Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
155
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EMOTIONAL STRESS / ART THERAPY / CHILDREN DANCE THERAPY / MUSCLE CLAMPS / PREVENTION / CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кирейчев Андрей Вячеславович

В статье показывается роль арт-терапии в профилактике и коррекции эмоциональных нарушений. Представлен авторский подход в использовании методов арт-терапии. Теоретически обосновано использование детской танцевальной терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ART THERAPY IN THE PREVENTION AND CORRECTION OF EMOTIONAL DISORDERS IN CHILDRENOF PRIMARY SCHOOL AGE

The article shows the role of art therapy in the prevention and correction of emotional disorders. Presents the author’s approach in using methods of art therapy. Theoretically, the use of pediatric dance therapy

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО _ВОЗРАСТА

Кирейчев Андрей Вячеславович

канд. психол. наук, доцент Севастопольского экономико-гуманитарного института Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского

г. Севастополь

THE USE OF ART THERAPY IN THE PREVENTION AND CORRECTION OF EMOTIONAL DISORDERS IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Kireychev Andry Vyacheslavovich, Candidate of Sciences, Sevastopol economic-humanitarian Institute of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Sevastopol АННОТАЦИЯ

В статье показывается роль арт-терапии в профилактике и коррекции эмоциональных нарушений. Представлен авторский подход в использовании методов арт-терапии. Теоретически обосновано использование детской танцевальной терапии. ABSTRACT

The article shows the role of art therapy in the prevention and correction of emotional disorders. Presents the author's approach in using methods of art therapy. Theoretically, the use of pediatric dance therapy

Ключевые слова: эмоциональное напряжение; арт-терапия; детская танцевальная терапия; мышечные зажимы; профилактика; коррекция.

Key words: emotional stress; art therapy; children dance therapy; muscle clamps; prevention, correction.

В настоящее время все чаще наблюдаются у детей различные эмоциональные нарушения такие как агрессивность, различные страхи и т.п. Эти нарушения выражаются на психосоматическом уровне, затрудняя социализацию детей. Педагоги и психологи не всегда могут справиться с такими нарушениями, особенно если их количество возрастает. Специалисты в свою очередь реагируют на запросы общества созданием новых технологий, способных решать данные проблемы.

Среди множества методик применяемых для профилактики и коррекции эмоциональных нарушений, мы выделяем наиболее эффективную и более подходящую, на наш взгляд, для младшего школьного возраста арт-терапию.

Методологическую основу арттерапевтического направления в психологии заложили такие известные психологи и психотерапевты, как О. Постальчук, М. Мауро, К. Тисдейла, К. Кейз,Т. Боронска, М. Либманн, К. Дрюкер, С. Льюис, Д. Байере, П. Луззатто, Д. Калманович, Б. Ллойд, Д. Мерфи, Э. Крамер, К. Кейз, Т. Дэлли, Д. Вудз, Д. Энли и др.

Арттерапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Термин «арттерапия» впервые начал использоваться в 40-е годы ХХ-го столетия в западноевропейских странах, представляя собой психотерапевтическое направление, где главным методом лечения является занятие изобразительным искусством. Ее

привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации. Основываясь на гуманистическом подходе, арттерапия преследует единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства [2,с.36].

Во многих случаях «арттерапевтическими» называют оздоровительные занятия с использованием физических упражнений, танцев, вдыханий благовоний, чтением сказок и т. д., поскольку считают, что такое определение охватывает все многообразие форм творческой деятельности и может использоваться для описания воздействия тех или иных видов искусства на человека [3,с.47].

На сегодняшний день многие современные исследователи (А.Н. Захаров, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, В.Н. Никитин, И.И. Мамайчук, В. Оклендер, О.В. Хухлаева) все больше обращаются в сторону различных видов искусства в поиске адаптогенных, профилактических, лечебных, коррекционных средств.

В нашем исследовании, как основной, мы использовали метод детской танцевальной терапии. Его цель: снятие мышечных зажимов, психофизиологическое раскрепощение человека, развитие когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), улучшение настроения.

Понятие детской танцевальной терапии отличается от классического определения танцевальной терапии. Как известно, танцевальная терапия поощряет свободные, выразительные движения,способствующие развитию физической подвижности, силы на физическом и психическом уровнях. Танец в терапии использует относительно неструктурированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства [2,с.45]. В литературе обычно не указываются возрастные рамки танцевальной терапии. В процессе практической работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста мы убедились в том, что такая форма терапии не подходит для этого возраста. У детей этого возраста еще недостаточно развита рефлексия, дети не могут самостоятельно заявить о своих проблемах, не видят в этой деятельности такого глубокого смысла как взрослые, и как следствие их трудно надолго увлечь и заинтересовать танцевальной терапией.

Поэтому проведение танцевальной терапии для детей должно иметь другую форму. На наш взгляд наиболее оптимальным является обучение «контролю» за своим телом, снятие эмоциональной напряженности через ритмический танец, именно это содержание мы вкладываем в понятие детской танцевальной терапии.

Природа нас наделила многими способностями, но мы по различным причинам их не используем. Одной из таких способностей является чувство ритма. Еще в древности, различными народами использовался ритм как способ воздействия на людей с целью их исцеления, манипулирования [2,с.42]. В настоящее время ритм используется не только в музыке, но и в педагогике, психологии. Отмечается, что чувство ритма у людей развивается неравномерно, так у некоторых оно развивается раньше, у некоторых позже, у кого-то оно развито лучше, а у кого-то хуже.

В процессе исследования мы выявили следующие условия эффективности детской танцевальной терапии:

- физическая нагрузка - это один из способов снятия нервного напряжения, следовательно дети, танцующие в течении 35-45 минут, снимают нервное напряжение;

- включение познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения). В процессе детской танцевальной терапии развиваются познавательные процессы (особенно это важно в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте), а также, то что ребенок учится контролировать свое тело с помощью высших психических процессов;

- благоприятная эмоциональная атмосфера способствует положительному экспрессивному «заряду», который сохраняет свое воздействие и после занятия;

- участие в детской танцевальной терапии всего класса или большинства детей. Детская танцевальная терапия как и любая деятельность способствует развитию и укреплению отношений в коллективе, поднимает социальный статус детей.

Особую ценность арттерапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений,

аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством) [3].

Профилактика эмоциональных нарушений с помощью детской танцевальной терапии строится на когнитивной теории Берковица-Зильмана, которые доказывали, что познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания [1,с.79].

Мы предполагаем, что, развивая когнитивные процессы во время танца, учим ребенка контролировать свое тело, свои эмоции, мысли. Тем самым дети учатся одной из форм контроля над собой с помощью высших психических процессов. Также мы используем положения В. Райха, в которых он утверждает, что человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями и чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту [2,с.44].

Таким образом, мы используем детскую танцевальную терапию как инструмент, который преследует множество целей: снятие эмоциональной напряженности, снижение мышечных зажимов, поднятие настроения, сплочение отношений в коллективе сверстников, повышение самооценки, умению управлять своим телом и поведением, психофизиологической разрядке и т.д.

Эффект от детской танцевальной терапии достигается при условии регулярных воздействий в течение длительного времени - на весь период обучения в начальных классах.

Детская танцевальная терапия проводится с детьми 6-9 лет в общеобразовательной начальной школе в рамках класса. Занятия проходят 2 раза в неделю по 30-40 минут и состоят из 2-х этапов:

1 этап (6-8 занятий)

Знакомство, формирование у детей мотивации к предстоящей деятельности, обучение элементарным навыкам управления своим телом с помощью музыки. Главная задача на первом этапе - вовлечь каждого ребенка в деятельность, в которой он сможет управлять своим телом, и выявить детей, склонных к агрессии.

2 этап (32 занятия)

Обучение детей непосредственно ритмическим танцам. С помощью танца как инструмента, мы снимаем эмоциональное напряжение у детей. Нами замечено, что агрессивные дети способны направлять свою агрессию в определенные движения под музыку. Таким образом, в результате систематических занятий, проявления детской агрессивности значительно снижаются.

3 этап

Использование танцевальной терапии в постановке театральных пьес (сказкотерапия), где каждый играет определенную роль и в сказке используются танцевальные постановки. В дальнейшем, на уроках рисования, ребенок рисует свои переживания и ощущения во время выступления.

Каждое занятие, как правило, заканчивается прослушиванием спокойной музыки, в медиативной форме - например в обнявшись в кругу. Психолог, работающий по данной методике с детьми должен завоевать авторитет детей, тогда на занятия ребенок будет ходить с большим удовольствием. Также для психолога благодаря таким занятиям создается уникальная среда для наблюдения за детьми. Несомненно результаты наблюдения должны делиться с педагогом, давая ему рекомендации. Сотрудничество педагога и психолога в разы повышает коррекционный эффект. Психолог, работающий с детьми с первого класса по данной методике глубоко познает каждого ребенка, имеющего психические нарушения, что в будущем значительно повышает эффективность его работы.

Методика опробована на большом количестве детей (234 чел.) младшего школьного возраста средних школ г. Ялты, а также на базе Ливадийской школы-интерната. В данной методике особо нуждаются дети живущие в закрытых учреждениях.

Считаю, что максимальный эффект от детской

танцевальной терапии достигается только при условии регулярных воздействий, в течении длительного времени, т. е. на период обучения в начальных классах. Из практического опыта видно, что положительное воздействие будет иметь место и при проведении занятий на более старших детях, и даже на взрослых, где этот метод успешно применяется в тренинговой работе.

Таким образом, использование арт-терапии в профилактике эмоциональных нарушений показало свою эффективность.

Список литературы:

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. — 352 с.

2. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. -СПб.: Питер, 2010. -336 с.

3. Кораблина Е.П. Телесно-ориентированная терапия и танцтерапия. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб.: Союз, 2001. - С. 8390.

КОМПЛЕКСНЫЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ _СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ

Лотова Ирина Петровна

доктор психологических наук, профессор Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования

город Москва

INTEGRATED SYSTEM APPROACH TO THE PREVENTION OF FAMILY VIOLENCE

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыта сущность комплексного системного подхода к предупреждению семейного насилия; определены факторы-побудители и факторы-нейтрализаторы семейного насилия. Автором на основе анализа практики предупреждения насилия по отношению к детям предложены направления деятельности команды специалистов, а также связи в их взаимодействии.

ABSTRACT

The article reveals the essence of a comprehensive system approach to the prevention of family violence; identifies factors-driving forces and factors-catalysts of domestic violence. The author on the basis of the analysis of practice for the prevention of violence against children proposed activities of a team of experts and regard in their interactions.

Ключевые слова: семья, семейное насилие, жестокое обращение с детьми, подходы к предупреждению насилия, команда специалистов

Keywords: family, family violence, ill-treatment of children, approaches to the prevention of violence team

Организация Объединенных Наций в Декларации прав ребенка закрепила право детей - как физически и социально незрелых членов общества - на особую заботу, защиту и помощь, включая правовую защиту. В развитие обозначенных положений Конвенция ООН о правах ребенка призывает государства, подписавшие этот документ, принять «все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке» (ст. 19).

Поскольку Конвенция представляет собой документ международного права, то логично предположить, что

насилие в отношении детей не является спецификой российского образа жизни, а имеет древнюю историю и всеобщее распространение. По этой причине еще в XIX в. в ряде развитых стран были созданы общественные благотворительные организации по защите детей от жестокого обращения. Так, в 1875 г. в Нью-Йорке открылось «Общество предупреждения жестокого обращения с детьми»; в 1898 г. в Германии создан «Союз защиты детей от их использования и жестокого обращения», позже переименованный в «Немецкий союз защиты детей». На год позже, в 1899 г. в Великобритании было открыто «Национальное общество предупреждения жестокого обращения с детьми». В конце XIX - первой половине XX вв. в ряде европейских стран принимаются законы, запрещающие родителям использовать физическое насилие как метод воспитания детей. Такой закон в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.