Научная статья на тему 'Использование активных методов обучения студентов медицинского колледжа в условиях реализации ФГОС'

Использование активных методов обучения студентов медицинского колледжа в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1150
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование активных методов обучения студентов медицинского колледжа в условиях реализации ФГОС»

Куфтерин С.М.,

преподаватель Ейского медицинского колледжа, г. Ейск

Попова Т.В.,

преподаватель Ейского медицинского колледжа, г. Ейск

Куфтерина Т.Р.,

преподаватель Ейского медицинского колледжа, г. Ейск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности.

Современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в условиях реализации ФГОС. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин и модулей переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения], но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения [5, с. 26].

Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях среднего медицинского учреждения, что предопределило актуальность данной темы.

- 53 -

Одним из методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность студентов, формировать их практические навыки и профессиональные представления, является метод «деловой игры» и «ролевых ситуаций». Эти методы позволяют выстроить процесс профессионального обучения личностно значимо и практически направлено.

Актуальность работы определена необходимостью разработки специальных педагогических методов, позволяющих интенсифицировать обучение в профессиональном образовании. Зачастую, обладая хорошей профессиональной подготовкой, медсестра может быть психологически не готова к действию, и все ее профессиональные навыки теряют свое значение, особенно в экстренных ситуациях, когда необходимо принять решение самостоятельно и реализовать его.

Гипотеза исследования: предполагалось, что использование игры как нетрадиционного метода в обучающем процессе позволяет активизировать познавательную деятельность, интенсивно формировать практические навыки и профессиональные представления студентов.

Цель работы определяется рядом входящих в нее задач:

1. Изучить игру как активный метод в педагогическом процессе.

2. Определить специфику и условия организации игры в обучающем процессе профессионального образования.

3. Сравнить две группы студентов, обучающихся по традиционным методикам и с использованием игр на практических занятиях профессионального модуля ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах специальности «Сестринское дело».

Методы исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Методы наблюдения, сравнения, изучения передового педагогического опыта.

3. Педагогический эксперимент.

4. Результаты квалификационного экзамена.

Педагогическая игра обладает существенным признаком -

четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Именно в этом случае студенту предоставлена возможность моделировать свою будущую про- 54 -

фессиональную деятельность - вырабатывать быстроту действий, сообразительность, умение применять теорию на практике, осваивать профессиональные и общие компетенции, приобретать первоначальный практический опыт [3, с. 48].

Во время изучения модуля ПМ.02. для проведения эксперимента были взяты две группы студентов с одинаковым уровнем знаний. Практические занятия в одной из групп (№ 301] сестринского отделения проводились по традиционной методике, а в другой группе (№ 302] наряду с традиционным обучением систематически вводились элементы активных методов обучения.

В активные методы обучения включались ситуации инсценирования профессиональной деятельности, ролевые игры на практических занятиях и на учебной практике. Разрабатывались сценарии ролевых игр, раздавались роли студентам. Преподаватель не вмешивался в ход проигрываемой ситуации, но по окончании занятия проводился тщательный анализ совместно со студентами. Учитывались правильность алгоритма оказания помощи, полнота объема сестринской помощи, умение консультировать пациента и его окружения по применению лекарственных средств, грамотное осуществление фармакотерапии по назначению врача, правильность заполнения медицинской документации. Ролевое моделирование различных клинических ситуаций помогает имитировать обстановку и условия будущей профессиональной деятельности, тем самым совершенствуя умения и навыки медицинской сестры при проведении лечебнодиагностических и реабилитационных мероприятий. Ролевая игра помогает студентам преодолеть напряжение и развить активность в общении, обеспечивает максимальную активность студентов и творческий подход в подготовке ролей. Кроме того, на каждом практическом занятии решались проблемноситуационные задачи с составлением планов сестринского ухода за пациентами при различных заболеваниях.

Анализ успеваемости студентов обеих групп прослеживался в течение двух лет по результатам промежуточной аттестации и квалификационного экзамена, а также во время прохождения ими производственной и преддипломной практик. Анализ результатов текущей успеваемости, промежуточной аттестации и квалификационного экзамена показал, что в группе, обучающейся с преобладанием активных методов обучения, средний балл, качественный показатель были выше, чем в группе, где в процес-

- 55 -

се обучения преобладали традиционные методы. Интерес студентов, высокий уровень усвоения материала, умение самостоятельно находить выход в экстремальной ситуации во время прохождения производственной и преддипломной практик, отзывы непосредственных руководителей практик - старших медицинских сестер отделений - позволяют судить об эффективности исследуемой педагогической деятельности относительно использования «ролевой игры» как метода в практическом обучении студентов.

Заключение. Анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, анализ промежуточной и итоговой аттестации студентов, использование опросной методики позволили сделать заключение.

1. Игра является актуальным методом современного профессионального обучения.

2. Психолого-педагогические корни обучающей игры имеют своим объектом игровую деятельность ребенка.

3. Использование игры приближает процесс обучения непосредственно к профессиональной деятельности, вырабатывает стереотип поведения в экстренных ситуациях, сообразительность, быстроту действий, позволяет быстрее и эффективнее осваивать профессиональные компетенции.

4. Игра является средством личностного взаимодействия, позволяющего решить проблемные вопросы, конфликтные ситуации. В игре формируется коллектив, общая культура, коллективные установки студентов, осваиваются общие компетенции.

5. Игра является оптимальной, эффективной формой проведения обучающего процесса, формирующего высокую степень мотивации, высокую познавательную активность в учебной деятельности.

Использование данного метода позволяет интенсифицировать учебно-производственную деятельность студента, создать мотивации к плодотворной профессиональной деятельности, способствует приобретению первоначального практического опыта. Использование преподавателем современных технологий обучения в своей педагогической деятельности обеспечивает требуемое качество подготовки специалистов, помогает осуществлять компетентностный подход к профессиональному обучению студентов, что позволяет подготовить конкурентоспособ-

- 56 -

ного, мобильного специалиста, способного легко адаптироваться к условиям современного рынка труда

Список использованной литературы

1. Бледных О.И. Активные методы обучения // Проблемы современной науки и образования. 2014, № 12 (30).

2. Гейхман Л.К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход. Образование и наука. 2002, № 3.

3. Григальчик Е.К., Губаревым Д.И., Губаревым И.И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. Минск, 2003.

4. Косянчук Н.М., Черных А.В. Формирование учебной мотивации студентов медицинского вуза //Здоровье и образование в XXI веке. 2014. № 9 (том16).

5. Тараканов А.В. Развитие креативности студентов при помощи активных методов обучения // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8.

© Куфтерин С.М., Попова Т.В., Куфтерина Т.Р., 2015

- 57 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.