Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКА'

ДИАГНОСТИКА ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
539
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЗИЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Землянская А.П.

Вопросы формирования гражданских качеств, активной гражданской позиции современной учащейся молодежи приобретают особую значимость в отношении воспитанников, обучающихся в учреждениях интернатного типа. Специфика указанного воспитательного процесса связана с особенностями воспитанников школ-интернатов и среды учебного заведения. Противоречие между объективной потребностью современного общества в молодых людях с высоким уровнем чувства патриотизма, преданности Родине и одновременно чувством принадлежности к мировому сообществу обусловили необходимость определения и обоснования педагогических условий формирования гражданских качеств воспитанников интернатных учреждений. На современном этапе развития демократического правового общества особую актуальность приобретает формирование у молодого поколения ответственной гражданской позиции. Основываясь на теоретических принципах гражданского воспитания в процессе нашей научно-исследовательской работы раскрыты особенности формирования ответственной гражданской позиции школьников. Основная работа будет связана с подростками и будет заключаться в подготовке молодой личности к жизни в демократическом обществе, признании и принятии ценностей, которые являются определяющими для общества, реализации личностных ценностей, собственных прав, свобод и обязанностей, способности к социальному взаимодействию в соответствии с моделью организации Социально-педагогического сопровождения детей, которая будет разработана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF A TEENAGER'S CIVIC ACTIVITY

The issues of the formation of civic qualities, active citizenship of modern students are of particular importance in relation to pupils studying in residential institutions. The specifics of this educational process are related to the characteristics of the pupils of boarding schools and the environment of the educational institution. The contradiction between the objective need of modern society for young people with a high level of patriotism, loyalty to the Motherland and at the same time a sense of belonging to the world community has led to the need to determine and justify the pedagogical conditions for the formation of civic qualities of boarding school students. At the present stage of the development of a democratic legal society, the formation of a responsible civil position among the young generation is of particular relevance. Based on the theoretical principles of civic education in the course of our research work, the features of the formation of a responsible civic position of schoolchildren are revealed. The main work will be related to adolescents and will consist in preparing a young person for life in a democratic society, recognizing and accepting the values that are decisive for society, realizing personal values, their own rights, freedoms and duties, and the ability to social interaction in accordance with the model of organizing Social and pedagogical support for children, which will be developed.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКА»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Диагностика гражданской активности подростка

Анастасия Павловна Землянская

аспирант института детства

Оренбургский государственный педагогический университет

Оренбург, Россия

zemml@mail.ru

0000-0002-8506-2627

Поступила в редакцию 16.02.2021 Принята 11.04.2021 Опубликована 11.05.2021

С> 10.25726/к9572-2580-25924

Аннотация

Вопросы формирования гражданских качеств, активной гражданской позиции современной учащейся молодежи приобретают особую значимость в отношении воспитанников, обучающихся в учреждениях интернатного типа. Специфика указанного воспитательного процесса связана с особенностями воспитанников школ-интернатов и среды учебного заведения. Противоречие между объективной потребностью современного общества в молодых людях с высоким уровнем чувства патриотизма, преданности Родине и одновременно чувством принадлежности к мировому сообществу обусловили необходимость определения и обоснования педагогических условий формирования гражданских качеств воспитанников интернатных учреждений. На современном этапе развития демократического правового общества особую актуальность приобретает формирование у молодого поколения ответственной гражданской позиции. Основываясь на теоретических принципах гражданского воспитания в процессе нашей научно-исследовательской работы раскрыты особенности формирования ответственной гражданской позиции школьников. Основная работа будет связана с подростками и будет заключаться в подготовке молодой личности к жизни в демократическом обществе, признании и принятии ценностей, которые являются определяющими для общества, реализации личностных ценностей, собственных прав, свобод и обязанностей, способности к социальному взаимодействию в соответствии с моделью организации Социально-педагогического сопровождения детей, которая будет разработана.

Ключевые слова

Диагностика, гражданская активность, позиция, воспитание, школа.

Введение

Определяя педагогические условия, способные обеспечить достижение воспитанниками интернатных заведений необходимого уровня сформированности гражданских качеств мы обращали внимание на то, что их соблюдение должно составлять некий комплекс, поскольку случайные условия не способствуют достижению предполагаемого результата.

В справочной литературе предоставляются различные толкования понятия "условие", хотя содержание этого понятия в основном общее и взаимоувязанное. С точки зрения философского понимания категория «условие» имеет в виду общенаучные подходы к ее трактовке. Педагогическая составляющая касается собственно тех условий, в которых функционирует педагогическая

действительность (образовательная среда). Третий касается условий организационно-педагогических, отражающих специфику организации процессов, влияющих на сферу образования.

Эффективность функционирования педагогической системы зависит от четко определенных задач, содержания, форм и методов воспитательной работы. Дельным, на наш взгляд, является мнение, что только при создании определенных педагогических условий может реализоваться потенциальная возможность педагогических факторов [5].

В рамках нашего исследования мы рассматриваем условия как некая среда, в которой осуществляются причинно-следственные взаимосвязи между отдельными явлениями, процессами и т. п, без которых не может существовать образовательная деятельность любого учреждения образования. Специфика педагогических условий детерминирована не только сущностью и содержанием образовательной деятельности интернатных учреждений, но и особенностями профилизации (направления) учреждения, что в свою очередь требует новых подходов к организации деятельности в них.

Так, педагогические условия формирования гражданских качеств у подростков интернатных учреждений мы рассматриваем как совокупность взаимосвязанных элементов, которые способствуют активизации таких факторов как воспитательная среда интернатного учреждения, компетентность педагогов школ-интернатов, личностные и возрастные особенности подростков.

Учитывая специфику интернатного учреждения, можем сделать вывод, что на эффективность организации его образовательной деятельности влияют несколько основных условий.

Подготовка педагогов школ-интернатов к формированию гражданских качеств у воспитанников интернатных учреждений - обусловлена результатами констатирующего этапа исследования, которые показали, что уровень подготовленности педагогов интернатных учреждений к соответствующей воспитательной деятельности недостаточен. Педагоги не всегда осознают ценностное содержание и задачи формирования гражданских качеств подростков, не достаточно владеют интерактивными методами воспитания.

Основными чертами характера воспитателя школы-интерната должны быть: любовь к детям, коммуникабельность, эмпатийность, терпимость, оптимизм и настойчивость, доброта и искренность. Главным качеством выступает эмпатийность как способность воспитателя понимать эмоциональное и духовное состояние воспитанника школе-интерната, его мотивы, действия, поступки, переживания.

Сильная воля и умение регулировать эмоции, педагогический оптимизм, любовь, сочетается с требовательностью, помогут работать воспитателю с воспитанниками школ-интернатов, для которых часто не существует никаких авторитетов, либо они ориентируются на примеры негативного характера. Пути завоевания авторитета и установления взаимопонимания с питомцем здесь решаются только на индивидуальном уровне и требуют от воспитателя умения импровизировать, контролировать свои чувства и многое другое.

В процессе подготовки воспитателей общеобразовательных школ-интернатов по формированию у юношей готовности к исполнению роли будущего семьянина ориентировались на такие характеристики личности воспитателя:

- осознание актуальности, значимости формирования готовности юношей общеобразовательных школ-интернатов к роли будущего семьянина;

- обоснование своих действий, самореализация на основе внутренней профессиональной мотивации;

- постоянный поиск альтернатив существующей практике воспитания;

- рефлексия собственного и профессионального поведения;

- ориентация на диалог и коммуникацию в процессе педагогического общения и тому подобное.

В школе-интернате педагогическое воздействие на воспитанников осуществляется систематически. Центральным лицом внеурочной развивающей, воспитательной и образовательной деятельности является воспитатель. Воспитатель школы-интерната организует жизнедеятельность воспитанников, создает ситуацию психологического комфорта и безопасности их жизни в быту и досуге

деятельности; изучает индивидуальные и возрастные особенности учеников и строит на этой основе систему воспитательной работы; устанавливает и поддерживает тесные контакты с педагогами, психологом, врачом, родителями, опекунами; способствует созданию дружного и работоспособного детского коллектива; прививает воспитанникам любовь к труду, навыки и привычки самообслуживания; руководит ими во время самоподготовки, прививает ребятам навыки самостоятельной работы, организует помощь тем, кто не успевает в учебе; воспитывает бережное отношение к вещам, прививает навыки правильного пользования ими; воспитывает чувство ответственности, позитивное отношение к труду [5].

Исходя из этих положений, реализацию педагогических задач по формированию готовности юношей к выполнению роли будущего семьянина в внеурочной деятельности общеобразовательных школ-интернатов мы начали с организации целенаправленной работы с воспитателями с целью придания им необходимых знаний по теории и методики подготовки юношей к выполнению роли будущего семьянина.

Материалы и методы исследования

Во время проведения констатирующего этапа эксперимента был использован адаптированный тест Куна «Кто я?» [2]. Респондентам предлагается дать ответы на этот вопрос в течение ограниченного времени, затем опрашиваемые должны пронумеровать свои ответы в зависимости от степени важности.

Анкета «Гражданская позиция школьников». По результатам анкетирования были определены уровни сформированности гражданского сознания школьников, их отношения к гражданским обязанностям и степень гражданской ответственности.

Метод незаконченных предложений. Авторские анкеты для учителей и учеников.

Критериями и показателями сформированности гражданской позиции учащихся были избраны:

1) Когнитивно-ценностный (знание о гражданственности и гражданской позиции; отношение к Родине; правовая культура);

2) Эмоционально-мотивационный (интерес к социально-политической жизни школы, города, страны; отношение к себе как к гражданину; потребность в позитивной самореализации);

3) Поведенческо-деятельностный (соблюдение социальных и правовых норм поведения; участие в общественной деятельности различного уровня; самостоятельность и инициативность в осуществлении социально-значимой деятельности).

Экспериментальной работой было охвачено 125 учеников 7,8,10 классов учреждений общего среднего образования г. Москвы.

Результаты и обсуждение

Сегодня понятие "гражданственности" рассматривают различные науки, в частности, правоведение, психология, педагогика, история и социология. В педагогику термин «гражданственность», «гражданский» пришли из общественных наук, где так определено проявление патриотизма к государству, к своему народу: «Гражданственность - это готовность и способность человека, гражданина к активному участию в делах общества и государства на основе глубокого осознания своих прав и обязанностей. Понимание гражданственности как совокупности высокоразвитых качеств субъекта предполагает: зрелость политического и правового сознания, чувства патриотизма, причастности к исторической судьбе своей родины и ее народа, осознание себя как полноправного члена социальной общности, гражданина своей страны» [3]. Гражданские ценности как составляющую национальных духовных ценностей определяет [4]. В целом подход педагогов к определению личностных качеств гражданина сформировался на основе национальной идеи. В частности, ученые указывали на обязательность национального самосознания, ценностных ориентаций своей национальной общности, осознание себя как субъекта государствообразующего процесса и осознание себя в нем [5].

Британский исследователь Джейсон Вуд (2009) в своем диссертационном исследовании "молодежь и активная гражданская позиция" ведущей средой формирования гражданской позиции

определяет общину. Именно она должна оказывать положительное влияние на формирование активной гражданской позиции, корректировать возможные негативные ее проявления из-за низкого уровня моральной и социальной ответственности и отсутствия политической грамотности. В то же время на сегодня отсутствует целостное исследование по формированию ответственной гражданской позиции подростков с позиций социальной педагогики [6]. Голландские исследователи изучали влияние уровня учебного заведения и в целом уровня образования на формирование у подростков гражданственности. В своей работе ученые отмечают, что подростки, которые учатся в высших учебных заведениях, с возрастом развивают более сильные политические ориентации, но также постепенно сосредотачиваются на конкуренции между перспективами и на формальных процедурах при решении социальных вопросов. их взгляды на гражданство становятся более одномерными. Те, кто находится на более низком пути, в обоих веках, оставались достаточно незаинтересованными в политике, но придерживались своего акцента на сотрудничестве, согласии и инклюзивности при решении вопросов, которые затрагивают все сообщество [7]. Американские ученые считают, что программы поощрения позитивной гражданской позиции должны начинаться с предоставление подросткам возможности участвовать в гражданской деятельности, такой, как общественные работы или политическое волонтерство. Нужен системный подход, в котором гражданский контекст разрабатывается для продвижения гражданства, предполагают, что жизнь в постоянном гражданском контексте ведет к гражданской активности в позднем подростковом возрасте и в молодом взрослом возрасте. Исследователи обнаружили, что социальное взаимодействие со сверстниками, моделирование родителями гражданского поведения и культурные факторы, такие как этнические практики, приводят к более высокому уровню гражданской активности среди молодежи и непрерывный контекст, который включает эти факторы, приводит к более высокому уровню гражданской активности во взрослом возрасте [8].

В отличие от других развитых стран, где гражданское воспитание почти полностью базируется на политической и правовой сфере деятельности гражданского общества, в России на современном этапе ее развития гражданское воспитание за отсутствия соответствующей правовой и юридической базы или ее недееспособности, почти полностью базируется на нравственно-этических началах, то есть морально-этические императивы и ценности выступают главным критерием эффективности гражданского воспитания [1].

Таким образом, по результатам анализа научных источников в своем исследовании мы рассматриваем ответственную гражданскую позицию как интегративное качество личности, которое характеризуется высокой степенью гражданственности и правовой культуры, проявляется в сочетании гражданского сознания, стремлении к позитивной самореализации, морально - волевых качеств и чувств, а также гражданских поступках, действиях, поведении.

Разработка методики констатирующего эксперимента происходило исходя из определения ключевого понятия.

Методика «кто я?» нами была использована с целью определения соотношения социальных ролей и индивидуальных характеристик, на основании которых можно понять насколько подросток осознает и принимает свою уникальность, а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе людей. Среди опрошенных нами подростков в ответах преобладали социальные характеристики - сын/дочь (30,4%), внук (20%), брат/сестра (30,4%), ученик/ученица (35,2%). 80% опрошенных отметили свою тендерную принадлежность. Среди индивидуальных характеристик преобладали такие: веселый (10,4%), умный (25.6), добрый (6,4), творческая личность (12,8%). Из всех опрошенных лишь 2,4 % охарактеризовали себя как гражданина государства и 1,6% назвали себя ответственными.

Таким образом, можно говорить о том, что в самоидентификации преобладают социальные роли, связанные с семьей и характеристики собственных личностных качеств и очень низкий уровень восприятия себя через призму своей значимости для общества.

Отвечая на вопрос «нужно Ли в наше время защищать родину? Кто это должен делать» 96% учащихся ответили, что защищать Родину необходимо; из них 12% считают, что должны это делать только мужчины; 18% придерживаются мнения, что это должны делать исключительно добровольцы,

контрактники или профессиональные военные; 10% считает, что это должны делать политики и власти, в частности, президент. По 2 % не определились с ответом на вопрос или считают, что защищать нужно.

Гражданами страны считают себя 74% опрошенных; 10% подростков не считают себя гражданами; 16% учащихся не смогли ответить. Службу в армии считают гражданской обязанностью, в частности, своим считают 12% опрошенных; не считают 80%, не определились 8%.

Знают свои права и обязанности 99,2%, такое же количество респондентов считают, что всегда придерживаются норм и правил поведения. Такие результаты опроса могут говорить о стремлении подростков соответствовать ожиданиям других относительно их поведения. Именно с целью получения объективной информации в анкеты были заложены такие вопросы: ты нарушаешь дисциплину на уроке («да» ответили 2,4%, «иногда» - 8,8%); всегда ли ты добросовестно выполняешь поручения и домашние задания («да» -25,6%, «иногда» - 46,4%, «нет» -28%). Охотно выполняют поручения в классе 25,6% учеников.

Оценивая уровень сформированности системы ценностей у учащихся старшего подросткового возраста нами была использована методика «Ценностные ориентации» [9].

Преобладающими в системе терминальных и инструментальных ценностей оказались личностные ценности: жизненная мудрость, здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, развитие, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе, аккуратность, воспитанность, жизнерадостность, ответственность, смелость, честность, отзывчивость. Среди не слишком важных ценностей преобладают профессиональные: интересная работа, материально обеспеченная жизнь, продуктивная жизнь, творчество, образованность, терпимость, твердая воля, эффективность в делах и часть общественных независимость, терпимость к взглядам и мнениям других, широта взглядов. К индифферентных принадлежат практически все общественные ценности: активная жизнь, общественное призвание, красота природы и искусства, развлечения, свобода, счастье других, непримиримость к недостаткам в себе и других.

Учащимся было предложено выбрать из предложенных вариантов или дать свое определение понятия «патриотизм» (количество выборов не ограничивалось). По результатам, составляющими патриотизма считают «любовь к родному дому, городу, стране, верность традициям и национальной культуре» 70,4%, «национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народа» 49,6%, «стремление трудиться для процветания Родины», «интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины» 37,6%. Патриотизм романтическим образом или литературным вымыслом назвали 4% опрошенных, такое же количество считает патриотизм не современным, не для сегодняшней молодежи» 4%. Непримиримость к представителям других наций и народов составляет 1,6%. Один из учеников выразил свое отношение к патриотизму таким образом: «я считаю патриотизм способом управления людьми».

Полученные результаты дают возможность говорить о сформированности у подростков системы ценностей, в которой преобладают личностные ценности, а другие недостаточно развиты.

В целом среди учащихся экспериментальных школ распределение по уровням сформированности ответственной гражданской позиции определен такой: высокий уровень имеют - 24% учащихся; средний уровень - 48% и низкий уровень - 28% подростков.

По результатам анкетирования учителей нами было определено, что большинство из них считает, что наибольшее влияние на формирование гражданской позиции имеют родители (96%), учителя (32%), СМИ (28%), друзья (12%), а ее формирование начинается в дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь. Опрашиваемые также отметили, что действенными методами по формированию гражданской позиции являются беседы, воспитательные часы, привлечения детей к проектам и общешкольных мероприятий, а также работа на уроках и личный пример. Обобщая результаты исследования можно говорить о том, что основное внимание в воспитательной работе уделяется коллективным методам работы с учащимися, асоциально-педагогическое сопровождение формирования ответственной гражданской позиции учителями не осуществляется.

Такая ориентация на государство позволила автору сделать вывод о низком уровне личной ответственности россиян за развитие страны: "Легко продемонстрировать чувство принадлежности и

ответственности за страну в целом. Гораздо труднее взять на себя ответственность за то, что происходит в вашем собственном дворе, доме или подъезде" [12]. Интересно, что Россия находится на последнем месте из четырех стран, желающих служить в армии и защищать свою Родину. В то время как основной акцент российского государственного патриотизма делается на военно-патриотическом воспитании.

Основные постулаты, которые декларируются от программы к программе в России, не решают актуальных проблем формирования толерантности, развития гражданского общества, повышения ответственности граждан за свою страну [9].

Соответственно, понимание государственного патриотизма фокусируется на особой эмоциональной связи с государством и ее проявлении в некоторой экзальтации, отсутствии ответственности и нетерпимости к чужому мнению. На данный момент частично формируется только эмоциональная составляющая патриотизма, которая во многом зависит от внешних событий, а не от систематических мероприятий по патриотическому воспитанию. Более того, понимание патриотизма как исключительно "государственного" изначально ошибочно и не может привести к конструктивному взаимодействию человека и государства.

Так, обсуждая тему патриотизма, эксперты-участники фокус-группы подчеркивают: "В нашей стране нет четкого осознания того, что такое "патриотизм". Существует набор государственных требований к патриотическому поведению, считает представитель Общественной палаты Свердловской области И. Кадочников: "Патриотизм - это выполнение государственных функций. Например, задача состоит в том, чтобы служить в армии. Или задача состоит в том, чтобы быть хорошей матерью. Является ли это государственной функцией? Да, это так. Это государственный идеологический заказ, который существует, и его реализация на практике. Дело в том, что любовь к Родине-понятие эфемерное, должно быть понимание, как и что делать. И это вопрос идеологии, которой у нас нет".

Участники фокус-группы сравнили советскую систему патриотического воспитания и современную и пришли к выводу, что достойной альтернативы советской системе на данный момент не существует. Патриотизм должен объединять всю страну, должны быть вещи, которыми все люди могут гордиться, но, согласно исследованиям, многие люди считают себя патриотами, но не могут назвать ничего, чем можно гордиться.

Ю. Добровольская, руководитель молодежных проектов Свердловского областного медицинского колледжа, говорит, что патриотизм сейчас понимается очень формально, все сводится к символам и лозунгам, но он должен воспитывать личную ответственность: "Патриотизм-болезненная тема для меня, потому что меня отталкивает идея всеобщего объединения каких-то патриотических настроений. Теперь де-факто патриотизм понимается с двух сторон. С одной стороны, патриотизм-это определенный долг и государственный заказ, например, служить в армии. С другой стороны, это попытка повлиять на умы молодых людей с помощью каких-то символических действий, которые ничего не стоят. Это вместо того, чтобы воспитывать личную ответственность, личное понимание своего отношения к своей стране и своим близким. Кроме того, у людей нужно формировать критическое мышление, а это не всегда необходимо нашему государству" [11].

В рамках второго подхода, где патриотизм понимается как национальная идея единства и уникальности данного народа, система патриотического воспитания сможет воспитывать личную ответственность, личное отношение к собственной нации и стране. На это единство и уникальность каждого народа влияет история, культура, обычаи, традиции, менталитет, стереотипы и так далее. В рамках индивидуального сознания любви к Родине проявляется как гордость за нее, стремление узнать, понять и улучшить свое отечество. В то же время существует разница в потребностях и интересах различных социальных групп, в том числе в патриотической составляющей. Возможно иное понимание и проявление патриотизма, которое отражается в различных формах, таких как мораль, идеология, художественное творчество и религия. Допускается и поддерживается понимание и проявление патриотизма как любви к малой Родине, к семье, друзьям, родственникам, к месту, где вы родились и выросли, к дому, двору и городу, в котором вы живете.

Этот вывод подтверждается мнением экспертов фокус-группы. По мнению Е. Зверевой (председатель Свердловского областного комитета Российского Союза молодежи), патриотизм

включает в себя много составляющих - это любовь к своей семье и месту, где вы родились и выросли, передача этой любви своим детям, забота о пожилых людях, ответственное отношение к своей работе. [12]

Наиболее современным и продуктивным подходом к содержанию категории "патриотизм" является ее определение конструктивной любви к своей стране, своему народу, истории и культуре. Патриотическое воспитание должно быть направлено на развитие любознательности при изучении истории, литературы, культуры вашей страны и региона. Также необходимо сформировать чувство единства и любви к ближнему, начиная с семьи, друзей, соседей и, как следствие, всей страны. Это единство должно формироваться на выделении общего в частном, то есть с уважением к индивидуальности каждого, все люди имеют одинаковые базовые ценности.

Патриотическое воспитание, основанное на положениях второго подхода, должно быть ориентировано на развитие гармоничной личности, обладающей критическим мышлением, знающей и понимающей сильные и слабые стороны своего города, региона и страны, готовой нести ответственность и делать все возможное для улучшения ситуации в них.

Кроме того, необходимо повышать уровень и качество жизни населения, с детства формировать чувство собственного достоинства и собственной значимости. Необходимо возродить дружбу народов (которая была очень хорошо развита в Советском Союзе), сделать акцент на развитии общечеловеческих ценностей, актуальных для людей во всем мире.

Возможно, тогда отпадет необходимость воспитывать "патриотов" отдельно взятой страны и можно будет говорить о "гражданине вселенной" - человеке, который воспринимает планету Земля как свою родину и чувствует свою ответственность за нее. В эпоху глобальных катастроф такой патриотизм был бы наиболее уместен.

Заключение

Проблема формирования гражданственности и гражданской позиции нашла свое отражение в современной педагогической науке. В частности, определяя гражданскую позицию как важную ценность личности, ученые рассматривают ее как деятельностно-поведенческий аспект гражданственности; систему ценностных и социальных ориентаций и аттитюдов, которые характеризуют человека как гражданина страны и общества; проявление гражданской направленности; состояние, интегрированную качество личности, отношения субъекта к внешнему миру, деятельности, окружающих людей и самого себя; как условие собственного развития личности и результат воспитательных усилий. В то же время на сегодня отсутствуют исследования, которые бы содержали целостное социально-педагогическое обеспечение формирования ответственной гражданской позиции.

Анализ результатов эмпирического исследования позволяет сделать выводы о том, что формирование ответственной гражданской позиции у учащихся старшего подросткового возраста в учреждениях среднего образования происходит в основном в процессе изучения дисциплин общественно-гуманитарного цикла и в процессе опосредованного влияния со стороны родителей, учителей, ровесников и СМИ. Именно из-за отсутствия непосредственного целенаправленного социально-педагогического влияния зафиксировано такое распределение по уровням сформированности гражданской позиции. Таким образом, дальнейшая научно-исследовательская работа будет направлена на разработку программы социально-педагогического сопровождения, ее апробацию и внедрение в практику работы учреждений среднего образования.

Список литературы

1. Ainley, J., and Schulz, W. (2011). Expected participation in protest activities among lower secondary students in 38 countries. In Annual Meetings of the American Educational Research Association in New Orleans, 8-12 April 2011. Retrieved from https://iccs.acer.org/files/AERA-ICCS-Protest-Activities(NewOrleans2011).pdf

2. André, S., Dronkers, J., and Need, A. (2014). To vote or not to vote? A macro perspective: electoral participation by immigrants from different countries of origin in 24 European countries of destination. Research on Finnish Society, 7, 7- 20.

3. Caro, D. H., and Schulz, W. (2012). Ten hypotheses about tolerance toward minorities among Latin American adolescents. Citizenship, Social and Economics Education, 11(3), 213. https://doi.org/10.2304/csee.2012.11.3.213

4. De Groof, S., Elchardus, M., Franck, E., and Kavadias, D. (2008). The influence of civic knowledge versus democratic school experiences on ethnic tolerance of adolescents: a multilevel analysis. Retrieved from http://www.iea.nl/sites/default/files/irc/IRC2008_DeGroof_Elchardus_etal.pdf

5. Diazgranados, S., and Sandoval-Hernandez, A. (2015). Young people's attitudes toward equal rights for ethnic/racial minorities and immigrants: the effect of contact and supportive school environments in the European Union. In M. M. Isaac (ed.), Tolerance through education: mapping the determinants of young people's attitudes towards equal rights for immigrants and ethnic/racial minorities in Europe. pp. 74-110 Luxembourg: Publications Office of the European Union.

6. Eckstein, K., Noack, P., and Gniewosz, B. (2013). Predictors of intentions to participate in politics and actual political behaviors in young adulthood. International Journal of Behavioral Development, 37(5), 428-435. https://doi.org/10.1177/0165025413486419

7. Eidhof, B. B., ten Dam, G. T., Dijkstra, A. B., and van de Werfhorst, H. G. (2016). Consensus and contested citizenship education goals in Western Europe. Education, Citizenship and Social Justice, 11(2), 114-129.

8. Galston, W. A. (2001). Political knowledge, political engagement, and civic education. Annual Review of Political Science, 4(1), 217-234.

9. Hooghe, M., and Dassonneville, R. (2011). The effects of civic education on political knowledge: a two year panel survey among Belgian adolescents. Educational Assessment, Evaluation and Accountability, 23(4), 321-339. https://doi.org/10.1007/s11092-011-9131-5

10. Hoskins, B., Saisana, M., and Villalba, C. M. H. (2015). Civic competence of youth in Europe: measuring cross national variation through the creation of a composite indicator. Social Indicators Research, 123(2), 431-457. https://doi.org/10.1007/s11205-014-0746-z

11. Isac, M. M., Maslowski, R., and van der Werf, G. (2011). Effective civic education: an educational effectiveness model for explaining students' civic knowledge. School

12. Keating, A., and Benton, T. (2013). Creating cohesive citizens in England? Exploring the role of diversity, deprivation and democratic climate at school. Education, Citizenship and Social Justice, 8(2), 165-184. https://doi.org/10.1177/1746197913483682

13. Prokic, T., and Dronkers, J. (2010). The differences in attitudes about their society between 14 year old pupils with and without an immigration background: a crossnational comparison. MPRA Paper No. 21637, Maastricht. Retrieved from https://mpra.ub.uni-muenchen.de/21637/

14. Quintelier, E. (2010). The effect of schools on political participation: a multilevel logistic analysis. Research Papers in Education, 25(2), 137-154. https://doi.org/10.1080/02671520802524810

15. Petrova, E.A.: Education of patriotism and civic position in the collectives of junior schoolchildren. In: Pedagogical Culture «Schools of Practical Humanism», pp. 217-230. Moscow (2008).

Diagnostics of a teenager's civic activity

Anastasia P. Zemlyanskaya

Postgraduate student of the Institute of Childhood Orenburg State Pedagogical University Orenburg, Russia zemml@mail.ru

0000-0002-8506-2627

Received 16.02.2021 Accepted 11.04.2021 Published 11.05.2021

C 10.25726/k9572-2580-2592-t

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

The issues of the formation of civic qualities, active citizenship of modern students are of particular importance in relation to pupils studying in residential institutions. The specifics of this educational process are related to the characteristics of the pupils of boarding schools and the environment of the educational institution. The contradiction between the objective need of modern society for young people with a high level of patriotism, loyalty to the Motherland and at the same time a sense of belonging to the world community has led to the need to determine and justify the pedagogical conditions for the formation of civic qualities of boarding school students. At the present stage of the development of a democratic legal society, the formation of a responsible civil position among the young generation is of particular relevance. Based on the theoretical principles of civic education in the course of our research work, the features of the formation of a responsible civic position of schoolchildren are revealed. The main work will be related to adolescents and will consist in preparing a young person for life in a democratic society, recognizing and accepting the values that are decisive for society, realizing personal values, their own rights, freedoms and duties, and the ability to social interaction in accordance with the model of organizing Social and pedagogical support for children, which will be developed.

Keywords

Diagnosis, civic engagement, attitude, education, school.

References

1. Ainley, J., and Schulz, W. (2011). Expected participation in protest activities among lower secondary students in 38 countries. In Annual Meetings of the American Educational Research Association in New Orleans, 8-12 April 2011. Retrieved from https://iccs.acer.org/files/AERA-ICCS-Protest-Activities(New0rleans2011).pdf

2. André, S., Dronkers, J., and Need, A. (2014). To vote or not to vote? A macro perspective: electoral participation by immigrants from different countries of origin in 24 European countries of destination. Research on Finnish Society, 7, 7- 20.

3. Caro, D. H., and Schulz, W. (2012). Ten hypotheses about tolerance toward minorities among Latin American adolescents. Citizenship, Social and Economics Education, 11(3), 213. https://doi.org/10.2304/csee.2012.11.3.213

4. De Groof, S., Elchardus, M., Franck, E., and Kavadias, D. (2008). The influence of civic knowledge versus democratic school experiences on ethnic tolerance of adolescents: a multilevel analysis. Retrieved from http://www.iea.nl/sites/default/files/irc/IRC2008_DeGroof_Elchardus_etal.pdf

5. Diazgranados, S., and Sandoval-Hernandez, A. (2015). Young people's attitudes toward equal rights for ethnic/racial minorities and immigrants: the effect of contact and supportive school environments in the European Union. In M. M. Isaac (ed.), Tolerance through education: mapping the determinants of young people's attitudes towards equal rights for immigrants and ethnic/racial minorities in Europe. pp. 74-110 Luxembourg: Publications Office of the European Union.

6. Eckstein, K., Noack, P., and Gniewosz, B. (2013). Predictors of intentions to participate in politics and actual political behaviors in young adulthood. International Journal of Behavioral Development, 37(5), 428-435. https://doi.org/10.1177/0165025413486419

7. Eidhof, B. B., ten Dam, G. T., Dijkstra, A. B., and van de Werfhorst, H. G. (2016). Consensus and contested citizenship education goals in Western Europe. Education, Citizenship and Social Justice, 11(2), 114-129.

8. Galston, W. A. (2001). Political knowledge, political engagement, and civic education. Annual Review of Political Science, 4(1), 217-234.

9. Hooghe, M., and Dassonneville, R. (2011). The effects of civic education on political knowledge: a two year panel survey among Belgian adolescents. Educational Assessment, Evaluation and Accountability, 23(4), 321-339. https://doi.org/10.1007/s11092-011-9131-5

10. Hoskins, B., Saisana, M., and Villalba, C. M. H. (2015). Civic competence of youth in Europe: measuring cross national variation through the creation of a composite indicator. Social Indicators Research, 123(2), 431-457. https://doi.org/10.1007/s11205-014-0746-z

11. Isac, M. M., Maslowski, R., and van der Werf, G. (2011). Effective civic education: an educational effectiveness model for explaining students' civic knowledge. School

12. Keating, A., and Benton, T. (2013). Creating cohesive citizens in England? Exploring the role of diversity, deprivation and democratic climate at school. Education, Citizenship and Social Justice, 8(2), 165-184. https://doi.org/10.1177/1746197913483682

13. Prokic, T., and Dronkers, J. (2010). The differences in attitudes about their society between 14 year old pupils with and without an immigration background: a crossnational comparison. MPRA Paper No. 21637, Maastricht. Retrieved from https://mpra.ub.uni-muenchen.de/21637/

14. Quintelier, E. (2010). The effect of schools on political participation: a multilevel logistic analysis. Research Papers in Education, 25(2), 137-154. https://doi.org/10.1080/02671520802524810

15. Petrova, E.A.: Education of patriotism and civic position in the collectives of junior schoolchildren. In: Pedagogical Culture «Schools of Practical Humanism», pp. 217-230. Moscow (2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.