Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова О. В., Тихонова Л. П.

Авторы статьи рассматривают проблему формирования активной гражданской позиции у студентов как одну из значимых задач обучения в вузе. В современном обществе, благодаря информационным технологиям, многократно возросли возможности манипулирования общественным и индивидуальным сознанием, вовлечения молодых людей в протестную, в том числе противоправную, деятельность. Обучение в вузе должно способствовать не только формированию профессиональных компетенций, но и становлению активной гражданской позиции студентов, поскольку именно от молодого поколения зависит будущее нашей страны. В качестве примера решения воспитательной задачи предлагается методическая разработка по философии с использованием активных методов обучения при изучении темы «Россия - Запад - Восток в диалоге культур».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE TEACHING METHODS IN THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS’ CIVIC ENGAGEMENT

The authors consider the issue of civic engagement among students as one of the significant tasks of studying at university. In modern society, thanks to information technologies, the number of possibilities to manipulate public and individual consciousness, to involve young people in protest actions including illegal activities has increased significantly. Studying at university should contribute not only to the development of professional competencies, but also to the development of active civic engagement among students, since it is the youth who is responsible for the future of our country. As an example of solving an education problem, the authors present a training module on philosophy applying active teaching methods when studying the topic “Russia - West - East in the dialogue of cultures”.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 6 (105). С. 163-175. Cherepovets State University Bulletin, 2021, no. 6 (105), pp. 163-175.

Научная статья УДК 378.147.34

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-6-105-14

Использование активных методов обучения в формировании гражданской

позиции студентов вуза

Ольга Вениаминовна Смирнова1, Людмила Павловна Тихонова2^

1 2Череповецкий государственный университет,

Череповец, Россия,

1 ovsmirnova35@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-1720-1522 2tihonova.l.p@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0002-1708-7160

Аннотация. Авторы статьи рассматривают проблему формирования активной гражданской позиции у студентов как одну из значимых задач обучения в вузе. В современном обществе, благодаря информационным технологиям, многократно возросли возможности манипулирования общественным и индивидуальным сознанием, вовлечения молодых людей в протестую, в том числе противоправную, деятельность. Обучение в вузе должно способствовать не только формированию профессиональных компетенций, но и становлению активной гражданской позиции студентов, поскольку именно от молодого поколения зависит будущее нашей страны. В качестве примера решения воспитательной задачи предлагается методическая разработка по философии с использованием активных методов обучения при изучении темы «Россия - Запад - Восток в диалоге культур».

Ключевые слова: информационное общество, патриотизм, гражданская позиция, формирование, философия, активные методы обучения

Для цитирования: Смирнова О. В., Тихонова Л. П. Использование активных методов обучения в формировании гражданской позиции студентов вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 6 (105). С. 163-175. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-6-105-14.

Active teaching methods in the development of university students' civic engagement

Olga V. Smirnova1, Ludmila P. Tikhonova2H

1, 2Cherepovets State University, Cherepovets, Russia,

'ovsmirnova35@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-1720-1522 2tihonova.l.p@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0002-1708-7160

Abstract. The authors consider the issue of civic engagement among students as one of the significant tasks of studying at university. In modern society, thanks to information technologies, the number of possibilities to manipulate public and individual consciousness, to involve young people in protest actions including illegal activities has increased significantly. Studying at university should

© Смирнова О. В., Тихонова Л. П., 2021

contribute not only to the development of professional competencies, but also to the development of active civic engagement among students, since it is the youth who is responsible for the future of our country. As an example of solving an education problem, the authors present a training module on philosophy applying active teaching methods when studying the topic "Russia - West - East in the dialogue of cultures".

Keywords: information society, patriotism, civic engagement, formation, philosophy, active teaching methods

For citation: Smirnova O. V., Tikhonova L. P. Active teaching methods in the development of university students' civic engagement. Cherepovets State University Bulletin, 2021, no. 6 (105), pp. 163-175. (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-6-105-14.

Введение

Необходимость совершенствования образовательного процесса в высших учебных заведениях в условиях цифровой экономики и растущей информатизации общественной жизни обусловила актуальность темы данного исследования.

Современность предъявляет новые требования к качеству вузовского образования, его содержанию и форме, поскольку знания становятся не только духовной, но и социальной ценностью. Важно отметить, что процесс внедрения информационных технологий в учебный процесс и повседневную жизнь протекает весьма неоднозначно. Люди, особенно молодые, не всегда в состоянии справиться с растущим информационным потоком, разобраться в истинности, личной и социальной значимости получаемых сведений1. Цель нашей работы состоит в изучении влияния информатизации общественной жизни на становление личности, а также демонстрации того, каким образом использование активных методов обучения может способствовать становлению гражданской позиции студентов вуза. В процессе преподавания дисциплин, по мнению авторов, на первый план должны выходить методические приемы, способствующие формированию у обучающихся умений и навыков критически оценивать поступающую информацию, обдуманно действовать в сложных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность за совершаемые поступки, за свою жизнь и благо страны.

Активная гражданская позиция предполагает осознанное участие человека в жизни общества, воспитание у него таких духовных качеств, как гражданственность и патриотизм. Задача высшей школы состоит не только в развитии у студентов профессиональных компетенций, но и в формировании указанных личностных характеристик. Воспитание активной гражданской позиции должно осуществляться на регулярной основе в процессе учебной и внеаудиторной работы.

Изучение философии как учебной дисциплины предоставляет широкие возможности формирования у студентов патриотических чувств и гражданского сознания, основанных на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях

1 Попова С. И., Соловьева Е. Е., Тихонова Л. П. Теоретические основы формирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: материалы IV Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 23-24 марта 2018 г.) / под редакцией В. В. Константинова. Москва: Перо, 2018. С. 303-311.

студентов вуза

российского общества. Посредством активных методов обучения указанные идеалы осознаются студентами не как отвлеченные дидактические единицы, а как информационные поводы, жизненные реальные проблемы, требующие самостоятельного решения и субъективной оценки.

Основная часть

Одним из негативных последствий глобализации социальных процессов является распространение культуры западного образца. С помощью СМИ, посредством экранной культуры и виртуальной реальности людям активно насаждаются идеалы общества потребления, подвергаются пересмотру мировоззренческие ценности, политические, моральные, религиозные нормы и установки, традиционные для отечественной духовной культуры. Кроме того, со стороны Запада ведется агрессивная информационная война, ставящая своей целью ограничить влияние России в мире, ослабить ее позиции в геополитическом пространстве, подорвать внутреннюю стабильность государства. Для этого применяются информационные политтехнологии, направленные прежде всего на молодежную аудиторию, в том числе студентов. Представители данной возрастной группы чаще всего становятся активистами и организаторами массовых акций гражданского неповиновения, участниками разного рода протестных движений. В силу возраста и отсутствия жизненного опыта молодые люди наиболее подвержены информационным манипуляциям.

Причиной возникновения подобной ситуации послужило, на наш взгляд, долгое отсутствие в стране системы воспитательной работы с подрастающим поколением на государственном уровне. В постсоветский период была разрушена система, обеспечивавшая преемственность детских, юношеских и молодежных организаций, отвечавших за мировоззренческое и идеологическое просвещение подрастающего поколения. В течение долгих лет в школьных программах отсутствовал дидактический элемент патриотического воспитания. В 2000-е годы учебные заведения среднего и высшего профессионального образования во многом превратились в учреждения, оказывающие образовательные услуги на коммерческой основе; решение воспитательных задач отошло на второй план. Однако следует отметить, что при отсутствии государственного контроля сферы становления юной личности значительное влияние приобретают радикальные организации, подобные «Исламскому государству» (организация, запрещенная в РФ). Только в последние годы в стране активизировалась работа по военно-патриотическому воспитанию населения (главным образом в рамках таких массовых акций, как «Бессмертный полк», «Диктант Победы» и т. п., приуроченных, как правило, к какой-либо конкретной дате). К сожалению, пока нельзя говорить о том, что эта работа носит системный характер.

Президент РФ В. В. Путин предложил указать в законе «Об образовании в Российской Федерации» следующее: воспитание и обучение личности должно быть направлено на формирование у нее чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Родины. Президент в публичных выступлениях неоднократно подчеркивал, что в стране нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Глава государства считает, что «патриотизм - это

главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете»1.

Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлена социокультурными процессами, происходящими в российском обществе и за рубежом2 Рассуждая об общечеловеческих ценностях, толерантности, идейном плюрализме, не следует забывать, что современный мир не является «царством братских народов». Информационно-компьютерные технологии не обладают ценностной и идейной нейтральностью. Последствия их применения во многом зависят от политической воли и частных интересов конкретных социальных институтов и властных структур. Правящая элита получила больше возможностей для манипуляции общественным и индивидуальным сознанием посредством компьютерных сетей.

В России, как и в других странах, растет число людей, зависимых от идей, представлений и убеждений, навязанных Интернетом. Появились такие понятия, как «виртуальная личность», «сетевой человек», «человек сети» и т. п. Под ними понимается человек, находящийся в психологической зависимости от социальных сетей и технических гаджетов, живущий не столько в реальном мире, сколько в виртуальном пространстве. Нередко скрываясь за вымышленным именем, сетевая личность стремится удовлетворить потребности и реализовать желания, осуществление которых невозможно в действительности. Анонимность и автономность обеспечивают такому индивиду свободу действий, кажущуюся (а иногда и реальную) безнаказанность за свои поступки. По этой причине его деяния могут носить негативный характер с точки зрения моральных и правовых норм. Не следует забывать и о том, что на сегодняшний день против России развернута широкомасштабная информационная война, ее целью является создание негативного образа нашей страны как в мировом сообществе, так и в сознании российских граждан (особенно молодых, плохо знающих историю Отечества). В современном мире все чаще имеют место события, в ходе которых индивид или даже целые социальные группы идут на радикальные действия из-за навязанных ложных идеалов и ценностей, не считаясь с интересами других людей.

Данные факты обусловливают значимость гражданского воспитания молодого поколения. О. И. Пец и О. Г. Даниленко отмечают, что «воспитание гражданина -это одна из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, так как в ней формируются мировоззренческие ориентации, идеалы, принципы, а также происходит становление важных личностных качеств, обеспечивающих жизнь и деятельность молодого гражданина в условиях современного общества»3.

1 Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». URL: https://www.zakonrf.info/doc-36313512/ (дата обращения: 17.08.2021).

2 Хачикян Е. И., Портнова О. А. Формирование гражданственности в образовательном пространстве высшей школы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 6 (218). С. 97-102.

3 Пец О. И., Даниленко О. Г. Формирование активной жизненной позиции студента - одна из задач высшего профессионального образования // Психологические науки. 2015. № 2. С. 83.

студентов вуза

Образование играет важную роль в выборе линии поведения человека как социального субъекта, в становлении его гражданской позиции. Позиция - это сложное качество личности, которое проявляется в отношении человека к себе, своей профессии, окружающим, обществу, государству, самостоятельность в выборе пути1.

Категория «гражданская позиция» - предмет обсуждения многих научных исследований и публикаций. Ученые трактуют ее следующим образом:

- как интегративное личностное образование, т. е. совокупность интеллектуальных, эмоционально-нравственных характеристик, проявляющихся в конкретных поступках (Т. М. Абрамян, Г. И. Аксенова, П. А. Баранов, И. В. Молодцова)2;

- как динамически формирующуюся и развивающуюся совокупность качеств личности гражданина (Т. А. Михейкина, Г. Н. Филонов, Н. И. Элиасберг)3;

- как интегративную систему отношений к государству, праву, обществу и самому себе (Т. В. Кобелева)4;

- как социально-нравственный критерий сформированности личности (А. М. Архангельский, Э. Ф. Зеер, И. С. Кон)5 и др.

Множественность толкований данного термина позволяет сделать вывод, что в современной педагогической науке на сегодняшний день нет единого подхода к пониманию сущности этого феномена.

В контексте настоящей статьи понятие «гражданская позиция» рассматривается нами как «интегративное качество личности, в котором отражаются ее представления о социальном идеале общества, государстве, являющиеся ориентиром ее гражданского поведения в профессиональной деятельности»6.

Философия как одна из дисциплин социально-гуманитарного цикла вузовского обучения призвана играть важную роль в развитии у студента чувства патриотизма, в формировании активной гражданской позиции как элемента духовного становле-

1 Николаева Е. В. Теоретические аспекты понятия «гражданская позиция» // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы XI Международной научно-практической конференции (г. Тамбов, 25 мая - 01 июня 2015 г.) / под редакцией Т. А. Гари-товой и др. Тамбов: Бизнес - Наука - Общество, 2015. С. 452.

2 Молодцова И. В. Становление гражданской позиции старших подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск: КК ИПК РО, 2007. 22 с.

3 Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории / под редакцией Н. И. Элиасберг. Санкт-Петербург: Союз, 2004. 51 с.

4 Андресюк А. М. Результаты теоретического осмысления понятия «гражданская позиция школьников» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 113. С. 82-86.

5 Балахтар В. В. Механизмы реализации манипулятивного воздействия на становление гражданской позиции специалиста социальной сферы // Studia Humanitatis. 2016. № 4. URL: http://st-hum.ru/content/balahtar-vv-mehanizmy-realizacii-manipulyativnogo-vozdeystviya-na-stano-vleme-grazManskoy (дата обращения: 17.08.2021).

6 Николаева Е. В. Теоретические аспекты понятия «гражданская позиция» // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы XI Международной научно-практической конференции (г. Тамбов, 25 мая - 01 июня 2015 г.) / под редакцией Т. А. Гари-товой и др. Тамбов: Бизнес - Наука - Общество, 2015. С. 453.

студентов вуза

ния личности. Активная гражданская позиция - приобретенное качество, оно развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Компонентами активной гражданской позиции являются социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Процесс формирования гражданской позиции молодежи изучается в отечественной педагогике (Г. Д. Аверьянова, А. Ф. Никитин, В. А. Сухомлинский, Н. И. Щукин и др.), однако вопросы ее формирования у студентов высших учебных заведений практически не рассматриваются. Несмотря на то что термин «формирование» является «междунаучным» понятием, он определяется как педагогическая категория и отражает процесс становления личности человека под воздействием социальных, экологических, педагогических и экономических факторов1. По этой причине термин «формирование гражданской позиции студентов вуза» понимается нами как процесс становления гражданской позиции обучающихся высших учебных заведений под воздействием социальных, экологических, педагогических, экономических факторов. Важно отметить, что в педагогических исследованиях недостаточно широко представлен опыт успешного протекания данного процесса в условиях вуза, что представляет собой актуальную проблему и требует научного анализа.

Влияние педагогических воздействий на формирование гражданской позиции студентов в высшей школе может быть, на наш взгляд, весьма продуктивным. Результативность обучения и воспитания определяется условиями, которые педагоги создают на лекциях и практических занятиях, т. е. содержанием учебного предмета, формами и методами взаимодействия субъектов образовательного процесса. Содержание обучения регламентируется ФГОС, учебными программами, оно нацелено на формирование общекультурных компетенций будущих специалистов. Выпускник вуза должен овладеть такими компетенциями ценностно-смысловой направленности, как понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления. Не менее важны компетенции социального взаимодействия: способность использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности; готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости; умение разрешать конфликтные ситуации; способность к социальной адаптации; коммуникативность; толерантность; способность работать в коллективе.

Безусловно, сами по себе ФГОС, учебные программы не сделают студента патриотом и гражданским активистом. Студенты должны быть заинтересованы в своем социальном и духовном развитии, им следует уделять внимание активной работе по предмету, а роль преподавателя состоит в обеспечении этой активности, с помощью варьирования педагогических методов и приемов обучения. Метод - способ достижения поставленной образовательной цели, а цель, в свою очередь, - предполагаемый результат2.

Ведущая роль в изучении учебных дисциплин, достижении учебных и воспитательных целей принадлежит активным методам обучения. Они представляют собой «способы организации взаимодействия педагога и обучающегося, которые обеспе-

1 Подласый И. П. Педагогика. Москва: Юрайт; ИД Юрайт, 2011. 574 с.

2 Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989. 192 с.

студентов вуза

чивают активизацию мышления студента за счет использования полилоговых и диалоговых форм организации учебного процесса и постоянное вовлечение в процесс самостоятельной творческой выработки предложений по решению социально и лич-ностно значимых проблем или задач, направлены на формирование ключевых образовательных и социально-профессиональных компетенций»1. Исследованию содержания активных методов обучения посвящены работы А. А. Вербицкого, А. М. Смолкина, Г. П. Щедровицкого и др. Классификацией активных методов обучения занимались О. С. Анисимов, Ю. С. Арутюнов, Ю. Н. Емельянов, А. П. Панфилов, А. М. Смолкин2.

Ученые предлагают различные подходы к классификации, используя в качестве отличительных признаков каждой группы методов такие критерии, как степень активизации слушателей, характер учебно-познавательной и игровой деятельности, способ организации игрового взаимодействия, место проведения занятий, их целевое назначение, тип используемой имитационной модели и др.

Однако вместе с тем авторы отмечают, что введение активных методов обучения в общую классификацию обучающих методов весьма затруднительно, поскольку большинство из них полифункционально: они позволяют сформировать у обучающихся познавательные и профессиональные мотивы и интересы; научить коллективной мыслительной и практической работе; сформировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений; воспитать чувство ответственности по отношению к делу, социальным ценностям и установкам профессионального коллектива и общества в целом. В обучении посредством активных методов неразрывно связаны между собой исполнительские и самоопределенческие, проектировочные и рефлексивные процессы, а также дидактические, воспитательные и развивающие цели. Они дают студентам большую информационную свободу, обеспечивая доступность любых источников; предоставляют возможность осознанно выбирать формы подготовки и виды учебной деятельности; значительно расширяют область визуализации учебного материала, делая визуально репрезентативным выступление на семинарском или практическом занятии; формируют навык работы в коллективе. По этой причине активными методами обучения можно считать способы организации, осуществления и управления учебной деятельностью, при которых обучающиеся становятся равноправными и заинтересованными субъектами образовательного процесса. Их использование обеспечивает максимальное стимулирование познавательных потребностей и когнитивных способностей студентов3, а также положительно сказывается на духовном развитии и становлении личности студентов.

1 Чечет В. В., Захарова С. Н. Активные методы обучения в педагогическом образовании. Минск: БГУ, 2015. С. 14.

2 Смолкин А. М. Методы активного обучения. Москва: Высшая школа, 1991. 176 с.

3 Чечет В. В., Захарова С. Н. Активные методы обучения в педагогическом образовании. Минск: БГУ, 2015. С. 16.

ISSN 1994-0637 169 (print)

студентов вуза

В качестве примера приведем методическую разработку по теме «Россия - Запад - Восток в диалоге культур». Семинар по данной теме проводится в форме игры-дискуссии.

Цель занятия - познакомить студентов с основными теоретическими походами к определению места и роли России в мировой истории и современном геополитическом пространстве.

Основные задачи занятия состоят в формировании навыков аналитического мышления и устного выступления; развитии умения давать критическую оценку социально-значимой проблеме, опираясь на теоретическую и учебную литературу; помощи студентам в формулировании собственной позиции по названной теме.

Порядок проведения игры-дискуссии предусматривает распределение студентов по рабочим группам; изучение участниками рабочих групп литературы по теме и подготовку выступлений (презентаций); выступление с докладами от каждой рабочей группы (в течение 10-15 мин.); аудиторное обсуждение и оценку выступлений. В состав участников входят преподаватель, члены рабочих групп («славянофилы», «западники», «евразийцы») и эксперты из числа студентов (3 человека). В ходе подготовки к игре студенты самостоятельно ищут и изучают теоретическую литературу по проблеме, распределяют обязанности внутри рабочей группы, готовят доклад-презентацию.

В качестве учебной установки рассматривается следующее положение: в отечественной философской литературе традиционным является спор о месте и роли нашей страны в мировом культурно-цивилизационном развитии. Условно можно выделить три основных теоретических подхода к решению данной проблемы, а сторонников каждого из них обозначить как последователей Концепций, отражающих идейные установки подходов, зародившихся в русской философии XIX в., активно развивавшихся на протяжении ХХ столетия и остающихся в центре внимания отечественных мыслителей в XXI в. (приверженцы и продолжатели есть у каждого из этих направлений).

Славянофилами принято считать сторонников идеи исторической самобытности русского народа, автономности и уникальности социокультурного пути России. Родоначальниками этой идеи были русские философы А. С. Хомяков, К. С. Аксаков и др., они полагали, что политически, экономически и духовно западные социальные модели для России разрушительны, а потому она должна придерживаться своего особого пути. Основу их идей составляла мессианская роль России в истории.

В отличие от славянофильства западничество не представляло собой единого идейного течения. В западничестве условно можно выделить два направления - радикальное и умеренное. Первое было представлено революционно-демократическим течением, к которому принадлежали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев и др. Либерально-буржуазное течение представляли Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и проч. Западники указывали на экономическую, политическую, культурную отсталость России от передовых западноевропейских стран. Решить данную проблему первые предлагали революционным путем «снизу» (через крестьянскую общину), вторые - посредством либеральных реформ «сверху». Только

студентов вуза

тогда Россия, по их мнению, должна стать полноправным членом европейской и мировой цивилизации.

Идеи евразийства выдвинули и разрабатывали в начале ХХ в. представители русского философского зарубежья - Н. С. Трубецкой, Г. Ф. Флоровский, Л. П. Карсавин. Они отводили России (как особому этнографическому миру) «срединное» место, роль своеобразного моста между Востоком и Западом. Сторонники данной теории считали, что задача «догнать Запад» является ложной и вредной для сопредельных культур, поскольку формирует у народов комплекс неполноценности. Страны, ставшие на путь подражания Западу, теряют свое «лицо», утрачивают национальную идентичность, становятся беззащитными перед внешней военной и духовной агрессией.

Следует подчеркнуть, что при всем различии взглядов основоположников данных концепций и их последователей, всех этих философов и общественных деятелей объединяет чувство истинного патриотизма и глубокой любви к Отечеству. Несмотря на условность данного деления, сторонники и противники названных подходов присутствуют и в современной отечественной философии, и в социальной науке.

В ходе подготовки и проведения занятия у студентов появляется возможность ознакомиться с воззрениями отечественных мыслителей прошлого и настоящего, задуматься над аргументами сторонников и противников указанных концепций, обсудить различные аспекты темы, выработать и обосновать собственную позицию по вопросу о месте и роли России в мировой истории.

Данная форма проведения семинара обеспечивает включенность в учебный процесс каждого студента, дает возможность почувствовать свою ответственность за общее дело, проявить инициативу, выступив в роли эксперта или основного докладчика, сформулировать свое отношение к вынесенной на обсуждение проблеме на основе рефлексии, а не формально усвоенных догм.

Использование активных методов обучения в преподавании таких разделов, как социальная философия, философия человека, аксиология и этика, философия науки и техники, также позволяют акцентировать внимание студентов на наиболее значимых вопросах текущей социальной реальности, способствовать становлению и формированию определенных духовных ценностей: патриотизма и гражданственности, гуманизма и т. п.

Выводы

Внедрение информационных технологий в учебный процесс и нашу повседневную жизнь принимает все более интенсивный характер. Не каждый человек способен справиться с растущим информационным потоком, разобраться в истинности и социальной значимости получаемых сведений. Особенно это касается молодежи. Их осознанное участие в жизни общества возможно лишь при условии сформированно-сти активной гражданской позиции. Гражданская позиция - интегративное качество личности, в котором отражаются ее представления о социальном идеале общества, государстве, являющиеся ориентиром ее поведения в профессиональной деятельности. По этой причине одной из важнейших задач высшей школы служит развитие у

студентов вуза

студентов умений и навыков критически оценивать поступающую информацию, обдуманно действовать в жизненных ситуациях, брать на себя ответственность за совершаемые поступки, за свою жизнь и благо страны.

Философия представляет собой дисциплину, способную акцентировать внимание обучающихся на наиболее значимых вопросах текущей социальной реальности, помогать становлению таких духовных ценностей, как патриотизм, гражданственность, гуманизм, которые являются основой формирования активной гражданской позиции человека. Использование активных методов обучения в преподавании философии позволяет решать данные дидактические и воспитательные задачи, стимулировать поиск обучающимися верных жизненных ориентиров, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, ответственного отношения к делу и установкам профессионального коллектива и общества в целом.

Как показывает практика проведения занятий в подобной форме, студенты проявляют большую заинтересованность. Они учатся не только овладевать основными способами и средствами получения, хранения, переработки информации; обладать навыками работы с техническими средствами обучения (поиск и отбор информации); уметь использовать информационные технологии в профессиональной и социальной деятельности (как того требуют ФГОС и учебная программа), но и работать в команде, распределять обязанности внутри коллектива, нести ответственность за совместную деятельность. У них возникает потребность в самообразовании, появляется способность к самостоятельному освоению и использованию новых знаний, постоянному творческому росту. В результате изучения темы студенты свободнее оперируют философскими понятиями, выдвигают, обосновывают суждения, гипотезы и теории; при обсуждении опираются на усвоенные философские знания, мировоззренческую позицию; анализируют основные этапы и закономерности исторического развития общества; выражают и обосновывают свою гражданскую и личностную точку зрения по вопросам, касающимся целостного отношения к миру.

Для преподавателя применение активных методов в учебном процессе дает возможность разнообразить формы обучения, обеспечивает эффективный способ текущего и итогового контроля знаний студентов; позволяет экономить время при подготовке к лекциям и семинарам, поскольку предполагает высокую степень самостоятельности студентов в работе. Особое место при планировании занятий отводится определению темы, ее содержания, конкретизации целей и их соответствию образовательным результатам, выбору методов обучения, а также учебных заданий, вопросов, ситуаций, которые, с одной стороны, представляли бы актуальную социально значимую проблему, а с другой - позволяли бы заинтересовать студентов, мотивировать и активизировать их, стимулируя потребность высказаться, вступить в дискуссию и обосновать собственное мнение по обозначенной проблеме.

Становление гражданской позиции студентов вуза в частности и всей молодежи в целом подвержено влиянию не только педагогических, но и социальных, экологических, экономических факторов. По этой причине перед педагогическим сообществом и государством стоит актуальная задача поиска соответствующих приемов и

студентов вуза

методов формирования данного качества личности как в учебной, так и внеучебной деятельности.

Список источников

Андресюк А. М. Результаты теоретического осмысления понятия «гражданская позиция школьников» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 113. С. 82-86.

Балахтар В. В. Механизмы реализации манипулятивного воздействия на становление гражданской позиции специалиста социальной сферы // Studia Humanitatis. 2016. № 4. URL: http://st-hum.ru/content/balahtar-vv-mehanizmy-realizacii-manipulyativnogo-vozdeystviya-na-stanovlenie-grazhdanskoy (дата обращения: 17.08.2021).

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989. 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории / под редакцией Н. И. Элиасберг. Санкт-Петербург: Союз, 2004. 51 с.

Меськов В. С., Сабанина Н. Р. Равна ли сила действия силе противодействия, если она мягкая? // Вопросы философии. 2017. № 10. С. 47-53.

Молодцова И. В. Становление гражданской позиции старших подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск: КК ИПК РО, 2007. 22 с.

Мясникова Л. А. Экономика постмодерна и отношения собственности // Вопросы философии. 2002. № 7. С. 5-16.

Николаева Е. В. Теоретические аспекты понятия «гражданская позиция» // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы XI Международной научно-практической конференции (г. Тамбов, 25 мая - 01 июня 2015 г.) / под редакцией Т. А. Гари-товой и др. Тамбов: Бизнес - Наука - Общество, 2015. С. 450-453.

Пец О. И., Даниленко О. Г. Формирование активной жизненной позиции студента - одна из задач высшего профессионального образования // Психологические науки. 2015. № 2. С. 82-86.

Подласый И. П. Педагогика. Москва: Юрайт; ИД Юрайт, 2011. 574 с.

Попова С. И., Соловьева Е. Е., Тихонова Л. П. Теоретические основы формирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания // Социально -психологическая адаптация мигрантов в современном мире: материалы IV Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 23-24 марта 2018 г.) / под редакцией В. В. Константинова. Москва: Перо, 2018. С. 303-311.

Смолкин А. М. Методы активного обучения. Москва: Высшая школа, 1991. 176 с.

Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». URL: https://www.zakonrf.info/doc-36313512/ (дата обращения: 17.08.2021).

Хачикян Е. И., Портнова О. А. Формирование гражданственности в образовательном пространстве высшей школы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 6 (218). С. 97-102.

Чечет В. В., Захарова С. Н. Активные методы обучения в педагогическом образовании. Минск: БГУ, 2015. 127 с.

References

Andresiuk A. M. Rezul'taty teoreticheskogo osmysleniia poniatiia "grazhdanskaia pozitsiia shkol'nikov" [Results of the theoretical conceptualization of the concept "Schoolchildren's civic

студентов вуза

position"]. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences], 2009, no. 113, pp. 82-86.

Balakhtar V. V. Mekhanizmy realizatsii manipuliativnogo vozdeistviia na stanovlenie grazhdanskoi pozitsii spetsialista sotsial'noi sfery [Implementation mechanisms of manipulative influence on the formation of the civic position of a specialist in a social sphere]. Studia Humanitatis [Studia Humanitatis], 2016, no. 4. Available at: http://st-hum.ru/content/balahtar-vv-mehanizmy-realizacii-manipulyativnogo-vozdeystviya-na-stanovlenie-grazhdanskoy (accessed: 17.08.2021).

Bespal'ko V. P. Slagaemye pedagogicheskoi tekhnologii [Components of pedagogical technology]. Moscow: Pedagogika, 1989. 192 p.

Grazhdansko-pravovoe obrazovanie i vospitatel'nyi potentsial kursov istorii [Civil law education and educational potential of history courses; ed. by N. I. Eliasberg]. St Petersburg: Soiuz, 2004. 51 p.

Mes'kov V. S., Sabanina N. R. Ravna li sila deistviia sile protivodeistviia, esli ona miagkaia? [Is acting power equal to counter power, if it is soft?] Voprosy filosofii [Problems of Philosophy], 2017, no. 10, pp. 47-53.

Molodtsova I. V. Stanovlenie grazhdanskoi pozitsii starshikh podrostkov [Development of civic engagement among young adults: Abstract Cand. thesis in Pedagogical Sciences]. Krasnoiarsk: KK IPK RO, 2007. 22 p.

Miasnikova L. A. Ekonomika postmoderna i otnosheniia sobstvennosti [Postmodern economics and property relations]. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy], 2002, no. 7, pp. 5-16.

Nikolaeva E. V. Teoreticheskie aspekty poniatiia "grazhdanskaia pozitsiia" [Theoretical aspects of the concept "civic engagement"]. Lichnostnoe i professional'noe razvitie budushchego spetsialista: materialy XI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (g. Tambov, 25 maia - 01 iiunia 2015 g.) [Personal and professional development of the future specialist: proceedings of the XI International research and practice conference (Tambov, May 25 - June 01, 2015); ed. by T. A. Garitova i dr.]. Tambov: Biznes - Nauka - Obshchestvo, 2015, pp. 450-453.

Pets O. I., Danilenko O. G. Formirovanie aktivnoi zhiznennoi pozitsii studenta - odna iz zadach vysshego professional'nogo obrazovaniia [The formation of active life position of a student is one of the tasks of higher education]. Sovremennaia nauka [Modern science], 2015, no. 2, pp. 82-86.

Podlasyi I. P. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow: Iurait; ID Iurait, 2011. 574 p.

Popova S. I., Solov'eva E. E., Tikhonova L. P. Teoreticheskie osnovy formirovaniia grazhdanskoi identichnosti uchashchikhsia v usloviiakh polikul'turnogo vospitaniia [Theoretical foundations for the students' civic identity development in multicultural education]. Sotsial'no-psikhologicheskaia adaptatsiia migrantov v sovremennom mire: materialy IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (g. Penza, 23-24 marta 2018 g.) [Socio-psychological adaptation of migrants in the modern world: proceedings of the IV International research and practice conference (Penza, March 23-24, 2018); ed. by V. V. Konstantinov]. Moscow: Pero, 2018, pp. 303-311.

Smolkin A. M. Metody aktivnogo obucheniia [Methods of active training]. Moscow: Vysshaia shkola, 1991. 176 p.

Federal'nyi zakon ot 31.07.2020 № 304-FZ "O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon 'Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii ' po voprosam vospitaniia obuchaiushchikhsia " [Federal law No. 304-FZ of 31 July 2020 "On the introduction of amendments to the law of the Russian Federation "On education in the Russian Federation" concerning questions of students' mentoring"]. Available at: https://www.zakonrf.info/doc-36313512/ (accessed: 17.08.2021).

Khachikian E. I., Portnova O. A. Formirovanie grazhdanstvennosti v obrazovatel'nom prostranstve vysshei shkoly [The formation of civic consciousness in educational space of high school]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Orenburg State University], 2018, no. 6 (218), pp. 97-102.

Chechet V. V., Zakharova S. N. Aktivnye metody obucheniia v pedagogicheskom obrazovanii [Active teaching methods in pedagogical education]. Minsk: BGU, 2015. 127 p.

Сведения об авторах

Ольга Вениаминовна Смирнова - кандидат философских наук, профессор; https://orcid.org/0000-0003-1720-1522, ovsmirnova35@gmail.com, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Olga V. Smirnova -Candidate of Philosophical Sciences, Professor; https://orcid.org/0000-0003-1720-1522, ovsmirnova35@gmail.com, Cherepovets State University (5, Lunacharsky pr., 162600 Cherepovets, Russia).

Людмила Павловна Тихонова - кандидат педагогических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0002-1708-7160, tihonova.l.p@mail.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Ludmila P. Tihonova -Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0002-1708-7160, tihonova.l.p@mail.ru, Cherepovets State University (5, Lunacharsky pr., 162600 Cherepovets, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 11.10.2021; одобрена после рецензирования 20.10.2021; принята к публикации 28.10.2021.

The article was submitted 11.10.2021; Approved after reviewing 20.10.2021; Accepted for publication 28.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.