Научная статья на тему 'Мониторинг социализации учащихся медицинского колледжа'

Мониторинг социализации учащихся медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СРЕДНЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MONITORING: EDUCATIONAL / PEDAGOGICAL / EDUCATION QUALITY / GENERAL COMPETENCE OF SOCIALIZATION / HIGH MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Ольга Александровна

В статье рассматривается проблема эффективного использования мониторингового исследования социализации учащихся медицинского колледжа с целью управления процессом овладения обучающимися общими компетенциями. Представлены виды, функции мониторинга, требования к его проведению, а также влияние мониторинга на формирование профессиональной подготовки выпускников медицинского колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ Socialization Monitoring in a Medical College

The article discusses the problem of effective usage of the monitoring study of socialization of medical college students to manage the process of mastering the learners shared competencies. The article presents monitoring kinds and functions, the requirements for its implementation as well as its impact on the formation of the medical college graduates’ professional training.

Текст научной работы на тему «Мониторинг социализации учащихся медицинского колледжа»

УДК 37.01 ББК Ч 30/49

Тимофеева Ольга Александровна

аспирант

кафедра образовательного менеджмента Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования г. Санкт-Петербург Timofeeva Olga Aleksandrovna Post-graduate Chair of Educational Management Institute of Professional Education Experts’ Advanced Training

St. Petersburg olgapilates@yandex.ru Мониторинг социализации учащихся медицинского колледжа Students’ Socialization Monitoring in a Medical College В статье рассматривается проблема эффективного использования мониторингового исследования социализации учащихся медицинского колледжа с целью управления процессом овладения обучающимися общими компетенциями. Представлены виды, функции мониторинга, требования к его проведению, а также влияние мониторинга на формирование профессиональной подготовки выпускников медицинского колледжа.

The article discusses the problem of effective usage of the monitoring study of socialization of medical college students to manage the process of mastering the learners shared competencies. The article presents monitoring kinds and functions, the requirements for its implementation as well as its impact on the formation of the medical college graduates’ professional training.

Ключевые слова: мониторинг: образовательный, педагогический; качество образования; общие компетенции социализации; среднее медицинское образование.

Key words: monitoring: educational, pedagogical; education quality, general competence of socialization, high medical education.

Происходящие в стране процессы политической, экономической и социальной трансформации сопровождаются серьезными кризисными явлениями в здравоохранении. Насущной необходимостью для России стала стабилизация общественного здоровья, доступность медицинской помощи гражданам с разным уровнем социально-экономического благополучия. Решение поставленных задач во многом зависит от качества образования и уровня социализации средних медицинских кадров. Мировая практика показывает, что рациональное ис-

пользование сестринских кадров ведет к значительному улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов здравоохранения. Совершенствование уровня социализации средних медицинских работников создает реальные возможности для соблюдения необходимых медицинских технологий, гарантий качества лечения, диагностики и ухода в оказании сестринской помощи населению. Возрастающую роль в решении проблем национального здравоохранения подчеркивают многие исследователи в области социализации медицинских кадров - О.В.Арманас, А.Е.Иванов, С.С.Иванова, В.Г.Кинелев, С.А.Мухина, Г.М.Перфильева, И.И.Тарновская и другие.

В новых социальных условиях для успешного продвижения по карьерной лестнице выпускника медицинского колледжа, кроме формирования общих компетенций социализации, требуются знания в области педагогики, основ предпринимательской деятельности, менеджмента в сестринском деле, маркетинга медицинских услуг.

Анализ квалификационной характеристики специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело» показывает, что в них отражены требования, позволяющие преподавателям учебных дисциплин и профессиональных модулей стимулировать формирование общих компетенций социализации учащихся медицинского колледжа. Однако практика показывает, что многие выпускники медицинских колледжей не готовы к работе в лечебно-профилактических организациях, так как им недостает теоретических и практических знаний. Этот факт обусловлен тем, что в подготовке среднего медицинского персонала недостаточно используются методы, формы и средства обучения, способствующие эффективному формированию общих компетенций социализации. В российской модели образования акцент традиционно делается на содержание знаний, которые должен усвоить обучающийся. Все попытки усовершенствовать эту модель до сих пор сводились к поискам такой конфигурации обучения, ко-

торая позволила бы вместить в регламентированный объем учебного времени максимальный конгломерат знаний.

Основным содержанием образования должна становиться не методология, а технология практического освоения мира, умение решать возникающие проблемы.

Исходя из этого полиморфизма образовательных парадигм, составители учебных курсов могут положить в основу их содержания разные логики. Например, логику развертывания научного предмета (критерий оценки - знания), логику развития компетенций (умения), логику решения профессиональных задач (проблема или проект), логику развития индивидуального интереса (запросы обучающихся).

Федеральный закон «Об образовании» предоставляет образовательным учреждениям большие полномочия в выборе стратегии своего развития, педагогических концепций и технологий, организационных методов работы и формировании содержания образования.

Результатом среднего медицинского образования является «целостное социально-профессиональное качество» [2, с. 16]. Выпускник медицинского колледжа должен обладать общими компетенциями социализации. Иными словами, главным критерием системы обеспечения качества среднего медицинского образования является формирование высококвалифицированного социально зрелого специалиста. Этому способствуют следующие факторы:

• качество среднего медицинского образования, которое основывается на квалификационных характеристиках, определяющих основные параметры компетенции и отвечающих требованиям государственного образовательного стандарта;

социально важные качества учащегося медицинского колледжа;

• субъективный опыт, потребности, интересы, ценностные ориентации, социальная и гражданская позиции.

Высококвалифицированный специалист - выпускник медицинского колледжа - может сложиться лишь при комплексном системном подходе, который включает:

• совершенствование нормативной правовой базы среднего медицинского образования;

• создание единого образовательного и методического пространства;

• эффективная подготовка образовательного учреждения к реализации ФГОС нового поколения;

• создание современного программного обеспечения среднего медицинского профессионального образования;

• развитие дистанционного образования и создание системы информационной поддержки образовательного процесса;

• постоянный мониторинг и улучшение всех основных и вспомогательных процессов в деятельности образовательного учреждения.

В образовательной деятельности медицинского колледжа реализуются ведущие идеи гуманизма, интеграции, социализации. Проблема мониторинга в среднем профессиональном учреждении является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации.

Понятие мониторинг представляет интерес с точки зрения его теоретического анализа, так как не имеет точного однозначного толкования. Мониторинг — самостоятельная функция управления. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проверенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям [3, с. 86]. Задача состоит в том, чтобы правильно оценить степень, направление и причины отклонения заданным целям, проследить динамику развития личности учащегося медицинского колледжа.

Выделим образовательный и педагогический мониторинг.

Образовательный мониторинг - это такая система организации сбора, хранения, обработки, распространения информации о деятельности системы (подсистемы) образования, которая призвана обеспечивать не только непрерывное слежение за ее состоянием, но и прогнозирование ее развития. Образовательный мониторинг предполагает функционирование в течение определенного временного периода [4 с. 126]. Содержание образовательного мониторинга включает психолого-педагогические (новшества в структуре знаний, учебных навыков, поведении, направленности личности) и функциональные результаты (различные способы педагогического воздействия).

Педагогический мониторинг - путь получения информации о результативности учебного процесса [1, с. 33-37]. Педагогический мониторинг является одной из самых эффективных управленческих технологий, позволяющих отслеживать качество подготовки обучающихся для оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.

Объектом педагогического мониторинга в медицинском колледже являются результаты учебно-воспитательного процесса. Субъектами педагогического мониторинга выступают директор образовательного учреждения, заместитель директора по учебной работе, заведующий методическим отделом, заведующие отделениями, председатели предметных (цикловых) комиссий, преподаватели учебных дисциплин и профессиональных модулей.

При мониторинге подготовки обучающихся в медицинском колледже выявляются определенные закономерности в их деятельности, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий. Это позволяет представить обучающегося не только как объект учебных действий, но и как субъект в организации учебного процесса.

Сбор информации можно рассматривать как один из основных этапов в организации мониторинга. Он требует наибольшего времени и разнообразен по видам деятельности (используются наблюдение, собеседование, ролевые игры,

заполнение медицинской документации, тестирование, опорные конспекты, таблицы, схемы и т.д.).

Можно также выделить следующие способы и каналы получения информации: анализ статистических данных; анкетирование; экспертное оценивание; контент-анализ документов; квалиметрические методики и процедуры; заключения, решения и оценки структур управления различных уровней.

Этап сбора информации есть диагностический этап педагогического мониторинга. Другие его этапы - обработка и анализ полученных результатов, коррекция.

С учетом данных мониторинга организуется личностноориентированный образовательный процесс. По результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества медицинской подготовки, затем они представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных, промежуточных и итоговых показателей каждого этапа. Выясняются причины неуспеваемости обучающихся - при помощи анкетирования неуспевающих по отдельным учебным дисциплинам, профессиональным модулям. Оценивается качество образовательной услуги. В случае необходимости вносятся коррекции.

Функции мониторинга по его задачам можно свести к двум группам -педагогической и проверочно-оценочной. Таковыми у педагогической функции выступают обучающая, диагностическая, ориентирующая и профилактическая.

Педагогическая группа функций мониторинга не будет полной, если не учесть и те функции, которые характерны для учебного процесса, - образовательную, воспитательную и развивающую.

Проверочно-оценочная функция мониторинга также включает в себя ряд подфункций. Однако, в отличие от предыдущей группы, они относятся к проверке работы преподавателей и организации методической работы в колледже.

Роль педагога в формировании у будущих медиков внутренней мотивации к исследовательской, креативной деятельности очень важна. Обучение в медицинском колледже строится как поиск новых познавательных ориентиров, современных подходов к управлению качеством образования, обеспечивающих целостность и эффективность различных инноваций.

Оценка качества учебного процесса в медицинском колледже определяется тремя основными составляющими.

1. С позиции медицинского колледжа:

• предоставление образовательной услуги в двух формах обучения очной (дневной) и очно-заочной (вечерней);

• наличие учебных планов подготовки по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения;

• комплексное учебно-методическое обеспечение учебного процесса по учебным дисциплинам и профессиональным модулям;

• создание базы контрольно-оценочных средств по учебным дисциплинам и профессиональным модулям;

• степень применения современных педагогических технологий;

• средний балл успеваемости, процент успеваемости, процент качества;

• количество дипломов о среднем профессиональном образовании с отличием;

• результаты итоговой государственной аттестации;

• сохранность контингента обучающихся.

2.С позиций потребителя:

• наличие высококвалифицированных преподавателей по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, обладающих гражданским и высокими морально-нравственными и личностными качествами;

233

• обеспечение учебной, методической и справочной литературой;

• наличие современно оборудованных кабинетов, оснащенных информационно-коммуникационными технологиями;

• гибкий график занятий, позволяющий обучающимся организовать самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу по учебной дисциплине, профессиональному модулю;

• возможность прохождения практики в лечебно-профилактических организациях;

• наличие возможностей для организации качественного досуга обучающихся;

• наличие свободного доступа к локальной сети Интернет колледжа;

• эффективное использование информационно-образовательных ресурсов.

3.С позиции общества:

• качество образовательного процесса с позиций государства - образование, обеспечивающее расширенное воспроизводство личностного интеллектуального потенциала общества;

• качество образовательного процесса с позиции рынка труда - наличие у выпускника медицинского колледжа совокупности навыков социального и общественного характера, наиболее востребованного в данный момент.

Вышеизложенные показатели должны постоянно анализироваться и оцениваться службой качества медицинского колледжа с целью их дальнейшей коррекции и улучшения деятельности образовательного учреждения.

Мониторинг и оценка будут настолько эффективны, насколько эффективно заданы стандарты и норма, т.е. в какой мере они отвечают ряду принципиальных требований [5, с. 252]. В педагогике сформировались определенные

требования к применению мониторинга. Эти требования - полнота и всесторонность, систематичность, объективность.

Технология мониторинга оказывает положительное влияние на формирование профессиональной подготовки обучающихся медицинского колледжа. Системный подход в ходе мониторинга создаёт условия комфортности и позволяет произвести своевременную коррекционную работу. При этом снижается уровень тревожности обучающихся, повышается самооценка, происходит адаптация к современным условиям на рынке труда, повышается аналитическая культура и профессиональная компетентность, создаются оптимальные условия для формирования рефлексивных умений при установлении контакта с пациентом, коллегами.

Необходимость мониторинга в системе подготовки медицинских работников обусловлена общественной потребностью в получении информации об эффективности функционирования всей системы обучения в медицинском колледже.

Наличие функциональной системы мониторинга и ее непрерывное совершенствование становятся основными факторами успешной деятельности медицинского колледжа. Критериально-диагностический инструментарий, основанный на применении современных диагностических методик, обеспечивает мониторинг процесса формирования общих компетенций социализации обучающихся медицинского колледжа.

Библиографический список

1. Горб, В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов [Текст]: Стандарты и мониторинг в образовании / В.Г. Горб. 2000. - № 5. - С. 33 - 37.

2. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Текст] / И.А. Зимняя // Интернет - журнал "Эйдос". -2006.- С. 16

3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г.М. Коджасперова, А.Ю. Коджаспиров. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176с.

4. Третьяков, П.И. Школа: управление по результатам. Практика педагогического менеджмента [Текст] / П.И. Третьяков. - М.: Новая школа, 2001.314с.

5. Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в школе [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354с.

Bibliography

1. Gorb, V.G. Pedagogical Monitoring of the Educational Process As a

Factor in Increasing Its Level and Results [Text] / V.G.Gorb. - Standards and Moni-

toring in Education. - 2000. - № 5. - P. 33 - 37.

2. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogical Dictionary [Text]: For High and Higher Pedagogical Schools / G.M. Kodzhaspirova, A. Yu. Kodzhaspirov. - Moscow: "Academy" Publishing Center, 2000. - 176 p.

3. Shishov, S.E, Kalney, V.A. Monitoring the Quality of Education in

Schools [Text] / S. E. Shishov, V.A. Kalney. - M.: Moscow Pedagogical Society of Russia, 1999. - 354 p.

4. Tretyakov, P.I. School: Managing for Results. The Practice of Pedagogical Management [Text] / P.I. Tretyakov. - M.: New School, 2001. - 314 p.

5. Zimnyaya, I.A. Common Culture and Socio-Professional Competence of a Person [Text] / I.A. Zimnyaya / / Internet - Magazine "Eidos". - 2006. - P. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.