Научная статья на тему 'ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ УСЛОВНОГО ОСУЖДЕНИЯ'

ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ УСЛОВНОГО ОСУЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛОВНОЕ ОСУЖДЕНИЕ / ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ УСЛОВНОГО ОСУЖДЕНИЯ / ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толмачева Виктория Витальевна

Цель статьи заключается в исследовании специфики исполнения уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения. Для достижения обозначенной цели в работе решены следующие задачи: 1) проанализирована правовая природа условного осуждения; 2) осуществлена периодизация зарождения, становления и эволюции института условного осуждения; 3) дано определение дефиниции «условное осуждение»; 4) проиллюстрирована динамика применения судами условного осуждения в России; 5) определен порядок исполнения уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения; 6) выявлены ключевые проблемы реализации исполнения уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения, а также направления их решения. В работе использованы методы ретроспективного, сравнительного, графического, статистического, логического исследования. По результатам исследования автором выявлены следующие проблемы, препятствующие эффективной реализации исполнения уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения: непрофессионализм сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, назначение условного осуждения высоко криминогенной личности, длительный период от назначения судом условного осуждения до постановки осужденного на учет, отсутствие на законодательном уровне четкого перечня обязанностей условно осужденного. Предложения автора по минимизации/нивелированию обозначенных проблем позволят повысить качество исполнения уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения и требуют внесения корректив в действующее законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Толмачева Виктория Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXECUTION BY CRIMINAL EXECUTIVE INSPECTIONS OF PROBATIONS

The purpose of the article is to study the specifics of the execution of probation by the penitentiary inspections. To achieve the stated goal, the following tasks were solved in the work: 1) the legal nature of probation was analyzed; 2) the periodization of the origin, formation and evolution of the institution of probation was carried out; 3) the definition of the definition of “probation” is given; 4) illustrated the dynamics of the use of probation by courts in Russia; 5) the procedure for the execution of probation by the penitentiary inspections has been determined; 6) identified key problems in the implementation of the execution of probation by the penitentiary inspections, as well as the direction of their solution. The methods of retrospective, comparative, graphical, statistical, logical research are used in the work. Based on the results of the study, the author identified the following problems that impede the effective implementation of the execution of probation by the penitentiary inspections: lack of professionalism of the employees of the penitentiary inspections, the appointment of a probation of a highly criminogenic person, a long period from the appointment of a probation by the court to the registration of the convict, the absence at the legislative level a clear list of the duties of a probationer. The author’s proposals for minimizing / leveling the identified problems will improve the quality of execution of probation by the penitentiary inspections and require amendments to the current legislation.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ УСЛОВНОГО ОСУЖДЕНИЯ»

Исполнение уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения

Толмачева Виктория Витальевна,

Аспирант, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный

университет»

E-mail: tuliyova@yandex.ru

Цель статьи заключается в исследовании специфики исполнения уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения. Для достижения обозначенной цели в работе решены следующие задачи: 1) проанализирована правовая природа условного осуждения; 2) осуществлена периодизация зарождения, становления и эволюции института условного осуждения; 3) дано определение дефиниции «условное осуждение»; 4) проиллюстрирована динамика применения судами условного осуждения в России; 5) определен порядок исполнения уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения; 6) выявлены ключевые проблемы реализации исполнения уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения, а также направления их решения. В работе использованы методы ретроспективного, сравнительного, графического, статистического, логического исследования. По результатам исследования автором выявлены следующие проблемы, препятствующие эффективной реализации исполнения уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения: непрофессионализм сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, назначение условного осуждения высоко криминогенной личности, длительный период от назначения судом условного осуждения до постановки осужденного на учет, отсутствие на законодательном уровне четкого перечня обязанностей условно осужденного. Предложения автора по минимизации/нивелированию обозначенных проблем позволят повысить качество исполнения уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения и требуют внесения корректив в действующее законодательство.

Ключевые слова: условное осуждение, исполнение уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения, испытательный срок, исправительные работы.

сч о см

Введение. В категориально-понятийном аппарате юридической науки дефиниция «условное осуждение» трактуется как «мера уголовно-правового характера, направленная на установление для осужденного исправления, не требующего реального отбывания наказания». Эволюция зарождения и становления института условного осуждения в России имеет обширную историческую ретроспективу. Данный вопрос не относится к предмету нашего исследования, однако, в целях более полного понимания правовой природы и характеристик условного осуждения, приведем краткую периодизацию его развития (таблица 1):

Базируясь на содержании таблицы 1 [2, с. 201; 4, с. 56], можно постулировать, что условное осуждение является результатом эволюции института наказания, прогрессировавшего от жестких видов наказания к более гуманным и цивилизованным. Условное осуждение - наиболее мягкий инструмент воспитательно-профилактического воздействия на преступника, призванный максимально корректировать его поведение без изоляции от общества. Ценностно-смысловым ядром воспитательной парадигмы в рамках применения условного осуждения является возможность исправления преступника с сохранением его личностных особенностей. В отличие от фактического и реального лишения свободы, условное осуждение не обуславливает деструктивную трансформацию личности. В связи с чем, для преступлений, совершенных несовершеннолетними преступниками, условное осуждение должно стать доминирующей формой уголовной ответственности.

Результаты. Условное осуждение - это особая мера наказания, при которой воспитательный эффект достигается не изоляцией осужденного от общества, а наложением ряда нормативных ограничений, требований и обязанностей:

- запрет на смену места проживания, учебы, работы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции;

- запрет на посещение мест, обозначенных в приговоре;

- обязанность по исполнению исправительных работ;

- обязанность излечиться от патологических зависимостей (наркомании, алкоголизма и т.д.);

- обязанность отмечаться в территориальной уголовно-исполнительной инспекции с установленной судом периодичностью.

Условное осуждение не может быть применено в следующих случаях:

1) преступнику назначено наказание в виде исправительных работ, ограничений по воинской службе, лишения свободы;

2) срок назначенного наказания превышает восемь лет;

3) преступник осужден по статьям 131-135, 240-242.2 УК РФ (преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) [8, с. 125].

Доминирующим мотивом применения условного осуждения является установленная судом возможность исправления преступника без лишения свободы, идентификация его преступле-

Таблица 1. Эволюция становления института условного освобождения

ний как не представляющих высокую общественную опасность (мало опасных), а также положительные характеристики преступника. Согласно официальной статистике, условное осуждение назначается преимущественно за преступления по ст. 158 УК РФ (кража), ст. 161 УК РФ (грабеж), ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов).

Период Нормативно-правовой акт Характеристика

Дореволюционный период Уголовное уложение 1903 г. Начало формирования теоретико-методологической и правовой базы развития условного осуждения.

Советский период Ст. 32 Декрет ВЦИК от марта 1918 г. «О суде (Декрет № 2)» Закрепление в нормативно-правовой базе понятия и условий назначения условного осуждения.

Уголовное право РСФСР, специальный раздел «Об условном осуждении» Регламентация оснований и порядка назначения условного осуждения. Установление основных условий применения условного осуждения: 1) преступление совершенно впервые, 2) при исключительно тяжелом стечении обстоятельств, 3) осужденный не несет угрозы общественной безопасности.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Введение дополнительных условий применения условного осуждения, центральное из которых: возможность назначения условного осуждения лицу, для которого определено наказание в виде лишения свободы.

УК РСФСР 1926 г. Конкретизация сроков установления условного осуждения - от одного до десяти лет.

УК РСФСР 1926 г. (редакция 1930 г.) Внесение в законодательство изменений, связанных с отменой условного осуждения в случае совершения осужденным в течение испытательного срока любого нового преступления.

Основы уголовного законодательства СССР (25 декабря 1958 г.) Актуализация возможности применения условного осуждения при назначении осужденному лицу наказания в виде лишения свободы и исправительных работ. Применение условного освобождение базировалось на личности виновного и обстоятельстве дела. В постановлении № 1 Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по применению условного осуждения» от 4 марта 1961 г. установлено «условное осуждение не должно применяться к лицам, виновным и причастным к совершению тяжкого преступления».

УК РСФСР 1960 г. Введение возможности делегирования обязательств по контролю за условно осужденным на общественные организации или коллектив рабочих (с согласия самих организаций/коллектива).

Указ Президиума Верховного Совета СССР 1970 г. Установление нового вида условного осуждения - «условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду».

Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г. Приобретение «условным осуждением» новой коннотации (условное осуждение как условное неприменение наказания, форма освобождения от наказания), перенос условного освобождения в раздел «Назначение наказания».

Современная Россия Уголовный кодекс РФ 1996 г. Помещение условного осуждения в гл. 10 УК РФ «Назначение наказания», определившую данную меру уголовно-правового характера как меру, применяемую при условии, что если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. При этом, условное освобождение на распространяется на преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

5 -о

сз

<

По данным Судебного департамента ВС РФ, в период 2010-2020 гг. число лиц, осужденных к условному наказанию, сократилось на 164136 чел., что в процентном эквиваленте составляет 51% (рисунок

1). Если в 2010 г. удельный вес условно осужденных к наказанию в общем числе осужденных составлял 38,1%, то в 2020 г. - 29,7%. Данная тенденция связана, главным образом, с тремя обстоятельствами:

1) осознанием необоснованно широкого применения данной меры уголовно-правового характера (что было свойственно периоду 1999-2003 гг., когда свыше 40% лиц, привлеченных к уголовной ответственности, осуждались условно);

2) активная гуманизация отечественной уголовно-правовой политики;

3) снижение количества преступлений, за которые может быть назначено условное осуждение, т.е. повышение доли тяжких и особо тяжких преступлений.

900000 800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0

739278 735340 -

734581 740410 740390

Всего осуждено

■ Число лиц, осужденных условно к

СМ О

см

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рис. 1. Динамика применения судами условного осуждения в России

Нормативно-правовые рамки назначения и исполнения условного осуждения формируют Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 73), Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (раздел VIII), Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 № 21 (ред. от 18.12.2018) «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора», Приказ Минюста РФ от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» (с изменениями и дополнениями).

Согласно ст. 187 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ), исполнение условного осуждения и контроль за поведением условно осужденных осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями. На уголовно-исполнительные инспекции возлагается обязанность по персональному учету условно осужденных на протяжении всего испытательного срока, а также контролю за соблюдением условно осужденными общественного порядка и исполнением ими возложенным судом обязательств. Проверка условно осужденных производится по месту жительства, работы (учебы), либо в общественных местах; проверка условно осужденных военнослужащих - в командовании их воинских частей.

В соответствии со ст. 188 УИК РФ, при назначении судом условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности, уголовно-исполнительные инспекции в полном объеме контролируют соблюдение данного запрета. Требования суда, связанные с назначением обязательных работ, исполняются уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных. Согласно ст. 25 УИК РФ, привлечение

к обязательным работам условно осужденных производится не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего определения или постановления. Помимо учета и контроля условно осужденных, уголовно-исполнительными инспекциями разъясняются порядок и условия отбывания наказания, согласовываются виды и объекты обязательных работ. В случае нарушения условно осужденными порядка отбывания условного осуждения, уголовно-исполнительными инспекциями проводятся мероприятия по установлению причин этих нарушений.

В период испытательного срока уголовно-исполнительная инспекция не реже одного раза в квартал проверяет условно осужденных на предмет выявления новых правонарушений, систематически анализирует свою работу по контролю за поведением условно осужденных на базе чего формирует детализированные отчеты, а также информационные и аналитические материалы для территориальных органов ФСИН России. Уголовно-исполнительные инспекции в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами местного самоуправления, органами внутренних дел, социальными организациями, что обеспечивает синергетиче-ский эффект в воспитательной работе с условно осужденными [3, с. 87].

Добросовестное исполнение условно осужденным возложенных на него судом обязанностей может инициировать частичную или полную отмену условного осуждения по истечении не менее половины установленного испытательного срока. И, напротив, за неудовлетворительное поведение условно осужденный может быть подвергнут приводу, а также дополнению имеющихся обязанностей, наложению административного взыскания и продлению испытательного срока не более чем на один год [1, с. 46].

В случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным возложенных на него судом обязательств (совершение запрещенных или невыполнение предписанных действий более двух раз в течение года), либо скрытия от контроля, уголовно-исполнительной инспекцией направляется в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. В отношении скрывающихся от контроля условно осужденных, местонахождение которых не установлено в течение более 30 дней, условное осуждение отменяется, возбуждается уголовное дело. В представлении об отмене условного осуждения уголовно-исполнительными инспекциями фиксируются конкретные факты уклонения осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей - время, в течение которого осужденный не являлся в инспекцию; количество и виды нарушений обязательств; факты нарушения общественного порядка; меры воздействия, применявшиеся к осужденному; результаты первоначальных розыскных мероприятий (в случае скрытия от контроля инспекции).

782274

2318

Исполнение уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения осуществляется в соответствии с Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Инструкцией определены порядок: постановки осужденных на учет; проведения первоначальной беседы с осужденным; исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исполнения наказания в виде обязательных работ; исполнения наказании в виде исправительных работ; контроля за поведением условно осужденных; проведения первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденных; освобождения от наказания и снятия осужденных с учета; ведения личного дела осужденного [5, с. 60].

Несмотря на наличие полноаспектной, выверенной, четкой системы исполнения уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения, качество исполнения является неудовлетворительным, о чем свидетельствуют показатели криминологического рецидива среди лиц осужденных условно. По данным Федеральной службы исполнения наказаний, уровень рецидивной преступности условно осужденных составляет 30,9%, т.е. треть условно осужденных совершают повторные преступления, что обусловлено, на наш взгляд, несколькими ключевыми причинами:

1. Непрофессионализм сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, что связано с незнанием ими характеристик состоящих у них на учете условно осужденных, и, соответственно, отсутствием конкретной программы реализации воспитательных работ в отношении конкретного осужденного.

2. Назначение условного осуждения высоко криминогенной личности. Очевидно, что когда суд применяет столь «мягкую» меру, как условное осуждение, лицу с антигуманной, агрессивной направленностью, работа уголовно-исполнительных инспекций в виду отсутствия у них широких полномочий, фактически нивелируется. В связи с чем, по мнению автора, представляется целесообразным дополнить полномочия начальников уголовно-исполнительных инспекций обязанностью направлять в прокуратуру дополнительные сведения о преступнике. Сбор дополнительных сведений необходимо осуществлять в ходе беседы с преступником и членами его семьи, мониторинга информационных баз региона на предмет совершения им административных правонарушений. Данная мера призвана искоренить формализм в подходе судей к изучению личности преступников, сформировать мотивированную объективную позицию относительно возможности назначения условного осуждения [6, с. 47].

3. Длительный период от назначения судом условного осуждения до постановки осужденного на учет. Период от провозглашения приговора до начала испытательного срока длится от не-

скольких дней до нескольких месяцев. Правонарушения, совершенные в этот период, не являются основанием для направления материалов в суд, поскольку осужденному не разъяснены порядок и условия отбывания наказания. Разрешение данного вопроса является простым - требуется наделить судей полномочиями по разъяснению обязанностей, которые возлагаются на осужденного с момента вынесения приговора. С осужденного должна быть получена расписка об информировании, прикрепленная к приговору.

4. Отсутствие на законодательном уровне четкого перечня обязанностей условно осужденного - необходимость явки осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию с определенной периодичностью (а также по вызову), трудоустройство, лечение от алкоголической и наркотической зависимости [7, с. 160].

Заключение. Таким образом, основные проблемы исполнения уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения можно дифференцировать на две группы: связанные с назначением условного осуждения и возникающие при осуществлении контроля за поведением условно осужденных. В целях минимизации/нивелирования обозначенных проблем требуется повышение профессионализма сотрудников уголовно-исполнительных инспекций; дополнения полномочий начальников уголовно-исполнительных инспекций обязанностью направлять в прокуратуру дополнительные сведения о преступнике; наделения судей полномочиями по разъяснению обязанностей, которые возлагаются на осужденного с момента вынесения приговора; установления на законодательном уровне четкого перечня обязанностей условно осужденного.

Литература

1. Власова У.С. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по контролю за условно осужденными // Вестник Самарского юридического института. 2017. С. 45-47.

2. Дулова А.И. Актуальные проблемы организации деятельности правоохранительных органов в сфере обеспечения контроля за поведением условно осуждённых и предупреждению повторных преступлений // Молодежный вестник ИрГТУ. 2021. Т. 11. № 4. С. 200-205.

3. Мазнева М.Ю. Специфика исследования ролевых конфликтов у лиц, осужденных без изоляции от общества к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества // Смальта. 2021. № 4. С. 84-96.

4. Малолеткина Н.С. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению института условного осуждения // Функционирование учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. 2019. С. 56-60.

5 -о

сз

<

5. Ольховик Н.В. Непенитенциарные санкции в России: тенденции, проблемы, перспективы // Вестник Кузбасского института. 2018. № 1 (34). С. 59-64.

6. Перемолотова Л.Ю. Некоторые проблемы исполнения наказаний без изоляции от общества и возможные пути их решения (на примере условного осуждения) // Вестник Кузбасского института. 2019. № 1. С. 45-50.

7. Фисенко Д.Ю. Современные тенденции применения условного осуждения // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 4. С.159-165.

8. Цанева А.Н. О юридической природе института условного осуждения в Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. 2012. № 2. С. 125-128.

EXECUTION BY CRIMINAL EXECUTIVE INSPECTIONS OF PROBATIONS

Tolmacheva V.V.

Southwest State University

The purpose of the article is to study the specifics of the execution of probation by the penitentiary inspections. To achieve the stated goal, the following tasks were solved in the work: 1) the legal nature of probation was analyzed; 2) the periodization of the origin, formation and evolution of the institution of probation was carried out; 3) the definition of the definition of "probation" is given; 4) illustrated the dynamics of the use of probation by courts in Russia; 5) the procedure for the execution of probation by the penitentiary inspections has been determined; 6) identified key problems in the implementation of the execution of probation by the penitentiary inspections, as well as the direction of their solution. The methods of retrospective, comparative, graphical, statistical, logical research are used in the work. Based on the results of the study, the author identified the following problems that impede the effective implementation of the execution of probation by the penitentiary inspections: lack of pro-

fessionalism of the employees of the penitentiary inspections, the appointment of a probation of a highly criminogenic person, a long period from the appointment of a probation by the court to the registration of the convict, the absence at the legislative level a clear list of the duties of a probationer. The author's proposals for minimizing / leveling the identified problems will improve the quality of execution of probation by the penitentiary inspections and require amendments to the current legislation.

Keywords: conditional sentence, execution of probation by penitentiary inspections, probation, correctional labor.

References

1. Vlasova U.S. Activity of penal enforcement inspections for the control of conditionally convicted persons // Bulletin of the Samara Law Institute. 2017. pp. 45-47.

2. Dulova A. I. Actual problems of organizing the activities of law enforcement agencies in the field of ensuring control over the behavior of probationers and the prevention of repeated crimes // Youth Bulletin of IrSTU. 2021. Vol. 11. No. 4. pp. 200-205.

3. Mazneva M. Yu. Specifics of the study of role conflicts in persons convicted without isolation from society to punishment measures not related to isolation from society // Smalta. 2021. No. 4. pp. 84-96.

4. Maloletkina N.S. Activity of penal enforcement inspections for the execution of the institute of conditional sentence // Functioning of institutions and bodies executing criminal penalties in the conditions of reforming the penal enforcement system. 2019. pp. 56-60.

5. Olkhovik N.V. Non-monetary sanctions in Russia: trends, problems, prospects // Bulletin of the Kuzbass Institute. 2018. No. 1 (34). pp. 59-64.

6. Peremolotova L. Yu. Some problems of execution of punishments without isolation from society and possible ways of their solution (on the example of conditional conviction) // Bulletin of the Kuzbass Institute. 2019. No. 1. pp. 45-50.

7. Fisenko D. Yu. Modern trends in the use of probation // Bulletin of Omsk University. The series "Law". 2018. No. 4. pp. 159165.

8. Tsaneva A.N. On the legal nature of the institution of probation in the Russian Federation // Society: politics, economics, law. 2012. No. 2. pp. 125-128.

см о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.