Научная статья на тему 'Использование адаптивных моделей в обучении студентов как условие повышения эффективности университетского образования'

Использование адаптивных моделей в обучении студентов как условие повышения эффективности университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНЫМИ МОДЕЛЯМИ ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / ДЕЛОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ИГРЫ / ФАСИЛИТАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / ФАСИЛИТИРУЮЩЕЕ ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дунаева Наталья Ивановна, Серебровская Наталья Евгеньевна

В статье обосновывается важность и значимость реализации адаптивных моделей обучения в образовательных программах университетского образования в качестве показателя конкурентоспособности высшего профессионального образования. Применение интерактивных таких форм обучения, как деловая игра и проектная деятельность способствует развитию профессиональных навыков и умений студентов, формированию их социального интеллекта и коммуникативных компетенций, необходимых для будущей успешной профессиональной деятельности.Особое значение в статье отводится применению фасилитативного подхода при взаимодействии преподавателя и студента и определению роли преподавателя-фасилитатора, обеспечивающего создание ситуации безопасности и комфорта, доверия и открытости, успеха и достижений для студентов. Преимуществом реализации данного подхода является повышение интереса и мотивации студентов к учебной и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дунаева Наталья Ивановна, Серебровская Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE ADAPTIVE MODELS IN TRAINING OF STUDENTS AS CONDITION TO INCREASE EFFICIENCY OF UNIVERSITY EDUCATION

The article explains the importance and signicance of the implementation of adaptive learning models in educational programs of University education as an indicator of competitiveness of higher education. The use of interactive forms of learning such as business game and project work promotes the development of professional skills and abilities of students, formation of their social intelligence and communicative competence necessary for future successful professional activity. Special importance is given to the use of facilitative approach to the interaction of the teacher and student and the role denition of the teacher-facilitator, ensuring the creation of a situation of safety and comfort, trust and openness, success and achievements for students. The advantage of implementing this approach is to increase the interest and motivation of students to educational and professional activities

Текст научной работы на тему «Использование адаптивных моделей в обучении студентов как условие повышения эффективности университетского образования»

DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-4-133-138

УДК 378.147 ББК 74.480.26

Н.И. Дунаева, Н.Е. Серебровская (ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обосновывается важность и значимость реализации адаптивных моделей обучения в образовательных программах университетского образования в качестве показателя конкурентоспособности высшего профессионального образования. Применение интерактивных таких форм обучения, как деловая игра и проектная деятельность способствует развитию профессиональных навыков и умений студентов, формированию их социального интеллекта и коммуникативных компетенций, необходимых для будущей успешной профессиональной деятельности.

Особое значение в статье отводится применению фасилитативного подхода при взаимодействии преподавателя и студента и определению роли преподавателя-фаси-литатора, обеспечивающего создание ситуации безопасности и комфорта, доверия и открытости, успеха и достижений для студентов. Преимуществом реализации данного подхода является повышение интереса и мотивации студентов к учебной и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: адаптивными моделями обучения, проектная работа, деловые учебные игры, фасилитативный подход в обучении, фасилитирующее общения.

N.I. Dunaeva, N.E. Serebrovskaya

(N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod State University,

Nizhny Novgorod, Russia)

USE OF THE ADAPTIVE MODELS IN TRAINING OF STUDENTS AS CONDITION TO INCREASE EFFICIENCY OF UNIVERSITY EDUCATION

The article explains the importance and significance of the implementation of adaptive learning models in educational programs of University education as an indicator of competitiveness of higher education. The use of interactive forms of learning such as business game andproject work promotes the development ofprofessional skills and abilities of students, formation of their social intelligence and communicative competence necessary for future successful professional activity.

Special importance is given to the use offacilitative approach to the interaction of the teacher and student and the role definition of the teacher-facilitator, ensuring the creation of a situation of safety and comfort, trust and openness, success and achievements for students. The advantage of implementing this approach is to increase the interest and motivation of students to educational and professional activities.

Keywords: adaptive models of training, project work, business educational games, facilitating approach in training, facilitating communication.

к

S

X

ф

Э

_0

ш

о

с

ф

s

ш

о

Ц

о

го

^

ш

о

н

X

ф

^

н

о

S

S к

X s

ф X

т ^ ю о го ш о СО

ш го

JS Ю

ф О

с; Ф ч О 1_ О

о ^

S о

X н

ф

_0 н

X S

ш о

s

н ф

с Ш

го S

ч X

го ^

ф S S ь

X го ш о со _0 о X ш S Ё

с; ф

о с

о

S m

к

го ^

о ш о

ю ф

ф

0 1_и и:

го"

со ф

го

1

ч

Проблема повышения качества образовательных услуг, повышения их конкурентоспособности активно обсуждается в связи с изменением социальных и экономических условий в обществе, изменением структуры сферы высшего образования. Для того, чтобы обеспечить желаемый статус сферы высшего образования, существует необходимость в повышении его конкурентоспособности.

Конкурентоспособность образовательного учреждения определяется его конкурентными преимуществами, связанными с ориентацией на потребителей, их потребностями и запросами в образовательных услугах [2].

Качественные параметры характеризуют содержание образовательной услуги вуза, ее особенности и преимущество. Одним из таких преимуществ является качество и содержание образовательного процесса в вузе [8]. Основным показателем уровня учебно-методического обеспечения учебного процесса являются образовательные программы, реализуемые в вузе. Важным показателем конкурентоспособности образовательных программ высшего профессионального образования является наличие реализуемых в них адаптивных моделей обучения, способных быстро и эффективно реагировать на вызов меняющейся социокультурной среды.

Такими адаптивными моделями обучения в практике ННГУ им. Н.И.Лобачевского являются интерактивные и игровые модели. В основе разработки таких моделей лежит личностно развивающий обучающий принцип, основанный на активной организации учебного процесса, побуждающий студентов к формированию мыслительной и исследовательской позиции, способствующей поиску решений практических контекстных задач в рамках выбранного профессионального направления обучения [1].

Возможности адаптивной обучающей модели реализуются через применение в учебном процессе интерактивных технологий обучения с учетом особен-

ностей студентов в рамках конкретных учебных дисциплин. Студенты при этом из простых слушателей превращаются в активных и готовых к сотрудничеству участников процесса обучения.

Применение адаптивной модели обучения в рамках университетского обучения основано на следующих принципах, разработанных еще Марией Монтессори [4]: - материал усваивается лучше, если удовлетворяются индивидуальные потребности студента, связанные с обучением; наличие обратной связи педагога в процессе обучения студента носит индивидуальный характер;

активизация учебной позиции студента, конструктивная мотивация на успех.

При реализации адаптивной модели в рамках освоения образовательной программы есть возможность повлиять на когнитивное и социальное развитие студента, направить его в конструктивное русло. Педагог играет при этом «направляющую» роль, находясь в диалоге со студентами, в отличие от его авторитарной позиции в традиционной модели обучения. Адаптивная модель обучения создает плодотворную учебную среду, позволяющую развивать самодисциплину обучающегося, находя индивидуальный подход в каждом конкретном случае [5].

Еще одно конкурентное преимущество адаптивной модели обучения состоит в том, что она создает условия для командной, групповой работы. Формируются социальный интеллект и коммуникативные компетенции студентов, необходимые для их дальнейшей профессиональной деятельности в трудовом коллективе, вырабатывается собственная профессиональная позиция и система личностных принципов [7]. Получая обратную связь в группе, студент имеет возможность проанализировать свои ошибки, обсудить их, сформировать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу, получить одобрение и поддержку команды, почувствовать пре-

имущество коллективного обсуждения, ощутить радость коллективного успеха.

При адаптивной модели обучения в образовательный процесс включаются такая форма работы студента, как проект. Это позволяет сформировать навыки планирования, развить креативное мышление, дать возможность самовыражения. Подобный вид самостоятельной работы позволяет формировать учебную мотивацию за счет «привязки» индивидуального проектного задания к конкретной практической задаче в рамках современной организации.

Например, в рамках направления «Управление персоналом» по магистерской программе «Стратегическое управление персоналом организации» в рамках учебной дисциплины «Организационный конфликт-менеджмент» магистрантам предлагается разработать проект «Профилактика конфликтов в организации». Основная цель проекта -приобретение студентами навыков по конструктивному общению и ненасильственному разрешению возникающих межличностных противоречий. Для работы над проектом студенты делятся на группы. Такая групповая работа позволяет создать условия для совместного решения возникающих проблем, не прибегая к насилию, лучше понять интересы друг друга, сформировать активную жизненную позицию [9].

Групповая работа над проектом решает следующие задачи:

1) способствует снижению эмоциональной напряженности в межличностных отношениях;

2) развивает у студентов способность понимать и принимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое;

3) способствует формированию навыков эффективного общения;

4) способствует процессу сплочения, эмоциональной групповой идентификации и ценностно-ори-ентационного единства.

При адаптивном обучении студентов в рамках магистерской программы «Стратегическое управление персоналом организации» по дисциплине «Управление конфликтами и командообразова-ние» активно используется такая учебная форма, как игра.

Деловая игра позволяет воссоздать предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности, которое достигается благодаря игровому имитационному моделированию и решению профессионально-ориентированных ситуаций при сочетании индивидуальной и игровой деятельности участников.

На наш взгляд, интенсивное взаимодействие в деловой игре в большей степени, чем индивидуальная познавательная работа, способствует возникновению эффективных изменений в знаниях и установках студентов.

Деловые (сюжетные и ролевые) учебные игры позволяют моделировать различные стили поведения в предлагаемых ситуациях, содержательно разнообразить процесс обучения, моделировать ненасильственное поведение оппонентов при разрешении возникающих конфликтов. Еще одним преимуществом деловой игры является наличие проблемных ситуаций, которые повышают интерес и мотивацию студентов к профессиональной деятельности. Это способствует не только формированию у них важных профессиональных навыков и умений, но и стимулирует стремление к самоанализу и саморазвитию.

Важно отметить, что процесс деловой игры многофункционален, в ней одновременно происходит обучение, воспитание, диагностика, разработка проблемы и ее решение. Данный вид аудиторной работы позволяет решать следующие задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- корректировать стереотипные неконструктивные модели поведения через предлагаемые учебные ролевые ситуации;

- формировать навыки переговорной деятельности и конструктивного взаимодействия;

к

X

ф

Э

_0

со

о

с

ф

^

ш

о

Ц

о

го

^

со

о

н

X

ф

^

н

о

к

X

ф X

т ^ ю о го ш о со

ш ГО

ю

ф о

с; Ф ч о о

о ^

^ о

X н

ф

_0 н

X ^

ш о

^

н ф

с ш

го ^

ч X

го

ф ^

X го ш о со _0 о X ш ^

с; ф

о с

о

^ т

к

га ^

о ш о

Ю ф

ф

0 uJ

1

го"

ш

ф

го

I

Ч

создавать доверительную атмосферу и возможности позитивного влияния на психологическое состояние и личностное развитие студента через систему управления взаимодействием всех участников деловой игры.

В качестве ведущего учебной игры выступает, как правило, педагог, но в качестве ведущего может выступать и магистрант при соответствующей подготовке.

Реализация адаптивной модели обучения требует принципиального перехода в учебном процессе от репродуктивной к продуктивной, творческой учебной деятельности студентов. Это позволяет создать условия для развития личности обучающегося в результате включения в активную учебную деятельность. При этом важны все аспекты этой работы: не только готовность студентов, но и педагогов к переориентации учебного процесса в сторону интерактивных форм работы. При реализации адаптивных моделей обучения важны не только квалификация преподавателя, но и наличие у него практических умений и навыков, педагогических компетенций, а также соответствующей мотивации, позволяющей успешно реализовывать адаптивные модели в процесс обучения.

Особое внимание при реализации адаптивных моделей обучения требуется уделить фасилитативной позиции преподавателя. Исходя из этимологии термина фасилитация (от англ. Facilitate - способствовать, снимать барьеры на пути развития) мы определяем фасилитативный подход как особый вид взаимодействия преподавателя и студента, в результате которого деятельность протекает естественно, происходит актуализация наличного опыта, инициирование творческой активности и сопровождение индивидуального развития каждого студента [3]. Фасилитативный подход ориентирован на создание условий, наиболее благоприятных для выработки каждым собственной, самостоятельной учебной позиции.

Фасилитативная функция преподавателя заключается в обеспечении осмысленного обучения. Она направлена на согласование действий с учебной группой, предупреждение ошибок, оказание помощи, обеспечение психологического конструктивного настроя, стимулирование желания учиться и предоставление выбора и свободы действий в решении учебных задач [6].

При адаптивной модели обучения преподаватель-фасилитатор стимулирует коллективную работу через различные виды деятельности, требующие взаимодействия участников друг с другом и с различными информационными источниками. Задача преподавателя -диагностировать происходящие в группе процессы и помочь группе определить и решить проблемы, тем самым повысить эффективность работы студенческой группы. Основной эффект фасилитации заключается в создании ситуации безопасности и комфорта, доверия и открытости, успеха и достижений для студентов. Применение фасилитирующего общения преподавателя со студентами при реализации адаптивной модели позволит инициировать творческую активность, актуализировать опыт, реализовать потенциал студента.

Таким образом, приоритетным в направлении повышения конкурентоспособности вузовского обучения, на наш взгляд, является активное использование адаптивных моделей обучения в рамках личностно-ориентированного подхода, учитывающих актуальные потребности студентов в рамках современных рыночных условий.

Библиографический список:

1. Богорев В.В. Психолого-педагогические основы системы адаптивного обучения // Наука и школа. - 2001. - №2. С. 12-15.

2. Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры / Соответствие высшего образования требованиям современности [продолжение публикации реферата Рабочего до-

кумента Всемирной конференции 6. ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры» (Париж, 5-9 октября 1998 г.)] // Альма Матер (Вестник высшей шко- 7. лы). - 1998. - №12. С. 23-26.

3. Дунаева Н.И. Фасилитативный подход в практике работы по совершенствованию взаимодействия «преподаватель-студент» // Экономика, право, образование: региональный аспект: сб. науч. трудов X межвузов- 8. ской научно-практической конференции. Вып. 10 / под ред. Е.С. Усовой. -

М.: Моск. ун-т им. С.Ю. Витте, 2016. С. 254-259.

4. Монтессори М. Как развить внутренний потенциал человека? - СПб.: Бла- 9. готоврительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ». - 2011. - 117 с.

5. Практическая андрагогика. Методическое пособие. Книга 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / Под ред. д.п.н., проф. В.И. Подобеда, д.п.н., проф. А.Е. Марона. - СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2003. - 406 с.

Ромашина С.Я. Фасилитативная педагогика в высшем образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. №2 (6). С. 42-49. Серебровская Н.Е. Интегративный подход к обучению будущих специалистов менеджеров в системе высшего профессионального образования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - №3. С. 131-137. Серебровская Н.Е. Интегративный подход к подготовке специалиста по управлению // Вестник государственного университета управления. Теоретический и научно-методический журнал. - 2011. - №6. С. 88-92. Серебровская Н.Е. Интеграция содержания высшего профессионального образования как способ культурного развития будущих специалистов по управлению // Нижегородское образование. Научный журнал. - 2011. -№3. С. 35-39.

Поступила 03.12.2017

Об авторах:

Дунаева Наталья Ивановна, кафедра общей и социальной психологии ННГУ им. Н.И. Лобачевского (Россия, г. Нижний Новгород), кандидат психологических наук, доцент, natasha468@rambler.ru

Серебровская Наталья Евгеньевна, кафедра университетского менеджмента и инноваций в образовании ННГУ им. Н.И. Лобачевского (Россия, г. Нижний Новгород), доктор психологических наук, профессор, serebrovskaya-n@yandex.ru

Для цитирования: Дунаева Н.И., Серебровская Н.Е. Использование адаптивных моделей в обучении студентов как условие повышения эффективности университетского образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 4. С. 133-138. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-4-133-138

References:

1. BogorevV.V. Psychological and pedagogical foundations of adaptive teaching // Nauka i shkola. - 2001. - №2. P. 12-15. [in Russian]

2. Higher education in 21st century: approaches and practical measures / Sootvetsvie vys-shego obrazovania trebovaniam sovremennosti // Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly). -1998. - №12. P. 23-26. [in Russian]

к

S

X

ф

Э

_0

ш

о

с

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s

ш

о

Ц

о

го

^

ш

о

н

X

ф

^

н

о

S

S к

X s

ф X

т ^ ю о го ш о СО

ш го

JS Ю

ф О

с; Ф ч О 1_ О

о ^

S о

X н

ф

_0 н

X S

ш о

s

н ф

с Ш

го S

ч X

го ^

ф S S ь

X го ш о со _0 о X ш S Ё

с; ф

о с

о

S m

3. Dunaeva N.I. Facilitating approach in the practical work to develop teacher-student interaction // Ekonomika, pravo, obrazovanie: regionalnyi aspect. - Vyp. 10 / Ed. E.S. Usova. - M.: Mosk. Un-t im. S.Yu. Vitte. - 2016. - P. 254-259. [in Russian]

4. Montessori M. How to develop human inner potential. - SPb.: «VOLONTERY», 2011. -117 p. [in Russian]

5. Practical androgogy. Book 1. Modern adaptive systems and technologies of adult education. - SPb.: GNU «IOV RAO», 2003. - 406 p. [in Russian]

6. Romashina S.Ya. Facilitating pedagogy in higher education // Professionalnoie obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2012. - №2 (6). P. 42-49. [in Russian]

7. Serebrovskaya N.E. Integrative approach to teaching future managers in the system of higher professional education // Izvestia vysshikh uchebnykh zavedenii. Privolzhskii region. Gumanitarnyie nauki. - 2011. - №3. P. 131-137. [in Russian]

8. Serebrovskaya N.E. Integrative approach to training management specialists // Vestnik gosudarstvennogo universiteta upravlenia. - 2011. - №6. P. 88-92. [in Russian]

9. Serebrovskaya N.E. Integration of the higher professional education content as a way of future managers cultural development // Nizhegorodskoie obrazovanie. - 2011. - №3. P. 3539. [in Russian]

About the authors:

Dunaeva Natalia Ivanovna, Department of General and Social Psychology, N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod State University (Nizhny Novgorod, Russia), Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, natasha468@rambler.ru

Serebrovskaya Natalia Evgenievna, Department of Management and Innovations, N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod State University (Nizhny Novgorod, Russia), Doctor of Sciences (Psychology), Professor, serebrovskaya-n@yandex.ru

For citation: Dunaeva N.I., Serebrovskaya N.E. Use of the adaptive models in training of students as condition to increase efficiency of university education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - No. 4. P. 133-138. DOI: 10.7442/20719620-2017-9-4-133-138

ra ^

о m о

ю <u

<u

0

LLi

1

(0 m <u ro

x

^

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.