Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДДИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДДИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сквозные цифровые технологии / трехмерное моделирование / аддитивные технологии / сквозные цифровые компетенции / деятельностный и проблемный подходы / этапы 3D печати модели / критерии оценки цифровых компетенций / end-to-end digital technologies / three-dimensional modeling / additive technologies / end-to-end digital competencies / activity-based and problem-based approaches / stages of 3D printing of a model / criteria for assessing digital competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайкина Жанна Владимировна, Балунова Светлана Альбертовна

На современном этапе аддитивные технологии получают широкое внедрение и распространение в различных сферах современной жизни и производства. Необходима разработка методических подходов к организации и реализации учебных занятий с использованием сквозных цифровых технологий и технологий 3D печати. В статье представлен опыт использования аддитивных технологий при изучении трехмерного моделирования студентами в учебном процессе по дисциплине «Компьютерная графика» образовательного модуля «Информационные технологии» универсального бакалавриата в НГПУ им. К. Минина. Рассматриваются педагогические принципы формирования сквозных цифровых компетенций у студентов в процессе их обучения по дисциплине. Проанализированы результаты рефлексивного опроса и практической работы по выполнению творческого проекта по 3D печати модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чайкина Жанна Владимировна, Балунова Светлана Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the present stage, additive technologies are becoming widely implemented and widespread in various areas of modern life and production. It is necessary to develop methodological approaches to the organization and implementation of training sessions using end-to-end digital technologies and 3D printing technologies. The article presents the experience of using additive technologies in the study of three-dimensional modeling by students in the educational process in the discipline “Computer Graphics” of the educational module “Information Technologies” of the universal bachelor’s degree at NSPU. K. Minina. The pedagogical principles of the formation of cross-cutting digital competencies among students in the process of their training in the discipline are considered. The results of a reflective survey and practical work on the implementation of a creative project on 3D printing of a model were analyzed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДДИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

• Третий этап формирования педагогической культуры соотносится с личностно-инструментальным уровнем педагогического опыта. На этом этапе студент является субъектом культурного отношения к педагогической профессии, выступает саморегулируемым субъектом педагогической деятельности. Здесь решается задача развития самостоятельности и творческой активности студентов в реализации профессиональной педагогической деятельности; педагогическая культура становится достоянием будущего учителя, качественной характеристикой его профессиональной личности.

Соотнесение формирования педагогической культуры с развитием педагогического опыта студентов является ведущим условием осуществления этой задачи в процессе профессиональной подготовке и позволяет обеспечить практическую ориентацию обучения, сочетать овладение теоретическими знаниями, составляющими ценностный базис педагогической культуры учителя, с практикой педагогической деятельности.

Выводы. Педагогическая культура будущего учителя обладает многофункциональным значением: как характеристика профессиональной личности - является ее интегральным качеством; с точки зрения культурно-педагогического статуса студента выступает показателем его способности и готовности к профессиональной деятельности; в процессе профессиональной подготовки - проектируемым результатом образования. Актуализация понятия «педагогический опыт» в процессе профессиональной подготовки позволяет предусмотреть поэтапную логику формирования педагогической культуры в связи с обогащением педагогического опыта студентов. Уровневый анализ педагогического опыта студентов дает возможность рассматривать его как приобретаемый в образовательном процессе опыт культурной педагогической деятельности, то есть теоретически обоснованной, соответствующей требованиям профессиональной сферы, реализующей собственную активность и творческие возможности личности. При этом обеспечение повышения активности и самостоятельности студентов позволяет предусмотреть в процессе их профессиональной подготовки поэтапное развитие педагогической культуры.

Таким образом, в процессе профессиональной подготовки возникает возможность реализовать признанную логику культурного становления личности [9], а в образовательном процессе вуза обеспечить стратегию формирования педагогической культуры студента как субъекта педагогической деятельности. Приведенные положения апробируются в настоящее время в профессиональной подготовке учителя музыки в Нижегородской государственной консерватории.

Литература:

1. Абросимова, З.Ф. Педагогическая культура учителя: Учеб. пособие / З.Ф. Абросимова; М-во общ. и проф. образования РФ. Кург. гос. ун-т. - Курган: Изд-во Кург. гос. ун-та, 1999. - 68 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Субъект - символ российского самосознания / К.А. Абульханова-Славская // Сознание личности в кризисном социуме. -М.: Изд-во МГУ, 1995. - С. 10-28

3. Ауезов, Б.Н. Педагогическая культура как составляющая профессиональной культуры учителя / Б.Н. Ауезов, K.M. Беркимбаев // Молодой ученый. - 2017. - № 4 (138). - С. 354 - 356. - URL: https://moluch.ru/arhive/138/38803 (дата обращения 10.06.2023)

4. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1999. - № 3. - С. 37-43

5. Воробьев, Н.Е. О педагогической культуре будущего учителя / В.К. Суханцева, Т.В. Иванова // Педагогика. - 1992. -№ 1-2,-С. 66-70

6. Ерасов, Б.С. Социальная культурология. 2-е изд. / Б.С. Ерасов. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 591 с.

7. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб: Петрополис, 1995. - 415 с.

8. Краткий словарь по философии / Авт.-сост. H.H. Рогалевич. - Минск: Харвест, 2008. - 832 с.

9. Петровский, A.B. Личность в психологии: парадигма субъектности: учеб. пособие для студ. вузов / A.B. Петровский. - Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 509 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: РАН, Ин-т психологии, 1997. - 463 с.

11. Хоруженко, K.M. Культурология: Энциклопедический словарь / K.M. Хоруженко. - Ростов-н/Д: «Феникс», 1997.-640 с.

Педагогика

УДК 378.147

доцент Чайкина Жанна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Балунова Светлана Альбертовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДДИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВУЗА

Аннотация. На современном этапе аддитивные технологии получают широкое внедрение и распространение в различных сферах современной жизни и производства. Необходима разработка методических подходов к организации и реализации учебных занятий с использованием сквозных цифровых технологий и технологий 3D печати. В статье представлен опыт использования аддитивных технологий при изучении трехмерного моделирования студентами в учебном процессе по дисциплине «Компьютерная графика» образовательного модуля «Информационные технологии» универсального бакалавриата в НГПУ им. К. Минина. Рассматриваются педагогические принципы формирования сквозных цифровых компетенций у студентов в процессе их обучения по дисциплине. Проанализированы результаты рефлексивного опроса и практической работы по выполнению творческого проекта по 3D печати модели.

Ключевые слова: сквозные цифровые технологии, трехмерное моделирование, аддитивные технологии, сквозные цифровые компетенции, деятельностный и проблемный подходы, этапы 3D печати модели, критерии оценки цифровых компетенций.

Annotation. At the present stage, additive technologies are becoming widely implemented and widespread in various areas of modern life and production. It is necessary to develop methodological approaches to the organization and implementation of training sessions using end-to-end digital technologies and 3D printing technologies. The article presents the experience of using additive technologies in the study of three-dimensional modeling by students in the educational process in the discipline "Computer Graphics" of the educational module "Information Technologies" of the universal bachelor's degree at NSPU. K. Minina. The

pedagogical principles of the formation of cross-cutting digital competencies among students in the process of their training in the discipline are considered. The results of a reflective survey and practical work on the implementation of a creative project on 3D printing of a model were analyzed.

Key words: end-to-end digital technologies, three-dimensional modeling, additive technologies, end-to-end digital competencies, activity-based and problem-based approaches, stages of 3D printing of a model, criteria for assessing digital competencies.

Введение. В последнее время эксперты в правительственных кругах n в бизнесе уделяют пристальное внимание инновационному направлению, как сквозные технологии. Финансирование данного направления ведется в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В соответствии с определением, которая дала Национальная технологическая инициатива, сквозные технологии - это «научно-технические направления, которое оказывает наиболее существенное влияние на развитие рынков, которые одновременно охватывают несколько промышленных отраслей», к ним относятся искусственный интеллект, большие данные, квантовые технологии, системы распределенного реестра, иммерсивные технологии, аддитивные технологии, робототехника, новые производственные технологии, промышленный интернет, технологии беспроводной связи.

Новая модель экономики, получившая название Индустрии 4.0, меняет приоритеты образования, обусловливает появление новых моделей, которые основываются на цифровизации, персонализации обучения, расширении проектного обучения, интеграции различных видов образования, создании исследовательских и творческих пространств для совместной работы. Это требует поиска новых подходов к построению содержания образования для формирования сквозных цифровых компетенций, необходимых современному подрастающему поколению в XXI веке.

Цель статьи - проанализировать опыт использования аддитивных технологий в учебном процессе по дисциплине «Компьютерная графика» у студентов педагогических специальностей образовательного модуля «Информационные технологии» универсального бакалавриата в НГПУ им. К. Минина.

Изложение основного материала статьи. В современных условиях особо актуально внедрение в практику методов и подходов, формирующих освоение цифровых компетенций по применению сквозных информационных технологий в профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики. Сквозные цифровые компетенции (СЦК) могут трактоваться как базовые, профессиональные и личностные компетенции, формируемые на различных уровнях профессионального образования для осуществления эффективной профессиональной деятельности и развития специалиста, его жизнедеятельности как человека в инновационной цифровой среде (табл. 1) [2]. Формирование СЦК у студентов в процессе их обучения можно рассматривать с учетом следующих педагогических принципов: сквозного характера независимо от уровня осваиваемых образовательных программ, индивидуализации обучения, модульности образовательных программ, преемственности, интерактивности, коммуникативности и цифровизации - в условиях цифровой образовательной среды вуза [1].

Таблица 1

Сквозные цифровые компетенции

Базовые Профессиональные Личностные

Способность использования и управления большими данными Способность к решению профессиональных задач в цифровой среде Способность к коммуникации и кооперации в цифровой среде

Способность применять цифровые технологии

Способность к развитию ИТ-инфраструктуры Способность к развитию критического мышления и формированию информационного иммунитета в цифровой среде

Способность к управлению цифровым развитием

Развитие цифровых компетенций, понимание цифровых сред, адаптация к цифровым контекстам формируют новые развивающие и образовательные стратегии по развитию цифровых компетенций у будущих специалистов в вузе [7]. Одной из важных сквозных цифровых технологий является ЗО-печать (аддитивные технологии) - технология создания физических объектов с помощью цифровых данных. Принцип работы ЗБ печати состоит в том, что под воздействием ультрафиолетового лазера специальный полимерный материал застывает, превращаясь в пластиковое изделие, при изготовлении слои полимера последовательно накладываются друг на друга. Это позволяет создавать прототипы различных физических объектов. Высокая востребованность ЗБ-печати во многих промышленных отраслях привела к тому, что в Российской Федерации в 2021 г. разработана и утверждена Стратегия развития аддитивных технологий на период до 2030 г. [6]

Использование ЗБ принтеров должно стать важной частью в реализации деятельностного подхода при организации учебного процесса в профессиональном обучении, которая поможет сформировать у учащихся мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использовать полученные знания в жизни. Благодаря аддитивным технологиям, ученики приобретают практические навыки проектирования, развивают творческие способности через воплощение в жизнь собственных идей и проектов, имеют возможность увидеть результаты своей работы в короткий срок и учиться на своих ошибках, что положительно влияет на качество полученных знаний и навыков, увеличивает интерес к обучению [4].

На данный момент в общеобразовательных организациях освоение аддитивных технологий осуществляется, как правило, не в рамках определенных учебных предметов, а в рамках проектной деятельности (урочной и/или внеурочной). Появление центров дополнительного образования «Кванториум», «1Т-куб» и иных позволило организовывать обучение молодежи по ряду современных направлений, в том числе по аддитивным технологиям.

Год назад в НГПУ им. К.Минина был открыт педагогический кванториум Мининского университета - современное пространство для обучения детей, молодежи, педагогов, специалистов современным технологиям цифровой экономики и индустрии 4.0. Эта образовательная площадка включает естественнонаучные лаборатории, медиацентр, технологические лаборатории и центр прототипирования. Такая современная образовательная площадка поможет будущим учителям и

работающим преподавателям освоить актуальные приемы, методы и технологии преподавания учебных предметов с использованием современного оборудования.

Учебный модуль универсального бакалавриата НГПУ им. К. Минина «Информационные технологии» состоит из обязательной для изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии» и дисциплины по выбору «Компьютерная графика»» (ауд. 24 ч., кср 12 ч., сам. 36 ч.). Данный курс обеспечивает формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций у студентов, создает условия для овладения современными цифровыми методами и инструментами обработки графической информации и ЗБ моделирования. Информационно-образовательное пространство освоения компетенций дисциплины «Компьютерная графика» сформировано в электронно-образовательной среде вуза в виде системы самостоятельных творческих заданий (Таблица 2).

Таблица 2

Система практических заданий

Тема программы Практическая работа Программное обеспечение

Виды компьютерной графики. Цветовые модели Выполнение доклада по теме: «ИИ в компьютерной графике» Создание инфографики https://infogram.com/ https://piktochart.com/

Основы растровой компьютерной графики Лабораторный практикум в растровом редакторе GIMP, Krita

Основы векторной компьютерной графики Лабораторный практикум в векторном редакторе Inkscape

ЗО моделирование Творческие задания: создание трехмерной модели дома, детали, брелка. ЗО печать брелка. Sketchup, Blender Tinkercad

Для выполнения заданий подготовлены кейсы с учебно-дидактическими материалами, направленные на формирование образовательных результатов. Учебная деятельность по разделам дисциплины у студентов разбивается на этапы: подготовительный этап (просмотр видео уроков, работа со справочной литературой, методичками, учебниками, освоение простейших приемов работы); основной этап (освоение приемов создания простейших моделей, изучение особенностей технологии 3D печати); творческий этап (выполнение самостоятельного творческого задания по моделированию, перевод модели в нужный формат и 3D печать) [3]. Самостоятельная работа по данной дисциплине организуется, опираясь на следующие принципы: развития самостоятельности и самообразования студента, формирования исследовательских и творческих навыков, развития у него критического мышления, использования деятельностного и проблемного обучения, метода проектов, перевернутого обучения. Проблемное обучение реализуется особой группой методов: объяснительный метод, репродуктивный метод, практический метод, частично-поисковый метод и исследовательский метод (авторы: М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер). При выборе методов обучения преподаватель также должен принимать во внимание: наличие мотивации к обучению; содержание изучаемого материала, его объем и степень сложности; степень работоспособности и обучаемости студентов [8]. Все перечисленные методы проблемного обучения хорошо подходят для освоения студентами учебного материала по дисциплине «Компьютерная графика».

Содержание дисциплины было актуализировано с учетом современных сквозных цифровых технологий, студенты знакомятся с графическими средами с использованием нейросетей, фрактальной графикой, изучают современные программы трехмерного моделирования (Sketchup, Blender), создают трехмерные модели с помощью блоков кода в среде TinkerCad, осваивают технологии 3D печати. TinkerCAD - это облачное приложение от компании Autodesk для трехмерного моделирования. Данный облачный сервис позволяет в сжатые сроки освоить базовые принципы моделирования трехмерных объектов и использовать их в качестве основы для печати на любом доступном учебному заведению ЗО-принтере. В рамках дисциплины учащихся знакомятся с лабораториями Центра прототипирования Мининского университета, осваивают практические приемы печати своих моделей на 3D принтере в лаборатории компьютерной графики. Работа над творческим проектом у студентов по разделу «3D моделирование», в котором они создают модель брелка для 3D печати, состоит из следующих этапов:

1. подготовительный этап: определение внешнего вида брелка в соответствии с требованиями, оценка функциональности выбранной модели;

2. практический этап: создание трехмерной модели в программной среде, обработка модели в программе-слайсере Simplify3D, печать на ЗОпринтере;

3. заключительный этап: анализ результатов проектирования и печати 3D модели брелка, корректировка недостатков, сравнение разных моделей.

В процессе обучения будущие педагоги на практических занятиях оценивают преимущества трехмерного моделирования и прототипирования, таких как безопасность процесса создания модели и быстрое получение ее в рамках одного или нескольких занятий, возможность проектирования и 3D печати необходимого оборудования для творческих, исследовательских и учебных проектов, возможность самостоятельного освоения современных технологий индустрии 4.0.

Анализируя формирование сквозных цифровых компетенций (СБК) у студентов в процессе освоения дисциплины, были определены базовые, профессиональные и личностные критерии оценки СЦК по освоению раздела программы «3D моделирование» (Таблица 3) [1].

Таблица 3

Критерии оценки сквозных цифровых компетенций по разделу программы «ЗБ моделирование»

Базовые Профессиональные Личностные

Способность эффективно применять цифровые технологии Способность к решению цифровых профессиональных задач с помощью ЗО моделирования и ЗО печати в цифровой среде Способность к развитию критического и творческого мышления, исследовательских навыков

Способность эффективно применять векторную графику, ЗО моделирование и ЗО печать Способность к коммуникации и кооперации в цифровой среде вуза

В результате рефлексивного анкетирования по дисциплине «Компьютерная графика» было проанализировано мнение студентов групп направления подготовки Профессиональное обучение по отраслям (44.03.04) (МО-23, ОЛ-23, ЭУ-23, ППД-23; 103 чел.) об эффективности использования в учебном процессе аддитивных технологий. В результате анализа мнения студентов была выявлена эффективность изучения раздела «Трехмерное моделирование» (высокую эффективность отметили 74% студентов, среднюю 23%). Многие студенты высказали мнение, что трехмерные модели создавать интересно, но непросто. Были выделены основные причины трудностей: недостаток времени (41 %), отсутствие опыта моделирования (15%), сложности с творческими самостоятельными заданиями (16%), низкий уровень самоорганизации (7%), низкий уровень владения цифровыми технологиями (8%) трудности с пространственным мышлением (13%). Большинство студентов (78%) отметили самостоятельную творческую работу «Создание трехмерной модели и ее печать», как самую интересную и запоминающуюся в курсе «Компьютерная графика».

В ходе экспериментально-практической работы отслеживались показатели сформированности сквозных цифровых компетенций (СЦК) при изучении раздела «Трехмерное моделирование» по программы дисциплины «Компьютерная графика» (Таблица 3) у студентов групп 23 года с контрольными группами 22 года. Выводы производились на основе экспертных оценок и самооценки студентов. Самооценка студентов уровня овладения профессиональной компетентностью представлена на диаграмме 1

•1 1 1II .11 1 || .1 1 11|

низкий средний высокий низкий средний высокий низкий средний высокий Бвзовые Профессиональные Личностные

■ Экспериментальные группы ■ Контрольные группы

Диаграмма 1. Самооценка уровня сквозных цифровых компетенций студентов

Анализируя сформированность цифровых компетенций, нужно отметить, что произошло уменьшение низкого уровня сформированности (на 5 % по базовым компетенциям, на 12% по профессиональным и на 7% по личностными) увеличение среднего и высокого уровня (на 2% и 4% по базовым компетенциям, на 5% и 7% по профессиональным, на 3% и 4% по личностным). Полученные результаты подтверждают, что изучение аддитивных технологий увеличивает интерес к дисциплине и к современным сквозным информационным технологиям в целом, поднимает мотивацию к обучению, увеличивает качество подготовки, влияет на самооценку своих возможностей в цифровых технологиях, стимулирует студентов к самообразованию и развитию познавательных, творческих и исследовательских навыков с помощью цифровой среды вуза и современного оборудования Кванториума.

Выводы. Аддитивные технологии - одно из важных высокотехнологичных направлений последних лет, которое позволяет вносить существенные изменения в образовательный процесс. Используя технологии ЗБ- печати при подготовке студентов, возрастает эффективность обучения, происходит развитие инженерного мышления, формируются новые, востребованные в будущем, практические навыки, которые позволяют по-новому взглянуть на привычные подходы и средства визуализации в рамках учебного процесса [5]. Рост мотивационного критерия говорит о том, что внедрение ЗБ-моделирования и ЗБ-прототипирования в образовательный процесс студентов педагогического вуза способствует повышению уровня их профессиональной подготовки, развивает креативное и инженерное мышление, более эффективно формирует сквозные цифровые компетенции у будущих специалистов, чем при традиционных формах обучения.

За ЗБ-печатью огромное будущее, поэтому чем раньше современные учебные программы будут выстраиваться с учетом внедрения ЗО-принтеров в процесс обучения, тем больше возможностей откроется перед страной и научным миром в целом.

Литература:

1. Ачкасова, О.Г. Модель формирования сквозных цифровых компетенций у студентов высшего образования непрофильных 1Т-направлений в процессе ДПО / О.Г. Ачкасова, В.П. Панасюк, А.Г. Широколобова, Ю.С. Ларионова // Вестник Мининского университета. - 2022. - № 2. - С. 4.

2. Ачкасова, О.Г. Основные принципы формирования сквозных цифровых компетенций у студентов в процессе освоения дополнительных профессиональных программ / О.Г. Ачкасова, В.П. Панасюк // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании: сб. статей 11-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 12 ноября 2021 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. -С. 620-629

3. Балунова, С.А. Формирование рефлексивных умений на компьютерной графике / С.А. Балунова, Г.В. Чернова // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства, сборник статей Межд. научно-практ. конф. НГПУ им. К. Минина. - 2017. - С. 74-79

4. Плотников, Д.М. Тренды развития сквозных технологий в образовании в контексте реализации цифровой экономики в России / Д.М. Плотников // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 1. - С. 17.

5. Пылаева, C.B. Применение технологии ЗБ-печати в учебном процессе / C.B. Пылаева. Е.В. Чубаркова // Новые информационные технологии в образовании и науке: материалы XI междунар. науч.-практ. конф. - «Рос. гос. проф.-пед. унт». Екатеринбург. - 2019. - С. 344.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1913-р «Стратегия развития аддитивных технологий в Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/acts/files/1202107160042.pdf (дата обращения: 14.09.2022)

7. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - № 2. - С. 4.

8. Чайкина, Ж.В. Трехмерное моделирование в SKETCHUP студентами педагогического вуза / Ж.В. Чайкина, С.А. Балунова//Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 71-3. - С. 109.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Чистоградова Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВОСПИТАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье освещается влияние современных мировых интеграционных процессов на систему образования, обсуждаются их сильные и слабые стороны. К наиболее сильным аспектам относятся появление мирового рынка образовательных услуг, интернационализация, информатизация и цифровизация образования, стандартизация образовательных и культурных систем, развитие международного образовательного сотрудничества и т.д. Слабыми сторонами являются деиндустриализация экономики, разрыв между развитыми и развивающимися странами, различные проблемы, связанные с дискриминацией, интолерантностью, деградацией окружающей среды, возникновением и распространением глобальных проблем. Актуализируется проблема формирования современной личности в поликультурных условиях нового мира. В статье уточнены понятия «поликультурная личность» и «интернациональное образовательное пространство». Описан и представлен практический материал, подтверждающий необходимость обсуждения данного феномена в образовательном дискурсе, а также подчеркивающий важность изменения ориентации образования на более глобальную перспективу. Представлены результаты работы со студентами в формате панельных дискуссий по теме глобальных проблем современного поликультурного общества, таких как интолерантность, дискриминация, ксенофобия, экстремизм, насилие и др. Сформулированы выводы о необходимости поликультурного воспитания молодежи в условиях современного космополитичного мира.

Ключевые слова: поликультурная личность, интеграционные процессы, интернациональное образовательное пространство.

Annotation. The article highlights the impact of modern world integration processes on the education system; discusses their strengths and weaknesses. The strongest aspects include the emergence of the world market of educational services, internationalization, informatization and digitalization of education, standardization of educational and cultural systems, development of international educational cooperation, etc.; weaknesses are discussed: the deindustrialization of the economy, the gap between developed and developing countries, various problems related to discrimination, intolerance, the emergence and spread of global issues. The problem of the formation of a modern personality in the multicultural conditions of the new world is actualized. Practical material is described and presented, confirming the need to discuss the concept of "multicultural personality" in educational discourse, as well as emphasizing the importance of changing the orientation of education to a more global perspective. The results of panel discussions with students on the global issues of modern multicultural society, such as intolerance, discrimination, xenophobia, extremism, etc. are presented. Conclusions are formulated about the need for multicultural education of young people in the conditions of the modern cosmopolitan world.

Key words: multicultural personality, integration processes, international educational space.

Введение. Под влиянием глобализации человечество интегрируется в единое целое - образуется новое поликультурное мировое общество, которому нужен человек, обладающий планетарным сознанием, гибкостью, знаниями, грамотно ориентирующийся в социокультурном многонациональном пространстве, способный легко адаптироваться к происходящим изменениям, обладающий развитым чувством эмпатии и толерантности. В современном обществе акцент смещается с "человека, который знает" на "человека, который подготовлен к жизни" [1, С. 52]. Поэтому вопрос о формировании личности «нового формата» является дискуссионным и представляет научный интерес для исследователей теории образования и практикующих педагогов.

Актуальность темы исследования заключается в необходимости повышения уровня осведомленности студентов о глобальных проблемах современного мира, с целью развития у них поликультурной компетености. Стихийные геополитические и социальные изменения требуют развития нового типа - "поликультурной личности", способной взаимодействовать с окружающими в условиях многокультурности и полиэтничности.

Изложение основного материала статьи. Анализируя современные интеграционные процессы в образовании, такие как интернационализация, гуманизация, цифровизация, диверсификация и др., мнения ученых разделяются насчет их влияния на воспитание новых поколений и трансформацию системы образования в целом. Чаще всего они расцениваются как неизбежное явление, имеющее позитивную направленность и перспективы. К положительным аспектам относятся:

• возникновение мирового рынка образовательных услуг, основным показателем развития которого является количество иностранных студентов в каждой стране;

• информатизация и цифровизация образования "формируют новый тип культуры современного общества - цифровую культуру, требующую модернизации и системы профессионального образования" [5, С. 22];

• стандартизация образовательных и культурных систем в связи с увеличением миграционных потоков и появлением нового поликультурного общества;

• развитие международного образовательного сотрудничества и т.д.

Несмотря на ряд положительных сторон интеграционных процессов в образовании, ученые выделяют негативные аспекты, к примеру, ряд ученых полагают, что интернационализация и универсализация ведут к разрушению национальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.