Научная статья на тему 'Использование активных методов обучения на уроках биологии в 8 классе'

Использование активных методов обучения на уроках биологии в 8 классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
811
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование активных методов обучения на уроках биологии в 8 классе»

Таким образом, в деятельности ученика технические средства выполняют различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения. И ученик имеет возможность повторить, вернуться и довести до совершенства свой результат. Это шанс для ребенка быть успешным. А не эта ли главная задача учителя и образовательного стандарта нового поколения?

УДК 372.8

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В 8 КЛАССЕ

Быстрова Валентина Викторовна, учитель биологии ГБОУ школа 604 Пушкинского района

Санкт-Петербург, 2016

Урок «Первая медицинская помощь, правила оказания первой медицинской помощи» для обучающихся 8 классов может быть использован на уроках биологии, ОБЖ, а также при проведении внеклассного мероприятия. В уроке включены приемы АМО, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, развитию социальных навыков, формированию умения добывать знания и применять их на практике.

Методическая информация

Тема урока: «Первая медицинская помощь, правила оказания первой медицинской помощи».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока:

образовательные:

• систематизировать, обобщить изученный теоретический материал и полученные практические навыки оказания первой медицинской помощи;

• повысить компетентность обучающихся осмысленно воспринимать и конкретно представлять игровые ситуации и самостоятельными силами решать их;

развивающие:

• способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознавать опасности и предупреждать их, необходимости осознавать себя первыми «докторами» в экстремальной ситуации;

воспитательные:

• способствовать воспитанию милосердия и помощи, как закономерному поведению;

• формировать потребность быть чутким, внимательным к чужой боли.

Задачи урока:

1. Расширить и углубить знания в области анатомии и физиологии систем органов жизнеобеспечения (дыхательной, кровеносной, опорно-двигательного аппарата), отработать приемы и методы реанимационных мероприятий.

2. Сформировать у учащихся заинтересованность и личную значимость в получении основ медицинских знаний, по оказанию помощи и взаимопомощи.

3. Развитие у учащихся критического мышления, решение ситуационных задач

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:

Понятия травма, ушиб, виды кровотечений, переломов, ИВЛ, реанимация.

Оборудование: карточки, магниты, тренажер для оказания неотложной помощи.

Ход урока.

Фаза I «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие. Прием АМО «Поздоровайся глазами»

Цель - положительный настрой на работу, установление контакта между учениками Продолжительность 3 минуты

Слова учителя:

Доброго дня вам ребята. - Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а глазами. Поздоровайтесь и вы, при этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. - Спасибо!

Деятельность учеников - здороваются глазами и настраиваются на урок.

1. Прием АМО «Дерево решений»

Цель: Мотивация обучающихся на определение ими темы и содержание урока. (5мин)

Учитель:

Ребята, на доске написаны слова: травма, время, смерть, знание, ПМП, жизнь.

- Как вы думаете, связаны ли эти понятия между собой? Подберите к каждому понятию пару и объясните, почему вы так их объединили. Возможные варианты: травма - ПМП, знание - жизнь, время - смерть. ПМП - знание, травма - смерть, время - жизнь.

-Какое понятие, на ваш взгляд, нам необходимо рассмотреть более подробно? (ПМП - первая медицинская помощь). А почему?

Заслушиваются высказывания обучающихся и формулируется тема урока- «Первая медицинская помощь, правила оказания первой помощи».

Фаза II Основное содержание

Деятельность учителя:

Сегодня у нас урок пройдет под девизом «Добродетели, Милосердия, Медпомощи и Гуманизма»

Но сначала я предлагаю вам ответить на 3 вопроса

- холодный ум - зачем?

- доброе сердце - зачем?

- знающие руки - зачем?

Учащиеся высказываются.

Заслушав ответы, учитель подводит к тому, что оказать помощь себе и другому - это обязательное условие настоящего человека с добрым сердцем. Сегодня помогли вы, а завтра может быть вам потребуется чья-то помощь. Будьте мужественны, участливы к чужой боли и всегда помните о четких, последовательных действиях при оказании помощи.

Действуя -

o Не волнуйся и не паникуй! o Не навреди! o Осложнения предотврати! o Страдания облегчи! o Непременно спаси!

Но для этого нам необходимо выяснить, а достаточно ли у нас для этого знаний.

Прием AMO «Цветик семицветик»

Цель: Проверить и закрепить и скорректировать полученные ранее знания по изученному материалу.

Продолжительность 10 минут.

Деятельность учителя - инструктаж учащихся.

- «Ребята, у вас на столах лежат цветы из бумаги и у них разноцветные лепестки. Там записаны вопросы из тем, которые были изучены на предыдущих уроках.

Представьте себе, что каждому из вас, как девочке Жене из сказки В.Катаева «Цветик семицветик», достался волшебный цветок с семью волшебными лепестками. Каждый лепесток выполнит одно желание, а в нашем случае спасет чью - то жизнь, если вы правильно ответить на

вопрос. Все лепестки с правильными ответами мы будем помещать на доске под веселым смайликом, а если ошибочные ответы - под грустным. Всем понятно задании? «Итак, начинаем...»

Содержание вопросов:

1. Дополните фразу: «Вытекание крови из поврежденных сосудов называется» (кровотечением).

2. Назовите виды кровотечений относительно поверхности тела пораженного? (наружное, внутреннее)

3. Назовите типы кровотечений, исходя из вида поврежденных сосудов? (капиллярное, артериальное, венозное, смешанное)

4. Какой вид кровотечения наиболее опасен? (артериальное)

5. Укажите примерный объем потери крови, который может привести к смертельному исходу? (1-2л.)

6. Назовите быстрый способ остановки артериального кровотечения? (пальцевое прижатие)

7. Назовите самый надежный способ остановки артериального кровотечения? (жгут)

8. Почему детям нельзя играть с мелкими игрушками (они могут поперхнуться)

9. Признаки удушья... (посинение лица, выступающие сонные артерии, красное лицо...)

10. Как расшифровывается ИВЛ? (искусственная вентиляция легких)

11. Какой газ опасен больше всего для нарушении дыхании ? (угарный)

12. В каком отделе дыхательной системы делается отверстие, если необходимо экстренно восстановить дыхание? (трахее).

13. Нарушение целостности кости....(перелом) .

14. Признаки вывиха... (неестественное положение сустава)

15. Переломы бывают ...(открытые, закрытые)

16.Холод применяется если....(растяжение)

17. Что такое шина? (фиксатор для различных частей тела, предназначенный для профилактики и лечения травм ОДА).

18. При переломе позвоночника человек транспортируется.... (лицом вниз и на твердой поверхности).

19. Признаки потери сознания .(звон в ушах, головокружение, тошнота)

20. Как быстро привести человека в чувства? (использовать нашатырь, похлопать по щекам, взбрызнуть водой)

21. На каком сосуде хорошо ощущается пульс? (сонной артерии).

22. Что проверяется с помощью фонарика (реакциярачка)

23. Назовите номера экстренных служб (01, 02, 03, 911) Учитель:

Ребята, вы замечательно справились с теоретическими заданиями, но прежде, чем мы перейдем к следующему этапу, давайте еще раз проговорим правильные ответы вопросов, помещенных под грустным смайликом.

Инпут - Алгоритм действия при ИВЛ

Цель- Дать правильное представление о последовательности действий при ИВЛ

Продолжительность 25 минут

Деятельность учителя - инструктаж учащихся

Ребята, а теперь пришло время практического этапа. Перед вами лежат схемы.

Рваотрите Проверьте Освободите Сдепай_е

мочки уш&й д=1хэни^ дыхателы-ые пути искусственное дыхание

□слэй закрытый Слалдйтй Выберите Пропсрьто

^аосаж co[ИJ^^ 11.и. удорко точку нгая^лэтия пульс

Внимательно рассмотрите схему ИВЛ и составьте пошаговую инструкцию действий при ИВЛ. Каждый шаг запишите отдельно на листе и составьте комментарий действия. Если при составлении инструкции у вас появятся вопросы - выпишите их рядом с шагом...

Форма отчета - после выполнения задание располагаете листочки на доске и каждый шаг комментируете с демонстрацией на муляже.

Фаза III «Завершение образовательного мероприятия»

Прием АМО «Помни меня»

Цель: снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления

Мы замечательно и плодотворно потрудились и сейчас, я предлагаю всем стать в замкнутый круг друг за другом. Каждый интенсивно (но не больно) массирует плечевой пояс соседа стоящего перед ним. (3 мин)

- А теперь развернитесь на 180 градусов и ещё выполните массаж другому соседу.

Рефлексия. Прием АМО «Последнее слово»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель - дать учащимися оценку урока Продолжительность 7мин

Учитель:

Ребята, на столах у вас лежат 2 карточки - красная и зеленая. С их помощью вы сможете дать оценку урока и выполнить самооценку.

На карточке зелёного цвета записываете, что дал вам урок, причём запись должна быть максимально короткой: одно слово или предложение. Это должно быть действительно самое важное, что вы получили на уроке. На красной карточке вы пишите элемент урока, который вас категорически не устроил и вы бы его изменили. Если это не один, то выберите самый «неустраивающий». Карточки мы соберем и познакомимся все вместе с результатами.

Подведение итогов

Продолжительность 3 минуты. По желанию зачитываются карточки.

Выставляются отметки.

Домашнее задание.

Ребята, в качестве вашего домашнего задания вам необходимо будет составить пошаговый алгоритм действий, если на переменки у вашего товарища произошла потеря сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.