Научная статья на тему 'Формирование гражданской активности студента в процессе изучения правовых дисциплин'

Формирование гражданской активности студента в процессе изучения правовых дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CIVIC ENGAGEMENT / ПАРТИСИПАТИВНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЕМ СТУДЕНТОВ / PARTICIPATIVE STYLE OF MANAGEMENT TEACHING STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Ирина Александровна

Большое количество проблем в обществе возникает из-за недостаточного развития гражданских институтов и невысокой гражданской активности населения России. Данная проблема может быть решена только лишь путем воспитания активной гражданской позиции студентов в системе высшего образования. Для решения поставленной задачи представляется возможность использования партисипативного стиля управления учением студентов в процессе изучения правовых дисциплин. Данный стиль дает возможность поиска и выбора педагогических средств, при которых акцентируется внимание на выявлении существенных черт взаимодействия преподавателя и студента, ведущих к формированию искомого качества гражданской активности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF CIVIL ACTIVITY OF STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING LEGAL DISCIPLINES

Numerous problems in the society are caused by poor development of civil law bodies, and, as the original cause of it, by insufficiently developed social activity of the Russia’s population. This problem can be solved only by developing active citizenship in the system of the higher education. To solve this problem it is offered to use participial style of managing students study in the course of studying legal disciplines. The given style makes it possible for an individual to seek and choose the means which accentuate discovering characteristic features of interactions of the teacher and the student, leading to formation of the attainable quality civic engagement of the student

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской активности студента в процессе изучения правовых дисциплин»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-3-85-91

УДК 37.02 ББК 74.480.0

И.А. Кравченко

(Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Челябинск, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Большое количество проблем в обществе возникает из-за недостаточного развития гражданских институтов и невысокой гражданской активности населения России. Данная проблема может быть решена только лишь путем воспитания активной гражданской позиции студентов в системе высшего образования. Для решения поставленной задачи представляется возможность использования партисипативного стиля управления учением студентов в процессе изучения правовых дисциплин. Данный стиль дает возможность поиска и выбора педагогических средств, при которых акценти- 1 руется внимание на выявлении существенных черт взаимодействия преподавателя и студента, ведущих к формированию искомого качества - гражданской активности § студента.

Ключевые слова: гражданское общество, гражданская активность, партисипатив- | ный стиль управления учением студентов. §

I.A. Kravchenko

(Financial University of the Government of the Russian Federation, Chelyabinsk, Russia)

THE FORMATION OF CIVIL ACTIVITY OF STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING LEGAL DISCIPLINES

<u

T

<u о о <u J о ср d m ra i— x <u

S

о о

Numerous problems in the society are caused by poor development of civil law bodies, and, as the original cause of it, by insufficiently developed social activity of the Russia's population. This problem can be solved only by developing active citizenship in the system of the higher education. To solve this problem it is offered to use participial style of managing students study io in the course of studying legal disciplines. The given style makes it possible for an individual to seek and choose the means which accentuate discovering characteristic features of interactions of the teacher and the student, leading to formation of the attainable quality - civic engagement of the student.

Keywords: civil society, civic engagement, participative style of management teaching students.

о

о ©

В настоящий период различные сферы жизнедеятельности общества проходят этап огосударствления, отчуждения граждан от государственной власти, личность утрачивает свою целостность, в силу вступают отношения властно-подчиненные, что негативно сказывается на формировании гражданского общества в России.

Для развития гражданского общества необходима система социальных отношений и институтов, выражающих волю и защищающих интересы граждан. Задачей российского гражданского общества на современном этапе является необходимость социально-экономической, политической, правовой активизации граждан, создания условий для осознания ими своих прав и свобод, своей индивидуальности, умения защищать свои интересы, что, в свою очередь, будет способствовать становлению состязательности, соперничества, модульности - сил, побуждающих процветание каждого социального института [5]. Становление и функционирование в полном объеме институтов гражданского общества невозможно без активности личности, желающей отстаивать свои права. В этой связи актуализируется роль образовательной организации, важнейшей задачей которой является предоставление каждому учащемуся возможности реализовать свой опыт, способности, творческий потенциал, формировать, выражать и обосновывать свою позицию.

Благодаря перестройке высшего образования открываются новые возможности для подготовки гражданина с активной гражданской позицией. О необходимости достижения соответствующего уровня говорится и в законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», где сформулированы основные принципы государственной о политики и правового регулирования от-| ношений в сфере образования: гумани-го стический характер образования, прио-^ ритет жизни и здоровья человека, прав ± и свобод личности, свободного развития

личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования [12].

В качестве ключевых целей современного образования выступает формирование личности каждого учащегося, превращение его в субъект собственной жизни в мире. Это означает, что сегодня перед высшим учебным заведением стоит задача - обеспечить вхождение индивида в гражданское общество через канал образования с активной гражданской позицией. В то же время опыт показывает, что в действительности высшее образование не всегда способно гарантировать развивающейся личности условия интеграции в новоисторическую ситуацию в силу противоречивости современного образовательного процесса. Традиционное содержание, цели, сроки образования являются фактически навязанными извне. Но, как известно из психологии (Ю.М. Орлов, В.А. Петровский и др.), не бывает мотивации на достижение чужих, навязанных целей [9; 10].

Современный период развития общества, характеризующийся инновационными изменениями, требует объединения научно-педагогических сил для обновления имеющейся и создания более эффективной стабильной и высокопрофессиональной системы образования, способной обеспечить эволюцию социокультурного потенциала страны.

За последние годы в области образования вообще и управления образованием в частности произошли существенные изменения: приведены в соответствие с федеральным устройством России полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в образовательной сфере; заложена правовая база академической самостоятельности учебных заведений; преодолевается ведомственный подход к управлению образовательными учреждениями; осуществляется взаимо-

действие государственных и общественных форм управления образованием, ведущую роль начинают играть профессиональные объединения работодателей, которые, разрабатывая квалификационные требования к специалистам, способствуют актуализации образовательных стандартов в системе среднего и высшего образования.

Базовой целью дальнейшего реформирования является создание эффективной системы образования, обеспечивающей его высокое качество, способного дать гражданина с высокой гражданской активностью. В результате чего эффективность становления гражданского общества зависит от уровня и качества правовой образованности учащихся при помощи правовых дисциплин. Это, в свою очередь, выдвигает предположение о том, что среди многообразия внешних и внутренних условий для формирования правообразованной личности необходимы:

1) опора на различные виды и организационные формы правообразователь-ной деятельности, что позволит молодежи овладеть высокой правовой культурой и занять достойное положение субъекта социальной деятельности в обществе;

2) разработка и систематическое обновление учебных методик и программ по правовому образованию для достижения высокого уровня правовой культуры и формирования гражданского общества;

3) создание в студенческих сообществах демократического микроклимата, который способствовал бы повышению уровня правового образования.

Что же касается учения, то управление им для достижения поставленной цели заслуживает особого внимания. Оно должно быть гибким и многоаспектным,так как объект его неравновесный, открытый. Важно в максимальной степени учесть все свойства учения студентов и, в первую очередь, то обстоятельство, что управлять учением

извне можно лишь отчасти, поскольку оно обладает своими внутренними степенями свободы, не достижимыми для воздействия извне. Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения преподаватель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности в области управления образованием. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность образования, а также особенности развития личности и формирование межличностных отношений в учебной группе. Учитывая все это, важно в каждом конкретном случае управлять эволюцией учения сбалансировано, органично сочетать внешние и внутренние воздействия. Эффективнее всего это можно осуществить на основе партисипативного стиля управления учением студентов, позволяющего каждому учащемуся полноценно овладеть знаниями, умениями и общекультурными компетенциями при освоении правовых дисциплин, в процессе изучения которых происходит становление высокого уровня правовой культуры. Применение партисипативного стиля управления учением студентов рассматривается как глобальная идея, обеспечивающая подготовку и переход на новую траекторию воспитания правовой культуры подрастающего поколения и формирование гражданского общества.

Проблематикой партисипативного подхода стали наиболее активно интересоваться в последнее время. Ее разработкой занимались Ю.Л. Загуменнов, Т.Ф. Лошакова, К.А. Нефедова и др. [6]. Анализ психолого-педагогической, управленческой и специальной литературы показывает, что данная проблема является новой для современной науки, хотя и существуют отдельные разработки по реализации некоторых компонентов партисипативного стиля управления учением. В частности это вопросы руко-

о ^

X _0 со

0 со го

с

к ^

1

ф

т

ф

о

о ф

^

о с со го

ф 5

о

0

1

со

0

1

го

го

го ш о

о ©

водства и организации жизни и деятельности коллектива студентов, их подготовки к самостоятельной жизни и труду, развития личности, формирования студенческого коллектива и т.д.

Анализ научной литературы показал (Е.Ю. Никитина, И.С. Костюк и др.), что партисипативный стиль соотносится с такими категориями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность». Это обусловлено, вероятно, особенностями перевода с английского языка и стремлением найти более точный русский аналог указанному термину [8]. В то же время некоторые авторы (У. Джек Дункан, W.E. Deming и др.) различают данные категории, стремясь придать партисипа-тивности более широкий или, наоборот, узкий смысл, усилить семантические оттенки [2; 13].

Анализ российской и зарубежной управленческой литературы позволил нам выявить некоторые различия в употреблении терминов «участие», «партисипатив-ность», «соучастие», «вовлеченность». В результате было установлено, что категория «участие» рассматривается [7]:

1) как метод организации педагогического (в том числе и студенческого) коллектива, способствующий развитию отношений взаимной ответственности, сотрудничества, сплочению его членов;

2) как результат или следствие демократического стиля управления педагогическим коллективом;

3) в качестве синонима понятия «делегирование».

В то же время партисипативный стиль управления учением студентов рассматривается в качестве:

1) организационной идеи, принципа управления организацией;

2) управленческого феномена, заключающегося в участии рядовых сотруд-

° ников в управленческих процессах;

^ 3) метода мотивации и организации го членов коллектива;

^ 4) средства повышения качества управленческих решений в организации.

Таким образом, категория «парти-сипативность» представлена несколько шире понятия «участие», которое рассматривается учеными преимущественно в значении метода, способа организации людей при выполнении управленческих функций, а также решении организационных проблем. Что касается дефиниции «соучастие», то она в основном рассматривается как совместное решение проблем руководителем и подчиненным (О.С. Виханский, Б.Л. Еремин, А.И. Наумов и др.) [1], а термин «вовлеченность» является более узким и употребляется исследователями только тогда, когда они стремятся подчеркнуть нетрадиционное для организации наделение сотрудников теми или иными управленческими полномочиями (У. Джек Дункан, А.В. Карпов, А. Маслоу и др.) [2].

Категория «партисипативность» трактуется как альтернатива авторитарности, директивности, принуждения. Соглашаясь с мнением Д.С. Синка [11], мы считаем, что партисипативный подход будет означать:

1) консультации, поиски согласованного решения между преподавателем и студентом в рамках обсуждения практико-ориентированных ситуаций по правовым дисциплинам;

2) целенаправленные, систематизированные попытки выявить и использовать индивидуальный и коллективный опыт всех членов учебной группы при проведении практических занятий по правовым дисциплинам;

3) совместное принятие решений в рамках деловых игр;

4) возможность создать надлежащие условия и установки, а также механизм для улучшения сотрудничества между преподавателем и обучающимися.

Нам импонирует мысль Д. Синка о необходимости системного использования соучаствующего стиля управления учением студентов, так как эпизодическое использование партисипативности приводит к восприятию «участия» как

игры, хозяином в которой все-таки остается преподаватель. Весьма важной для реализации партисипативного стиля управления учением студентов в рамках правовых дисциплин является позиция Э. Локе, согласно которой процедуры целеполагания и принятия решений преподавателем и студентами являются совместными [3]. М. Сашкин идет в своих изысканиях дальше и предлагает расширить понятие партисипативности за счет включения в него еще двух форм: совместного решения возникающих проблем, а также участия студентов в планировании и осуществлении организационных изменений в образовательном процессе [3].

Немаловажным при достижении основной цели - развитие гражданской активности студента - является тот факт, что лицо, принимающее решение, как подчеркивает в своих работах Ю. Козе-лецкий, - это система, которая производит выбор альтернативы и несет ответственность за свое решение [4, с. 378]. При этом под понятие «система» подпадает любой человек, группа людей. В то же время вовлеченность в процесс принятия решения большого количества людей, имеющих индивидуальные особенности и различия, ограничивает степень глубины и детальности проработки каждого решения. Поэтому при использовании партисипа-тивного стиля управления учением студентов важно наметить общие направления, являющиеся принципиальными для решения поставленной проблемы на стратегическом и тактическом уровне.

Партисипативный стиль управления учением студентов предполагает взаимодействие (а не воздействие) для выработки и реализации совместного решения, которое является субъект-субъектным. В этой связи механизм такого взаимодействия должен быть близок к переговорам с целью нахождения общности взглядов на ту или иную проблему, принятия единого согласованного решения и обеспечения активности обучаемых. В этом может помочь обсуждение судеб-

ной практики, которая дает различные трактовки схожих проблем.

При партисипативном стиле управления учением студентов все вопросы должны решаться на основе открытого взаимодействия и сотрудничества; коммуникации должны быть открыты и насыщены, разногласия и конфликты считаться жизненно необходимыми для эффективного решения существующих проблем; преподаватель должен действовать как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества; с наиболее злободневными и актуальными проблемами необходимо справляться с помощью более напряженной дискуссии и выработки способов решения; следует одновременно рассматривать несколько стратегических вопросов и предвидеть ситуации на перспективу; целесообразно усилить внимание к ключевым результатам процесса обучения учащихся и целям, содействующим их образовательной деятельности; необходим переход от мышления категориями издержек к мышлению от «конечного результата». Так, для рассмотрения проблематики «конфликта интересов» в рамках курса «Обеспечение противодействия коррупции» можно увидеть в группе различные позиции по данному вопросу и в процессе дискуссии и обсуждения злободневных проблем настоящего времени определить и выявить четкие критерии данного феномена и определить положения, не урегулированные на законодательном уровне.

Итак, в сущность партисипативного стиля управления учением студентов как основу формирования гражданской активности заложены следующие основополагающие идеи:

1) принятие учащимся ценности познавательной деятельности;

2) организация личностного взаимодействия студента со средствами обучения;

3) перевод управления учением студента в самоуправление и саморегуляцию своей учебно-познавательной деятельности;

о ^

X _0 со

0 со го

с

к ^

1

ф

т

ф

о

о ф

^

о с со го

ф 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

0

1

со

0

1

го

го

го ш о

о ©

X

ф

т ш го

4) осуществление взаимного контроля, взаимопомощи, проясненности общих ценностей и целей, определяющих поведение каждого обучаемого;

5) коллективная ответственность учащихся за результаты своей учебно-познавательной деятельности;

6) диалогическое взаимодействие преподавателя и учащегося, основанное на паритетных началах.

Таким образом, в настоящее время одной из центральных проблем формирования гражданской активности студентов является реализация партисипативного стиля управления учением студентов как фактора становления совместной деятельности педагога и обучаемого. Это проблема приобретает особое значение в настоящее время в связи с многовариантностью учебных планов и программ образовательных учреждений, что предоставляет преподавателю большую возможность использовать свой опыт и способности в развитии у учащихся нестандартного мышления, потребности в самореализации, в том числе реализации своего творческого потенциала для воспитания гражданской активности, необходимой при формировании гражданского общества.

Партисипативный стиль управления учением студентов - это поиск и выбор личностью средств, при которых акцентируется внимание не только на самом факте совместного принятия решений преподавателем и студентом, но и происходит выявление существенных черт, характеризующих их взаимодействие, ведущих к успешному результату, который должен быть проанализирован, а в соответствии с ним может строиться последующая коррекция искомого качества - гражданской активности студента. Библиографический список:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. - 656 с.

2. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: пер. с англ. / Джек У Дункан. - М.: Дело. - 272 с.

3. Занковский А.Н. Организационная психология: учеб. пособие для вузов по специальности «Организационная психология». - М., 2002. - 648 с.

4. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений: пер. с пол. Г.Е. Минца, В.Н. Поруса / под ред. Б.В. Бирюкова. - М.: Прогресс, 1979. - 504 с.

5. Колесникова Н.А. Институционали-зация гражданского общества в современной России: состояние, тенденции развития, взаимодействие с государством: автореф. дис. ... к. пол. н. - М., 2014. - 26 с.

6. Кравченко И.А. Развитие у будущего учителя партисипативного стиля управления учением школьников: ав-тореф. дис. ... к. п. н.. - Екатеринбург, 2006. - 20 с.

7. Никитина Е.Ю., Казаева Е.А. Парти-сипативный подход как методический регулятив к педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - №1. С. 166.

8. Никитина Е.Ю., Костюк И.С. Партиси-пативный подход к развитию графической компетенции будущих инженеров // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - №9-1. С. 180-188.

9. Орлов Ю.М. Оздоравливаюшее мышление. - М.: Спайдинг, 2006. - 68 с.

10. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: монография. - М., 1996. - 485 с.

11. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. - М.: Прогресс, 1989. - 528 с.

12. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, №53 (ч. 1), ст. 7598 // [Электронный ресурс]: garant.ru

13. Deming W. E. The New Economics for Industry, Government and Education. -Massachusetts: MJT Center for Advanced Engineering Study, 1993.

Поступила 11.09.16

Об авторе:

Кравченко Ирина Александровна, заведующий кафедрой «Философия, история и право» федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Челябинский филиал, (Россия, г. Челябинск, ул. Работниц, д. 58), кандидат педагогических наук, ikr4@rambler.ru

Для цитирования: Кравченко И.А. Формирование гражданской активности студента в процессе изучения правовых дисциплин // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 3. С. 85-91. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-3-85-91

References:

1. Vikhansky O.S., Naumov A.I. Management. - M.: Magistr, INFRA-M, 2014 [in Russian]

2. Duncan Jack. Management. Ideas and actions. Seeing a strategic direction to your practice. -M.: Delo, 1996. [in Russian]

3. Zankovsky A.N. Organization psychology. Textbook in "Organization psychology" for higher schools. - M.: Flinta: MPSI, 2002. [in Russian]

4. Kozielecki Józef. Psychologiczna teoria decyzji. - M.: Progress, 1979. [in Russian]

5. Kolesnikova N.A. Institualization of civic society in contemporary Russia: condition, development tendencies, interactions with the state. Author's transcript. Dis. ... kand. pol. nauk. - M.: 2014. [in Russian]

6. Kravchenko I.A. Developing a participation style of school students learning management in the future teacher. Dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg.: 2006. [in Russian]

7. Nikitina E.Yu., Kazaeva E.A. Participation approach as a methodological regulative i to the pedagogical conception of developing future teacher's civic position // Vestnik ¡¡ Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo niversiteta. - 2010. - № 1. P. 166. [in ^ Russian] ^

8. Nikitina E.Yu., Kostiuk I.S. Participation approach to developing graphic competence jg of future engineers // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo niversiteta. - 2014. - № 1. P. 180-188. [in Russian]

9. Orlov Yu.M. Healthy thinking. - M.: Spaiding, 2006. [in Russian]

10. Petrovsky V.A. Personality in psychology: subjectness paradigm. - M.: 1996. [in Russian]

11. Sink D.S. Productivity management: planning, measurement and assessment, control and increase. - M.: Progress, 1989. [in Russian] 8

12. Federal law of 29.12.2012 №273-FZ "On education in the Russian Federation". Collected legislation of RF"31.12.2012, № 53 (part 1), p. 7598 [available at] garant.ru [in Russian]

13. Deming W. E. The New Economics for Industry, Government and Education. - Massachusetts: <ç MJT Center for Advanced Engineering Study, 1993.

About the author:

Kravchenko Irina Aleksandrovna, Candidate of Sciences (Education) Head, Department of Philosophy, History and Law, Financial University of the Government of the Russian Federation, Chelyabinsk branch (Chelyabinsk, Russia), ikr4@rambler.ru

<D

О О X

m

For citation: Kravchenko I.A. The formation of civil activity of students in the process of <o studying legal disciplines // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. Vol. 8. § No. 3. P. 85-91. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-3-85-91

CP

ro m о

CP

о

e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.