Научная статья на тему 'Использование актуальных технологий и инструментов государственного менеджмента в субъектах Российской федераций'

Использование актуальных технологий и инструментов государственного менеджмента в субъектах Российской федераций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
617
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / КРАУДСОРСИНГ / БЕНЧМАРКИНГ / УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ / СУБЪЕКТ РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Епинина Вероника Сергеевна

Статья посвящена вопросам использования в государственном менеджменте новых управленческих технологий и инструментов: транспарентности, краудсорсинга, бенчмаркинга. Показана роль реализации каждой из указанных технологий в практике деятельности региональных органов публичной власти. В изучении регионального опыта применения технологии транспарентности сделан акцент на рассмотрении состояния внедрения модуля «Открытый регион».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование актуальных технологий и инструментов государственного менеджмента в субъектах Российской федераций»

УДК 338.24.01 ББК 65.050.0

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ THE USE OF MODERN TECHNOLOGIES AND TOOLS OF PUBLIC MANAGEMENT IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Епинина Вероника Сергеевна,

аспирант кафедры «Г осударственное и муниципальное управление» Волгоградского государственного университета, старший преподаватель кафедры «Менеджмент» Волгоградского государственного университета,

г. Волгоград e-mail: v.epinina@rambler.ru

Epinina Veronika Sergeevna

graduate of «State and municipal management» Volgograd State University, senior lecturer of «Management», Volgograd State University Volgograd e-mail: v.epinina@rambler.ru

Статья посвящена вопросам использования в государственном менеджменте новых управленческих технологий и инструментов: транспарентности, краудсорсинга,

бенчмаркинга. Показана роль реализации каждой из указанных технологий в практике деятельности региональных органов публичной власти. В изучении регионального опыта применения технологии транспарентности сделан акцент на рассмотрении состояния внедрения модуля «Открытый регион».

The article deals with the use of new management techniques and tools in public management: transparency, crowdsourcing, benchmarking. The role of each of these technologies in the practice of regional public authorities is showed. In the study of regional experience with technology transparency focused on reviewing the status of implementation of the module «Open region».

Ключевые слова: государственный менеджмент, транспарентность, краудсорсинг, бенчмаркинг, уровень и качество жизни населения, взаимодействие власти и населения, эффективность публичного управления, субъект РФ.

Key words: public management, transparency, crowdsourcing, benchmarking, standards and quality of life of the population, interaction government and population, effectiveness of public administration, the subject of the Russian Federation.

Современное состояние государственного регионального менеджмента тесно связано с реализацией в Российской Федерации административной реформы, приоритетно направленной на повышение качества государственного менеджмента, что, в свою очередь, положительно отражается на уровне и качестве жизни населения. Стратегический курс проводимых преобразований тесно связан с применением в сфере государственного менеджмента новых управленческих технологий.

Актуальность применения новых управленческих технологий государственного менеджмента обусловлена объективным усложнением и удорожанием процессов государственного менеджмента и одновременно усилением их роли (значения) в жизнедеятельности общества. Сегодня и в прогнозируемом будущем невозможно упорядочить управленческую деятельность и систему государственного менеджмента без разработки и освоения современных технологий по всем важнейшим аспектам его организации и функционирования. При этом речь идет не о придании новых наименований старым, бюрократическим процедурам и операциям, а о качественно новом осмыслении государственного менеджмента. Новые

управленческие технологии должны вызвать глубокие преобразования во всей системе, обеспечить рациональность и эффективность управленческой деятельности государственного аппарата. При подобном положении совершенствование государственного менеджмента в регионах на основе новых управленческих технологий является не только актуальной, но и насущной потребностью.

Суть рассматриваемого вопроса состоит в повышении эффективности государственного регионального менеджмента на основе использования новых технологий реализации партисипативной схемы [4, с. 182] взаимоотношений государства и общества: транспарентности, краудсорсинга и бенчмаркинга (см. рисунок).

а

а

U

О

ч

о

и

X

Н

н

<

Е-

X

с

f-

с

X

X

м

Е-

р-

<

к

>■

и

с

f-

Транспарентность

- обеспечение

и открытости к отрытым

прозрачности

деятельности (инициатив) органов власти, доступа информационным массивам, большая подотчетность правительств и иных государственных органов гражданам, возрастание доверия ко всем властным инстанциям, контроль эффективности расходования бюджетных средств.

Краудсорсинг

изначальное

осуществление

общественной

экспертизы проектов решений органов исполнительной власти, затрагивающих интересы значительного количества жителей страны (региона, города), т. е. учет общественного мнения при принятии управленческих решений, своевременное и эффективное решение существующих проблем, повышение доверия к власти.

Бенчмаркинг

- принятие более обоснованных решений,

уменьшение расходов, увеличение эффективности управления, усиление отдачи потраченных бюджетных средств, повышение качества

предоставляемых гражданам государственных и муниципальных услуг, ориентация органов власти на постоянный поиск новых решений.

Рис. Основные цели применения рассматриваемых технологий в государственном менеджменте

Транспарентность (англ. transparent от лат. trans- - «насквозь, за пределами» + pareo - «быть очевидным») - прозрачность, понятность, честность [1, с. 1264]. В проведении целенаправленных изменений в рамках развития партисипативной схемы взаимодействия государства и общества транспарентность является актуальным трендом административных преобразований. Г лавными направлениями применения в государственном менеджменте данной технологии являются обеспечение максимально допустимой открытости государственных данных («Open Data»), в т. ч. государственных расходов, достижение свободы доступа к государственной информации для граждан, ведение открытого диалога власти и общества (в т. ч. для обеспечения возможности гражданам влиять на процесс принятия управленческих решений).

Применение технологии транспарентности для обеспечения максимально допустимой открытости государственных данных осуществляется посредством публикации информации в удобных форматах, пригодных для последующей обработки и анализа, позволяет широкое повторное использование публичных государственных баз данных бизнесом, СМИ и гражданским обществом. Данное направление широко реализуется в зарубежных странах, в первую очередь в США: с помощью сайта www.data.gov предоставляется доступ к открытым информационным массивам. Для обеспечения доступа каждого гражданина к открытой государственной информации в самых разных областях - от статистических данных о преступности и финансирования политических партий до местных бюджетов и государственных закупок - созданы специальные веб-сайты в Великобритании (data.gov.uk), Канаде (open.gc.ca), Норвегии (data.norge.no), Индии (india.gov.in), а также Израиле, Иордании, Испании, Италии, Перу, Румынии, Танзании, Чили, Эстонии и др. В ряде стран транспарентность приоритетно реализуется для обеспечения прозрачности, открытости бюджета и расходования средств (www.hm-treasury.gov.uk -в Великобритании; recovery.gov, USAspending.gov - в США; www.fin.gc.ca - в Канаде; www.mof.go.jp/english/index.htm - в Японии).

В Российской Федерации, несмотря на то, что доступ к правительственной информации законодательно регламентирован, в настоящее время единый портал открытых данных, аналогичный вышеперечисленным государственным порталам, отсутствует. Поэтому указанное направление реализуется в виде раскрытия информации о государственных закупках, справочников адресной информации КЛАДР (классификаторов адресов России). Кроме того, функционируют некоммерческие проекты, посвященные доступности информации, раскрываемой государством для граждан, такие как OpenGovData.ru (проект И. Бегтина) и GisLab.info (открытые данные по границам особо охраняемых природных территорий федерального подчинения РФ).

Раскрытие органами информации о государственных расходах в форматах, пригодных для повторного

использования, в настоящее время реализуется только в виде раскрытия бюджета города Москвы (budget.mos.ru). Однако в соответствии с принятой в 2011 г. концепцией «Электронный бюджет» предполагается создание портала этой системы с открытыми бюджетами страны, всех регионов и муниципалитетов.

Реализация технологии транспарентности в рамках ведения открытого диалога (функционирования открытых коммуникаций) власти и общества в настоящее время происходит, в том числе, через реализацию системы «Открытого правительства», предусматривающей разработку и функционирование эффективной системы взаимодействия правительства и иных исполнительных органов государственной власти со всеми институтами гражданского общества, гражданами и объединениями профессиональных экспертов, при которой прозрачность, открытость, подотчетность деятельности органов власти достигается путем обеспечения возможности активным гражданам (и заинтересованным организациям) лично участвовать в процессе подготовки управленческих решений, в открытой экспертизе проектов социально значимых правовых актов.

Государственные органы субъектов Российской Федерации и муниципалитеты (в отличие от федеральных органов власти) максимально доступны для граждан и отвечают за ключевые объекты инфраструктуры, от которых зависят комфортные условия жизни каждого гражданина. Поэтому в текущем году проводится активная работа по продвижению механизмов «Открытого правительства» на региональном уровне. Формирование модуля «Открытый регион» началось в первой декаде сентября. Его основными целями определены повышение эффективности государственного и муниципального управления, обеспечение открытости власти, вовлечение в государственное и муниципальное управление гражданского общества. Проект «Открытый регион» является приложением стандартов и механизмов системы «Открытое правительство» к управленческим схемам в субъектах Российской Федерации. Пилотными площадками для внедрения на первом этапе являются 17 регионов (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика состояния внедрения модуля «Открытый регион» в 17 пилотных регионах Российской Федерации (по состоянию на ноябрь 2012 г.)

№ п/п Субъект РФ Наличие благоприятных условий (наработок) для внедрения Наличие установочных нормативных документов Наличие портала

1 г. Москва + + +

2 г. Санкт-Петербург + +

3 Ивановская область + + +

4 Кабардино-Балкарская Республика +

5 Калужская область

6 Кировская область

7 Краснодарский край + +

8 Красноярский край + +

9 Новгородская область +

10 Приморский край + + +

11 Республика Татарстан + +

12 Самарская область +

13 Свердловская область +

14 Ставропольский край +

15 Тюменская область

16 Ульяновская область + +

17 Хабаровский край +

Источник: сост. авт. на основании: 2, 3, 6, 11, 12, 13, 14, 15, 16.

На сегодняшний день первое место среди выбранных регионов принадлежит г. Москва, Ивановской области и Приморскому краю, имеющим положительные результаты по всем анализируемым признакам (см. табл. 1). У остальных отобранных регионов, за исключением пяти субъектов РФ (г. Санкт-Петербург, Краснодарский и Красноярский края, Республика Татарстан, Ульяновская область), - либо положительные результаты по одному из признаков, либо доступная информация о текущих результатах внедрения модуля отсутствует.

Многие пилотные регионы имеют значительный задел и благоприятные предпосылки для успешной работы по внедрению модуля «Открытый регион» (наработки, научный потенциал, высокий рейтинг открытости). Так, в Ульяновской области за последние два года внедрены единые требования к региональным и муниципальным сайтам; созданы новые общественные формирования (Экологическая палата, Совет собственников жилья, Медицинская палата, Кадровая комиссия); при обсуждении проектов нормативноправовых актов, резонансных документов, итоговых отчетов правительства широко используется практика краудсорсинга; введена (впервые в регионах) должность министра по вопросам «Открытого правительства»; сформированы Правительственная комиссия, Экспертно-аналитический департамент и Департамент внешних

связей (для взаимодействия с зарубежными партнерами).

В Красноярском крае (лидере в Сибирском федеральном округе по масштабам осуществления федеральных проектов) действует проект «Народный бюджет», функционируют молодежное правительство и общественные советы при министерствах. В Татарстане успешно реализуется проект «Народный контроль». В Хабаровском крае запуск механизмов «Открытого правительства» является продолжением работы по привлечению общественности к принятию решений. Здесь уже работает Общественная палата, на обсуждение экспертов и общественности были вынесены проекты краевых целевых программ по развитию образования и спорта, что позволило внести ряд важных изменений в документы до их принятия. Причинами включения Самарской области в число пилотных регионов являются высокий уровень проникновения Интернета, а также желание власти выстроить диалог с обществом, обеспечить доступность для общения, наладить эффективно действующие каналы обратной связи для оценки деятельности чиновников.

В большинстве из 17 перечисленных субъектов РФ утверждены или разработаны проекты установочных нормативных документов для внедрения модуля «Открытый регион». Например, в Ивановской области утверждена «дорожная карта» внедрения механизмов региональной системы «Открытое правительство» и сформирован коллегиальный рабочий орган, отвечающий за координацию деятельности всех заинтересованных сторон по запуску механизмов «Открытого правительства» в регионе. Основополагающими маршрутами «дорожной карты» внедрения модуля в Татарстане (ключевыми критериями открытости региона) определены: качество управления органов исполнительной власти и местного самоуправления, доступность госуслуг, инвестиционный климат и конкурентность бизнес-среды. В Кабардино-Балкарской Республике назначен ответственный за внедрение механизмов и принципов «Открытого правительства» в органах исполнительной власти и начата работа по целому ряду постановлений и документации, в т. ч. постановлению Правительства о плане реализации проекта внедрения принципов системы «Открытое правительство» в деятельность исполнительных органов власти, постановлению о создании Проектного центра для координации действий представителей экспертного сообщества и исполнительных органов власти Республики. В Хабаровском крае идет работа по созданию рабочего органа по запуску механизмов «Открытого правительства» и разработке соответствующих региональных правовых актов.

В настоящее время только в Краснодарском крае запущен (в закрытом тестовом режиме) полноценный сайт «Открытого региона» (open.krasnodar.ru). В Ивановской области разрабатывается Интернет-портал «Открытое правительство. Ивановская область». В остальных регионах информация (в т. ч. и о деятельности рабочей группы по внедрению) размещается (планируется к размещению) на официальных сайтах органов исполнительной власти (например, в Санкт-Петербурге - на официальном сайте Администрации города (gov.spb.ru) в разделе «Открытое правительство»; в Приморском крае - на официальном сайте Администрации края (www.primorsky.ru)) либо рассеяна по нескольким сайтам (например, в Москве - интернет-порталы «Наш город» (gorod.mos.ru), «Дороги Москвы» (doroga.mos.ru), «Дома Москвы» (www.dom.mos.ru), «Открытый бюджет» (budget.mos.ru), «Вакансии и кадровый резерв Правительства Москвы» (talent.mos.ru); в Приморском крае - пилотный режим проекта «Мой регион» (www.my-region.ru)).

В пилотных регионах продолжается работа по созданию общественных советов при органах исполнительной власти области, внедрению стандарта информационной открытости органов власти и установлению обратной связи между властью и обществом в решении наиболее важных социальноэкономических проблем. Так, в Новгородской области функционируют рабочие группы по направлениям «Публичные сервисы», «Стандарты жизни чиновника» и «Механизмы внедрения и стимулы для регионов. Принципы взаимодействия с другими государственными органами и федеральными органами исполнительной власти». В Татарстане для повышения эффективности госуправления планируются к запуску проекты «Публичная экспертиза» (законов и подзаконных актов субъекта), «Общественный контроль» (за исполнением работ по госконтрактам), «Электронные петиции» (для решения системных вопросов). В Свердловской области в ближайшее время в открытом режиме на суд общественности, экспертов, бизнес-сообщества будут вынесены планы развития инфраструктуры (железнодорожный транспорт, автомобильные дороги, воздушные сообщения).

В Калужской, Кировской, Тюменской областях проект «Открытый регион» находится в стадии обсуждения.

Перечень пилотных регионов пополняется - на сайте Большого правительства создана соответствующая форма для подачи заявки. Поэтому в состав пилотных регионов были добавлены Тульская область, имеющая опыт взаимодействия власти и общества на примере формирования «Народного правительства» (pravitelstvo71.ru), и Республика Коми, в которой разработка плана мероприятий по развертыванию системы «Открытый регион» будет осуществлена с привлечением экспертов и гражданских активистов.

Еще одной перспективной управленческой технологией XXI в., находящей свое применение в государственном управлении, является краудсорсинг. Краудсорсинг - это передача работы, традиционно выполняемой назначенным исполнителем (обычно сотрудником), на аутсорсинг неопределенной, обычно большой группе людей в форме открытого обращения [19, с. 63]. Актуальность применения в государственном менеджменте технологии краудсорсинга связана с развитием современных информационных и коммуникационных технологий, социальных сетей и различных диалоговых интернет-площадок. Краудсорсинг позволяет органам публичной власти принимать более эффективные управленческие решения с учетом мнений, требований, предложений населения (городов, области, страны) через привлечение к решению затрагивающих его

интересы задач путем предоставления возможности высказывать предложения, обсуждать и оценивать эти предложения. Технология краудсорсинга применяется и при использовании мнения граждан для совершенствования правовых актов, что позволяет осуществить переход от практики простого комментирования к активному привлечению граждан к разработке проектов нормативных документов в форме прямой работы над текстом того или иного правового акта.

Международный опыт взаимодействия власти и общества при решении общественных, правовых и инфраструктурных проблем с помощью краудсорсинга подтверждает эффективность новых способов организации государственного менеджмента. Так, результатом всенародного обсуждения в социальных сетях (Фейсбук и Твиттер) и референдума в Исландии стала первая «краудсорсинговая» Конституция [20], референдум по принятию которой задал новый мировой стандарт прозрачности государственной политики и участия в ней граждан. Во многих странах краудсорсинг реализуется через электронные петиции и способствует результативному вовлечению гражданского общества в решение вопросов государственной важности. Впервые в государственном менеджменте такой способ краудсорсинга был реализован в Шотландии (www.scottish.parliament.uk), где появилась возможность в электронной форме отправить свое предложение депутатам [17]. Немецкая система (epetitionen.bundestag.de) создана по шотландскому примеру и предполагает порог в 50 000 подписей. Аналогичный ценз установлен в Финляндии (www.avoinministerio.ii), где в течение не более 6 месяцев можно голосовать не только за, но и против идеи. В Великобритании (epetitions.direct.gov.uk) интернет-петиция должна набрать за год не менее 100 000 подписей, чтобы ее обсудили в Палате Общин. В США (petitions.whitehouse.gov) петиция попадет на официальное рассмотрение, если наберет 25 000 голосов за 30 дней.

В Российской Федерации работа с электронными петициями официально закреплена в концепции «Российской общественной инициативы», согласно которой электронная петиция, набравшая (по аналогии с Великобританией) 100 000 подписей, станет правотворческим предложением, подлежащим рассмотрению Правительством РФ. Необходимо отметить, что данная Концепция сама подвергалась краудсорсинговой обработке -на портале Демократор (democrator.ru) и на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации (www.economy.gov.ru) в формате сбора предложений и замечаний к проекту Концепции для возможности его последующего обсуждения и дальнейшей корректировки. В апреле 2013 г. должен заработать единый инструмент формирования электронных петиций - портал «Российская общественная инициатива». В настоящее время размещение электронных петиций возможно на порталах «Онлайн Петиция.ру» (www.onlinepetition.ru), «Change.org» (www.change.org/ru) и других, в том числе на «Наше мнение» (www.mypetition.ru), где, например, идет сбор подписей в поддержку петиции о возвращении городу Волгограду исторического имени Сталинград.

Эффективное применение краудсорсинга в государственном менеджменте основано на обеспечении транспарентности и позволяет органам власти вовлечь граждан в работу по изменению жизни в своих регионах. В России с помощью краудсорсинга также развивается институт общественной экспертизы законодательства и решений власти, затрагивающих интересы граждан. В настоящее время уже обсуждены законы об основах социального обслуживания населения, о федеральной контрактной системе, о любительской и спортивной рыбной ловле. Данные подходы активно используются и представительными органами власти - в регионах, муниципалитетах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый опыт функционирования открытого сетевого краудсорсингового проекта в регионах был реализован в Приморском крае в рамках проекта «Приморский край: проблемы и решения» (табл. 2). На основании оценок участников проекта (народной экспертизы) лучшие и наиболее поддержанные сообществом предложения по решению региональных задач и проблем были собраны в итоговый документ для федерального руководства [9].

В Архангельской области в результате работы краудсорсинговой площадки более 240 идей были представлены администрации области для рассмотрения. По результатам экспертизы предложений участников профильными министерствами, 34 идеи были рекомендованы к реализации и получили статус «Предложение заслуживает поддержки» [5].

В ходе краудсорсингового проекта в Ярославле было собрано более 400 предложений и идей жителей, заинтересованных в проведении в городе игр Чемпионата мира по футболу 2018 г. И, несмотря на то, что Ярославль не вошел в итоговый список городов, аккумулированный массив мнений и предложений граждан будет использован для эффективного развития города.

В Волгоградской области проект гражданского взаимодействия, начавший свою работу в середине октября текущего года, направлен на улучшение работы региональных органов власти и сочетает в себе общественную экспертизу законопроектов (оценка проекта Закона о промышленной политике на территории Волгоградской области), привлечение граждан к выработке, формированию, корректировке долгосрочных программ (обсуждение проекта «Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 г.» и корректировка ДОЦП «Развитие территориального общественного самоуправления Волгоградской области» на 2011-2015 гг.), а также сбор и оценку мнений и предложений по решению актуальных проблем области (размещение и оценка предложений по оптимизации деятельности МФЦ, по работе конкретного Общественного совета и по организационной схеме работы советов как таковых). Планируется, что длительность краудсорсингового проекта будет составлять не менее 1 года.

Таблица 2

Характеристика краудсорсинговых проектов, реализованных (реализуемых) в государственном менеджменте_______________________________

Наименование субъектов РФ, муниципалитетов Название (адрес) проекта Сроки проекта Цель проекта Численность жителей, чел. Число зарегистрированных участников Число авторских идей

Приморский край Приморский край: проблемы и решения (primor.fom.ru) 2 месяца (07.11.1131.12.11) Объединение (с помощью интернет-технологий) знаний, опыта и творческих способностей граждан для улучшения ситуации в регионе, коллективная работа над идеями и предложениями по решению самых острых проблем края. 1 950 483 427 725

Архангельская область Архангельская область: идеи и решения (pomor.fom.ru) 1,5 месяца (09.02.1225.03.12) Сбор для нового губернатора области идей, предложений по решению актуальных проблем области, выявление путей ее дальнейшего развития. 1 213 533 370 564

г. Ярославль Ярославль: ЧМ-2018. Шаг в будущее (ya2018.ru) 5 месяцев (26.04.1224.09.12) Вовлечение жителей в работу по формулированию предложений, которые позволили бы максимально эффектно и эффективно представить город и сделать его победителем отборочного марафона среди городов, претендующих на проведение игр в рамках Чемпионата мира по футболу 2018 г. 595 155 312 425

Волгоградская область Общество и власть: вместе на благо Волгоградской области (volga-dialog.ru) 16.10.12-по наст. вр. Повышение уровня жизни людей, расширение возможностей их самореализации, включенности в решение задач, которые стоят перед регионом, формулирование текущих задач и перспективных направлений деятельности региональных органов власти и управления. 2 594 825 1 681* 239*

г. Зеленоград Новые пути развития Зеленограда (zelao-prom.ru/iuture) 29.10.12-по наст. вр. Выявить перспективы развития Зеленограда как наукограда. 223 584 744* 339*

Примечание: * - данные на 26.11.2012. Источник: сост. авт. на основании: 5, 8, 9, 10, 18.

Специфика начавшегося в конце октября в Зеленограде краудсорсинг-проекта «Новые пути развития Зеленограда» проявляется в выявлении ключевых трендов и тенденций в разных отраслях и сферах, которые могут оказать влияние на положение Зеленограда в будущем, и в определении путей развития города как наукограда и превращении его в мировой инновационный центр [8]. Работа проекта продлится около 2 месяцев и предполагает как индивидуальную работу краудсорсеров, так и командную. На обсуждение также вынесена технология формирования стратегии развития города на примере Спрингфилда (США).

В других субъектах Российской Федерации также накоплен региональный опыт раскрытия информации для выполнения стандартов открытости и вовлечения граждан в конструктивный диалог. Так, на сайте губернатора Псковской области (turchak.ru) осуществляется сбор информации о проблемах, а также вопросов и предложений от жителей области для дальнейшего обсуждения и принятия решений. Открытая интернет-площадка «Моя территория» (www.streetjoumal.org) создана при непосредственном участии органов государственной власти Пермского края для взаимодействия жителей города (уже любого на территории Российской Федерации) с представителями органов власти, организациями и службами, ответственными за обеспечение порядка на определенной территории, в городе, в районе. Геоинформационный портал «Наш город. Программа развития Москвы» (gorod.mos.ru) создан по инициативе мэра и правительства города Москвы в 2011 г. для предоставления жителям возможности участвовать в управлении развитием своего города в рамках работ по благоустройству дворовых территорий, капитальному ремонту в многоквартирных домах (включая ремонт подъездов, замену лифтового оборудования и прочие работы), контролировать своевременность и качество проводимых работ.

В целом, широкое применение в государственном менеджменте на всех уровнях и этапах принятия решений технологии краудсорсинга позволяет максимально задействовать преимущества информационнокоммуникативных возможностей XXI в.: повысить открытость работы, прозрачность, подотчетность деятельности государственных органов, объединить население вокруг общих целей, создать условия для проявления общественной инициативы, сформировать важнейшие инструменты обратной связи с активными гражданами, которые хотят внести свой вклад в развитие страны, региона, города.

Роль регионов и муниципалитетов проявляется не только в создании и поддержке ключевых общественно значимых сервисов в области открытости, но и в обмене лучшими практиками, использовании общепринятых стандартов, создаваемых в России и в мире, т. е. в использовании технологии бенчмаркинга.

Бенчмаркинг (англ. benchmark - «начало отсчета, зарубка») - это процесс нахождения и изучения самых лучших из известных методов ведения бизнеса; особая управленческая процедура внедрения в практику работы учреждения технологий, стандартов и методов работы лучших организаций-аналогов; постоянный и систематический процесс совершенствования продуктов, услуг и процессов организации на основе изучения опыта передовых компаний [1, с. 93]. Применение бенчмаркинга как управленческой технологии в государственном менеджменте включает в себя использование комплекса средств, позволяющих постоянно и систематически выявлять, оценивать и организовывать использование (перенимать) приемов и методов управления наиболее успешно действующих организаций как общественного, так и частного сектора, т. е. позволяет формализовать передачу (распространение) и адаптацию передового управленческого опыта на всех уровнях публичного управления, в том числе на региональном и муниципальном.

Государственные служащие многих стран используют бенчмаркинг как инструмент оценки выполненной работы, а также для трансляции передового опыта управления успешно действующих организаций. Это особая управленческая процедура внедрения в практику работы технологий, стандартов и методов работы лучших организаций. В рамках бенчмаркинга осуществляются поиск организаций (предприятий), которые показывают наивысшую эффективность, обучение методам их работы и реализация передовых методов в собственных условиях.

Национальные и местные правительства многих стран мира ищут способы уменьшить расходы, увеличить эффективность управления, усилить отдачу бюджетных средств, повысить качество услуг, предоставляемых гражданам. Бенчмаркинг является той управленческой технологией, которая позволяет формализовать передачу и адаптацию передового управленческого опыта. Основное содержание бенчмаркинга состоит не столько в том, чтобы определить, насколько другие организации оказались успешнее, сколько выявить факторы и методы работы, которые позволили достичь более высоких результатов.

Одной из стран, где технология бенчмаркинга заняла первостепенную позицию в реформе государственного сектора, является Германия. На данный момент особое распространение они получили на уровне местного самоуправления. Однако сейчас принимаются меры по его внедрению и на федеральном уровне. В 1996 г. была создана целая сеть (IKO-Network), задача которой сводилась к обеспечению заинтересованных муниципалитетов необходимой информацией в отношении проектов бенчмаркинга. В рамках этой сети возникло множество подсетей, которые получили название «Кругов сравнения» (англ. Circles of comparison). Функцией таких подсистем стала оценка и сравнение деятельности государственных органов в различных сферах. К 2002 г. уже 748 муниципалитетов состояли в 73 подсетях. Созданные подсети могут рассматриваться как качественно новый метод управления, который доказывает свою эффективность, давая новые возможности для удобной координации деятельности отдельных частей государственного механизма. С другой стороны, известная степень децентрализации при проведении реформы является большим минусом, что может поставить под вопрос целесообразность подхода бенчмаркинга как такового. В качестве еще одной

негативной черты можно привести тот факт, что существующие подсети имеют полное право использовать различающиеся критерии оценки и сравнения, что крайне усложняет координацию между ними. В итоге, можно сделать вывод, что, с одной стороны, бенчмаркинг стал одним из доминантных направлений реформы государственного сектора, но, с другой стороны, имеющиеся минусы не позволяют назвать его универсальным подходом к решению существующих проблем.

Основу бенчмаркинга в государственном региональном менеджменте составляют три направления:

1) перенесение управленческих методов, инструментов и технологий из коммерческой сферы (работы бизнес-структур) в государственную;

2) выявление, сопоставление и применение лучшей зарубежной практики государственного менеджмента (в т. ч. по тематике «Открытого правительства», «прозрачности данных», «ответственности правительства перед жителями», «участия граждан в государственном управлении через привлечение их к обсуждению важных решений» и др.);

3) целенаправленный перенос передового опыта других регионов и городов России по реализации системы «Открытое правительства» и др. (также выявляются внешние факторы регионального развития).

В результате бенчмаркинг в государственном менеджменте выполняет не только задачу изучения и применения чужого успешного опыта (процессный бенчмаркинг), но и сравнение своих показателей с показателями других регионов / стран (сравнительный бенчмаркинг). Причем сравнительный бенчмаркинг выступает в роли начального этапа процессного бенчмаркинга [7].

Пилотные проекты реализации различных программ (модулей) являются одним из объектов бенчмаркинга в силу реализации для изучения положительных и отрицательных сторон выбранного решения в целях дальнейшего вывода о целесообразности полноценного внедрения. В настоящее время Ульяновская и Тульская области обладают большим опытом в плане развития вопросов информационной открытости и прозрачности и определенно могут стать объектом бенчмаркинга для других субъектов РФ в проекте «Открытый регион», позволяющим оценить возможные риски и эффекты (результаты) от внедрения, а также трансплантировать успешный опыт. В целом, работа по внедрению модуля «Открытый регион», проведенная во всех пилотных субъектах РФ, должна стать образцом для других регионов страны, и наилучшие практики опыта реализации проекта при признании его позитивным следует распространить на работу других регионов.

Следует отметить, что для дальнейшего развития применения указанных технологий и инструментов государственного менеджмента в субъектах Российской Федерации необходимо:

- разработать обоснованную государственную политику в части открытости государства в целом и отдельных его институтов для всех уровней и ветвей власти в России;

- проработать базовые правила систем «Общественный контроль», «Публичная экспертиза» и др.;

- принять единые стандарты обеспечения открытости для государственных органов всех уровней, включая прозрачные процедуры обратной связи и учета мнения граждан при приеме решений;

- создать портал открытых данных, аналогичный государственным порталам других стран;

- продолжать работу по сокращению цифрового неравенства и расширению возможностей доступа к Интернету;

- стимулировать дальнейшее создание гражданских краудсорсинговых проектов на основе государственных открытых данных и через запуск в каждом регионе (в перспективе - городе) интернет-площадки для диалога между чиновниками и рядовыми гражданами;

- определить дальнейшую судьбу электронных петиций, которые соберут необходимый минимум подписей;

- трансплантировать эффективный опыт стандартизации (регламентации) процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в сферу современного взаимодействия государства и общества при решении общественно значимых задач и определить нормы их осуществления;

- на постоянной и системной основе вырабатывать рекомендации для местных органов власти и распространять передовой опыт управления на всех уровнях государственного управления, в том числе на муниципальном уровне.

Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит эффективно и результативно использовать новые технологические подходы и принципы использования партисипативного механизма, направленного на повышение уровня и качества жизни населения субъекта РФ. Неуправляемый эволюционный партисипативный процесс, осуществляемый в отсутствие правового обеспечения (регулирования) и конкретных ориентиров (индикаторов), которые позволяли бы устанавливать четкие временные диапазоны, отсутствие мотивации со стороны населения и исполнимых целевых установок со стороны органов публичной власти не позволяют получить социальноэкономическую эффективность управления субъектом и повысить уровень и качество жизни населения субъекта РФ. Совершенствование государственного регионального менеджмента на основе новых управленческих технологий - мощное и рациональное средство построения новой, эффективной, результативной системы государственного регионального менеджмента.

Библиографический список

1. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М. : Институт новой экономики, 2008. 1472 с.

2. В Приморье начал работать информационный портал «Мой регион» [Электронный ресурс].

Режим доступа: www.primorsky.ru/press-release/2510 (дата обращения: 21.11.2012).

3. В Хабаровском крае заработает «Открытое правительство» [Электронный ресурс]. Режим доступа: amurpress.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=9065 (дата обращения: 10.11.2012).

4. Епинина В.С. Партисипативный механизм в публичном управлении: системный подход // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. № 4. С. 180-184.

5. Итоги первого этапа проекта «Архангельская область: идеи и решения» [Электронный ресурс]. Режим доступа: pomor.crowdexpert.ru/results1 (дата обращения: 20.11.2012).

6. Красноярский край стал пилотной площадкой проекта «Открытое правительство» [Электронный

ресурс]. Режим доступа: krasnoyarsk.bezformata.ru/listnews/kraj-stal-pilotnoj-ploshadkoj/7691580/ (дата

обращения: 20.11.2012).

7. Маслов Д. Глобальный бенчмаркинг [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.iteam.ru/publications/marketing/section_22/article_2291/ (дата обращения: 11.11.2012).

8. Новости краудсорсингового проекта «Новые пути развития Зеленограда» [Электронный ресурс]. Режим доступа: zelao-prom.ru/future/news (дата обращения: 24.11.2012).

9. Новости проекта «Приморский край: проблемы и решения» [Электронный ресурс]. Режим доступа: primor.fom.ru/node/134 (дата обращения: 23.11.2012).

10. Общество и власть: вместе на благо Волгоградской области. Проект гражданского

взаимодействия, направленный на улучшение работы органов власти [Электронный ресурс]. Режим доступа: volga-dialog.ru (дата обращения: 24.11.2012).

11. Открытое правительство [Электронный ресурс]. Режим доступа:

gorodnalchik.ru/policy/Otkrytoye_pravitelstvo (дата обращения: 17.11.2012).

12. Работа по созданию в Приморском крае открытого правительства ведется полным ходом [Электронный ресурс]. Режим доступа: primamedia.ru/news/politics/16.06.2012/211308/rabota-po-sozdaniyu-v-primorskom-krae-otkritogo-pravitelstva-vedetsya-polnim-hodo.html (дата обращения: 21.11.2012).

13. Республика Татарстан готова стать пилотным регионом внедрения электронных услуг для бизнеса и граждан в масштабах всей России [Электронный ресурс]. Режим доступа: news16.ru/247696 (дата обращения: 19.11.2012).

14. Самарская область может стать лидером в области инноваций [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.vkonline.ru/toprint/209136.html (дата обращения: 23.11.2012).

15. Свердловская область станет пилотной площадкой «Открытого правительства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: i-news.kz/news/2012/07/12/6499086.html (дата обращения: 06.11.2012).

16. Стратегию внедрения системы «Открытое правительство» обсудили представители регионов и федерального министерства [Электронный ресурс]. Режим доступа: region.adm.nov.ru/press/news/press/37806/ (дата обращения: 12.11.2012).

17. Электронная петиция: как идея может стать законом [Электронный ресурс]. Режим доступа: e-gov.by/themes/best-practices/elektronnaya-peticia (дата обращения: 21.11.2012).

18. Ярославль: ЧМ-2018. Шаг в будущее [Электронный ресурс]. Режим доступа: ya2018.ru (дата обращения: 05.11.2012).

19. Howe J. Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd Is Driving the Future of Business. New York : Crown Business, 2008. 320 p.

20. Icelanders approve their crowdsourced constitution [Электронный ресурс]. Режим доступа: gigaom.com/europe/icelanders-approve-their-crowdsourced-constitution (дата обращения: 21.11.2012).

REFERENCES

1. Great Dictionary of Economics / Ed. A.N. Azriliyan. Moscow: Institute of the New Economy, 2008.

1472 p.

2. In Primorye joined information portal «My region» [Electronic resource]. Access mode: www.primorsky.ru/press-release/2510 (date of viewing: 21.11.2012).

3. In the Khabarovsk region earns the «Open Government» [Electronic resource]. Access mode: amurpress.ru / index.php? Option = com_content & view = article & id = 9065 (date of viewing: 10.11.2012).

4. Epinina V.S. Participatory mechanism in public administration: a systematic approach // Business. Education. Right. Bulletin of the Volgograd Institute of Business. 2012. № 4. P. 180-184.

5. Results of the first stage of «Arkhangelsk region: ideas and solutions» [Electronic resource]. Access mode: pomor.crowdexpert.ru/results1 (date of viewing: 20.11.2012).

6. Krasnoyarsk Territory became a pilot area of the project «Open Government» [Electronic resource]. Access mode: krasnoyarsk.bezformata.ru/listnews/kraj-stal-pilotnoj-ploshadkoj/7691580 / (date of viewing:

20.11.2012).

7. Maslov D. Global benchmarking [Electronic resource]. Access mode: www.iteam.ru/publications/marketing/section_22/article_2291/ (date of viewing: 11.11.2012).

8. News crowdsourcing project «New ways of Zelenograd» [Electronic resource]. Access mode: zelao-prom.ru/future/news (date of viewing: 24.11.2012).

9. News of the «Primorye: problems and solutions» [Electronic resource]. Access mode:

primor.fom.ru/node/134 (date of viewing: 23.11.2012).

10. Society and power: together for the Volgograd region. Civic engagement project aimed at improving the government [Electronic resource]. Access mode: volga-dialog.ru (date of viewing: 24.11.2012).

11. Open government [Electronic resource]. Access mode: gorodnalchik.ru / policy /

Otkrytoye_pravitelstvo (date of viewing: 17.11.2012).

12. Work on the creation in the Primorsky Territory of open government is under way [Electronic resource]. Mode of access: (Date of access: 21.11.2012).

13. The Republic of Tatarstan is ready to become a pilot site implementation of electronic services to businesses and citizens across Russia [Electronic resource]. Access mode: news16.ru/247696 (date of viewing:

19.11.2012).

14. Samara can be a leader in innovation [Electronic resource]. Access mode: www.vkonline.ru/toprint/209136.html (date of viewing: 23.11.2012).

15. Sverdlovsk Region will pilot area «open government» [Electronic resource]. Access mode: i-news.kz/news/2012/07/12/6499086.html (date of viewing: 06.11.2012).

16. Implementation strategy of the «Open Government» discussed the representatives of the regions and the federal ministry [Electronic resource]. Access mode: region.adm.nov.ru/press/news/press/37806 / (date of viewing:

12.11.2012).

17. E-petition: how an idea can become a law [Electronic resource]. Access mode: e-gov.by/themes/best-practices/elektronnaya-peticia (date of viewing: 21.11.2012).

18. aroslavl: World Cup 2018. Step into the future [Electronic resource]. Access mode: ya2018.ru (date of viewing: 05.11.2012).

19. Howe J. Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd Is Driving the Future of Business. New York: Crown Business, 2008. 320 p.

20. Icelanders approve their crowdsourced constitution [Electronic resource]. Access mode: gigaom.com/europe/icelanders-approve-their-crowdsourced-constitution (date of viewing: 21.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.