ЭПИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАРАКАЛПАКОВ Азимова А.Н.
Азимова Арзу Нишановна - профессор, доктор искусствоведения, кафедра теория музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье освещается место и значение эпического (дастанного) исполнительства в музыкальной культуре каракалпаков. В центре внимания творчество наиболее известных сказителей эпических поэм и героические дастаны «Алпамыш» и «Кырык кыз».
Ключевые слова: эпос, героический дастан, сказительство, жырау, устная литература, поэзия.
EPIC CREATIVITY OF THE KARAKALPAKS Azimova A.N.
Azimova Arzu Nishanovna - Professor, Doctor of Art History, DEPARTMENT OFMUSIC THEORY, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article Highlights the place and significance of epic (dastan) Performance in the musical culture of the Karakalpaks. The focus is on the work of the most famous storytellers of epic poems and heroic dastans "Alpamysh" and "Kyryk kyz".
Keywords: epic, heroic dastan, storytelling, Jyrau, oral literature, poetry.
УДК 7.78
В музыкальной культуре каракалпаков основополагающее значение имеют традиции эпического и песенного исполнительства. Как и во всей Центральной Азии, в Каракалпакии, эпическое творчество представлено жанром дастан. Эпический и романтический строй мышления, высокая поэтичность языка столь характерные для дастанного искусства всего региона, явились тем основанием, на котором отчетливо проступают особенности локальных художественных школ, порожденных тонкими различиями в эстетических предпочтениях, нравственных устоях, традициях народов, населяющих взаимосвязанные сопредельные страны. Дастан можно определить, как развернутое поэтическое сказание, рассказ, сочетающий в себе прозу, стихи, музыку. Зародившись в глубокой древности, дастаны в сотнях вариантах жили в народной памяти, передаваясь из уст в уста от поколения к поколению, отражая исторические события, философию, быт, думы и чаяния в героических, богатырских, фантастических, романтических сюжетах. О значении эпических поэм в духовной жизни каракалпаков еще в ХК веке писал казахский ученый Чокан Валиханов: «Тысячи рассказов, повестей, песен... сохранили в памяти бесчисленные каракалпаки... Каракалпаки почитаются в степях первыми поэтами или песенниками». Как свидетельствуют исторические источники, у народов, населявших территорию современного Узбекистана, уже в V — IV веках до н. э. существовало богатое устное поэтическое творчество. Многие исследователи считают, что дошедшие до сегодняшнего дня анонимные дастаны появились в результате творческой деятельности самих сказителей. Более того, есть основания утверждать, что и некоторые авторские тексты эпических поэм были созданы на основе устных их вариантов, исполняемых в народной среде. О существовании практики такого рода пишет известный исследователь восточной литературы В. В. Бартольд, который указывает, что автор бессмертного «Шахнаме» Фирдоуси сам ссылался на использование им эпических материалов, собранных для него одним дехканином из Чача (Ташкент). Многие памятники духовной жизни каракалпаков ранних периодов не сохранились. С определенностью можно указать лишь на имена авторов, имевших прямое отношение к каракалпакской устной литературе. В Ногайском союзе (XIV — XVI вв.) жили и творили такие поэты и сказители как Соппаслы ^тыра жырау, Асан-кайгы, Жиренше и другие. Они стояли у истоков поэтического творчества каракалпаков, казахов, ногаев — народов, чьи корни восходят к племенам Ногайского политического объединения. Созданные ими сказания, песни, легенды до сих пор сохраняются каракалпакским народом. В упорной борьбе каракалпаков против хивинского ига на рубеже XVIII — XIX веков выдвинулись замечательные народные поэты — Жиен жырау, Кунходжа, Ажинияз, Бердах, Отеш. В этот период, дастан (эпическая поэма), ранее бытовавший устно, активно участвует в формировании письменной литературы. Всенародное признание получили поэмы Ажинияза «Бозатау», Бердаха «Царь-самодур», «Ерназарбий». Следуя традиции, поэты часто выступали и как сказители. Более того, большинство их произведений были предназначены не для чтения, а прежде всего пения, так как иного способа общения с народом, чем как через песню, не было. Сказитель и поэт Жиен жырау считается отцом каракалпакской поэзии:
В Туркестане, в стране отцов,
Мы пристанища не нашли, Хоть работали целый год, Не хватало на ползимы Хлеба оскудевшей земли. Черная настала беда — Лет засушливых череда. От набегов ханских страдал, Вымирал, погибал народ. Истлевали трупы людей На песке пересохших рек.
(Из поэмы «Разоренный народ» Пер. В. Державина).
Исследователи насчитывают более 50 эпических поэм в современном репертуаре каракалпакских сказителей. Среди них эпос широко бытующий не только в Центральной Азии, и шире, Ближнем Востоке — «Гор оглы» («Кор-оглы»), «Алпамыс», «Едиге», «Ашик Гариб» («Гариб Ашык»), но и имеющий локальное распространение — «Кырык кыз», «Маспатша», «Ша- рьяр», «Коблан» и многие другие «Алпамыс» — яркий образец героического (богатырского) эпоса. По мнению исследователей «Алпамыс», представляя эпический жанр на ранней ступени развития, сначала бытовал в низовьях Сырдарьи и на берегах Арала еще задолго до того, как сформировались узбекская, каракалпакская и казахская народности. Как и в других образцах героического эпоса, здесь, герои поэмы — бесстрашный Алпамыс, верный в дружбе Каражан, умная и красивая Баршын, воплощая мечты и представления каракалпакского народа о мужестве, силе, любви, противопоставляются жестокости и коварству хана и его окружения. Этот конфликт сил добра и сил зла связывает все сюжетные линии эпоса. Хорошо известный на Востоке героический эпос «Кор оглы» («Сын слепого») в каракалпакской и большинстве среднеазиатских версиях существует как «Гор оглы» («Сын могилы»), так как здесь герой рождается от мертвой матери в могиле. Сюжетная линия среднеазиатского варианта имеет много специфических черт и отличается обилием сказочно-фантастических элементов. Эпос «Гор оглы» бытует у каракалпаков примерно с середины XVIII века. Родиной его признается Азербайджан, откуда он широко распространился практически по всему Востоку, вбирая в себя особенности истории, художественного мировосприятия, музыки каждого народа, среди которого он бытовал, поднимаясь до уровня глубоко национального, народного творения.
Одной из замечательных сокровищниц каракалпакского народа, в которой нашли выражение его высокие нравственные идеалы, является эпическая поэма «Кырык кыз» («Сорок девушек»). Содержание его дает основание предполагать, что описываемые события восходят к древнейшим пластам этногенеза каракалпаков — сако - массагетским племенам, в управлении которых были очень сильны матриархальные традиции. Поэма повествует о подвигах дружины девушек-воительниц, предводительницей которых была прекрасная и отважная Гулаим. Сюжет о девушке-богатыре запечатлен в эпосе многих народов, но на территории Средней Азии он зафиксирован только в каракалпакском фольклоре. Первоначальное исполнение поэмы связывается с именем Жиена жырау, старейшего из прославленных каракалпакских сказителей, чья деятельность относится ко второй половине ХУШ века. Эпос «Кырык кыз» сказители часто завершают посвящением Жиен жырау: Был из племени Муйтен Вдохновенный певец Жиен, И каракалпакский народ Много песен его поет. Славу ему воздадим: Первым он сложил дестан О прекрасной Гулаим. Слава, слава тебе Жиен! Слава, тебе, Жиен! «Кырык кыз». Песня двадцать четвертая. Дастан записан из уст (Курбанбая жырау, пер. А. Тарковского).
Список литературы /Яе/егеп8в8
1. АзимоваА.Н. Звуковой мир каракалпаков. Т., 2008.
2. Айымбетов К. Халык даналыгы. Нокис, 1968.
3. Жырау намалары. Нокис, 1991.
4. Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии. М.,1982.