МОДЕРНИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.В. Немыкина
Стратегическим направлением развития профессионального образования является укрепление и модернизация учебно-воспитательного процесса, инфраструктуры образовательных учреждений. В системе профессионального образования опережающее развитие должно получить начальное и среднее профессиональное образование, поскольку на современном этапе вырастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. Необходимо существенно активизировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укреплению, интеграции профессий, решительно повернуть учреждение начального и среднего профобразования к потребностям местного рынка.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, колледж, модернизация, инновация, субъектно-ориентированные технологии, стабильный.
Введение эксперимента в средних специальных учебных заведениях области вызвано необходимостью поиска субъектноориентированных технологий, ориентированных на обучающегося, который будет центральной фигурой учебного процесса, обладающей активной познавательной деятельностью, направленной на саморазвитие, самореализацию своих психических и физических возможностей. Образовательный процесс в ссузах должен быть построен таким образом, чтобы студенты не заучивали объемные информационные отрезки, а грамотно работали с информацией, научились выделять главное, увидеть проблему, формировать гипотезы, помогающие ее решить. Будущий специалист должен уметь гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно добывать необходимые знании, умения, навыки и быть готовым умело применять их на практике.
Совместно с Губкинским институтом (филиалом) Московского государственного открытого университета был разработан единый учебный план подготовки специалистов для горных предприятий по сокращенному сроку обучения и начата работа студентов по этому плану.
Положено начало создания при горном колледже научно-образовательного производственного комплекса в составе двух общеобразовательных учреждений (школа № 2 и лицей № 5), горного колледжа, Губкинско-го института (филиала) Московского государственного открытого университета и двух базовых предприятий ОАО «Лебединский
ГОК» и ОАО «Комбинат КМА руда». Заключены договора с этими предприятиями о совместной практической подготовке студентов на основе использования гибких образовательных технологий. Проведена подготовительная работа по коррекции учебных планов в соответствии с данной технологией подготовки специалистов.
В феврале 2004 г. приказом Минобразования РФ Губкинский горный колледж определен как экспериментальная площадка Института проблем развития среднего профессионального образования Министерства образования и науки РФ.
Тема эксперимента - «Разработка и экспериментальная апробация гибких образовательных технологий подготовки специалистов для предприятий горной промышленности». Руководитель эксперимента - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, академик МПА и МААП П.Е. Решетников.
Идея эксперимента состоит в создании такой образовательной системы, которая позволяла бы гибко реагировать на изменения потребностей горнорудных предприятий в конкретных специалистах и готовить по их заказу конкретное количество специалистов нужного профиля. Педагогическим коллективом колледжа и его администрацией была проведена большая работа по созданию соответствующих организационных условий для успешного проведения экспериментальной работы.
Формами организации инновационной деятельности педагогического коллектива в ходе эксперимента стали следующие:
I. Лаборатория акмеологии - руководитель Ф.В. Бурков - директор колледжа, почетный работник СПО, член-корреспондент Международной академии акмеологических наук. В ходе эксперимента разработана гибкая система оплаты труда для стимулирования деятельности преподавателей, которая включает следующие мероприятия:
1. Проведение конкурсов «Преподаватель года», «Педагогическая надежда»,
«Лучшая предметно-цикловая комиссия».
По итогам проведения конкурсов победителю и участникам устанавливается годовая надбавка к заработной плате в пределах 5080 % от соответствующей тарифной ставки.
2. Аттестация кабинетов и лабораторий с последующим присвоением высшей, первой, второй, третьей категории, устанавливающих соответствующую доплату.
3. Рейтинговая оценка научно-методической работы преподавателей по баллам, которые определяют доплату к заработной плате. В воспитательной работе так же используется гибкая оплата труда.
II. Лаборатория синергетики - руководитель А.П. Жилинкова - заместитель по научно-методической работе колледжа, кандидат экономических наук.
Проблемные исследования в рамках разработки всех образовательных проектов ведутся с учетом синергетического подхода, при котором разработанные новые технологии осваиваются в начале узким кругом специалистов, а затем к ним подключаются новые члены коллектива, таким образом, используемое новшество становится общепринятым.
В рамках экспериментальной работы разработаны образовательные проекты, перечисленные ниже:
1. Развитие исследовательских, конструкторских и проектных способностей студентов - руководитель Н.В. Будзюк. В рамках эксперимента апробируется новый подход к научно-исследовательской работе преподавателей и студентов. Формирование исследовательских навыков студентов начинается на первом курсе с диагностики преподавателями уровня базового образования и уровня креативности студентов с целью оп-
ределения степени подготовки студентов к исследовательской работе.
В группах первого курса за счет факультативных часов вводится курс «Основы организации учебно-исследовательской деятельности студентов», после изучения которого студенты становятся более собранными на занятиях, начинают серьезно заниматься самообразовательной деятельностью.
В колледже создано научное общество преподавателей и студентов «Единство», овладение элементарными умениями исследования начинается студентами колледжа при написании учебно-исследовательских работ.
2. Управление интеграционными процессами - руководитель М.Э. Удалова. Основные направления исследования:
- разработка тематики и содержание и технологии проведения интегрированных занятий;
- разработка тематики и содержания интегрированных занятий по курсам;
- разработка способов интеграции учебной и внеаудиторной работы со студентами;
- разработка технологии интеграции учебной и практической деятельности студента.
3. Технологическая подготовка и проведение междисциплинного экзамена - руководитель Н.А. Крайнова. Целью данного образовательного проекта является степень овладения выпускником основами научных знаний, связанных с предстоящей профессиональной деятельностью и системным профессиональным мышлением. Как показывает анализ документации по проведению эксперимента, наиболее эффективны профессиональные задачи, которые носят комплексный межпредметный характер, охватывают несколько дисциплин, позволяют получить целостное представление о будущей профессиональной деятельности.
Итоговая аттестация состоит из двух этапов: 1) защита выпускной проектно-исследовательской работы; 2) комплексный междисциплинарный экзамен.
4. Организация воспитательной работы на основе традиций колледжа - руководитель С.В. Жукова.
Основные направления исследования:
- организация массовых форм воспитательной работы, клубные формирования, воспитательные мероприятия;
- организация форм студенческого самоуправления: Студенческий совет колледжа, Студенческая профсоюзная организация, Отряд СООСМ;
- организация индивидуальных форм воспитательной работы: наставничество, индивидуальная воспитательная работа кураторов, психолого-педагогическая воспитательная работа, воспитательная работа социальных педагогов, профилактическая работа со студентами девиантного поведения.
5. Субъектно-ориентированные технологии подготовки специалистов. В рамках эксперимента прорабатывается вопрос об индивидуальном обучении студентов и обучении их малыми группами (2-5 человек) по соответствующим профессиям, в которых возникает потребность предприятия по сложившейся производственной необходимости. В этом случае индивидуальное или групповое обучение студентов начинается со 2-го или 3-го курсов обучения в колледже, чтобы они получили соответствующие профессии перед выходом на производственную практику в трудовые коллективы горнорудных предприятий.
6. Информационное обеспечение инновационной деятельности - руководитель И.И. Сальников.
Основные направления исследования:
- обеспечение условий по внедрению во все виды библиотечной деятельности современных информационных технологий через комплекс технических работ и организационных мероприятий;
- накопление и сохранение информации в базах данных;
- предоставление информации на электронных носителях.
7. Разработка компьютерных и мультимедийных технологий.
Основные направления исследования:
- создание компьютерных тестирующих программ «Качество обучения», «Определение социально-психологического климата в студенческом коллективе»;
- создание мультимедийного обучающего курса по специальности 2902 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;
- создание мультимедийного обучающего курса по специальности 0902 «Открытые горные работы».
8. Гендерное воспитание студентов - руководитель Ю.М. Бычихин. В ходе экспери-
мента в колледже были созданы гендерные школы: «Школа мужества», «Я умею все», «Школа этикета», конечной целью воспитательной системы которых является создание условий для формирования зрелой самодостаточной личности в процессе развития в структуре самосознания «Мы-концепции».
В качестве инновационного проекта -субъектно-ориентированная языковая подготовка специалиста на эскпериментальной площадке под руководством заслуженного учителя РФ Т.С. Коришковой - разрабатываются и используются современные педагогические технологии при работе учебнометодических комплексов (УМК), которые включают:
- рабочую программу дисциплины;
- учебно-методические пособия, в которые входят тексты, схемы, рисунки, фотографии.
Таким образом, достижение намеченных целей и решение задач, которые были намечены в ходе экспериментальной деятельности, позволяет более полно и эффективно реализовать общесистемные задачи обновления и совершенствования средней, профессиональной школы, перехода к новым более прогрессивным образовательным технологиям.
В условиях реформирования здравоохранения в 1988 г., в Старооскольском медицинском училище создана стоматологическая учебно-производственная лаборатория, ставшая базой подготовки зубных техников и зубных врачей. Здесь созданы условия, максимально приближенные к практическому здравоохранению, и студенты имеют возможность участвовать в реализации комплексного цикла стоматологических услуг терапевтического, хирургического и ортопедического профиля.
Многолетний опыт показал, что преимущество деятельности учебно-производственных лабораторий очевидно, т. к. она позволяет организовать подготовку студентов не только на фантомных, но и, непосредственно, на клинических работах с пациентами под руководством преподавателя.
Анализ данных итоговой государственной аттестации показывает устойчивую тенденцию достаточно высоких результатов практической подготовки выпускников и снижения количества замечаний, высказанных государственной аттестационной комис-
сией о качестве подготовки специалистов. На базе учебно-производственной лаборатории подготовлено более 1000 зубных техников и около 600 зубных врачей. Кроме того, с ростом оказания стоматологических услуг населению увеличивается прибыль в структуре внебюджетной деятельности учебного заведения, что дает возможность материального стимулирования сотрудников и студентов, а также приобретения необходимого оборудования и расходных материалов.
Дважды в год в учебном заведении проводится аттестация фантомных работ, выполненных студентами в течение семинара. Комиссия объективно их оценивает, указывая на недостатки и пути их устранения. С этой целью в состав комиссии включаются стоматологи и ортопеды городских поликлиник, которые отбирают для своих учреждений будущих выпускников.
5 апреля 1996 г., согласно приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности, Старооскольское медучилище реорганизовано в Старооскольский медицинский колледж.
В 2002 г. в качестве собственной клинической базы подготовки сестринского персонала в структуре колледжа создано отделе-ние сестринского ухода (ОСУ) на 25 коек.
Под руководством преподавателей и медперсонала студенты участвуют во всех этапах сестринского процесса: лечении, реабилитации, организации ухода за пациентами, оказании психологической помощи.
Актуальность создания данного подразделения определяется, с одной стороны, поиском и реализацией путей повышения качества подготовки медицинских специалистов, а с другой стороны, процессом старения населения, особенно выраженном в европейской части России и Центрально-Черноземном регионе, где доля лиц старше трудоспособного возраста превышает 23 %.
За 2002-20003 гг. в отделении сестринского ухода прошли реабилитацию 106 пациентов, 72 % из них лица пожилого и старческого возраста, имеющих комплекс заболеваний.
В обеспечении ухода систематически принимают участие студенты. Они производят раздачу лекарств, перевязки, внутримышечные и внутривенные введения, гигиеническую обработку, постановку капельниц,
участвуют в отпуске физио-терапевтических процедур, ведут дневники наблюдений, сестринские карты стационарного больного.
Изучение общественного мнения студентов колледжа показало, что обучающиеся очень высоко оценили значимость ОСУ в структуре колледжа: 80 % студентов считают, что в отделении повышаются возможности совершенствования практических навыков по уходу за больными, 33,9 % - отметили, что оно помогает формированию доброты и милосердия, 29 % - воспитывает человечность.
ОСУ является также городской экспериментальной площадкой по внедрению сестринского процесса в практическое здравоохранение, центром научных исследований специалистов сестринского дела, практической базой повышения квалификации СМР.
В сентябре 2003 г. создана клиникодиагностическая УПЛ в структуре колледжа на базе ОСУ. Она представляет широкие возможности для активизации познавательной деятельности студентов специальности «Лабораторная диагностика» и «Медикопрофилактическое дело». Во-первых, обучающиеся будущие лабораторные техники и санитарные фельдшеры имеют все условия для отработки квалификации СМР, алгоритмов санитарно-бактериологического исследования воды, воздуха, предметов окружающей среды. Во-вторых, здесь осуществляется клиническое исследование крови и мочи пациентов ОСУ. Результаты этих исследований используются медперсоналом для организации ухода за пациентами, вносятся в сестринскую историю болезни. Под руководством преподавателей в процессе практического обучения реализуются основные направления деятельности специалистов в практическом здравоохранении.
На этом развитие колледжа не остановилось. На повестке дня обозначена проблема подготовки фармацевтов. И первый шаг уже сделан: в структуре колледжа открыт аптечный пункт, в котором будущие специалисты получают необходимые профессиональные навыки.
Несомненно, что, накопив достаточный опыт работы, мы видим позитивные результаты динамики повышения качества подготовки будущих специалистов, что привело к
их востребованности лечебными заведениями области.
В Старом Осколе в 2005 г. в Центре занятости населения состоит на учете всего 9 средних медицинских работников различных специальностей, выпускников СНК, а анализ показывает, что 90 % выпускников колледжа устраиваются на работу по специальности. Одна из причин этого заключается в том, что на ранних этапах обучения будущие специалисты на практической деятельности в УПЛ проверяют свои профессиональные качества и в том случае, если они не соответствуют выработанной специальности, на ранних этапах обучения имеют возможности переквалифицироваться.
Таким образом, как показывает анализ, организация и деятельность учебно-производственных лабораторий по подготовке средних медицинских работников является ведущим фактором совершенствования качества профессионального образования в свете требований современного этапа, что позволяет готовить специалиста к самостоятельной работе в практическом здравоохранении.
Это один из способов повышения эффективности деятельности ССУЗа по подготовке специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
Поступила в редакцию 29.01.2008 г.
Nemykina N.V. Modernization of secondary professional education in Belgorod region. Among the strategic directions of development of vocational education, the special place is occupied by strengthening and modernization of material-technical base and infrastructure of educational establishments. In the system of vocational education, outstripping development should be received by primary and secondary vocational education as at the presentstage requirement of the national economy for highly skilled workers and experts of an average link. It is necessary to make active essentially the contents and to increase the quality of vocational education on these educational levels with its orientation to the international quality standards, to intensify activity on strengthening, integration of trades, resolutely to turn establishment primary and secondary vocational education to requirements of the local market.
Key words: professional activity, college, modernization, innovation, flexible, subject-oriented technologies, stable.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
М.А. Федорова
В статье представлено обоснование правомерности рассмотрения самостоятельной деятельности как дидактической категории. С этой целью самостоятельная деятельность рассматривается в контексте моделей процесса обучения, в каждой из которых она занимает определенное место, являясь одним их элементов процесса обучения.
Ключевые слова: самостоятельная деятельность, модели процесса обучения: догматическая, объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, информационная, технологическая, субъектноориентированная, личностно-ориентированная, личностно-развивающая, личностно-стратегическая.
Для придания педагогическому явлению статуса дидактической категории, на наш взгляд, необходимо, во-первых, определить место данного явления в структуре процесса обучения и, во-вторых, установить его взаимосвязь с основными элементами процесса обучения.
Для традиционной педагогической науки характерным является рассмотрение самостоятельной деятельности как психологической категории. Однако ее педагогическая принадлежность наблюдается на протяжении
всего развития процесса обучения. Для обоснования сказанного мы провели моделирование процесса обучения на разных этапах формационного развития и выявили специфику самостоятельной деятельности, соответствующей каждой конкретной модели процесса обучения [1].
Первые теоретические представления о процессе обучения и его структуре были наиболее общими и отражали его двусторонний характер, в котором одна сторона (один структурный компонент) - это деятельность