Научная статья на тему 'Урок с применением арттерапевтических методов'

Урок с применением арттерапевтических методов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
269
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Урок с применением арттерапевтических методов»

- подбирать материал к уроку так, чтобы хотелось высказать своё мнение по содержанию;

- формулировать вопросы, которые требуют привлечения жизненного опыта и личностных ассоциаций, например:

- Что чувствовала молодая княгиня, провожая взглядом демонстрацию рабочих 9 января 1905 года?

- Что могли написать друг другу в письме два либерально настроенных интеллигента по поводу осады Порт-Артура?

- давать возможность отвечать по желанию;

- ответы в конце урока обсуждать, допуская элементы спора.

2.Необходимо сделать трудный материал максимально доступным, лёгким, интересным, личностно значимым. Для этого можно использовать в объяснении оригинальные факты, лирические отступления, мемуары, личностные характеристики, а затем подойти к глобальному выводу, который можно сделать силами учащихся.

3. Не перегружать содержание урока сложной терминологией.

4. Минимизировать домашнее задание.

5. Создавать на уроке ситуацию успеха: любой ответ правильный, потому что он твой. Я имею в виду аналитические ответы, даже если допущена историческая ошибка , а идея интересна, лучше сделать акцент на второе.

6. Учитель должен уважать авторское право ученика.

Пример.

Дифференциация при опросе:

бывает в форме зачетов по теме, проверки домашнего задания, выявлении степени усвояемости понятий, процессов, явлений. Я использую разноуровневые вопросы на «4» и «5», иногда на «3», а также задаю несколько одинаковых по сложности вопросов, тогда оценка зависит от количества ответов. Например: было задано всего 4 вопроса: правильные ответы на 4 вопроса - «5», на 3 вопроса - «4», на два вопроса - «3», на 1 вопрос - «2».

Кроме того, можно воспользоваться стимулирующими заданиями повышенной трудности, за которые ставится дополнительная оценка. Также я ввела вариантность одних и тех же групп вопросов, т.е. «пять» можно получить, ответив в одном варианте на один вопрос, в другом варианте на два вопроса, в третьем -на три вопроса и то же самое - на четыре. Если дается задание без уровней, то обязательно есть вариантность. Например: имеется шесть вопросов, а ответить надо на любые три по выбору учащихся. Также можно использовать блоки вопросов. Если даются три блока по пять вопросов, то из каждого блока ученик выбирает один вопрос и на него отвечает; таким образом,

получается три вопроса. Такой подход заставляет думать, систематизировать свои знания, понимать, как и где ты можешь лучше раскрыться.

Очень люблю и часто использую лекцию как форму урока. Содержание лекции никогда не повторяет материал учебника, а, наоборот, раскрывает явление в новом свете, с неожиданной стороны. Однако я никогда не рассказываю все, пытаясь заставить класс задуматься, возбудить интерес и желание узнать о том или ином событии что-то еще.

С целью повышения интереса к предмету и развития личности, а также для создания непринужденной атмосферы на уроке стараюсь использовать нетрадиционные формы уроков: практические занятия, дискуссии, уроки с использованием литературных произведений, цитат, характеризующих исторические явления и процессы. Широко применяю групповые занятия и обсуждение проблемы, составление исторического рассказа, выдвижение своих идей на тему. Последующее обсуждение дает возможность познакомиться с многообразием суждений, где каждый может проявить свою индивидуальность без страха за оценку. Эти формы учат детей не только выражать свои мысли, но и прислушиваться к мнению окружающих, общаться, что в данном случае очень важно. Порой уроки бывают разные даже в классах одной параллели, что зависит от особенностей того или иного коллектива.

Например:

Урок по теме: «Начало первой русской революции 1905-1907 года».

Урок - практическое занятие, класс делится на группы, где каждая выполняет своё учебное задание.

Цель практического занятия:

дифференцировать представление о революции с точки зрения мировой общественности того периода.

Задания для групп: высказать своё мнение о начале первой русской революции (9 января 1905 года), если представить себя в следующих ситуациях:

а) членами одного из правительств: парламент Англии, США, Бундестаг, окружение Николая Второго;

б) представителями светского общества;

в) письмо частных лиц из одной или разных стран;

г) рассказ очевидца-иностранца, ставшего свидетелем событий в Санкт-Петербурге;

д) воспроизвести разговор эмигрантов из России о событиях 9 января 1905 года;

е) написать заметку в газету одной из европейских стран;

ж) любой свой вариант.

Урок по теме: «Мировые религии».

Урок - практическое занятие, класс делится на группы, где каждая выполняет своё учебное задание.

Цель практического занятия: усвоение основополагающих норм мировых религий. Попытаться представить себе мир чувств людей, живущих при других нравственных ценностях и сравнить их со своим внутренним миром.

Задания для групп:

1. Что бы сказал Правитель своим воинам, собираясь вести их на войну в

- Западной Европе;

- Китае;

- Индии?

2. Что бы сказала мать дочери, выдавая ее замуж в

- Западной Европе;

- Китае;

- Индии?

3. Что бы сказал отец сыну в день его совершеннолетия в

- Западной Европе;

- Китае;

- Индии?

4. Что бы сказал муж жене в день свадьбы в

- Западной Европе;

- Индии;

- Китае?

5. Что бы сказал служитель культа в своей проповеди (тема любая) в

- Западной Европе;

- Индии;

- Китае?

6. Любой свой вариант.

После подготовки каждая группа заканчивает или рассказывает свое задание. Затем все вместе подводим итоги: что общего, какие отличительные черты нашего мироощущения мы увидели; с чем мы можем согласиться и сегодня; что нравится и что не нравится нам в этих моральных и нравственных канонах?

Все ответы - в форме заключительной беседы.

Общению на уроке помогает анкетирование, оно тоже является способом взаимопонимания между учителем и учеником.

Вопросы могут быть самые разные:

- что нравится и что не нравится на уроке?

- что для тебя ответ на уроке?

- для чего надо изучать историю?

- история - это трудно или легко?

- что ты хочешь пожелать учителю в будущей работе?

Ответы на вопросы помогают совершенствовать урок, узнать лучше каждого ученика, создать ему комфортные условия на уроке.

Процесс творчества бесконечен, надо идти вперёд, получая огромное удовольствие от общения с интересными людьми - моими учениками.

Топчу Н.Д.,

преподаватель МОУСОШ №8 г. Ноябрьск

school-8@mail.ru

school8@rambler.ru

Урок с применением арттерапевтических методов

Арттерапия - собирательный термин для обозначения совокупности видов терапии искусством. Изучив работы, касающиеся этой темы (В.И. Петрушин, Л.С. Брусиловский, М.Л. Лазарев, Т.Д. Зинкевич, Л.Д. Назаров, Л.Д. Лебедева, М.Е. Бурно, А.Н. Стрельникова) и обобщив данные, классифицировала артте-рапевтические методы. Каждый вид арттерапии имеет ряд составляющих, которые представлены в следующей таблице.

Классификация арттерапевтических методов

Музыкальная терапия слушание музыки, восприятие музыки, музицирование, вокальная терапия, дыхательная терапия, музыкально-творческая деятельность, формулы музыкального самовнушения

С < Фольклорная терапия художественно-творческая деятельность, коллективное творчество, импровизация

м н н Сказкотерапия музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке

Танцевально- двигательная терапия движения под музыку, пластическая импровизация, танцы

Цветотерапия и терапия изобразительным искусством цвет, его влияние на самочувствие, разноцветные физкультминутки, произведения изобразительного искусства (сенсибилизация, синестезия)

Драмотерапия инсценирование песен, постановка музыкальных спектаклей

Применяя на своих уроках арттерапевтические методы, наблюдая за детьми, проведя ряд диагностик («Открой себя через музыку», «Сочини музыку», «Ребёнок и музыка»), сделала следующие выводы:

- музыкальная терапия регулирует и развивает эмоциональную сферу личности;

- вокалотерапия важна для психического формирования детского организма. Работа со звуком, ритмом, дыханием интервалами, насыщение песни эмоционально-выразительной, образной стороны, подводит не только к качественному и техническому исполнению песен, но и формирует, корректирует личность человека;

- дыхательная терапия позволяет оказывать общеукрепляющее воздействие на организм человека, повышать уровень концентрации внимания и успеваемости, снизить заболеваемость, обучить произвольной регуляции функциями организма с целью профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии;

- музыкально-творческая деятельность является залогом устойчивости человека в самых стрессовых ситуациях; занимаясь творчеством, человек творит не только музыку, а прежде всего себя;

- формулы музыкального самовнушения формируют в учащемся оптимистическое и жизнеутверждающее мировоззрение;

- цветотерапия положительно влияет на состояние организма, корректирует имеющиеся отклонения в его физическом здоровье, расширяет влияние на эмоциональную сферу;

- фольклорная терапия регулирует межличностное общение в классе, раскрывает творческие способности личности;

- сказкотерапия обладает эффективным психотерапевтическим, воспитательным и развивающим средством, т.к. сказка так же многогранна, как и жизнь;

- танцевально-двигательная терапия является залогом здоровой психики, влияет на эмоциональное состояние человека;

- драмотерапия эффективно способствует выявлению и регулированию межличностных отношений в классе, даёт возможность ребёнку взглянуть со стороны на свои поступки и отношения с людьми и преодолевать реальные проблемы своего поведения и общения.

Примеры арттерапевтических упражнений, которые могут применяться не только на уроках музыки.

Упражнения

1. Упражнение «Ладошки». Стоим прямо, руки согнуты в локтях, локти опущены, ладони на уровне плеч «смотрят» вперёд. Сжимаем ладони и одновременно шумно и энергично втягиваем воздух носом. Разжимаем ладони - выдыхаем (4x24, 8x12,16x6,32x3).

2. Упражнение «Ветер». Изображая ветер, дети дуют сильно и очень длительно, в конце выдоха с напряжением втягивают мышцы живота. Это упражнение можно выполнять под музыку, на звук с на одном выдохе сначала звук усиливается (крещендо), затем затихает (диминуэндо).

3. Упражнение «Пробуждающийся гейзер». Учит детей тонизирующему дыханию: сначала медленный вдох, а затем - быстрый выдох (пропорция 3+1). В процессе выполнения упражнения детям предлагается представлять струю гейзера, набирающую силу и поднимающуюся вверх, а затем срывающуюся вниз.

4. Упражнение «Солнышко просыпается». Дети должны представить, как солнышко является из-за горизонта и начинает светить всё ярче. Ребята встают в круг, приседают, начинают петь один звук закрытым ртом. Постепенно дети встают, поднимая руки вверх, словно навстречу восходящему солнцу, одновременно поют звук а. Учитель обращает внимание детей на способ пения «светлым» звуком, улыбаясь.

5. Упражнение «Эхо в горах». Выполняется в парах. Дети друг за другом повторяют ритмические рисунки, хлопая в ладоши или на ударных инструментах, поют разные гласные звуки, слоги и т.д. В процессе этого упражнения развивается коммуникабельность детей, внимание, музыкальный слух и память, чистота интонирования.

6. Упражнение «Найди героя». Пение фольклорной попевки (напр., «Уж как шла лиса»). Для того чтобы исполнение стало выразительным и творческим, нужно предложить ученикам определить, кто поёт (лиса, медведь, заяц, волк и т.д.). В зависимости от того, в «чьём образе ученики поют, меняется характер исполнения, темп, штрихи, окраска звука». Этот приём можно применять для исполнения несложных детских песен, а в дальнейшем определять героя и при исполнении вокальных произведений - композиторов-классиков.

7. Мелодизапия эмоционально окрашенного призыва «Какая удача, какая радость!», исполненного с интонациями: гнева и решительности; печали и уныния; веселья и радости; спокойствия и умиротворённости.

8. Формула музыкального самовнушения (по В.И. Петрушину) «Только смеяться!». Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться! И подниматься, и распрямляться, крепко держаться и снова смеяться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Сочинение сказки на определённую музыкальную композицию.

10. Упражнение-игра «Цвет и звук». На партах раскладываются разноцветные карточки. Детям предлагается выбрать цвет, соответствующий их внутреннему настроению и выполнить следующие задания:

- по очереди голосом озвучить цвет, каким они его слышат;

- зазвучать всем вместе (одновременно) и каждому по-своему;

- создать звуковое произведение и исполнить под управлением дирижёра.

11. Упражнение «Аромат цветов» (расслабляющее дыхание 4+4). Под звуки музыки при взмахе «волшебной» палочки дети медленно вдыхают воздух носом, не поднимая плечи. Задержав дыхание на вершине вдоха, затем, при повторном взмахе «волшебной» палочки, медленно выдыхают воздух. При этом внимание фиксируется на мышцах живота. Во время выдоха живот втягивается внутрь, а при вдохе слегка выпячивается. Можно дополнить данное упражнение цветовой диагностикой эмоционального состояния детей -раздать каждому ученику до начала урока музыки конверт с набором вырезанных из цветной бумаги лепестков (все цвета радуги, а также белый, чёрный, коричневый). Выполняя упражнение, каждый ребёнок выбирает один из лепестков и дует на него, чтобы исполнилось его желание. Выбранный цвет лепестка может служить показателем эмоционального состояния ребёнка.

12. Упражнение «Дирижёр». Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, но не просто слушать, а каждый из вас представит себя дирижёром, который руководит большим оркестром, если хотите, можете слушать с закрытыми глазами (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течёт сквозь тело дирижёра, когда он слышит все инструменты и ведёт их к чудесной общей гармонии. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь ещё и локтями, и всей рукой целиком... Пусть в то время, как вы дирижируете, музыка течёт через всё ваше тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по-новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка закончится. Откройте глаза и устройте себе и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

Пример урока с арттерапеетическими методами

Урок во 2-ом классе по теме: «Весело - грустно»

Пель урока:

- дальнейшее постижение понятий мажора и минора как важного средства выражения различных настроений;

- формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического развития личности.

Задачи урока:

Обучающие:

- обучить применению в практической деятельности понятий «мажор» и «минор»;

- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;

- учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Развивающие:

- развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;

- развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух детей.

Воспитательные:

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- воспитывать потребность в общении с музыкой.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Методы: словесно-индуктивный, частично-

поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию, арттерапевтический, междисциплинарного взаимодействия.

Оборудование урока:

- Е. Поплянова «Пора начать урок» (пение);

- В. Петрушин «Только смеяться», «Чтобы со мной не случилось» (пение);

- И. Челноков, Е. Челнокова «Здравствуй, песенка моя» (пение);

- Р. Шуман «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы» (слушание);

- Л. Бетховен «Сурок» (слушание);

- Д. Кабалевский «Клоуны» (слушание);

- В. Васнецов «Алёнушка»;

- Л. Лапцуй «Берёзка», «Смерть берёзки».

Ход урока

I. Орг. момент.

Е. Поплянова «Пора начать урок» (пение).

Музыкальное приветствие:

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, Наталья Даниловна.

Музыкальное приветствие поётся два раза: сначала в мажоре, а затем в миноре.

- А какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе? Почему?

- В чем заключается разница между этими приветствиями?

П.

Тема прошлого нашего урока была «Весело -грустно». Эти настроения в музыке выражают понятия: «лад», «мажор», «минор» (таблицы вывешиваются на доску). Повторяем понятия: лад, мажор, минор.

Дружбу звуков, говорят, называют словом «лад».

Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный (поём гамму до мажор).

Мир, в полумрак погружённый, лад нарисует минорный (поём гамму ля минор).

Проверка д/з. Вам надо было дома раскрасить костюмы персонажей, передать в цвете радостное настроение. Раскройте свои рабочие тетради на стр. 23, посмотрите работы друг у друга. Понравились они вам? Два учащихся защищают свою работу.

Перед вами лежат листочки с новым домашним заданием. Положите их в ежедневники. Задания будут похожи на те, что мы будем делать сегодня в классе.

Д/з: выполнить одно из заданий по выбору:

а) придумай свой ритм и сочини к нему мелодию в определённом настроении;

б) сочини стихотворение и к нему мелодию в определённом настроении;

в) нарисуй рисунок в определённом настроении.

На этом уроке мы продолжаем работать над темой

«Весело - грустно». Но если на прошлом уроке мы слушали произведения, сочинённые композиторами, то сегодня мы сами будем сочинять, творить, придумывать, фантазировать, читать стихотворения, всматриваться в картину. И всё это для того, чтобы понять, что мажор и минор являются важным средством выражения различных настроений. Это и является целью нашего урока.

Но сначала давайте вспомним, с какими композиторами мы совершали музыкальную прогулку, и какие слушали произведения на прошлом уроке?

На доске запись этих произведений (в таблицах):

Р. Шуман «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы»,

Л. Бетховен «Сурок»,

Д. Кабалевский «Клоуны».

- Какие чувства, настроения выражены в этих произведениях? Определите лад.

- Почему произведение Д. Кабалевского называется «Клоуны», а не «Клоун»?

Слушаем произведение. Когда в музыке будет изображён весёлый клоун, мы будем улыбаться, а когда грустный - хмуриться.

Ах, какие наши клоуны безобразники! Всё перепутали. Давайте поможем им разобраться, что относится к мажору, а что - к минору (на доске таблицы: мажор, минор, весело, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, грустно, печально, жалобно, уныло, горестно, тоскливо, плачевно, темно). К доске вызываются два учащихся. Один подбирает характеристики для мажора, а второй - для минора. В это время со всем классом находим оригинальные эмоциональные характеристи-

ки для мажора («боевая жизнь», «восход солнца») и минора («закат солнца», «звёзды ведут хоровод»). Затем даём характеристику работы учащихся у доски.

III.

Если мы понятия «мажор» и «минор» перенесём в нашу повседневную жизнь, то к чему мы должны стремиться: к мажору или минору? Почему?

А сейчас я предлагаю вам спеть песни В. Петрушина «Только смеяться», «Чтобы со мной не случилось».

- Чему нас учат эти песни?

- Какой лад соответствует каждой из песен? Почему?

Пение сопровождается двигательной импровизацией в соответствии с настроением песни.

Какой разный ритм у песен и музыкальных произведений! А мы с вами знаем, что музыкальные звуки различаются по длительности. Существуют долгие по продолжительности ноты (целые, половинные), средние (четверти) и совсем короткие (восьмые и шестнадцатые). Повторяем ритмослогами. На доске запись двух ритмических рисунков (проговариваем ритмо слогами и показываем в движении).

Если бы вы были композиторами, для какого из ритмов вы написали бы мелодию в мажоре, а для какого - в миноре? Детская импровизация (перед импровизацией пропеть мажорную гамму на слог да, минорную - на ду). Лад, также как и ритм, обладает большой выразительной силой, помогает ярко раскрыть образное содержание произведения, его настроение.

Различные эмоциональные настроения, состояния человека могут быть выражены не только в музыкальных сочинениях, но и в словесных, живописных; произведения искусства в целом помогают нам стать лучше и добрее, увидеть, как больно бывает от зла и как оно некрасиво.

Я вам прочитаю сейчас два стихотворения ненецкого поэта Леонида Лапцуя «Берёзка» и «Смерть берёзки». А мы с вами знаем, что берёзка является символом России.

Берёзка

Теплом трепещущим, ветками влажными

Тянется к солнцу берёза отважная.

Видишь, как цепко за мыс ухватилась?

Видишь, как ясно в воде отразилась?...

Солнце её, сиротливую, нежит,

Ветер ей косы зелёные чешет.

Дай ей, земля, животворного сока!

Станет она и прямой, и высокой!

Сердце не бьётся в берёзе, и всё же

На человека берёза похожа!

Смерть берёзки

Лежит берёзка на земле сырой С распоротой обугленной корой.

Её сразила молния вчера Ударом браконьерским топора.

А прежде руки утренней зари Ей в уши продевали янтари,

И ветер к ней, бывало, прилетал И ленты солнца в волосы вплетал.

Ах, ни одна из всех берёз Таких красивых не носила кос!

Берёзы ненавидели сестру,

Сучками ей царапали кору...

Теперь они трусят седой листвой Над рухнувшей сестрицей неживой,

И слёзы тяжеленные, как ртуть,

Роняют ей на высохшую грудь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Меняется ли в каждом из стихотворений настроение?

- Какое чувство у вас возникло при чтении стихотворений?

- Какие строчки из стихотворений вам больше всего запомнились, понравились?

- А эти стихотворения чему-то научили вас?

На доске вывешиваются два листа цветной бумаги (зелёный и чёрный). Всматриваемся в эти цвета. Какой из цветов соответствует какому настроению и какому стихотворению? Какому ладу?

Я прошу встать тех, кому больше понравилось первое стихотворение. Мелодическая импровизация на слово «Берёзка» к этому стихотворению (по желанию). А теперь попрошу встать тех, кому понравилось второе стихотворение. Мелодическая импровизация на слово «Берёзка» к этому стихотворению (по желанию).

А сейчас я предлагаю вам вглядеться в картину В.Васнецова «Алёнушка», «прислушаться» к ней.

- Что мы слышим? (Вокруг тишина).

- Как изображены на картине девочка, её фигура, глаза? (Она сидит, опустив голову, у неё босые ноги, растрёпанные волосы).

- Что хотел автор выразить в картине? (Вспомнить сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

- Слушает ли Алёнушка тишину? Каков смысл этой тишины, настроения девочки? (Она прислушивается, что отзовётся её братец Иванушка, это печальная тишина).

- Почему художник изобразил на картине вечер? (Для того, чтобы подчеркнуть усталость Алёнушки,

её тревогу: скоро наступит ночь, а она ещё не нашла брата).

- Что вы, ребята, чувствуете, когда смотрите на картину? Вам тоже становится грустно или это вас не волнует?

- Какое из прослушанных в начале урока музыкальных произведений похоже по настроению с картиной? Какой лад этого произведения?

- А хотели бы вы помочь Алёнушке?

Действиями мы, конечно же, не можем ей помочь,

но зато добрыми словами можем. Подумайте, что бы вы могли сказать Алёнушке, а может даже и спеть. Разыгрывание ситуации «Алёнушка и друг» (кто-то из учащихся и учитель).

У вас на парте лежит конверт с набором вырезанных из цветной бумаги лепестков. Сложите из этих лепестков цветик-семицветик. Загадайте желание для Алёнушки, выберите один из лепестков, соответствующий настроению вашего желания, и дуйте на него, чтобы исполнилось желание.

IV. - О чём же мы узнали сегодня на уроке?

Мы с вами узнали, что мажор и минор могут передавать определённые настроения. А ведь музыка-это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит в ней есть мысли, и

эти мысли находятся в порядке, в согласии, т.е.___?

(в ладу).

- А как вы думаете, наши встречи с мажором и минором на этом завершаются?

Конечно же, нет, потому что на каждом уроке мы слушаем музыкальные произведения, и каждое произведение имеет своё настроение, а значит и лад.

В конце урока я предлагаю вам спеть песню «Здравствуй, песенка моя».

- В каком ладу и настроении мы завершили урок?

V Музыкальное прощание.

Арттерапия позволяет каждому ребёнку самовыразиться через творчество, выступает как средство эмоционального воспитания и образования.

Результаты исследовательской деятельности:

- участие в городском и окружном конкурсах по валеологическому образованию (валеологическая брошюра «Применение арттерапевтических методов на уроках музыки»);

- участие в городском и окружном конкурсах «Фестиваль методических идей» (пособие «Применение арттерапевтических методов на уроках музыки как средство самовыражения, саморазвития и самокор-рекции учащихся»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.