Научная статья на тему 'Некоторые аспекты воспитательной работы в условиях школы-комплекса'

Некоторые аспекты воспитательной работы в условиях школы-комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты воспитательной работы в условиях школы-комплекса»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-КОМПЛЕКСА

О. Г. Важнова

(Средняя школа № 87 г. Ярославля)

Состояние дел в сфере обучения вызывает глубокую озабоченность, однако еще большую тревогу общество испытывает за нравственную воспитанность нашей молодежи. Значительной части учащихся присущи бездуховность, аполитичность, отсутствие чувства социальной ответственности за свое поведение. Обостряются конфликтные ситуации, растет преступность. К сожалению, многие школьники теряют интерес к учению, знаниям, резко упал в их глазах престиж учителей и родителей. Все это сказывается на духовном облике учащихся, их ценностных ориентациях. Организованная преступность, наркомания, проституция, воинствующая бездуховность - это и многое другое свидетельствует о глубоком кризисе общественного и семейного воспитания. Молодежь попала в зону социального риска, не случайно все чаще звучат призывы к ее спасению. Как это сделать?

Только слепец не видит, что в современных условиях жизни общества воспитание подрастающих поколений должно стать главным социальным и государственным приоритетом, а главной тенденцией школы - превращение ее в Школу Воспитывающую. О школе судят прежде всего по ее ученикам, по их готовности к взрослой, самостоятельной жизни. Нелегко установить и практически применить показатели, по которым можно судить о степени воспитанности выпускников, качестве их знаний, социальной зрелости, но все-таки главный результат деятельности коллектива - человек, личность. Средняя общеобразовательная школа № 87 г. Ярославля была открыта 1 сентября 1990 г. Это типичная массовая школа, расположенная в спальном районе на окраине промышленного города. Она находится в новом, интенсивно строящемся микрорайоне, в котором более 100 домов, в основном 9-10 этажных. В микрорайоне нет культурных и досуговых центров. Население очень пестро и разнообразно. Район сложный в социальном плане. Более 250 семей - многодетные, каждая третья семья неполная, каждая вторая - неблагополучная. Обычные дети. Обычные учителя. Обычная социальная ситуация. Проанализировав ситуацию, которая сложились на момент строительства школы, мы поняли, что в условиях реформирования в России приходится открывать новую школу с грузом старых проблем. Нужно было создать условия и возможности, при которых школа и педагогический коллектив смогли бы проявить и реализовать свою потребность в обновлении, выбрать свою собственную траекторию развития.

Стратегия действий исходила из государственной политики, нацеленной на поворот школы к личности ребенка. Ориентация на этот принцип натолкнула нас на мысль создания школы-комплекса, которую считаем наиболее перспективным образовательным учреждением, обладающим большими возможностями для удовлетворения запросов каждого ребенка.

Я остановлюсь лишь на организации внеучебной деятельности школьников. При построении модели своей школы мы исходили из идеальной цели - модели ее выпускника, которая была определена в результате совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей.

Выпускник школы прежде всего должен обладать качествами человека-гуманиста. Это образованный человек, обладающий разнообразными знаниями и потребностями в их расширении, физически развитый и ведущий здоровый образ жизни. Наличие "модели личности выпускника" позволяет сформулировать конкретные цели и задачи по реализации этой "модели" в школьных коллективах.

Общая цель деятельности педагогического коллектива школы может рассматриваться как "создание условий для формирования гуманистического типа личности, ориентированной на творческое преобразование действительности и саморазвитие" (профессор В.С.Шубинский). Среди идей, которыми педагогический коллектив, родители и учащиеся руководствовались при создании воспитательной системы школы-комплекса, ведущей, безусловно, является идея гуманизации. Она предполагает признание примата личности ребенка в школе, определение содержания, выбор методов, форм деятельности детей с учетом интересов, потребностей, мнений

школьников.

Своеобразием воспитательной системы нашей школы является то, что годовой цикл ее концентрируется вокруг четырех ключевых школьных дел, представляющих собой воспитательные комплексы. Через них осуществляется попытка целостного воздействия на детский коллектив и личность школьника, на его рациональную и эмоциональную сферу. В этих делах участвуют все члены школьного коллектива. Рамки общешкольного ключевого дела достаточно свободны, они не только позволяют, но и стимулируют инициативу, творчество, многовариантность самовыражения класса и отдельного ученика. Непременные черты каждого ключевого дела - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. Такими ключевыми делами в этом году являлись Дни науки, которые проводились в предпоследний день каждой четверти. Идея проведения Дня науки как формы интеграции учебной и внеучебной деятельности возникла в период коллективного анализа и планирования работы на 1994-95 учебный год. Первый День науки был проведен в форме игры "Путешествие в город Наукоград" (участники - учащиеся 5-11 классов).

Были поставлены следующие цели:

- относительно учащихся:

1. Пропаганда научных знаний, практических умений и навыков.

2. Развитие интереса к учебным предметам и клубным объединениям.

3. Предоставление возможности свободного выбора уроков, учителей, предметов.

4. Участие в коллективном анализе дел.

- относительно учителей:

1. Предоставление учителям возможности для раскрытия творческих способностей.

2. Использование приемов интеграции учебной и внеучебной деятельности, приемов включения в урок элементов клубной деятельности.

3. Практическое применение методики КТД.

4. Выявление интереса учащихся к учебным предметам.

5. Использование нетрадиционных форм работы для активизации познавательной деятельности.

За 10 дней до начала игры в школе появилось объявление: "Изучая географию нашей Родины, учащиеся школы сделали открытие: оказывается, существует город Наукоград, о котором известно лишь то, что в нем живут веселые мастеровые, художники, грамотеи, богатыри, знатоки. 3 ноября жители города открывают свои ворота и приглашают учащихся школы № 87 побывать на улице Веселых мастеров , в музее Природы, в Салоне красоты, на Поле чудес, на площади Веселых Богатырей, на площади Знаний, в театре "Волшебное время". Учащиеся могли пойти на любой урок, посетить любое творческое занятие.

В организации музея Природы принимали участие члены экологического клуба (руководитель С.В.Кудряшова) и методическое объединение учителей биологии и географии (руководитель Т.В.Орлова). В "Осеннем салоне" ребят встречали оркестр народных инструментов (руководитель Т.П.Кострова), ансамбль ложкарей (руководитель И.Б. Волина) и преподаватели русского языка и литературы, которые вели разговор об осени в русской фольклорной традиции. Театр "Волшебное время" приглашал на спектакль "Аленушкино счастье". Салон красоты силами кружковцев организовал выставку традиционных русских промыслов и игру "Поле чудес". Для участия в Дне науки был приглашен А.А.Акилов, руководитель кружка голографии при Центре детского творчества Дзержинского района. Школьники с интересом встретили и поддержали день науки. Педагоги очень многое узнали о детях и о себе. В этот день можно было увидеть реальный уровень воспитанности детей и педагогического мастерства учителей.

Проведение Дней науки в школе стало традицией. Воспитательная работа с младшими школьниками строится в форме игры. Так например, для учащихся 1-х классов проводится игра "Цветик-семицветик". Цель игры: знакомство детей с моральными нормами, требованиями, идеалами общества.

Задачи: сформировать дружеские отношения между детьми; усвоить знания о нормах морали; научить осмысливать сведения о нравственных поступках, оценивать действия и поступки по критерию добра и зла. В основу содержания игры положена сказка В.П. Катаева.

Этапы игры: 1) старт ("Посвящение в первоклассники"); 2) поиск ("Путешествие по островам"); 3) финиш (подведение итогов).

Во время "Посвящения в первоклассники" появляются герои сказки - Женя и ее друг. Они с горечью сообщают, что злые разбойники украли все цветики-семицветики с грядки Волшебницы, а лепестки спрятали на волшебных островах и сделали их невидимыми. Только первоклассники, отправившись в путешествие на острова, могут сделать их видимыми и вернуть Волшебнице.

1. Первый остров - Остров Дружбы (октябрь). Только пригласив на остров много друзей, можно найти красные лепестки. Цель: завязать как можно больше дружеских связей: с малышами из детсада, мамами, бабушками, со старшеклассниками, познакомиться и подружиться классами. На острове Дружбы празднуют Осенний праздник". На сцене вместе с первоклассниками выступают их друзья, два класса готовятся к празднику вместе.

2. Второй остров - Остров грязнуль, эгоистов, лентяев (ноябрь). На этом острове дети превращают грязнуль в чистюлек, эгоисты становятся хорошими друзьями, а лентяи понимают, что только труд делает жизнь прекрасной. Каждый класс со своими старшими друзьями составляет сценарий. Учащиеся готовят убедительные сценки, рассказывающие о том, как плохо быть грязнулей, лентяем и эгоистом.

3. Остров добрых дел (декабрь). Хорошие поступки и добрые дела зажигают огоньки на елке, и начинается новогоднее представление. Предварительная работа. Дети вместе с родителями к этому времени участвуют в акции милосердия: готовят концерт и подарки в дом престарелых, подарки для елки детям из многодетных семей; мастерят елочные украшения для детского сада; делают сюрпризы друг другу и родителям.

4. Остров богатырей (февраль). Вместе с папами дети показывают свою силу и ловкость, знание этикета.

5. Остров Марьи-Искусницы (март). Маленькие Золушки вместе с мамами демонстрируют свое искусство и доброту, вместе с бабушками показывают свое искусство помощниц-хозяек, уважительное отношение к старшим.

6. Остров заколдованный (апрель). Только бережное отношение к природе и забота о братьях наших меньших смогут помочь расколдовать лепестки.

7. Школьный остров (май). Подводятся итоги, проводятся интересные конкурсы. Классы, которые удачно прошли все путешествие, вручают свои семицветики Волшебнице. Она их благодарит и вручает подарки.

Анализ воспитанности учащихся первых классов показал, что в основном цель игры (формирование социального опыта, который помог бы им адаптироваться в школе, осознать необходимость быть добросовестным, честным, добрым, беречь и защищать природу, иметь друзей) достигнута.

Организация воспитательной работы в форме игры-путешествия по островам дает свои результаты: преодолеваются шаблоны, штампы в воспитательной работе, появляется интерес к поиску, соревновательный характер игры побуждает учащихся выполнять задания как можно лучше.

Среди разнообразных видов деятельности, в которых участвуют школьники, должны быть определены приоритетные, которые впоследствии могут стать системообразующими, то есть такими, в организации которых заинтересованы все субъекты педагогического процесса и которые связывают воедино учебную и внеучебную деятельность детей. Очевидно, что одним из таких видов деятельности должна стать деятельность познавательная, основная для школьников в течение всего времени пребывания в школе. Становление этого вида деятельности системообразующим может произойти не сразу; в то же время есть фактор, стимулирующий этот процесс, -интенсивная клубная работа с детьми. Организуемая на добровольных началах, она всегда носит творческий характер, часто реализует познавательную функцию, предоставляет детям возможность для самореализации и самоопределения.

Именно такие виды деятельности педагогический коллектив определил как приоритетные в создании воспитательной системы; это, однако, не означает, что остальным не будет уделяться пристального внимания.

Организация клубной работы у нас в школе, где деятельность по интересам является системообразующей, очень разнообразна и осуществляется в различных формах: фронтальных, групповых, индивидуальных. Содержание и формы клубной работы определяются, по крайней мере, двумя обстоятельствами: интересами и желаниями самих детей и возможностями педагогического коллектива организовать деятельность объединений разного профиля (используя, естественно, и возможности внешкольной среды).

Важнейшее условие успешности организации клубной деятельности - изучение

интересов и потребностей детей, сообразно которым будут организовываться различные формы занятий по интересам, причем мы это делаем ежегодно (в процессе анализа работы школы за год).

В условиях школы-комплекса кружки и клубы целесообразно было объединить по содержанию их деятельности в крупные блоки (центры). С учетом этого в школе было образовано 5 воспитательных центров.

1. ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

- Театр-студия (1-9 кл.) - Оркестр народных инструментов

- Изостудия (1-6 кл.) - Уроки хореографии (1-7 кл.)

- Фольклорный ансамбль - ВИА

- КСП

2. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

- Акробатика (1-2 кл.) - ОФП

- Акробатика (1-2 кл.) - Атлетическая гимнастика

- Баскетбол (5-7 кл.) - Восточные единоборства

- Легкая атлетика - Тренажерный зал

3. ЦЕНТР ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

- Кройка и шитье - Аппликация из соломки

- Юный радист - Плетение из лозы

- Фотостудия - Изготовление гобеленов

- Юный художник - Художник-декоратор

- Мягкая игрушка - Вязание крючком

- Макрамэ - Ручная вышивка

- Маленькая хозяйка - Умелые руки

- Коллаж

4. ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

- Юный натуралист (1-4 кл.; 5-8 кл.)

- Флористика (9-11 кл.)

- Цветоводы (5-7 кл.)

5. ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

- экономическое образование родителей, учителей, учащихся;

- оказание платных услуг населению.

Все это способствует формированию личности, которая руководствуется в своих действиях и поступках не какими-то внешними влияниями и обстоятельствами, а собственными убеждениями, основанными на общечеловеческих ценностях.

06 авторе: Ольга Геннадьевна Важнова, директор шк. № 87 г.Ярославля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.