Научная статья на тему 'Использование адаптивных технологий в процессе обучения студентов с инвалидностью в образовательной организации высшего образования'

Использование адаптивных технологий в процессе обучения студентов с инвалидностью в образовательной организации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2099
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вотякова Л.Р.

В статье рассмотрены особенности инклюзивного высшего образования. Предложены адаптивные технологии для применения в процессе обучения студентов с инвалидностью в вузе. Обозначены кадровое обеспечение, финансовое затраты в связи с обучением студентов с инвалидностью в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование адаптивных технологий в процессе обучения студентов с инвалидностью в образовательной организации высшего образования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

При моделировании с использованием электронных таблиц алгоритм решения задачи несколько трансформируется, скрываясь за необходимостью разработки вычислительного интерфейса. Сохраняется этап отладки, включающий устранение ошибок данных, в связях между ячейками, в вычислительных формулах. Возникают также дополнительные задачи: работа над удобством представления на экране и, если необходим вывод полученных данных на бумажные носители, над их размещением на листах.

При изучении информатики процесс моделирования в электронных таблицах выполняется по общей схеме: определяются цели, выявляются характеристики и взаимосвязи и составляется математическая модель.

В преподавании информатики компьютерное моделирование как новый метод научного исследования заставляет студента совершенствовать математический аппарат, используемый при построении математических моделей, позволяет, используя математические методы, уточнять, усложнять математические модели.

Список использованной литератураы:

1. С. Н. Колупаева. Математическое и компьютерное моделирование. Учебное пособие. - Томск, Школьный университет, 2008. - 208с.

2. Макарова Н . В ., Нилова Ю . Н . Моделирование средствами языка программирования как технология системно - деятельностного подхода в обучении // Пед . образование в России . 2012 . № 5 . С . 83-87 .

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

© Аминов И., Алиева М., 2018.

УДК 378.14

Л.Р. Вотякова

канд. пед. наук,

доцент НХТИ (филиал) ФГБОУ ВО «КНИТУ»,

davletovalr@mail.ru, г. Нижнекамск, Респ. Татарстан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности инклюзивного высшего образования. Предложены адаптивные технологии для применения в процессе обучения студентов с инвалидностью в вузе. Обозначены кадровое обеспечение, финансовое затраты в связи с обучением студентов с инвалидностью в образовательной организации.

Ключевые слова

Инклюзивное образование, адаптивные технологии.

Проблема получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья сегодня очень актуальна. Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области высшего образования, предусматривает равные права на образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В тоже время общество остро нуждается в профессионалах, способных использовать современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) для работы с информацией в будущей профессиональной деятельности и быть мобильными в условиях информационного общества.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

Во всех рекомендациях, в документах, регламентирующих развитие инклюзивного процесса в высшем образовании, отмечается следующее:

- лица с ОВЗ и инвалидность имеют равные возможности с другими гражданами РФ;

- лица с ОВЗ и инвалидностью не должны дискриминироваться;

- для лица с ОВЗ и инвалидностью должно необходимо создание особых условий для обеспечения возможности получения ими высшего образования во всех областях.

Сегодня задача преподавателя состоит не столько в передаче знаний, сколько в приобщении студентов с ОВЗ к путям и методам, позволяющим использовать собственные резервы основных мыслительных процедур, компетентности в области ИКТ для решения профессиональных и иных жизненно важных проблем. Если содержание обучения во многом определяется рабочей программой, разработанной на основе ФГОС ВО, то в определении методов обучения преподаватель обладает достаточной степенью свободы их выбора, учитывая степень подготовленности студентов с ОВЗ и их личностные особенности [1].

В контексте рассматриваемой проблемы, наиболее эффективными являются адаптивные методы и формы, которые позволяют учитывать возможности для их внедрения в учебный процесс в любом вузе. При организации обучения студентов с ОВЗ речь идёт лишь об их частичном использовании.

Термин «адаптация» трактуется, как приспособление системы к реальным внешним условиям. Исходя из такого понимания «адаптации», под адаптивной технологией понимается система, обладающая способностью приспосабливаться к обучающимся с разными образовательными возможностями. Учебный материал «приспосабливается» к интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферам каждого участника образовательного процесса [2].

Адаптивные технологии заключается в том, что они позволяют преподавателю:

- управлять самостоятельной работой всех обучающихся;

- работать с каждым студентом индивидуально;

- вовлекать по возможности всех студентов в индивидуальную работу;

- учитывать индивидуальные особенностей студентов.

Нами был разработан курс «Компьютерные технологии» для студентов по направлению 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника», по профилю «Электроснабжение». Примерная программа аудиторных занятий курса «Компьютерные технологии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (№955 от 3 сентября 2015 года). Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часов. 126 часов отводится на аудиторную работу.

В рамках курса «Компьютерные технологии», на наш взгляд, наиболее эффективно использовать следующие адаптивные лекционные технологии, с электронным сопровождением: «Проблемная лекция», «Лекции вдвоем».

В процессе проведения практических занятий нужно шире применять следующие адаптивные практические технологии: метод проектов, делова игра, круглые столы, технологии, активизации интеллектуального потенциала студентов: мозговых штурмов, элементов технологий «Дебаты» и «Критическое мышление».

Во время самостоятельной работы студентов с инвалидностью рекомендуем: аналитический обзор текста; использование аудио-видео записей, работа со словарями и справочниками; учебно-исследовательская работа; составление таблиц и схем для учебного материала; изучение нормативных документов; решение ситуационных профессиональных задач; подготовка сообщений к выступлению на конференции; подготовка и оформление рефератов, докладов; тестирование; выполнение/чтение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио и видеотехники и др.

Работа со студентами с инвалидностью в вузе влечет за собой финансовые затраты. Финансовые затраты заключаются в создании и оснащении учебного процесса материально-техническими средствами и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

специализированными методическими и наглядными пособиями, закупка специализированного программного обеспечения.

Для проведения занятий по КТ со студентами с ОВЗ необходимы особые условия: обеспечение необходимого уровня технического состояния учебных аудиторий с дополнительным освещением, оснащением учебных аудиторий специализированным оборудованием, акустической системой, видеотехникой (мультимедийными проектором, телевизором) согласно «Требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ПОО, в том числе оснащённости образовательного процесса» [3] (Письмо Минобрнауки РФ от 18.03.2014 г. № 06281).

Для организации учебного процесса со студентами инвалидностью необходимо соответствующее кадровое обеспечение. Кадровое обеспечение включает в себя подготовку и обучение преподавателей по комплексному сопровождению образовательного процесса направленного на изучение курса «Компьютерные технологии» со студентами с инвалидностью. Введение в штат ассистивного тьютора и сотрудника, владеющего IT-технологиями для создания специализированных дидактических материалов. По каждому виду обеспечения есть определенные и существенные риски.

Наше исследование показало, что студенты с инвалидностью смогут успешно освоить дисциплину «Компьютерные технологии», научатся пользоваться компьютерными технологиями, необходимых для освоения образовательной программы по направлению «Электроэнергетика и электротехника», а затем реализовать полученные знания в выбранной профессиональной деятельности.

Положительными результатами использования адаптивных технологий во время учебного процесса со студентами инвалидностью можно считать повышение их самостоятельности, возможность лучшего их интегрирования в информационное общество, самостоятельного обеспечения себя во взрослой жизни и реализацию возможности построения профессиональной карьеры в технической области образования.

Список использованной литературы:

1. Яковлева, Е.В. Система формирования логической культуры студентов высших учебных заведений // http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/ rsl01004656000/rsl01004656880/rsl01004656880.pdf

2. Бояринцева, Н.Н. Психолого-терапевтическая функция учителя в формировании адаптивной образовательной среды ученика // http://dlib.rsl.ru/rsl01000000000/rsl01000315000/rsl01000315487/ rsl01000315487.pdf

3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.03.2014 г. № 06-281 // https://normativ.kontur.ru/document?moduleId =1&documentId=252506.

© Вотякова Л.Р., 2018

УДК 376.3

М. И.Дунаева

учитель начальных классов Школа №183

г.Москва marina.vnukova.93@mail.ru

МОСКВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА - УЧИТЕ И УЧИТЕСЬ ТАМ, ГДЕ ВАМ УДОБНО

Аннотация

Попробуйте вспомнить то время, «век бумажных журналов и бумажных дневников». Журнал для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.