Научная статья на тему 'Применение активных и интерактивных методов студентов: опыт ЯГПУ им. К. Д. Ушинского'

Применение активных и интерактивных методов студентов: опыт ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные методы обучения / активные методы обучения / компетентностный подход / образовательные технологии / студенты / вуз / interactive teaching methods / active teaching methods / competence approach / educational technologies / students / University

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березин Дмитрий Тимофеевич

Автором проведено социологическое исследование среди студентов Ярославского государственного пе дагогического университета им К. Д. Ушинского . Установлено, что преподаватели поощряют активное участие каждого студента в учебном процессе, для этого в вузе активно используются имитационные и неимитационные технологии обучения. В ЯГПУ в основном применяют дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики и др.) и тренинговые формы и методы интерактивног о обучения. В меньшей степени применяют игровые методы обучения (дидактические и творческие игры). Выявлено, что компетентностный подход при организации образовательного процесса способствует эффективному усвоению учебного материала. Доказано, что значител ьная часть студентов, независимо от гендерных особенностей, возраста и направления обучения позитивно относятся к активным и интерактивным методам обучения. Исследование демонстрирует наличие в вузе потенциальных ресурсов для применения активных и интеракт ивных методов, форм и средств обучения, о чем свидетельствует позитивный опыт большого числа кафедр и факультетов ЯГПУ и ответы студентов в рамках анкетирования. Предлагаются мероприятия направленные на повышение эффективности применения активных и интерак тивных методов в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active and interactive methods, forms and means of training: on the example of K. D. Ushinsky YSPU

The author conducted a sociological study among students of Yaroslavl state pedagogical University named after K. D. Ushinsky. It is established that teachers encourage the active participation of each student in the educ ational process, for this pu r pose the University actively uses simulation and non simulation learning technologies. YAGPU mainly uses discussion (dialogue, group discussion, analysis of situations from practice, etc.) and training forms and methods of inte ractive learning. To a lesser extent, game methods of teaching (didactic and creative games) are used. It is revealed that the competence approach in the organization of the educational pr o cess contributes to the effective assimilation of educational mater ial. It is proved that a significant part of students, regardless of ge n der characteristics, age and direction of study have a positive attitude to active and interactive teaching methods. The study demonstrates the presence of potential resources in the U niversity for the use of a c tive and interactive methods, forms and means of education, as evidenced by the positive experience of a large number of departments and faculties of YAGPU and the answers of students in the questionnaire. The activities aimed at improving the effectiveness of the use of active and interactive methods in the learning process are pr o posed.

Текст научной работы на тему «Применение активных и интерактивных методов студентов: опыт ЯГПУ им. К. Д. Ушинского»

Д. Т. Березин

DOI 10.24411/2658-428Х-2019-554 УДК 378

https://orcid.org/0000-0003-0193-2398

Применение активных и интерактивных методов студентов: опыт ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

Для цитирования: Березин Д. Т. Активные и интерактивные методы, формы и средства обучения: на примере ЯГПУ им. К. Д. Ушинского // Социально-политические исследования. - 2019. - № 4 (5). - С. 138-152

Автором проведено социологическое исследование среди студентов Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Установлено, что преподаватели поощряют активное участие каждого студента в учебном процессе, для этого в вузе активно используются имитационные и неимитационные технологии обучения. В ЯГПУ в основном применяют дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики и др.) и тренинговые формы и методы интерактивного обучения. В меньшей степени применяют игровые методы обучения (дидактические и творческие игры). Выявлено, что компетентностный подход при организации образовательного процесса способствует эффективному усвоению учебного материала. Доказано, что значительная часть студентов, независимо от гендерных особенностей, возраста и направления обучения позитивно относятся к активным и интерактивным методам обучения. Исследование демонстрирует наличие в вузе потенциальных ресурсов для применения активных и интерактивных методов, форм и средств обучения, о чем свидетельствует позитивный опыт большого числа кафедр и факультетов ЯГПУ и ответы студентов в рамках анкетирования. Предлагаются мероприятия направленные на повышение эффективности применения активных и интерактивных методов в процессе обучения.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, активные методы обучения, компетентностный подход, образовательные технологии, студенты, вуз.

D. T. Berezin

Active and interactive methods, forms and means of training: on the example of K. D. Ushinsky YSPU

The author conducted a sociological study among students of Yaroslavl state pedagogical University named after K. D. Ushinsky. It is established that teachers encourage the active participation of each student in the educational process, for this purpose the University actively uses simulation and non-simulation learning technologies. YAGPU mainly uses discussion (dialogue, group discussion, analysis of situations from

© Березин Д. Т., 2019

138

Д. Т. Березин

practice, etc.) and training forms and methods of interactive learning. To a lesser extent, game methods of teaching (didactic and creative games) are used. It is revealed that the competence approach in the organization of the educational process contributes to the effective assimilation of educational material. It is proved that a significant part of students, regardless of gender characteristics, age and direction of study have a positive attitude to active and interactive teaching methods. The study demonstrates the presence of potential resources in the University for the use of active and interactive methods, forms and means of education, as evidenced by the positive experience of a large number of departments and faculties of YAGPU and the answers of students in the questionnaire. The activities aimed at improving the effectiveness of the use of active and interactive methods in the learning process are proposed.

Key words: interactive teaching methods, active teaching methods, competence approach, educational technologies, students, University.

Актуальность исследования

Министерство науки и высшего образования РФ целенаправленно повышает требования к качеству подготовки бакалавров, магистров и аспирантов в вузах. В связи с данным обстоятельством, все большее число преподавателей переходят на инновационные методы и средства обучения, позволяющие студентам овладевать необходимыми знаниями, навыками и умениями за короткий промежуток времени. Кроме того, благодаря применению интерактивных форм и средств обучения, у преподавателя есть обратная связь с аудиторией, а у студентов связь еще и друг с другом. В результате пробуждается интерес обучающихся к дисциплине, происходит развитие коммуникативных компетенций студентов. К сожалению, многие преподаватели не владеют интерактивными методами, формами и средствами обучения. Так, по данным позиционных экспертов многие

преподаватели не умеют применять интерактивные методы, при этом часть преподавателей особенно старшего поколения стараются не применять в учебном процессе такие формы и средства обучения, так как не верят в эффективность данного метода [5, 10].

Учитывая вышеизложенное, мы предприняли попытку изучить с какими трудностями сталкиваются преподаватели при применения активных и интерактивных методов в образовательном процессе.

Постановка проблемы

К проблеме активности обращались еще в свое время выдающиеся отечественные ученые С. Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский [8, 9, 11].

Большую роль в популяризации активных и интерактивных методов обучения внесли Ю. П. Азаров, Б. П. Никитин, Г. К. Селевко, С. А. Шмаков, Г. П. Щедровицкий [12].

Применение активных и интерактивных методов студентов: опыт ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

139

В настоящее время целенаправленно и систематически изучают эффективность активных и интерактивных методов обучения в вузах ведущие российские социологи и педагоги [2, 3, 4].

Важный вклад в разработку интерактивных методов преподавания вносят и зарубежные ученые. В частности, педагоги анализируют, какие методы эффективно применять при подготовке будущих врачей, какие эффективно использовать при подготовке будущих инженеров, учителей и т. п. При этом зарубежные авторы при использовании методов учитывают гендер-ные и возрастные особенности обучающихся [13, 14, 15, 16].

Обобщая вклад отечественных и зарубежных авторов, мы делаем вывод, что ученые подготовили теоретическую базу позволяющую исследовать эффективность использования активных и интерактивных методов для обучения и воспитания будущих бакалавров и магистров в вузах России.

Эмпирическая база исследования

Осуществлен опрос студентов Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ).

Выборка квотная, п=400. Переменные квотирования: пол, возраст, факультет.

Кроме того, проведена серия глубинных интервью с преподавателями ЯГПУ, п=10.

Также осуществлена серия глубинных интервью со студентами ЯГПУ, п=12.

Был проведен вторичный анализ данных:

- Федеральной службы государственной статистики России;

— результатов социологических исследований, проведенных ВЦИОМ, сотрудниками (института социологии) ФНИСЦ РАН (г. Москва).

Основная гипотеза

Преподаватели в ЯГПУ активно применяют традиционные, активные и интерактивные методы обучения. В результате оказывается многоплановое воздействие на обучающихся, обеспечивается логически правильная подача учебного материала, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении, поощряется активное участие каждого студента в учебном процессе, формируются важнейшие жизненные навыки.

Авторские гипотезы

1. Значительная часть профессорско-преподавательского состава в рамках учебного процесса перешла от односторонней формы коммуникации к многосторонней модели коммуникации.

2. Часть молодых преподавателей в учебном процессе по-прежнему используют одностороннюю форму коммуникации. Что объясняется отсутствием у ряда

140

Д. Т. Березин

преподавателей необходимых компетенции.

3. Обучающие лучше воспринимают материал, при использовании преподавателями активных и интерактивных методов, форм и средств обучения.

4. Значительная часть студентов, независимо от гендерных особенностей, возраста и направления обучения позитивно относятся к активным и интерактивным методам обучения.

5. В ЯГПУ в основном применяют дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики и др.) и тренинговые формы и методы интерактивного

обучения. В меньшей степени применяют игровые методы обучения (дидактические и творческие игры).

Теоретической основой исследования выступили труды ведущих российских ученых М. В. Груздева, М. В. Новикова, О. А. Коряковце-вой и др. [1, 3, 5, 6, 7].

Результаты исследования

Сначала предприняли попытку проанализировать, какие знания, умения и навыки необходимы человеку для успешной жизнедеятельности в современном обществе (см. табл. 1).

Таблица 1.

Распределение ответов на вопрос: «Какие знания, умения и навыки необходимы человеку для успешной жизнедеятельности в обществе?»* (в %, от числа ответивших)

Ответы Студенты

Юноши n=160 Девушки n=240

Способность работать с современными средствами массовой информации 81 82

Умение обращаться с деньгами, понимать структуру своих доходов и расходов, планировать свое финансовое будущее 64 83

Предприимчивость (действовать в быстро меняющихся неопределенных условиях) 60 58

Знать и уметь отстаивать свои права 56 57

Способность мыслить нестандартно и гибко 47 48

Умение создавать и сохранять семью 42 85

Знание английского языка 41 45

Сотрудничество в виртуальном пространстве 38 30

Находить и обрабатывать информацию 32 41

Межкультурные компетентности 30 42

Умение учиться 27 30

Навыки этикета 25 12

Другое 6 5

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать

несколько вариантов ответов

Применение активных и интерактивных методов студентов: опыт ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

141

Как видно из ответов респондентов, значительная часть опрошенных юношей и девушек считают, что для успешного человека важны навыки работы с современными средствами массовой информации. Кроме того, 64 % юношей и 83 % девушек указали, что важна финансовая грамотность. Студенты в ходе анкетирования имели возможность пояснить свои ответы. Так 83 % девушек пояснили, что все время нуждаются в деньгах, периодически приходиться занимать деньги у родителей, родственников и друзей. Не лучше обстоит ситуация и у большей части юношей. Так 64 % юношей отметили, что, несмотря на то, что стараются контролировать свои расходы, вести финансовое планирование, де-

нег не хватает. Виной тому очень низкие доходы. Интересен тот факт, что даже та часть респондентов, которая отметила, что подрабатывает в свободное от учебы время (27 % девушек и 14 % юношей) все равно периодически вынуждена занимать деньги у родственников и друзей.

Общий вывод заключается в том, что студенты правильно указали те навыки, знания и умения которые необходимы современному человеку.

Нам как исследователям важно было посмотреть, какие методы обучения применяют в вузе (см. табл. 2). И как эти методы, формы и средства обучения влияют на формирование необходимых навыков, знаний и умений.

Таблица 2.

Распределение ответов на вопрос: «Какие методы обучения применят в вузе?» (в %, от числа ответивших)

Ответы Студенты п=400

Традиционные методы обучения (педагог является действующим лицом, управляющим процессом обучения, а студенты выступают в роли пассивных слушателей) 23

Активные методы обучения (педагог и студент находятся на равных правах, взаимодействуют друг с другом) 42

Интерактивные методы обучения (широкое взаимодействие студентов не только с педагогом, но и друг с другом) 35

Как видно из ответов, опрошенных, в ЯГПУ преподаватели широко применяют активные и интерактивные методы преподавания. В то же время, 23 % респондентов отме-

тили, что в вузе применяются традиционные методы обучения. Нас интересовало, какие методы обучения (традиционные, активные и интерактивные) с точки зрения сту-

142

Д. Т. Березин

дентов, способствуют более эффек- По этой причине далее мы изу-тивному усвоению учебного мате- чали положительные и отрицатель-риала и формируют важные жиз- ные аспекты традиционного обуче-ненные навыки. ния (см. табл. 3).

Таблица 3.

Положительные и отрицательные аспекты традиционного обучения* (в %, от числа ответивших)

Ответы Студенты

Юноши п=160 Девушки п=240

Отрицательные аспекты традиционного обучения

Шаблонное построение, однообразие 86 88

Студенты изолируются от общения с друг с другом 76 80

Нерациональное распределение времени занятия 65 62

Преобладают репродуктивные методы обучения 55 52

Положительные аспекты традиционного обучения

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении 45 44

Систематический характер обучения 42 40

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала 33 36

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать

несколько вариантов ответов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Респонденты указали в анкете отрицательные и положительные моменты традиционного обучения. В итоге оказалось, что, по мнению студентов отрицательных аспектов при традиционном обучении больше, чем положительных.

Студенты имели возможность в рамках открытых вопросов в анкете пояснить свои ответы. Так, 45 % юношей и 63 % девушек отметили, что при традиционной подаче материала (односторонней форме коммуникации) на лекции очень скуч-

но, не интересно, и пропадает всякое желание изучать данную дисциплину.

В рамках социологического исследования мы провели серию глубинных интервью с рядом преподавателей. Преподаватели нашли больше преимуществ у традиционного обучения, чем студенты.

Далее мы изучали, что дают нашим респондентам активные и интерактивные формы проведения занятий (см. табл. 4).

Применение активных и интерактивных методов студентов: опыт ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

143

Таблица 4.

Распределение ответов на вопрос: «Что дают лично Вам, интерактивные формы проведения занятий?»* (в %, от числа ответивших)

Ответы Студенты

Юноши п=160 Девушки п=240

Способствуют эффективному усвоению учебного материала 83 82

Развивают критическое мышление 83 82

Пробуждают у меня интерес к предмету 79 80

Навыков публичного выступления 77 75

Поощряют мое активное участие в учебном процессе 73 74

Умение вести диалог 70 69

Оказывают многоплановое воздействие на мое мировосприятие 63 61

Способность лидировать, так как можно не бояться задавать вопросы преподавателю 56 52

Освоить техники быстрого установления делового контакта 52 50

Овладеть приемами и техниками влияния на других людей в процессе взаимодействия с ними 48 46

Умение быть объективным 41 42

Улучшить свой вербальный и визуальный имидж 38 37

Другое 5 6

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать

несколько вариантов ответов

Как видно из ответов опрошенных, значительная часть студентов считают, что интерактивные формы проведения занятий дают им очень много преимуществ. Кроме того, из ответов респондентов мы видим, что преподаватели широко исполь-

Распределение ответов на вопрос: применяют в вашем вузе?»* (в %,

зуют интерактивные подходы в учебном процессе.

Далее мы изучали, какие имитационные методы (игровые и неигровые) обучения применяют в ЯГПУ (см. табл. 5).

Таблица 5.

«Какие игровые методы обучения от числа ответивших)

Ответы Студенты, п=400

Деловая игра 86

Разыгрывание ролей 51

Игровые занятия на машинных моделях (искусственные образовательные среды, компьютерные деловые, игры и др.) 32

144

Д. Т. Березин

Ответы Студенты, п=400

Игровое проектирование 27

Стажировка (с выполнением должностной роли) 23

Другое 5

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать

несколько вариантов ответов

Как видно, широкое распростра- ответам мы получили представле-нение в вузе получили деловые игры. ние о видах деловых игр, применя-Студенты имели возможность емых в рамках учебного процесса в пояснить свои ответы. Благодаря их ЯГПУ (см. табл. 6).

Таблица 6.

Распределение ответов на вопрос: «Виды деловых игр»* (в %, от числа ответивших)

Ответы Студенты, п=400

Игры проективные 62

Имитационные 76

Управленческие 57

Исследовательские 56

Организационно - деятельные 54

Игры-тренинги 40

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать

несколько вариантов ответов

Как видно из ответов студентов яснить свои ответы. В частности, в ЯГПУ широко применяют все они перечислили, что дают им де-разновидности деловых игр. Ре- ловые игры (см. табл. 7). спонденты имели возможность по-

Таблица 7.

Распределение ответов на вопрос: «Что Вам дают деловые игры?»* (в %, от числа ответивших)

Ответы Студенты

Юноши п=160 Девушки п=240

Повышают интерес к изучаемой дисциплине 83 82

Позволяют найти инновационный способ решения проблем 72 68

Учат отстаивать свою точку зрения 70 69

Жизненность и типичность ситуаций, рассматриваемых в ходе игры, позволяют в последствие применить знания на практике 62 73

Яркие моменты в рамках учебного процесса (новые эмоции) 62 65

Возможность проявить свои лидерские способности 56 52

Применение активных и интерактивных методов студентов: 145

опыт ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

Ответы Студенты

Юноши п=160 Девушки п=240

Отличный дополнительный способ пообщаться с одногруппниками 54 87

Взвешивать альтернативные мнения 52 50

Улучшают работу мозга 47 24

Другое 5 5

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать

несколько вариантов ответов

Как видно из ответов респон- Далее мы анализировали, какие дентов, деловые игры дают студен- неигровые методы обучения при-там важные жизненные навыки. меняют в ЯГПУ (см. табл. 8). Поэтому не удивительно, что им так нравятся деловые игры.

Таблица 8.

Распределение ответов на вопрос: «Какие неигровые методы обучения применяют в вашем вузе?»* (в %, от числа ответивших)

Ответы Студенты, п=400

Ситуационные методы (кейс-технологии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуативных и производственных задач 63

Действия по инструкции (алгоритму) 48

Групповой тренинг и др. 36

Другое 6

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать

несколько вариантов ответов

Как видно из ответов респондентов, в ЯГПУ активно применяют кейс-технологии.

Далее мы изучали, какие неимитационные методы обучения применяют в вузах г. Ярославля (см. табл. 9).

Таблица 9.

Распределение ответов на вопрос: «Какие неимитационные методы обучения применяют в вашем вузе?»* (в %, от числа ответивших)

Ответы Студенты, п=400

Тематическая дискуссия (круглый стол, пресс-конференции, научно-практическая конференция 76

Мозговая атака (штурм, эстафета) 73

Активные (проблемные) лекции и семинары 67

Презентация 65

Олимпиада 63

Лабораторные опыты и др. 31

146 Д. Т. Березин

Ответы Студенты, п=400

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стажировка (без выполнения должностной роли) 22

Другое 6

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать

несколько вариантов ответов

Значительная часть респондентов указали, что активно применяются в ходе учебного процесса: тематические дискуссии, мозговые атаки, проблемные лекции. Опрошенные имели возможность пояснить свои ответы. Так, значительная часть студентов отметила, что

чаще всего преподаватели проводят дискуссии и дебаты.

В рамках исследования мы изучали, какие используют организационные методики преподаватели при проведении дискуссии, (см. табл. 10).

Таблица 10.

Распределение ответов на вопрос: «При проведении дискуссии, какие используют преподаватели организационные методики?»* (в %, от числа ответивших)

Ответы Студенты, п=400

Свободно плавающая дискуссия. 82

Методика «вопрос - ответ». 78

Процедура «Обсуждение вполголоса». 65

Методика эстафеты. 59

Методика «лабиринта». 58

Методика клиники. 54

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать

несколько вариантов ответов

Как видно из ответов студентов, преподаватели в ЯГПУ используют различные организационные методики.

Далее мы изучали, в чем проявляется роль преподавателя при интерактивном взаимодействии (см. табл. 11).

Таблица 11.

Распределение ответов на вопрос: «В чем по-Вашему проявляется роль преподавателя при интерактивном взаимодействии?»* (в %, от числа ответивших)

Ответы Студенты

Юноши п=160 Девушки п=240

Во взаимообогащении опыта участников взаимодействия 90 89

В поощрении творчества студентов 83 89

Применение активных и интерактивных методов студентов: 147

опыт ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

Ответы Студенты

Юноши п=160 Девушки п=240

В создании условий для проявления инициативы студентов 79 84

В обращении к личному опыту студентов, в поддержке их активности 76 62

В выявлении многообразия точек зрения 66 80

В соединении теории и практики 56 38

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать

несколько вариантов ответов

Из ответов видно, что студенты имеют четкое представление о роли преподавателя при интерактивном взаимодействии.

В рамках исследования мы провели серию глубинных интервью со студентами ЯГПУ.

Далее мы приводим основные высказывания наших респондентов.

Алексей, 21 год.

«Есть преподаватели, которые ведут лекции очень скучно, неинтересно. Особенно очень грустно у таких преподавателей на лекции на третьей паре, то есть на паре после обеда. Когда преподаватель монотонно читает лекцию по листочку, и прячется за кафедру, то очень хочется спать. Однако надо отметить, что есть очень много преподавателей, которые при освоении нового материала создают дружелюбную, благоприятную, творческую атмосферу. Особенно мне нравились, как походили занятия по основам права. При изучении данной дисциплины у нас постоянно были: деловые игры, работа в малых группах, диспуты, дебаты. В итоге у меня по основам права оценка «отлично». Надо также от-

метить, что везде, где преподаватель с особым трепетом и любовь относился к своему предмету, всегда было интересно, повышалась мотивация при изучении дисциплины и как результат достойные оценки в зачетной книжке».

Ульяна, 22 года.

«Мне нравится, когда преподаватель позиционирует себя не как руководитель или начальник, а как равный нам студентам. Мне нравится, когда преподаватели проводят атаки «мозгового штурма», это всегда интересно. Я считаю, что очень многое зависит от преподавателя. Одни умеют создать благоприятную, творческую атмосферу на занятиях, а у других на парах даже страшно глаза поднять на преподавателя. Считаю, что интерактивные методы обучения способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний. Я стала лучше усваивать материал, и меньше тратить время на выполнение домашних заданий».

Как видно, студенты высоко оценивают роль активных и осо-

148

Д. Т. Березин

бенно роль интерактивных методов обучения.

В рамках исследования мы провели серию глубинных интервью с преподавателями.

Далее мы приводим их основные высказывания.

Доцент, 45 лет.

«Необходимо не только применять активные методы обучения (презентации, кейс-технологии, проблемные лекции, дидактические игры, баскет-метод), но и интерактивные методы (мозговой штурм, круглые столы, методы проектов, деловые игры и т. п.). К сожалению, ряд преподавателей кроме «мозговой атаки» и в некоторых случаях деловых игр не способны применить интерактивные методы, формы и средства обучения. Соответственно необходимо систематически повышать квалификацию преподавателей. Главное, что для этого есть все условия. Но некоторые преподаватели стесняются сказать, что им нужны дополнительные знания, навыки и умения в сфере применения активных и интерактивных методов преподавания, в итоге ухудшается качество преподавания».

Профессор, 65

«Раньше в СССР было более качественное преподавание, оно обеспечивало высокую мотивацию у студентов, творчество. Студенты целенаправленно совершенствовали свои знания в читальных залах не только вузовской библио-

теки, но и читальных залах основных библиотек города. Сейчас по существу в ряде школ учителя не справляются со своими обязанностями. В итоге в вузы иногда поступают слабые абитуриенты. Полагаю, нельзя недооценивать роль традиционных методов обучения и воспитания. Интерактивные методы обучения не всегда эффективны. При этом надо отдавать себе отчет в том, что ряд преподавателей не умеет применять данную методику на практике, особенно та часть преподавателей у которых нет педагогического образования».

Как видно из серии глубинных интервью, позиционные эксперты за широкое применение активных и интерактивных методов преподавания, но полагают, что для этого необходимы соответствующие навыки, которые необходимо систематически совершенствовать.

Заключение

Результаты социологического исследования подтверждают все авторские гипотезы.

Исследование демонстрирует наличие в вузе потенциальных ресурсов для применения активных и интерактивных методов, форм и средств обучения, о чем свидетельствует позитивный опыт большого числа кафедр и факультетов ЯГПУ и ответы студентов в рамках анкетирования.

Вместе с тем при изучении данной проблемы были обозначены

Применение активных и интерактивных методов студентов: опыт ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

149

явления и процессы, негативно отражающиеся на применении активных и интерактивных методов обучения.

И все же, несмотря на некоторые трудности, которые возникают в основном у молодых преподавателей, применение активных и интерактивных методов, форм и средств обучения способствует формированию у студентов обостренного чувства социальной справедливости, активной жизненной позиции, повышению успеваемости, способности работать с современными средствами массовой информации, способность мыслить нестандартно и гибко.

Для повышения эффективности применения активных и интерактивных методов в процессе обучения, необходимо:

- профессорско-преподавательскому составу вузов повышать квалификацию в области применения

активных и интерактивных методов, форм и средств обучения;

— проводить социологические исследования, направленные на изучение эффективности применения активных и интерактивных методов преподавания в вузе;

— проводить научно-практические конференции, круглые столы, где изучать передовой опыт внедрения инновационных методов и средств обучения в учебный процесс;

— периодически издавать методические рекомендации и пособия по интерактивным методам обучения;

— периодически в вузы приглашать ведущих преподавателей для проведения открытых лекции. В рамках, которых информировать преподавательское сообщество о новом в применении интерактивных методов обучения.

Библиографический список

1. Березин, Д. Т. Организация самостоятельной работы студентов в вузе [Текст] / Д. Т. Березин // Социально-политические исследования. - 2019. - № 3 (4). - С. 73-86.

2. Будахина, Н. Л. Методы и средства оптимизации преподавания экономических дисциплин в высшей школе [Текст] / Н. Л. Будахина // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 4 (61). - С. 141-144.

3. Груздев, М. В., Тарханова, И. Ю. Становление «Новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации [Текст] / М. В. Груздев, И. Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 3. - С. 47-53.

4. Заверткина, Е. Г. Мотивационная компетентность учителей. В сборнике: Педагогика и психология современного образования: теория и практика Материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского» [Текст] / Е. Г. Заверткина. - 2017. - С. 129-134.

5. Коряковцев, С. П. Новое в деятельности преподавателя технического вуза: реализация электронных модулей [Текст] / С. П. Коряковцев // Педагогические и

150

Д. Т. Березин

психологические проблемы современного образования материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». ЯГПУ им. К. Д. Ушинского; Е. О. Иванова (отв. ред.), 2015. - С. 360-364.

6. Коряковцева, О. А. Развитие общественно-политической активности молодежи в условиях модернизации общества [Текст] / О. А. Коряковцева // Среднерусский вестник общественных наук. - 2009. - № 2 (11). - С. 117-122.

7. Новиков, М. В., Перфилова, Т. Б. Мотивы получения образования в России в VIII - первой половине XIX в. [Текст] / М. В. Новиков, Т. Б. Перфилова // Вопросы теории и методики профессионального образования. Материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». Под научной редакцией М. В. Новикова. - 2018. - С. 116-127.

8. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] /

B. А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1981. - 640 с.

9. Рубинштейн С. Л. Очерки. Воспоминания. Материалы [Текст ] / Л.С. Рубинштейн. - М. : Наука, 1989. - 440 с.

10. Таланов, С. Л., Кудашов, В. Н. Особенности экономической социализации студентов вузов [Текст] / С. Л. Таланов, В. Н. Кудашов // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2016. - № 6. - С. 34-39.

11. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/ Сост.

C. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1990. - 416 с.

12. Шмаков, С. А. Технология игрового обучения, игровые технологии [Текст] /

C. А. Шмаков // Школьные технологии. - 2009. - № 1. - С. 106.

13. Anderson A. The European project semester: A useful teaching method in engineering education project approaches to learning in engineering education. Journal of Engineering Education. 2012. P. 15-28.

14. Faghihi SA, Khankeh HR, Hossini SJ, Arabshahi SKS, Faghihi Z, Parikh SV, et al. Improving continuing medical education by enhancing interactivity: lessons from Iran. Journal of Advances in Medical Education & Professionalism. 2016. Volume 4(2). P. 54.

15. Klug J, Bruder S, Kelava A, Spiel C, Schmitz B. Diagnostic competence of teachers: A process model that accounts for diagnosing learning behavior tested by means of a case scenario. Teaching and Teacher Education. 2013. Volume 30. P. 38-46.

16. Yakovleva N.O., Yakovlevb E.V Interactive teaching methods in contemporary higher education //Pacific Science Review. Volume 16, Issue 2, June 2014, Pages 75-80.

Bibliograficheskij spisok

1. Berezin, D. T. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov v vuze [Tekst] /

D. T. Berezin // Social'no-politicheskie issledovanija. - 2019. - № 3 (4). - S. 73-86.

2. Budahina, N. L. Metody i sredstva optimizacii prepodavanija jekonomiche-skih disciplin v vysshej shkole [Tekst] / N. L. Budahina // Jaroslavskij pedago-gicheskij ves-tnik. - 2009. - № 4 (61). - S. 141-144.

3. Gruzdev, M. V, Tarhanova, I. Ju. Stanovlenie «Novoj didaktiki» pedago-gicheskogo obrazovanija v uslovijah global'nogo tehnologicheskogo obnovlenija i cif-rovizacii [Tekst] / M. V Gruzdev, I. Ju. Tarhanova // Jaroslavskij pedagogi-cheskij ves-tnik. - 2019. - № 3. - S. 47-53.

Применение активных и интерактивных методов студентов: опыт ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

151

4. Zavertkina, E. G. Motivacionnaja kompetentnost' uchitelej. V sbornike: Pe-dagogika i psihologija sovremennogo obrazovanija: teorija i praktika Materialy nau-chno-prakticheskoj konferencii «Chtenija Ushinskogo» [Tekst] / E. G. Zavertkina. -2017. - S. 129-134.

5. Korjakovcev, S. P. Novoe v dejatel'nosti prepodavatelja tehnicheskogo vuza: rea-lizacija jelektronnyh modulej [Tekst] / S. P. Korjakovcev // Pedagogicheskie i psi-hologicheskie problemy sovremennogo obrazovanija materialy nauchno-prakticheskoj konferencii «Chtenija Ushinskogo». JaGPU im. K. D. Ushinskogo; E. O. Ivanova (otv. red.), 2015. - S. 360-364.

6. Korjakovceva, O. A. Razvitie obshhestvenno-politicheskoj aktivnosti molodezhi v uslovijah modernizacii obshhestva [Tekst] / O. A. Korjakovceva // Sredne-russkij ves-tnik obshhestvennyh nauk. - 2009. - № 2 (11). - S. 117-122.

7. Novikov, M. V, Perfilova, T. B. Motivy poluchenija obrazovanija v Rossii v VIII -pervoj polovine HIH v. [Tekst] / M. V Novikov, T. B. Perfilova // Voprosy teorii i met-odiki professional'nogo obrazovanija. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii «Chtenija Ushinskogo». Pod nauchnoj redakciej M. V. Novikova. - 2018. - S. 116127.

8. Suhomlinskij, V A. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija [Tekst] / V A. Suh-omlinskij. - M. : Pedagogika, 1981. - 640 s.

9. Rubinshtejn S. L. Ocherki. Vospominanija. Materialy [Tekst ] / L. S. Ru-binshtejn. - M. : Nauka, 1989. - 440 s.

10. Talanov, S. L., Kudashov, V. N. Osobennosti jekonomicheskoj socializacii stu-dentov vuzov [Tekst] / S. L. Talanov, V. N. Kudashov // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). - 2016. - № 6. - S. 34-39.

11. Ushinskij, K. D. Pedagogicheskie sochinenija: V 6 t. T. 1/ Sost. S. F. Egorov. -M. : Pedagogika, 1990. - 416 s.

12. Shmakov, S. A. Tehnologija igrovogo obuchenija, igrovye tehnologii [Tekst] / S. A. Shmakov // Shkol'nye tehnologii. - 2009. - № 1. - S. 106.

13. Anderson A. The European project semester: A useful teaching method in engineering education project approaches to learning in engineering education. Journal of Engineering Education. 2012. P. 15-28.

14. Faghihi SA, Khankeh HR, Hossini SJ, Arabshahi SKS, Faghihi Z, Parikh SV, et al. Improving continuing medical education by enhancing interactivity: lessons from Iran. Journal of Advances in Medical Education & Professionalism. 2016. Volume 4(2). P. 54.

15. Klug J, Bruder S, Kelava A, Spiel C, Schmitz B. Diagnostic competence of teachers: A process model that accounts for diagnosing learning behavior tested by means of a case scenario. Teaching and Teacher Education. 2013. Volume 30. P. 38 46.

16. Yakovleva N.O., Yakovlevb E.V. Interactive teaching methods in contemporary higher education //Pacific Science Review. Volume 16, Issue 2, June 2014, Pages 75 80.

152

ff. T. Eepe3UH

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.