УДК 378.146
ББК Ч448.028 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 5.8.7
Стариченко Борис Евгеньевич,
доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: b.starichenko@gmail.com
Сардак Любовь Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Институт математики, физики, информатики, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; е-mail: l.v.sardak@gmail.com
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА В ВУЗЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственная итоговая аттестация в вузе; демонстрационный экзамен; профессиональные компетенции; оценка профессиональной готовности выпускника вуза
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена изучению проблемы применимости идей и положений демонстрационного экзамена, разработанного по стандартам Ворлдскиллс Россия для организаций СПО, в государственной итоговой аттестации выпускников вуза. Цель статьи состоит в рассмотрении и последующем анализе описанного в информационных источниках опыта использования демонстрационного экзамена в вузах и формулировке на основе этого положений, принятие которых, с точки зрения авторов, позволит ввести демоэкзамен в образовательную практику вузов. Обосновывается невозможность применения стандартов демоэкзамена Ворлдскиллс Россия для большинства профилей вузовской подготовки, что обусловливает отсутствие в вузах необходимости создания специализированных центров по принятию демоэкзамена, избыточность организационной атрибутики и ограничений. При этом делается заключение о желательности и целесообразности ориентации ГИА в вузе на проверку и оценку сформированности компетенций выпускников через демонстрацию профессиональной деятельности. Для такой оценки может быть использован аналог демо-экзамена, организация и проведение которого будут осуществляться в соответствии с положениями, обоснование которых выполнено в статье. Действие положений показано на примере организации демоэкзамена для выпускников магистратуры направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Цифровые технологии в работе педагога» в Уральском государственном педагогическом университете. В результате проведенного анализа и выполненных построений в статье делаются выводы, общий смысл которых состоит в том, что использование демоэкзамена при проведении ГИА целесообразно, однако в вузе должна быть создана гибкая система, с одной стороны, позволяющая выпускающим кафедрам формировать экзаменационные задания и подбирать для них оптимальные технологии с учетом специфики образовательной программы, а с другой стороны, обеспечивающая контроль качества заданий и критериев их оценивания.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Стариченко, Б. Е. Особенности проведения демонстрационного экзамена в вузе / Б. Е. Стариченко, Л. В. Сардак. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 2. - С. 123-132.
Starichenko Boris Eugenyevich,
Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Informational and Communicational Technologies in Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Sardak Liubov Vladimirovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Department of Computer Science, Information Technology and Computer Science Teaching Methods, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
FEATURES OF THE DEMONSTRATION EXAM AT THE UNIVERSITY
KEYWORDS: state final certification at the university; demonstration exam; professional competencies; assessment of the professional readiness of a university graduate
ABSTRACT. The article is devoted to the study of the problem of the applicability of the ideas and provisions of the demonstration exam, developed according to the standards of WorldSkills Russia for organizations of secondary vocational education, in the state final certification of university graduates. The purpose of the article is to review and further analyze the experience of using the demonstration exam in universities described in information sources and formulate on this basis the provisions, the adoption of which, from the point of view of the authors, will allow introducing the demo exam into the educational practice of universities. The article substantiates the impossibility of applying the standards of the WorldSkills Russia demo exam for most profiles of university training, which leads to the absence of the need for universities to create specialized centers for taking the demo exam, the redundancy of organizational paraphernalia and restrictions. At the same time, a conclusion is made about the desirability and expediency of guiding the state final certification in the university to check and evaluate the formation of graduates' competencies through the demonstration of professional activity. For such an assessment, an analogue of a demo exam can be used, the organization and conduct of which will be carried out in accordance with the provisions, the rationale for which is made in the article. The effect of the provisions is shown on the example of organizing a demo exam for graduates of the master's program of study 44.04.01 Pedagogical education, pro-
© Стариченко Б. Е., Сардак Л. В., 2023
file "Digital technologies in the work of a teacher" at the Ural State Pedagogical University. As a result of the analysis and constructions carried out, the article draws conclusions, the general meaning of which is that the use of a demo exam during the state final certification is advisable, however, a flexible system should be created at the university, allowing, on the one hand, graduating departments to form examination tasks and select for them, optimal technologies, taking into account the specifics of the educational program, and, on the other hand, providing quality control of tasks and criteria for their evaluation.
FOR CITATION: Starichenko, B. E., Sardak, L. V. (2023). Features of the Demonstration Exam at the University. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 123-132.
Постановка проблемы и обоснование актуальности ее решения. Одной из задач, стоящих перед отечественной системой высшего и среднего специального образования, является совершенствование методов проведения Государственной итоговой аттестации (ГИА) в направлении усиления ее связи с будущей профессиональной деятельностью выпускника и более полного учета требований работодателя. В рамках решения этой задачи в ноябре 2017 г. был издан Приказ Министерства образования и науки РФ № 1138 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования», согласно которому была введена новая форма ГИА -демонстрационный экзамен. Демоэкзамен проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений и навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретным специальностям в соответствии со стандартами WorldSkffls Russia. В ходе демонстрационного экзамена студент должен выполнить практическое экзаменационное задание, специально разработанное экспертным сообществом Ворлдскиллс по данной компетенции. Задание состоит из нескольких модулей разного уровня сложности, при выполнении которых обучающийся демонстрирует свои умения и навыки сразу по всему спектру компетенций. Результаты экзамена отражаются в скиллс-паспорте (паспорте компетенций) обучающегося в виде набранных баллов по каждому разделу задания, что дает работодателю представление о профессиональной подготовке специалиста.
Таким образом, следует заключить, что демонстрационный экзамен (ДЭ) ориентирован в первую очередь на выпускников среднего профессионального образования, получающих конкретную рабочую квалификацию [8]. В настоящее время данная форма ГИА внедрена в значительной части образовательных организаций СПО и, по-видимому, станет основной и единственной. Ключевой ее особенностью является организация демоэкзамена строго в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия. Унификация и стандартизация требований обеспечивает возможность применения
единых оценочных шкал и критериев, объективность и сопоставимость результатов оценивания в разных образовательных организациях. Важным компонентом является также привлечение работодателей к оценке компетенций выпускников.
В настоящее время делаются попытки внедрения ДЭ в образовательный процесс высших учебных заведений на основе тех же исходных идей и методов, что были сформулированы и применены в СПО. Однако цели обучения в высшей школе иные, нежели в среднем профобразовании, - они связаны с подготовкой специалистов, способных к продуктивной интеллектуальной деятельности, а не к выполнению конкретных производственных действий по изготовлению какого-то вида продукции. В связи со сказанным выявляется проблема, которая состоит в оценке того, в какой степени и какие идеи ДЭ для СПО применимы в вузах? По-видимому, проблему можно переформулировать по-иному: в каких аспектах возможно усовершенствование ГИА в вузах на основе идей и методов демонстрационного экзамена для СПО? Поскольку этот процесс уже начался во многих вузах (и, в частности, педагогических), а также в тренде современных тенденций реформирования российского высшего образования решение обозначенной проблемы представляется актуальным. Цель настоящей статьи - проанализировать применимость подходов ДЭ для СПО в вузах, выделить те идеи и методы, перенос которых в практику вузов целесообразен (и отсеять те, которые для вузов не требуются или неприемлемы). Предполагается сформулировать положения, принятие которых может обеспечить проведение ГИА в форме ДЭ в вузе, а также продемонстрировать их применение на примере аттестации магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Цифровые технологии в работе педагога»).
Информационный анализ решения проблемы. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена детально описана в документе, разработанном Агентством Ворлдскиллс Россия [4]. В частности, в нем отражены «Базовые принципы объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров», которые рассматриваются в качестве обязательных
условий организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия:
- применение единых оценочных материалов и заданий (для каждой рабочей специальности);
- единые требования к площадкам проведения демонстрационного экзамена (по оборудованию и другим позициям);
- независимая экспертная оценка выполнения заданий (оценку осуществляют эксперты по соответствующей компетенции, владеющие методикой оценки по стандартам Ворлдскиллс);
- применение единой информационной системы при проведении демонстрационного экзамена (система eSim);
- выдача паспорта компетенций (результаты демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по соответствующей компетенции, выраженные в баллах, обрабатываются в электронной системе eSim и удостоверяются электронным документом - Паспортом компетенций (Skills Passport)).
На сайте Института развития профессионального образования размещены материалы, касающиеся проведения ДЭ в 2023 г.1. В частности, приведены «Примерная таблица, устанавливающая соответствие между компетенциями Ворлдскиллс Россия и профессиями/специальностями среднего профессионального образова-ния»2, оценочные материалы базового и профильного (по компетенциям) уровней (https://om.firpo.ru/competencies), методические рекомендации о проведении ДЭ в рамках федерального проекта «Профессио-налитет» [5]. Анализ документов, посвященных организации ДЭ, показывает, что он хорошо продуман и обеспечен нормативно с организационной точки зрения, а также с позиций унификации и единства содержания экзаменационных заданий и критериев их оценивания (комплекты оценочных материалов - КОД). Проверяемые компетенции и профессиональные навыки соответствуют Профессиональным стандартам, ФГОС и учебным программам СПО (что вполне естественно), однако их явно недостаточно для оценки готовности выпускника вуза, о чем можно судить, например, по Таблице соответствия компетенции
1 Демонстрационный экзамен 2023. Нормативные документы, оценочные материалы, инструкции и справочная информация. Институт развития профессионального образования. URL: https://de.firpo.ru/ (дата обращения: 13.03.2023).
2 Примерная таблица, устанавливающая соответствие между компетенциями Ворлдскиллс Россия и профессиями/специальностями среднего профессионального образования. URL: https://disk.yandex.ru/i/ Vm-AMD8fQH2OSw (дата обращения: 13.03.2023).
ФГОС СПО, Профстандарта и КОД для компетенций <^21 Преподавание в младших классах» или «Я5 Преподавание технологии»з. Следует отметить, что КОД для компетенции «^19 RU Преподавание в основной и средней школе» на 2023 г. до настоящего времени не опубликован.
Приведенные сведения позволяют заключить, что изначально демонстрационный экзамен был создан для аттестации выпускников организаций СПО и отвечал задачам данного уровня образования. Однако в настоящее время ДЭ как форма проведения ГИА активно внедряется в вузах, в том числе педагогических. При этом, поскольку решение об использовании ДЭ принимает сам вуз, можно увидеть достаточно обширный спектр различных вариантов его реализации, отличающихся степенью «отклонения» от стандартов Ворл-дскиллс Россия.
Пензенский государственный университет принял «Положение об организации и проведении демонстрационного экзамена», предусматривающее осуществление деятельности по организации и проведению ДЭ по стандартам Ворлдскиллс Россия 4 . Однако оно отнесено только к обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования, т. е. ДЭ применяется в вузе по установленным стандартам, но только к студентам СПО.
В Санкт-Петербургском университете технологий управления и экономики с 2020 г. демонстрационный экзамен проводится для выпускников профилей подготовки «Банковское дело» и «Бухгалтерский учет»5. В университете созданы сертифицированные Центры проведения демонстрационного экзамена. На экзамене используются комплекты оценочной документации (КОД) по стандартам Ворлдскиллс Россия
3 Преподавание в младших классах R21. ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования». URL: https://om.firpo.ru/competencies/ 3dbic8ba-b302-4364-8i04-f450737a92ae/categ0ries/ cfab0c07-08b2-42fd-859d-2ia230080fb8 (дата обращения: 13.03.2023); Преподавание технологии R5. -ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования». URL: https://om.firpo.ru/competencies/ 3dbic8ba-b302-4364-8i04-f450737a92ae/categ0ries/ fa32e255-4ac0-4bdd-ac92-6998b5d7902e (дата обращения: 13.03.2023).
4 Положение «Об организации и проведении демонстрационного экзамена обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования» от 26.05.2022 № 219-10. Пенза: ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», 2022. URL: https://pnzgu.ru/files/pnzgu.ru/doki/localnormact/ polozhenie_ob_organizacii_i_provedenii_demonstracion n0g0_ekzamena_sp0_2022.pdf (дата обращения: 13.03.2023).
5 Демонстрационный экзамен-2020. Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики. URL: https://www.spbume.ru/ru/page/ 1700/ (дата обращения: 13.03.2023).
(КОД 1.2 по компетенции «Т48 Банковское дело» и КОД 1.1 по компетенции «R41 Бухгалтерский учет»). В этом случае ДЭ применяется к студентам вуза отдельных специальностей по стандартам для СПО.
В работе А. М. Пирожниковой, Е. И. Овчинниковой и Т. С. Лысиковой анализируется опыт проведения государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия студентов Забайкальского государственного университета, прошедших подготовку по программам бакалавров педагогического образования (профили: «Начальное образование», «Биология и химия», «Безопасность жизнедеятельности и география», «Технология и экономика», «Математика и информатика», «Физкультурное образование и физкультурно-оздоровительные технологии») [6]. Полностью соблюдена атрибутика ДЭ для СПО (вплоть до выдачи выпускнику помимо государственного диплома Skills Passport - паспорта компетенции). Использовались КОДы для ДЭ по компетенции «R19 Преподавание в основной и средней школе» и по компетенции «R21 Преподавание в младших классах». Аргументация и обоснование применения КОД для СПО при аттестации студентов вуза в статье не приводятся. Однако авторы приходят к заключению, что использованный формат ДЭ в полной мере отвечает современным требованиям, предъявляемым к формам оценки образовательных результатов в рамках компетентностного подхода. При этом, основываясь на собственном опыте, авторы выводят ряд условий успешного проведения демонстрационного экзамена: совершенствование содержания и методики преподавания отдельных дисциплин в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия, создание необходимой инфраструктуры для подготовки и проведения демоэкзамена, введение в учебный план факультативных дисциплин, обеспечивающих подготовку обучающихся к нему [6, с. 188]. В данном случае ДЭ используется для аттестации многих выпускников бакалавриата вуза, но строго по стандартам СПО.
В работе группы преподавателей Московского государственного областного университета и Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого обосновывается выделение аналогичных с предыдущей работой групп условий внедрения демонстрационного экзамена в процедуру промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся как наиболее объективной независимой оценки качества образования в высших учебных заведений: организационно-управленческих, организационно-методических, квалифика-
ционных и кадровых [2, с. 88]. Построения авторов также ориентированы на использование технологий Ворлдскиллс Россия.
ДЭ в Алтайском государственном педагогическом университете развивался с 2021 г. как Инновационный проект «Демонстрационный экзамен в системе независимой оценки качества высшего образования» 1 . Исходным явилось определение: «ДЭ - форма аттестационного испытания при проведении государственной итоговой аттестации по программам высшего образования, которая предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения задач профессиональной деятельности и оценку подготовки выпускников с участием работодателей»2. Опыт и планы проведения ДЭ описаны в работе [3] и в материалах3. В университете создан специализированный и хорошо оборудованный Центр проведения демонстрационного экзамена. В 2023 г. предполагается проведение государственной итоговой аттестации в форме демоэкзамена студентов института истории, социальных коммуникаций и права. Однако банк межпредметных кейс-заданий для ДЭ, обеспечивающих объективное измерение и оценку уровня сформи-рованности профессиональных компетенций, разрабатывается преподавателями-методистами университета. Задания предусматривают подготовку и проведение фрагмента учебного занятия; в качестве слушателей, имитирующих учеников, предполагается использовать студентов младших курсов. В работе О. В. Воронушкиной и Е. Н. Семенчина дано детальное описание КОД по английскому языку для бакалавров направления «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Начальное образование и Иностранный язык». Кейсы-задания разрабатывались ведущими
1 Инновационный проект «Демонстрационный экзамен в системе независимой оценки качества высшего образования». Алтайский государственный педагогический университет. URL: https://www.altspu.ru/ students/Demo_exam/ (дата обращения: 13.03.2023).
2 Демонстрационный экзамен. Инновационный проект «Демонстрационный экзамен в системе независимой оценки качества высшего образования». Алтайский государственный педагогический университет. URL: https://www.altspu.ru/students/Demo_exam/ (дата обращения: 13.03.2023).
3 В Алтайском педагогическом университете появилась новая высокотехнологичная площадка. 10 января 2023. Барнаул. Официальный сайт города. Новости. Образование и наука. URL: https://barnaul.org/ news/v-altayskom-pedagogicheskom-universitete-poyavilas-novaya-vysokotekhnologicheskaya-ploshchadka.html (дата обращения: 13.03.2023); Демонстрационный экзамен. Инновационный проект «Демонстрационный экзамен в системе независимой оценки качества высшего образования». Алтайский государственный педагогический университет. URL: https://www.altspu.ru/students/Demo_exam/ (дата обращения: 13.03.2023).
преподавателями и проходили несколько стадий рассмотрений и утверждений. В кейс входили три задания: первое - постановка проблемы/темы, второе - демонстрация собственно языковой компетенции студента по предложенной тематике и третье - проектное задание, ориентированное на демонстрацию его профессиональных компетенций педагогического и методического типа [3, с. 166-170]. Авторы полагают, что предложенная процедура обеспечивает качественную экспертную оценку компетенций выпускников в соответствии с международными стандартами.
Рассмотренные примеры дают основания задуматься над применимостью идей демонстрационного экзамена в вузе и, в частности, при аттестации выпускников направления «Педагогическое образование».
Желательность и целесообразность оценки качества подготовки выпускника по его способности решать задачи практики, с которыми он столкнется по окончании вуза, возражений не вызывают. Сомнительными видятся попытки слепого и буквального копирования для этой оценки стандартов и методик Ворлдскиллс Россия, ориентированных на среднее профессиональное образование, в рамках которого выпускники получают конкретные рабочие специальности и, предоставив им необходимое оборудование и материалы, по результату выполнения стандартизированного задания (из КОД) можно оценить (в том числе покомпонентно) уровень овладения профессиональными навыками. Задачи высшей школы иные - они состоят в подготовке специалистов, способных к продуктивной интеллектуальной деятельности в различных сферах производства, экономики, науки и культуры. Безусловно, вызывает сомнение, что можно оценить уровень квалификации инженера, архитектора, агронома или педагога с помощью КОД, предназначенных для рабочих профессий.
Представляются избыточными и требования к оборудованию Центров проведения ДЭ - наличие демонстрационного зала, зала совещаний, комнаты экспертов, оборудованной зеркалом Гезелла, позволяющим комиссии наблюдать за ходом демоэкзаме-на, оставаясь невидимой для сдающего. Вузы выпускают взрослый людей - специалистов, которые должны уметь представить и защитить свой проект перед экспертным сообществом на семинаре, конференции, совещании, открытом уроке и пр. - эту способность можно рассматривать (и оценивать) как одну из профессиональных компетенций. Особенно это относится к выпускникам-педагогам, которые подготовлены к публичному характеру своей деятельности и
практиковались в ней. При этом, однако, имеется иная сторона технологического аспекта - выпускники на экзамене должны иметь доступ к тому оборудованию, программному обеспечению и иным материалам, использование которых предусматривается их квалификацией и профессиональной деятельностью; именно эти технологии должны включаться в кейсы экзаменационных заданий, а инфраструктура должна обеспечить возможность их реализации. Этого не позволяет стандартное оборудование Центров проведения ДЭ.
Отсутствует также необходимость проводить экзамен перед некомпетентной аудиторией (например, волонтерами-первокурсниками, как планируется в Алтайском государственном педагогическом университете1). Считаем гораздо более ценным и правильным проведение экзамена перед студентами-выпускниками того же профиля подготовки с использованием пирингового оценивания - это позволит получить представление о сформированности еще одной профессиональной компетенции - умения слушать, понимать и оценивать представленные проекты. Снова следует отметить, что оценочные умения являются профессионально значимыми для выпускников направлений «Педагогическое образование».
Методика проведения демоэкзамена в вузе не требует столь жесткой унификации, как в случае СПО. В силу большого разнообразия профилей подготовки не представляется возможным создать для них КОДы, единые для всех вузов страны; очевидно, содержание экзамена должны определять преподаватели вузов (при желательности подключения работодателей). При этом исходным для разработки кейсов заданий для экзамена должен быть компетентностный подход, основанный на требованиях профессиональных стандартов, а также выделении основных видов деятельности выпускников и отражающих их компетенций. Последнее обстоятельство представляется важным, поскольку в учебных планах и программах учебных дисциплин определено значительное число компетенций (универсальных, общепрофессиональных, профессиональных), но их сформированность устанавливается в рамках промежуточных аттестаций и не требует проверки в рамках демоэкзамена.
Отдельно следует обсудить вопрос применимости идеологии ДЭ для итоговой ат-
1 В Алтайском педагогическом университете появилась новая высокотехнологичная площадка. 10 января 2023. Барнаул. Официальный сайт города. Новости. Образование и наука. URL: https://barnaul.org/ news/v-altayskom-pedagogicheskom-universitete-poyavilas-novaya-vysokotekhnologicheskaya-ploshchadka.html (дата обращения: 13.03.2023).
тестации выпускников магистратуры. Как известно, магистр - это вторая (после бакалавриата) ступень высшего образования, дающая академическую степень и позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению, а в некоторых случаях - сменить ее. Квалификация магистров предусматривает готовность к проектированию, исследованию, генерации новых идей и пр. Ясно, что оценка сформированности соответствующих компетенций не может быть осуществлена посредством КОД для СПО или бакалавриата. Публикаций с описанием опыта применения ДЭ в магистратуре найти не удалось.
Наконец, представляется целесообразным отказаться и от названия «Демонстрационный экзамен», поскольку оно тесно ассоциируется с оценкой рабочих компетенций; необходимо иное название, отражающее специфику вузовской подготовки. Однако пока такое название отсутствует, в рамках статьи будем использовать термин с дополнением: «ДЭ-вуз».
В связи со сказанным можно прийти к заключению: для вузов необходима иная методика проведения итоговой аттестации выпускников, нежели Ворлдскиллс Россия. В попытках применить ее в вузе усматривается желание администраций разного уровня присоединиться к чему-то существующему, хотя и не очень подходящему, вместо создания своей логически и профессионально обоснованной системы ГИА.
Организация демонстрационного экзамена в вузе. На основании анализа подходов к организации ДЭ в других вузах, а также исходя из задач вузовской подготовки специалистов, авторы сформулировали ряд положений, касающихся проведения ДЭ-вуз. Иллюстрация применения этих положений будет осуществлена на примере разработки материалов ДЭ-вуз-2023 для выпускников магистерской программы «Цифровые технологии в работе педагога», реализуемой в Уральском государственном педагогическом университете.
Положение 1. Общее содержание задания для ДЭ-вуз должно определяться целями подготовки выпускника, указанными в основной профессиональной образовательной программе высшего образования (ОПОП ВО), и основными видами профессиональной деятельности, обозначенными во ФГОС ВО.
Как указывается в Положениях о ДЭ многих вузов, цель проведения ГИА в формате ДЭ состоит в соотнесении и объективном оценивании результатов подготовки выпускников с требованиями соответствующих профессиональных стандартов и актуальными запросами рынка труда. Это
представляется бесспорным и может быть принято в качестве исходной позиции. Однако указанные требования и запросы оказывают влияние на обучение в вузе опосредованно - через ФГОС ВО и разработанные на их основе ОПОП ВО. Другими словами, вуз, принимая на обучение студента по некоторой образовательной программе, берет на себя обязательства обеспечить условия достижения им тех квалификационных целей, которые в ней указаны. Безусловно, при разработке ОПОП ВО и выделении целей подготовки по ней вузом должны приниматься во внимание и требования проф-стандартов, и пожелания работодателей. Но процесс аттестации должен быть организован в соответствии с уже установленными в ОПОП ВО целями и оставаться таковым даже при изменении внешних требований.
Вторым фактором, определяющим общее содержание задания для ДЭ-вуз, должны стать результат анализа задач профессиональной деятельности, указанных во ФГОС ВО для данного направления подготовки, и выделение из них тех, которые не дублируются второй составляющей ГИА - выпускной квалификационной работой (ВКР).
Пример. Магистратура по профилю «Цифровые технологии в работе педагога» относится к направлению 44.04.01 - Педагогическое образование. Из указанных во ФГОС ВО для этого направления типов задач профессиональной деятельности в ОПОП ВО включены следующие: педагогический, проектный, методический и научно-исследовательский. Представляется разумным оценку готовности к проектной и научно-исследовательской деятельности производить в рамках защиты ВКР. Таким образом, ДЭ-вуз должен быть ориентирован на оценку деятельности педагогической и методической с учетом специфики направления подготовки.
В ОПОП ВО указана следующая цель подготовки: «...создание условий для приобретения обучающимися необходимых компетенций в области цифровых образовательных технологий для осуществления профессиональной деятельности в сфере основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования».
Следовательно, при формулировке задания для ДЭ-вуз необходимо учесть следующие обстоятельства:
1) отсутствие предметной однородности магистрантов (обучение проходят слушатели с различными профилями подготовки в бакалавриате);
2) отсутствие привязки к уровню образования - магистранты работают (и могут
работать) в дошкольных организациях, учреждениях дополнительного образования, среднего образование, СПО, вузах;
3) компетенции в области цифровых образовательных технологий включают две составляющие:
- технологическая - владение технологиями, т. е. их знание и умение пользоваться ими для создания учебных ресурсов и применения в учебном процессе, а также умение самостоятельно осваивать новые технологии;
- методическая - умение организовать оптимальное для данных условий включение цифровых технологий в работу с учащимися.
Таким образом, задания ДЭ-вуз для магистрантов указанного профиля должны соответствовать комплексу достаточно сложных для унификации условий. Решение проблемы авторы усматривают в кейсе, смысл которого состоит в разработке и представлении выпускником фрагмента занятия по повышению квалификации педагогов в вопросах применения той или иной цифровой образовательной технологии. С одной стороны, такое задание следует считать практически значимым, поскольку многие выпускники магистратуры реально занимаются такой деятельностью в своих образовательных организациях. С другой стороны, задание носит педагогический характер и позволяет оценить как методическую, так и технологическую готовность выпускника, т. е. проконтролировать достижение всех поставленных в ОПОП ВО целей. Пример формулировки задания: «Подготовить и провести фрагмент занятия по повышению квалификации педагогов (продолжительность 20 мин) по использованию компьютерного тестирования в текущем контроле знаний учащихся». На выполнение задания и подготовку доклада по нему выпускнику предполагается отвести 2 дня.
Положение 2. Разработка заданий осуществляется преподавателями выпускающей кафедры.
Данное положение можно считать следствием Положения 1 о соответствии задания для ДЭ-вуз обозначенным в ОПОП ВО целям подготовки. Поскольку, как указывалось выше, запросы рынка труда опосредуются образовательной программой, отсутствует необходимость привлечения работодателей к разработке заданий для ДЭ-вуз. Более того, их участие может вывести содержание задания за рамки, предусмотренные ОПОП ВО, а это нельзя считать приемлемым для выпускника.
Пример. Поскольку в г. Екатеринбурге учет успешности обучения всех учащихся ведется с помощью городских информаци-
онных систем «Сетевой город» или «Днев-ник.ру», вполне ожидаемо, что представитель работодателя захочет оценить готовность работы выпускника с этими системами. Однако наш университет, хотя и является педагогическим, не имеет к ним доступа (как, впрочем, и к иным системам школьного уровня), и, соответственно, выпускники нашего вуза не могут продемонстрировать компетенции по их использованию, а связанные с ними действия не могут быть включены в экзаменационное задание.
Таким образом, разработкой заданий для ДЭ-вуз должны заниматься преподаватели вуза, знакомые и ведущие обучение по данной ОПОП ВО. Однако после разработки задания обязательно должны проходить экспертизу и утверждение. Механизм экспертизы должен быть нормативно закреплен на уровне университета.
Положение 3. Технологическое обеспечение ДЭ-вуз должно соответствовать характеру экзаменационного задания.
Речь идет о том, что для проведения ДЭ-вуз не требуется унификации оборудования и создания специализированных центров, как это предусмотрено в стандартах Ворлдскиллс Россия. Вместе с тем технологическое оснащение экзамена должно обеспечивать возможность полного представления задания студентом. Это, в свою очередь, означает, что необходимое техническое и программное оснащение должна определять выпускающая кафедра и обеспечивать его совместно со службами университета. Безусловно, разработка заданий должна производиться с учетом технологических возможностей университета.
Пример. Приведенное выше экзаменационное задание предполагает рассказ о цифровой технологии с демонстрацией возможностей ее использования в работе с учащимися, обсуждение методических аспектов ее применения и проведение опроса слушателей. При этом реализация технологии, о которой идет речь в задании, по выбору магистранта может осуществляться посредством приложений и сервисов, освоенных ранее либо предложенных им самим. В обоих вариантах выбор должен быть обоснован. Для представления такого задания на экзамене необходимо предусмотреть следующие технологические возможности:
- наличие демонстрационного компьютера с предустановленным набором необходимых для всех заданий приложений и сервисов;
- возможность для магистранта установки (инсталляции) на демонстрационный компьютер необходимого ему программного обеспечения;
- наличие проектора, связанного с де-
монстрационным компьютером;
- наличие мобильных устройств у слушателей для проведения оперативного контроля.
Положение 4. Оценивание в ходе ДЭ-вуз должно осуществляться в процессе очного представления задания профессионально подготовленной аудитории. В качестве такой аудитории может выступить группа сдающих экзамен выпускников, присутствие работодателей желательно. При этом официально утвержденная государственная аттестационная комиссия должна осуществлять экспертную оценку по схеме поэлементного анализа по установленным разработчиками заданий критериям и весам элементов [7]. Представляется целесообразным использование при выставлении оценки цифровых (в частности, мобильных) технологий, позволяющих эффективно произвести опрос экспертов, осуществить необходимую статистическую обработку и представить результат для дальнейшего рассмотрения и утверждения комиссией. Визуальное разделение комиссии и сдающего (как предусмотрено в стандартах Ворлдскиллс Россия) представляется надуманным и не оказывающим влияния на объективность оценки - по этой причине необходимости в нем не усматривается. При желании вуза может осуществляться пиринговое оценивание докладов аудиторией слушателей - это не будет сказываться на оценке комиссии, но может послужить в интересах совершенствования процесса обучения по данной ОПОП ВО.
Пример. Для описанного задания можно выделить следующие элементы оценивания (по группам):
1) технологические:
- обоснованность выбора программной системы (приложения, сервиса);
- уровень владения используемой системой;
2) педагогические:
- знание дидактических возможностей выбранной цифровой технологии;
- умение планировать учебное занятие с включением в него цифровых технологий;
3) методические:
- умение реализовать методы обучения с применением выбранной технологии;
- умение организовать опрос обучаемых по изложенному материалу с помощью мобильных устройств.
Элементы имеют равные весовые значения; оценивание производится по 4-балльной шкале (о - элемент отсутствует, 1 - элемент представлен в минимально достаточном объеме, 2 - элемент представлен в достаточной степени, 3 - полное, исчерпывающее представление элемента).
Оценивание ответа членами государственной комиссии производится через мобильные устройства с использованием облачной системы для экспертизы, автоматизирующей статистическую обработку результатов голосования (нахождение средних оценок по группам компетенций, общей средней оценки, коэффициентов вариации (для определения однородности оценочных суждений членов комиссии)). Для проведения пирингового оценивания может быть использована разработанная на кафедре ИИТиМОИ УрГПУ облачная система «PEER ASSESSMENT ONLINE» [1].
Выводы. На основе проведенного обсуждения авторы считают возможным построить следующие выводы:
1. Демонстрационный экзамен с требованиями, атрибутами и технологиями Ворлдскиллс Россия не соответствует задачам подготовки выпускников высших учебных заведений, и по указанной причине отсутствует необходимость их воспроизведения в вузах.
2. Использование в вузе идей демонстрационного экзамена для замены традиционной формы проведения государственного экзамена (по обозначенным заранее вопросам теоретического характера), безусловно, возможно и целесообразно как для выпускников бакалавриата, так и для магистратуры. При этом представляется желательным введение иного (нежели ДЭ) названия новой формы аттестации, чтобы дистанцироваться от стандартов СПО.
3. Вузам не требуются строгая унификация и регламентация условий организации и проведения демонстрационного экзамена - должна существовать гибкая система, с одной стороны, позволяющая выпускающим кафедрам формировать экзаменационные задания и подбирать для них оптимальные технологии с учетом специфики образовательной программы, а с другой стороны, обеспечивающая контроль качества заданий и критериев их оценивания.
4. Представляется целесообразным разработать унифицированную программную поддержку, которая позволила бы автоматизировать работу государственной экзаменационной комиссии в части сбора и обработки результатов оценивания.
5. Организация демонстрационного экзамена в соответствии с предложенными в настоящей статье Положениям, с нашей точки зрения, может обеспечить достаточно полную проверку способности выпускников вузов решать профессионально ориентированные задачи.
6. Для массового перехода вуза к итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена требуются разработка и принятие необ-
ходимых внутренних нормативных актов.
Авторы высказываются в пользу применения ДЭ-вуз, но без излишней заорга-низованности и регламентации деятельно-
сти кафедр и отдельных преподавателей, что позволит развивать и совершенствовать связанные с ним идеи и подходы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверин, А. В. Разработка веб-приложения для пирингового оценивания «peer assessment online» / А. В. Аверин, Б. Е. Стариченко // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. - 2020. - № 5. - С. 7-13.
2. Андриенкова, Ю. Д. К вопросу о независимой оценке качества подготовки обучающихся в вузе / Ю. Д. Андриенкова, П. Н. Медведев, Д. В. Малий. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2. - С. 82-91. - DOI: I0.i75i3/spn0.30728. - URL: https://i-exam.rU/sites/default/files/sites/default/Andrienk0va%20Y.D.%2C%20Medvedev%20P.N.%2C%20Maliy%20D.V.pdf.
3. Воронушкина, О. В. Опыт внедрения демонстрационного экзамена по английскому языку в образовательное пространство педагогического вуза / О. В. Воронушкина, Е. Н. Семенчина // Вестник педагогических наук. - 2021. - № 1. - С. 164-172.
4. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия / Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)"». - М., 2019. - URL: http://wsr42.ru/uploads/%D0%BD%D0%BE%D0% B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0% BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%94%D0%AD. pdf (дата обращения: 13.03.2023). - Текст : электронный.
5. Методические рекомендации о проведении государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по образовательным программам среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет». - М. : ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования», 2022. - URL: https://www.inf0rmi0.ru/files/direct0ry/d0cuments/2022/11/ Metodicheskie_rekomendacii.pdf (дата обращения : 13.03.2023). - Текст : электронный.
6. Пирожникова, А. М. Стандарты W0rldSkills в подготовке бакалавров педагогического образования: демонстрационный экзамен в рамках итоговой аттестации / А. М. Пирожникова, Е. И. Овчинникова, Т. С. Лысикова // Педагогический ИМИДЖ. - 2022. - Т. 16, № 2 (55). - С. 178-192. - DOI: 10.32343/24095052-2022-16-2-178-192.
7. Стариченко, Б. Е. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 3 / Б. Е. Стариченко, М. Ю. Мамонтова, А. В. Слепухин. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2014. - 179 с.
8. Факторович, А. А. Демонстрационный экзамен как новая форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО / А. А. Факторович. - URL: http: //k0gpk.ru/f/ dem0nstratsi0nnyy_ekzamen_kak_n0vaya_f0rma_g0sudarstvenn0y_it0g0v0y_attestatsii_p0_0braz0vatelnym_ programmam_spo.pdf (дата обращения: 13.03.2023). - Текст : электронный.
REFERENCES
1. Averin, A. V., Starichenk0, B. E. (2020). Razrab0tka veb-pril0zheniya dlya piring0v0g0 0tsenivaniya «peer assessment online» [Devetopment 0f a Web Applicati0n for Peer-t0-Peer Assessment "Peer Assessment Online"]. In Aktual'nye voprosy prepodavaniya matematiki, informatiki i informatsionnykh tekhnologii. N0. 5, pp. 7-13.
2. Andrienk0va, Yu. D., Medvedev, P. N., Malyi, D. V. (2021). K wprosu 0 nezavisim0i 0tsenke kachestva p0dg0t0vki 0buchayushchikhsya v vuze [On the Issue 0f Independent Assessment 0f the Quality 0f Training 0f Students at the University]. In S0vremennye problemy nauki i 0braz0vaniya. N0. 2, pp. 82-91. DOI 10.17513/spn0.30728. URL: https://i-ex-am.ru/sites/default/files/sites/default/Andrienk0va%20Y.D.%2C% 20Medvedev%20P.N.%2C%20Maliy%20D.V.pdf.
3. V0r0nushkina, O. V., Semenchina, E. N. (2021). Opyt vnedreniya dem0nstratsi0nn0g0 ekzamena p0 an-gliisk0mu yazyku v 0braz0vatel'n0e prostranstv0 pedag0gichesk0g0 vuza [Experience in Introducing a Dem0n-stratfon Exam in English into the Educatfonal Space 0f a Pedag0gical University]. In Vestnik pedagogicheskikh nauk. N0. 1, pp. 164-172.
4. Metodika organizatsii i provedeniya demonstratsionnogo ekzamena po standartam Vorldskills Rossiya [Meth0d0l0gy f0r Organizing and C0nducting a Dem0nstrati0n Exam Acc0rding t0 W0rldSkills Russia Standards]. (2019). M0sc0w. URL: http://wsr42.ru/upl0ads/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0% BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D 0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%94%D0%AD.pdf (m0de 0f access: 13.03.2023).
5. Metodicheskie rekomendatsii o provedenii gosudarstvennoi itogovoi attestatsii v forme de-monstratsionnogo ekzamena po obrazovatel'nym programmam srednego professional'nogo obrazovaniya v ramkakh federal'nogo proekta «Professionalitet» [Meth0d0l0gical Rec0mmendati0ns 0n C0nducting the State Final Certificati0n in the F0rm 0f a Dem0nstrati0n Exam f0r Educati0nal Pr0grams 0f Sec0ndary V0cati0nal Educa-ti0n in the Framew0rk 0f the Federal Project "Professi0nality"]. (2022). M0sc0w. FGBOU DPO «Institut razvitiya pr0fessi0nal'n0g0 obrazovaniya». URL: https://www.inf0rmi0.ru/files/direct0ry/d0cuments/2022/11/ Met0dicheskie_rek0mendacii.pdf (m0de 0f access: 13.03.2023).
6. Pir0zhnik0va, A. M., Ovchinnik0va, A. M., Lysik0va, T. S. (2022). Standarty W0rldSkills v p0dg0t0vke bakalavrov pedag0gichesk0g0 0braz0vaniya: dem0nstratsi0nnyi ekzamen v ramkakh it0g0v0i attestatsii [W0rldSkills Standards in the Preparatfon 0f Bachefors 0f Pedag0gical Educati0n: A Dem0nstrati0n Exam as Part 0f the Final Certificati0n]. In Pedagogicheskii IMIDZh. V0l. 16. N0. 2 (55), pp. 178-192. DOI: 10.32343/24095052-2022-16-2-178-192.
7. Starichenko, B. E., Mamontova, M. Yu., Slepukhin, A. V. (2014). Metodika ispol'zovaniya informatsion-no-kommunikatsionnykh tekhnologii v uchebnom protsesse [Methods of Using Information and Communication Technologies in the Educational Process]. Part 3. Ekaterinburg, Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii univer-sitet. 179 p.
8. Faktorovich, A. A. Demonstratsionnyi ekzamen kak novaya forma gosudarstvennoi itogovoi attestatsii po obrazovatel'nym programmam SPO [Demonstration Exam as a New Form of State Final Certification for Educational Programs of Secondary Vocational Education]. URL: http://kogpk.ru/f/demonstratsionnyy_ekzamen_ kak_novaya_forma_gosudarstvennoy_itogovoy_attestatsii_po_obrazovatelnym_programmam_spo.pdf (mode of access: 13.03.2023).