ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Use of active and interactive learning methods in the educational process
О. Г. Лоретц, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Уральского государственного аграрного университета
(Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)
Аннотация
Главными характеристиками выпускника образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. Для того чтобы выпускник обладал соответствующими компетенциями и был востребован предприятиями, происходит совершенствование процесса обучения. Главным его направлением является более масштабное использование методов активного и интерактивного обучения.
Основные образовательные программы высшего профессионального образования наряду с компе-тентностно-ориентированным подходом предполагают, что студент обретает большую самостоятельность в выборе путей освоения учебного материала, а образовательные технологии способствуют дифференциации и индивидуализации его учебной деятельности. Решающую роль при реализации компетентностного подхода играет переход от традиционных форм передачи знаний к инновационным образовательным технологиям, активным и интерактивным методам обучения. Необходима разработка подходов к экспертной оценке образовательных технологий, использование активных и интерактивных методов.
Ключевые слова: методы обучения, активное обучение, интерактивное обучение, ФГОС, взаимодействие.
Summary
The main characteristics of the graduate educational institution are his competence and mobility. To make graduate have the relevant expertise and be in demand by enterprises it is necessary to improve the learning process. Its main focus is the greater use of methods of active and interactive learning.
The basic educational programs of higher education, along with the competence-oriented approach suggests that the student gets greater autonomy in choosing the ways of development of educational material and educational technologies promote differentiation and individualization of its training activities. A crucial role in the implementation of competence-based approach has the transition from traditional forms of the transfer of knowledge to innovative educational technologies, active and interactive teaching methods. It is necessary to develop approaches to expert evaluation of educational technologies, the use of active and interactive methods.
Keywords: methods of teaching, active learning, online training, learning standards, interaction.
Главными характеристиками выпускника образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. Для того чтобы выпускник обладал соответствующими компетенциями и был востребован предприятиями, происходит совершенствование процесса обучения.
В процессе реализации вузовских образовательных программ важно иметь в виду взаимное соответствие трех базовых элементов:
а) целей программы и результатов обучения, выраженных в форме компетенций;
б) форм учебной работы и методов обучения;
в) средств и способов оценки достижений студентов.
Реализация образовательной программы будет успешной, если ее структура позволяет четко ответить на вопросы: какие компетенции формируют разделы учебного плана; какие методы обучения позволяют выработать те или иные компетенции; с помощью каких оценочных средств проверяется формирование компетенций.
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Под методами обучения понимаются способы совместной деятельности преподавателя и студента, направленные на достижение образовательных целей.
По степени участия субъектов образовательного процесса в педагогическом процессе выделяют следующие методы:
1) академический, при котором знания, навыки передаются от преподавателя к обучаемым в готовом виде, тиражируются;
2) активный, который означает приобретение знаний посредством самостоятельной работы обучаемого;
3) интерактивный, при котором получение нового учебного знания происходит посредством совместной работы участников познавательного процесса.
Академический метод предполагает тиражирование информации путем передачи знаний от преподавателя к студентам.
Активный метод - это форма взаимодействия преподавателя и студента в ходе занятия, при которой студенты являются активными участниками занятия.
Интерактивный подход - взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
Интерактивный метод предполагает совместную работу участников образовательного процесса. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
В федеральных государственных образовательных стандартах подготовки специалистов, бакалавров и магистров сказано, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В стандарте по направлениям подготовки бакалавров предусмотрено, что в рамках учебных курсов должны быть запланированы встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
ФГОСы магистров предполагают еще одну из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, проектно-экономической, аналитической, организационно-управленческой, педагогической). Такой активной формой обучения для магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров и являющийся основой для корректировки индивидуальных учебных планов магистра. К его работе должны привлекаться ведущие исследователи и специалисты-практики. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Также в образовательных стандартах определено время на проведение занятий в активных и интерактивных формах обучения, причем по разным образовательным программам
и уровням образования время различается и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий. В стандарте магистров сказано, что «удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью образовательной программы магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 % аудиторных занятий».
В связи с введением в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС ВПО) разных направлений подготовки обязательного требования использования в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения возникает необходимость их оценки.
В течение всей трудовой жизни человек получает большой объем знаний, который необходимо постоянно обновлять, а это требует познавательной активности и самостоятельности. Соответственно, необходимо формировать такие качества мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно поступающую информацию. Развитие данных способностей обеспечивает человеку возможность не отставать от научно-технического прогресса в ходе всей его жизнедеятельности. Этим и обусловлена необходимость новых методов и подходов в обучении, которые смогли бы научить студентов самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Таковыми выступают активные и интерактивные методы обучения.
Термин «методы активного обучения» появился в литературе в начале 1960-х гг. и характеризует особую группу методов, используемых в системе обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов.
Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода развития педагогики. К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.
Активные методы обучения - это вовлечение студентов в активную учебнопознавательную деятельность в ходе учебного процесса, связанную с применением особых приемов и методов. Активные методы обучения - это обучение деятельностью. Оно предполагает использование такой системы, которая направлена не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям, выделяя разное количество их групп.
Ю. Н. Емельянов предлагает условно объединить активные групповые методы в три основных блока:
а) дискуссионные методы;
б) игровые методы;
в) сенситивный тренинг.
С. В. Петрушин предлагает основные методы активного обучения подразделять по основным направлениям.
По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на имитационные и неимитационные. Особенность имитационных методов - разделение их на игровые и неигровые.
По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на ранжировании по различным признакам предметов или действий; на оптимизации процессов и структур; на проектировании и конструировании объектов; на выборе тактики
действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; на решении инженерноконструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; на демонстрации и тренинге навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и др.
По числу участвующих выделяют индивидуальные, групповые, коллективные методы.
А. А. Воронова выделяет три основных типа методов активного обучения:
1. Метод анализа конкретных ситуаций. Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед группой: ситуация-иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый ведущим для демонстрации теоретического материала; ситуация-упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы; ситуация-оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить ее; ситуация-проблема, когда перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.
2. Социально-психологический тренинг. Тренер не осуществляет лидирующей функции, а играет роль доброжелательного наблюдателя, обеспечивает субъект-субъектный характер общения участников.
3. Игровое моделирование, или имитационные игры. Игры подразделяются на деловые, где заранее задана имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений.
Классификацию методов активного обучения для высших учебных заведений предложил A. M. Смолкин. Он различает имитационные методы активного обучения, т. е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным - это все способы активизации познавательной деятельности на занятиях. Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым методам относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и др.
В настоящее время в высшей школе широко используются следующие методы активного обучения: проблемный, диалоговый, игровой, исследовательский, модульный, опорных сигналов, критических ситуаций, автоматизированного обучения и т. д.
Для преподавателя любая классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач и формирования компетенций.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса: первичное овладение знаниями, этап контроля знаний, этап формирования профессиональных умений, навыков на основе знаний. Но большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе, и их можно использовать для решения нескольких дидактических задач и формирования общекультурных и профессиональных компетенций.
Использование активных методов дает необходимые выпускникам практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивает способности аргументировать и четко излагать свои мысли.
Широко используемый в последнее время в теории и практике образования термин «интерактивные методы обучения» характеризуется понятием «взаимодействие». Определение «интерактивный» подчеркивает альтернативность традиционным методам.
Интерактивный процесс - это процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса. Взаимодействие основано на опыте реальной жизни, включает обмен мнениями среди студентов и между студентами и преподавателем.
Под интерактивным обучением подразумевается обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации студентов, образовательный процесс для которых проходит в совместной групповой деятельности. Интерактивные методы позволяют учащимся активно включаться в работу в группах. Они учат умению обсуждать проблемные вопросы, правильно формулировать свою точку зрения.
Систематическое и целенаправленное применение методов проблемного обучения может способствовать значительному повышению эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов и активизации творческого усвоения.
При использовании активных и интерактивных методов происходит взаимодействие преподавателя со студентом, направленное на воспитание и самовоспитание компетентного специалиста, профессионала.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что активные и интерактивные методы обучения являются наиболее востребованными в современном учебном процессе, позволяют значительно активизировать познавательный интерес обучаемых, способствуют интенсификации процесса обучения и развитию творческого потенциала личности, что позволяет существенно повысить качество знаний студентов. Они способствуют выработке соответствующих профессиональных и общекультурных компетенций, оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности.
Работа эксперта по оценке использования активных и интерактивных методов обучения в учебном процессе нормативными документами не регламентирована. Эксперту необходимо учитывать важность проверки использования этих методов с учетом требований стандарта, поэтому экспертизу можно проводить по следующим направлениям:
- провести анализ учебного плана, выявить количество времени, выделенное на активные или интерактивные методы обучения, и сравнить с требованиями стандарта;
- провести анализ рабочих программ: предусмотрены ли в них активные и интерактивные методы обучения и по каким видам занятий; сопоставить время, отводимое на активные и интерактивные методы обучения по учебному плану и рабочей программе, и оценить, формирование каких компетенций предусматривается с помощью данных методов обучения;
- посмотреть методическое обеспечение занятий, проводимых в активных и интерактивных формах обучения;
- провести беседу со студентами, выяснить, с какими представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций были организованы встречи и как они повлияли на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности;
- осуществить анализ количества проведенных мастер-классов, выяснить, кем из экспертов и специалистов они проводились;
- осуществить контроль планирования самостоятельной работы студентов, ее методическое обеспечение;
- посетить учебное занятие, при этом не только оценив знания студентов в соответствии с утвержденным учебным планом, но и увидев, насколько студенты обладают навыками сбора необходимой информации, умением взаимодействовать с коллегами, сохранять и представлять результаты своей работы.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что основные образовательные программы высшего профессионального образования наряду с компетентно-стно-ориентированным подходом предполагают, что студент обретает большую самостоятельность в выборе путей освоения учебного материала, а образовательные технологии способствуют дифференциации и индивидуализации его учебной деятельности. Решающую роль при реализации компетентностного подхода играет переход от традиционных форм передачи знаний к инновационным образовательным технологиям, активным и интерактивным методам обучения. Необходима разработка подходов к экспертной оценке образовательных технологий, использование активных и интерактивных методов.
Библиографический список
1. Абрамова И. Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. М. : Гар-дарики, 2008.
2. Бадаев А. А. Активные методы обучения. М., 2006.
3. Глузман А. В. Инновационные технологии обучения в системе университетского педагогического образования [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://iee.org.ua/files/conf/conf artide39.pdf.
4. Исаенко Е. В., Зверева Н. В. Маркетинг высшей школы : монография. М. : Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2009.