УДК 37
Степанова Д.Г.
Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДО «Успех» Белгородский район Пимонова А.А.
Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДО «Успех» Белгородский район
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Одной из важнейших задач обучения является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, быть самостоятельными и ответственными, осуществлять саморазвитие. Данные способности помогает развивать внеурочная деятельность с использованием арт-педагогики.
Ключевые слова:
арт-педагогика, английский язык, художественное развитие.
Арт-педагогика - это новое направление в педагогической теории и практике, которое причислено к числу- это симбиоз двух областей -искусства и педагогики, которые обеспечивают разработку теории и практики педагогического процесса художественного развития детей и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность.
Особенность арт-педагогики в том, что она оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом. Искусство уникальным образом воздействует на человека, дает силу его внутренним ресурсам, способствует личностному росту и благотворно влияет на психику.
Гармоничное сочетание всех видов и форм организации деятельности направлено на обогащение нравственно-эстетического облика учащегося воспитание эстетического отношения к окружающему, рефлексии в формировании мотивации школьников к саморазвитию.
Идея рефлективности- это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи. В качестве основного показателя рефлексивной культуры личности рассматривается ее способность работать в условиях неопределенности, что свидетельствует о взаимосвязи рефлексии и творчества личности, о значении рефлексии в формировании мотивации школьников к саморазвитию.
Арт-педагогика, безусловно, имеет много общего с арт-терапией, музыко-терапией, терапией на основе экспрессивных искусств и др. Термин «терапия» в переводе с латинского означает "лечение". Очевидно, что многообразие форм, методов, приемов, которое применяется в арт-педагогике, имеет отношение к "лечению".
Арт-терапия основывается на ряде видов искусства: музыка - музыкотерапия; изобразительное искусство - изотерапия; театр, образ - имаготерапия; литература, книга - библиотерапия, танец, движение - кинезитерапия. Виды арт-терапии различаются в зависимости от воздействия на человека и формы его организации - индивидуальная или групповая.
Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в учебных или коррекционных
целях.
Имаготерапия (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа.
Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является также изотерапия — обучающее воздействие с помощью изобразительной деятельности.
Изотерапия широко используется в учебной практике. Художественная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру, можно предложить ученикам самостоятельно оформить «Словарные мозаики. Суть задания заключается в том, что дети с помощью игровой формы повторяют лексику иностранного языка (тема выбирается заранее). Они должны нарисовать, раскрасить, вырезать и приклеить мозаики по образцу.
Затем необходимо задать вопросы: What's in this picture? How do you say this in English? Таким образом, активное участие детей в творческой деятельности на внеурочном занятии по иностранному языку не только повышает мотивацию овладения иноязычными речевыми навыками и умениями, но и создает «материальную основу» для качественного формирования элементов новой языковой системы в сознании ребенка и формировании универсальных учебных действий в целом. Список использованной литературы:
1. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. Учебник для вузов. - М.: Академия, 2015. - 248с.
2. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М.: Просвещение, 2016. - С.58.
3. Phillips S. Young Learners. - Oxford University Press Tenth impression, 2017. - 189c.
© Степанова Д.Г., Пимонова А.А., 2022