Научная статья на тему 'ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демонстрационный экзамен / педагогический вуз / компетентностный подход / комплексное оценочное средство / предметно-методический кейс / критерии оценки / demonstration exam / pedagogical university / competence approach / integrated assessment tool / subject and methodical case / assessment criteria

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.В. Воронушкина

Демонстрационный экзамен рассматривается как новая активная форма аттестации обучающихся в системе высшего педагогического образования, соответствующая компетентностной парадигме современного университета и способствующая усилению практикоориентированности образовательного процесса, а также повышению уровня предметно-методической компетентности выпускников. Автором определена специфика оценочных средств демонстрационного экзамена для будущих преподавателей иностранного языка. В рамках теоретического обобщения осуществлен комплексный количественный и качественный анализ результатов апробации демонстрационного экзамена для студентов профиля «Иностранный язык» (на примере Алтайского государственного педагогического университета). В практико-ориентированной модели высшего педагогического образования именно демонстрационный экзамен становится результативным средством итогового контроля формирования профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMONSTRATION EXAMINATION IN TRAINING A FUTURE TEACHER OF A FOREIGN LANGUAGE

A demonstration examination is considered a new active form of assessment learners in the system of higher pedagogical education which complies with the competence-based paradigm of a modern university and contributes to strengthening the practice-oriented component of the educational process, as well as increasing the level of subject and methodological competence of graduates. The author has determined the specifics of assessment tools of the demonstration exam for future teachers of a foreign language. Within theoretical generalization there has been conducted an integrated quantitative and qualitative review of the testing results of the demonstration exam for students of educational program specialization “A Foreign Language”. In the practice-oriented model of higher pedagogical education, it is the demonstration exam that becomes an effective means of final monitoring of the professional competence formation.

Текст научной работы на тему «ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

На обобщающем этапе ставились такие задачи, как выявление уровня сформированности основных компонентов учебной деятельности учащихся, определение уровня актуального развития. На данном этапе проводится заключительное тестирование и анкетирование, обработка и анализ контрольных данных.

Технологический компонент раскрывает методические основы реализации данной модели в образовательной деятельности средней школы. Основными технологиями, способствующими развитию грамматической компетенции школьников с учетом их индивидуально-психологических особенностей, являются следующие: технология проблемного обучения, поисково-исследовательская технология, технология организации самостоятельной работы, технология уровневой дифференциации, игровые технологии. В основе данных технологий лежит идея о том, что учащийся является активным участником учебно-познавательного процесса. Обучение должно строиться таким образом, чтобы учащийся самостоятельно добывал необходимые ему знания, навыки и умения в ходе решения определенной проблемы.

Библиографический список

Демонстрационный (профессиональный) экзамен согласно «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» признан как современная технология оценки качества профессиональной подготовки педагогических кадров. Данный посыл предполагает постановку новых задач перед профессиональным сообществом, поскольку механизмы демонстрационного экзамена до настоящего время фактически не использовались в

Результативный компонент модели предполагает повышение уровня сфор-мированности иноязычной грамматической компетенции учащихся основной школы.

Таким образом, проблема развития грамматической компетенции учащихся основной школы с учетом их психологических особенностей все еще остается актуальной. Решение данного вопроса во многом зависит от условий реализации предложенной модели. Практика показывает, что успешность развития иноязычной грамматической компетенции учащихся напрямую зависит от адекватно подобранного комплекса приемов и упражнений, разработанных с учетом психологических особенностей учащихся.

Использование представленной модели обучения обеспечит не только развитие грамматической компетенции учащихся основной школы, но и создаст условия для их комплексного развития. Перспектива дальнейших исследований связана с организацией обучения школьников иноязычной грамматике с учетом их психологических особенностей, что позволит повысить уровень сформированности иноязычной грамматической компетенции.

1123

системе высшего педагогического образования. Для его внедрения в программы подготовки перед вузами встал вопрос о разработке нормативных документов и методических материалов для формирования комплексной системы оценивания результатов обучающихся.

Опыт внедрения демонстрационного экзамена в образовательное пространство педагогического вуза и результаты его реализации нашли свое от-

1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. Москва: Педагогический поиск, 2013.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Москва: Академия, 2004.

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва: Просвещение, 1991.

4. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. Москва: Наука, 2004.

5. Мильруд РП. Компетентность в изучении языка. Иностранные языки в школе. 2004 б; № 7: 30-36.

6. Солсо РЛ. Когнитивная психология. Москва: Тривола,1996.

References

1. Konarzhevskij Yu.A. Analiz uroka. Moskva: Pedagogicheskij poisk, 2013.

2. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika imetodika. Moskva: Akademiya, 2004.

3. Zimnyaya I.A. Psihologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole. Moskva: Prosveschenie, 1991.

4. Teplov B.M. Trudy popsihofiziologiiindividual'nyh razlichij. Moskva: Nauka, 2004.

5. Mil'rud R.P. Kompetentnost' v izuchenii yazyka. Inostrannyeyazyki v shkole. 2004 b; № 7: 30-36.

6. Solso R.L. Kognitivnaya psihologiya. Moskva: Trivola,1996.

Статья поступила в редакцию 26.

УДК 378.637

Voronushkina O.V., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Head of Foreign Languages Department, Linguistic Institute,

Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: o.voronushkina@mail.ru

DEMONSTRATION EXAMINATION IN TRAINING A FUTURE TEACHER OF A FOREIGN LANGUAGE. A demonstration examination is considered a new active form of assessment learners in the system of higher pedagogical education which complies with the competence-based paradigm of a modern university and contributes to strengthening the practice-oriented component of the educational process, as well as increasing the level of subject and methodological competence of graduates. The author has determined the specifics of assessment tools of the demonstration exam for future teachers of a foreign language. Within theoretical generalization there has been conducted an integrated quantitative and qualitative review of the testing results of the demonstration exam for students of educational program specialization "A Foreign Language". In the practice-oriented model of higher pedagogical education, it is the demonstration exam that becomes an effective means of final monitoring of the professional competence formation.

Key words: demonstration exam, pedagogical university, competence approach, integrated assessment tool, subject and methodical case, assessment criteria

О.В. Воронушкина, канд. филол. наук, доц., зав. каф. иностранных языков, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,

E-mail: o.voronushkina@mail.ru

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Демонстрационный экзамен рассматривается как новая активная форма аттестации обучающихся в системе высшего педагогического образования, соответствующая компетентностной парадигме современного университета и способствующая усилению практикоориентированности образовательного процесса, а также повышению уровня предметно-методической компетентности выпускников. Автором определена специфика оценочных средств демонстрационного экзамена для будущих преподавателей иностранного языка. В рамках теоретического обобщения осуществлен комплексный количественный и качественный анализ результатов апробации демонстрационного экзамена для студентов профиля «Иностранный язык» (на примере Алтайского государственного педагогического университета). В практико-ориентированной модели высшего педагогического образования именно демонстрационный экзамен становится результативным средством итогового контроля формирования профессиональных компетенций.

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, педагогический вуз, компетентностный подход, комплексное оценочное средство, предметно-методический кейс, критерии оценки

Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения РФ от 02.06.2023 г. № 073-00015-23-04 по теме «Экспертиза предметно-методических кейсов для проведения демонстрационного экзамена в процессе подготовки учителя»

ражение в работах научно-педагогических работников многих университетов: Ю.И. Богатыревой, С.П. Волохова, О.В. Воронушкиной, Л.А. Каировой, О.В. Козиной, Т.В. Макеевой, М.Д. Находкиной, Л.И. Сигитовой, Л.Д. Ситниковой, Е.Н. Семенчиной, Б.Е. Стариченко и других.

С каждым годом все больше и больше профилей подготовки вовлекается в реализацию демонстрационного экзамена, что находит свое отражение в публикациях, освещающих их специфику. Первый опыт апробации данной модели аттестации в рамках работы федеральной инновационной площадки «Демонстрационный экзамен в системе подготовки педагогических кадров» (2021-2022) на базе Алтайского государственного педагогического университета был описан на материале работы с языковыми профилями подготовки [1].

Е.Н. Семенчина и О.В. Воронушкина представили свой первый опыт внедрения демонстрационного экзамена по английскому языку, варианты кейсов государственного экзамена для выпускников профилей «Начальное образование и Иностранный язык», «История и Иностранный язык» [2]. Авторы приводят подробное описание каждого этапа подготовки педагогического проекта, дают примеры практических заданий, ориентированных на совершенствование коммуникативной и методической компетенций и развитие рефлексивного опыта у будущих учителей иностранного языка.

Вопросы эффективной подготовки к демонстрационному экзамену студентов языковых профилей рассматривает также О.В. Козина. Автор подчеркивает, что применение кейс-метода способствует активизации и практикоориентирован-ности процесса обучения, интерактивности и конкретизации полученных знаний, умений и владений будущих специалистов. На основе практических примеров автор раскрывает потенциал кейс-метода как инструмента формирования и диагностики аналитических способностей, речевых умений в профессионально ориентированной иноязычной коммуникации [3].

Открытие в 2023 году во всех педагогических вузах нашей страны Центров проведения демонстрационного экзамена (ЦПДЭ), а также расширение спектра возможных видов аттестации в формате ДЭ поставили перед вузами новые задачи не только по освоению нового образовательного пространства, но и по научно-методическому и нормативно-правовому сопровождению.

Согласно Методическим рекомендациям, представленным Министерством просвещения РФ пока на правах рукописи, демонстрационный (профессиональный) экзамен - это процедура независимой оценки, направленная на оценивание готовности обучающегося, выпускника, работника образовательной организации к профессиональной деятельности (уровня сформированности компетенций), проводимая в условиях, приближенных к профессиональной деятельности с участием независимых экспертов (представителей работодателя).

Для того чтобы демонстрационный экзамен обеспечивал максимальную объективность оценки качества подготовки педагогов путем привлечения к оцениванию представителей от организаций-работодателей и предоставлял выпускникам возможность продемонстрировать их реальные профессиональные способности, прежде всего необходимо определить соответствующее содержание комплексных оценочных средств и разработать технологию экспертной оценки в соответствии с требованиями профессионального стандарта, образовательных стандартов подготовки педагогических кадров.

Актуальность представленной работы связана с тем, что содержание комплексных оценочных средств демонстрационного экзамена как формы промежуточной и итоговой аттестации, предусмотренных учебным планом, обусловлено, прежде всего, профилем подготовки, спецификой профессиональной деятельности будущего педагога.

Таким образом, цель работы - определение специфики демонстрационного экзамена как формы аттестации для обучающихся языковых профилей подготовки, будущих преподавателей иностранного языка. Актуальным видится также решение следующих задач: определить содержание заданий демонстрационного экзамена для обучающихся с языковым профилем подготовки и уточнить критерии оценивания результатов демонстрационного экзамена для будущего учителя иностранного языка, исходя из специфики его профессиональной деятельности.

Научная новизна заключается в обосновании специфики содержания заданий демонстрационного экзамена как формы аттестации для обучающихся языковых профилей подготовки и критериев оценивания результатов его выполнения будущими преподавателями иностранного языка.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что представленные результаты работы имеют полную степень готовности к применению в системе подготовки педагогических кадров с целью обновления содержания экзаменационных материалов для обучающихся вузов по профилю «Иностранный язык».

В основе решения обозначенных задач лежит компетентностный подход, содержательные векторы которого акцентируют практико-ориентированную направленность такой формы аттестации, как демонстрационный экзамен. Реализация компетентностного подхода в высшей школе предусматривает (согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования) использование в учебном процессе активных, в том числе интерактивных, форм контроля, которые позволяют актуализировать познавательные процессы, усиливать обратную связь и корректировать образовательный процесс. Обязательным условием приобретения обучающимся компетентности как результата

профессионального образования является его активная (субъектная) позиция в учебном процессе, в том числе и при реализации различных видов контроля. Демонстрационный экзамен представляет собой активную форму проведения аттестации обучающихся, элемент компетентностно ориентированного профессионального педагогического образования с ориентацией процесса подготовки на получение конкретных результатов решения педагогических задач.

На сегодняшний день демонстрационный экзамен прочно закрепляет свои позиции в образовательных программах высшего педагогического образования и может проводиться по следующим видам аттестации: 1) промежуточной аттестации по дисциплине или модулю; 2) промежуточной аттестации по практике (преимущественно производственной); 3) государственной итоговой аттестации (ГИА): в рамках защиты практической части выпускной квалификационной работы / проекта (ВКР); 4) государственной итоговой аттестации: государственный экзамен (ГЭ). Следует отметить, что на данном этапе своего развития демонстрационный экзамен является альтернативой традиционным зачетам и экзаменам и позволяет студентам использовать подготовленные материалы в качестве готового педагогического проекта по одной из тем школьной программы или дополнительного материала и совершенствовать свою деятельность и профессиональные компетенции.

В рамках иноязычной подготовки демонстрационный экзамен реализуется, прежде всего, как форма промежуточной аттестации по дисциплинам «Методика обучения иностранному языку», «Особенности раннего обучения иностранным языкам», по педагогической практике и как форма междисциплинарного государственного экзамена, охватывающего содержание как методических, так и практических, собственно языковых дисциплин. Необходимо подчеркнуть, что демонстрационный экзамен как форма промежуточной аттестации позволяет идентифицировать и нивелировать дефициты как общепрофессиональной, так и методической готовности будущих педагогов, а также воспитывать готовность к эффективной профессиональной деятельности как в стандартных, так и в нестандартных условиях.

Государственный экзамен для направления 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Иностранный язык и Иностранный язык, История и Иностранный язык, Начальное образование и Иностранный язык и т. д. проводится в рамках второго профиля подготовки обучающихся, и выполнение его заданий должно быть направлено не только на демонстрацию общепрофессиональных компетенций, но и на презентацию своей иноязычной коммуникативной компетенции. Демонстрационный экзамен в этом случае должен исключать педагогические ситуации с недостаточной представленностью собственно языковой компетенции будущего учителя. В этой связи необходимо также отметить, что реализация демонстрационного экзамена в рамках защиты (практической части) ВКР для будущих преподавателей иностранного языка представляется довольно проблематичной и возможна только при написании дипломных работ методической направленности. Таким образом, демонстрационный экзамен при определенных организационно-педагогических условиях может выполнять диагностическую, обучающую и воспитательную функции.

Представляется, что демонстрационный экзамен как новая форма аттестации, в отличие от традиционных, в полной мере соответствует и способствует реализации компетентностного подхода в современном высшем педагогическом образовании, поскольку данный подход лежит в основе проектирования его ядра - инструментов оценивания - комплексных оценочных средств (КОС).

Очевидно, что оценочные материалы для проведения демонстрационного экзамена должны быть разработаны по направленности (профилю) образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и профессиональными стандартами.

Согласно компетентностной парадигме, комплексное оценочное средство демонстрационного экзамена должно содержать в своей структуре описание и спецификацию оценочного средства с указанием проверяемых компетенций, описание задания демонстрационного экзамена в соответствии с видом аттестации и алгоритм его представления экзаменационной комиссии, перечень необходимого оборудования и карту оценки результатов демонстрационного экзамена с указанием критериев по видам профессиональной грамотности и показателей оценивания в соответствии с направлением и профилем подготовки обучающегося [4].

Центральным элементом КОС выступает задание, которое несет основную функциональную нагрузку. Задание демонстрационного экзамена - структурированное описание профессиональной педагогической, психолого-педагогической задачи, включающее условия ее реализации, решение которой в модельных или реальных условиях должен подготовить и продемонстрировать аттестуемый.

Эти задания могут иметь разную представленность, что во многом определяется предметной направленностью и уровнем подготовки студента (курс обучения). Уровень сложности этих заданий будет расти в зависимости от года обучения аттестуемых и представлять собой переход от более частных задач к общим. И в рамках ГИА, например, это могут быть задания более открытого характера, когда заданы только базовые условия реализации модельного занятия, как то: предметная область, тематика занятия и целевая аудитория, в рамках которых выпускник сам определяет цели, задачи, варианты и способы работы по теме.

На сегодняшний день мероприятия по разработке типовой модели заданий демонстрационного экзамена проводятся вузами самостоятельно, в связи с этим существует большая вариативность их представления как формы промежуточной аттестации по дисциплине и практике, как формы государственной итоговой аттестации.

Принимая во внимание неудовлетворенность многих преподавателей высшей школы отсутствием или недостаточной представленностью демонстрации теоретических (собственно предметных) знаний в практико-ориентированной модели экзамена, оптимальным решением в качестве заданий демонстрационного экзамена представляются предметно-методические и психолого-педагогические кейсы, содержащие профессиональные педагогические задачи, решение которых аттестуемые должны подготовить и продемонстрировать в модельных условиях в ЦПДЭ.

Задания демонстрационного экзамена в системе высшего педагогического образования (в отличие от уровня среднего профессионального образования) должны способствовать «продуктивной интеллектуальной деятельности обучающихся, а не просто выполнению конкретных производственных действий по изготовлению какого-то вида продукции» [5, с. 124].

Очевидно, что применение кейс-метода предоставляет такую возможность, поскольку подразумевает анализ, рассуждение и принятие решения. Аттестуемым предоставляется описание конкретной реальной ситуации, которая содержит какую-то проблему или противоречие. Они должны в процессе подготовки обдумать и проанализировать данную ситуацию, определить возможные направления своих действий и их последствия, подобрать оптимальное, на их взгляд, решение вопроса. Необходимо помнить, что эффективных решений может быть несколько. Помимо этого, можно отметить ограниченность времени решения кейса и изменчивость вводных данных (условий реализации), поскольку кейс имитирует реальную жизненную ситуацию.

Предметно-методический кейс как вариант задания демонстрационного экзамена как формы промежуточной аттестации по дисциплине содержит четыре смысловые части: проблемно-постановочную, собственно методическую, практическую и заключительную, которые могут иметь разную представленность (см. табл. 1).

Таким образом, задание демонстрационного экзамена в виде кейса (независимо от вида аттестации) подразумевает наличие следующих элементов:

- описание контекста места события, особенности действий участников ситуации;

- описание педагогической (методической) ситуации, содержащей проблему;

- вопросы или задания, которые должен выполнить обучающийся/выпускник;

- комментарий ситуации - особые требования, которые могут быть представлены автором задания (вариативный компонент).

Задания демонстрационного экзамена как формы промежуточной аттестации по практике предполагают в своем содержании не только знание методики и предмета (с привязкой к конкретному учебно-методическому комплекту), но и воспитательную и психолого-педагогическую деятельность в рамках своей предметной области.

Структура предметно-методического кейса для сдачи ГЭ аналогична структуре кейса по дисциплине, однако предполагает больше свободы и самостоятельности обучающегося в выборе учебно-методического комплекта, постановке цели и задач занятия и их реализации в соответствии с основными параметрами задания.

Структура предметно-методического кейса для защиты ВКР представляет собой образец экзаменационного кейса открытого типа. Задания кейса открытого типа требуют от обучающегося самостоятельную разработку и представления решения проблемной ситуации (в рамках темы ВКР), связанной с конкретной задачей в сфере его будущей профессиональной деятельности.

Следует обратить внимание на то, что обучающиеся языковых профилей подготовки, так же, как и студенты других направлений, могут проходить аттестацию в форме демонстрационного экзамена не только в рамках предметной, но и общепрофессиональной подготовки, например, по итогам реализации психолого-педагогического модуля образовательных программ. В этом случае им предстоит решать общепедагогические задания, которые могут быть представлены в виде психолого-педагогических кейсов. Приведем пример.

Контекст. Соблюдение обучающимися учебной дисциплины традиционно находится в центре внимания классного руководителя.

Ситуация. В 10 классе усиливается следующая тенденция: участились случаи опоздания на первый урок, некоторые учащиеся и вовсе его пропускают. Свое поведение они объясняют по-разному: «Проспал...», «Плохо ходит транспорт...», «Нужно было сходить на прием к врачу.». Классный руководитель решает обсудить с родителями вопросы по соблюдению учащимися 10 классов учебной дисциплины.

Таблица 1

Пример предметно-методического кейса демонстрационного экзамена

Предметно-методический кейс № 1 для демонстрационного экзамена по дисциплине «Методика обучения иностранному языку»

1. Проблемно-постановочная часть (тема, контекст, ситуация или теория) Контекст. Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку. Ситуация. При ознакомлении с новой лексикой по теме «Food» в 3 классе учитель ограничился переводным способом семантизации. Была дана следующая установка: «Сегодня мы узнаем 7 новых слов по теме «Food». Внимательно слушаем слово, перевод и записываем в свои словарики». При выполнении тренировочных упражнений учащиеся затруднялись с выбором нужного слова

2. Методическая часть (включает проблемные вопросы, задачи (что и как сделать, изучить и разработать) Задания. 1. Какие методические ошибки были допущены учителем? 2. В чем заключается специфика организации ознакомления учащихся с новой лексикой? 3. Разработайте фрагмент урока по ознакомлению учащихся с новой лексикой на основе одного из современных УМК по английскому языку для начальной школы

3. Практическая часть (продемонстрировать, провести, презентовать что-либо, соблюдая обозначенные условия работы) 4. Продемонстрируйте фрагмент урока (этап открытия нового знания) по ознакомлению учащихся с новой лексикой в ЦПДЭ с участием волонтеров (студентов 1-2 курсов). При решении поставленных задач Вам необходимо соблюдать представленные ниже условия реализации моделируемого события

4. Заключительная часть (рефлексивный анализ представленного фрагмента занятия и ответы на вопросы экспертной комиссии) 5. Представьте рефлексивный анализ проведенного фрагмента занятия (ожидаемые результаты, возможные трудности, степень реализации поставленной практической задачи) (5 мин). 6. Ответьте на вопросы экспертной комиссии (до 5мин.).

Условия реализации моделируемого события

Учебный предмет Иностранный язык

Уровень изучения учебного предмета базовый

Тема Ознакомление с новой лексикой по теме «Food»

Форма занятия Урок (фрагмент)

Категория контингента обучающиеся

Класс 3

Специальные требования Большинство учащихся в классе с высоким уровнем познавательной деятельности и устойчивой мотивацией к изучению английского языка. Но в классе есть один ученик, постоянно нарушающий дисциплину на уроке

Задания. Какие варианты организации работы с родителями может выбрать классный руководитель. Обоснуйте, какой из них является оптимальным с точки зрения достижения необходимого результата. Разработайте сценарий одного из вариантов организации Вашей работы с родителями и продемонстрируйте его фрагмент в ЦПДЭ АлтГПУ.

Представляется, что задания демонстрационного экзамена должны соответствовать определенным формальным и качественным критериям. К инвариантным критериям следует отнести структурированность, научный потенциал задания, его функциональность, обязательное наличие проблемы и возможность применения информационно-коммуникационных технологий. В качестве вариативного критерия следует рассматривать наличие специальных требований по обучению детей с особыми образовательными потребностями. При разработке критериев оценивания задания мы опирались на требования профессионального стандарта Педагог и требования ФГОС ВО (общепрофессиональные и профессиональные компетенции).

Если задание соответствует всем предъявляемым требованиям, обучающийся получает возможность продемонстрировать в ходе его решения все необходимые компетенции, содержание которых представлено в карте оценки результатов демонстрационного экзамена с указанием критериев по видам профессиональной грамотности и показателей оценивания в соответствии с направлением и профилем подготовки обучающегося.

В рамках демонстрационного экзамена осуществляется оценка готовности обучающихся (выпускников) к решению профессиональных задач в соответствии с профессиональным стандартом и планируемыми результатами освоения образовательных программ. Карта оценки результатов демонстрационного экзамена содержит критерии по видам профессиональной грамотности и показатели оценивания в соответствии матрицей компетенций, закрепленной за направлением и профилем подготовки обучающегося.

В качестве основных параметров оценивания результатов демонстрационного экзамена выступают группы критериев сформированности общепрофессиональных компетенций, составляющих психолого-педагогическую и коммуникативно-цифровую грамотность, и профессиональных компетенций, составляющих предметную и методическую грамотность. Для многих профилей подготовки первая группа критериев звучит одинаково, и отличается только содержание второ й группы. Однако для иноязычных профилей подготовки сущность коммуникативно-цифровой грамотности усиливается, поскольку аттестуемый должен осуществлять эффективную коммуникацию и взаимодействие с участниками образовательного/воспитательного процесса на иностранном языке. Кроме демонстрации навыков профессиональной коммуникации на иностранном языке в соответствии с языковыми нормами экзаменуемый создает условия межличностного общени я с учётом мультикультурной среды с целью достижения цели учебного занятия и демонстрирует не только владение современными информационно-коммуникационными технологиями, но и способности работать с иноязычными цифровым и источниками информации.

Коммуникативно-цифровая грамотность для обучающихся с профилем «Иностранный язык» тесно переплетается с группой критериев «Предметная грамотность», которая позволяет оценить готовность аттестуемого не только применять знания преподаваемого (изучаемого) предмета в профессиональной деятельности в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы, но уровень сформированности его иноязычной коммуникативной компетенции. Таким образом, в качестве базового показателя предметной грамотности следует определить: «речь аттестуемого в ходе проведения фрагмента занятия/урока характеризуется грамотностью и разнообразием используемых выражений дидактической речи учителя на ... языке; отсутствуют лексические, грамматические, фонетические ошибки».

Готовность аттестуемого применять знание методики обучения иностранным языкам при практической реализации различных приемов и методов рабо-

Рис. 1 . А нализсредних показателейобучающихсяпо ито гамсдачи демонстрационного экзамена по видам аттестации в 2023 г.

ты, современныхпддагогнносуихтданолопуй-сдакже н проексированию педагогического процесса в соответствии с целеполаганием позволяет оценить группа критериев «Методическая грамотность».

Проведенный в 2023 году количественный анализ и анализ качества про-фдеиеедазьной готоо нлстилЛуча ющихся(3ечел.) покзипдпсял,разработзуным для профиля «Иностранный язык» (в рамках двухпрофильного бакалавриата «Иностранный язык и иностранный язык», «Начальное образование и иностран-нди/юзыон^хубруеуннос-фтнеый язын»), покззатд ве1 сокую [-зз^пкпатие ности данной формы аттестации по основным группам критериев (см. рис. 1). Оценка реяалкдутов демзису-уб ионногоякз^слена огфсделяется на основе среднего балла, вычисляемого как среднее арифметическое значение оценок, выставленных каждым эеусздехм индсlзнкепехох,еолУбя общейся!^! криузнекн по ян0-бал-льной системе и общепринятой шкалы перевода.

Предслублкуссу, у-ссадная-йее-па еыядкая ххгблнтaеивнocисуйеcаувн лена тем, что на добровольной основе в качестве аттестуемых чаще всего выступают студенты с высоким уровнем языковой и методической подготовки.

Иуак, зудласнд комплзентуздтту- пз|элдигме, лузуг1абениу кееелплу профессиональной подготовки специалиста в современной высшей школе во многом обусловлено выбором адекватных образовательных технологий. Компетентностью подход акцентирует внимание на деятельностном характере образования, при котором учебный процесс ориентирован на практический результат. Демонстрационный экзамен как новая, абсолютно практико-ориен-тированная часть образовательной программы представляет собой активную форму аттестации, выполняющую не только диагностическую, но и обучающую и воспитательную функции.

Как показало исследование, данная форма аттестации открывает новые возможности для будущих преподавателей иностранного языка, поскольку отвечает современным требованиям практико-ориентированной модели высшего педагогического образования и становится результативным средством определения уровня готовности обучающихся к решению современных профессиональных задач разнообразной направленности и сложности.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральная инновационная площадка «Демонстрационный экзамен» (ФИП АлтГПУ 2021-2022). Available at: https://www.altspu.ru/project/fip/fip-demonstratsionnyy-ekzamen/

2. Воронушкина О.В., Семенчина Е.Н. Опыт внедрения демонстрационного экзамена по английскому языку в образовательное пространство педагогического вуза. Вестник педагогических наук. 2021; № 1: 164-172.

3. Козина О.В. Потенциал кейс-метода в подготовке студентов к демонстрационному экзамену на иностранном языке. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 91-94.

4. Воронушкина О.В. Демонстрационный экзамен в педагогическом вузе: первые результаты. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2023; № 4 (57).

5. Стариченко Б.Е., Сардак Л.В. Особенности проведения демонстрационного экзамена в вузе. Педагогическое образование в России. 2023; № 2: 123-132. References

1. Federal'naya innovacionnaya ploschadka «Demonstracionnyj 'ekzamen» (FIP AltGPU 2021-2022). Available at: https://www.altspu.ru/project/fip/fip-demonstratsionnyy-ekzamen/

2. Voronushkina O.V., Semenchina E.N. Opyt vnedreniya demonstracionnogo 'ekzamena po anglijskomu yazyku v obrazovatel'noe prostranstvo pedagogicheskogo vuza. Vestnik pedagogicheskih nauk. 2021; № 1: 164-172.

3. Kozina O.V. Potencial kejs-metoda v podgotovke studentov k demonstracionnomu 'ekzamenu na inostrannom yazyke. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 91-94.

4. Voronushkina O.V. Demonstracionnyj 'ekzamen v pedagogicheskom vuze: pervye rezul'taty. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2023; № 4 (57).

5. Starichenko B.E., Sardak L.V. Osobennosti provedeniya demonstracionnogo 'ekzamena v vuze. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2023; № 2: 123-132.

Статья поступила в редакцию 26.11.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.