УДК 32.019.51
Широких Юлия Владимировна, магистрант кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления Курского государственного университета
e-mail : Yulia.Evdokimova954@yandex.ru
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ
ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация: в статье рассматриваются: механизмы, формы, средства и виды коммуникации власти и населения, роль Интернета в развитии гражданского общества, а также функции социального контроля власти. Предпринята попытка проанализировать положительные и отрицательные аспекты коммуникации органов власти и общества посредством современных социальных интернет-технологий, а также указаны направления совершенствования.
Ключевые слова: коммуникация, интернет-коммуникации, политическое манипулирование.
Schirokich Yulia Vladimirovna, graduate student of the department of management and state and municipal government Kursk State University
e-mail: Yulia.Evdokimova954@yandex.ru
IMPROVEMENT OF MECHANISMS OF MANAGEMENT OF COMMUNICATIVE PROCESSES OF INTERACTION OF INSTITUTES OF THE
POWER AND POPULATION
Summary: in article are considered: mechanisms, forms, means and types of communication of the power and the population, a role of the Internet in development of civil society and also function of social control of the power. An attempt to analyse positive and negative aspects of communication of authorities and society by means of modern social Internet technologies is made and also the directions of improvement are specified.
Keywords: communication, Internet communications, political manipulation.
В настоящее время в условиях инновационного развития мировой экономики в публичном управлении происходят активные и глубокие
изменения, направленные на достижение большей эффективности и конкурентоспособности государственного управления. Вопросы улучшения государственного менеджмента занимают важное место в политике многих современных государств, которая направлена на достижение более эффективной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления. Курс современных стратегий, как правило, связан с совершенствованием работы исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления для укрепления связи с населением. Реализуемые цели и решаемые задачи способствуют развитию государственной службы, улучшению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечению достойного качества жизни населения.
Современная мировая практика совершенствования государственного менеджмента в условиях инновационного развития экономики ориентирована наобеспечение комфортности и высокого качества жизни населения, весьма широка и включает множество тем и направлений реализации, которые правительства стран выбирают как приоритетные.
Новый этап в формировании российской экономической системы начался еще в 2008 г. Были определены основные направления социально-экономического развития России до 2020 г. и цели, стоящие в этой связи перед государственным управлением [1].
В перечень главных ориентиров были включены построение общества, которое задает лучшие стандарты жизни, предоставляет равные возможности для самостоятельной реализации талантов и умений людей, развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности, формирование широкого среднего класса.
Открытый доступ к правительственной информации, прозрачность действий органов системы публичной власти являются одними из основных условий взаимного доверия в обществе и эффективности государственной политики. Поэтому обеспечение информационной транспарентности государственного менеджмента выступает актуальным трендом административных преобразований, в т.ч. числе направленных на формирование:
- открытых государственных данных;
- равных возможностей свободного доступа к этой достоверной, полной, своевременной информации для всех категорий населения;
- доступных интерфейсов мониторинга показателей деятельности правительства [7].
Среди современных инноваций в рамках обеспечения информационной транспарентности государственного менеджмента можно выделить внедрение
практики прямых трансляций в сети Интернет заседаний Правительства РФ, важных совещаний, областных и международных мероприятий, а на региональном уровне - размещение на официальном сайте региональных органов системы публичной власти материалов заседаний Правительства субъекта РФ и важнейших совещаний.
В настоящее время в России продолжается работа по повышению информационной транспарентности государственного менеджмента. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ 2012 г. № 851, в Российской Федерации создана система раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.В июне 2013 г. Президент В.В. Путин подписал федеральный закон № 112-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», направленный на дальнейшую реализацию политики по обеспечению открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [2].
Однако, несмотря на то, что в РФ доступ к правительственной информации законодательно регламентирован, в настоящее время единый портал открытых данных, аналогичный зарубежным государственным порталам, отсутствует.
Кроме того, в России отсутствует единая государственная политика в области раскрытия и порядка предоставления данных. Процесс выкладывания в открытый доступ правительственной информации в виде массивов данных не систематизирован. Не разработаны правовые, технические и организационные регламенты (стандарты) публикации, общие для всех министерств и ведомств. Часто предоставляемая информация оказывается непригодна для обработки и повторного использования [4].
Устранение существующих проблем и барьеров, повышение информационной транспарентности государственного менеджмента РФ должно стать одним из приоритетов государственной политики в современных условиях инновационного развития экономики. Для этого, должны быть выполнены следующие условия:
- создание и запуск единого государственного портала открытых данных, предоставляющего информацию (с учетом требований законодательства РФ о государственной тайне и о персональных данных) неограниченному кругу лиц;
- создание организационных структур, ответственных за направление и координацию деятельности по публикации государственных данных в машиночитаемом виде;
- публикация открытых данных (например, статистики правонарушений, пожаров, данных экологического мониторинга и т.д.) в машиночитаемых форматах, т.е. в форматах, пригодных для внешней компьютерной обработки;
- проведение мероприятий по популяризации тематики открытых данных среди потенциальных потребителей (разработчиков приложений, граждан, бизнес-сообщества);
- использование опыта зарубежных стран в области увеличения информированности граждан в целях стимулирования их участия в государственном управлении и повышения их гражданской активности [5].
Активная прямая и обратная связь (взаимодействие и заинтересованный диалог) органов системы публичной власти с населением повышает уровень их сотрудничества и эффективность деятельности правительства, улучшает качество его решений. С помощью современных информационно -коммуникационных технологий население может участвовать в решении общественно-важных проблем и предлагать (обсуждать) важные с точки зрения россиян проекты (инициативы) по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования системы государственного и муниципального управления. В этом контексте следует выделить активное применение в настоящее время краудсорсинга и функционирование в его рамках системы общественных петиций.
В государственном менеджменте под краудсорсингом следует понимать изначальное осуществление общественной экспертизы проектов решений органов исполнительной власти, затрагивающих интересы значительного количества жителей страны (региона, города), т. е. учет общественного мнения при принятии управленческих решений, своевременное и эффективное решение существующих проблем, повышение доверия к власти [8].
Актуальность применения в государственном менеджменте краудсорсинга связана с развитием современных информационных и коммуникационных технологий, социальных сетей и различных диалоговых интернет-площадок. Краудсорсинг позволяет органам публичной власти принимать более эффективные управленческие решения с учетом мнений, требований, предложений населения (городов, области, страны) через привлечение к решению затрагивающих его интересы задач путем предоставления возможности высказывать предложения, обсуждать и оценивать эти предложения (см. таб.).
Таблица - Главные цели применения краудсорсинга в публичном управлении
Акторы публичного управления Главные цели
Органы системы публичной власти Соответствие государственных решений интересам различных групп населения, повышение уровня доверия к центральному правительству, местной администрации и к реализуемым ими решениям, получение оптимальных результатов управления при минимальных затратах ресурсов, решение текущих вопросов и определение задач на перспективу, объективная оценка работы министерств и ведомств, обеспечение повышения качества жизни, повышение уровня удовлетворенности граждан предоставляемыми госуслугами [5].
Население (активное гражданское и бизнес-сообщество) Обеспечение повышения качества жизни, соответствие результатов решений власти ценностям, целям, потребностям населения, формулировка четких правил взаимодействия власти и общества и контроль за их исполнением, увеличение степени возможности участия населения в процессе принятия административных решений, эффективный общественный контроль за необоснованным расходованием бюджетных средств, достижение более открытой, прозрачной, ответственной, внешне подотчетной работы органов публичной власти, доступность и свободный обмен информацией, получение качественных госуслуг [3].
*Источник: составлено на основе следующих источников [3,5,9]
Технология краудсорсинга применяется и при использовании мнения граждан для совершенствования правовых актов, что позволяет осуществить переход от практики простого комментирования к активному привлечению граждан к разработке проектов нормативных документов в форме прямой работы над текстом того или иного правового акта.
Международный опыт взаимодействия органов системы публичной власти и населения при решении общественных, правовых и инфраструктурных проблем с помощью краудсорсинга подтверждает эффективность новых способов организации государственного менеджмента. Во многих зарубежных странах система общественных петиций, реализуемая через такой способ гражданского краудсорсинга, как электронные петиции, способствует результативному вовлечению гражданского общества в решение общественно -государственных вопросов [6].
В России с помощью краудсорсинга развивается институт общественной экспертизы законодательства и решений власти, затрагивающих интересы граждан. В настоящее время уже обсуждены законы об основах социального обслуживания населения, о федеральной контрактной системе, о любительской
и спортивной рыбной ловле. Данные подходы активно используются и представительными органами власти - в регионах, муниципалитетах [10].
В Курской области необходимо реализовать положительный опыт функционирования открытого сетевого краудсорсингового проекта регионов РФ:
- Приморский край (проект «Приморский край: проблемы и решения»),
- Архангельская область («Архангельская область: идеи и решения»),
- Волгоградсая область («Общество и власть: вместе на благо Волгоградской области») [11].
На сайте губернатора Курской области необходимо осуществлять сбор информации о проблемах, а также вопросов и предложений от жителей области для дальнейшего обсуждения и принятия решений [13].
Правила рассмотрения общественных инициатив граждан РФ, выдвигаемых с помощью специализированного сайта электронных петиций в сети Интернет (www.roi.ru), утверждены указом Президента РФ от 04.03.2012 №183. Необходимо утвердить в Курской области региональный экспертный совет по рассмотрению общественных инициатив.
К сожалению, в настоящее время основными проблемами в системе взаимодействия органов системы публичной власти и населения по-прежнему остаются, с одной стороны, показной (а не реальный) характер демократизации публичного управления и демонстрируемая незаинтересованность большинства руководителей территорий во взаимодействии (в т.ч. числе отсутствие поддержки гражданских инициатив), а, с другой - высокий уровень недоверия большинства граждан к власти и глубокая убежденность в том, что их активность ничего не изменит.
Опыт работы с электронными петициями на федеральном уровне показывает, в частности, относительное отсутствие заинтересованности законодателей в рассмотрении поддержанных населением идей и инициатив.
Таким образом, для улучшения процесса коммуникаций власти и общества в Курской области необходимо, по нашему мнению, реализация следующего комплекса мероприятий:
- организация региональными и местными органами власти постоянно действующих механизмов организационной, моральной поддержки активных граждан, создание специальных площадок для коммуникаций власти и общественности, повышение заинтересованности населения в улучшении качества жизни через внедрение технологий конструктивного взаимодействия;
- повышение информированности населения о проблемах региона и муниципального образования, путях их решения, возможных формах участия граждан в решении общественно-значимых вопросов;
- повышение заинтересованности граждан в участии в решении местных дел, уверенности в рациональности сотрудничества с органами системы публичной власти;
- доведение до конкретных участников взаимодействий с органами системы публичной власти результатов реализации совместно разработанных решений (программ), активизация информирования населения о позитивных результатах взаимодействий с органами системы публичной власти;
- разработка рекомендаций для органов системы публичной власти по созданию условий для расширенного внедрения системы поддержки общественных инициатив, введение системы поощрения для муниципалитетов, наиболее эффективно работающих с общественностью.
Список источников:
1. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов [Электронный ресурс]: Правовая система «Консультант плюс».
2. Агамирзян, И. Электронное правительство в контексте глобализации [Текст] / И. Агамирзян // «Компьютерра», № 23 (448), 2015. -с.34-41.Волокитин, А.В., Курносов И.Н. Роль государства в развитии информационного общества. Мин РФ по связи и информатизации [Текст] / А.В. Волокитин, И.Н. Курносов - СПб.: Инфор, 2013. - 170 с.
3. Голубицкая, Е.А. Государственная гражданская служба России в оценках экспертов и населения [Текст] / Е.А. Голубицкая // Социс социологические исследования. 2016. № 8. - с.41-45.
4. Горелова, Н.А. Государство обещает оказывать услуги в режиме онлайн [Текст] / Н.А. Горелова // Московский. 2014. 17 (412). - 38-40.
5. Данилин, А.В. Электронные государственные услуги и административные регламенты. От политической задачи к архитектуре «электронного правительства» [Текст] / А.В. Данилин - М.: АВЕО, 2014. -298с.
6. Дзялошинский, И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества [Текст] / И.М. Дзялошинский - М.: Юнити, 2016. - 204с.
7. Дьякова, Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов [Текст] / Е.Г. Дьякова, А.Д. Трахтенберг - Екатеринбург, 2016. - 178с.
8. Манойло, А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография [Текст] / А.В. Манойло - М.: МИФИ, 2013. - 388 с.
9. Попов, В.Д. Государственная информационная политика: состояние и проблемы формирования. Массовые информационные процессы в современной России: Очерки / Отв. ред. А.В. Шевченко [Текст] / В.Д. Попов -М.: Изд-во РАГС, 2016. - 460 с.
10. Руденкин, В. Н. Гражданское общество в условиях политической трансформации России: субъектное и структурное измерения [Текст] / В.Н. Руденкин - Екатеринбург, 2014. - 464 с.
11. Социальные сети в России: исследование Mail.Ru Group [электронный ресурс]. URL: http://corp.mail.ru/media/files/issledovanie-auditorij-sotcialnykh-setej.pdf (дата обращения 25.04.2017).
12. Официальный сайт Администрации Курской области [электронный ресурс]. URL: http://adm.rkursk.ru/ (дата обращения 25.04.2017).
13. Официальный сайт Губернатора Курской области [электронный ресурс]. URL: http://gub.rkursk.ru/ (дата обращения 25.04.2017).