 77,1 60,4 56,3
низкий 22,3 26,8 23,3 20,8 14,6 16,7
Основу обучения составила техника Л. Хортона, программы обучения танцу модерн А.И. Зыкова и В.Ю. Никитина, а также импровизации и актерские тренинги по методике режиссеров К. Станиславского, В. Мейерхольда, М. Чехова, Г. Товстоногова.
Танец модерн был выбран в качестве средства профилактики эмоционального выгорания в связи с тем, что он несложен в обучении, подходит для людей, не обладающих танцевальными способностями, физическими данными, не имеет возрастных ограничений, а также является модным и актуальным направлением среди молодежи.
А.И. Зыков полагает, что «физическое часто служит средством для выполнения психического действия, а психическое - влияет на процесс выполнения физических действий» [4], поэтому танец, который сочетает в себе все, является эффективным средством для профилактики эмоционального выгорания, каким и является танец модерн. Поэтому тренажи были выбраны с целью вытеснения зажимов, выражения свободы, способности самобытного мышления, создания авторской интерпретации создаваемого образа, установления равновесия личности, создания пробуждающей формы для продуктивной активности личности, раскрепощения, снятия эмоционального напряжения, избавления от подавленного и апатичного состояния, а также развития сенсомоторных качеств, чувственно-эмоциональ-ного-восприятия, координации, мышечного корсета, эластичности и гибкости, пространственной осведомленности, стремления к легкости и естественности, уменьшения напряжения в теле, развития зрительной и моторной памяти, восприятия и наблюдательности, воображения и фантазии и придания уверенности в творческой и учебной деятельности и т.д. [5].
Критерии оценки эмоционального выгорания представлены физическими, эмоциональными, интеллектуальными и социальными показателями (по П.И. Сидорову). Физические характеризуются усталостью, эмоциональным и физическим истощением, ухудшением общего состояния здоровья и др.; эмоциональные - подавленность, агрессия, цинизм, гнев, ярость, мгновенная раздражительность, и др.; интеллектуальные - утрата интересов к учебной деятельности, апатия, бездействие, потеря жизненных интересов; социальные -снижение интересов к хобби, досугу, отдыху, вялая социальная активность [6].
На начальном этапе педагогического эксперимента обучающиеся по методике П.И. Сидорова оценили свое состояние по выделенным критериям по 6-балльной шкале (физические, эмоциональные, интеллектуальные и социальные), где 0-2 - «отлично», 3-4 - «хорошо», 5-6 - «плохо».
Педагогический эксперимент длился в течение учебного года. Занятия танцем модерн проводились 3 раза в неделю, включая каникулярное время, в том числе и летнее (на студенческой базе отдыха). По окончании педагогического эксперимента была проведена повторная диагностика степени выраженности эмоционального выгорания у студентов по выделенным критериям. Сравнительный анализ результатов до начала и после окончания эксперимента показал статистически значимые различия по изучаемым показателям [7]. Данные представлены в таблице 2.
В конце эксперимента заданные параметры имели высокую результативность для обучающихся ЭГ и низкую для обучающихся КГ. Показатели обучающихся ЭГ значительно улучшились: практически в 2 раза снизился уровень эмоционального выгорания (со среднего
Таблица 2 - Результаты обучающихся инженерных специальностей в экспериментальной и контрольной группах (баллы)
Table 2 - Results of students of engineering specialties in experimental and control groups (scores)
№ п/п Наименование показателей Показатели Сдвиг P
В начале эксперимента, M (ЭГ/КГ) В конце эксперимента, M (ЭГ/КГ) M1 - M2 (ЭГ/КГ)
1. Физические критерии 3,25/3,6 1,4/5,2 1,85/1,6 < 0,05
2. Эмоциональные критерии 3,2/3,7 1,6/4,95 1,6/1,25 < 0,05
3. Интеллектуальные критерии 3,5/4 1,6/4,9 1,9/0,9 < 0,05
4. Социальные критерии 3,25/3,8 1,58/4,89 1,67/1,09 < 0,05
уровня до низкого). В КГ, наоборот, уровень эмоционального выгорания перешел в следующую стадию - высокого уровня. Все эти данные доказывают эффективность деятельности по педагогической профилактике эмоционального выгорания. Следует отметить, что обучающиеся экспериментальной группы значительно лучше себя чувствовали, были активны, нераздражительны, коммуникабельны, целеустремленны, решительны, настроены на учебный процесс.
После проведенной экспериментальной работы по профилактике эмоционального выгорания у обучающихся инженерных специальностей средствами танца модерн испытуемые экспериментальной группы по всем критериальным показателям были отнесены к низкому уровню эмоционального выгорания, в отличие от контрольной группы, где показания
ухудшились, уровень эмоционального выгорания стал достаточно высоким.
Выводы. Результаты проведенного педагогического эксперимента, направленного на профилактику и снижение признаков эмоционального выгорания у обучающихся, показали, что у обучающихся экспериментальной группы снизился уровень эмоционального выгорания по значениям показателей физических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных. Результаты обучающихся улучшились в 2 раза и снизились до порога низкого уровня эмоционального выгорания, в отличие от контрольной группы. Таким образом, проведенный педагогический эксперимент доказал эффективность предложенной нами работы по профилактике эмоционального выгорания у обучающихся инженерных специальностей средствами танца модерн.
Примечания:
1. Яцковская И.Ф., Бегидова С.Н. Психолого-педагогические условия профилактики эмоционального выгорания обучающихся технического вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2020. Вып. 1 (253). С. 79-85.
2. Бегидова С.Н., Бегидов В.С. Практикум по спортивной метрологии: корреляционный анализ, параметрические методы сравнения. Майкоп, 2001. 84 с.
3. Бешук К.А., Бегидова С.Н. Развитие творческой активности студента через организацию различных видов хореографической деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2019. Вып. 2 (238). С. 35-39.
4. Зыков А.И. Современный танец: учеб. пособие для студентов театральных вузов. СПб.: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2016. 344 с.
5. Сарабьян Э., Полищук В. Большая книга актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссеров: Станиславский, Мейерхольд, Чехов, Товстоногов. М.: АСТ, 2015. 789 с.
6. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Педагогическая техника. 2013. № 1. С. 70-75. URL: https://rucont.ru/efd/248657.
7. Бегидова С.Н., Бегидов В.С. Статистические методы обработки результатов измерений в физическом воспитании: практикум по спортивной метрологии для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура». Майкоп, 2010. 132 с.
References:
1. Yatskovskaya I.F., Begidova S.N. Psychological and pedagogical conditions for the prevention of emotional burnout of technical university students // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2020. Iss. 1 (253). P. 79-85.
2. Begidova S.N., Begidov V.S. Workshop on sports metrology: correlation analysis, parametric methods of comparison. Maikop, 2001. 84 pp.
3. Beshuk K.A., Begidova S.N. Development of creative activity of the student through the organization of different types of choreographic activity // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2019. Iss. 2 (238). P. 35-39.
4. Zykov A.I. Contemporary dance: a manual for students of theatrical universities. SPb.: Lan: PLANET OF MUSIC, 2016. 344 pp.
5. Sarabyan E., Polishchuk V. Big book of acting. A unique collection of trainings based on the techniques of the greatest directors: Stanislavsky, Meyerhold, Chekhov, Tovstonogov. Moscow: AST, 2015. 789 pp.
6. Sidorov P. Syndrome of emotional burnout // Pedagogical technique. 2013. No. 1. P. 70-75. URL: https://rucont.ru/efd/248657.
7. Begidova S.N., Begidov V.S. Statistical methods of processing measurement results in physical education: a workshop on sports metrology for students studying for the specialty of "Physical culture". Maikop, 2010. 132 pp.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 03.08.2021; одобрена после рецензирования 17.08.2021; принята к публикации 31.08.2021.
The author declare no conflicts of interest.
The paper was submitted 03.08.2021; approved after reviewing 17.08.2021; accepted for publication 31.08.2021.
© Яцковская И.Ф., 2021.