УДК/UDC 377
DOI10.54509/22203036_2022_4_59 EDN AKXHNE
Ломтева Елена Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), г. Москва
Бедарева Лариса Юрьевна
старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), г. Москва
0Ж0
Lomteva Elena V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Leading Researcher, the Center of Continuing Education Economics, Institute of Applied Economic Research, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow
Bedareva Larisa Yu.
Senior Research Associate, the Center of Economics of Continuing education, Institute of Applied Economic Research, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow
ВЛИЯНИЕ ДЕМОЭКЗАМЕНА НА ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ1 THE ROLE OF THE YOUTH EMPLOYMENT DEMO EXAM
Введение. Статья посвящена анализу влияния сдачи выпускниками образовательных организаций системы среднего профессионального образования (СПО) государственной итоговой аттестации (ГИА) в формате демонстрационного экзамена (ДЭ) по стандартам WorldSkills на трудоустройство. В основе исследования лежит оценка мнения трудоустроенных выпускников системы СПО и работодателей о наличии приоритета трудоустройства при сдаче ГИА в формате ДЭ, а также сравнение начального уровня средних заработных плат выпускников системы СПО как сдававших традиционную государственную итоговую аттестацию, так и в формате демонстрационного экзамена. Дополнительно приводится общая характеристика распределения выпускников системы по различным каналам занятости, а также основные причины отказа от трудоустройства по полученной профессии (специальности) выпускников системы СПО, обучавшихся по договору целевого обучения.
Методология. Социологический опрос проведен Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС в октябре 2021 года среди 99 995 выпускников образовательных организаций СПО 20192021 гг. и 958 ведущих представителей работодателей из 61 субъекта Российской Федерации в рамках
мониторинга показателей трудоустройства (включающих заработную плату) выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. В качестве основных методов исследования авторами были использованы: анализ нормативно-правового обеспечения профессионального образования, а также метод сравнения статистических данных форм федерального статистического наблюдения. Систематизация и обобщение полученных данных легли в основу создания методических рекомендаций для органов управления образованием, разработанных в рамках государственного контракта от 26.06.2020 № 05.S12.11.0001.
Результаты. В ходе исследования сделаны выводы, что выпускники системы СПО не считают существенным преимуществом при трудоустройстве сдачу ГИА в формате демонстрационного экзамена, уровень стартовых заработных плат при этом также находится примерно на одном уровне с теми, кто сдавал ГИА в традиционном формате. Также низкую заинтересованность в выпускниках, сдавших ГИА в формате ДЭ, показали и работодатели, что подтверждается результатами проведенного социологического опроса.
1 Статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Заключение. Введение демонстрационного экзамена как итоговой формы аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций сегодня не представляет существенного интереса ни для обучающихся, ни для работодателей. Поэтому с целью повышения доли трудоустроенных, особенно по специальности, необходим комплекс мероприятий, позволяющий работодателям и всем заинтересованным сторонам подключаться к практической подготовке обучающихся уже с первого курса, а не на этапе защиты. Результаты данной работы могут быть использованы для совершенствования механизмов взаимодействия профессиональных образовательных организаций с ведущими работодателями области, а также в профориентационной работе.
Introduction. The article is devoted to the analysis of the impact of passing by graduates of educational organizations of the secondary vocational education system of the state final certification in the format of a demo-exam according to WorldSkills standards on employment. The study is based on an assessment of the opinion of employed graduates of the secondary vocational education system and employers on the availability of priority in employment when passing the state final certification in the PE format, as well as a comparison of the initial level of average wages of graduates of the secondary vocational education system both who passed the traditional state final certification and in the format of a demonstration exam. In addition, a general description of the distribution of graduates of the system through various employment channels is given, as well as the main reasons for refusing employment in the received profession (specialty) of graduates of the special training system who studied under the contract on targeted training.
Methodology. The leading method was a sociological study conducted as part of the monitoring of employment indicators (including wages) of graduates of educational organizations implementing educational programs of secondary vocational education, according to their professions (specialties) by the Center for Continuing Education Economics of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration in October 2021 among 99,995 graduates of educational organizations professional education in 2019-2021 and 958 leading representatives of employers from the 61st constituent entity of the Russian Federation. Authors used the following research methods as the main ones: an analysis of regulatory support for vocational education, as well as a method for comparing statistical data of forms of federal statistical observation. The sys-tematization and generalization of the data obtained formed
the basis for the creation of methodological recommendations for educational authorities developed under state contract No. 05.S12.11.0001 of June 26, 2020.
Results. In the course of the study, conclusions were made that graduates of the professional education system do not consider it a significant advantage in employment to pass the state final certification in the format of a demonstration exam, while the level of starting wages is also approximately the same as those who passed the state final certification in the traditional format. Employers also showed low interest in graduates who passed the state final certification in the demo-exam format, which is confirmed by the results of a sociological survey.
Conclusion. The introduction of the demo-exam as the final form of certification of graduates of professional educational organizations today is not of significant interest either for students or for employers. Therefore, in order to increase the share of employed people, especially in the specialty, a set of measures is needed that allows employers and all interested parties to connect to the practical training of students from the first year, and not at the protection stage. The results of this work can be used to improve the mechanisms of interaction of professional educational organizations with leading employers of the region, as well as in career guidance work.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, трудоустройство, демонстрационный экзамен, профессиональные навыки.
Keywords: secondary vocational education, employment, demonstration exam, professional skills.
Введение
В рамках повышения качества подготовки кадров системой среднего профессионального образования, а также для синхронизации профессий и специальностей, по которым ведется обучение в профессиональных образовательных организациях, с потребностями рынков труда субъектов Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации был принят приказ от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования», в котором представлен новый порядок проведения государственной итоговой аттестации в обязательном формате демонстрационного экзамена. Повсеместное внедрение в образовательных организациях СПО ГИА в формате ДЭ потребует достаточно длительной и довольно финансово- и человекозатратной подготовки, поскольку возникнет необходимость привлече-
ния большого числа независимых экспертов к работе в государственных аттестационных комиссиях.
Кроме того, введение рядом стран санкций против России в 2022 г. повлияло на оформление инфраструктурных листов для проведения ДЭ, в т. ч. ДЭ профильного уровня с учетом положений стандартов Ворлдскиллс, которые теперь могут наполняться на усмотрение образовательной организации (письмо АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» от 24.03.2022 № 1.5/АРПМ-744/2022 «Об упрощении требований к материально-техническому оснащению площадок, претендующих на получение статуса центра проведения демонстрационного экзамена, ввиду складывающейся ситуации в 2022 году». Однако у работодателей существуют свои стандарты оснащения рабочих мест, зачастую отличающиеся от стандартов, заложенных в инфраструктурных листах ДЭ, что затрудняет быструю адаптацию выпускников ПОО к производственному процессу из-за отсутствия навыков работы на оборудовании работодателя.
Поэтому с целью анализа влияния ГИА в формате ДЭ, в т. ч. по стандартам Ворлдскиллс, на последующее трудоустройство выпускников образовательных организаций СПО, а также на величину их средней заработной платы, был проведен социологический опрос как самих выпускников образовательных организаций СПО, так и работодателей в ряде регионов Российской Федерации.
Методология
В основе исследования лежит мониторинг показателей трудоустройства (включающих заработную плату) выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, по имеющейся у них профессии (специальности), проведенный посредством социологического опроса в электронном формате. На основе полученных данных проведен: анализ распределения выпускников ПОО 2019/2021 уч. г. выпуска по каналам занятости; влияние сдачи ГИА в формате ДЭ на трудоустройство выпускников ПОО (мнение выпускников и мнение работодателей); анализ заработной платы в зависимости от результатов демонстрационного экзамена.
Инструментарий социологического исследования включал анкетный опрос в электронном формате выпускников системы среднего профессионального
образования (99 995 выпускников 2019-2021 гг. для оценки каналов занятости и 7857 выпускников 20182021 гг. для оценки влияния формата ДЭ), анкетный опрос работодателей (958 респондентов).
Исследование реализовано в разрезе отдельных федеральных округов, субъектов Российской Федерации и России в целом.
Для наглядности результаты исследования были оформлены в виде инфографики.
Результаты
Вопросы выбора молодыми людьми образовательных и профессиональных траекторий всегда были в центре внимания ученых, в том числе и социологов. Однако большинство работ данной тематики были посвящены выбору выпускников 9-х классов с акцентом на успеваемость, территориальное неравенство, социально-экономическое положение семей, в т. ч. рассматривались первичные и вторичные эффекты социального происхождения семей [1; 2; 4; 5]. В ряде работ рассмотрены особенности изменений в выборе образовательных и профессиональных траекторий не только молодых людей, которые в большинстве работ были в центре внимания исследователей, но и старшего поколения [3]. Отдельно изучались особенности выбора трудящейся молодежью заочной формы обучения в вузе [6]. Отдельно стоит отметить исследование Высшей школы экономики, посвященное исследованию сложных образовательных и профессиональных маршрутов выпускников вузов в зависимости от параметров человеческого капитала и социально-экономического статуса [7]. Однако выбор выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования (ПОО) между возможностью сдавать государственную итоговую аттестацию в традиционном формате или в форме демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, а также влияние сдачи ГИА в формате ДЭ на само трудоустройство практически не рассматривались, или эти исследования носили фрагментарный характер.
С целью исследования и последующего анализа вышеперечисленных факторов ЦЭНО2 РАНХиГС3 в 2021 г. провел мониторинг показателей трудоустройства (включающих заработную плату) выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, по имеющейся у них профес-
2 Центр экономики непрерывного образования.
3 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
2% 2,8% 3,9%
В Находятся в отпуске по уходу за ребенком
0 ИП
13 Самозанятые
В Призваны в ряды ВС России
Ш Продолжили обучение по очной форме
□ Не заняты
□ Работают по найму
Рис. 1. Распределение выпускников ПОО 2021 г. по каналам занятости (незанятости) по России, %
2,7 3,5 3,5 10,6
2,/ 3,5 3,5 I
щщ
ЮФО
1,51,8 3,9 5,5 10,3
ЦФО ^--шш........
3,11,6 3,1 4,7 9,4 УФО рл-^р
СФО
2,4 3,7 4,8 4 13,3
рлЦ-ш.........
2,8 3,7 2,4
2.3 4 6,3 2,3 12
скфо р^-х-я.....
2.4 4,8 3,4 11,5
сзфо \агу1-щ\
19,5
60,2
5,5
ПФО ДФО
3 2,4 3,2 11,8
шлшшиш
0% 10% 20%
23
53,9
21,9
56,3
21
50,!
40,8
32,2
24
53,8
15
—Г 59
17
э:
53,7
В Находятся в отпуске по уходу за ребенком
а ип
0 Самозанятые
В Призваны в ряды ВС России
Ш Продолжили обучение по очной форме
□ Не заняты
□ Работают по найму
30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Рис. 2. Распределение выпускников ПОО 2021 г. по каналам занятости / незанятости по федеральным округам
сии (специальности) посредством социологического опроса в электронном формате во всех регионах Российской Федерации. В соцопросе приняли участие 96292 выпускника ПОО 2019 г. из 85 регионов, 1 344 выпускника ПОО 2020 г. из 78 регионов, 2359 выпускников ПОО 2021 г. из 80 регионов и 958 работодателей из 61 региона.
Опрос выпускников ПОО 2021 г. показал (рис. 1), что доля занятых в экономике (работают по найму, ИП и самозанятые) среди завершивших обучение в 2021 г. составила 59,5 % (на 12,1 % меньше, чем в 2020 г.), из них около 42,0 % выпускников ПОО 2021 г. устроились на работу по специальности (на 10,0 % меньше, чем в предыдущем году). Среди 40,5 % нетрудоустроенных выпускников ПОО 2021 г. по тем или иным причинам не вышли на рынок труда 19,0 % (находятся в отпуске по уходу за ребенком, призваны в ряды ВС Российской Федерации и продолжили обучение по очной форме), являются незанятыми 21,5 %, из них 1,5 % зарегистрированы на бирже труда. По сравне-
нию с 2019 и 2020 гг., доля незанятых выросла соответственно в 1,2 и 1,8 раза.
Среди федеральных округов (рис. 2) наиболее высокий показатель доли занятых в экономике (работают по найму, ИП и самозанятые) для выпускников ПОО 2021 г. наблюдался в ЮФО (66,4 %), тогда как наибольшая доля незанятых (57,5 %) - в СКФО.
На рисунке 3 представлены результаты опроса трудоустроенных выпускников ПОО 2021 г. выпуска по показателю среднемесячной заработной платы в разрезе федеральных округов.
В рамках мониторинга трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций авторами были проанализированы заработные платы в разрезе субъектов Российской Федерации и направлений подготовки в зависимости от результатов сдачи ГИА в формате демонстрационного экзамена. Большой объем полученных результатов не позволяет опубликовать их в рамках одной статьи, поэтому в качестве примера приводим среднеме-
40 000 35 000
30 000 -27- 826 —
25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0
36' 294
32 648
34 229
РФ
ЦФО
СЗФО
ЮФО
ПФО
УФО
СФО
ДФО
СКФО
Рис. 3. Среднемесячная заработная плата трудоустроенных выпускников ПОО 2021 г. по Российской Федерации и федеральным округам, рублей
сячную заработную плату трудоустроенных выпускников ПОО 2021 г. в зависимости от результатов демонстрационного экзамена по направлению подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки (табл. 1).
Из таблицы видно, что уровень заработных плат выпускников по педагогическим специальностям слабо зависит от набранных баллов демонстрационного экзамена и, скорее всего, связан с социально-экономическими особенностями положения региона работы.
Недостаток практических навыков у выпускников СПО отмечают многие работодатели. Поэтому счита-
ется, что проведение ГИА в формате ДЭ по стандартам WorldSkills сможет повысить востребованность выпускников ПОО у работодателей, а также позволит им быстрее адаптироваться на производстве. Кроме того, считается, что достоинством ДЭ является возможность актуализации и корректировки образовательных программ под запросы требований работодателей:
- для ПОО - повышение качества и содержания образовательных программ, повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, модернизация материально-технической базы;
Таблица 1
Среднемесячная заработная плата трудоустроенных выпускников ПОО 2021 г. в зависимости от результатов демонстрационного экзамена в региональном разрезе
Наименование УГС Диапазон баллов Среднемесячная ЗП выпускника ПОО, руб. Субъект РФ
44 - Образование 11400 Нижегородская область
и педагогические науки 15000 Ханты-Мансийский автономный округ
Чеченская Республика
15600 Республика Татарстан
16500 Краснодарский край
17000 Республика Северная Осетия - Алания
18000 Челябинская область
0-30 20000 Калужская область
Томская область
21600 Тульская область
22750 Республика Бурятия
22957 Забайкальский край
23333 Иркутская область
25333 Кемеровская область - Кузбасс
40000 Красноярский край
Окончание таблицы 1
Наименование УГС Диапазон баллов Среднемесячная ЗП выпускника ПОО, руб. Субъект РФ
44 - Образование 10000 Пермский край
и педагогические науки 11793 Самарская область
12000 Чеченская Республика
18263 Тульская область
20000 Омская область
22000 Республика Бурятия
30-50 22250 Томская область
25000 Брянская область
27000 Иркутская область
30000 Кемеровская область - Кузбасс
Ханты-Мансийский автономный округ
35000 Ставропольский край
37500 Смоленская область
8000 Кировская область
11800 Кабардино-Балкарская Республика
15000 Республика Татарстан
15210 Чеченская Республика
Белгородская область
20000 Воронежская область
Рязанская область
Смоленская область
21000 Забайкальский край
50-80 22500 Калужская область
23750 Челябинская область
25000 Амурская область
Томская область
25333 Иркутская область
25833 Тульская область
27000 Саратовская область
33000 Кемеровская область - Кузбасс
45000 Республика Саха(Якутия)
10000 Архангельская область
12000 Республика Татарстан
13000 Кабардино-Балкарская Республика
13500 Омская область
13800 Республика Дагестан
14500 Пермский край
15000 Ставропольский край
16000 Удмуртская Республика
17000 Челябинская область
80-100 17333 Краснодарский край
Смоленская область
18000 Ненецкий автономный округ
20000 Кемеровская область - Кузбасс
Тамбовская область
22723 Тульская область
32000 Забайкальский край
33000 Саратовская область
35000 Иркутская область
37000 Амурская область
Организация повышения квалификации для мастеров п/о
Участие в профориентационных мероприятиях
Спонсорская помощь, выплата стипендий
Участие в организации учебной и производственной практик
Участие в оценке общих и профессиональных компетенций студентов СПО
Привлечение к обеспечению контроля качества подготовки выпускников
Руководство курсовыми проектами и ВКР студентов СПО
0,0%
5,0%
10,0%
15,0%
20,0%
25,0%
30,0%
Рис. 4. Вовлеченность работодателей в подготовку кадров среднего звена, % от опрошенных работодателей (несколько вариантов ответа)
- для выпускника - конкурентоспособность на рынке труда, возможность получения паспорта компетенций;
- для работодателя - возможность подбора молодого специалиста нужной квалификации, возможность установления партнерских отношений с ПОО.
Однако в настоящее время наблюдается невысокий уровень взаимодействия с работодателями (рис. 4).
Проведенный опрос показал, что основным вкладом работодателей в подготовку кадров среднего звена, является финансовая помощь, т. е. опосредованное личное участие работодателей остается достаточно низким.
В рамках проведенного мониторинга показателей трудоустройства (включающих заработную плату) выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, по имеющейся у них профессии (специальности) и по влиянию ГИА в формате ДЭ на трудоустройство, было опрошено 7 857 выпускников (2018-2021 годов выпуска), из них доля сдавших ГИА в формате ДЭ составила 41,3 %. Из общего числа выпускников, сдавших ГИА в формате ДЭ, трудоустроилось 67,6 %, в т. ч. по полученной профессии (специальности) - 49,7 %. В анкетах для выпускников и работодателей были предусмотрены следующие вопросы, касающиеся их отношения к демонстрационному экзамену:
1. Повлияла ли на трудоустройство сдача государственной итоговой аттестации с использованием демонстрационного экзамена (мнение выпускников)?
2.Заинтересованы ли работодатели в выпускниках, сдавших государственную итоговую аттестацию с использованием демонстрационного экзамена (мнение выпускников и работодателей)?
3. Влияет ли на качество полученного образования завершение государственной итоговой аттестации с использованием демонстрационного экзамена (мнение выпускников)?
По мнению 35,0 % опрошенных выпускников ПОО, сдача ГИА в формате ДЭ оказывает положительное влияние на их трудоустройство. При этом 33,7 % выпускников считают, что такой формат сдачи ГИА дает им приоритет у работодателя по сравнению с другими претендентами на вакантную должность или рабочее место, 33,9 % считают, что никакого приоритета у них нет, и 32,5 % затрудняются ответить на этот вопрос. Заинтересованность в выпускниках ПОО, сдавших ГИА в формате ДЭ, подтвердили 45,7 % опрошенных работодателей, остальные 54,3 % отрицали наличие приоритета при приеме на работу выпускников с таким форматом ГИА. Зато, по мнению 52,9 % опрошенных выпускников ПОО, сдача ГИА в формате ДЭ позволяет получить более качественную подготовку по выбранной профессии или специальности, 21,1 % выпускников не видят никакой разницы в качестве подготовки, а 26,6 % сомневаются, что такой формат сдачи ГИА сможет повысить качество подготовки в ПОО.
На рисунке 5 представлены результаты распределения мнения работодателей о приоритетах при приеме на работу выпускников ПОО, завершивших ГИА в формате ДЭ.
200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
-190-
_92_
76
-51-
_53_
^_"" 36
■ ■ И 16Д ТТ
"зб | -3Г
1а_=1[ь
ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО
■ да пнет
СФО ДФО
СКФО
Рис. 5. Мнение работодателей о приоритетах при приеме на работу выпускников ПОО, завершивших ГИА в формате ДЭ, кол-во опрошенных организаций
В качестве исследования заинтересованности работодателей в выпускниках, сдававших ГИА в формате ДЭ, было уделено внимание вопросу, есть ли зависимость величины средней заработной платы (далее - ср. ЗП) трудоустроенного выпускника ПОО от сдачи ГИА в формате ДЭ (рис. 6). Оказалось, что и здесь никакого приоритета для сдававших ГИА в формате ДЭ нет. Как видно из рисунка 5, средние
величины ЗП в диапазоне от минимального до максимального значения и медианные значения практически не отличаются друг от друга. Причем отличий нет ни по данным, полученным из опроса выпускников, ни по данным, полученным из опроса работодателей. Единственным отличием является то, что размер ср. ЗП из опроса работодателей выше ср. ЗП из опроса выпускников, но это можно объяснить тем,
Из опроса выпускников ПОО
Из опроса работодателей
Рис. 6. Приоритет для кандидатов, завершивших ГИА в формате ДЭ, мнение работодателей
что выпускники предоставляли размер фактической средней заработной платы, а работодатели предполагаемой (т. е. прогнозной) средней заработной платы.
Таким образом можно сказать, что ожидания благотворного влияния ДЭ как формата ГИА на трудоустройство выпускников ПОО оказались преувеличенными. В большей степени формат ДЭ показывает качество подготовки выпускника ПОО по выбранной ими профессии или специальности и в меньшей степени влияет на их трудоустройство и величину ср. ЗП.
Хотелось бы также обратить внимание на существующие риски реализации государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills:
- несовпадение названий компетенций WorldSkills с номенклатурой квалификаций, признаваемых российским рынком труда;
- затратность подготовки к демонстрационному экзамену;
- определенная степень неопределенности работодателей в вопросах кадрового планирования.
Также хотелось бы отметить причины отказа от трудоустройства по полученной профессии (специальности) выпускниками ПОО, обучавшихся на основании договора о целевом обучении и завершивших обучение сдачей ГИА в формате демоэкзамена, которые удалось выделить в ходе вышеописанного мониторинга показателей трудоустройства. Так, из общей численности трудоустроенных выпускников, завершивших обучение на основании договора о целевом обучении, 7,4 % трудоустроились не по специальности, из них в качестве основных причин были названы: «по семейным обстоятельствам» - 2,1 %, «не было желания» - 1,2 %, «низкая заработная плата» - 1,9 %, «отказ работодателя в трудоустройстве» - 0,7 %, «по состоянию здоровья» - 0,4 % и «другое» - 1.1 %. Среди основных причин трудоустройства по специальности данной категории выпускников мы можем назвать разочарование в полученной профессии и ликвидацию организации-работодателя, с которой был заключен договор. Существенных различий в доле трудоустроенных выпускников, обучавшихся на основании договора о целевом обучении и сдавших ГИА в традиционной форме и формате демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, нет.
Заключение
Региональные системы среднего профессионального образования находятся в состоянии непрерывного обновления. Основные изменения связаны с внедрением новых образовательных технологий; посто-
янно обновляющимся содержанием образовательных программ, ориентированных на практику; материально-технической базой профессиональных образовательных организаций. Данный процесс невозможен без создания крепких взаимовыгодных партнерских связей с работодателями региона; сетевыми формами организации ресурсов; грамотной профориентацион-ной работы со школьниками, включая раннюю профессионализацию. Однако по результатам исследования хорошо видно, что сегодня работодатели не готовы идти на контакты с профессиональными образовательными организациями.
В качестве предложений хотелось бы отметить необходимость разработки эффективных механизмов участия представителей работодателя в качестве членов экзаменационной комиссии ГИА без их дополнительного обучения; разрешить при проведении ДЭ использовать материально-техническую базу работодателей или оборудование, согласованное с предприятиями региона; рассмотреть возможность совершенствования механизма проведения демонстрационного экзамена в онлайн-формате.
Литература
1. Бессуднов А. Р., Малик В. М. Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9-го класса средней школы // Вопросы образования. 2016. № 1. C. 135-167.
2. Богданов М. Б., Малик В. М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодежи России? DOI: 10.14515/ monitoring.2020.3.1603 // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3 (157). С. 392-421.
3. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. От восприятия перемен - к изменению социального поведения. DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-6-24 // Мир России. Социология. Этнология. 2022. № 31 (1). С. 6-24.
4. Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе / Ю. Косякова, Г А. Ястребов, Д. М. Янбарисова, Д. Ю. Куракин // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. № 5 (19). С. 76-97.
5. Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи. DOI: 10.17323/727-0634-2019-17-4-539-554 // The Journal of Social Policy Studies. 2019. Т. 17, № 4. С. 539-554.
6. Чередниченко Г. А. Высшее образование - заочно: кто получает и как использует (результаты социологического исследования) // Ректор вуза. 2021. № 11. С. 24-34.
7. Мальцева В. А., Розенфельд Н. Я. Траектории российской молодежи в образовании и профессии на материале лонгитюда: сложные маршруты выпускников вузов. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-99-148 // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 99-148.
References
1. Bessudnov A. R., Malik V. M. Social'no-ekonomicheskoe i gendernoe neravenstvo pri vybore obrazovatel'noj traektorii
posle okonchaniya 9-go klassa srednejshkoly [Socioeconomic and gender inequalities in educational trajectories upon completion of lower secondary education in Russia]. Educational Studies Moscow, 2016, no. 1, pp. 135-167. (In Russian).
2. Bogdanov M. B., Malik V. M. Kak sochetayutsya social'noe, territorial'noe i gendernoe neravenstva v obrazovatel'nyh traektoriyah molodezhi Rossii? [Social, territorial and gender inequalities in educational trajectories of the Russian youth]. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1603. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 2020, no. 3 (157), pp. 392-421. (In Russian).
3. Konstantinovskiy D. L., Popova E. S. Ot vospriyatiya peremen - k izmeneniyu social'nogo povedeniya [From the perception of social changes towards social behavior change]. DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-6-24. Universe of Russia. Sociology. Ethnology, 2022, no. 31 (1), pp. 6-24.
4. Kosyakova Yu., Yastrebov G., Yanbarisova D., Kurakin D. Vosproizvodstvo social'nogo neravenstva v rossijskoj obrazovatel'noj sisteme [The reproduction of social inequality in
the Russian educational system]. Journal of Sociology and Social Anthropology, 2016, no. 5 (19), pp. 76-97. (In Russian).
5. Khavenson T., Chirkina T. Obrazovatel'nyj vybor uchashchihsya posle 9-go i 11 -go klassov: sravnenie pervichnyh i vtorichnyh effektov social'no-ekonomicheskogo polozheniya sem'i [Student educational choice after the 9th and 11th grades: comparing the primary and secondary effects of family socioeconomic status]. DOI: 10.17323/727-0634-2019-17-4-539-554. The Journal of Social Policy Studies, 2019, vol. 17, no. 4, pp. 539-554. (In Russian).
6. Cherednichenko G. A. Vysshee obrazovanie - zaochno: kto poluchaet i kak ispol'zuet (rezul'taty sociologicheskogo issledovaniya) [Higher education - by correspondence: who gets it and how it is used (results of a sociological study)]. University rector, 2021, no. 11, pp. 24-34. (In Russian).
7. Maltseva V., Rozenfeld N. Traektorii rossijskojmolodezhi v obrazovanii i professii na materiale longityuda: slozhnye marshruty vypusknikov vuzov [Educational and career trajectories of the russian youth in a longitudinal perspective: a case of university graduates]. Educational Studies Moscow, 2022, no. 3, pp. 99-148. (In Russian).