Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ДЕМОНСТРАЦИОННОГО) ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И 3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ» У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ДЕМОНСТРАЦИОННОГО) ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И 3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ» У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный (демонстрационный) экзамен / аддитивные технологии / промежуточная аттестация / профессиональные компетенции / professional (demonstration) exam / additive technologies / intermediate certification / professional competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.М. Чудинский, Н.А. Горбунов

В статье рассматривается организация и проведение профессионального (демонстрационного) экзамена у будущих учителей информатики по техническому разделу дисциплины «Аддитивные технологии и 3D-моделирование». Оценена возможность использования профессионального (демонстрационного) экзамена как формы проведения промежуточной аттестации студентов педагогического вуза. Авторами представлены организационные условия и оценочный компонент проведения профессионального (демонстрационного) экзамена по дисциплине «Аддитивные технологии и 3D-моделирование» для студентов педагогической направленности. Сформулированы выводы о возможности проведения объективной оценки сформированности предметных компетенций студентов – будущих учителей информатики, качества организации образовательного процесса и уровня освоения студентами знаний по дисциплинам предметной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р.М. Чудинский, Н.А. Горбунов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND CARRYING OUT OF A PROFESSIONAL (DEMONSTRATION) EXAM IN THE DISCIPLINE “ADDITIVE TECHNOLOGIES AND 3D MODELING” AMONG FUTURE COMPUTER SCIENCE TEACHERS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article discusses how to organize a professional (demonstration) exam for future computer science teachers in the technical section of the discipline “Additive technologies and 3D modeling.” The possibility of using a professional (demonstration) exam as a form of intermediate certification of students of a pedagogical university is evaluated. The authors present the organizational conditions and the evaluation component of the professional (demonstration) exam in the discipline “Additive technologies and 3D modeling” for students of pedagogical orientation. Conclusions are formulated about the possibility of conducting an objective assessment of the formation of subject competencies of students – future teachers of computer science, the quality of the organization of the educational process and the level of students’ mastering knowledge in the disciplines of subject training.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ДЕМОНСТРАЦИОННОГО) ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И 3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ» У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

5. Horoshevskaya I.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya beskonfliktnoj lichnosti obuchayuschegosya obscheobrazovatel'noj organizacii. Duhovno-nravstvennoe vospitanie: istoricheskie vyzovy i vybor cheloveka: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-obrazovatel'noj konferencii. Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj oblastnoj pedagogicheskij universitet, 2023: 251-259.

6. Shishkina O.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya pravovoj kul'tury podrostkov v sovremennoj sociokul'turnoj srede. Pedagog-professional v shkole buduschego: materialy VI Vserossijskoj molodezhnoj konferencii. 'Elista: Kalmyckij gosudarstvennyj universitet imeni B.B. Gorodovikova, 2023: 114-118.

7. Rozhkov M.I., Koval'chuk M.A. Profilaktika narkomanii upodrostkov: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr «Vlados», 2004.

8. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: Izdatel'stvo instituta psihoterapii, 2002.

9. Gienko L.N. Social'naya kompetentnost' podrostkov gruppy riska. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 1 (68): 102-103.

10. Gienko L.N. Realizaciya kompetentnostnojmodeli obrazovaniya sredstvamisocial'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Barnaul: AltGPU, 2016.

Статья поступила в редакцию 21.03.24

УДК 378.14

Chudinsky R.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: chudlnsky@mail.ru

Gorbunov N.A., teaching assistant, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: nikita246975@mail.ru

ORGANIZATION AND CARRYING OUT OF A PROFESSIONAL (DEMONSTRATION) EXAM IN THE DISCIPLINE "ADDITIVE TECHNOLOGIES AND 3D MODELING" AMONG FUTURE COMPUTER SCIENCE TEACHERS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article discusses how to organize a professional (demonstration) exam for future computer science teachers in the technical section of the discipline "Additive technologies and 3D modeling." The possibility of using a professional (demonstration) exam as a form of intermediate certification of students of a pedagogical university is evaluated. The authors present the organizational conditions and the evaluation component of the professional (demonstration) exam in the discipline "Additive technologies and 3D modeling" for students of pedagogical orientation. Conclusions are formulated about the possibility of conducting an objective assessment of the formation of subject competencies of students - future teachers of computer science, the quality of the organization of the educational process and the level of students' mastering knowledge in the disciplines of subject training.

Key words: professional (demonstration) exam, additive technologies, intermediate certification, professional competencies

Р.М. Чудинский, д-р пед. наук, доц., Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, E-mail: chudinsky@mail.ru

Н.А. Горбунов, асс, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, E-mail: nikita246975@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ДЕМОНСТРАЦИОННОГО) ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И З^МОДЕЛИРОВАНИЕ» У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается организация и проведение профессионального (демонстрационного) экзамена у будущих учителей информатики по техническому разделу дисциплины «Аддитивные технологии и 3D-моделирование». Оценена возможность использования профессионального (демонстрационного) экзамена как формы проведения промежуточной аттестации студентов педагогического вуза. Авторами представлены организационные условия и оценочный компонент проведения профессионального (демонстрационного) экзамена по дисциплине «Аддитивные технологии и 3D-моделирование» для студентов педагогической направленности. Сформулированы выводы о возможности проведения объективной оценки сформированности предметных компетенций студентов - будущих учителей информатики, качества организации образовательного процесса и уровня освоения студентами знаний по дисциплинам предметной подготовки.

Ключевые слова: профессиональный (демонстрационный) экзамен, аддитивные технологии, промежуточная аттестация, профессиональные компетенции

Совершенствование высшего педагогического образования является одним из приоритетных направлений развития российской системы образования. В настоящее время современное педагогическое образование получило ряд нововведений, влияющих как на организацию образовательного процесса, так и на способы определения промежуточных и итоговых результатов освоения образовательных программ по направлению «Педагогическое образование» в высших учебных заведениях.

В рамках федерального проекта «Современная школа» появление на базе вузов педагогических технопарков «Кванториум» позволило «обновить» программы подготовки будущих учителей с учётом появления в системе образования современных направлений, тесно связанных с современными технологиями инженерно-технической и цифровой направленности (аддитивные технологии, работа с VR/AR, Интернет вещей и т. д.) [1].

В целях обеспечения подготовки педагогов, у которых сформированы компетенции опережающей профессиональной подготовки, и создания современной интерактивной образовательной среды на базе образовательных организаций высшего педагогического образования возникли технопарки универсальных педагогических компетенций в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1889-р [2] в рамках государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российский Федерации» [3]. Появление технопарков универсальных педагогических компетенций продиктовано необходимостью создания единой образовательной среды, позволяющей готовить будущих и действующих педагогов применять в своей работе междисциплинарные знания, и получения студентами педагогических вузов опыта реализации междисциплинарных и метапредметных проектов, организации исследовательской работы и формирования функциональной грамотности студентов.

Для обеспечения внедрения единого подхода к структуре, содержанию практической, методической и предметной подготовки педагога и условиям её реализации в любом вузе страны программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» осуществляются в соответствии с «Ядром высшего педагогического образования», в котором определено 75% содержания

образовательных программ, и особый акцент сделан именно на практической подготовке бакалавров.

Утвержденная концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года определяет «совершенствование системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации в соответствии с национальными целями и задачами развития страны, современными направлениями научно-технического развития и с учётом актуальной исследовательской повестки в сфере образования, актуального контекста развития общего образования для формирования возможностей самореализации и развития талантов у детей и молодежи, личностного роста, поддержки образовательно-воспитательного потенциала семьи, вхождения Российской Федерации в число 10 лучших стран мира по качеству общего образования» [4, с. 6]. Особое внимание в концепции уделено «принципам открытости и независимости оценки качества подготовки педагогических кадров и эффективности реализации мероприятий концепции и обеспечения совместной деятельности образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, и социальных партнёров» [4, с. 6-7]. Одной из процедур независимой оценки качества подготовки педагогических кадров является проведение профессионального (демонстрационного) экзамена для обучающихся - будущих учителей в рамках практической подготовки и промежуточной аттестации по модулям (дисциплинам), практикам на основе «Ядра педагогического образования» и в рамках государственной итоговой аттестации выпускников педагогических вузов.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью организации и проведения профессионального (демонстрационного) экзамена у студентов -будущих учителей информатики не только по дисциплинам психолого-педагогического, педагогического и методического модулей, но и предметного модуля, обеспечивающих оценку уровня сформированности предметных компетенций будущих учителей.

Цель исследования - обосновать и разработать подходы к организации и проведению профессионального (демонстрационного) экзамена по дисциплине «Аддитивные технологии и 3D-моделирование» у будущих учителей информа-

тики в педагогическом вузе. Объектом исследования является организация и проведение профессионального (демонстрационного) экзамена по дисциплине «Аддитивные технологии и 3D-моделирование» у будущих учителей информатики в педагогическом вузе.

Задачами исследования являются:

- определение организационных условий профессионального (демонстрационного) экзамена по дисциплине «Аддитивные технологии и 3D-модели-рование» у будущих учителей информатики в педагогическом вузе;

- определение оценочного компонента профессионального (демонстрационного) экзамена по дисциплине «Аддитивные технологии и 3D-моделирова-ние» у будущих учителей информатики в педагогическом вузе;

- апробация организации и проведения профессионального (демонстрационного) экзамена по дисциплине «Аддитивные технологии и 3D-моделирова-ние» у будущих учителей информатики в педагогическом вузе.

Научная новизна заключается в определении возможности применения профессионального (демонстрационного) экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов педагогического вуза по дисциплинам/модулям предметной подготовки.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении объективной оценки сформированное™ профессиональных компетенций будущих учителей информатики за счет применения профессионального (демонстрационного) экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов по дисциплинам/модулям предметной подготовки.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения результатов исследования для объективной оценки профессиональных компетенций будущих учителей информатики, организации профессионального (демонстрационного) экзамена для дисциплин и модулей предметной подготовки будущих учителей информатики в педагогическому вузе.

Методами исследования являлись опытно-экспериментальная работа, экспертные оценки.

Для проведения исследования была определена дисциплина «Аддитивные технологии и 3D-моделирования» у бакалавров 2 и 3 курса, профили «Информатика», «Дополнительное образование», а промежуточная аттестация была осуществлена в формате профессионального (демонстрационного) экзамена. В эксперименте принимали участие 16 студентов из двух групп.

Подобная форма аттестации уже присутствует в педагогическом образовании, кроме того, ранее в схожем формате демонстрационные экзамены появились в среднем профессиональном образовании в качестве форм итоговой аттестации обучающихся. Однако в высшем педагогическом образовании профессиональный (демонстрационный) экзамен до настоящего момента использовался как форма организации промежуточной и итоговой аттестации только для дисциплин педагогической и методической направленности. В свою очередь, дисциплина «Аддитивные технологии и 3D-моделирование» изучается бакалаврами направления «Педагогическое образование» в течение одного семестра отдельно как техническая дисциплина, а следующий семестр посвящен специфике преподавания аддитивных технологий в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования детей. Соответственно, профессиональный (демонстрационный) экзамен необходимо организовать дважды: для оценки сформированности предметных (технических) и методических компетенций. Данная статья посвящена организации и проведению профессионального (демонстрационного) экзамена по дисциплине «Аддитивные технологии и 3D-мо-делирование по оценке сформированности предметных (технических) компетенций» будущих учителей информатики.

«Аддитивные технологии - это совокупность принципов, методов и средств создания трёхмерного объекта путём его послойного построения в рабочей области установки для аддитивного производства» [5, с. 6]. Дисциплина «Аддитивные технологии и 3D-моделирование» посвящена на первом этапе (первый семестр) формированию навыков работы с 3D-принтерами FFF/FDM типа и работы в системах автоматизированного проектирования (далее - САПР) для создания ЗО-моделей и дальнейшей печати.

Ри с.1.Макетготового изделия «Суппорттормозной»

Задание для демонстрационного экзамена составлялось в формате, приближенном к чемпионату, проводимому Всероссийским чемпионатным движением по профессиональному мастерству «Профессионалы», компетенция 45. Изготовление прототипов (аддитивное производство). Общее время выполнения задания составляет 6 часов. Для получения возможности использовать функционал 3D-принтеров дольше задание выполнялось в течение двух дней (по 3 часа соответственно) с максимальным временем на печать 27 часов. Задание профессионального экзамена было распределено на 5 модулей, совокупность которых позволяет оценить общий уровень сформированности профессиональных компетенций студента в контексте конкретной дисциплины.

Формулировка задания экзамена звучала следующим образом: «По выданным заданиям участникам необходимо изготовить прототип изделия «Суппорт тормозной»» (рис. 1).

Модуль 1. Подготовка оборудования (30 минут). Для успешного выполнения задания предлагается проверить исправность и произвести калибровку (при необходимости) 3D-принтера Picaso Designer Classic. Для этого можно воспользоваться любым калибровочным шаблоном. Также подготовьте папку («Фамилия»_Про-тотип суппорта) с работами экзаменуемого в разделе «Документы». Организуйте правильное хранение файлов по конкурсным дням. 3D-принтеры могут работать в течение рабочего времени, времени перерывов и 21 часа после работы первого дня, во второй день экзамена печать после окончания работы запрещена.

Чертежи, электронные модели в системе трехмерного проектирования Компас^ проектируются в масштабе 1:1. Также при печати необходимо учитывать усадку пластиков и расстояние между соединяемыми поверхностями.

Модуль 2. Реверсивный инжиниринг (60 минут). Разработка твердотельных трехмерных моделей деталей проекта по предоставленным файлам в формате*. STL.

Выполнить в CAD электронную модель ДЭ.2023.ИД.111 Сторона суппорта по детали в формате*^ТЬ

Выполнить в CAD электронную модель ДЭ.2023.ИД.002 Тормоз по детали в формате*^ТЦ затем распечатать её.

Обязательным условием при оценивании модуля, является наличие дерева построения полученных моделей. Сдаются полученные твердотельные модели в формате CAD системы (*.m3d и STEP).

Электронные модели и чертежи сдаются и проверяются экспертами в конце первого соревновательного дня.

Модуль 3. Изготовление деталей прототипа по чертежам (90 минут). Участникам предлагается смоделировать по чертежам детали для тормозного суппорта. Некоторые детали по выданным чертежам и выданным step-файлам необходимо напечатать на 3D-принтере с учетом времени на печать.

Необходимо смоделировать:

- ДЭ.2023.ИД.004 Подставка;

- ДЭ.2023.ИД.001 Колодка Тормозная;

- ДЭ.2023.ИД.010 Поршень;

- ДЭ.2023.ИД.008 Прокладка.

Напечатать модели из PLA-пластика:

- ДЭ.2023.ИД.111 Сторона суппорта (разрешена печать файла ДЭ.2023. ИД.000 Сторона суппорта, но за это действие предусмотрено меньшее количество баллов);

- ДЭ.2023.ИД.005 Пластина - 6 штук;

- ДЭ.2023.ИД.006 Держатель колодки.

Обязательным условием при оценивании модуля является наличие дерева построения созданных в CAD моделей. Сдаются 3D-модели на проверку в формате CAD (*.m3d, *.a3d и STEP).

Для проверки подготовленных на печать деталей предоставляются g-code (.*PolygonTaskFile) с параметрами.

Электронные модели, g-code, сдаются на проверку. Распечатанные детали проверяются в конце второго дня.

Модуль 4. Выполнение чертежей (90 минут). Для моделей: ДЭ.2023.ИД.002 Тормоз и ДЭ.2023.ИД.000 Сторона суппорта выполните чертежи, для этого необходимо:

- создать чертеж. Чертёж выполнить на листе А4/А3;

- грамотно подобрать масштаб главному и проекционным видам;

- вставить пространственный вид;

- проставить размеры и заполнить основную надпись;

- при необходимости, использовать разрезы и сечения;

- чертежи сохранить в формате CAD (*.cdw) и PDF;

Чертежи для оценивания предоставляются в формате PDF.

Модуль 5. Постобработка и сборка прототипа изделия (90 минут). Обработать детали и подготовить их к сборке. Изделие не должно иметь после обработки фрагментов поддержки и других побочных элементов, не относящихся к геометрии 3D-модели прототипа (следы клея, повреждения от инструмента, силиконовая смазка в местах, где она не используется).

Доработка происходит с помощью ручного инструмента в присутствии эксперта на специально отведённом месте либо других инструментов, которые участники могут принести с собой (согласно тулбоксу). Работа без средств личной безопасности с режущим инструментом запрещена. Использование инструментов допускается при соблюдении техники безопасности.

1. Выполнить физическую сборку «Суппорт тормозной» из напечатанных моделей.

2. Выполнить электронную сборку изделия. Для итоговой сборки (со всеми изменениями в конструкцию) подготовить рендер:

- свободный ракурс - 2 шт.;

- изделие в разрезе - 1 шт.

3. Для итоговой сборки следует выполнить сборочный чертёж и спецификацию. Сборочный чертёж обязательно должен включать простановку позиций и габаритные размеры изделия.

Также необходимо подготовить разнесение компонентов.

Критерии оценивания модулей были сформулированы аналогично критериям оценивания отечественных и всемирных чемпионатов компетенций, где каждое корректное действие, выполненное в соответствии с заданием, оценивается отдельно, а также отсутствуют субъективные критерии. Максимальный балл, получаемый при полном выполнении задания, равнялся 51,2 баллам, а разделением по модулям было осуществлено следующим образом:

Модуль 1 - 9,50 баллов;

Модуль 2 - 7,10 баллов;

Модуль 3 - 16,00 баллов;

Модуль 4 - 7,90 баллов;

Модуль 5 - 10,70 баллов.

Во время проведения испытания студентам предоставлялось индивидуальное рабочее место, ноутбук с установленной системой трехмерного проектирования Компас^, 3D-принтер Picaso Designer Classic, площадь каждого рабочего места суммарно составляла 3,5 кв. м. Для объективности оценивания все студенты, участвовавшие в испытании, получили индивидуальный шифр. Таким образом, экспертная комиссия, состоящая из региональных экспертов соответствующих чемпионатов, не знала, кого конкретно они оценивают в данный момент.

Перед началом мероприятия участникам было объявлено, что для подтверждения сформированности компетенций в области 3D-моделирования в САПР и применения аддитивных технологий им необходимо корректно выполнить более 40% заданий из всех пяти модулей.

Техническое задание испытания было разделено на 5 модулей. Листы для оценивания студенческих работ аналогичным образом разделились на 5 модулей, каждый из которых был направлен на оценку усвоения одного, конкретного раздела дисциплины. Результаты были получены путём сложения оценок по критериям каждого модуля, общее количество которых составило 105 критериев. Результаты оценивания представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты оценивания профессионального (демонстрационного) экзамена по дисциплине «Аддитивные технологии и 3Р-моделирование»

ШИФР Балл за демонстрационный экзамен ШИФР Балл за демонстрационный экзамен

ИД.4.1 19,60 ИД.3.1 11,15

ИД.4.2 09,40 ИД.3.2 16,60

ИД.4.3 25,40 ИД.3.3 29,25

ИД.4.4 43,00 ИД.3.4 29,75

ИД.4.5 21,20 ИД.3.5 29,45

ИД.4.6 19,40 ИД.3.6 20,90

ИД.4.7 30,05 ИД.3.7 19,30

ИД.3.8 09,10 ИД.3.9 21,00

По итогам оценки работ студентов комиссия определила следующие результаты: только 9 студентов (56,25% испытуемых) преодолели порог в 40% выполненных заданий, ещё 3 участника эксперимента оказались близки к прохождению порога (18,75% испытуемых) и 4 участника (25% испытуемых) продемонстрировали отсутствие сформированных компетенций по дисциплине.

Проведенный анализ и сравнение результатов каждого модуля друг с другом позволили оценить общий уровень сформированности компетенций по соответствующим разделам дисциплины.

1. Модуль 1, посвящённый предварительным, пуско-наладочным работам с оборудованием, ожидаемо оказался одним из самых результативных, средний результат его выполнения составил 44,42%. Кроме того, процент выполнения модуля мог быть значительно выше, если бы большинство студентов не проигнорировали ту часть задания модуля, которая связана с печатью и анализом калибровочных шаблонов. Пуско-наладочные работы 3D-принтера - одна из первых

Библиографический список

1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.

3.

тем практических занятий дисциплины, а значит, дальнейшее изучение дисциплины затрудняется без полного понимания специфики и функционала 3D-принтера. В условиях того, что в процессе проведения экзамена использовалось тоже оборудование, что и на занятиях, студенты не посчитали нужным проверять технические особенности оборудования в работе. Но из-за того, что это действие было одним из элементов задания, критерии, связанные с оценкой калибровочных шаблонов, оказались обнулены у подавляющего большинства участников экзамена. Таким образом, большинство баллов, не полученных участниками экзамена, связаны не с отсутствием технических компетенций, а с игнорированием некоторых элементов задания модуля. Допускаем, что это связано с серьёзным ограничением времени выполнения модуля, однако в данном случае основной ошибкой студентов можно считать принятие решений, основанных лишь на личном опыте. Следует отметить, что только в модуле 1 присутствуют индивидуальные результаты студентов (двое испытуемых), равные максимальному результату модуля.

2. Модуль 2, направленный на оценку знаний и умений в области обратного проектирования (реверсивный инжиниринг), оказался самым нерезультативным среди всех модулей экзамена. Средний результат модуля составил 21,27%. Предполагаемыми причинами такого низкого результата могут быть недостаточное количество часов, выделенных на изучение данного раздела в рамках дисциплины, нехватка времени экзамена для выполнения данной работы. Вместе с тем в процессе освоения дисциплины «Аддитивные технологии и 3D-модели-рование» студентам предлагались аналогичные по уровню сложности задания, время на выполнение которых было значительно меньше. По нашему мнению, низкий результат модуля определила специфика задания, которая заключалась в отсутствии графической информации и необходимости самостоятельно предполагать и определять последовательность построения объекта. Иными словами, студентам оказалось гораздо проще строить объекты «с нуля», используя данные технической документации», нежели работать с существующим объектом и самостоятельно определять операции, необходимые для его создания.

3. Модуль 3, посвящённый проектированию твёрдых тел и печати элементов конструкции, ожидаемо оказался наиболее результативным, со средним результатом студентов 54,9%, обусловленный тем, что проектированию и печати уделяется наибольшее количество времени практических занятий данной дисциплины. Разница полученных баллов определена лишь уровнем сформированно-сти у студентов умений проектирования и печати трёхмерных тел.

4. Результаты по Модулю 4 - 34,7% - не продемонстрировали серьёзных достижений студентов в области оформления технической документации. Схожий результат ожидался организаторами экзамена в силу того, что работа с технической документацией представляет собой объёмный и технически сложный раздел дисциплины, для которого нет необходимого времени на освоение. По нашему мнению, для наиболее полного формирования предметных компетенций в рамках дисциплины «Аддитивные технологии и 3D-моделирование» необходимо внедрение предшествующих дисциплин, связанных с технической графикой (к примеру, «Техническая графика»). В рамках подобных дисциплин студенты получили бы возможность более подробно изучить начертательную геометрию, техническую и компьютерную графику.

5. Модуль 5 был посвящён постобработке и сборке изделия. По сравнению с результатами других модулей средний результат студентов по этому модулю составляет 45,89%. Несмотря на преодоление порога, главным образом этот результат обусловлен получением участниками основной массы баллов за сборку именно цифровой версии прототипа. В свою очередь, сборка физического исполнения прототипа не принесла большинству участников хороших результатов, поскольку игнорирование части заданий Модуля 1 привело к некоторым дефектам печати, что, в свою очередь, усложнило сборку прототипа.

Таким образом, несмотря на непривычные для студентов организацию и проведение промежуточной аттестации по дисциплине предметной подготовки, формат профессионального (демонстрационного) экзамена позволяет преподавателю получать объективную оценку сформированности компетенций студентов, качества организации образовательного процесса по дисциплине и уровня усвоения студентами учебного материала, а студентам осуществлять, в том числе, самооценку собственных предметных компетенций по дисциплине и рефлексию результатов своей учебно-профессиональной деятельности. Независимая оценка позволила не только оценить уровень сформированности предметных компетенций студентов, но и скорректировать подходы к преподаванию дисциплины «Аддитивные технологии и 3D-моделирование», а также перераспределить время на освоение тех или иных ее модулей студентами.

Апробированные организационные условия и оценочный компонент могут быть использованы в практике работы образовательных организаций высшего педагогического образования в рамках промежуточной аттестации студентов при организации и проведении профессионального (демонстрационного) экзамена по другим дисциплинам предметной подготовки будущих учителей информатики.

Паспорт национального проекта. Национальный проект «Образование». Available at: https://edu.gov.ru/application/frontend/skin/default/assets/-data/-national_project/ main/Паспорт_национального_проекта_Образование.pdf

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2021 г № 1889-р. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202107130013 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (с изменениями на 22 октября 2021 г). Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 377. Available at: https://docs.cntd.ru/document/554102822

4. Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г № 1688-р. Available at: http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf

5. Чудинский РМ., Горбунов Н.А. Роль и место аддитивных технологий в образовательном процессе. Современные проблемы науки и образования. 2022; № 5: 26-34.

References

1. Pasport nacional'nogo proekta. Nacional'nyj proekt«Obrazovanie». Available at: https://edu.gov.ru/application/frontend/skin/default/assets/-data/-national_project/main/Pasport_ nacionarnogo_proekta_Obrazovanie.pdf

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RossijskojFederacii ot 10 iyulya 2021 g № 1889-r. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202107130013

3. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Nauchno-tehnologicheskoe razvitie Rossijskoj Federacii» (s izmeneniyami na 22 oktyabrya 2021 g.). Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 marta 2019 goda № 377. Available at: https://docs.cntd.ru/document/554102822

4. Ob utverzhdenii Koncepciipodgotovkipedagogicheskih kadrov dlya sistemy obrazovaniya na period do 2030 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24 iyunya 2022 g. № 1688-r. Available at: http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf

5. Chudinskij R.M., Gorbunov N.A. Rol' i mesto additivnyh tehnologij v obrazovatel'nom processe. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2022; № 5: 26-34.

Статья поступила в редакцию 11.04.24

УДК 378

Shalina D.E., student, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: dariashhalina@gmail.com Tsobor N.K., student, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: nadya.tss7@gmail.com Nitsakova I.V., student, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: initsakova@mail.ru Zhukova T.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), National Research Institute "MISIS" (Moscow, Russia), E-mail: tatianazhu@mail.ru

Dronova S.Yu., Cand. of Sciences (Political Sciences), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: sydronova@fa.ru

TRENDS ON THE DEVELOPMENT OF POLYCULTURAL EDUCATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS. In a rapidly changing world where cultural diversity is a key aspect of social life, understanding and respecting different cultural contexts becomes an integral part of education. This study examines the main directions of development of polycultural education, among which the authors of the article highlight the following: polycultural education in conditions of increasing migration processes; polycultural education in conditions of increasing multilingualism; polycultural education in the context of the development of globalization processes; polycultural education and COVID-19; digitalization of polycultural education. The authors of the article emphasize the dynamic and continuous nature of the development of polycultural education. The study of the areas outlined above allows to take a holistic approach to the problem of implementing polycultural education in educational institutions, to identify prospects for the development of polycultural education, which is based on the model of the development of polycultural education. Key words: polycultural education, directions of development, migration processes, multilingualism, globalization, digitalization

Д.Е. Шалина, студентка, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: dariashhalina@gmail.com

Н.К. Цобор, студентка, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: nadya.tss7@gmail.com

И.В. Ницакова, студентка, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: initsakova@mail.ru

Т.А. Жукова, д-р пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Национальный исследовательский

институт «МИСИС», г. Москва, E-mail: tatianazhu@mail.ru

С.Ю. Дронова, канд. полит. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: sydronova@fa.ru

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В условиях быстроменяющегося мира, где культурное многообразие является одним из ключевых аспектов общественной жизни, понимание и уважение различных культурных контекстов становятся неотъемлемой частью образования. В настоящем исследовании рассматриваются основные направления развития поликультурного образования, среди которых авторы статьи выделяют следующие: поликультурное образование в условиях усиления миграционных процессов; поликультурное образование в условиях усиления полиязычия; поликультурное образование в условиях развития глобализационных процессов; поликультурное образование в условиях пандемии COVID-19; поликультурное образование в условиях цифровизации общества. Авторами статьи подчеркивается динамичный и непрерывный характер развития поликультурного образования. Исследование обозначенных выше направлений позволяет целостно подходить к проблеме реализации поликультурного образования в образовательных учреждениях, выявлять перспективы развития поликультурного образования, одной из которых является проектирование модели развития поликультурного образования.

Ключевые слова: поликультурное образование, направления развития, миграционные процессы, полиязычие, глобализация, цифровизации

Статья выполнена в рамках МКТСК № 15 «Поворот России на Восток: новые вызовы и возможности поликультурного образования» на кафедре иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ

Современный мир, охваченный глобализацией, культурным плюрализмом, требует особого внимания к созданию новых условий для развития поликультурного образования. Динамичность и непрерывность обозначенных процессов, несомненно, подчеркивает важность выявления направлений развития поликультурного образования. Это определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования - разработать модель развития поликультурного образования в образовательных учреждениях.

Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач: анализ теоретической литературы с целью изучения сложившихся направлений развития поликультурного образования; обоснование значимости проектирования модели развития поликультурного образования в образовательных учреждениях с учетом обозначенных направлений.

В качестве основного метода исследования был использован анализ научной литературы по обозначенной теме.

Научная новизна определяется проектированием модели развития поликультурного образования с учетом обозначенных направлений.

Теоретическая значимость заключается в расширении представлений о направлениях развития поликультурного образования.

Практическая значимость: предложенная модель может быть использована в процессе дальнейшего развития поликультурного образования в рамках обозначенных направлений.

Во всем мире проблемы, связанные с поликультурным образованием, всегда привлекали внимание, так как они затрагивают вопросы экономического и социального приоритета, гражданского равенства и т. д.

На данный момент нет универсального определения поликультурного образования, что обусловлено разнообразием трактовок понятия «культура», «культурное разнообразие». Анализ многочисленных исследований по данной проблематике позволяет выделить несколько видений данного понятия. Остановимся более подробно. Так, в исследованиях зарубежных ученых поликультурное образование рассматривается как идея, концепция, философия, основанная на выявлении ценности этнического и культурного многообразия для членов общества и предлагающая варианты удовлетворения образовательных потребностей обучающихся из разных этнических и культурных групп (РЛ. Гарсиа, К.А. Грант, А. Фрайзир, Б. Парех, Ж. Гэй, Б.Р Барбер). Вместе с тем это и реформаторское движение, которое предлагает пересмотр содержания и ценностей образования для отражения поликультурности любого социума (ГП. Баптист, К.И. Беннет, Д.М. Голник, Ф.К. Чинн, К.Е. Слитер, П.Л. Макларен, и др.). Поликультурное об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.