ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЭПИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
КАРАКАЛПАКОВ. Азимова А.Н.
Азимова Арзу Нишановна - профессор, доктор искусствоведения, кафедра теория музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в центре внимания данной статьи традиции исполнительства жырау и баксы, представляющих две ветви дастанного творчества - героическую и лирическую, сложившихся в музыкально-поэтическом наследии каракалпаков.
Ключевые слова: эпос, героический дастан, лирический дастан, традиция, жырау, баксы, кобуз, дутар, музыка, поэзия, импровизация.
PERFORMING TRADITIONS IN THE EPIC WORKS OF THE KARAKALPAKS.
Azimova A.N.
Azimova Arzu Nishanovna - Professor, Doctor of Art History,
DEPARTMENT OFMUSIC THEORY, THE STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF
UZBEKISTAN
Abstract: the focus of this article is on the traditions of performing zhyrau and baksa, representing two branches of
dastan creativity - heroic and lyrical, formed in the musical andpoetic heritage of the Karakalpaks.
Keywords: epic, heroic dastan, lyrical dastan, tradition, zhyrau, bucks, kobuz, dutar, music, poetry, improvisation.
УДК 7.78
Традиции эпического исполнительства являются основополагающими в музыкально-поэтическом наследии каракалпаков. В спрессовавшем вековые традиции многоязычном звуковом мире Центральной Азии, голос каракалпаков звучит совершенно отчетливо. Его нельзя спутать с туркменским, казахским или узбекским музыкальным высказыванием. Несмотря на естественно протекающие процессы взаимовлияния в художественном осмыслении мира у территориально сопредельных народов, музыкально-поэтический язык каракалпаков предстает как весьма оригинальное явление, отмеченное целостностью, преемственностью образов, форм и средств выразительности. Стойкость этой художественной системы, сохраненной, вопреки всем историческим перипетиям, на протяжении многих столетий, произрастает на почве незыблемых канонов эпического сказительства.
Носителями традиции дастанного исполнительства в Каракалпакии являются жырау и баксы. Будучи основными популяризаторами и хранителями эпических поэм, легенд, они пользовались и пользуются огромной любовью народа. В их творчестве слушателей увлекает и волнует не только содержание дастанов и их музыкальное воплощение, но и в немалой степени изобразительная сторона — жестикуляция, мимика, что дало основание назвать выступление сказителя «литературно-поэтическим и музыкальным театром одного актера» (Ш. Гуллыев). Искусство жырау и баксы требует большого профессионального мастерства, которое достигается длительным обучением у маститого наставника. В период обучения ученик сопровождает учителя в его творческих поездках, где ему могут дать возможность спеть несколько песен — терме. Постепенно отточив мастерство, накопив репертуар, ученик получает благословение учителя на самостоятельные выступления. Очень часто профессиональное мастерство передается по наследству, новое поколение продолжает путь, проложенный прославленными предками.
Вокруг видных сказителей, сумевших на базе лучших достижений традиционного исполнительства создать яркий индивидуальный стиль, собираются последователи, ученики, которые обеспечивая преемственность поколений, закладывают основы направления или школы. Так широкую известность получили школы жырау — Нурабыллы, Ерполата; баксы — Акымбета, Гарибнияза, Арзы, Орынбая, Мусы и других.
Творческие традиции жырау и баксы имеют много общего, но есть и отличия — в форме музицирования, репертуаре. В Каракалпакии сложилось два способа звукоизвлечения при исполнении дастанов. Первый, часто называемый «горловым», в народе определяется как «жырлау» («внутренний, закрытый голос»). Он подразумевает пение в особой гортанной манере и связан с творчеством жырау. Причем сказитель, в процессе выступления, демонстрирует различные способы подачи материала: прозаические разделы излагаются естественным голосом, музыкально-поэтические в гортанной манере, что придает мелодии чрезвычайно высокий уровень напряжения и экспрессии. Жырау являются основными носителями героических дастанов. В их творчестве сильны мотивы поучения, наставления. Трагические, конфликтные моменты в драматургии эпоса особенно подчеркнуты. Аккомпанируя себе на кобузе, который благодаря своеобразныму тембру и протяжному звуку контрастирует гортанному пению, сказитель создает особый
архаический звуковой мир, завораживающий и притягивающий внимание слушателя. На кобузе исполняется достаточно широкий круг народных мелодий, которые хорошо известны слушателям и органично связаны с содержанием дастанов. Эти мелодии («нама») характеризуются небольшим диапазоном, они просты и лаконичны. Основным песенным жанром к которому обращаются сказители является «терме». Этот жанр отличает мелодико-речитативный характер, где каждой мелодической фразе соответствует поэтическая строка. В дастане обычно употребляется ограниченное количество напевов, которые повторяясь, постоянно варьируются. Важное объединяющее значение имеют также и инструментальные проигрыши, повторяющие песенные напевы или инструментальное вступление к дастану. Назидательные песни, которыми подготавливается вступление к дастану, а также его поэтические части, поются в сопровождении кобуза, прозаическая часть — рассказывается.
Дастан не только образец устного народного творчества, передаваемый и шлифуемый от поколения к поколению, но и результат исполнительского, импровизационного мастерства определенного сказителя. Уровень этого мастерства в немалой степени определяет оценку слушателями поэтических достоинств дастана. В плеяде искусных мастеров словотворчества, игры на музыкальных инструментах особенное место принадлежит жырау Курбанбаю Тажибаеву. Если большинство сказителей обычно имеют в своем репертуаре три, четыре дастана, Курбанбай жырау знал наизусть и исполнял более двадцати. Из семнадцати записанных от него эпических поэм, семь опубликованы. Курбанбая жырау отличало не только умение хранить в памяти множество дастанов, песен, поговорок, легенд, терме, но и талант преобразовывать эту кладезь народного творчества. Обладая способностью к импровизации, он сам слагал песни, сочинял и исполнял на кобузе оригинальные мелодии. Творческий дар сказителя обогатил эпическое и музыкальное наследие каракалпакского народа и дал толчок к дальнейшему его развитию.
Баксы также являются носителями и распространителями эпических поэм, но в их репертуаре основной акцент делается на лирическую ветвь дастанного творчества. Они исполняют и популярные народные песни, также преимущественно лирического характера. В отличие от жырау, баксы используют дутар или поют в сопровождении инструментального ансамбля. Чаще всего это дутар, гиджак или дутар, гиджак, баламан и дап. Выразительность и эффективность воздействия этого направления эпического творчества в большей степени опирается на музыкальные средства. Песенные разделы, исполняемые сильным и свободным голосом, отличает мелодическое развертывание в более широком диапазоне, оно часто увенчано кульминацией и украшено протяженными распевами. При подготовке к пению нового песенного раздела, после инструментального отыгрыша, баксы нередко настраивают инструмент на полтона, тон выше. Подобная звуковысотная драматургия безусловно способствует усилению напряжения в восприятии дастана. В зависимости от содержания дастана характер песенных разделов может быть распевно -лирическим, драматическим, танцевальным. При этом в каждом дастане сказитель использует примерно от пятнадцати до тридцати напевов. При подборе музыкального материала баксы обращаются к сокровищнице народного творчества, т.е. часто используют известные народные мелодии различных жанров или их варианты. Создание новых мелодий также практикуется и если мелодия становится популярной, то имеет хождение с именем создателя. Отдельные песенные разделы дастанов столь выразительны и эмоционально заразительны, что зачастую исполняются самостоятельно. Знание слушателями основной сюжетной канвы дастана, позволяет воспринимать эти песни как часть драматургии целого. Стиль исполнения определяется принадлежностью баксы к той или иной школе, его вокальными возможностями и в большой степени импровизационным даром, талантом. В сегодняшней практике заметным становится и влияние современной массовой музыки и прежде всего, эстрадных песен.
Практически ни одно значимое художественное явление в области искусства народов Центральной Азии не имеет четких национальных границ. Процессы взаимовлияния особенно сильны в сфере музыкально-поэтического творчества. Дастанное искусство народов, живущих в Хорезмском оазисе, наглядный тому пример. Широко известен факт влияния творчества узбекского бахшы Эшбая и туркменского бахшы Соега на формирование каракалпакской версии героического эпоса «Кор оглы». Каракалпакский сказитель Джапак баксы утверждал, что распространённая в Бухаре, Ташкенте, Фергане, Хорезме и Каракалпакии песня «Эшбай», где воспевается непревзойденное мастерство Эшбая бахшы, была создана знаменитым туркменским бахшы Соегом: Когда он являлся на свадьбу с сазом в руках, Развеселив народ, вызывал веселый гул, и громким голосом напевал он «яр-яр», Возносился до небес голос Эшбая. Эшбай был лучшим среди бахшы, под него стелили мешхедские ковры, по нему теперь рыдает бедная мать, Умер Эшбай, но осталось его доброе имя. Соег баксы имел многолетние дружеские связи с каракалпакским баксы Муса. Эта дружба оказала благотворное влияние как на их творчество, так и на развитие дастанного искусства в целом. Являясь известными наставниками молодых сказителей, они стали основателями двух исполнительских школ, существующих в Каракалпакии до сих пор.
Рис. 1. Жырау Жумабай Базаров.
Одним из ярчайших представителей школы Соега баксы являлся Джа пак баксы Шамуратов. Он родился в 1892 году в Кипчакском районе Каракалпакии. Уже в детские годы Джапак Шамуратов имел возможность слышать сказителей Мусу баксы из Турткуля, Джуму баксы из Шаббаза, Шерназара баксы из Чимбая, которые в сопровождении дутара исполняли популярные лирические песни, фрагменты из дастанов. Первым его наставником был Атаджан баксы. Обладая приятным и сильным голосом, Джапак довольно быстро получил народное признание и к его имени стали добавлять слово баксы. Как и у большинства баксы и жырау, творческая жизнь Джапака баксы была связана с постоянными переездами с места на место, он пел во многих районах Каракалпакии. Одновременно он знакомился с творчеством сложившихся мастеров-сказителей, обогащал свой репертуар. Широкую известность получили исполняемые Джапаком баксы песни «Эшбай», «Бесперде» («Пять ладов»), «Дембермес» («Без передышки»). В своем творчестве Джапак баксы не ограничивается пением освященных традицией народных песен, он начинает сочинять песни на тексты любимых им поэтов. Такие его песни как «Амударья», «Толкын» («Волна»), «Тазагуль» все еще живут в народной памяти. Джапак баксы, совместно с композитором Алимджаном Халимовым, работал над рядом музыкальных драм. Припадая к неисчерпаемому источнику народной музыки, он принимал участие в создании нового для Каракалпакии жанра.
Рис. 2. Кыз баксы Зияда Шарипова. 3
Особый интерес вызывает творчество женщин сказительниц. В отличие от многих соседних народов, у которых в соответствии с мусульманскими морально-этическими представлениями, мужской и женский миры четко разделены, у каракалпаков, как и у других кочевников, эта граница во многом условна. Каракалпачки издавна могли открыто выступать перед большими собраниями соплеменников. История сохранила имена талантливых женщин сказительниц, которых народ удостоил почетным званием «кыз баксы» («девушка баксы»). Большую известность получила дочь великого поэта и баксы Бердаха Хурлиман (1861 — 1906). Преодолевая все преграды, она пропагандировала творческое наследие отца, исполняя его песни и поэмы. Будучи наставником своего сына Каражана, ставшего признанным баксы и исполнителем на дутаре, Хурлиман способствовала сохранению творческих установок школы Бердаха вплоть до сегодняшних дней. Имеющая глубокие корни традиция женского сказительства в современной культуре имеет продолжение. В Каракалпакии и за ее пределами хорошо знают творчество кыз баксы Зияды Шариповой, Зульфии Арзымбетовой и Калбийке Узакбергеновой, неизменно занимавших призовые места на конкурсах исполнителей дастанов.
Список литературы /References
1. АзимоваА.Н. Звуковой мир каракалпаков. Т., 2008.
2. Айымбетов К. Халык даналыгы. Нокис, 1968.
3. Жырау намалары. Нокис, 1991.