Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ СИСТЕМЫ СПО: ТРУДНОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ СИСТЕМЫ СПО: ТРУДНОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудоустройство / статистика / мониторинг / среднее профессиональное образование / рынок труда / employment / statistics / monitoring / secondary vocational education / labor market

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полушкина А. О., Поневаж В. П., Бедарева Л. Ю., Ломтева Е. В.

Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования (далее — СПО) всегда было объектом пристального внимания со стороны органов управления образованием и государственной власти, а также исследователей, поскольку данным показателем оценивается эффективность деятельности профессиональных образовательных организаций. Вместе с тем в настоящее время в системе профессионального образования не созданы инструменты, позволяющие получать актуальные, достоверные и полные сведения о трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО) по полученной профессии (специальности), уровне заработной платы выпускников, а также трудоустроенных после завершения обучения в формате демонстрационного экзамена и по договору о целевом обучении. Статистические источники в настоящее время не предоставляют данную информацию о выпускниках в необходимом объеме. Целью данной статьи стал анализ подходов к существующим на сегодняшний день методикам мониторинга трудоустройства выпускников СПО. Авторами рассмотрены вопросы мониторинга трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций, проведен сравнительный анализ показателей трудоустройства, существующих в настоящее время, и предложены новые показатели, отражающие реальную объективную картину трудоустройства молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полушкина А. О., Поневаж В. П., Бедарева Л. Ю., Ломтева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO EMPLOYMENT ASSESSMENT OF GRADUATES OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM: DIFFICULTIES AND POSSIBLE SOLUTIONS

The employment of graduates of the secondary vocational education system has always been an object of close attention from the educational authorities and government authorities, as well as researchers, since this indicator assesses the effectiveness of the activities of professional educational organizations. Currently, the system of vocational education has not created tools that allow you to receive up-to-date, reliable and complete information about the employment of graduates of vocational educational organizations in the profession (specialty) received, the level of salary of graduates, as well as those employed after completion of training in the format of a demonstration exam and under a contract, about targeted learning. Statistical sources currently do not provide this information about graduates in the required volume. The purpose of this article was to analyze the approaches to the current methods of monitoring the employment of vocational education graduates. The authors considered the issues of monitoring the employment of graduates of professional educational organizations, carried out a comparative analysis of the employment indicators that exist at the present time, and proposed new indicators that reflect the real objective picture of youth employment.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ СИСТЕМЫ СПО: ТРУДНОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ»

СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.147

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ СИСТЕМЫ СПО: ТРУДНОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования (далее — СПО) всегда было объектом пристального внимания со стороны органов управления образованием и государственной власти, а также исследователей, поскольку данным показателем оценивается эффективность деятельности профессиональных образовательных организаций. Вместе с тем в настоящее время в системе профессионального образования не созданы инструменты, позволяющие получать актуальные, достоверные и полные сведения о трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО) по полученной профессии (специальности), уровне заработной платы выпускников, а также трудоустроенных после завершения обучения в формате демонстрационного экзамена и по договору о целевом обучении. Статистические источники в настоящее время не предоставляют данную информацию о выпускниках в необходимом объеме.

Целью данной статьи стал анализ подходов к существующим на сегодняшний день методикам мониторинга трудоустройства выпускников СПО.

Авторами рассмотрены вопросы мониторинга трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций, проведен сравнительный анализ показателей трудоустройства, существующих в настоящее время, и предложены новые показатели, отражающие реальную объ-

А. О. Полушкина

Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), г. Москва E-mail: madzuno@gmaH.com

Anna Polushkina

Senior Scientist, the Center for Continuing Education Economics, Institute of Applied Economic Research, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia

Как цитировать статью: Полушкина А. О., Поне-важ В. П., Бедарева Л. Ю., Ломтева Е. В. Современные подходы к оценке трудоустройства выпускников системы СПО: трудности и возможные пути решения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 5(78). С. 7-28. БО! 10.24412/2224-0772-2021-78-7-28

В. П. Поневаж

Кандидат технических наук, доцент, заместитель директора Главного информационно-вычислительного центра ФГБОУ ВО «МИРЭА —Российский технологический университет», г. Москва

E-mail: ponevazh_vp@miccedu.ru

Vladimir Ponevazh

PhD (Engineering Science), Assistant Professor, Deputy Director of the Main Information and Computing Center MIREA — Russian Technological University, Moscow, Russia

Л. Ю. Бедарева

Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), г. Москва E-mail: lara-2006@mail.ru

Larisa Bedareva

Senior Scientist, the Center for Continuing Education Economics, Institute of Applied Economic Research, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia

Е. В. Ломтева

Кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), г. Москва E-mail: lomteva-ev@ranepa.ru

Elena Lomteva

PhD (Education), Associate Professor, Leading Researcher,the Center for Continuing Education Economics,Institute of Applied Economic Research, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia

ективную картину трудоустройства молодежи.

Ключевые слова: трудоустройство, статистика, мониторинг, среднее профессиональное образование, рынок труда.

Введение. Постановка проблемы

Одной из оценок качества работы профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО) является трудоустройство выпускников в течение года с момента завершения обучения. До сих пор оценивался только общий показатель трудоустройства — численность выпускников ПОО, трудоустроившихся в течение одного года после завершения обучения (или их доля, рассчитанная относительно всего выпуска). Ранее также рассматривалась численность (доля) выпускников ПОО, продолживших обучение сразу после окончания образовательной организации, но с 2019 г. данный показатель отсутствует. Кроме того, не рассматривались и до сир пор не рассматриваются следующие показатели: численность (доля) выпускников ПОО, призванных после завершения обучения в ряды Вооруженных сил (ВС) Российской Федерации и численность (доля) выпускников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Отсутствие подобных показателей вносит искажение в полученные результаты оценки нетрудоустроенных выпускников ПОО сразу после завершения своего обучения. Например, если допустить, что доля трудоустроившихся выпускников ПОО равна 63,2%, то, соответственно, доля нетрудоустроившихся выпускников равна 36,8%. Однозначно утверждать, что значение 36,8% доли нетрудоустроенных выпускников хорошо или плохо, нельзя. Конечно же, можно сравнить данные показатели за несколько лет и в зависимости от их изменения утверждать, улучшается (если доля трудоустроившихся выпускников будет увеличиваться) или ухудшается

(если доля нетрудоустроившихся выпускников будет увеличиваться) ситуация в рассматриваемом регионе или по рассматриваемой профессии (специальности). Но как быть с более точным утверждением, если в долю нетрудоустроенных выпускников входят (помимо непосредственно самих нетрудоустроенных) и те, кто продолжил обучение далее, кто призван в ряды ВС Российской Федерации, и те, кто находится в отпуске по уходу за ребенком? В этом случае увеличение доли нетрудоустроенных выпускников ПОО может произойти и в результате увеличения данных категорий. Поэтому утверждение (в конкретном случае), что увеличение доли нетрудоустроенных плохо, безосновательно. Констатировать ухудшение с трудоустройством выпускников ПОО можно лишь только по реальным показателям численности (доли) выпускников, не трудоустроенных после завершения обучения в течение года, куда будут входить те, кто не искал работу; те, кто находится на учете в региональной службе труда и занятости; те, кто является волонтерами; те, кто являются фрилансерами, и здесь две последних категории, хоть и формально, можно считать занятостью, но поскольку официально это нигде и никак не отражается, то их учет будет вестись как нетрудоустроенных. Для устранения вышеперечисленных недостатков необходимо разработать несколько иные подходы к мониторингу трудоустройства выпускников, более актуальные в настоящее время.

Цель исследования

Обоснование новых подходов к системе мониторинга трудоустройства выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, для сбора, анализа и формирования показателей трудоустройства выпускников, включающих уровень заработной платы, трудоустройство по профессии (специальности), в том числе выпускников, завершивших государственную итоговую аттестацию с использованием демонстрационного экзамена, а также выпускников, обучавшихся на основании договора о целевом обучении.

Методы исследования

В процессе исследования использовался метод анализа статистических данных; метод анализа социологических данных; метод сопоставительных исследований; метод сравнения и обобщения полученных результатов.

Результаты

Возрастающая с каждым годом потребность в специалистах среднего звена и квалифицированных рабочих, а также изменение требований работодателей к выпускникам профессиональных образовательных организаций требуют новых подходов к мониторингу образовательных траекторий молодежи и ее трудоустройству.

В большинстве работ, посвященных трудоустройству молодежи, рассматривается выход на рынок труда в основном выпускников высшего образования [1]. По мнению авторов, по показателю доли трудоустроенных выпускников можно сделать оценку эффективности работы вуза, а мониторинг трудоустройства использовать органами управления образования для оценки качества образования [8]. Зарубежными авторами рассматриваются вопросы результативности выпускников ВО на рынке труда и проблемы, возникающие из-за разрыва между потребностями бизнеса и качеством подготовки молодых людей [14; 15; 16; 17].

Проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и рынка труда, положение молодежи на рынке труда, ее социальный статус в современных экономических условиях анализируются в работах Агафоновой Е. А. [1], Александрова Д. А. [2], Ключарева Г. А. [5] Константиновского Д. Л. [7] и многих других. Всесторонний анализ и разработку методики мониторинга трудоустройства выпускников системы СПО в 2012 году представил Петрозаводский государственный университет [6; 9; 11], однако анкеты (формы наблюдения), которые используются в данной методике для сбора данных, довольно громоздки и требуют от участников мониторинга больших затрат времени на заполнение, кроме того, часть данных, собираемых посредством анкет, дублирует данные, которые уже собраны статистическим формами СПО-1, СПО-2, СПО-мониторинг и 1-Кадры. Проблемы мониторинга трудоустройства в системе СПО были исследованы рядом авторов [3; 4; 10], но вопрос совершенствования инструментария мониторинга почти никем не рассматривался.

Анализируя такой показатель, как доля трудоустроенных выпускников ПОО, следует отметить, что здесь не все так однозначно. Во-первых, не определяется трудоустройство по профессии (специальности), что немаловажно при оценке эффективности обучения по той или иной профессии (специальности), а также при установлении контрольных цифр приема (КЦП) на бюджетные места.

Во-вторых, данный показатель не рассчитывается для ряда категорий выпускников, например для сдававших ГИА в формате демонстрационного экзамена (ДЭ) или обучавшихся на основании договора о целевом обучении. На первый взгляд может показаться, что оценка трудоустройства выпускников ПОО с учетом сдачи или несдачи ГИА в формате ДЭ не является актуальной, но поскольку за последние два года довольно сильно увеличилось финансирование ПОО именно для организации подготовки и самой сдачи ГИА в формате ДЭ, то хотелось бы оценить, насколько это помогает выпускникам в дальнейшем для их трудоустройства, ценится ли факт сдачи ГИА в формате ДЭ работодателем, оказывает ли этот факт влияние на увеличение заработной платы. Немаловажным является оценка трудоустройства и выпускников ПОО, обучавшихся на основании договора о целевом обучении. Насколько эффективно такое обучение в рамках дальнейшего трудоустройства, какова доля трудоустроившихся выпускников-«целевиков» и, в частности, трудоустроившихся в организации, которые были прописаны в договоре о целевом обучении.

В-третьих, нет четкой классификации трудоустроенных выпускников ПОО, т.е. на сегодняшний день среди трудоустроенных выпускников ПОО выделяются лишь трудоустроенные по найму и ставшие индивидуальными предпринимателями (ИП), но не выделаются самозанятые, хотя в последнее время это достаточно актуальная форма занятости.

Второй по значимости является оценка трудовой миграции выпускников ПОО, которая в свою очередь показывает, насколько предлагаемые профессии и специальности в регионе интересны для этой категории молодых специалистов. Но и этот показатель не так идеален, как хотелось бы. Сам по себе показатель объединяет сразу и образовательную, и трудовую миграцию, так как идет сравнение региона обучения и региона трудоустройства. Если регион обучения совпадает с регионом трудоустройства, то выпускник фиксируется как трудоустроенный в регионе проживания, а если не совпадает, то как трудоустроенный в другом регионе. Но ведь выпускник может приехать для обучения из другого региона, а затем вернуться обратно для трудоустройства, или же приехать для обучения из другого региона, а трудоустроится в третьем. Таким образом, необходимо четко разделить образовательную и трудовую миграцию, причем с возможной градацией на внутрирегиональную и межрегиональную. Лишь в этом случае можно будет четко определить,

каков приток или отток из региона как самой молодежи в возрасте от 14 до 20 лет, так и молодых трудовых кадров.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

На сегодняшний день основными индикаторами (показателями) эффективности работы образовательных организаций системы среднего профессионального образование (СПО) в рамках трудоустройства выпускников являются:

1) Доля трудоустроившихся выпускников ПОО,%, из них:

- доля выпускников, ставших ИП,

- доля выпускников, ставших наемными работниками %.

2) Изменение доли трудоустроившихся выпускников ПОО за период с... по... гг., п.п. (Комментарий 1), из них:

- изменение доли выпускников, ставших ИП п.п.;

- изменение доли выпускников, ставших наемными работниками, п.п.

3) Средняя сумма выплат в месяц трудоустроившимся выпускникам ПОО, руб.;

4) Изменение средней суммы выплат в месяц трудоустроившимся выпускникам ПОО за период с. по. гг., руб.

5) Доля выпускников ПОО, трудоустроенных в регионе обучения,%.

6) Изменение доли выпускников ПОО, трудоустроенных в регионе обучения, п.п.

7) Доля выпускников ПОО, трудоустроенных не в регионе обучения,%.

8) Изменение доли выпускников ПОО, трудоустроенных не в регионе обучения, п.п.

Все вышеперечисленные показатели рассчитываются в разрезах: по России в целом, по федеральным округам (ФО), по регионам, по отдельным укрупненным группам профессий (специальностей) УГП, по отдельным профессиям и специальностям, по полу. Расчет долей ведется относительно всех выпускников ПОО на конец заданного учебного года и за период — в течение года с момента завершения обучения.

В статье не рассматриваются показатели трудоустройства для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов, поскольку это категория людей имеет свои особенности учета и оценки.

Источником данных для получения вышеперечисленных показателей является «трехстороннее» соглашение (действующее по 2019 г.) между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Пенсионным фондом Российской Федерации и Министерством просве-

щения Российской Федерации [12]. Данные, собираемые в рамках данного соглашения, не предназначены для общего доступа и поэтому могут быть получены только по запросу. Кроме того, не все показатели, заявленные в соглашении, вообще собирались. Так, в 2019 г. уже не было данных о выпускниках системы СПО, продолживших свое обучение сразу после завершения ПОО. В открытом же доступе данных, касающихся трудоустройства выпускников системы СПО, вообще нет, поскольку они не собираются посредством статистических форм СПО-1, СПО-2, СПО-Мониторинг и 1-Кадры (статистика, собранная посредством этих форм, выкладывается в открытый доступ). Есть также форма сбора данных касательно трудоустройства выпускников системы СПО, которая заполняется ПОО, но из года в год качество заполнения этих форм такое, что использовать их для полномасштабного анализа не представляется возможным.

Для сбора данных по трудоустройству выпускников системы СПО за 2020 г. и далее было принято уже «шестистороннее» соглашение между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Пенсионным фондом Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной службой по труду и занятости [13]. Перечень показателей, собираемых в рамках этого соглашения, отличается от показателей по «трехстороннему» соглашению. «Трехстороннее» соглашение было в основном ориентировано на сбор данных о трудоустройстве выпускников, а вот «шестистороннее» соглашение уже ориентировано на сбор данных о трудоустройстве всех граждан. И, как водится, все новое приносит как плюсы, так и минусы. К примеру, в «шестистороннем» соглашении планируется сбор значительного числа показателей, которые смогут показать не только результаты трудоустройства граждан, но где и на каких предприятиях они более успешно трудоустраиваются, как часто меняют место работы, каковы потребности работодателей и ряд других факторов.

Для сравнения «трехстороннего» и «шестистороннего» соглашений в Таблице 1 приведены показатели, которые должны собираться в рамках этих соглашений. В таблице курсивом выделены показатели «трехстороннего» соглашения, которые отсутствуют в «шестистороннем» соглашении, подчеркиванием выделены показатели, которые добавлены только в «шестистороннем» соглашении.

Таблица 1

Показатели трудоустройства, собираемые в рамках соглашений

Трехстороннее соглашение, действующее по 2019 г. Шестистороннее соглашение, действующее с 2020 г.

Сведения о выпускниках из Рособрнадзора, передаваемые в ПФР Данные, передаваемые из Рособрнадзора в ПФР

ФИО СНИЛС

Дата рождения выпускника Фамилия

Пол Имя

СНИЛС Отчество

Период выгрузки данных Дата рождения (дд.мм.гггг.)

Информация о разбивке данных на отдельные пакеты Пол (М/Ж)

ИНН организации, в которой подлежит трудоустройству выпускник, обучавшийся на основании договора о целевом обучении Код направления подготовки (только для ООВО)

Интервал дат рождения выпускников, по которым производится обработка Наименование направления подготовки (только для ООВО)

Дополненные сведения о выпускниках Наименование документа об образовании

Код образовательной организации Серия бланка документа об образовании

ОГРН образовательной организации Номер бланка документа об образовании

КПП образовательной организации Дата выдачи документа об образовании (дд.мм.гггг)

Наименование образовательной организации Наименование образовательной организации

Год выпуска выпускников, сведения о которых включены в пакет Код специальности (в формате 00.00.00)

Код профессии и (или) специальности выпускников, сведения о которых включены в пакет Наименование специальности (при наличии)(присваивается в соответствии с кодом специальности в отдельном столбце)

Наименование профессии и (или) специальности выпускников, сведения о которых включены в пакет Наименование присвоенной квалификации^) (при наличии)

Пол выпускников Срок обучения (целое или дробное число больше нуля, указанное в месяцах)

Информация о продолжении обучения выпускников Год поступления на обучение (гггг)

Гражданство выпускников Год окончания обучения (гггг)

Трехстороннее соглашение, действующее по 2019 г. Шестистороннее соглашение, действующее с 2020 г.

Форма обучения выпускников

Источник финансирования обучения

Образование, получаемое впервые

Данные, передаваемые из ПФР в Минпросвещение России Данные, передаваемые из ПФР в Роструд

Информация о разбиении данных на отдельные пакеты Количество объектов мониторинга, входящих в каждую агрегированную группу(целое число)

Общее количество выпускников, сведения о которые содержатся в пакетах Год рождения (гггг.)

Общее количество выпускников, для которых СНИЛС прошел валидацию Пол (М/Ж)

Общее количество выпускников, о которых есть сведения в ПФР Код направления подготовки (только для ООВО)

Общее количество выпускников, являющихся ИП Наименование направления подготовки (только для ООВО)

Количество записей (ошибочных по дате рождения или СНИЛС) Наименование документа об образовании

Количество записей, допущенных к обработке Дата выдачи документа об образовании (гггг.мм)

Количество выпускников, о которых работодатель передал сведения в ПФР Наименование образовательной организации

Количество выпускников, обучавшихся на основе договора о целевом обучении Код специальности (в формате 00.00.00)

Общее количество выпускников со статусом «инвалид» Наименование специальности (при наличии)(присваивается в соответствии с кодом специальности в отдельном столбце)

Количество трудоустроенных выпускников со статусом «инвалид» Наименование присвоенной квалификацией) (при наличии)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъект Российской Федерации (ОКАТО/ ОКТМО) Срок обучения (целое или дробное число больше нуля, указанное в месяцах)

Общее количество трудоустроенных выпускников Год поступления на обучение (гггг)

Общее количество трудоустроенных выпускников, являющихся ИП Год окончания обучения (гггг)

Средняя сумма выплат в месяц Признак «работающий» (да/нет)

Общее количество трудоустроенных выпускников, обучавшихся на основании договора о целевом обучении Признание гражданина безработным (да/нет)

Трехстороннее соглашение, действующее по 2019 г. Шестистороннее соглашение, действующее с 2020 г.

Общее количество трудоустроенных выпускников в организации, указанные в договоре о целевом обучении Признак «самозанятый» (да/нет)

Средняя сумма выплат в месяц выпускникам, обучавшимся по договору о целевом обучении Количество работодателей с момента начала трудовой деятельности (целое число)

Общее количество трудоустроенных выпускников со статусом «инвалид» Размер организации (работодателя) — крупные, средние, малые

предприятия или микропредприятия

Общее количество трудоустроенных выпускников со статусом «инвалид», являющихся ИП Код муниципального образования, на территории которого зарегистрирован работодатель в соответствии с ОКТМО

Средняя сумма выплат в месяц выпускникам со статусом «инвалид» Код субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирован работодатель

Код выполняемой функции в соответствии с ОКВЭД

Сведения о профессии / должности / квалификации / специальности (при наличии)

Средняя заработная плата за год, в формате принадлежности к установленному интервалу

Общий рабочий стаж (на протяжении всей трудовой деятельности) (в месяцах)

Стаж работы у текущего работодателя (в месяцах)

Наличие особых условий труда (при наличии указывается код особых условий труда)

Наличие инвалидности (с указанием степени инвалидности при наличии)

Информация, дополняемая Рос-трудом

Сведения о вакансиях

Сведения о резюме

Сведения об откликах на вакансии

Сведения об откликах на резюме по той или иной профессии

Трехстороннее соглашение, действующее по 2019 г. Шестистороннее соглашение, действующее с 2020 г.

Сведения об отзывах по работодателям (с 01.12.2020)

Сведения об отзывах об учебных заведениях (с 01.12.2020)

Таким образом, с одной стороны, в «шестистороннем» соглашении число собираемых показателей увеличилось по сравнению с «трехсторонним», но при этом теперь невозможно будет получить более подробную информацию по выпускникам образовательных организаций, такую как доля выпускников, ставших ИП и ставших наемными работниками (Комментарий 2), а также изменение данных показателей за выбранный период времени, хотя появилась возможность определения доли выпускников, ставших самозанятыми. При этом не совсем понятно, каким образом планируется собирать информацию о самозанятых, поскольку в «шестистороннее» соглашение не входит Федеральная налоговая служба (ФНС), являющаяся единственным владельцем информации об этой категории работников (Комментарий 3). В «шестистороннем» соглашении не появились и показатели доли выпускников, продолживших обучение, не говоря уже о призванных в ряды ВС Российской Федерации и находящихся в отпуске по уходу за ребенком.

Как итог всего вышеизложенного, можно сказать, что на сегодняшний день одним из источников более или менее объективной информации для оценки трудоустройства выпускников системы СПО являются результаты социологических опросов, проводимых в отдельных субъектах Российской Федерации и дальнейшее транспонирование этих результатов на те субъекты, в которых опросы не проводились, по принципу схожести социально-экономического положения. Или проведение полномасштабного (когда охвачены все субъекты Российской Федерации) опроса, как это было сделано Росстатом (форма 1-ВТР приложение к форме 1-3 «Анкета выборочного наблюдения трудоустройства выпускников образовательных организаций, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование»), один раз в пять лет, последние данные были собраны за 2010-2015 гг. Еще один способ получения данных о трудоустройстве — это мониторинг и анализ комплексного показателя трудоустройства (включающего заработную плату) выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы

среднего профессионального образования, по имеющейся у них профессии (специальности), который планируется провести в 2021 г. РАНХиГС по заказу Министерства просвещения Российской Федерации в рамках Государственного контракта от 26 июня 2020 г. № 05.S12.11.0001. Сбор показателей будет осуществлен посредством заполнения в электронном формате анкет (форм наблюдения) тремя категориями респондентов: выпускниками ПОО, самими образовательными организациями, реализующими программы СПО, и работодателями.

Для более эффективной оценки качества работы ПОО в рамках трудоустройства их выпускников были определены следующие показатели:

1) доля выпускников ПОО, продолживших обучение,%.

2) Изменение доли выпускников ПОО, продолживших обучение, за период с... по... гг., п.п.

3) Доля выпускников ПОО, призванных в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, %.

4) Доля выпускников ПОО, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, %.

5) Доля трудоустроившихся выпускников ПОО, %, из них:

— доля выпускников, ставших ИП, %;

— доля выпускников, ставших наемными работниками, %;

— доля выпускников, ставших самозанятыми, %.

6) Изменение доли трудоустроившихся выпускников ПОО за период с. по. гг., п.п., из них:

— изменение доли выпускников, ставших ИП, п.п.;

— изменение доли выпускников, ставших наемными работниками, п.п.;

— изменение доли выпускников, ставших самозанятыми, п.п.

7) Средняя сумма выплат в месяц трудоустроившихся выпускников ПОО, руб.

8) Изменение средней суммы выплат в месяц трудоустроившимся выпускникам ПОО за период с. по. гг., руб.

9) Доля трудоустроившихся выпускников ПОО, обучавшихся на основании договора о целевом обучении (относительно всех выпускников-«целевиков»),%, из них:

— доля выпускников-«целевиков», трудоустроившихся в организации, указанные в договоре о целевом обучении, %;

— доля выпускников-«целевиков», трудоустроившихся в другие

организации,%.

10) Доля выпускников ПОО, трудоустроившихся в регионах их постоянной регистрации, %.

11) Изменение доли выпускников ПОО, трудоустроившихся в регионах их постоянной регистрации, п.п.

12) Доля выпускников ПОО, трудоустроившихся в регионах, не связанных с их местом постоянной регистрации, %.

13) Изменение доли выпускников ПОО, трудоустроившихся в регионах, не связанных с их местом постоянной регистрации, п.п.

Все вышеперечисленные показатели рассчитываются в разрезах: по России в целом, по федеральным округам, по регионам, по отдельным укрупненным группам профессий (специальностей) УГП, по отдельным профессиям и специальностям, по полу, а также по выпускникам, завершивших ГИА с использованием ДЭ. Расчет долей ведется относительно всех выпускников ПОО на конец заданного учебного года и за период — в течение года с момента завершения обучения.

Курсивом выделены индикаторы, которые на сегодняшний момент не определяются, но которые желательно получить для более эффективной оценки трудоустройства выпускников ПОО.

Разработанные анкеты (формы наблюдения) позволят полностью получить заявленные показатели. Кроме того, можно дополнительно получить от работодателей прогнозную потребность в специалистах тех или иных профессий уровня СПО, оценить продолжительность поиска работы после завершения обучения выпускниками системы СПО, оценить образовательную и трудовую миграцию молодежи, получившей профессиональное образование в рамках системы СПО.

Данные анкет (форм наблюдения) планируется собирать на базе портала ГИВЦ МИРЭА (Комментарий 4) «Мониторинг СПО». Ежегодный сбор данных, особенно от образовательных организаций, реализующих программы СПО, и от работодателей, в дальнейшем позволит оценивать изменение отдельных показателей за определенный период времени.

Хотелось бы также отметить, что показатели, предложенные в рамках государственного контракта, можно получать регулярно, если внести ряд дополнений и изменений в статистическую форму СПО-1 для сбора показателей, касающихся трудоустройства выпускников системы СПО (Рисунки 1-4). И хотя источником информации, собираемой посредством дополнительной вкладки Р2_1_3(3) и дополнительных столбцов

в уже имеющейся вкладке 2.3. статформы СПО-1, является социологический опрос, сбор данных о трудоустройстве будет регулярным, что в дальнейшем позволит производить оценку необходимых показателей за требуемый период времени, а также позволит стандартизировать, т.е. создать единый формат сбора информации о трудоустройстве ПОО от их выпускников.

Выводы

Собираемые на сегодняшний момент данные о трудоустройстве не дают возможности в полной мере оценить показатели долей трудоустроенных и нетрудоустроенных выпускников системы СПО.

Увеличение или уменьшение показателя доли нетрудоустроенных выпускников системы СПО по сравнению с предыдущим годом не дает объективной оценки этим изменениям, поскольку в него включен ряд категорий выпускников, уменьшение или увеличение числа которых может привести к соответствующему изменению данного показателя. К этим категориям относятся выпускники, продолжившие обучение, призванные в ряды ВС Российской Федерации, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, а также неучтенные фрилансеры и волонтеры.

Не осуществляется оценка трудоустройства по профессии (специальности), полученной в образовательной организации.

Не осуществляется оценка трудоустройства, в т.ч. и трудоустройства по профессии (специальности), для выпускников, сдававших ГИА в формате ДЭ.

В доле трудоустроенных выпускников не учитываются самозанятые, которые автоматически попадают в категорию нетрудоустроенных, поскольку основной источник информации по самозанятым (ФНС) не является участником как «трехстороннего», так и «шестистороннего» соглашений.

Практически отсутствует оценка трудоустройства, в т.ч. трудоустройства по профессии (специальности) для выпускников системы СПО, обучавшихся по договору о целевом обучении.

В собираемых показателях нет разделения между образовательной и трудовой миграцией уровня СПО.

Официальные статистические формы, такие как СПО-1, СПО-2, СПО-Мониторинг и 1-Кадры, не собирают и не предоставляют в открытом доступе данные касательно трудоустройства выпускников системы СПО.

Для более качественной оценки трудоустройства выпускников системы СПО, в т.ч. и по полученной профессии (специальности), можно использовать один из двух вариантов:

- проведение ежегодного мониторинга и анализа комплексного показателя трудоустройства (включающего заработную плату) выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, по имеющейся у них профессии (специальности) в дополнение к мониторингу, проводимому ГИВЦ МИРЭА на базе интернет-портала «Мониторинг СПО» по разработанным РАНХиГС анкетам (формам наблюдения) в рамках вышеупомянутого государственного контракта;

- внесение ряда дополнений и изменений (описанных ранее) в статистическую форму СПО-1 для сбора показателей, касающихся трудоустройства выпускников системы СПО.

Статья выполнена в рамках темы Государственного контракта РАНХиГС от 26 июня 2020 г. № 05.S12.11.0001 «Мониторинг и анализ комплексного показателя трудоустройства (включающего заработную плату) выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, по имеющейся у них профессии (специальности)» по заказу Министерства просвещения Российской Федерации и темы Государственного задания РАНХиГС № 11.5 «Исследование моделей трансформации региональных систем среднего профессионального образования и их потребности в ресурсном обеспечении» на 2021 г.

Комментарии

1. Пр оцентные пункты.

2. Данные показатели собирались в рамках «трехстороннего» соглашения.

3. Данные о самозанятых ФНС не передает в ПФР.

4. Главный информационно-аналитический центр Российского технологического университета.

Наименование специальности, профессии по перечням профессии и специальностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г № 1199 № строки Код направления.'' специальности Трудоустроены из выпуска с01.10 прошлого года по 30.09текущего года Трудоустроенны по полученной профессии/специальности из выпуска с 01.10 прошлого года по 30.09 текущего года

в™ Из них (из гр.4): в™ Из них (изгр. 10):

Ставшие ИП Работающие по найму Самозанятые В рамках целевой подготовки Женщины Ставшие ИП Работающие по найму Самозанятые Женщины

1 2 3 4 5 & 7 8 9 10 11 12 13 14

Программы подготовки специалистов среднего звена: на базе основного общего образованна - всего 01

Программы подготовки специалистов среднего звена: на базе среднего общего образования —всего 02

Программы подготовки специалистов среднего звена: Всего по программам подготовки специалистов среднего звена, (сумма стр. 01,02) 03

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; на базе основного общего образования - всего м

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; на базе среднего общего образования —всего 05

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; Всего по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (сумма стр. 04, 05) 06

Итого по программам среднего профессионального образования (сумма стр. 03. Об) 07

Рисунок 1. Дополнительная вкладка Р2_1_3(3) в статформу СПО-1 для учета трудоустройства выпускников

системы СПО

СПО

Коды по ОКЕИ: человек-792

Трудоустроены из числа завершивших обучение и сдавших ГИА с использованием ДЭ Продолжают профессионал ьное обучение (очно) Призваны в ряды Вооруженных Сип Находятся в отпуске по уходу за ребенком Не трудоустроенно из выпуска с01.10 прошлого года по 30.09 текущего года (очная форма обучения)

Всего (из гр-4) Из них (из гр. 15):

По полученной профессии/ специальности Ставшие ИП Работающие по найму Самозанятые В соответствии с заключенными контрактами в рамках целевой подготовки Женщины

15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

ы и>

Рисунок 2. Продолжение дополнительной вкладки Р2_1_3(3) в статформу СПО-1 для учета трудоустройства

выпускников системы СПО

Наименование показателей № строки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на базе

Численность студентов Выпуск

1 2 3 4

Студенты, заключившие договор о целевом обучении - всего (сумма стр. 02, 04-06; 01

в т.ч.обучающиеся: за счет бюджетных ассигнований: федерального бюджета 02

из них в рамках задания государственного плана подготовки кадров со средним профессиональным образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса 03

в т.ч.обучающиеся: за счет бюджетных ассигнований: бюджета субъекта Российской Федерации 04

в т.ч.обучающиеся: за счет бюджетных ассигнований: местного бюджета 05

в т.ч.обучающиеся: по договорам об оказании плагаых образовательных услуг 06

Из стр. 01 заключили договор: с федеральным государственным органом 07

Из стр. 01 заключили договор: с органом государственной власто субъекта Российской Федерации 0S

Из стр. 01 заключили договор: с органом местного самоуправления 09

Из стр. 01 заключили договор: с организациями 10

Примечание: Новые данные, которые предлагается собирать, выделены синим цветом.

Рисунок 3. Дополнительные столбцы на вкладке 2.3. статформы СПО-1 для учета трудоустройства выпускников системы СПО, обучавшихся по договору о целевом обучении

Программы подготовки специалистов среднего звена

основного общего образования на базе среднего общего образования

Трудоустроено Из них (из гр.5) Численность студентов Выпуск Трудоустроено Из них (из гр.Щ)

Трудоустроено в соответствии с заключенными контрастами в рамках целевой подготовки Трудоустроено не по профессии (специальности) Трудоустроено в соответствии с заключенными контрактами в рамках целевой подготовки Трудоустроено не по профессии (специальности)

5 6 7 8 9 10 11 12

Рисунок 4. Продолжение вкладки 2.3. статформы СПО-1

Литература

1. Агафонова Е. А. Трудоустройство выпускников как один из показателей эффективности работы вуза на современном этапе: анализ, проблемы и перспективы // Концепт. 2014. № S10. С. 1-5.

2. Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66-91.

3. Бондаренко Н. В. Анализ взаимодействия системы среднего профессионального образования и работодателей, использующих труд работников массовых профессий и специальностей // Мониторинг экономики образования НИУ-ВШЭ. 2017. № 6 (105). С. 12-30.

4. Бурков А. М., Трифонова С. А. Мониторинг трудоустройства выпускников в организации образовательного процесса в техникуме // Концепт. 2016. Т. 46. С. 65-67.

5. Ключарев Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 49-56.

6. Гуртов В. А., Серова Л. М., Степусь И. С. Комплексная система мониторинга трудоустройства выпускников // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по мат-лам IX Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (31.10-01.11.2012). Кн. I. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. С. 127-135.

7. КонстантиновскийД. Л., ПоповаЕ. С. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 34-44.

8. Лобейко Ю. А., Катуржевская О. А. Внутривузовский мониторинг как средство управления качеством образования: уч. пособие. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. 76 с.

9. О состоянии трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, востребованных специальностях, требуемых компетенциях и ожидаемых прогнозных кадровых потребностях на основе проведенного мониторинга в 10 пилотных субъектах Российской Федерации: аналитический доклад / редкол.: А. В. Воронин, В. А. Гуртов, Л. М. Серова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. 248 с.

10. Результаты социологического исследования удовлетворенности качеством среднего профессионального образования / авт.-сост. М. Ю. Лимонова. Тамбов: ТОИПКРО, 2015. 32 с.

11. Система интерактивного мониторинга трудоустройства выпускников // Центр бюджетного мониторинга ПетрГУ, 2011-2012 [Электронный ресурс]. URL: https://petrsu.ru/structure/373/ tsentrbyudzhetnogomo (дата обращения: 03.03.2021).

12. Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Пенсионным фондом Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации. ГИВЦ (данные за 2018 и 2019 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/news/podpisano-soglashenie-ob-informaczionnom-vzaimodejstvii-mezhdu-minobrnauki-rossii-pensionnym-fondom-rossii-i-rosobrnadzorom/ (дата обращения: 03.03.2021).

13. Соглашение об информационном взаимодействии в рамках осуществления мониторинга профессиональной и иной деятельности граждан между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Пенсионным фондом Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной службой по труду и занятости, от 18.12.2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/ document/564068539 (дата обращения: 05.03.2021).

14. Jepperson R. Institutions, Institutional effects and Institutionalization // The New Institutionalism in Organizational Theory / W. Powell and DiMaggio (eds.). Chicago, II: University of Chicago Press, 1991. P. 143-163.

15. Bersin J. Growing Gap Between What Business Needs and What Education Provides. https://doi. org/10.1787/5jlsmkvp0slq-en.

16. Attainment and labour market outcomes among young tertiary graduates // OESDiLibrary https://doi.org/10.1787/5jlsmkvp0slq-en.

17. Reay D., David M., Ball S. Making a Difference? Institutional Habituses and Higher Education

Choice // Sociological Research Online [Электронный ресурс] DOI: https://doi.org/10.5153/sro.548.

I А. О. no^ymKMHa, B.n. noHeBax, .n. №. EegapeBa, E.B. ^OMTeBa

MODERN APPROACHES TO EMPLOYMENT ASSESSMENT OF GRADUATES OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM: DIFFICULTIES AND POSSIBLE SOLUTIONS

The employment of graduates of the secondary vocational education system has always been an object of close attention from the educational authorities and government authorities, as well as researchers, since this indicator assesses the effectiveness of the activities of professional educational organizations. Currently, the system of vocational education has not created tools that allow you to receive up-to-date, reliable and complete information about the employment of graduates of vocational educational organizations in the profession (specialty) received, the level of salary of graduates, as well as those employed after completion of training in the format of a demonstration exam and under a contract, about targeted learning. Statistical sources currently do not provide this information about graduates in the required volume.

The purpose of this article was to analyze the approaches to the current methods of monitoring the employment of vocational education graduates.

The authors considered the issues of monitoring the employment of graduates of professional educational organizations, carried out a comparative analysis of the employment indicators that exist at the present time, and proposed new indicators that reflect the real objective picture of youth employment.

Keywords: employment, statistics, monitoring, secondary vocational education, labor market.

References

• Agafonova Ye. A. Trudoustroystvo vypusknikov kak odin iz pokazateley effektivnosti raboty vuza na sovremennom etape: analiz, problemy i perspektivy // Kontsept. 2014. № S10. S. 1-5. [In Rus].

• Aleksandrov D. A., Tenisheva K. A., Savelyeva S. S. Mobil'nost' bez riskov: obrazovatel'nyy put' «v uni-versitet cherez kolledzh» // Voprosy obrazovaniya. 2015. № 3. S. 66-91. [In Rus].

• Bondarenko N.V. Analiz vzaimodeystviya sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya i raboto-dateley, ispol'zuyushchikh trud rabotnikov massovykh professiy i spetsial'nostey // Monitoring eko-nomiki obrazovaniya NIU-VSHE. 2017. № 6 (105). S. 12-30.

• Attainment and labour market outcomes among young tertiary graduates // OESDiLibrary. DOI : https://doi.org/10.1787/5jlsmkvp0slq-en.

• Bersin J. Growing Gap Between What Business Needs and What Education Provides. DOI: https://doi. org/10.1787/5jlsmkvp0slq-en (data obrashcheniya: 03.03.2021).

• Burkov A. M., Trifonova S. A. Monitoring trudoustroystva vypusknikov v organizatsii obrazovatel'nogo protsessa v tekhnikume // Kontsept. 2016. T. 46. S. 65-67. [In Rus].

• Gurtov V. A., SerovaL. M., Stepus' I. S. Kompleksnaya sistema monitoringa trudoustroystva vypusknikov // Spros i predlozheniye na rynke truda i rynke obrazovatel'nykh uslug v regionakh Rossii: sb. dokladov po mat-lam IX Vseros. nauch.-prakt. internet-konf. (31.10-01.11.2012). Kn. I. Petrozavodsk: Izd-vo PetrGU, 2012. S. 127-135. [In Rus].

• Jepperson R. Institutions, Institutional effects and Institutionalization // The New Institutionalism in Organizational Theory / W. Powell and DiMaggio (eds.). Chicago, II: University of Chicago Press, 1991. P. 143-163.

• Klyucharev G. A. «Razryv» obrazovaniya i rynka truda: mneniya ekspertov // Sotsiologicheskiye issle-dovaniya. 2015. № 11. S. 49-56. [In Rus].

• Konstantinovskiy D. L., Popova Ye. S. Rossiyskoye sredneye professional'noye obrazovaniye: vostrebovannost' i spetsifika vybora // Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2018. № 3. S. 34-44. [In Rus].

• Lobeyko Yu. A., Katurzhevskaya O. A. Vnutrivuzovskiy monitoring kak sredstvo upravleniya kachest-vom obrazovaniya: uch. posobiye. Stavropol': Izd-vo SGPI, 2008. 76 s. [In Rus].

• O sostoyanii trudoustroystva vypusknikov uchrezhdeniy professional'nogo obrazovaniya, vostrebovan-nykh spetsial'nostyakh, trebuyemykh kompetentsiyakh i ozhidayemykh prognoznykh kadrovykh

potrebnostyakh na osnove provedennogo monitoringa v 10 pilotnykh sub"yektakh Rossiyskoy Federatsii: analiticheskiy doklad / redkol.: A. V. Voronin, V. A. Gurtov, L. M. Serova. Petrozavodsk: Izd-vo PetrGU, 2012. 248 s. [In Rus].

• Reay D., David M., Ball S. Making a Difference? Institutional Habituses and Higher Education Choice // Sociological Research Online. DOI: https://doi.org/10.5153/sro.548..

• Rezul'taty sotsiologicheskogo issledovaniya udovletvorennosti kachestvom srednego professional'nogo obrazovaniya / avt.-sost. M. Yu. Limonova. Tambov: TOIPKRO, 2015. 32 s. 11.

• Sistema interaktivnogo monitoringa trudoustroystva vypusknikov // Tsentr byudzhetnogo monitoringa PetrGU, 2011-2012 [Elektronnyy resurs]. URL: https://petrsu.ru/structure/373/tsentrbyudzhet-nogomo (data obrashcheniya: 03.03.2021).

• Soglasheniye ob informatsionnom vzaimodeystvii mezhdu Federal'noy sluzhboy po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki, Pensionnym fondom Rossiyskoy Federatsii i Ministerstvom prosvesh-cheniya Rossiyskoy Federatsii. GIVTS (dannyye za 2018 i 2019 gg.) [Elektronnyy resurs]. URL: https://Podpisano soglasheniye ob informatsionnom vzaimodeystvii mezhdu Minobrnauki Rossii, Pensionnym fondom Rossii i Rosobrnadzorom | (data obrashcheniya: 03.03.2021).

• Soglasheniye ob informatsionnom vzaimodeystvii v ramkakh osushchestvleniya monitoringa professional'noy i inoy deyatel'nosti grazhdan mezhdu Federal'noy sluzhboy po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki, Pensionnym fondom Rossiyskoy Federatsii, Ministerstvom prosveshcheni-ya Rossiyskoy Federatsii, Ministerstvom nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii, Ministerstvom truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii i Federal'noy sluzhboy po trudu i za-nyatosti, ot 18.12.2019 g. [Elektronnyy resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/564068539(data obrashcheniya: 05.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.