Научная статья на тему 'О формировании компонентов системы независимой оценки качества подготовки будущего учителя математики'

О формировании компонентов системы независимой оценки качества подготовки будущего учителя математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Практическая подготовка / независимая оценка качества образования / промежуточная аттестация студента по дисциплине (сформированность профессиональных компетенций) / демонстрационный экзамен / критерии оценивания образовательного события / Practical training / independent assessment of the quality of education / intermediate certification of a student in a discipline (formation of professional competencies) / a demonstration exam / criteria for evaluating an educational event

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисенко Оксана Викторовна

Практическая подготовка студентов педвуза к профессиональной деятельности имеет важное значение. Приобретаемые знания, умения и опыт определяют фундамент профессиональных качеств специалиста. Оценка уровня практической подготовки будущего учителя свидетельствует о качестве субъекта образовательной деятельности. На наш взгляд, именно уровень практической подготовки студента по математике определяет успешность независимой оценки качества подготовки будущего учителя. Часто, способы развития уровня практической подготовки студентов педвуза связывают с прохождением различных видов практик. Однако, такое представление ограничивает возможности дисциплин, внеучебных образовательных событий и аттестации, имеющих потенциал практикоориентированности и формирования опыта педагогической деятельности студента. Практической подготовке студента к профессиональной деятельности учителя способствуют все дисциплины предметно-методического модуля учебного плана соответствующей основной профессиональной образовательной программы по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профилю «Математика и информатика», а также студенческие события, связанные с презентацией личного опыта математической деятельности. Индикатором уровня практической подготовки студента является промежуточная или итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена. В настоящее время в ФГБОУ АлтГПУ разрабатываются и апробируются элементы методики его проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисенко Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF COMPONENTS OF THE SYSTEM OF INDEPENDENT ASSESSMENT OF THE QUALITY OF TRAINING OF A FUTURE MATHEMATICS TEACHER

Practical preparation of pedagogical university students for professional activity is important. Acquired knowledge, skills and experience determine the foundation of professional qualities of a specialist. Assessment of the level of practical training of the future teacher indicates the quality of the subject of educational activity. In our opinion, it is the level of practical training of a student in mathematics that determines the success of an independent assessment of the quality of training of a future teacher. Often, the ways of developing the level of practical training of pedagogical university students are associated with the passage of various types of practices. However, such an idea limits the possibilities of disciplines, extracurricular educational events and attestation, which have the potential of practice orientation and the formation of the student’s teaching experience. All disciplines of the subject-methodical module of the curriculum of the corresponding main professional educational program in the direction of 44.03.05 Pedagogical education, the profile “Mathematics and Computer science”, as well as student events related to the presentation of personal experience of mathematical activity contribute to the practical preparation of a student for the professional activity of a teacher. An indicator of the level of practical training of a student is an intermediate or final certification in the form of a demonstration exam. Currently, the elements of the methodology of its implementation are being developed and tested in the FGBOU AltGPU.

Текст научной работы на тему «О формировании компонентов системы независимой оценки качества подготовки будущего учителя математики»

О формировании компонентов системы независимой оценки качества подготовки будущего учителя математики

Борисенко Оксана Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «АлтГПУ»)

E-mail: ovborisenko@rambler.ru

Практическая подготовка студентов педвуза к профессиональной деятельности имеет важное значение. Приобретаемые знания, умения и опыт определяют фундамент профессиональных качеств специалиста. Оценка уровня практической подготовки будущего учителя свидетельствует о качестве субъекта образовательной деятельности. На наш взгляд, именно уровень практической подготовки студента по математике определяет успешность независимой оценки качества подготовки будущего учителя. Часто, способы развития уровня практической подготовки студентов педвуза связывают с прохождением различных видов практик. Однако, такое представление ограничивает возможности дисциплин, внеучебных образовательных событий и аттестации, имеющих потенциал практикоориенти-рованности и формирования опыта педагогической деятельности студента. Практической подготовке студента к профессиональной деятельности учителя способствуют все дисциплины предметно-методического модуля учебного плана соответствующей основной профессиональной образовательной программы по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профилю «Математика и информатика», а также студенческие события, связанные с презентацией личного опыта математической деятельности. Индикатором уровня практической подготовки студента является промежуточная или итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена. В настоящее время в ФГБОУ АлтГПУ разрабатываются и апробируются элементы методики его проведения.

Ключевые слова. Практическая подготовка, независимая оценка качества образования, промежуточная аттестация студента по дисциплине (сформированность профессиональных компетенций), демонстрационный экзамен, критерии оценивания образовательного события.

Введение

Педагогическая деятельность - труд уникальный. Комплексное сочетание у выпускника педвуза знаний, практических умений и опыта творческой деятельности в области математики способствует его успешному профессиональному становлению. Уровень владения бакалавром педвуза различными профессиональными компетенциями трудно переоценить. Вместе с тем, возможные «перекосы» как правило, касаются недостаточности практической подготовки будущего учителя.

Согласно положению о практической подготовке в Алтайском государственном педагогическом университете, разработанном на основе нормативных документов в сфере образования, под практической подготовкой студента понимаем особую форму организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю (направленности) соответствующей образовательной программы [1, 2]. Отметим, что образовательная деятельность в форме практической подготовки касается не только организации учебных, производственных или других видов практик. На наш взгляд, особое значение имеет реализация практической подготовки при изучении предметов, курсов, дисциплин, согласно Учебному плану (УП) соответствующей основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Так, к примеру, в ОПОП по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профилю «Математика и информатика» приведены ряд дисциплин практической направленности, среди которых:

К.М.05.02 Технология и организация воспитательных практик (классное руководство) К.М.05.03 Основы вожатской деятельности К.М.05.04 Психология воспитательных практик К.М.07.02 Методика обучения математике К.М.08.02 Методика обучения информатике. Понятно, что представленный список наименований дисциплин узок и многие другие математические дисциплины УП способствуют приросту знаний, практических умений в области математики, вместе с тем обнажают проблему недостаточного формирования определенного опыта творческой профессиональной деятельности.

Отметим, что ресурс многих других дисциплин предметно-методического блока «Математика»

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

в УП этого направления и профиля подготовки следует целенаправленно ориентировать на развитие практических умений будущего учителя математики, особенно в части демонстрации усвоенных знаний при решении профессиональных задач.

Основные проблемы недостаточной практической подготовки студентов к профессиональной деятельности наблюдаются в процессе промежуточной аттестации по дисциплине, практике и итоговой аттестации, и, усиливаются при смещении акцентов аттестации в сторону независимой оценки их знаний, умений и опыта. Разработка вопросов независимой оценки результатов освоения образовательной программы в форме демонстрационного экзамена в настоящее время приобретает особую актуальность и востребованность педагогическим сообществом вузов. Алтайский государственный педагогический университет активно включился в процесс выполнения государственного задания Министерства просвещения РФ от 02.06.2023 г. № 073-00015-23-04 по теме «Экспертиза предметно-методических кейсов для проведения демонстрационного экзамена в процессе подготовки учителя».

Согласно положению о демонстрационном (профессиональном) экзамене в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» демонстрационный экзамен рассматривается как структурный элемент независимой оценки качества образования. В рамках реализации образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования обучающимся АлтГПУ предоставляется возможность прохождения демонстрационного экзамена как формы промежуточной аттестации по дисциплине (модулю); промежуточной аттестации по практике (преимущественно производственной); государственной итоговой аттестации: (защита выпускной квалификационной работы, государственный экзамен) [3].

Остановимся подробнее на анализе опыта проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Методика обучения математике» в форме демоэкзамена и определим условия успешного выполнения заданий экзамена студентами. Результаты работы позволили обозначить недостатки в содержании представленных предметно-методических кейсов и организации экзамена. Лишь 20% выпускников института информационных технологий и физико-математического образования АлтГПУ из 40 студентов проявили интерес к участию в промежуточной аттестации по дисциплине «Методика обучения математике» в форме демонстрационного экзамена, другие студенты ° отмечают отсутствие полного представления о це-" лях, содержании и процедуре аттестации в этой

СО

^ форме. 67% респондентов констатируют недоста-^ точный уровень практической подготовки к демон-Ц страции успешных сценариев образовательного

события и 32,5% - указывают на низкий уровень мотивации к новшеству. Увиденные проблемы легли в основу совершенствования одной из форм аттестации студентов - демоэкзамена и дало основание определить условия успешности участия студента в нем.

Прежде всего, это 1) формирование полноценного представления студентов о процедуре проведения промежуточной аттестации в форме демо-экзамена.

2) повышение уровня мотивации студентов к участию в демоэкзамене;

3) разработка содержания предметно-методических заданий кейса на основе единых требований;

4) представление содержания предметно-методических заданий кейса в четкой и простой форме;

4) создание благоприятных условий для подготовки и проведения демоэкзамена;

5) разработка оптимальной системы критериев для оценки выполнения заданий участником демо-экзамена;

6) привлечение к независимой оценки знаний, умений и опыта деятельности студентов по дисциплине подготовленных экспертов, в том числе работодателей.

Ключевой аспект промежуточной аттестации студентов по дисциплине в форме демонстрационного экзамена состоит в грамотном и корректном представлении математических знаний, умений с целью формирования первичного опыта профессиональной деятельности. Таким образом, при изучении основ математического анализа на лекционных и практических занятиях следует активно вовлекать студентов в процесс разработки решения и его демонстрации с использованием понятийного аппарата математики и обоснования решения на основе теоретических утверждений и теорем. В этом смысле можно использовать приемы обсуждения идеи решения задачи, составления плана ее решения, завершения процесса решения, обоснование этапов решения задачи, составления задачи по соответствующей теме и ее разрешение и другие. Этот первичный опыт разработки и демонстрации решения математической задачи расширяется в связи с изучением методических дисциплин. На основании этого происходит трансформация взгляда на задачу с позиции профессионального видения различных подходов к ее разрешению и представлению обоснованного решения. Несомненный прирост математических и педагогических знаний, умений и опыта профессиональной деятельности происходит в период практик: учебной, производственной, научно-исследовательской. И в этот непростой для студентов период приходит осознание востребованности сформированного опыта ресурсами изучаемых ранее математических дисциплин. Важно понимать, что представления студента о содержании и организации промежуточной аттестации по дисциплине в форме демоэкзамена надо начи-

нать с первого курса при изучении математических дисциплин.

Приоритетным мотивом студентов к участию в демоэкзамене является сформировавшийся на основе опыта разработки и демонстрации решения задач, устойчивый интерес к этому виду деятельности. Требуемые для этого математические знания важны по умолчанию.

Выполняя кропотливую работу в рамках Госзадания коллективу рабочей группы удалось разработать единые требования к формированию содержания предметно-методических заданий, выделяя ряд формальных и качественных (инвариантных и вариативных) критериев и форме их представления. Однако, особое значение имеет разработка системы критериев для оценки знаний, умений участника демоэкзамена с учетом специфики предметной области знаний. Обобщенно, эта система отражает сформированность психолого-педагогической, предметной, методической и коммуникативно-цифровой грамотно-стей будущего учителя. Проанализируем разработанные критерии математической и методической составляющих этой системы.

Развитие личности будущего учителя математики связано, прежде всего, с овладением определенной системой знаний. Главным элементом этой системы являются понятия. Следует понимать, что любые факты, утверждения и теоремы невозможно сформулировать, не оперируя математическими понятиями. Поэтому насколько хорошо студент владеет системой математических понятий, настолько легко он будет понимать, формулировать и интерпретировать специальный математический текст. Таким образом, один из приоритетных критериев оценки предметной грамотности является уровень владения математическими понятиями. Умение оперировать понятиями включается в умение мыслить и рассуждать. Построение цепочки грамотных, логических рассуждений приводит к доказательству утверждений и теорем, составляющих теоретическую основу математики -что актуализирует наличие критериев «Владеет

теоретическими основами математики (основные факты, утверждения и теоремы)» и «Способен анализировать и рассуждать на математическую тему». Возможности установления межпредметных связей математики и других дисциплин помогает постичь ее прикладную направленность и все многообразие взаимосвязей процессов и явлений в мире. А анализ и интерпретация содержания таких взаимосвязей приводит к способности представлять их с помощью математических моделей. Поэтому наличие критериев «Способен систематизировать и интерпретировать математическую информацию» и «Видит межпредметные связи математики и других областей знаний (связь с реальной жизнью)» оправдано.

Оценка методической грамотности будущего учителя математики, в первую очередь, должна быть связана с целеполаганием и обязательными результатами обучения. Планируемые результаты обучения (ПРО) отражены в виде личностных метапредметных и предметных действиях в Федеральном государственном образовательном стандарте основного и среднего образования, и сформированность умений студента определять ПРО соответствующие курсу, тематическому модулю, теме урока одна из ключевых компетенций учителя. Подходы к разработке содержания обучения, выбора форм и методов, формирование системы контроля и оценки знаний - элементы любого образовательного процесса, поэтому обозначены в перечне критериев этой группы грамотности. Создание условий для комфортной среды общения, творчества и исследовательской деятельности в учебной и внеучебной деятельности является основой для раскрытия способностей и интересов школьников к математике и одной из приоритетных задач развития математического образования.

Установим связь между перечнем компетенций, на развитие которых ориентировано изучение дисциплины «Методика обучения математике» и системой критериев оценки результатов овладения ей. Это соответствие приведем в таблице.

Таблица

Предметная грамотность

Критерии оценки Компетенции

1. Владеет математическими понятиями ПК 1 1.1 Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).

2. Владеет теоретическими основами математики (основные факты, утверждения и теоремы)

3. Способен анализировать и рассуждать на математическую тему ПК 1 Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач

4. Способен систематизировать и интерпретировать математическую информацию

5. Видит межпредметные связи математики и других областей знаний (связь с реальной жизнью)

Методическая грамотность

Критерии оценки Компетенции

Окончание

Предметная грамотность

Критерии оценки Компетенции

1. Грамотно формулирует обязательные результаты обучения в соответствии со спецификой учебного предмета Математика или учебного занятия ОПК 2 2.1. Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования.)

2. Умеет разрабатывать содержание программы учебных предметов, курсов, дисциплин и различные форм учебных занятий или их элементов в соответствии с требованиями ФГОС и ориентируясь на цели и планируемые результаты обучения

3. Использует адекватные целям и содержанию методы, приемы и формы работы на учебном занятии и внеучебной деятельности их чередование ОПК 2 2.3 Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов. ПК 2 2.2. Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка

4. Формирует различные средства контроля и оценки обязательных результатов обучения ПК 8 8.2. Формирует средства контроля качества учебно-воспитательного процесса.

5. Создает условия для творческого поиска решения задачи и исследовательской активности и самостоятельности обучающихся ПК 8 8.3 Разрабатывает образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями. ОПК 5 5.3 Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса

6. Способствует достижению личностных, предметных мета-предметных образовательных результатов

Таким образом, система разработанных критериев оценки предметной и методической грамотности студентов участников демонстрационного экзамена по дисциплине может быть внедрена в практику независимой оценки результатов обучения при промежуточной аттестации по дисциплине.

Заключение

1. Уровень практической подготовки студентов педвуза к профессиональной деятельности имеет ключевое значение для успешной педагогической деятельности.

2. Уровень практической подготовки выступает одним из показателей сформированности компетенций будущего учителя математики.

3. Для формирования практической подготовки студента к педагогической деятельности следует использовать не только ресурс различных видов практик, согласно Учебному плану, но и дисциплин предметно-методического блока.

4. В основу проведения промежуточной аттестации по дисциплине в форме демонстрационного экзамена следует положить выполнение ключевых условий успешности участия студента в нем.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N273^3 (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) URL: chrome-extension://mhjfb-mdgcfjbbpaeojofohoefgiehjai/index.html

2. Приказ Минобрнауки России N885, Минпро-свещения России N390 от 05.08.2020 (ред. от 18.11.2020) «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»). - URL: chrome-extension://mhjfbmdgcfjbbpaeojofohoef-giehjai/index.html

3. Положение о демонстрационном (профессиональном) экзамене в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (Приказ от 19.06.2023 г. № 184/1п). - URL: https://www.altspu.ru/about_the_university/nor-mativnaya-baza/doc/20274/

4. Методические рекомендации для обучающихся по подготовке к демонстрационному (профессиональному) экзамену по основным образовательным программам высшего образования УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки / О.В. Воронушкина, И.Ю. Кочешко-ва - Барнаул: АлтГПУ, 2023.

ON THE FORMATION OF COMPONENTS OF THE SYSTEM OF INDEPENDENT ASSESSMENT OF THE QUALITY OF TRAINING OF A FUTURE MATHEMATICS TEACHER

Borisenko O.V.

Altai State Pedagogical University (AltGPU)

Practical preparation of pedagogical university students for professional activity is important. Acquired knowledge, skills and experience determine the foundation of professional qualities of a specialist. Assessment of the level of practical training of the future teach-

er indicates the quality of the subject of educational activity. In our opinion, it is the level of practical training of a student in mathematics that determines the success of an independent assessment of the quality of training of a future teacher. Often, the ways of developing the level of practical training of pedagogical university students are associated with the passage of various types of practices. However, such an idea limits the possibilities of disciplines, extracurricular educational events and attestation, which have the potential of practice orientation and the formation of the student's teaching experience. All disciplines of the subject-methodical module of the curriculum of the corresponding main professional educational program in the direction of 44.03.05 Pedagogical education, the profile "Mathematics and Computer science", as well as student events related to the presentation of personal experience of mathematical activity contribute to the practical preparation of a student for the professional activity of a teacher. An indicator of the level of practical training of a student is an intermediate or final certification in the form of a demonstration exam. Currently, the elements of the methodology of its implementation are being developed and tested in the FGBOU AltGPU.

Keywords. Practical training, independent assessment of the quality of education, intermediate certification of a student in a discipline

(formation of professional competencies), a demonstration exam,

criteria for evaluating an educational event.

References

1. Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 17.02.2023) "On Education in the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. effective from 02/28/2023) URL: chrome-extension://mhjfbmdgcfjbbpaeojofohoefgiehjai/in-dex.html

2. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 885, Ministry of Education of the Russian Federation No. 390 dated 05.08.2020 (ed. from 18.11.2020) "On practical training of students" (together with the "Regulations on practical training of students")). - URL: chrome-extension://mh-jfbmdgcfjbbpaeojofohoefgiehjai/index.html

3. Regulations on the demonstration (professional) exam at the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Altai State Pedagogical University" (Order No. 184/1p dated 06/19/2023). - URL: https://www.altspu.ru/about_the_ university/normativnaya-baza/doc/20274/

4. Methodological recommendations for students to prepare for the demonstration (professional) exam on the main educational programs of higher education of the USSN

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.