Научная статья на тему 'Краудсорсинг как технология партисипации в государственном менеджменте'

Краудсорсинг как технология партисипации в государственном менеджменте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
591
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный менеджмент / краудсорсинг / уровень и качество жизни населения / взаимодействие власти и населения / эффективность публичного управления / public management / crowdsourcing / standards and quality of life of the population / interaction government and population / effectiveness of public administration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Епинина В.С.

Статья посвящена вопросам использования в государственном менеджменте новой управленческой технологии – краудсорсинга. Выделены главные цели, которыми руководствуются акторы партисипативного процесса при применении краудсорсинга в публичном управлении. Показана роль реализации указанной технологии в практике деятельности региональных органов публичной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROWDSOURCING AS TECHNOLOGY OF PARTISIPATION IN PUBLIC MANAGEMENT

The article deals with the use of new management technique in public managementcrowdsourcing. The main objectives of participatory process’s actors in the application of crowdsourcing in public administration care identified. The role of crowdsourcing in the practice of regional public authorities is showed.

Текст научной работы на тему «Краудсорсинг как технология партисипации в государственном менеджменте»

№ 2(25), 2012 г.

Выводы и предложения

1. Созданы селекционные стада черных каракульских овец в СПК ПР «Эрдниевский» Юстинского района численностью 1200 голов, в том числе 35 баранов-производителей, обеспечивающие производство каракуля 1-сортов 70-75%, в т. ч. 20-25% жакетного смушкового типа.

2. Удельный вес шкурок крупного размера (более 1275 см2) калмыцких каракульских овец превышает узбекских на 43,4 казахских - на 30,1 и туркменских - на 23,7 %.

3. Физическое состояние каракульских шкурок характеризуется крупным размером, утолщенной мездрой и перерослым волосом, образующим крупные и рыхлые завитки типа короткий валек, боб, штопор, кольцо, ведущим к ослаблению выраженности рисунка и формированию нежелательного смушкового типа - кавказского.

4. Рентабельность производства мясной продукции (получения молодой баранины) от каракулевых овец достигает 65,7%, в то время как рентабельность производства каракуля - только 17%.

5. Дальнейшая селекционно-племенная работа с каракульскими овцами в Калмыкии должна быть направлена на:

• ускорение шерстного покрова новорожденных ягнят;

• снижение выхода каракуля кавказской и жакетно-кавказской группы в увеличении выхода каракуля плоского и ребристо-смушкового типов;

• укорочение волоса и увеличение выхода тонко мездрового каракуля жакетного, плоскоребристого смушковых типов при сохранении крупного размера шкурок и уменьшения выхода малоценного каракуля кавказского смушкового типа.

6. Необходимо проводить убой ягнят на смушки с целью установления первосортных смушек для определения качества маток селекционной группы.

7. В ближайшее время следует разработать отраслевой стандарт по каракульским овцам, так как в России отраслевого стандарта по каракулеводству в настоящее время не имеется.

В. С. ЕПИНИНА

КРАУДСОРСИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПАРТИСИПАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Аннотация: Статья посвящена вопросам использования в государственном менеджменте новой управленческой технологии - краудсорсинга. Выделены главные цели, которыми руководствуются акторы партисипативного процесса при применении краудсорсинга в публичном управлении. Показана роль реализации указанной технологии в практике деятельности региональных органов публичной власти.

Ключевые слова: государственный менеджмент, краудсорсинг, уровень и качество жизни населения, взаимодействие власти и населения, эффективность публичного управления.

В силу того, что государственный менеджмент не является инертной системой, он динамично развивается, находясь в активном, деятельном поиске новых направлений совершенствования и апробирования их на практике. Поэтапная масштабная административная реформа предполагает постепенную и неуклонную демократизацию управленческих отношений в системе публичного управления, а значит, объективно обусловливает необходимость координационной деятельности с помощью партисипации, актуализирующей активное привлечение населения в управление государством не только через процессы общественного контроля, гражданской экспертизы, общественного мониторинга управленческих решений, но и через выявление общественного мнения, вовлечение населения в процесс обсуждения вопросов развития страны, региона, муниципалитета, в т.ч. с помощью технологии краудсорсинга.

Слово «краудсорсинг» (от английских слов «толпа» («сообщество», «множество») и «аутсорсинг») как термин впервые в современной истории применил в 2006 г. журналист Джефф Хауи в статье для журнала Wired «The Rise of Crowdsourcing», которую затем переработал в полноценную книгу

117

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

«Краудсорсинг: коллективный разум как инструмент развития бизнеса» (Crowdsoursing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business, 2009). Он дает два определения краудсорсинга:

1. Передача выполнения работы от агента (обычно работника), традиционно назначенного ее выполнять, к неопределенной, как правило, большой группе людей в форме открытого конкурса.

2. Применение принципов открытого источника в областях за пределами программного обеспечения [13].

Популяризация идеи краудсорсинга началась задолго до изобретения самого термина. В 2004 г. журналист Джеймс Шуровьески опубликовал книгу «Мудрость толпы», заявив, что при правильно заданных условиях поиск решения какой-либо проблемы с опорой на совокупные знания многих людей может быть более эффективной методикой, чем использование знаний и опыта нескольких из них. Шуровьески утверждал, что толпа может быть умной при соблюдении ряда условий:

1. Толпа должна быть разнообразной (состоять из независимых друг от друга людей).

2. Толпа должна быть децентрализованной.

3. Толпа должна иметь возможность выразить свое мнение в единый вердикт [6].

На сегодняшний день под краудсорсингом понимается:

- коллективный разум, коллективный интеллект [2], решение задач любой сложности и любого характера с использованием мудрости миллионов людей [11];

- работа неопределенного круга лиц за пределами организации над каким-либо проектом в пользу конкретной компании [7];

- попытка вовлечь людей в обсуждение и сбор идей [10];

- решение общественно-значимых задач силами множества добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью ИТ [3].

В целом в основе краудсорсинга лежит идея привлечения общества (бесплатно или за символическое вознаграждение) к решению какой-либо задачи путем предоставления возможности высказывать свои предложения (табл. 1).

Таблица 1

Примеры использования краудсорсинга

1. www.wikipedia.org - свободная энциклопедия, предлагающая всем пользователям готовить и править статьи (занимается и «краудфандингом», собирая вокруг себя не только добровольных редакторов, но и меценатов).

2. climateprediction.net - самый большой в мире прогностический эксперимент - люди соединили свои домашние компьютеры, чтобы моделировать климат

3. www.tomtom.com/en_gb/maps/map-share - улучшение (обновление, исправление) карт GPS-навигации

4. www.openstreetmap.org - свободная карта мира, предлагающая пользователям создавать подробные карты городов

5. MyStarbucksidea.com - пользователи делятся мыслями о том, как можно улучшить работу кофеен Starbucks

6. lizaalert.org - добровольцы ищут заблудившихся людей

7. TSC! Russia - известное в специализированных кругах сообщество людей (команда), предоставляющих свободные вычислительные ресурсы своих компьютеров для интернетпроектов распределенных вычислений

8. probok.net - участники предлагают различные варианты оптимизации движения в Москве, и лучшие, после обсуждения подаются в госструктуры

9. genplanmos.ru/discuss all.html - обсуждение проектов реконструкции магистралей в Москве

10. radiation.crowdmap.com - карта радиации - платформа для сбора информации об уровне радиации по всему миру

11. www.russian-fires.ru - карта помощи пострадавшим от пожаров - в виде электронной карты собрана информация о местах возгорания, а также сообщения людей, которые хотят помочь, и тех, кто нуждается в помощи.

12. rynda.org - виртуальная рында - продолжение «Карты помощи...», аккумулируемые сообщения о беде или желании помочь через различные каналы систематизируются и наносятся на карту, размеченную кластерами проблем и найденных решений по всей территории РФ

118

№ 2(25), 2012 г.

Краудсорсинг становится все более актуальным в силу признания несовершенства устоявшихся форм коллективной интеллектуальной работы и отсутствия экспертов для решения определенных уже сегодня существующих задач. С ростом популярности традиционного вида краудсорсинга стали очевидны и его недостатки (табл. 2).

Таблица 2

Преимущества и недостатки применения технологии краудсорсинга

Преимущества Недостатки

Идея «краудсорсинга» общедоступна в десятках областей человеческих знаний. К работе над разнообразными задачами привлекаются миллионы людей, среди которых будут те, кто в состоянии решить поставленную задачу. Краудсорсинг позволяет решить множество проблем, которые трудно решить экспертам-одиночкам. Попросить помощи у сетевых пользователей гораздо дешевле, чем нанимать дорогостоящих консультантов или проводить маркетинговые исследования и внедрять новинки. Компании, использующие краудсорсинг, вполне обоснованно могут заявить, что прислушиваются в своей работе к пожеланиям клиентов. Бесполезный (информационный) «шум» идей, генерируемый пользователями. Недостаточная мотивированность волонтеров. Снижение качества конечного продукта. Писатель-фантаст Теодор Старджон заявил, что «90 процентов всего этого — чушь» [6].

Краудсорсинг, несмотря на все ограничения, находит новые применения в целом ряде индустрий. Чтобы избавиться от недостатков применения, появляются новые поколения краудсорсинга. В качестве примера можно привести технологию синтеллектуального краудсорсинга, созданную российской компанией Witology и построенную на возможности объединения (синергии) интеллектуальных уровней участников. В России одним из первых технологию синтеллектуального краудсорсинга внедрил в свою работу Сбербанк (sberbank21.ru).

Сбербанк стал первым банком, создавшим краудсорсинговый портал (после привлечения к обсуждению сотен «внешних» специалистов для решения форс-мажорной ситуации с отключением сервиса Сбербанка Онлайн), где предлагалось обсуждать вопросы, связанные с внутренней политикой и ценностями организации (в т.ч. популярными некредитными продуктами, уменьшением очередей, инновационной политикой организации). Особый интерес для Сбербанка имеет мнение общественности на тему корпоративной социальной ответственности банка [1].

Рассматривая в качестве технологии партисипации в публичном управлении под краудсорсингом следует понимать изначальное осуществление общественной экспертизы проектов решений органов исполнительной власти, затрагивающих интересы значительного количества жителей страны (региона, города), т. е. учет общественного мнения при принятии управленческих решений, своевременное и эффективное решение существующих проблем, повышение доверия к власти [4].

Актуальность применения в государственном менеджменте технологии краудсорсинга связана с развитием современных информационных и коммуникационных технологий, социальных сетей и различных диалоговых интернет-площадок. Краудсорсинг позволяет органам публичной власти принимать более эффективные управленческие решения с учетом мнений, требований, предложений населения (городов, области, страны) через привлечение к решению затрагивающих его интересы задач путем предоставления возможности высказывать предложения, обсуждать и оценивать эти предложения (табл. 3). Технология краудсорсинга применяется и при использовании мнения граждан для совершенствования правовых актов, что позволяет осуществить переход от практики простого комментирования к активному привлечению граждан к разработке проектов нормативных документов в форме прямой работы над текстом того или иного правового акта.

Международный опыт взаимодействия власти и общества при решении общественных, правовых и инфраструктурных проблем с помощью краудсорсинга подтверждает эффективность новых способов организации государственного менеджмента. Так, результатом всенародного обсуждения в социальных сетях (Фейсбук и Твиттер) и референдума в Исландии стала первая «краудсорсинговая» Конституция [14], референдум по принятию которой задал новый мировой стандарт прозрачности государственной политики и участия в ней граждан. Во многих странах краудсорсинг реализуется через электронные петиции и способствует результативному вовлечению гражданского общества в решение вопросов государственной важности. Впервые в государственном менеджменте такой способ краудсорсинга был реализован в Шотландии (www.scottish.parliament.uk), где появилась возможность в электронной форме отправить свое предложение депутатам [12]. Немецкая система (epetitionen.bundestag.de) создана по

119

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Таблица 3

Главные цели применения краудсорсинга в публичном управлении

Акторы партисипативного процесса Главные цели

Органы публичной власти Соответствие государственных решений интересам различных групп населения, повышение уровня доверия к центральному правительству, местной администрации и к реализуемым ими решениям, получение оптимальных результатов управления при минимальных затратах ресурсов, решение текущих вопросов и определение задач на перспективу, объективная оценка работы министерств и ведомств, обеспечение повышения качества жизни, повышение уровня удовлетворенности граждан предоставляемыми госуслугами

Население (активное гражданское и бизнессообщество) Обеспечение повышения качества жизни, соответствие результатов решений власти ценностям, целям, потребностям населения, формулировка четких правил взаимодействия власти и общества и контроль за их исполнением, увеличение степени возможности участия населения в процессе принятия административных решений, эффективный общественный контроль за необоснованным расходованием бюджетных средств, достижение более открытой, прозрачной, ответственной, внешне подотчетной работы органов публичной власти, доступность и свободный обмен информацией, получение качественных госуслуг

шотландскому примеру и предполагает порог в 50 000 подписей. Аналогичный ценз установлен в Финляндии (www.avoinministerio.fi), где в течение не более 6 месяцев можно голосовать не только за, но и против идеи. В Великобритании (epetitions.direct.gov.uk) интернет-петиция должна набрать за год не менее 100 000 подписей, чтобы ее обсудили в Палате Общин. В США (petitions.whitehouse.gov) петиция попадет на официальное рассмотрение, если наберет 25 000 голосов за 30 дней.

В Российской Федерации работа с электронными петициями официально закреплена в концепции «Российской общественной инициативы», согласно которой электронная петиция, набравшая (по аналогии с Великобританией) 100 000 подписей, станет правотворческим предложением, подлежащим рассмотрению Правительством РФ. Необходимо отметить, что данная Концепция сама подвергалась краудсорсинговой обработке - на портале Демократор (democrator.ru) и на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации (www.economy.gov.ru) в формате сбора предложений и замечаний к проекту Концепции для возможности его последующего обсуждения и дальнейшей корректировки. В апреле 2013 г. должен заработать единый инструмент формирования электронных петиций - портал «Российская общественная инициатива». В настоящее время размещение электронных петиций возможно на порталах «Онлайн Петиция.ру» (www.onlinepetition.ru), «Change.org» (www.change.org/ru), «Наше мнение» (www.mypetition.ru).

Эффективное применение краудсорсинга в государственном менеджменте основано на обеспечении транспарентности и позволяет органам власти вовлечь граждан в работу по изменению жизни в своих регионах. В России с помощью краудсорсинга также развивается институт общественной экспертизы законодательства и решений власти, затрагивающих интересы граждан. В настоящее время уже обсуждены законы об основах социального обслуживания населения, о федеральной контрактной системе, о любительской и спортивной рыбной ловле. Данные подходы активно используются и представительными органами власти в регионах, муниципалитетах.

Первый опыт функционирования открытого сетевого краудсорсингового проекта в регионах был реализован в Приморском крае в рамках проекта «Приморский край: проблемы и решения» (с 07.11 по 31.12 2011), целью которого было объединение (с помощью интернет-технологий) знаний, опыта и творческих способностей граждан для улучшения ситуации в регионе, коллективная работа над идеями и предложениями по решению самых острых проблем края. На основании оценок участников проекта (народной экспертизы) лучшие и наиболее поддержанные сообществом предложения по решению региональных задач и проблем были собраны в итоговый документ для федерального руководства [9].

В Архангельской области в результате работы краудсорсинговой площадки «Архангельская область: идеи и решения» (с 09.02 по 25.03 2012) для нового губернатора было собрано более 240 идей, предложений по решению актуальных проблем области и ее дальнейшему развитию. По результатам экспертизы

120

№ 2(25), 2012 г.

предложений участников профильными министерствами 34 идеи были рекомендованы к реализации и получили статус «Предложение заслуживает поддержки» [5].

В ходе краудсорсингового проекта «Ярославль: ЧМ-2018. Шаг в будущее» (с 26.04 по 24.09 2012) жители города были вовлечены в работу по формулированию предложений, которые позволили бы максимально эффектно и эффективно представить Ярославль и сделать его победителем отборочного марафона среди городов, претендующих на проведение игр в рамках Чемпионата мира по футболу 2018 г. Было собрано более 400 предложений и идей жителей, заинтересованных в проведении в городе игр Чемпионата мира по футболу 2018 г. И, несмотря на то, что Ярославль не вошел в итоговый список городов, аккумулированный массив мнений и предложений граждан будет использован для эффективного развития города.

В Волгоградской области проект гражданского взаимодействия «Общество и власть: вместе на благо Волгоградской области» (с 16.10 2012 по настоящее время) направлен на улучшение работы региональных органов власти и сочетает в себе общественную экспертизу законопроектов (оценка проекта Закона о промышленной политике на территории Волгоградской области), привлечение граждан к выработке, формированию, корректировке долгосрочных программ (обсуждение проекта «Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 г.» и корректировка ДОЦП «Развитие территориального общественного самоуправления Волгоградской области» на 2011-2015 гг.), а также сбор и оценку мнений и предложений по решению актуальных проблем области (размещение и оценка предложений по оптимизации деятельности МФЦ, по работе конкретного Общественного совета и по организационной схеме работы советов как таковых). Планируется, что длительность краудсорсингового проекта будет составлять не менее 1 года.

Специфика начавшегося в конце октября в Зеленограде краудсорсинг-проекта «Новые пути развития Зеленограда» (с 29.10 2012 по настоящее время) проявляется в выявлении ключевых трендов и тенденций в разных отраслях и сферах, которые могут оказать влияние на положение Зеленограда в будущем, и в определении путей развития города как наукограда и превращении его в мировой инновационный центр [8]. Работа проекта продлится около 2 месяцев и предполагает как индивидуальную работу краудсорсеров, так и командную. На обсуждение также вынесена технология формирования стратегии развития города на примере Спрингфилда (США).

В других субъектах Российской Федерации также накоплен региональный опыт раскрытия информации для выполнения стандартов открытости и вовлечения граждан в конструктивный диалог. Так, на сайте губернатора Псковской области (turchak.ru) осуществляется сбор информации о проблемах, а также вопросов и предложений от жителей области для дальнейшего обсуждения и принятия решений. Открытая интернет-площадка «Моя территория» (www.streetjoumal.org) создана при непосредственном участии органов государственной власти Пермского края для взаимодействия жителей города (уже любого на территории Российской Федерации) с представителями органов власти, организациями и службами, ответственными за обеспечение порядка на определенной территории, в городе, в районе. Геоинформационный портал «Наш город. Программа развития Москвы» (gorod.mos.ru) создан по инициативе мэра и правительства города Москвы в 2011 г. для предоставления жителям возможности участвовать в управлении развитием своего города в рамках работ по благоустройству дворовых территорий, капитальному ремонту в многоквартирных домах (включая ремонт подъездов, замену лифтового оборудования и прочие работы), контролировать своевременность и качество проводимых работ.

В целом, широкое применение в государственном менеджменте на всех уровнях и этапах принятия решений технологии краудсорсинга позволяет максимально задействовать преимущества информационнокоммуникативных возможностей XXI в.: повысить открытость работы, прозрачность, подотчетность деятельности государственных органов, объединить население вокруг общих целей, создать условия для проявления общественной инициативы, сформировать важнейшие инструменты обратной связи с активными гражданами, которые хотят внести свой вклад в развитие страны, региона, города.

1. Алексеева Д. RIW 2012: О краудсорсинге глазами бизнеса, власти и общества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: te-st.ru/2012/10/19/riw-2012-crowdcon.

2. Будущее определит «коллективный интеллект». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. sbrf.ru/moscow/ru/press_center/all/?id 114=11013755.

121

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

3. Воейков Д. Эффективен ли краудсорсинг как инструмент демократии? [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pcweek.m/gover/artide/detail.php?ro=143376.

4. Епинина В. С. Использование актуальных технологий и инструментов государственного менеджмента в субъектах Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 47. Режим доступа: www.uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/1706-2012-11-26-08-05-01.

5. Итоги первого этапа проекта «Архангельская область: идеи и решения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: pomor.crowdexpert.ru/results1.

6. Коллективный разум. Что такое краудсорсинг и зачем он нужен? [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.trainings.ua/artide/3516.html.

7. Краудсорсинг как бесплатный маркетинг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.primmarketing.ru/analytics/2011/12/15/crowdsoursing.

8. Новости краудсорсингового проекта «Новые пути развития Зеленограда». [Электронный ресурс]. Режим доступа: zelao-prom.ru/future/news.

9. Новости проекта «Приморский край: проблемы и решения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: primor.fom.ru/node/134.

10. Новые технологии ФОМ: краудсорсинг [Электронный ресурс]. Режим доступа: fom.ru/budushee/ 10553.

11. Сбербанк-краудсорсинг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: sberbank21.ru.

12. Электронная петиция: как идея может стать законом. [Электронный ресурс]..Режим доступа: e-gov.by/themes/best-practices/elektronnaya-peticia.

13. Howe J. Crowdsourcing: a definition. URL: crowdsourcing.typepad.com/.

14. Icelanders approve their crowdsourced constitution [Электронный ресурс]. Режим доступа: gigaom.com/europe/icelanders-approve-their-crowdsourced-constitution.

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.