ТРАДИЦИЯ ДАСТАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В КАРАКАЛПАКСТАНЕ
Шахида Нурлыбаевна Бердиханова Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса
Раджаби
Аннотация: В современном мире, вопросы возрождения, сохранения и пропаганды национальных традиции этнокультур, и в частности их музыкального наследия представляет собой один из наиболее актуальных задач искусствоведения. Музыкальная культура каракалпакского народа, явление самобытное, имеющая многовековую историю, в своих истоках тесно связанных с творчеством родственных народов населяющих территорию Центральной Азии. Каракалпакский фольклор обладает многообразием жанров и форм, в которых воплощена история, быт, обычаи и традиции. В статье рассматривается некоторые особенности локальных стилей дастанного исполнительства в Узбекистане.
Ключевые слова: баксы, дастан, жырау, традиционная музыка.
TRADITION OF DATA PERFORMANCE IN KARAKALPAKSTAN
Shakhida Nurlybaevna Berdikhanova Uzbek National Institute of Musical Art named after Yunus Rajabi
Abstract: In the modern world, the issues of revival, preservation and promotion of national traditions of ethnic cultures, and in particular their musical heritage, is one of the most urgent tasks of art history. The musical culture of the Karakalpak people is an original phenomenon that has a long history, closely related in its origins to the work of kindred peoples inhabiting the territory of Central Asia. Karakalpak folklore has a variety of genres and forms in which history, life, customs and traditions are embodied. The article discusses some features of local styles of dastan performance in Uzbekistan.
Keywords: bakhshi, dastan, jirov, traditional music, musical culture.
Произведения устного народного творчества создаются и хранятся благодаря искусству народных сказителей - его творцов и исполнителей, сочетающих в себе актёра, рассказчика, певца и поэта. Как отмечал, К.Айымбетов «Исполнителями и носителями устного народного творчества являются: жырау и баксы (баксы), кыссаханы и шаиры, сказочники и певцы»
[2,6]. Изучение музыкальных особенностей эпоса требует определения некоторых базовых понятий, связанных с исполнением дастанов. Следует отметить, что в отличие от других народов центральноазиатского региона, в каракалпакском эпическом наследии исторически сложились две исполнительские традиции дастанного творчества - баксы и жырау, которые сохраняются и в настоящее время. Необходимо подчеркнуть, что баксы и жырау, являются ведущим направлением творческой деятельности каракалпаков, олицетворяющих специфику музыкального языка каракалпакского эпоса. Баксы исполняют в основном дастаны лирического содержания, а жырау - героического. Музыкальным инструментом баксы является дутар, а у жырау - кобыз. Специфической особенностью каракалпакского эпоса служит преобладание в них героических дастанов.
Каракалпакские героические дастаны отличаются реалистичностью содержания, в них отражены история и быт народа. Как отмечает И.Сагитов: «Каракалпакский народ, вынужденный не раз покидать родные места и искать лучшей жизни на новых землях, в своем эпосе отразил бурные и трагические события своей многовековой истории» [11,41].
Жырау - происходит от слова жыр - «эпос», «сказание». Жырау являются талантливыми исполнителями художественного наследия народа: прежде всего, дастанов героического содержания, исторических напевов, терме1, толгау (толгау)2, назидательных и нравоучительных песен. Известно также, что и среди других народов Средней Азии и Казахстана с ранних времен бытовало искусство жырау. О популярности исполнительской традиции жырау среди тюркских народов писали в XIX веке известные ученые Н.Ильинский, В.Радлов, И.Буданов, Ч.Валиханов. В своих исследованиях они убедительно доказали что слово «жырау» («сказитель») произошло от слова «жыр» («эпос», «эпическая поэма»), а слово «жырлау» обозначает «исполнять эпическую поэму под аккомпанемент кобыза».
Кобыз - самый древний инструмент, бытовавший в музыкальной традиции тюркских народов. О происхождении этого инструмента в сказаниях жырау существуют многочисленные легенды, где создателем инструмента считается Коркут. Как отмечает Карл Райхл, «Несмотря на то, что рукописи «Книги моего деда Коркута» датируются XVI столетием, можно привести сведения в пользу того, что сами сказания появились еще в то время, когда Огузы населяли низовья Сырдарьи, то есть в период между IX-XI вв.» [10,98]. О древних корнях
1 Терме - краткие лирические строки назидательного, нравоучительного, воспитательного содержания исполняемые в начальных разделах дастанов.(перевод с каракалпакского - ЯШ)[2.8,38]
2 Толгау(раздумья) - философско-дидактческий жанр в фольклоре и индивидуальном творчестве казахов, каракалпаков, ногайцев. Становление жанра толгау приходится на XII—XIV века. Ведущее место в толгау занимает социально-политическая, философская тематика. [https://kartaslov.ru]
происхождения инструмента кобыза также свидетельствуют упоминания в «Девону лугатит турк» Махмуда Кашгари, написанном в XI веке, где из музыкальных инструментов приводится кобыз. Человека играющего на кобызе, в словаре называют «кубузлуг», что, несомненно, доказывает древние корни происхождения этого вида исполнительского искусства в тюркоязычных странах [3,368].
Особенностью исполнительской манеры жырау является пение «горловым» (внутренним закрытым) голосом, который под аккомпанемент кобыза создает необычайную, завораживающую слушателя, атмосферу.
Жырау используют мелодии не только как внешнее обрамление, они являются неотъемлемым элементом сказительского искусства, служившим для раскрытия каждого образа и действия.
Первые сведения о творчестве народных исполнителей представлены в трудах филологов-фольклористов, а именно в исследованиях К.Айымбетова, Н.Давкараева, И.Сагитова и К.Максетова, в которых в той или иной степени воссоздается творческий портрет жырау и баксы, оценивается их исполнительский стиль и частично дается характеристика напевов.
В своем исследовании К.Максетов «Поэтика каракалпакского героического эпоса» указывает, что на тот период (40-70 годы XX века - Б.Ш.), в творчестве каракалпакских жырау наличествовало около 40 напевов [9,103110], и каждый сказитель, во время исполнения дастана в зависимости от физической подготовленности использовал соответствующий напев для раскрытия сюжета. При этом, существовала следующая тенденция, где названия напевов у кажого жырау было различным, также одной их специфических качеств служит наличие так называемых «именных» напевов. К примеру, Отенияз жырау Иимбетов, как и его учитель Ерполат жырау, отмечает, что они исполняют дастаны, опираясь на 14 напевов, названными именами знаменитых жырау: «Жиен», «Шанкот», «Сыбай», «Туменбай», «Ырза», «Айтуар», «Айимбет», «Нурабулла», «Турымбет», «Палеке», «Ерман», Дауылбай», «Дусенбай», «Дилим». Названия напевов фиксировались как «Дилим намасы», или вместо «нама» (напев) используется «жолы» (букв: путь, направление, или в стиле) [9,314]. О бытовании именных напевов также указывал К.Айымбетов, утверждая, что данные напевы свидетельствуют о древних корнях творческих установок жырау. Оценивая исполнительские традиции жырау и баксы, ученый также отмечает, что одним из специфически характерных качеств для жырау и баксы служит неповторимость состава исполняемых мелодии, напевов, то есть у каждого исполнителя свой индивидуальный репертуар [2,105].
Характеризуя творчество жырау, Т.Адамбаева, опираясь на труды К.Айымбетова, К.Максетова, филологов-фольклористов, учитывая также содержание и исполнительские приемы, подразделяет их репертуар на следующие 4 группы:
1) Терме и толгау (короткие и длинные толгау, созданные на основе известных народных песенных образцов, исполняемые во вступительных разделах дастанов для привлечения внимания слушателей);
2) Напевы названные именами знаменитых жырау ( авторские или же наиболее часто исполняемые мелодии, характерные для репертуара одного определенного жырау);
3) Базовые напевы (имеющиеся в репертуаре каждого жырау, с развитым художественным содержанием характеризующие исторические события, пережитые народом);
4) Инструментальные мелодии (Сазлар).
Т.Адамбаева в отношении структуры напевов отмечает, что они представляют собой небольшие, многократно повторяющиеся предложения [6,8]. Мы не можем согласиться с данным положением автора в отношении композиционной организации напевов, так как, изучив аналитический материал, а также, ссылаясь на мнение К.Курбанова, который отмечает «Среди каракалпакских жырау были такие мастера-музыканты, которые при исполнении целого дастана не применяли мотив одной и той же песни второй раз» [8,73] убедились, что напевы представляют собой сложно организованную импровизационную конструкцию, в которой переплетены как архаические, так и более поздние формы песнетворчества.
В этой связи, отметим, что традиционное музыкальное искусство и его эпический жанр целиком и полностью базируется на импровизации, где исполнение одного и того же напева представляется в новом облике. Для сказителей типичной является «недосказанность» событий, требующая своего логического завершения, и этот процесс не завуалирован - он выстраивается на основе замкнутого принципа, где начало пересекается с концом и наоборот. Кроме того, одна из причин подобного рода композиционной незавершенности, связана с бытовыми обстоятельствами, со временем исполнения. Для прослушивания дастана собирались обычно вечером и сказание длилось до солнечного восхода. Но дастан оставался недосказанным, и чтобы прослушать его продолжение приходилось ждать следующего вечера. Полагаем, что данный факт непосредственным образом нашел свое отражение в общекомпозиционной, а также метроритмической основе дастанных напевов.
Специфика напевов лирических дастанов имеет ряд отличительных признаков от героических. Как отмечалось ранее, лирические дастаны возникли
намного позже героических, и по большей части имеют авторское происхождение. Кроме того, общекомпозиционная огранизация лирического дастана выстраивается на основе определенно сложившихся закономерностей. Одна из главных особенностей лирической ветви каракалпакского эпоса, связана с традицией исполнения, которая опирается на воспроизведение дастанных напевов открытым голосом, что пдает сказителю возможность расширения диапазона, красочность, вариантность и обогащение интонационного состава, а также сопровождаемым инструментом - дутар. Исполнителями лирических дастанов являются баксы.
Баксы (бахши) - слово, имеющее санскритское происхождение. Исследователи отмечают, что изначально баксы называли человека, владеющего знанием уйгурского алфавита, и до XV века, он приравнивался к концелярскому писцу [7,29]. При этом, среди народа так называли шаманов. По словам Р.Абдуллаева: «Для обозначения шамана в Центральной Азии употреблялись в основном три термина: бахши (баксы), парихон (порхан) и фолбин, значение которых обозначает шаман, сказитель, жрец, народный лекарь (знахарь)» [2,299]. Впоследствии баксы стали выполнять роль народных исполнителей, хранителей литературы и ее распространителей. Ч.Валиханов словом «бахши» называет одаренных волшебством общинно-народных поэтов музыкантов, имеющих свои, выработанные в ходе трудовой, специфической и синкретической деятельности художественно бытовые каноны и стереотипы, традиции и импровизации [2,300]. У узбеков, туркменов, уйгуров баксы называют «бахши», у азербайджанцев - «озан», «ашуг», у грузин - «масаган», армян - «гусан». У всех этих народов были дастаны «Горуглы», «Гэрип ашык», «Ашык Нэжеп», «Ашык Керим». Исследователи утверждают, что творчество баксы возникло и стало активно развиваться, на рубеже XVIII-XIX столетий. Фактически этот второй период развития каракалпакского эпического творчества тесно переплетается с появлением лирических дастанов. В те времена музыканты, странствуя по городам, знакомились с их культурой, бытом, музыкальным наследием, устраивали соревнования между исполнителями, в числе которых были и баксы. Слушая рассказы об исторических героях, легенды эпического и лирического содержания, исполнители запоминали их и интерпретировали по-своему. Таким образом у каракалпаков началась зарождаться традиция исполнителей - баксы. Они в сопровождении дутара3 исполняли народные песни и песни из воспринятых
3 Слово дутар произошло от персидских слов «ду»- два и «тар» - струна, т.е. двухструнный. Название дутара также связывают с именем древнегреческого бога музыки Темерисом. Арабы называют этот инструмент «тамбуром», персы и индийцы - «дэмба-бэрэ»- казахи домброй. Дутар изготавливается двумя способами -выдалбиванием и сложением из отдельных частей. При первом способе используют цельное тутовое дерево или
лирических дастанов, которые впоследствии послужили становлению и развитию школы каракалпакских баксы [2,140-142]. Также отметим, что в отличие от традции жырау, творчество баксы, может быть предствалено в лице исполнителя как мужчины, так и женщины.
К числу лирических дастанов относятся «Мэспатша», «Гэрип Ашык», «Ашык Нажеп», «Саятхан-Хамра» («Хурлиха - Хамра») «Хирмандали» и др. Главные герои лирических поэм - это влюбленные, борющиеся за свои чувства и счастье.
Одной из особенностей каракалпакского эпоса является отсутствие чисто лирических дастанов, бытующих у других народов, как например: «^озы Корпеш и Баян Сулу» или «^ыз Жибек» - у казахов. Что же касается таких любовных дастанов, как «Гэрип Ашык», «Хурлиха-Хамра», «Хирмандэли», то они заимствованы у азербайджанского, узбекского и туркменского народов [11,15]. При этом, каждая из версий дастанов, в том числе и каракалпакская, обогащена, прежде всего, национальным колоритом, создаваемым особенностями метроритмической и ладоинтонационной структуры и отличается способом интерпретации.
Н.Давкараев и К.Айымбетов дали высокую оценку роли баксы в обогащении духовной жизни народа, подготовке последователей этого искусства, а также своеобразных школ. Особая роль в глубоком и всестороннем изучении искусства баксы, принадлежит известному музыковеду Т.Адамбаевой. Она разделяет каракалпакскую школу баксы на четыре группы: школу Акымбета-Мусы, СYеy, Арзы и Орынбая. Изучая исполительские школы, Т.Адамбаева определила, что каждая из них имеет свой исполнительский стиль и мелодии, которые существенно отличаются друг от друга.
Основоположником каракалпакской школы исполнителей считается Акымбет баксы. Он создал своеобразную манеру интерпретации народных песен, дастанов лирического и героического содержания, а также подготовил ряд учеников. Его творчество вызывает интерес и в настоящее время.
Следует отметить, что имеются достаточно полные записи текстов дастанов и проделана значительная работа литературоведами, филологами-фольклористами по изучению художественного, поэтического содержания эпоса, но при этом музыкальная составляющая оставалась вне поля зрения исследователей. Причиной тому, на наш взгляд, является недооценка музыкального творчества народных исполнителей баксы и жырау, а также отсутствие специалистов музыковедов. Данная ситуация оказала негативное
абрикосовое дерево, при втором - также тутовое дерево, но при этом дутар собирают из отдельных частей в определенном порядке.
I ГсОТ^^^^Н 874 http://oac.dsmi-qf.uz
влияние на судьбу эпоса, многие напевы в целостном виде не дошли до нас или же трансформировались, а магнитные записи стали непригодными для применения, значительная же их часть была утеряна.
Невзирая на имеющиеся проблемы, в данном исследовании мы опирались на нотные образцы, представленные в сборниках «Каракалпакские народные песни», «Каракалпакские народные мелодии», «Жырау намалары» и «Алпамыс», а также на собственные расшифровки напевов из дастанов: «Шэрьяр» и «^ырк кыз», сделанных на основе аудиоматериалов архивных записей из фонда Академии наук Республики Каракалпакстан. В связи с отсутствием полноценных записей дастанов, мы не в полной степени имеем представление о целостной логиге музыкально-композиционной организации дастанов. Опираясь на имеющиеся материалы, нами была сделана попытка определить музыкальную композиционную структуру отдельных напевов дастанов и выстроить типологию, специфику их метроритмической организации.
В целом, завершая обзор по вопросам изучения каракалпакского эпоса, отметим следующее:
• Опираясь на общую классификацию, предложенную в отношении каракалпакского фольклора Н.Давкараевым, К.Айымбетовым, И.Сагитовым, К.Максетовым и др., где каракалпакское эпическое наследие разделяется на две ветви - лирическую и эпическую, кроме этого, учитывая различную периодизацию и исполнительские особенности эпоса (творчество жырау и баксы), в данном диссертационном исследовании каракалпакские дастаны рассматриваются, в соответствии с вышепредложенной классификации ученых, с выявлением в дастанах специфики основных способов метроритмической организации.
• По мнению ученых, репертуар жырау и баксы составляет определенное количество напевов, которые в исполнительской практике функционируют как типологические, то есть, канонизированные, сложившиеся (устоявшиеся) напевы. Следует отметить, что в ходе изучения напевов жырау было выявлено, существоваоние ряда индивидуальных напевов, характерных для творчества определенного исполнителя. При этом необходимо подчеркнуть, что обращение к тому или иному напеву в первую очередь зависит от содержания текста, а также условий, аудитории и времени исполнения. Каждый жырау и баксы, имея в репертуаре определенные напевы, обновляет их, внося индивидуальную окраску. Выбор автора напрямую определяется школой, унаследованными традициями, приемами и исполнительским мастерством. Данная тенденция сохранялась на протяжении длительного периода.
•На сегодняшний день картина кардинально поменялась. Современные исполнители как жырау так и баксы, в своем творчестве обращаются к одному или двум напевам, меняя лишь текст. Данное положение свидетельствует о том, насколько важно своевременно сохранить, зафиксировать образцы традиционного музыкального наследия, которые с течением времени, в силу устного бытования, могут трансформироваться или же исчезнуть. Ведь благодаря именно эпосу представляется возможным познание истории, быта, этнических корней и в целом, духовного мира каракалпаков.
Использованная литература
1. Абдуллаев Р.С. Обряд и музыка. Т., 2006. - 335 с.
2. Айымбетов К. Халык даналыгы. - Некис, Каракалпаксан, 1988. - 492 с.
3. Девону лугатит турк. Индекс-лугат. F Абдурахмонов, С Муталлибов иштироки ва тахрири. - Т.: Фан, 1967. - 547 с.
4. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. - Л.: Наука, 1974. - 727
с.
5. Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т Узбекекский народный героический эпос. - М.: ОГИЗ, Гос. изд-во худ. лит.,1947. - 519 с.
6. Жырау намалары: Алгы сез. Саз ноталары, - Некис: Каракалпакстан, 1991. - 316 б.
7. Кор-Оглы Х. Узбекская литература. - М.: Наука , 1976 - 302 с.
8. Курбанов К.Т. Кобыз в традициях Центральной Азии // Вестник Каракалпакского отделения АН Уз. - Нукус, 2000. - С. 71-73.
9. Максетов КМ. Каракалпак кэхарманлык дэстанларыныц поэтикасы. - Т.: Илим, 1965. - 330 с.
10. Райхл К. Тюркский эпос: традиции, формы, поэтическая структура. Пер.с англ.: В. Трайстер. - М.: Восточная литература. 2008.- 381 с.
11. Сагитов И.Т. Каракалпакский героический эпос. - Т: изд. АНУзб, 1952. - 107 с.