Научная статья на тему 'Использование в образовательном процессе вуза партисипативных методов развития гражданской позиции будущих педагогов'

Использование в образовательном процессе вуза партисипативных методов развития гражданской позиции будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ / ПАРТИСИПАТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / METHOD / PARTICIPATION / PARTICIPATION METHODS / CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаева Евгения Анатольевна

Рассмотрена проблема применения партисипативных методов развития гражданской позиции будущего учителя. Проведен анализ понятий «метод», «партисипативные методы». Показана роль партисипативных методов при взаимодействии педагога и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF PARTICIPATION METHODS OF DEVELOPMENT OF ACTIVE CITIZENSHIP OF FUTURE TEACHERS

The article describes the problem of participation methods of development of active citizenship of future teachers. The notions of “method” and “participation methods” are analyzed. The role of participation methods of student-teacher interaction is presented.

Текст научной работы на тему «Использование в образовательном процессе вуза партисипативных методов развития гражданской позиции будущих педагогов»

УДК 37.017.4-057.875 ББК Ч448.052+Ч448.985

ГСНТИ 14.35.05

Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Казаева Евгения Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра психологии и социальной педагогики, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: kazaevaevg@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ПАРТИСИПАТИВНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: метод; партисипативность; партисипативные методы; гражданская позиция.

АННОТАЦИЯ. Рассмотрена проблема применения партисипативных методов развития гражданской позиции будущего учителя. Проведен анализ понятий «метод», «партисипативные методы». Показана роль партисипативных методов при взаимодействии педагога и студентов.

Kazaeva Evgenia Anatolyevna,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Psychology and Social Pedagogy, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

APPLICATION OF PARTICIPATION METHODS OF DEVELOPMENT OF ACTIVE CITIZENSHIP OF FUTURE TEACHERS

KEY WORDS: method; participation; participation methods; citizenship.

ABSTRACT. The article describes the problem of participation methods of development of active citizenship of future teachers. The notions of “method” and “participation methods” are analyzed. The role of participation methods of student-teacher interaction is presented.

П

рименение партисипативных методов развития гражданской позиции будущего учителя модифицирует стиль поведения работника образовательной среды, является его главным индикатором и нацелено на аннулирование традиционно существующей авторитарной системы отношений преподавателя и студента, один из которых выступает в качестве опытного и компетентного наставника, а другой - в роли заинтересованного партнера. В итоге резко сокращается дистанция между преподавателем и обучаемым, осуществляется перевод их взаимоотношений из «субъект-объектных» в «субъект-субъектные», которые открывают возможность для самореализации студента - будущего специалиста -уже в условиях вуза.

Метод (от греч. слова тйо^Б - буквально: путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Понятие «метод», как известно, применяют прежде всего в широком общеметодологическом плане, когда говорят о методе диалектического материализма, который противопоставляется идеалистическому, метафизическому методу познания действительности.

Только метод диалектического материализма является подлинно научным основанием для объективного описания и эффективного применения на практике всех других методов человеческой деятельности, в частности, методов обучения. Поскольку методы обучения могут рассматриваться в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации. Методы подразделяют по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические (С. И. Перовский, Е. Я. Голант). В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, выделяют методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений, навыков (М. А. Данилов, Б. П. Есипов). В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы, как объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный,

проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристический, и исследовательский (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер). Предложены классификации, в которых сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения: информационно-обобща-ющий и исполнительский, объяснительный и репродуктивный, инструктивно-практический и продуктивно-практический, объяс-нительно-побуждающий и частично-поиско-

© Казаева Е. А., 2014

вый, побуждающий и поисковый (М. И. Мах-мутов). Все чаще применяются подходы к классификации методов обучения одновременно по источникам знаний и логическим обоснованиям (Н. М. Верзилин), по источникам знаний и уровню самостоятельности учащихся в учебной деятельности (А. Н. Алексюк, И. Д. Зверев и др.). В. Ф. Паламаарчук и В. И. Паламарчук предложили модель методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного познания. Классификацию, в которой рассматриваются четыре стороны методов - логикосодержательная, источниковая, процессуальная и организационно-управленческая, -предложил С. Г. Шаповаленко.

В современных условиях созрели реальные возможности для обобщения и систематизации представлений о методах обучения на основе методологии целостного подхода к деятельности. Поскольку в советской психологии общепринято теперь рассматривать мышление как живую человеческую деятельность, имеющую то же принципиальное строение, что и деятельность практическая (А. Н. Леонтьев), то представляется необходимым при описании методов обучения непосредственно исходить из теории деятельности человека. При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов обучения: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности. В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у школьников, т. е. внутреннего стимулирования учения. Контролирующие действия учителей сочетаются с самоконтролем учащихся.

Наличие различных точек зрения на проблему классификации методов отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Все более четко обозначается многосторонний, комплексный подход к характеристике их сущности. Считаем, что партисипативные методы имеют важное значение.

Партисипативные методы рассматриваются нами как способы организации управленческого взаимодействия, побуждающие субъектов образовательного процесса к деятельности, направленной на дос-

тижение более высокого уровня компетентности студентов вузов. A партисипативные методы развития гражданской позиции будущего учителя - это способы, используемые преподавателем для включения будущих учителей в совместную кооперативную деятельность, построенную на паритетных началах, нацеленную на развитие гражданской позиции обучающихся [3].

Заметим при этом, что слагаемыми партисипативности являются совместное принятие и исполнение решений, предоставление возможности каждому обучаемому быть деятельностным на всех этапах подготовки, принятия, реализации, контроля и оценки решения в области гражданского образования; диалог между субъектами образовательного процесса, основанный на паритетных началах; поиски согласия, достижение консенсуса; активная позиция участников образовательного процесса; опора на высшие мотивы студентов -стремление к сопричастности, признанию, самовыражению и т. д. [3].

В связи с тем, что партисипативные методы являются, по сути, методами взаимодействия двух и более участников образовательного процесса, для решения задачи развития гражданской позиции будущего учителя мы вслед за Е. Ю. Никитиной [4] классифицировали их по средствам влияния субъектов образования на принимаемые решения в данной области, способам принятия этих решений, целевому назначению совместной деятельности преподавателя и студента, по признаку формализации используемого аппарата (таблица 1).

Положив в основу классификации средства влияния студентов на разрешение учебно-познавательных задач и заданий, можно выделить косвенные и прямые средства. Косвенные средства не требуют непосредственного общения преподавателя и студентов друг с другом. При этом воздействие на принятие решений в исследуемой области оказывается опосредованным. Подобные средства не предписывают прямо каких-либо действий: например, это выражение мнения будущих специалистов в опросах, анкетах, путем голосования и т. д. Прямые средства применяются в процессе непосредственного общения преподавателя и будущих специалистов в различных конфигурациях в ходе совместной деятельности. Как правило, это консультация, совет, убеждение, рекомендация, собеседование, просьба и т. п. [3].

По целевому назначению совместной деятельности в ходе совместного решения проблем можно дифференцировать следующие методы подготовки решений: информационно-совещательные, принятия и

согласования решений, методы реализации решений, их контроля и оценки. Консультация - метод информирования, интеллектуального обмена студентов между собой и преподавателем. По форме консультация может быть организована как собеседование, информационное совещание, лекция и т. п. При этом консультируемый активен, его задача - эффективное слушание, понимание, уточнение информации. В практике широко используются методы дискуссии, полемики и др., которые вовлекают обучающихся в личностное принятие социаль-

но ориентированной ситуации, требуют, чтобы будущие специалисты размышляли, оценивали факты, приводили аргументы, внимательно слушали других. Подобные методы характеризуются субъективной деятельностью участников, когда каждый участник имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я» не только в воображаемой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: «личность - личность», «личность -группа», «личность - преподаватель» [3].

Таблица 1.

Партисипативные методы развития гражданской позиции

будущего учителя

Основание классификации Виды партисипативных методов Партисипативные методы

Средства влияния субъектов образования на принимаемые решения методы косвенного соуправле-ния; методы прямого соуправ-ления опросы, анкетирование, голосование, консультация, совет, убеждение, рекомендация, собеседование, просьба и др.

Целевое назначение совместной деятельности преподавателя и студента информационно-совещательные методы; методы принятия и согласования решений; методы реализации решений; методы контроля и оценки решений дискуссия, дебаты, полемика, собеседование, информационное совещание, взаимообучение, творческие отчеты, стенд-доклады и др.

Признак формализации используемого аппарата формальные методы; эвристические методы; методы экспертных оценок; рациональноаналитические методы ранжирование, рейтинг, «мозговой штурм», дидактические игры, аналогия, имитационное моделирование, case-stady, компромиссное согласование, «ринги» и др.

Среди методов принятия решений по признаку формализации используемого аппарата выделяют следующие: формальные (статистические, экономико-математичес-

кие), эвристические («мозговой штурм», ролевые игры, аналогия, имитационное моделирование и др.), методы экспертных оценок, рационально-аналитические методы (компромиссного согласования, «ринги» и др.).

Одним из наиболее эффективных способов активизации устного общения в процессе гражданского образования является использование ролевых и деловых игр [2, с. 25], отражающих процесс постепенного перехода от традиционного типа обучения к новому типу обучения, задающему контекст будущей профессиональной деятельности специалиста. Такой метод воссоздает предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и усиливает развивающий, социально ориентированный характер образовательного процесса в вузе. Тема игры определяется в соответствии с учебной программой при подготовке специалиста. Предмет игры составляют моделирование будущей про-

фессиональной деятельности обучаемых и управление как процессом осуществления самой профессиональной деятельности, так и принятием необходимых профессиональных решений. Все это позволяет определить условия деятельности, которые будут моделироваться в игре, сферу и место деятельности, содержание учебного материала, роли и функции участников игры.

Для осуществления коллективного контроля и оценки широко используются методы творческих отчетов, открытых мероприятий и т. д., представляющие собой кооперативную деятельность, суть которой состоит в объединении усилий субъектов образования для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Отношения участников кооперативной деятельности строятся по принципу гласного или негласного договора (контракта), который объединяет индивидуальные интересы участников на основе формальных или неформальных соглашений между ними, и характеризуются следующими параметрами: а) наличием единой личностно ориен-

тированной цели деятельности, основанной на индивидуальных мотивах, интересах и стремлениях; б) специальной организацией с разделением функций и ролей между участниками в зависимости от их компетенции, цели, средств и условий ее достижения; в) наличием руководства в лице одного из участников со специальными полномочиями или нескольких, среди которых распределены функции; г) пространственным и временным соприсутствием участников, создающим возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями и информацией;

д) взаимосвязью и взаимозависимостью участников с процессом и с конечным результатом совместной деятельности; е) возникновением в процессе работы межличностных отношений, изначально обусловленных содержанием совместной деятельности или влиянием на ее течение и результат ранее сложившихся отношений.

В ходе такого взаимодействия происходит обмен интеллектуальными и духовными ценностями - идеями, знаниями, опытом, наблюдениями, выводами, вопросами. Одним из наиболее продуктивных является метод взаимного компромиссного согласования, который по форме может быть реализован в ходе совещания, беседы, специально организованных переговоров, работы с изложенными письменно (на бумажных, электронных или других носителях) мнениями, организационно-деятельностной

или ролевой игры и т. д. Его суть состоит в том, что два или более участника образовательного процесса в ходе совместной работы приходят к единому мнению, достигают консенсуса. Главная установка при согласовании направлена на достижение компромисса, решение делового вопроса усилиями всех сторон. Алгоритм согласования в общем случае состоит из следующих этапов:

а) изложения студентами своих позиций по обсуждаемому вопросу; б) уточнения и понимания позиций (вопросы других участников на понимание, парафраз и т.п.);

в) выявления и обсуждения продуктивных и негативных сторон каждой позиции;

г) определения общих моментов и основных расхождений, их причин; д) определения подходов к компромиссу, поиска оптимального (компромиссного) варианта (при этом внутри данного алгоритма может происходить многократное повторение этапов);

е) окончательного выбора взаимосогласованного варианта [3].

К числу партисипативных методов на основе кооперации относится и метод взаи-мообучения. Для его реализации возможны индивидуализированные формы (пара «студент - студент», «студент - преподава-

тель») и групповые. Данный метод может быть реализован в виде ситуативных диалогов, бесед, консультаций, обмена и обсуждения идей, проведения исследований, апробации рекомендаций и т. д. При этом все участники содействуют друг другу, осуществляя взаимообмен духовными (интеллектуальными) и материальными ценностями. Границы проникновения в деятельность друг друга определяются по взаимному соглашению.

Весьма эффективным оказывается, по нашему мнению, метод обучения в команде. В данном варианте реализации обучения на основе сотрудничества особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с членами своей группы при работе над иноязычным материалом, подлежащим изучению. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Индивидуальная ответственность каждого обучаемого означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех обучаемых в команде следить за успехами друг друга и всей команды, приходить на помощь в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме [3].

Еще один вариант организации обучения на основе кооперации был разработан профессором Э. Аронсоном и получил название «Jigsaw» [1, с. 45], что в переводе с английского означает «ажурная пила, машинная ножовка». Обучаемые организую т-ся в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты (логические блоки). Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем обучаемые, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией. В итоге все возвращаются в свои группы и обучают всему новому членов своей группы, которые, в свою очередь, рассказывают о своей части задания. Общение ведется на иностранном языке. Обучаемые заинтересованы в том, чтобы их одногруппники выполнили свою задачу, так как это может отразиться на общей итоговой оценке. На заключительном этапе, который проводится фронтально, преподаватель просит любого обучаемого в команде ответить на вопрос по данной теме. Обучаемые одной группы вправе дополнять ответ

своего товарища, так как дополнения принимаются во внимание при общем зачете.

В 1986 году Р. Славином был разработан вариант данного метода под названием «Jigsaw-2» [1, с. 48], который предусматривает работу в группах по 4-5 человек. При этом вся группа работает над одним и тем же материалом, например, знакомится с базовым текстом по одной из тем. Каждый член группы получает свою подтему, которая разрабатывается им особенно тщательно, и становится экспертом по данному вопросу. Затем эксперты из разных групп встречаются и обмениваются информацией. В конце цикла каждый обучаемый проходит индивидуальный контроль, и все результаты суммируются.

Подводя итоги, отметим, что в результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве можно значительно повысить активность будущего учителя на занятии, сформировать его гражданскую позицию. При этом преподаватель осваивает новую роль - организатора учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности обучаемых. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать потенциал межличностной коммуникации обучаемых в процессе гражданского образования.

Для осуществления коллективного контроля и оценки широко используются методы творческих отчетов, открытых мероприятий, защиты результатов экспериментальной работы. Особую популярность приобретает метод взаимоконтроля и взаи-мооценки будущих специалистов. Взаимоконтроль и взаимооценка являются методами привлечения студентов к реализации контрольно-диагностической функции педагогического управления коммуникативным образованием обучаемых, которые применимы к установлению соответствия

между реальной картиной учебно-познавательной деятельности будущих специалистов и желаемой (запланированной в конкретных целях), между промежуточным и итоговым контролем. При этом предпочтительна постановка интегративной цели, предусматривающей не только контроль, но и взаимообучение. Анализ научно-методической литературы, обобщение эффективного педагогического опыта, результаты собственного исследования показали предпочтительность следующего порядка организации взаимоконтроля и взаимооценки студентов:

1) совместная разработка критериев оценки, опорной карты для осуществления контроля с указанием основных подлежащих проверке моментов;

2) определение формы контроля -учебное занятие, собеседование и др.;

3) составление плана контрольного мероприятия (день, тема, учебная группа и т.п.);

4) консультирование проверяемых студентов, в том числе по подготовке к контрольному мероприятию;

5) проведение контрольного мероприятия;

6) обсуждение (анализ) контрольного мероприятия с помощью опорной карты и его оценка по разработанным показателям эффективности.

Резюмируя изложенное, заметим, что применение партисипативных методов развития гражданской позиции будущего учителя способствует развитию более высокого уровня гражданской активности обучаемых, доступности социально-политической и гражданско-правовой информации, формированию доброжелательной рабочей атмосферы, стимулированию включения обучаемых в «участие» на основе паритетности и межличностной коммуникации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Громов И. А. Западная социология. СПб. : Ольга, 1997.

2. Каган М. С. Игровая кладовая. Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2004.

3. Казаева Е. А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя : мо-ногр. М. : ВЛАДОС, 2010.

4. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы : моногр. М. : МАНПО, 2006.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. И. А. Ларионова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.