Педагогика
УДК: 378.14(045)
кандидат педагогических наук, доцент Ботя Марина Валерьевна
Институт искусств и дизайна Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Удмуртский государственный университет» (г. Ижевск)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПРАКТИК НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА В СКОУ VII ВИДА
Аннотация. В статье рассматривается положение о том, что использование элементов арт-терапевтических практик на уроках изобразительного искусства в СКОУ VII вида позволит сделать процесс обучения более комфортным и эффективным, и улучшит качество учебного художественного продукта. Определены методологические рамки, выделены арт-терапевтические техники, которые могут быть успешными для использования на занятиях по изобразительному искусству. Определена эффективность использования арт-терапевтических приемов на уроках изобразительного искусства для повышения качества учебного художественного продукта, определены критерии оценивания состояния развития изобразительной деятельности подростков с ЗПР.
Ключевые слова: арт-терапевические техники, методология, эффективность, изобразительное искусство.
Annоtation. In clause the regulations about volume are considered, that use of elements art - therapeutic practice at lessons of the fine arts in ECEE VII kind will allow to make process of training more comfortable and effective, and will improve quality of an educational art product. Methodological frameworks are determined, allocated art -therapeutic technical equipment which can be successful for use on employment on the fine arts. Efficiency of use of art - therapeutic receptions at lessons of the fine arts for improvement of quality of an educational art product is determined, criteria estimation conditions of development of graphic activity of teenagers with DPD are determined.
Keywords: The art - therapeutic of technical equipment, methodology, efficiency, the fine arts.
Введение. Современное образование ориентировано на вариативность, поиск более совершенных педагогических теорий и концепций. В Федеральном государственном образовательном стандарте специального (коррекционного) образования художественно-творческой деятельности выделено особое внимание: определено пространство и время в образовательном процессе, разнообразие направлений, квалифицированное педагогическое руководство. Художественно-творческую деятельность следует понимать как личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика, функцией которого является обеспечение условий для творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, становление их как личности. Особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение к государственной традиционной системе образования. Социальным запросам образования на инновационные гуманистически ориентированные технологии отвечает педагогическая модель арт-терапии, обладающая высоким здравоохранительным потенциалом.
Словосочетание «арт-терапия» стало впервые использоваться в 1940-х годах для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными психическими и физическими затруднениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации.
Однако, несмотря на то, что арт-терапия как терапевтический метод может быть вполне адаптирована к педагогической практике, применение арт-терапевтических методов и технологий в практике преподавания изобразительного искусства в школе пока крайне редко.
Имеется противоречие между объективно существующими предпосылками к включению арт-терапевтических практик в структуру СКОУ VII вида и отсутствием эффективных программ по обучению изобразительному искусству в СкОУ VII вида.
Гипотеза исследования основана на предположении, что использование элементов арт-терапевтических практик на уроках изобразительного искусства в СКОУ VII вида позволит сделать процесс обучения более комфортным и эффективным, и улучшит качество учебного художественного продукта.
Несмотря на то, что разработаны специальные программы по изобразительному искусству для школ VII-VIII видов [7], учителя, как правило, прибегают к комплексному использованию коррекционных и общеобразовательных программ по изобразительному искусству. Самыми востребованными являются программы Б.М. Неменского [6], В.С. Кузина [4], Т.Я. Шпикаловой [8].
Изложение основного материала статьи. Опыт педагогов, применяющих элементы арт-терапии в учебном процессе, показывает, что возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется одним из важнейших преимуществ арт-терапевтического метода в работе с детьми, особенно с теми у кого имеются нарушения в психоэмоциональной сфере, т.к. применение различных техник изображения на уроках, позволяет поддерживать постоянный интерес детей, и за счет этого повысить уровень усвоения учебного материала.
Особенностью арт-терапии является то, что этот метод используется для создания положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, создать ситуацию успеха, воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, развивает мелкую моторику пальцев рук, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений.
Можно выделить следующие арт-терапевтические техники, которые могут быть успешными для использования на занятиях по изобразительному искусству:
1. Техника «граттаж». Комплексно влияет на детей, развивая воображение, моторику рук, нестандартность мышления, оказывает воздействие на всестороннее развитие. Рисуя в технике «граттаж» дети снимают внутреннее напряжение, тревожность, страхи, улучшают эмоциональный фон, развивают терпение и усидчивость.
2. Техника «мандала» (рисование в круге). Включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, способствует успокоению, открытию возможностей личного роста.
3. Техника «фрактальный художественный рисунок». Стимулирование и направление потока воображения ребенка в определенное русло.
4. Техника «эбру». Дает возможность для выражения самых разных чувств, хорошо снимает агрессию.
5. Техника «акварельный дудлинг». Способствует снятию мышечного напряжения, развивает абстрактное мышление, креативность.
6. Техника «пластилинография». Работа с пластилином, тестом или глиной используется для снятия мышечного напряжения.
Первой методологической рамкой нашего исследования являются принципы психологии развития (Л.С. Выготский [2], Д.Б. Эльконин [9], Г. Крайг [3]). В исследовании использовалась типология возрастов, основанная на ведущих типах деятельности и формирования компетенций с учетом особенностей возраста. Содержание занятий рассчитано на развитие различных видов деятельности учащихся, а также соответствие развития психических процессов своей возрастной группе.
Второй методологической рамкой является концепция Б.М. Неменского о том, что формирование художественной культуры учащихся является неотъемлемой частью духовной культуры [6]. Одной из главных задач программы Б.М. Неменского является развитие у учащихся способности сопереживать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры.
Третьей рамкой являлись принципы гуманистической педагогики Ш.А. Амонашвили [1]. А именно принцип ориентирования на личность ребенка, организации и развития личностных ориентиров учащихся, творческой организации учебного процесса.
В проектировании адаптированных уроков с использованием приемов арт-терапии и рисуночных тестов следует учитывать некоторые специфические особенности формирования классов и организации обучения в СКОУ VII вида:
1. В классе присутствует максимально от 9 до 14 учащихся.
2. В виду особенностей восприятия визуальный материал следует демонстрировать в доступной и привлекающей, не рассеивающей внимание форме.
3. Наличие в классе детей разных возрастов (например, в шестом классе могут обучаться подростки от 11 до 14 лет).
4. Темы для композиций необходимо предоставлять каждому в частном порядке или предлагать выбор из конкретных вариантов. Скорость реакции и особенности восприятия у каждого ученика индивидуальны. Следует изучить и ориентироваться на характеристики каждого ребенка в классе, обратить внимание на поведение в коллективе и на уроках.
5. Продолжительность уроков в СКОУ VII вида 40 минут. Уроки изобразительного искусства проходят раз в неделю, учитывая специфику психологии детей, обучающихся в СКОУ VII вида, содержание занятий следует рассчитывать так, чтобы ребенок успевал закончить работу и увидеть результат своей творческой деятельности за один урок.
6. По мере расслабления учащиеся часто нуждаются в общении и поддержке друг друга. Чтобы в процессе общения не терялась концентрация на теме урока, следует предварительно отследить связи учащихся и использовать их в групповых и коллективных работах.
Для определения эффективности использования арт-терапевтических приемов на уроках изобразительного искусства, повышения качества учебного художественного продукта, были определены критерии оценивания состояния развития изобразительной деятельности подростков с ЗПР (балл «2» не выставлялся) (Таблица 1).
Таблица 1
Критерии оценки изобразительной деятельности
Критерии балл Показатели сформированности критерия
1. Композиционное решение. 5 - найдены гармоничные пропорции изображения; - наблюдается единство и взаимосвязь между деталями и изображением в целом.
4 - размещение цветовых пятен и оттенков в целом равномерно распределено в композиции; - изображение размещено не пропорционально размеру листа: слишком близко или слишком далеко от края листа.
3 - нет равновесия в использовании цветовых пятен; - изображение сдвинуто на листе в сторону или вниз; - пустое пространство не задействовано в композиции.
2. Передача формы предметов. 5 - форма сложная, передана точно.
4 - форма простая, есть незначительные искажения; -объект узнаваем, выделены отдельные детали.
3 - форма плохо читается; - искажения значительные, детали не выделены.
3. Ритм. 5 - в целом определены структурные принципы организации изобразительной плоскости посредством ритма; - выявлено изобразительное взаимодействие ритма, цвета и образного строя изображения.
4 - найден основной структурный принцип организации изобразительной плоскости; - нет четкости в распределении ритмических акцентов; - присутствует некоторое несоответствие цветовой нагрузки ритмическому построению основных изобразительных элементов.
3 - не использован принцип развития темы в пределах одной изобразительной плоскости по законам ритмической организации; - нет четкости в распределении ритмических акцентов, хаотическое распределение основных масс изображения, не согласованных с тематикой задания.
4. Цветовое/тональное решение. 5 - передан реальный цвет предметов, в полной мере выявлены возможности активизации цветом структурного взаимодействия масс; - цветовое решение выполнено по принципам колоризма, соответствует основной теме.
4 - в полной мере выявлены возможности активизации цветом структурного взаимодействия масс, но имеется небольшое несоответствие в выборе тонального шага; - цветовое решение соответствует основной теме.
3 - нарушена логика композиционного построения в поиске основных цветовых/тональных масс, слабо выражена цветовая/тональная гармония; -не расставлены акценты, цветовой/ тональный строй изображения не полностью соответствует основной теме.
5. Аккуратность. 5 - положительное впечатление от работы.
4 - общее положительное впечатление от работы.
3 - удовлетворительное художественное впечатление от работы.
Основная идея цикла уроков изобразительного искусства с использованием арт-терапевических техник для подростков с ЗПР состоит в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием элементов арт-терапевтических технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей с ЗПР и обеспечения позитивной мотивации к предмету.
В соответствии с этим были определены следующие задачи:
• Развитие потребности к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
• Обеспечение позитивной мотивации к предмету;
• Применение полученных знаний о средствах выразительности в собственном творчестве, улучшение качества рисунка.
Экспериментальный цикл уроков был основан на рекомендованных в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского темах, направлениях работы и методах подачи материала. Но с применением техник, используемых в арт-терапии.
Для цикла экспериментальных уроков были выбраны следующие темы и предложена тематика практических заданий и соответствующая арт-терапевтическая техника (Таблица 2).
Таблица 2
Цикл экспериментальных уроков
Тема урока Тематика задания Элемент арт-терапии
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств «Подводный мир» граттаж
Рисунок - основа изобразительного творчества «Цветочная композиция в круге мандала
Линия и ее изобразительные возможности «Осенние листья» фрактальный художественный рисунок
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен «Создание композиции со сложным ритмом пятен» эбру на молоке
Цвет. Основы цветоведения «Горный пейзаж» акварельный дудлинг
Цвет в произведениях живописи Выполнение композиции на тему «Дома» пластилинография
Обработка данных эксперимента показала значительные изменения как в качестве продукта изобразительной деятельности, так и в мотивации к работе (рис. 1, 2)
Рисунок 1. Диагностика уровня развития изобразительной деятельности подростков с ЗПР
Для определения уровня развития мотивации учебной деятельности применялась методика Т.Д. Дубовцевой (рис.2) [5].
Рисунок 2. Результаты диагностики уровня развития мотивации учебной деятельности учащихся при изучении изобразительного искусства
Выводы. Таким образом, наблюдается положительная динамика уровней изобразительной деятельности подростков с ЗПР и увеличение показателей внутренней мотивации обучающихся к изучению изобразительного искусства после проведения цикла экспериментальных уроков. У детей повысился интерес к необычным техникам рисования, благодаря чему, ребята начали творчески всматриваться в окружающий мир, получили опыт эстетического восприятия, реализации творческого замысла в процессе экспериментирования с разными техниками рисования. При использовании арт-терапевтических техник рисунки получаются оригинальными, детализированными и содержательными, а вследствие этого, улучшается качество учебного рисунка. Благодаря необычным способам рисования дети увлекаются творческим процессом, с любопытством осваивают новые техники.
В заключении можно сделать вывод, что использование арт-терапевтических технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для обучающихся. Формирует эмоционально-положительное отношение к предмету, делает процесс обучения более комфортным и эффективным.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Единство цели: монография / Ш.А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 1988. - 279 с.
2. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Л.Н. Выготский. СПб.: 1997. - 285 с.
3. Крайг Г. Психология развития: монография / Г. Крайг. - СПб.: 2000. - 527 с.
4. Кузин В.С. Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство [Электронный ресурс]: программа, - URL: http://edu.likenul.com/docs/152/index-28891.html
5. Методика диагностики направленности учебной мотивации [Электронный ресурс]: Национальная психологическая энциклопедия, - URL: http://psyjoumals.ru/psyedu/2002/n2/Dubovitskaja_full.shtml
6. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд.[Электронный ресурс]: программа / Б.М. Неменский - URL: http://nsc.1september.ru/article/php?id=200203006
7. Шевченко С.Г. Программы классов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С.Г. Шевченко - М.: Дрофа, 2000. - 112 с.
8. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 класс [Текст] / Т.Я. Шпикалова. - М.: Издательство «Просвещение», 2000. - 174 с.
9. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие / Д.Б. Эльконин. - М.: 1960. - 354 с.
Педагогика
УДК: 37.072
кандидат педагогических наук Бузни Виктория Александровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук Осадчая Ирина Викторовна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье автором рассматривается актуальная в современных условиях проблема социально-педагогического партнерства в сфере дошкольного образования, которое является механизмом саморазвития, самоорганизации и адаптации образования к новым социально-экономическим условиям. Обозначены особенности деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях социального партнёрства, а также основные направления в его развитии.
Ключевые слова: социально-педагогическое партнёрство, дошкольная образовательная организация, семья, взаимодействие.
Annotation. In the article the author considers the urgent in modern conditions problem of social and pedagogical partnership in the field of preschool education, which is a mechanism of self-development, self-organization and adaptation of education to new social and economic conditions. The features of the activities of a preschool educational institution in the conditions of social partnership, as well as the main directions in its development are indicated.
Keywords: social and pedagogical partnership, preschool educational organization, family, interaction.
Введение. В связи с быстрыми темпами трансформации общества, высокого технического прогресса и сложной экономической ситуации населения происходит сложный процесс адаптации к новым социально-экономическим условиям, семья берет на себя главную заботу о здоровье и воспитании детей, именно здесь закладываются основы для свободного развития личности, прививаются моральные и этические ценности.
Модернизация дошкольного образования предполагает внедрение инноваций в управление дошкольной образовательной организацией (ДОО). Чтобы изменить старую систему управления, сделать ее гибкой и эффективной в новых условиях реформирования, необходимы такие нововведения, которые существенно повысят уровень качества образовательных организаций, в том числе и эффективность управленческой деятельности, тем самым способствуя развитию социального института в целом.
Изложение основного материала статьи. Социально-педагогическое партнерство - свободное открытое сотрудничество родителей и педагогов в развитии дошкольника, где один из родителей является полноправным участником в формировании единого образовательного пространства, способствующего сближению интересов семьи, дошкольных образовательных организаций и социальных институтов в организации дошкольной жизни. Необходимость найти решение проблем взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей, создание условий для повышения педагогической культуры родителей диктуют и процессы демократизации в системе образования, ее изменчивости, инновационных программ. Тем не менее, в ходе развития общества безопасность семьи вызывает особую озабоченность. Трансформация общественно-политического строя, экономической перестройки, сопровождающаяся социальной дифференциацией и низкой заработной платой приводят к снижению уровня жизни для многих семей, что находит свое отражение не только на здоровье и психологическом благополучии семьи, но и приводит к дезорганизации: нестабильность браков, число разводов увеличивается, как следствие - ребенок получает негативный социальный опыт. Поэтому особое внимание должно быть уделено организации социально-педагогического партнерства в ДОО.
Основной целью социально-педагогического партнерства является объединение совместных усилий возможных участников партнерства по созданию единого образовательного пространства. Социальное партнерство (от фр. partenaire - участник совместных действий) - это цивилизованная форма общественных отношений, которые обеспечивают добровольное сотрудничество при соблюдении интересов всех сторон, объединение всех усилий для достижения общих целей на основе диалога и педагогического взаимодействия, и взаимовыгодного социального обмена идеями, информацией и ресурсами.
Для рассмотрения механизма социально-педагогического партнерства необходимо определить субъектов-партнеров и их объединения. На уровне города субъекты социально-педагогического партнерства представлены отделом образования, органами городского самоуправления и органами государственной власти, учреждениями образования, различными учреждениями, общественными организациями для определения и осуществления согласованной образовательной политики. Например, партнерами отдела образования становятся консультативно-совещательные структуры при органах государственной власти и местного самоуправления, в частности общественные советы, советники и консультанты от представителей общественности при должностных лицах. Такое партнерство зависит от масштаба и специфики функционирования. Если же рассматривать партнерство на уровне образовательного учреждения, то внутри него можно определить его различные уровни: первый — коллектив ДОО, партнерами которого являются воспитанники, педагоги, родители, родительский комитет (педагогическое партнерство); второй - коллектив, партнерами которого является администрация, органы самоуправления (родительского), профсоюз (педагогическое партнерство); третий - взаимодействие ДОО с социальными партнерами извне (социально-педагогическое партнерство). Таким образом, социально-педагогическое партнерство зависит от субъектов, объединенных общей целью, оно всегда имеет структуру, определённое содержание и вид взаимодействия партнеров.
На социально-педагогическом уровне значимость проблемы определяется тем фактом, что роль образования в стране - это решение социальных проблем общества. Расширение границ социальной